THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Лекция 7. Государственные и муниципальные заимствования

Муниципальные займы

Муниципальный займ привлечение органами местного самоуправления денежных средств в местный бюджет, путем выпуска муниципальных ценных бумаг и получения кредита от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние заимствования, по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 104) разрешил муниципальным образованиям осуществлять заимствования в иностранной валюте только у Российской Федерации, исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Заимствования у РФ в иностранной валюте муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования. В других случаях заимствования муниципальных образований в иностранной валюте не допускаются.

Муниципальные заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита местных бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.

Предельный объем заимствований муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств.

Органы местного самоуправления формируют Программу муниципальных заимствований на очередной финансовый год (плановый период), которая представляет собой перечень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год (плановый период) является приложением к решению о местном бюджете на очередной финансовый год (плановый период).

Пример: Программа
муниципальных внутренних заимствований г.Томска на 2008 год

Настоящая программа муниципальных внутренних заимствований г.Томска составлена в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и устанавливает перечень муниципальных внутренних заимствований г.Томска, направляемых на финансирование дефицита бюджета г.Томска и погашение муниципальных долговых обязательств г.Томска.

1. Объем заимствований г.Томска на 1 января 2008 года должен составить 798 107 500,00 рублей, в т.ч. по видам:

2. В целях финансирования дефицита бюджета г.Томска, а также для погашения муниципальных долговых обязательств г.Томска в 2008 году планируется осуществить следующие заимствования:

3. Установить предельный объем выпуска муниципальных ценных бумаг г.Томска в 2008 году в сумме 500 000 000,00 руб.

Источник: Приложение 8 к решению Думы города Томска от 27.11.2007 № 686

Поступления в местный бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита местного бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по муниципальным ценным бумагам), учитываются в местном бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга.

Поступления в бюджет от размещения муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов по обслуживанию муниципального долга в текущем финансовом году.

Погашение основной суммы муниципального долга, возникшего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.

Муниципальные образования регистрируют свои займы в Министерстве финансов РФ. Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченным органом в муниципальную долговую книгу в срок не более 3 дней с момента возникновения обязательств. Эта информация в обязательном порядке передается органу, ведущему долговую книгу субъекта РФ и затем в государственную долговую книгу РФ. Муниципальная долговая книга содержит информацию об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в т.ч. гарантий), о дате заимствований, о формах обеспечения, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другую информацию, состав которой определяется представительным органом местного самоуправления муниципальных заимствований.

Муниципальный долг - совокупность обязательств, возникающих из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других долговых обязательств, принятых на себя муниципальным образованием.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (ст. 100) структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по:

· ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

· бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

· гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Иные долговые обязательства муниципального образования не предусмотрены российским законодательством.

В объем муниципального долга включаются: номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет; объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; объем обязательств по муниципальным гарантиям; объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Муниципальный долг обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами.

Местная администрация по истечении сроков издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств. Списание с муниципального долга осуществляется посредством уменьшения объема муниципального долга по видам списываемых муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета.

Это правило не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на муниципальные долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Российская Федерация и субъект РФ не несет ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией и субъектом РФ. Соответственно, муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием.

Бюджетный Кодекс РФ (ст. 107) установил предельный объем муниципального долга, т.е. объем, который не может быть превышен при исполнении соответствующего местного бюджета.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов бюджета, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение при исполнении местного бюджета указанных ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году, утвержденный решением о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Муниципальные ценные бумаги

Муниципальные ценные бумаги - эмиссионные ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Муниципальные ценные бумаги (облигации) удостоверяют право их владельца (юридических и физических лиц) на получение от эмитента (администрация муниципального образования) денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Правовые основы участия муниципального образования в выпуске и размещении ценных бумаг, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и от 29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», Уставом и другими нормативными актами муниципального образования.

Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, направляются на покрытие дефицита местного бюджета, погашение муниципальных долговых обязательств, а также на другие цели, установленные решением представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год.

К основным целям и задачам участия муниципального образования на рынке ценных бумаг относятся:

Развитие рынка муниципальных ценных бумаг;

Оптимизация и совершенствование структуры муниципального долга и сокращение расходов на его обслуживание;

Повышение инвестиционной привлекательности территории и привлечение в экономику муниципального образования дополнительных инвестиционных средств физических и юридических лиц.

Основными функциями органов местного самоуправления являются:

1. Представительный орган местного самоуправления - утверждает Генеральные условия эмиссии муниципальных ценных бумаг; утверждает предельный размер эмиссии; устанавливает направления использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг;

2. Администрация муниципального образования - выступает эмитентом муниципальных ценных бумаг; разрабатывает проект решения об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг; утверждает условия эмиссии и обращения ценных бумаг; принимает решение об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг; организует государственную регистрацию проспекта эмиссии; организует размещение, погашение и обслуживание ценных бумаг; утверждает отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумага и направляет его в Министерство финансов Российской Федерации; осуществляет иные действия.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются в одной из следующих форм: именные бездокументарные ценные бумаги; именные документарные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением (учетом); документарные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом). Ценные бумаги выпускаются с переменным купонным доходом, переменным купонным доходом и амортизацией долга, фиксированным купонным доходом, фиксированным купонным доходом и амортизацией долга.

Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг должны включать указание на: вид муниципальных ценных бумаг; форму выпуска муниципальных ценных бумаг; срочность данного вида муниципальных ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); валюту обязательств; особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента; ограничения оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

В соответствии с Генеральными условиями администрацией муниципального образования разрабатываются и утверждаются Условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг. На основании указанных выше документов администрация муниципального образования принимает решение об эмиссии отдельного выпуска муниципальных ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия: наименование эмитента; дату начала размещения муниципальных ценных бумаг; дату или период размещения муниципальных ценных бумаг; форму выпуска муниципальных ценных бумаг; указание на вид муниципальных ценных бумаг; номинальную стоимость одной муниципальной ценной бумаги; количество муниципальных ценных бумаг данного выпуска; дату погашения муниципальных ценных бумаг; наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев муниципальных ценных бумаг, или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев муниципальных бумаг данного выпуска и иные условия.

Администрация муниципального образования обязана учитывать обязательства, возникшие в результате эмиссии муниципальных ценных бумаг.

Исполнение обязательств, возникших в результате эмиссии муниципальных ценных бумаг, осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств муниципальной казны.

Раскрытие информации о муниципальных ценных бумагах осуществляется путем опубликования в средствах массовой информации.

Органы местного самоуправления вправе привлекать профессиональных участников рынка ценных бумаг для организации, проведения и обслуживания эмиссии муниципальных ценных бумаг в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципального образования.


Похожая информация.


1. Реферативная часть: Условия выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг


1.1 Условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг


1.1.1 Сущность государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства государства перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре. Это источник финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений.

Целевое назначение государственных и муниципальных ценных бумаг состоит в привлечении финансовых ресурсов для покрытия дефицита бюджета, отсрочке выплаты имеющегося долга, финансировании целевых программ, они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. ГЦБ являются одной из форм государственного долга, и довольно гибким финансовым инструментом для привлечения денежных средств и реализации финансовой политики. В странах с развитой рыночной экономикой в среднем до 97% внутренней государственной задолженности выражено в рыночных ценных бумагах. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

Ценные бумаги государства представлены облигациями разных видов, которые различаются по целевому назначению, номиналу, сроку погашения и многим другим параметрам. В сравнении с корпоративными ценными бумагами, государственные имеют ряд преимуществ для инвесторов:

Во-первых, они имеют более высокий уровень надежности для вложения денежных средств и минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему, это связано с тем, что доходы государственного бюджета всегда позволяют своевременно и в полном объеме выполнять долговые обязательства по ним;

Во-вторых - имеют льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами. На государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции и получаемые доходы. Данный порядок применяется государством для того, чтобы в экономике всегда имелся спрос на его облигации и в нужный момент не возникло бы проблем с продажей необходимого их количества частным инвесторам;

В-третьих, они имеют низкую волатильность и более стабильную доходность.

С точки зрения эмитента (государства), ценные бумаги как инструмент финансирования имеют также ряд преимуществ:

Во-первых, позволяют привлечь большие объемы денежных средств, вследствие большого количества инвесторов;

Во-вторых, позволяют эмитенту маневрировать при определении характеристик займа, поскольку все параметры займа (объем, сроки, величина процентной ставки, условия выпуска, обращения и погашения и т.д.) государство определяет самостоятельно;

В-третьих, ценные бумаги обладают более льготными условиями, чем банковские кредиты и кредиты международных организаций.

Помимо этого облигационные займы государства могут иметь свои особенности, к примеру, после окончания срока погашения одни облигации могут быть обменены на другие, с учетом капитализации дохода. Облигации так же могут быть конвертируемыми, то есть могут быть обменены на другой вид ценных бумаг. государственный муниципальный ценный бумага

В зависимости от целей выпуска облигационные займы государства могут быть ориентированы на юридических лиц (большой номинал, бездокументарная форма представления), физических лиц (документарные бумаги небольшого номинала, наличие розыгрышей призов), иностранных лиц (валютный номинал, размещение на зарубежных рынках). Облигации в иностранной валюте являются эффективным средством привлечения денежных средств, так в период 90х годов Россия привлекла в два раза больше запланированных средств, разместив еврооблигации.

Таким образом, государственные ценные бумаги обеспечивают оптимальное сочетание собственных интересов и интересов определенного слоя инвесторов на рынке ценных бумаг.


1.1.2 Классификация государственных ценных бумаг

В каждом государстве классификация ценных бумаг имеет свою специфику в силу уникальности государственного устройства и истории развития рынка ценных бумаг.

Выделим общую классификацию государственных ценных бумаг:

По виду эмитента:

ценные бумаги федерального правительства;

муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;

ценные бумаги государственных учреждений;

ценные бумаги, которым придан статус государственных.

По форме обращаемости:

рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;

нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

По срокам обращения:

краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5 - 10 лет;

долгосрочные, т.е. имеющие срок обращения обычно свыше 10 - 15 лет.

По способу выплаты (получения) доходов:

процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);

дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:

облигации на покрытие дефицита бюджета;

рефинансирования задолженности по осуществленным ранее облигационным займам;

отсрочки уплаты долга;

финансирования целевых программ.

Как правило, государства выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, это вполне разумно, поскольку каждый эмитент заинтересован в долгосрочном финансировании. В то же время выпуск в больших объемах долгосрочных государственных облигаций говорит о финансовой нестабильности в стране.

На рынках развитых государств присутствует большое количество разновидностей государственных ценных бумаг. Рынок ГЦБ занимает значительную долю рынка ценных бумаг.

К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР - облигации Банка России). Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.

По данным Минфина РФ, в структуре государственного долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами наибольший удельный вес составляют ОФЗ-АД (52,7%).


1.1.3 Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», регулируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексов РФ, Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «О рынке ценных бумаг», а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального банка РФ.

Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета.

Государственные облигации выпускаются либо в обычной документарной форме, при которой каждая облигация существует в виде отдельного документа, либо в специфической документарной форме. Последняя означает, что сам выпуск оформляется документарным сертификатом сразу на все составляющие его облигации, а их учет по отдельным владельцам осуществляется в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях.

В РФ государственные органы при выпуске ценных бумаг обязаны утвердить Генеральные условия эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов. Генеральные условия эмиссии должны включать указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность данного вида ценных бумаг, валюту обязательств, особенность исполнения обязательств, ограничения обороноспособности ценных бумаг, а так же ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Каждому отдельному и дополнительному выпуску присваиваются параметры, которые должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:

·наименование эмитента;

·дату начала размещения ценных бумаг;

·дату или период размещения;

·форму выпуска ценных бумаг;

·указание на вид ценных бумаг;

·номинальную стоимость одной ценной бумаги;

·количество ценных бумаг данного выпуска;

·дату погашения ценных бумаг;

·наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарий, которые осуществляют учет прав владельцев бумаг данного выпуска;

·ограничения эмитента на выпуск ценных бумаг;

·иные условия имеющие значения для размещения и обращения государственных ценных бумаг.

Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем, условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в СМИ не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Государственные ценные бумаги - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

Государственные ценные бумаги выпускают многие страны с рыночной экономикой. Цели выпуска государственных ценных бумаг – это, прежде всего, финансирование дефицита государственного бюджета, управление наличной денежной массой, финансирование определенных инвестиционных проектов (например, в Японии выпускаются государственные «строительные» облигации, за счет которых осуществляются социальные проекты). Могут быть и иные цели. Так в1988 г. в Великобритании были выпущены государственные облигации, номинированные в ЭКЮ. Эти бумаги не были связаны с финансированием государственного бюджета, цель их выпуска – пополнение валютных резервов страны. В некоторых странах государственные ценные бумаги широко используются для проведения денежной политики путем операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке -–это покупка и продажа Центральным банком страны ценных бумаг, чаще всего – государственных. При покупке ценных бумаг Центральным банком денежная масса в обороте расширяется, при продаже – сжимается.

В настоящее время в России принят закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с этим законом можно выделить:

Федеральные государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги субъектов федерации

Муниципальные ценные бумаги.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, именными и на предъявителя. Государственные ценные бумаги могут составлять как внутренний, так и внешний долг и быть номинированы как в рублях, так и в иностранной валюте. Муниципальные ценные бумаги внешний долг составлять не могут и выпускаются только с рублевым номиналом.

До августа 1998 г. рынок государственных ценных бумаг был наиболее развитым сегментом российского фондового рынка. Государство во все времена является одним из крупнейших заемщиков. Даже в Советском Союзе, несмотря на практически полную централизацию финансовых ресурсов в руках государства и отсутствие финансового рынка, тем не менее, осуществлялись выпуски облигаций государственных займов (так, за период с 1922 по 1957 год в СССР было выпущено около 60 государственных облигационных займов, в 1957 – 1990 годах – 5 таких займов). Инвесторами этих займов было население.

Рынок государственных ценных бумаг в России в 90-х годах 20 века развивался стремительно. Приватизационный чек («ваучер») – государственная ценная бумага на предъявителя, появившаяся в 1992 году, стала первой массовой ценной бумагой, стихийный вторичный рынок которой сформировался практически немедленно после выпуска ее в обращение. Именно ваучер «привил вкус» россиянам к операциям на финансовом рынке.


В начале 90-х годов 20 века Российское государство столкнулось с очень серьезными финансовыми проблемами, одной из которых был колоссальный дефицит федерального бюджета, который покрывался за счет эмиссии денег. В результате Россия оказалась на пороге гиперинфляции, инфляция исчислялась сотнями процентов в год. Попытка найти неинфляционные источники покрытия бюджетного дефицита привела к быстрому развитию рынка государственных ценных бумаг. Было форсировано формирование технологического обеспечения торгов, в результате чего российская торговая система Московской межбанковской валютной биржи, а позднее и региональных бирж, через которую сначала осуществлялись только сделки с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), а позднее и с другими бумагами (облигациями федеральных займов с переменными и постоянными купонами, облигациями акционерного общества «Высокоскоростные магистрали») является одной из лучших в Европе и мире. Этот рынок – «рынок ГКО», быстро завоевал популярность не только у российских, но и у иностранных инвесторов, в первую очередь за счет высокой доходности вложений в эти финансовые инструменты. Однако «перегретый», высокодоходный и, как следствие, высокорискованный рынок ГКО не мог не рухнуть, что и произошло в августе 1998 года. Государство отказалось платить по своим долгам.

Означает ли это, что рынок государственных ценных бумаг перестал существовать? Конечно же, нет. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (даже во времена директивной централизованной экономики). Надеемся, этот сегмент финансового рынка будет развиваться более цивилизованно, в строгих рамках закона. И эмитенты, и инвесторы, пережившие ряд дефолтов по внутренним российским долгам, станут «осмотрительнее», решения о выпуске ценных бумаг и инвестировании в них – более взвешенными, основанными на знании (и не только понаслышке) объективных закономерностей развития финансового рынка, а не на стремлении получить деньги любым путем. Ведь рынок государственных ценных бумаг, как и финансовый рынок вообще – объективно необходимый элемент рыночной экономики, механизм перераспределения финансовых ресурсов. И если этот механизм будет работать «как часы», без сбоев и остановок, от этого выиграет и эмитент, и инвестор, и российская экономика в целом.

В настоящий момент в обращении находятся и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные государственные ценные бумаги, выпущенные как от имени Российской Федерации, так и отдельных субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, выпускались и облигации Банка России в конце 1998 г. В обращении находятся российские государственные ценные бумаги, номинированные как в российской валюте, так и в валютах других государств (например, в долларах США, немецких марках). В обращении находятся как «обычные» по конструкции купонные и дисконтные облигации, так и более интересные облигации с плавающим купоном, облигации, обращение которых предполагает наличие «особой недели» (Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года), выигрышные облигации. Ранее выпускались «Золотые сертификаты», номинированные в золоте (1993 год), Казначейские обязательства (1994 год), сочетающие в себе свойства облигации, векселя, налогового освобождения.

В настоящее время в обращении находятся следующие виды государственных ценных бумаг, выпущенные от имени Российской Федерации:

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

Облигации государственного внутреннего валютного займа (так называемые «вэбовки»)

Облигации государственного сберегательного займа

Еврооблигации – облигации, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся на международном рынке.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) выпускаются в России с 1993 г. как дисконтные именные бездокументарные ценные бумаги. Их конструкция «списана» с казначейских векселей США (кстати, выражение «ставка без риска» относится именно к этим казначейским векселям. Оно означает, что казначейские векселя США «свободны от риска банкротства эмитента» – но не от других видов рисков). Торговля ГКО осуществляется только через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и системы региональных валютных бирж (в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Самаре, Ростове, Нижнем Новгороде). Срок их обращения – до 1 года.

Облигации федерального займа (ОФЗ) появились в 1995 г. как среднесрочные именные бездокументарные купонные облигации. Срок их обращения – более 1 года. Доход по этим облигациям выплачивается в виде процентных выплат с разной периодичностью для разных выпусков (1, 2 и 4 раза в год). Купон может быть фиксированным и плавающим. Обращаются ОФЗ, как и ГКО, через торговую систему ММВБ.

«Вэбовки» появились в 1993 г. Дело в том, что в 1991 г. Внешэкономбанк СССР оказался неплатежеспособным, в нем были заморожены валютные счета юридических и физических лиц. В 1993 г. задолженность перед юридическими лицами была оформлена в виде облигационного займа Облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Данный заем был оформлен как 5 траншей облигаций с разными сроками погашения (от 1 до 15 лет), номинирован в долларах США. Облигации были выпущены как документарные предъявительские ценные бумаги с ежегодными купонными выплатами в размере 3 %. Позднее выли выпущены еще 2 транша этих облигаций. ОГВВЗ – это пример секьюритизации задолженности. Секьюритизация – это превращение (переоформление) задолженности в обращаемые ценные бумаги.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) предназначались в первую очередь для физических лиц. Впервые они были выпущены в 1995 г. Это документарные предъявительские купонные облигации со сроком обращения более одного года. Платежным агентом по этим облигациям выступает Сбербанк России, куда инвесторы обращаются для получения процентных платежей и погашения основной суммы долга (самой облигации).

В 1996 г. Россия вышла на внешний рынок облигационных заимствований – на рынок еврооблигаций.

Рынок евробумаг начал формироваться примерно в 60-е годы 20 века. Название «евро» - это дань традиции, поскольку первые такие бумаги появились в Европе. В настоящее время – это поистине мировой рынок ценных бумаг, где и эмитентами, и инвесторами, и посредниками выступают представители самых разных стран.

Евробумаги – это ценные бумаги, выпущенные в валюте, иностранной для эмитента, и размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной. Различают евроакции, еврооблигации и краткосрочные евробумаги (простые обращающиеся векселя). Эмитентами этих бумаг могут быть не только государства, но и частные компании.

Основными финансовыми центрами рынка евробумаг являются Лондон, Люксембург, Цюрих. Расчеты по сделкам осуществляются через две депозитарно-клиринговые системы – Седел и Евроклир (в 2000 г. произошло объединение Седел с клиринговой организацией Франкфуртской фондовой биржи и образовалась суперсистема Клеарстрим).

Рынок евробумаг – это регулируемый рынок. В 1969 г. образовалась ISMA – Ассоциация участников международных фондовых рынков. Этой ассоциацией разработана детальная и масштабная система регулирования, включая правила совершения сделок, улаживания сделок, этики поведения и процедур разрешения конфликтов.

В настоящее время в обращении находится 11 выпусков российских еврооблигаций, номинированных в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах. Самый «длинный» из них имеет срок погашения в 2030 г., самая высокая купонная ставка – 12,75 % (срок погашения – 2028 г.)


Ценные бумаги муниципальные – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета. Муниципальные облигации включают в себя ценные бумаги, выпущенные штатами, городами, округами, маленькими городами, школьными районами и органами управления платными автодорогами. Более чем 91 000 различных органов власти продают облигации для финансирования своих проектов - таких как строительство школ и других общественных зданий, инфраструктуры и жилья. Рынки муниципальных облигаций в силу существующих различий между ценными бумагами федерального правительства и муниципальными ценными бумагами контролируют процесс выпуска муниципальных ценных бумаг и облигаций корпораций. Основой деятельности инвестиционных банков является подписка на выпуски ценных бумаг. Они покупают ценные бумаги у правительств штатов, местных властей и корпораций по гарантированным ценам для перепродажи инвесторам. Подписка заключает в себе некоторый риск, потому что никто не может гарантировать инвестиционному банку, что он сможет перепродать ценные бумаги по цене, по меньшей мере равной той, которую они сами уплатили продавцам. Два и более инвестиционных банка могут осуществлять подписку; они могут пригласить другие банки для участия в сбыте. Торговый рынок муниципальных ценных бумаг состоит из нескольких сот дилеров (которыми, в основном, являются банки) и небольшого числа брокеров. Муниципальный Совет Управляющих, учрежденный в соответствии с поправкой к Закону о ценных бумагах от 1975 года, регулирует функционирование этого рынка. Муниципальные облигации обычно выпускаются номиналами не менее 5000 долларов. По большинству из них выплачивается полугодовой процент (по прилагаемым купонам). Доход от муниципальных облигаций не облагается федеральным подоходным налогом, что делает эти ценные бумаги особенно привлекательными для людей из групп с высоким уровнем жизни. Процент по муниципальным облигациям выглядит более привлекательно, если брать в расчет свободу от налогов, хотя рыночные ставки по муниципальным ценным бумагам ниже, чем по облигациям корпораций и облигациям Государственного казначейства. Муниципальные ценные бумаги со сроком погашения менее одного года иногда называются свободными от налогов коммерческими бумагами». Муниципальные облигации обычно имеют рейтинги, закрепленные за ними агентствами по рейтингу облигаций. Рейтинг помогает инвестору в выборе облигаций. Он отражает диверсифнцированность промышленности и стабильность занятости в регионе, величину его совокупного долга. Мнения официальных экспертов теперь печатаются на оборотной стороне муниципальных облигаций; там также объясняются юридические основы метода финансирования, количество выпущенных облигаций, цели и условия контракта. Эти пояснения помогают пробраться через частокол правительственных и местных ограничений и запретов. Некоторые муниципальные ценные бумаги могут быть выкуплены до истечения срока погашения. Эмитент предпримет эту операцию, если нормы процента упадут до относительно низкого уровня. Муниципальные ценные бумаги, полностью обеспеченные налогами местного органа, их выпустившего, носят название общих облигаций. Целевые муниципальные облигации. Традиционно выпуски муниципальных облигаций предназначаются для финансирования общественных проектов. Однако, с конца 70-х годов, свободные от налогов целевые муниципальные облигации стали выпускаться для финансирования частных предприятий - таких как аренда жилья, строительство частных домов, студенческие займы, сооружение электростанций, прокладка автомобильных линий, контроль за загрязнением окружающей среды, эксплуатация аэропортов и культурных центров, а также ряда частных бесприбыльных организаций, как, например, больницы. Целевые муниципальные облигации выгодны предпринимателям, получающим денежные средства путем выпуска облигаций с процентным доходом, который несколько ниже, чем обеспеченный рыночными процентными ставками ценных бумаг. Они небезвыгодны и инвесторам, которые получают доход, свободный от подоходного налога. В результате федеральное правительство субсидирует как предпринимателей, так и инвесторов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономика муниципального хозяйства»

Муниципальные ценные бумаги


Введение

1. Определение, классификация и виды ценных бумаг

2. Основные характеристики и формы заимствования

3. Муниципальные ценные бумаги

4. Участники рынка ценных бумаг

Заключение

Список литературы


Введение

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на части, которые вновь направляются в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Данная работа является актуальной потому, что ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию.

При написании своей курсовой работы я использовал действующее законодательство: Конституция (Основной Закон) РФ, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями на 18 июля 2005 года), законы и постановления органов законодательной власти, а также другие подзаконные акты и правовые нормы, связанные с рынком ценных бумаг.

Задачами данной курсовой работы является рассмотрение современного рынка ценных бумаг, дача чётких определений касающихся этой темы и рассмотрению тенденций на современном рынке ценных бумаг.


1. Определение, классификация и виды ценных бумаг

В Гражданском кодексе Российской Федерации дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности. Утрата ценной бумаги лишает возможности реализовать выраженное в ней право.

К ценным бумагам ГК РФ относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Действующее законодательство не дает закрытого перечня ценных бумаг, обращающихся на российском рынке.

В число ценных бумаг входят разнотипные документы, соответствующие ресурсам, права на которые они выражают. Для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги.

Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему.

Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Они играют главную роль как высшая форма инвестиций, даже при отсутствии денежного дохода он все-таки существует в виде каких-либо преимуществ, льгот или иной материальной выгоды.

В-третьих, ценные бумаги – это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам и др.) и к самим ценным бумагам.

В-четвертых, важным моментом для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для их владельца. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в процессе производства.

Ценные бумаги муниципальные – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.

Существуют десятки разновидностей ценных бумаг. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ЦБ) и эмитента (того, кто выпускает ЦБ).

Классификация ценных бумаг

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

· срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;

· форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);

· порядок фиксации владельца: именные или предъявительские;

· форма обращения (порядок передачи): передаваемые

· по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца - индоссамента);

· форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;

· регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;

· национальная принадлежность: российские или иностранные;

· вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);

· обращаемость: рыночные или нерыночные;

· цели использования: инвестиционные (цель - получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);

· уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);

· наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);

· номинал: постоянный или переменный

Виды ценных бумаг в российском законодательстве

К ценным бумагам статья 143 Гражданского Кодекса РФ относит:

Государственные облигации

Облигации

Векселя

Депозитные и сберегательные сертификаты

Банковские сберегательные книжки на предъявителя

Коносаменты

Приватизационные ценные бумаги

Другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

В статье 912 второй части ГК РФ вводятся еще четыре вида ценных бумаг:

Двойное складское свидетельство;

Складское свидетельство как часть двойного свидетельства;

Залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;

Простое складское свидетельство.

Пятнадцатый вид российской ценной бумаги дается в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-03 - закладная.

2. Основные характеристики и формы заимствования

Гражданский кодекс РФ в ст. 142 определяет, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.

Облигация (лат. obligatio - обязательство) - ценная эмиссионная долговая бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Облигации служат дополнительным источником средства для эмитента. Часто их выпуск носит целевой характер - для финансирования конкретных программ или объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям.

Экономическая суть облигаций очень похожа на кредитование, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору.

Обычно доход по облигациям выше, чем доход при размещении аналогичных средств в форме банковского депозита.

Вексель (от нем. Wechsel) - строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи - индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем.

Чек (фр. chиque, англ. cheque) - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.

Коносаме́нт (англ. bill of lading, B/L, BOL)- документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; подтверждение договора перевозки груза; товарораспорядительный документ

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Депозитные и сберегательные сертификаты.

Депозитный сертификат - это именная ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов.

Сберегательный сертификат - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк физическим лицом, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале банка.

Сберегательные сертификаты выпускаются в валюте Российской Федерации. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Выплата процентов по сертификатам осуществляется одновременно с погашением ценной бумаги.

Закладная - это именная ценная бумага, которая удостоверяет право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой. Кроме того, наличие закладной, выданной в установленном законом порядке, подтверждает права ее законного владельца без предоставления других доказательств существования этого обязательства.

Закладная - это новое правовое явление для ипотечных правоотношений и для института обеспечения исполнения обязательств. В настоящее время существует незначительное количество нормативных правовых актов, регулирующих данное правовое явление. Основные нормы, посвященные закладной, содержатся в главе III Закона об ипотеке.

А́кция (нем. Aktie, от лат. actio - действие, претензия) - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Официальное юридическое определение акции дается в ФЗ «о рынке ценных бумаг»: акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

В Юридическом определении акции упор делается только на то, что она есть частица уставного капитала АО. Но в качестве ценной бумаги акция – это самостоятельная рыночная форма, в которой капитал АО обращается на рынке.

Основные характеристики акции . Акция есть самостоятельный юридический вид ценной бумаги, которому свойственны следующие конкретные характеристики: бессрочность, эмиссионность, бездокументарность, именная принадлежность.

Права акции или права акционера. Владелец акции располагает комплексом неотъемлемых прав, которые установлены законом:

Право на дивиденд, право на управление, право на часть имущества, право свободного распоряжения, право на преимущественное приобретение новых эмиссий, право на информацию, видовые (категорийные) права, обусловленные права.

Распределение российских видов ценных бумаг по основным характеристикам представлено в следующей таблице:

Характеристики российских ценных бумаг.

Вид эмитента Корпорация Любой Любой Любой Корпорация(банк) Корпорация Любой Корпорация Корпорация Корпорация
Наличие номинала Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Неноминированная Номинированная Неноминированная
Наличие дохода Доходная Доходная Доходная/ бездоходная Бездоходная Доходная Бездоходная Доходная Доходная Бездоходная Доходная
Форма выпуска Эмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная
Форма вложения Долевая Долговая Долговая Долговая Долговая Долговая Долговая Доверительная Долговая Доверительная
Форма владения Именная Любая Любая Любая Любая Любая Именная Именная Именная Именная
Форма существова-ния Бездокументарная Любая Документарная Документарная Документарная Документарная Документарная Бездокументарная Бездокументарная Бездокументарная
Срок существова-ния Бессрочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная/ бессрочная Срочная
Вид ценной бумаги Акция Облигация Вексель Чек Банковский сертификат Коносамент Закладная Инвестиционный пай Опцион эмитента Ипотечный сертификат участия

3. Муниципальные ценные бумаги

Муниципальная облигация

С юридической точки зрения государственная облигация и муниципальная облигация, или облигация, выпущенная муниципальным органом власти, ничем не отличается.

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе ФЗ от29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ и муниципальными органами управления.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население.

Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.

В отличие корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

Покрытие дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

Привлечение внебюджетных средств для финансирования тех или иных целевых государственных программ в области строительства жилья, дорог;

Государственное регулирование количества денег в обращении, снижение инфляции и другие направления воздействия на экономику страны.

Особенности и недостатки муниципальных ценных бумаг

Особенности муниципальных ценных бумаг

1) рынок муниципальных ценных бумаг до последнего времени бурно развивается - при нынешних темпах роста объем его займов будет сопоставим с суммой федеральных займов;

2) облигациям субъектов федерации придан статус государственных ценных бумаг - льготы по налогам, в некоторых случаях - льготы по местным налогам;

3) могут быть неденежные формы погашения - землей, жильем, акциями - это более привлекательно;

4) довольны надёжны - обеспечиваются активами местных администраций и акциями приватизированных предприятий и объектами недвижимости.

Недостатки муниципальных ценных бумаг:

1. Менее надежны, чем федеральные - федеральные обязательства могут быть покрыты за счет денежной эмиссии, муниципальные - нет. Рост дефицита местного бюджета может ввести власти в соблазн построить «облигационную пирамиду» со всеми вытекающими последствиями, поэтому в БК введены ограничения.

2. Политический риск выше - при изменениях нормативной базы федеральные власти учтут интересы федеральных эмитентов, но спокойно игнорируют муниципальные.

3. Из-за непроработанности законодательства ответственность местных администраций по эмитируемым ими облигациям никак не регламентирована.

Портфель ценных бумаг

На состояние финансового рынка непосредственно влияют перспективы государственного бюджета. Выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета автоматически ведет к вытеснению с финансового рынка частных заемщиков и ухудшает условия размещения и торговли их ценными бумагами.

При покупке ценных бумаг во внимание принимаются прежде всего два вида критерия:

1) доходность ценной бумаги;

2) степень риска, т.е. безопасность, надежность и стабильность получения дохода.

Наиболее доходны акции (обычные) быстро растущих компаний из передовых отраслей. Наиболее безопасны (т.е. степень риска минимальна) - государственные облигации.

На фондовом рынке действует общий принцип: чем более высокий потенциальный риск несет ценная бумага, тем более высокий потенциальный доход она должна иметь, и, наоборот, чем вернее доход, тем ниже ставка дохода.

Так как ни одна ценная бумага не обладает одновременно и максимальной доходностью и максимальной безопасностью, то компромисс достигается путем диверсификации портфеля ценных бумаг, т.е. путем приобретения определенного числа ценных бумаг.

Портфель инвестора (портфель ценных бумаг) - набор ценных бумаг инвестора. Диверсификация портфеля ценных бумаг - включение в портфель инвестора разных видов ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим ценным бумагам. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронность циклических колебаний их деловой активности.

Лауреат Нобелевской премии за пионерные работы в области теории финансовой экономики 1990 г. среди экономистов - американец Гарри Маркович доказал, что оптимальный уровень диверсификации - 8-20 ценных бумаг различных отраслей.

4. Участники рынка ценных бумаг

В широком понимании к участникам рынка ценных бумаг относятся его непосредственные участники, а также государственные и общественные органы его регулирования и контроля. Непосредственные участники рынка ценных бумаг подразделяются на: межрыночные и внутрирыночные.

Межрыночные участники – это лица, которые принимают участие в работе и обслуживают работу сразу нескольких рынков, включая и рынок ценных бумаг. К таким лицам обычно относятся различные группы инвесторов, которые одновременно вкладывают свои средства не только в ценные бумаги, но и в другие капитальные (доходные) активы, например валюта, недвижимость и т.п. К межрыночным участникам также относятся информационные, консультационные, рейтинговые агенства и другие профессионалы, оказывающие необходимые услуги участникам сразу многих рынков.

Внутрирыночные участники – это лица, которые работают в основном или исключительно на рынке ценных бумаг. Их принято делить на профессиональных и непрофессиональных участников рынка.

Непрофессиональные участники рынка – это эмитенты и любые инвесторы, работающие на рынке ценных бумаг. К ним относятся те, которые разместили большую часть своих капиталов среди ценных бумаг, так и те, которые вложили лишь небольшую долю своих средств в ценные бумаги.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это лица, которые осуществляют профессиональные виды деятельности на данном рынке. Профессиональные участники имеют право работать на данном рынке только при наличии специальной лицензии на осуществление определенного вида профессиональных услуг. Профессиональные учасники условно подразделяются на профессиональных торговцев и организации инфраструктуры.

Профессиональные торговцы оказывают услуги по заключении. Сделок купли-продажи на рынке ценных бумаг. Это брокеры, дилеры и управляющие компании.

Организации инфраструктуры – это те участники, которые обслуживают процесс заключения и исполнения рыночных сделок с ценными бумагами или вообще обслуживают любые процессы смены собственности на ценные бумаги. К ним относятся фондовые биржи, регистраторы, депозитарии и клиринговые (расчетные) центры.

Предварительное краткое понимание существа деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг состоит в следующем:

· Брокеры – это организации, которые заключают сделки по купле-продаже ценных бумаг для своих клиентов за счет самих клиентов.

· Дилеры – это организации, которые продают и покупают ценные бумаги от своего имени и за свой счет на основе объявленных ими цен.

· Управляющие компании – это организации, осуществляющие доверительное управление ценными бумагами и вкладываемых в них денежных средств клиентов.

· Регистраторы – это организации, задачей которых является ведение списков (реестров) владельцев ценных бумаг.

· Депозитарии – это организации, которые должны осуществлять хранение и/или учет ценных бумаг участников рынка.

· Клиринговые организации – это организации, осуществляющие расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг.

· Организаторы рынка, в том числе фондовая биржа, - это организации, которые способствуют заключению сделок на рынке ценных бумаг.

Таким образом, всего на российском рынке ценных бумаг имеется семь видов профессиональной деятельности, но число самих профессиональных участников рынка измеряется сотнями организаций. Профессиональные участники рынка обеспечивают его бесперебойное функционирование и процесс его дальнейшего совершенствования и развития.

муниципальная ценная бумагаоблигация

Заключение

Несмотря на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных бумаг должен развиваться в следующих направлениях:

Развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы.

Консультационные и управленческие услуги, способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки.

Законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций.

Особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

Ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место, выполняет свою специфическую функцию.

В ходе проведения экономических реформ за последние полтора десятилетия в России был создан рынок ценных бумаг, который является неотъемлемым элементом рыночной экономики. За короткое время на российском рынке появилось значительное количество различных видов ценных бумаг: акции приватизированных государственных предприятий и вновь возникших акционерных обществ, государственные и корпоративные облигации, векселя, фьючерсные и опционные контракты. Принят целый ряд нормативных актов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также «правила поведения» участников фондового рынка. Однако, несмотря на это, многие вопросы функционирования рынка ценных бумаг остаются еще не отрегулированными, что создает благоприятную почву для спекуляции на рынке ценных бумаг.


Список литературы

1.Белой А.Г., Рынок ценных бумаг учебник для вузов.– М.: Изд-во Проспект, 2006. – с. 251

2.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во Инфра-М, 2004. –с. 215

3.Боровкова В.Л. Рынок ценных бумаг: – М.: Изд-во Питер, 2006. – 365 с.

4.Галанов А.И. «Рынок ценных бумаг». М, Финансы и статистика, 2006г.

5.Галанова В.А, Басова A.Г., Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 243

6.Галыгин А.Г. Ценные бумаги и фондовая биржа: / Под ред.– М.: Филинъ, 2007. – 210 с.

7.Ильин А.Е., Соловьева Т.Н. Практикум по рынку ценных бумаг: – М.: Изд-во Дрофа, 2005. – с. 361

8.Конституция РФ 1993. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2007

9.Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. –с. 421

10.Лялин В.А., Воробьев П.В. «Рынок ценных бумаг». М, «Проспект», 2008г.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама