THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом, который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где m g ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ΔY.

Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где m T ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета , который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

Изменение любого компонента автономных расходов ведет к изменению равновесного объема выпуска. Но изменение выпуска (дохода) оказывается большим, чем первоначальное изменение автономных расходов. Это происходит благодаря эффекту мультипликатора. Рассмотрим вначале самую простую модель закрытой экономики без государственного сектора, где совокупные расходы складываются из потребительских и инвестиционных (Е = С + I), а функция потребления имеет вид

Если автономные расходы увеличиваются на ΔА (это может быть рост инвестиций), то совокупные расходы и выпуск (доход) вначале тоже возрастут на ΔA (ΔY = ΔА). Рост дохода приведет к увеличению потребления, но не на такую же величину, а на bΔА. Оставшаяся часть прироста дохода сберегается. Увеличение потребления ведет к росту расходов на ту же величину bΔА. Далее производство вновь возрастает, чтобы удовлетворить спрос, выпуск (доход) увеличивается на bΔА. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы - теперь уже на b(bΔА) = Ь 2 ΔА. Возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д. Очевидно также, что с каждым разом величина прироста дохода будет все меньше. Шаги увеличения расходов и дохода (выпуска) можно представить следующим образом.

Прирост расходов

Прирост дохода (выпуска)

Если просуммировать все приросты дохода, равные приростам расходов, и применить формулу суммы убывающей геометрической прогрессии (сумма в скобках) с основанием меньше единицы (b < 1), то получим:

Таким образом, общее изменение дохода равно первоначальному изменению совокупных расходов, умноженному на . Множитель называется мультипликатором (т ) и показывает, на какую величину изменится равновесный доход (выпуск) при изменении совокупных расходов на единицу:

Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, авиакомпания решила инвестировать 100 млн долл. в покупку нового самолета. В этом случае первоначальное увеличение автономных инвестиционных расходов составит 100 млн долл. Рост инвестиционных расходов увеличит ВВП на ту же сумму. Расширение производства на авиационном заводе означает, что вырастут доходы его работников, возможно, будут наняты новые рабочие. Увеличатся и доходы владельцев акций авиационного завода на фоне роста прибыли. В целом доходы вырастут на ту же величину - 100 млн. Доходы распределяются между потреблением и сбережениями в соответствии с предельной склонностью к потреблению. Предположим, что она равна 0,8, т.е. из 100 единиц дохода 80 расходуются на потребление, а 20 сберегаются (пока для упрощения предполагаем, что налоги отсутствуют). Таким образом, работники завода и владельцы акций смогут потратить на покупку товаров и услуг дополнительно 80 млн долл. Торговые предприятия сделают дополнительные заказы на поставки товаров на 80 млн долл. предприятиям-производителям, стимулируя таким образом рост производства и доходов работников и владельцев этих предприятий на эту же величину. Работники предприятий-производителей, получив дополнительные доходы, также смогут увеличить свои потребительские расходы на 64 млн долл. (в соответствии с предельной склонностью к потреблению), что вызовет дальнейший рост производства и доходов у предприятий-поставщиков и т.д. Как показано ниже, расходы первых трех периодов

приведут к росту дохода на 100 + 80 + 64 = 244 млн долл. и процесс будет продолжаться - каждый виток расходов будет стимулировать новый рост производства, доходов и новых индуцированных потребительских расходов.

Максимально возможное суммарное увеличение дохода (обусловленное многократным ростом доходов и потребительских расходов) при b = 0,8 составит в нашем примере млн руб.

Мультипликатор автономных (в данном случае инвестиционных) расходов будет равен пяти.

Таким образом, увеличение автономных расходов на 100 млн долл. привело к росту равновесного уровня дохода на 500 млн долл.

Заметим, что первоначально, когда увеличиваются автономные расходы, планируемые расходы превышают объем выпуска. Фирмы начинают сокращать запасы и наращивать объем выпуска. По мере роста выпуска и дохода увеличиваются индуцируемые расходы (зависящие от дохода), в данном случае - потребительские расходы. Поэтому итоговое увеличение равновесного объема выпуска (дохода) можно представить как сумму первоначального прироста автономных расходов (100) и расходов, индуцированных последовавшим за этим приростом изменением дохода (80 + 64 + 51,2 + ...).

До сих пор рассматривалась простая модель мультипликатора для двухсекторной экономики. Теперь усложним анализ - рассмотрим открытую экономику и дополним модель государственным сектором.

Если перейти к функции потребления, включающей полную налоговую функцию (4.15), и рассматривать открытую экономику, где равновесный уровень дохода определяется уравнением (4.21), то прирост дохода, вызванный изменением автономных расходов, будет равен

(4.22)

где - мультипликатор автономных расходов.

Прирост дохода определяется, таким образом, изменением автономных расходов и величиной мультипликатора. Последний, в свою очередь, зависит от предельной склонности к потреблению b, налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п. Так, при увеличении автономных расходов, например инвестиций, увеличится и объем ВВП. Но при наличии подоходных налогов, а тем более при их увеличении, располагаемый доход возрастет в меньшей степени, чем ВВП. Соответственно, потребление также увеличится меньше, чем могло бы при отсутствии подоходных налогов или при их неизменном уровне. В итоге процесс мультипликации приведет к меньшему приросту ВВП (дохода). Аналогично, если часть потребительских расходов приходится на импорт, они не стимулируют рост ВВП страны. Поэтому увеличение предельной склонности к импорту ведет к уменьшению прироста ВВП и дохода в процессе мультипликации. Арифметически увеличение налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п ведет к уменьшению значения мультипликатора. И наоборот, рост предельной склонности к потреблению означает, что большая часть прироста дохода тратится на потребление (меньшая сберегается), а значит, потребительские расходы стимулируют больший прирост ВВП и дохода. Рост b увеличивает значение мультипликатора расходов.

Согласно кейнсианским представлениям, краткосрочное равновесие в экономике может устанавливаться на уровне ниже потенциала (У 0 < У*, рис. 4.4), т.е. полной занятости ресурсов. В этом случае говорят о рецессионном разрыве - величине, на которую необходимо увеличить совокупные расходы (совокупный спрос), чтобы ВВП достиг потенциального значения, обеспечив полную занятость в экономике (расстояние ВС, см. на рис. 4.4). Для преодоления этого разрыва и достижения полной занятости государство может увеличить совокупные расходы, стимулируя тем самым рост выпуска и занятости.

В случае если фактический ВВП по какой-то причине превышает потенциальный уровень выпуска, говорят об инфляционном разрыве - величине, на которую совокупные расходы превышают уровень выпуска при полной занятости. Другими словами, это величина, на которую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, чтобы равновесный уровень выпуска оказался равен потенциальному (расстояние ВС на рис. 4.5). Для преодоления инфляционного разрыва правительство может сократить расходы, трансферты или увеличить налоги.

Рис. 4.4.

Рис. 4.5.

Таким образом, правительство может менять совокупные расходы несколькими способами: во-первых, увеличивая или уменьшая государственные закупки товаров и услуг (как известно, они являются частью совокупного спроса), во-вторых, меняя налоги или трансферты. Налоги и трансферты воздействуют на спрос опосредованно - через изменение располагаемого дохода.

Если для ликвидации рецессионного разрыва увеличиваются государственные расходы - а они являются частью совокупных расходов - это означает, что при данном уровне дохода возрастают планируемые расходы. Линия планируемых расходов E 0 (рис. 4.6) сдвигается вверх до Е 1 на расстояние ΔG. Равновесие установится в точке В. Рост государственных расходов приведет к приросту дохода (ΔY = Y 1 - Y 0) большему, чем исходное изменение расходов, т.е. ΔY> ΔG и

Отношение называется мультипликатором государственных расходов и показывает, на сколько возрастет доход при увеличении государственных расходов на единицу.

Посмотрим, каким образом воздействует на равновесный уровень дохода изменение налогов? Предположим, что произошло уменьшение автономных налогов на величину ΔТ а. Это сразу же увеличит располагаемый доход на ту же величину. Потребление (с учетом предельной склонности к потреблению) возрастет на bΔТ а, т.е. при прежнем уровне выпуска (дохода) планируемые расходы увеличатся на bΔТ a . на эту же величину сдвинется вверх кривая планируемых расходов. Равновесный уровень дохода увеличится. Итоговый рост дохода в случае закрытой экономики при наличии только автономных налогов в соответствии с уравнением (4.12) получим, умножив первоначальный прирост автономных расходов, вызванный увеличением располагаемого дохода, на мультипликатор:

где - мультипликатор налогов, или налоговый мультипликатор.

Рис. 4.6.

Налоговый мультипликатор по абсолютной величине меньше мультипликатора государственных расходов, поскольку по сравнению с процессом мультипликации автономных расходов в случае изменения налогов отсутствует первый шаг - рост дохода в связи с ростом автономных расходов. Все последующие шаги аналогичны случаю изменения

автономных расходов (например, инвестиций или государственных расходов): рост располагаемого дохода ведет к увеличению потребления; увеличение потребления означает рост расходов на ту же величину bΔТ а; производство возрастает, чтобы удовлетворить спрос, - выпуск (доход) увеличивается на bΔТ а. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы, теперь уже на b(bΔТ а) = Ь 2 ΔТ а, а возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д.

Посмотрим, как будет выглядеть налоговый мультипликатор с учетом полной налоговой функции в открытой экономике. В этом случае автономные расходы

При изменении автономных налогов изменение автономных расходов составит

Соответственно, увеличение равновесного уровня дохода, вызванное снижением автономных налогов, в соответствии с уравнением (4.22) будет равно

Мультипликатор автономных налогов будет равен

В отличие от изменения автономных налогов, которое интерпретируется графически сдвигом кривой планируемых расходов на расстояние bΔТ а, изменение ставки подоходного налога t графически отражается изменением угла наклона кривой планируемых расходов.

Увеличение или сокращение трансфертов, так же как и изменение налогов, воздействует прежде всего на рас

полагаемый доход. Потребление возрастает на величину, равную произведению объема трансфертов на предельную склонность к потреблению bТr. Далее процесс мультипликации протекает аналогично случаю изменения налогов. Мультипликатор трансфертов равен налоговому мультипликатору, но с положительным знаком, а изменение равновесного уровня дохода в этом случае равно

Совокупное изменение дохода в случае одновременного изменения государственных расходов, автономных налогов и трансфертов можно определить, просуммировав изменения каждого компонента автономных расходов, умноженные на соответствующий мультипликатор:

Заметим, что если по каким-то причинам, например в ожидании спада, домохозяйства решают увеличить сбережения и меньше потреблять, то через эффект мультипликатора это может привести к падению дохода гораздо большему, чем снижение потребления (при этом объем сбережений может остаться прежним или даже снизиться в дальнейшем). Этот феномен получил название "парадокса бережливости". Однако если при этом будут увеличиваться инвестиции (именно сбережения высвобождают ресурсы для инвестиций, ограничивая потребление), то снижения дохода не произойдет. Объем производства и занятость останутся прежними, но в структуре выпуска вырастет доля инвестиционных и снизится доля потребительских товаров.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

KG = ΔВНП/ΔG,

где КG - мультипликатор государственных расходов; ΔВНП - приращение валового национального продукта; ΔG - приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению - МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG = ΔВНП/ΔG = 1/МРС.

Основным положением общей теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимость удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент дополнительного роста занятости Кейнс назвал мультипликатором, который показывает соотношение между ростом инвестиций с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой.

При появлении или изменении автономных инвестиций происходят изменения в величине равновесного национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

В чем же причина этого явления, как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может быстро обернуться отдачей в виде готовой продукции. По мнению Кейнса, исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (оборудование, стройматериалы и т. п.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода «эффект кругов по воде». Причем, чем шире становится этот процесс, тем «эффект возмущения» становится менее интенсивным.

Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. Таким образом, сила эффекта мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению и сбережению. При постоянном значении этих показателей определить мультипликатор не представляет труда.

Математически это можно выразить в виде формул, где

Y - национальный доход;

C - потребление;

I - инвестиции;

Iавт. - автономные инвестиции;

MPC - предельная склонность к потреблению;

MPS - предельная склонность к сбережению.

Доход равен расходам: Y = С + I(авт.)

Тогда прирост дохода равен сумме приростов потребления и инвестиций:

Используя формулу предельной склонности к потреблению: МРС = C / Y, получим:

Подставив полученное выражение С в предыдущее уравнение, получим:

Y = Y * МРС + I.

Отсюда: Y * (1 - МРС) = I.

И наконец:

Мультипликатор инвестиций показывает положительное воздействие инвестиций на все другие отрасли. Кейнс предлагал регулировать не только инвестиции, но и национальный доход. Средством для этого он считал налоги, требуя их повышения в целях изъятия сбережений для увеличения государственных инвестиций.

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Еще по теме Мультипликаторы: государственный, инвестиционный, налоговый:

  1. 36. Мультипликаторы и стабилизаторы бюджетно-налоговой политики.
  2. 3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов
  3. 3.5.3 Мультипликатор денежного предложения (банковский мультипликатор).
  4. Сущность банковского, кредитного и депозитного мультипликаторов. Механизм банковского мультипликатора
  5. Вопрос 19 Депозитный мультипликатор. Факторы, определяющие величину депозитного мультипликатора
  6. Инвестиционный налоговый кредит в системе форм изменения обязанности по уплате налога: теоретико-правовые проблемы
  7. Стимулирование и государственная поддержка инвестиционной деятельности
  8. 6.2.Налоговый фактор государственного регулирования экономики
  9. Основные направления государственной инвестиционной политики
  10. Необходимость разработки государственной программы борьбы с налоговой преступностью.
  11. Расчет налоговой базы по правилам налогового контроля трансфертного ценообразования и расчетный способ определения налоговой базы в России

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Налоговый мультипликатор (MRT) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение. жарочная поверхность EZ-Т47 P-L , к тому же в киеве

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется.

Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

(1.5)

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Государственные расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. Закупки государства в свою очередь подразделяются на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Расходы идут на военные, экономические, социальные цели, на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата управления.

Направленность воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию налогов. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

, (1.7)

где Myg - мультипликатор государственных расходов;

Изменение государственных расходов.

Если прирост государственных расходов равен 10 ед., а прирост ВНП составил 20 ед., то это значит, что мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 ед.

(1.8)

Также мультипликатор государственных расходов можно найти, зная предельную склонность к сбережениям.

где MPS - предельная склонность к сбережениям.

Зная величину мультипликатора можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

1. Если предельная склонность к сбережению составляет 0,2, то простой мультипликатор автономных расходов равен …

Для расчета простого мультипликатора автономных расходов (MR) используется формула:

2. Повышение налоговой ставки вызывает …

уменьшение величины мультипликатора автономных расходов

повышение величины мультипликатора автономных расходов

повышение ставки процента на денежном рынке

увеличение совокупного дохода

Мультипликатор автономных расходов (MR) с учетом ставки налога (t) рассчитывается по формуле:

поэтому повышение налоговой ставки (t) вызывает уменьшение величины мультипликатора автономных расходов.

3. Если в экономике страны при предельной склонности к потреблению MPC=0,75, предельной налоговой ставке t=0,12, и предельной склонности к инвестированию MPI=0,2 автономные инвестиции увеличились на 10 млрд.руб., то доход увеличится на ___ млрд.руб.

Увеличение инвестиций вызовет рост увеличение совокупного спроса и дохода:

4. Если при предельной склонности к потреблению МРС = 0,8 и предельной ставки налогообложения 15 % государство снизит автономные налоги на 100 млрд. руб., то совокупный доход увеличится на ___ млрд. руб.

Прежде всего, рассчитаем налоговый мультипликатор (MR):

Снижение автономных налогов увеличивает совокупный доход:

5. Если при предельной склонности к потреблению МРС=0,75 и предельной ставки налогообложения 20% государство увеличит свои расходы на 10 млрд. руб., то доход увеличится на ___ млрд.руб.

Увеличение государственных расходов увеличивает совокупный спрос и объемы производства:

6. Если в экономике страны предельная склонность к потреблению MPC=0,8, предельная налоговая ставка t=0,1, предельная склонность к инвестированию MPI=0,3, а предельная склонность к импорту MPIm=0,2, то полный мультипликатор автономных расходов равен …

7. Если предельная склонность к потреблению составляет 0,8, а ставка налогов (t) 15%, то мультипликатор автономных расходов равен …

Для расчета мультипликатора автономных расходов (MR) с учетом ставки налога (t) используется формула:

8. Если в экономике страны при предельной склонности к потреблению MPC=0,7; предельной налоговой ставке t=0,15; предельной склонности к инвестированию MPI=0,3; предельной склонности к импорту MPIm=0,2 государство сократит свои расходы на 100 млрд. руб., то совокупный доход сократился на _____ млрд. руб.

9. Если предельная склонность к потреблению снизится с 0,8 до 0,75, то мультипликатор автономных расходов …

уменьшится на 20%

увеличится на 25%

уменьшится на 6,25%

увеличится на 6,7%

Мультипликатор автономных расходов (MR) рассчитывается по формуле:

поэтому уменьшение предельной склонности к потреблению уменьшит величину мультипликатора автономных расходов на 20 %.

10. Если при увеличении государственных расходов на 100 млрд. экю, ВВП увеличился на 250 млрд. экю, то мультипликатор автономных расходов равен …

Рассчитать мультипликатор налогов

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов , т.е. не зависящих от уровня дохода. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид: С = С + m рc (Y – Т ).

Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (РД = ЛД – Т). Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов — увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ (D Y = D С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов.

Подставив формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппировав, получим:

Þ

Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку (1 – m рc) есть не что иное, как m рs (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор налогов можно записать и как (- m рc / m рs). В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 — 0.8) = — 0.8 / 0.2 = — 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления: в функцию национального дохода Y= С + I + G , получим: Y = С + m рc (Y – Т ) + I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов К Т, то и, следовательно D Y = К Т D Т

Следует обратить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (DТ= — 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$ (DY = — mрc /(1 – mрc) х (DТ) = — 0.8/(1 – 0.2) х 100 = — 4 х (-100) = 400)

2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок (очевидно, что

Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (D G = D Т). Как следует из нашего примера, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100: 100 = 1).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: ,

а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода: .

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. .

Следовательно .

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

. Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода , причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов .

Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам

Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в

себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии .

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: D Тr = D РД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна m рс /(1– m рс) или m рс / m р s . Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

gumanitarist.narod.ru

Налоговый мультипликатор, мультипликатор автономных расходов. Теорема Хаавельмо 1561

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Если инвестиции и чистый экспорт не изменяются, то ключевое значение для повышения совокупного спроса и решения проблемы безработицы имеют госрасходы (G) и налоговые отчисления (T).

Когда госрасходы увеличиваются на ∆G, то линия AD сдвигается на ∆G, а равновесный объем производства увеличивается на ∆Y=∆G ∙k μ =∆G∙ (рис. 21).

При сокращении налогов на ∆Т, располагаемый доход увеличится на ∆Т, а потребительские расходы и спрос увеличатся на ∆Т∙МРС. Следовательно, линия AD поднимается на эту величину, что приведет к росту дохода ∆Y на ∆Т∙МРС∙ .

МРС∙ – налоговый мультипликатор k μ Т . Обратим внимание на то, что величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора госрасходов k μ G , потому что МРС∙ Т = k μ G – 1.

Следовательно, политика госрасходов сильнее налоговой политики . При ∆G=∆Т будет наблюдаться равенство ∆G=∆Y – ситуация мультипликатора сбалансированного бюджета, равного единице. Прирост госрасходов (∆G) на определенную величину при условии их финансирования за счет увеличения налогов на такую величину приводит к росту ВВП (∆Y) на такую же величину (∆G=∆Т=∆Y). Это содержание известной теоремы Т. Хаавельмо.

Согласно теореме Хаавельмо при сбалансированном бюджете, когда ∆G=∆Т, дополнительная нагрузка на бюджет порождает неодинаковые последствия в зависимости от того, растут ли госрасходы при неизменных налогах или при снижающихся налогах. ВВП растет в большей степени при росте госрасходов, чем при снижении налогов. Это опровергает знаменитую в экономической теории теорему эквивалентности Рикардо-Барро, согласно которой снижение налогов при неизменных госрасходах не влияет на национальные сбережения и экономический рост. (Правда, Д. Рикардо затем отказался от этого положения, как противоречившего практике).

Если будем учитывать влияние на доход всех факторов (C, I, G, NX), то получим сложный мультипликатор автономных расходов μ е:

μ е , где

t’ – ставка налогообложения,

МРМ – предельная склонность к импорту (),

MLR – предельная норма утечки.

Сложный налоговый мультипликатор μ t рассчитывается по формуле:

μ t .

Типовые задачи на эффект мультипликатор и на принцип эффективного спроса.

Решение. Т=t*Y, тогда С=0,7(Y-0,13Y)+50.

С=0,61Y+50, а S=Y–C= – 50 +0,39Y.

2. Потребительская функция имеет вид С=40+0,75(Y–Т). определить объем сбережений, если ставка подоходного налога равна 20% и общий доход Y=300.

Решение. S=(Y–Т)–C, а (Y–Т)=Y–t*Y=300-0,2*300. Откуда Y–Т=240, а S=240-40-0,75*240=20.

3. При С=0,6(Y–Т), I=120, G=100, t=0.25 на рынке установилось равновесие, но существующие производственные мощности позволяют увеличить ВВП (Y) в 1,25 раза. Как государство должно изменить расходы и (или) ставку подоходного налога t, чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей при сбалансированном госбюджете?

Решение. Y=0,6(Y-0,25*Y)+120+100 → Y=400. Следовательно, потенциально высокий Yп=400*1,25=500.

Применяя теорему Хаавельмо, получим: Yп=0,6(Yп–tп*Yп)+120+G. Поскольку G=tп*Yп, тогда 500=0,6(500–tп*500)+120+ tп*500 → tп=0,4; G=200.

Решение: ∆Y=∆I∙μ I =(-50)∙ = -200 млрд. EUR.

5. В экономике, где С=0,8Y госрасходы увеличиваются на 1. Как изменится Y?

Решение: ∆Y=∆G∙μ G =1∙ = 5. Величина дохода будет равна Y+5.

Вопросы для контроля и задания

1. В экономике данной страны склонность к потреблению составляет 80% располагаемого дохода граждан. Как изменится ВВП страны, если инвестиции увеличатся на 100 млрд. крон?

2. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВВП, если государство увеличивает свои закупки (G) на 2 млрд. долл. не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту – 0.

Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбаланси­рованного бюджета

Государственные расходы - это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение то­варов и услуг для собственного потребления или регулирова­ния спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инве­стициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирую­щим эффектом , который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов - это от­ношение приращения валового внутреннего (или националь­ного) продукта за счет приращения государственных расхо­дов:

где m g - мультипликатор государственных расходов; AY - абсолютный прирост валового национального продукта; AG

Абсолютный прирост государственных расходов; МРС - предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 13.1). Если государственные расходы увеличиваются на AG, то кри­вая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же вели­чину, точка равновесия перемещается из положения А в по­ложение В, а равновесный объем производства возрастает от Yi до Y2 на величину AY.

Ei»Y: Е;»Y? Y (доход, выпуск)

Рис. 13.1. Влияние государственных расходов на нацио­нальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, т.к. государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту ин­вестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обрат­ная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохо­зяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тен­денцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно,

находятся под непосредственным регулированием и контро­лем со стороны государства. Первостепенные факторы влия­ния на данный процесс - это рост цен, изменение курса валю­ты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на цикли­ческие колебания экономики позволяет: в период спада - уве­личивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума - сокращать расходы, за­щищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное произ­водство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной ча­сти бюджета в первую очередь через механизм налогообло­жения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от по­требительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюд­жет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной эконо­мике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где шт - налоговый мультипликатор; АТ - изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис.

Рис. 13.2. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания нацио­нальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и следовательно к увеличении потреб­ления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соот­ветственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестици­онные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вы­вод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от сни­жения налогов. Это действие необходимо учитывать при вы­боре инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мульти­пликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предпо­лагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в до­ходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении ра­венства

scicenter.online

Мультипликатор чистых налогов – коэффициент, который отражает, во сколько раз превысит окончательная сумма планируемых расходов, образующих ВНП страны, первоначальную сумму изменения чистых налогов.

Учитывая то, что чистые налоги являются разницей между доходом, полученным государством от налогообложения населения, и совокупной суммой трансфертных платежей, на величину мультипликатора будет влиять как размер налогов, так и суммы трансфертов. То есть снижение величины чистых налогов будет говорить о повышении трансфертных выплат, например, пенсий.

Мультипликатор чистых налогов и предельное потребление

Мультипликатор чистых налогов, равно как мультипликатор расходов, тесно связан с понятием предельного потребления. Однако есть важное отличие: если, например, правительство стремится увеличивать закупки, вся выделенная им сумма идет на потребление. Однако если чистые налоги снижаются на ту же сумму, это говорит только об увеличении доходов населения. Если предельная склонность равна всего, скажем, 0.75, население будет тратить лишь три четверти от полученного дохода на потребление.

Мультипликатор формируется по следующей цепочке:

q + q^2 + q^3 + q^4 + … = q / (1 – q)

где q – это предельная склонность к потреблению.

Мультипликатор чистых налогов возможно выразить через мультипликатор расходов, используя следующую формулу:

Мультипликатор Чистых налогов = Мультипликатор Расходов – 1

Пример использования мультипликатора чистых налогов

Рассмотрим такой пример применения мультипликатора: правительство планирует увеличить общий спрос на 400 млрд. долларов при предельной склонности к потреблению 0.8. Для этого ему понадобится при неизменной сумме налога повысить трансфертные выплаты на сумму:

400 – (0.8 * 400) = 80 млрд. долларов

Другим вариантом является снижение налоговых выплат и сохранение трансфертов на прежнем уровне.

Стоит сказать, что применение мультипликатора в борьбе с экономическим застоем приносит меньший эффект, чем использование правительственных расходов. Экономисты связывают этот факт с тем, что правительству приходится брать кредиты для увеличения трансфертных выплат, что изменяет склонность к сбережениям, следовательно, воздействует и на размер мультипликатора.

Неустойки штрафы пени для налогового учета Работодатель, оплачивающий питание своих сотрудников, вправе учесть такие «обеденные» затраты в базе по налогу на прибыль. Если, конечно, соблюдены определенные условия. ИП выплачивает […]

  • Несвоевременная уплата налога на землю ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « 08» июля 2013 г. мировой судья судебного участка № 42 Самарской области Фирсова Е.Н. при секретаре Головачевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании […]
  • Материнский капитал в Ставрополе и Ставропольском крае В 2011 году в Ставропольском крае официально появилась программа регионального материнского капитала для многодетных семей. Однако позже местные власти неоднократно переносили сроки […]
  • С 1 июля 2013 года водителей может ждать очередное ужесточение – штрафы за все нарушения ПДД планируют существенно увеличить, размер минимального взыскания хотят поднять сразу в пять раз. Соответствующий пакет поправок в Кодекс об […]
  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама