THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
1

1 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

Работа посвящена проблеме построения эффективной национальной инновационной системы путем внедрения продуктовых, технологических и управленческих инноваций в стране, что в совокупности создаст благоприятные условия для роста экономики нового типа. Государство, стимулируя инновационную деятельность, обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности на мировой арене, создавая комфортный инвестиционный климат, задает направления развития системы. Темпы, направления и механизмы воплощения инновационных процессов находятся в прямой зависимости от множества факторов: прогноз и реализация инвестиционных проектов в научные разработки и исследования; уровень промышленного и технологического развития в стране; границы вмешательства государства в непосредственном контроле участников национальной инновационной системы и т.д. В работе представлены теоретический анализ и разработка практических рекомендаций по созданию принципиально новой площадки для развития инновационной деятельности, что в результате поможет направить экономику страны на путь выздоровления, и обеспечит устойчивый рост национальной экономики.

государство

экономика

НИС (Национальная инновационная система)

1. Вертакова Ю.В., Алпеева Е.А., Рябцева И.Ф. Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С. 37, 44.

2. Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г.: Экономика инноваций: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 27 с.

3. Кован С.Е. Теория антикризисного управления социально-экономическими системами (ресурсный подход): Монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 10 с. (Научная мысль).

4. Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление: Монография. - М.:ИНФРА-М, 2013. - 19 с.

5. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография. -М.: ИНФРА-М, 2013. С. 485-486, 507.

6. Ряховская А.Н., Кован С.Е., Крюкова О.Г. Роль государственных программ в развитии моногородов: Монография. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 63 с.

7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

В современных рыночных условиях одним из ключевых факторов устойчивого роста экономики России выступает национальная инновационная система (НИС), важнейшими задачами которой является обеспечение высокого уровня конкурентоспособности на мировой арене, улучшение делового климата в стране и полная модернизация экономики. Одной из основных задач на сегодняшний день является создание эффективно функционирующего рыночного сектора путем привлечения в экономику материальных и финансовых ресурсов, замены изношенных основных средств и повышения эффективности их использования, создания комфортного инвестиционного климата для привлечения частных, в том числе зарубежных инвесторов, сохранения и приумножения интеллектуального капитала. Именно национальная инновационная система, характеризующаяся на сегодняшний день неопределенностью, должна стать доминантой и вывести экономику страны на качественно новый уровень. Известный специалист в области инновационной политики России В.Э. Полетаев утверждает, что исторический выбор России в XXI веке - это создание инновационной экономики и наукоемкого бизнеса, постепенный отход от сырьевой модели экономики и формирование высокотехнологичного производства, нового бизнес-пространства, благоприятного инвестиционного климата. В России должно произойти дальнейшее сближение бизнеса и науки, создание рынка наукоемкой продукции .

На сегодняшний день ученые задаются вопросом: «Что же должна из себя представлять НИС?». Система - относительно устойчивая во времени и в пространстве часть окружающего мира, обладающая на данном уровне наблюдения свойствами внешнего единства, внутреннего многообразия и гносеологической целостности. Система воспринимается как исследуемое и познаваемое единое во времени и пространстве .Национальная инновационная система в узком смысле - совокупность взаимосвязанных элементов, деятельность которых направлена на создание инноваций, в широком - особый род отношений, который способствует переводу экономики страны на инновационный путь развития.

Национальные инновационные системы в странах различны, что обусловлено несколькими факторами: уровень промышленного и технологического развития, объемы инвестиций в НИОКР, историческое и национальное развитие и т.д. Единой концепции создания эффективной национальной системы нет и быть не может. Однако для успешного развития инновационной системы необходимо провести сравнительный анализ с лидирующими странами в сфере инноваций. Яркий пример - это Япония. Ключевую роль в достижении успеха Японией в инновационной системе является заимствование западных технологий в послевоенное время - широкое использование мирового опыта в области науки и техники, активное развитие частного сектора, освоение передовых технологий, что, в конечном итоге, приводит к значительному росту экономики. Уже в начале 70-х годов Япония достигла уровня ведущих западноевропейских стран. Основной задачей для Японии в период активной гонки за Западом было производство качественных товаров, но по более низким ценам. Сегодня ситуация на мировой арене быстро меняется, растет конкурентоспособность, что вынуждает Японию менять собственную инновационную систему, привлекать внимание не к частному, а государственному сектору. На сегодняшний день в Японии наблюдается значительное улучшение экономической ситуации, что характеризуется ростом промышленного производства и оживлением внутреннего спроса. В стране разработана стратегия по стимулированию инновационной деятельности, что, по прогнозам аналитиков, приведет к преодолению дефляции и удвоению денежной массы. Так, в условиях глобализации науки, технологий и инноваций, возникает вполне логичный вопрос: «Поможет ли внедрение программы развития национальной инновационной системы вывести страну на стабильный цикл экономического роста?».

Эксперты полагают, что именно стимулирование развития российской НИС поможет выйти России из затянувшегося мирового финансово-экономического кризиса. Российская национальная инновационная система должна включать комплекс правовых, финансовых, организационных структур и механизмов, обеспечивающих процесс разработки, освоения, производства и массового распространения информации во всех секторах экономики. Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость построения целостной инновационной системы, ее взаимодействия с миром науки, промышленного производства и бизнесом .

В настоящее время большинство индустриально развитых стран делают акцент на переводе экономики на инновационный путь развития. Какие факторы оказывают наибольшее влияние для успешного внедрения продуктовых, технологических и управленческих инноваций в стране, что в совокупности создаст правильно функционирующую национальную инновационную систему? В первую очередь, необходимо стимулирование инновационной деятельности с помощью государства, которое должно задавать направления развития системы. А для успешной жизнедеятельности данной системы необходимо создание единой модели, которая объединит все имеющиеся инновационные технологии как в частном, так и государственном секторах. Говоря о частном секторе, то есть о предприятиях малого и среднего бизнеса, то здесь очень важно разработать стратегии приоритетов роста и жизнедеятельности организации. Профессор Ряховская А.Н. в своих трудах рассматривает процесс развития любой экономической системы с точки зрения двух тенденций - функционирования и развития. Первая тенденция - функционирование, которая направлена на выполнение целей, ради которых система создавалась, т.е. выполнение «производственных» задач. Вторая тенденция - развитие, без которого система не сможет изменяться во внешней среде . Поэтому, проецируя все это на рассматриваемую проблему, можно сделать вывод, что крайне важно выбрать правильную инновационную стратегию и определить границы вмешательства государства в непосредственном контроле участников национальной инновационной системы. К участникам НИС, в первую очередь, относятся те субъекты, которые регулируют инновационную деятельность, органы государственной власти и местного самоуправления, а также те, которые обеспечивают инновационную деятельность (юридические и физические лица). Важную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса, образовательные университеты, а также научно-исследовательские институты. Перспективным направлением в промышленном производстве и бизнесе является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства. В развитых странах Запада и Тихоокеанского региона до 70 % всех инноваций создают и осваивают малые и средние инновационные предприятия, научно-технические и инженерные центры при крупных промышленных корпорациях. Именно они определяют научно-техническую и инновационную политику корпораций и обеспечивают высокую конкурентоспособность производства . Только путем создания цепочек активного взаимовыгодного взаимодействия участников инновационного процессаможно говорить о повышении эффективности инновационной системы.

Экономически целесообразно будет в рамках инновационной модели создать коллективные консультационные центры, которые позволят обмениваться полученным опытом, предотвращать ошибки, минимизировать издержки и, в конечном итоге, выпускать конкурентоспособный продукт. Отсюда следует, что не стоит забывать и о таком понятии как «интеллектуальный капитал». Б.З. Мильнер и Т.М. Орлова в монографии «Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление» отмечают, что выделяют три составляющих интеллектуального капитала: человеческий капитал; структурный, или организационный капитал; потребительский капитал. Когда все три вида капитала взаимодействуют, компания обладает преимуществами в создании стоимости, а значит и интеллектуального капитала . Делая акцент на наращивании знаний и эффективном их использовании в инновационных проектах, можно создать новую экономику, обеспечивающую растущее благосостояние и качество жизни. Задача, в первую очередь, в результативности - эффективной адаптации, распространении и использовании знаний.

Проводя оценку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, можно смело утверждать, что в России финансирование наукоемких производств недостаточно. Государство производит финансирование через целевые научно-технические программы либо специализированные фонды, такие как: «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество «Российская венчурная компания»), федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и открытое акционерное общество «РОСНАНО» .

Другой вариант создания благоприятного инновационного климата - это непосредственное участие частных, в том числе зарубежных инвесторов. Привлечение, как западных инвесторов, так и активизация внутренних инновационных процессов крайне необходимо, ведь это давно известный факт: не проблема начать стартап, проблема заключается в поисках источников финансирования. И, конечно же, обращение в банк за кредитом вряд ли спасет ситуацию. Отсюда многие молодые перспективные специалисты боятся рисковать, стремятся работать на крупные корпорации со стабильной заработной платой, либо происходит утечка умов в страны, где у ученых есть шанс на дальнейшее внедрение и развитие инновации. Проанализировав мнения ученых по понятийному аппарату рассматриваемой проблемы, мы приходим к выводу, что нет конкретного точного определения понятия «Инновации». При этом Ю.В. Яковец, Ф. Риггс полагают, что инновации - это создание качественно новой продукции, В.П. Баранчев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин, Б.Санто утверждают, что это совершенствование уже имеющихся методов, технологий, подходов и принципов. Инновация - это понятие, которое тесно связано с такими терминами как «новшество» и «нововведение», но ключевое отличие состоит в том, что именно инновация значительно улучшает эффективность уже существующей системы. Это весьма радикальная трансформация чего-либо с целью получения положительного эффекта. Инновация - это создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.) . В таком случае, инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации . Очень трудное искусство - определить на годы вперед какие инновационные проекты окажутся эффективными, прибыльными и особо значимыми для роста благосостояния и качества жизни населения. Для привлечения инвесторов стартап должен быть полностью готов к выпуску новой продукции.

Следующий фактор, оказывающий влияние на НИС, - это инновационный потенциал. Центральным вопросом экономического роста и обеспечения достойного места национальной экономики России в мировом экономическом сообществе является формирование и эффективное использование отечественного инновационного потенциала в промышленности и бизнес-деятельности . Под инновационным потенциалом (экономики страны, региона, отрасли, предприятия) можно понимать способность социально-экономической системы к переходу в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей субъектов . Необходимо проводить ежегодную переоценку инновационного потенциала регионов для понимания целостной картины развития и дальнейших действий. Для этого берется информация о регионах из данных Госкомстата, Минэконома, Минфина, Центробанка РФ, Министерства природных ресурсов, правовой базы данных «Консультант Плюс-Регионы» и т.д. Исследователи определяют инвестиционную привлекательность регионов по двум основным характеристикам: инвестиционному риску и инвестиционному потенциалу .

На сегодняшний день выявлен дисбаланс между инновационными возможностями и их реализацией, что напрямую связано с отсутствием грамотного инновационного менеджмента.

Зачастую возможность управления инновационными процессами снижается именно потому, что не учитывается состояние инновационной системы регионов, а ведь все это в совокупности создает единую национальную инновационную систему. И задача государства в данном случае - это позаботиться о непрерывном инновационном развитии в каждом регионе, модернизация всех отраслей экономики в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, что, в конечном итоге, приведет к повышению конкурентоспособности страны на мировых рынках. Необходимо создать программу, которая в полной мере обеспечит долгосрочное и краткосрочное планирование и аналитический учет региональной инновационной системы (РИС), привести в норму законодательную базу, определить какая сфера инновационной активности контролируется на региональном уровне, а какая на федеральном, контролировать четкое выполнение разработанной инновационной программы. Отсутствие грамотной инновационной стратегии препятствует объединению региональной и национальной инновационной системы.

Подводя итоги, можно прийти к выводу, что национальная инновационная экономика и региональная инновационная экономика, - это огромная взаимосвязанная система.

Какие меры со стороны государства предпринимаются на сегодняшний день? Во-первых, идет активная финансовая государственная поддержка инновационных центров, таких как «Сколково».

Проводится работа по совершенствованию налогового законодательства, как и в Японии, где организациям, которые занимаются производством продукции по новейшим технологиям, предоставляются значительные налоговые льготы. Однако следует признать, что на сегодняшний день, что в РФ наблюдается значительное отставание от стран - лидеров в сфере инноваций. В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере .

Государство принимает серьезные меры по восполнению значительного пробела в российском образовании. Как это ни печально признать, но российские вузы не попадают даже в первую сотню мировых рейтингов лучших вузов.

Таким образом, на основе данного анализа современной инновационной среды можно прийти к выводу, что путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства, учитывая национальную специфику и внедряя новые технологии и успешно адаптируясь к ним, определяя механизмы поддержки регионов в разрезе инновационного развития, обеспечивая приоритетность финансирования научных исследовательских проектов, создавая площадку для обмена знаниями и опытом молодых специалистов, повышая качество и престиж образования, наращивая инновационную активность и повышая конкурентоспособность предприятий можно создать НИС, которая является главным звеном в обеспечении национальной конкурентоспособности и обеспечит устойчивый рост национальной экономики.

Рецензенты:

Ряховская А.Н., д.э.н., профессор, Ректор Института экономики и антикризисного управления, г. Москва.

Федосова Р.Н., д.э.н., профессор, генеральный директор ООО «Инновационный социальный центр», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Воронова В.С. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ПЕРЕВОДА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11622 (дата обращения: 18.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Современная НИС формируется, исходя из общей государственной макроэкономической политики и нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию данной политики. Основными элементами инновационной системы являются следующие подсистемы (рис. 1): генерации знаний, образования и профессиональной подготовки, производство продукции и услуг, инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение. Учитывая, что функционирование НИС строится исходя из условий рыночной экономики, сам по себе рынок науко- емкой продукции и услуг может рассматриваться как одна из подсистем НИС. Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность организаций, выполняющих фундаментальные исследования разработки, а также прикладные исследования. Исторически в различных странах сложились различные структуры как государственные, так и общественные, проводящие научные исследования и разработки. Так, в Германии это, прежде всего Общество Макса Планка и Общество Фраунгофера, в Нидерландах - Организация прикладных научных исследований (TNO), Организация научных исследований (NWO), Королевская академия искусств и наук (KNAW) и т.д. Кроме того, значительный объем исследований и разработок выполняется в университетах.

Основными элементами подсистемы инновационной инфраструктуры являются бизнес- инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры и др. В последние годы ярко обозначилась тенденция к созданию глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес сеть (European business network - EBN) и сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers - IRC).

В рамках исследований инновационной системы центральное место занимают определение основных элементов инновационной системы и анализ форм циркуляции знаний внутри инновационной системы.

Тем не менее, обобщая проведенные за последние годы исследования, можно назвать те элементы, которым уделяется основное внимание большинством авторов, в том числе Эдквист, Лундвалл.

Во-первых, это комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний: фирмы и образуемые ими сети; научная система; другие исследовательские учреждения; элементы экономической инфраструктуры.

Во-вторых, это все остальные элементы, влияющие на инновационный процесс: контекст, создаваемый макроэкономической политикой и другими формами государственного регулирования, система образования и профессиональной подготовки, особенности товарных рынков, рынков факторов производства и рынка труда, система финансирования инноваций, коммуникации.

Практически во всех работах, посвященных инновационной системе, акцентируется внимание на том, что потоки технологий и информации между людьми, предприятиями и институтами играют ключевую роль в инновационном процессе. Технологическое развитие является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками системы - предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. Поэтому в исследованиях по инновационной системе важное место занимают измерение и оценка потоков знаний и информации. Можно выделить четыре типа таких потоков.

1. Взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместная исследовательская деятельность и другое техническое сотрудничество. Основными методами здесь являются обследования фирм и обследования на основе литературных источников.

2. Взаимодействие между предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. В материалах по инновационной системе подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью может быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых методов, инструментов и полезных навыков.

3. Распространение технологий. Наиболее традиционным типом потока знаний в инновационной системе является распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, а также от конкурентов и государственных учреждений.

4. Мобильность рабочей силы. Движение людей и знаний, носителями которых они являются («неявные знания») - это один из ключевых потоков внутри инновационной системы. Большинство исследований по передаче технологий показывают, что навыки и коммуникационные возможности персонала играют критически важную роль при внедрении новых технологий. Инвестиции в продвинутые технологии должны сопровождаться развитием этой «способности к внедрению», которая в значительной степени определяется квалификацией, навыками и мобильностью рабочей силы.

Из речи Фурсенко А.А., первого заместителя Министра промышленности, науки и технологии РФ.

Научно-техническая политика, инновационная политика - это основной инструмент обеспечения конкурентоспособности страны, как на среднесрочный период, так и на стратегическую перспективу. Именно новые знания позволяют стране обеспечить передовое место в мире, особенно в сегодняшнем мире. Научно-техническую политику условно можно разбить на две части.

Фримен определил инновационную систему как сеть институтов. Национальная инновационная система - это совокупность институтов новой экономики, и связи между ними, это технология развития новой экономики. С точки зрения Минпромнауки, новая экономика, это та часть экономики, где максимальная добавочная стоимость возникает за счет самого главного возобновляемого ресурса нашей страны: не за счет сырьевых ресурсов, а за счет знаний.

Национальная инновационная система федеральная региональная система, являющаяся составной частью экономики государства и представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового, экономически выгодного знания, направления деятельности.

Целью формирования национальных инновационных систем Р.Ф. является обеспеченье, объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организации научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологии в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Создание среды для инновационной деятельности - это:

1. нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности.

2. создание технологической и финансовой инфраструктуры. Под технологической инфраструктурой понимаются технолого-инновационные центры, центры по передаче технологий, информационные системы, поддержка различных структур от малого бизнеса до национальных лабораторий.

3. кадровое обеспечение.

5. обеспечить введение существующего законодательства в реальную жизнь.

Формирование национальной инновационной системы предусматривает:

    создание благоприятной экономической и правовой среды

    построение инновационной структуры

    совершенствование механизмов государственного содействия, коммерциализации, результатов научных исследований и разработок.

Формирование национальных инновационных систем требует решение следующих задач:

1. совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия, государственной науки организаций и государственных вузов с промышленными предприятиями в целях продвижения новых технологий, повышения квалификации персонала

2. провидение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в научные проекты.

3. создание и развитие объектов инновационной структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технологии) систем организации показания консалтинговых услуг в области деятельности, содействия развитию малых предприятий.

Каждое государство, реализовывая свою научно-техническую политику, должно определить приоритетное направление науки – это такие тематические области развития науки и технологии, которые обеспечивают основной вклад достижения поставленных долгосрочных национальных целей.

В нашей стране был богатый опыт определения приоритетных направлений наиболее значимым был опыт разработки приоритетов в 70-ых годах 20 века.

При разработке комплексной программы научно-технического процесса и его социальных последствий. По 150 направлениям искусств науки и техники, оценивалось место России в мировой науке разрабатывались рекомендации для правительства, о том, что нужно сделать для улучшения ситуации.

Приоритетное направление развития науки в Р.Ф.

1. Информационные телекоммуникации, технологии и электроника

2. Космическая и авиационные технологии

3. новые материалы и химические технологии

4. Перспективные вооружения

5. Производственные технологии

6. Новые транспортные технологии

7. технологии живых систем

8. Экология и рациональное природопользование

9. Энергосберегающие технологии

Критические технологии – технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих отраслей и дают вклад в решение приоритетных направлений, без которых реализации приоритетных направлений невозможны.

Существует перечень 52-х критических технологий Р.Ф.. Например: добыча, переработка угля.

Инновация – неотъемлемая часть всей экономической политики государства.

История

Структура

К структурным элементам НИС относятся:

  • учебные заведения

Государство и НИС

В разных странах сложились различные модели организации НИС.

Государство может поддерживать НИС следующими способами:

  • льготное налогообложение
  • прямое бюджетирование
  • предоставление кредитов
  • организация венчурных фондов
  • содействие развитию венчурных фондов

Цикл жизни инновационного проекта

В развитии инновационной компании выделяют следующие этапы:

  1. Посев
  2. start up
  3. начальный рост
  4. развитие
  5. IPO (характерно для американской модели развития)

Примеры проектов

  • Национальная инновационная система Республики Беларусь

Ссылки

  • - Нормативно-правовая база инновационной деятельности.
  • инновационные системы в электрике - Инновационные Системы автоматизации зданий.

Литература

  • Леонтьев Л. И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности .
  • Орешников А. Институциональные аспекты развития и взаимодействия национальных инновационных систем стран Европейского союза // Журнал международного права и международных отношений . - 2006.
  • Савина Е. Н. Государственное регулирование национальной инновационной системы : автореферат диссертации.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Национальная инновационная система" в других словарях:

    Национальная инновационная система государства-участника СНГ - Национальная инновационная система система организационно правовых, социально экономических и институциональных отношений, устанавливающих в соответствии с конституцией, законодательством и сложившимися обычаями делового оборота государств… … Официальная терминология

    Система инновационная национальная - совокупность учреждений и организаций страны, которые осуществляют разработку и распространение новых технологий и позволяют Правительству реализовать политику в области научно технологического развития национальной экономики. Существует также… …

    Национальная медаль за технологию и инновацию (англ. National Medal of Technology and Innovation; до 2007, называлась National Medal of Technology, то есть Национальная медаль за технологию или Национальная медаль технологии) американская… … Википедия

    Стратегия инновационная - система реализации приоритетов субъекта в области инновационного развития, определяющая основные направления его деятельности в данной области. Разрабатывается на национальном уровне, а также на уровне регионов, отраслей и организаций (фирм).… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    Год основания 1952 Расположение … Википедия

    Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

    НИС - Национальный исполнительный совет Бенин НИС настольная издательская система компьютерный комплекс комп. НИС Национальный инвестиционный совет http://www.rnic.ru/ … Словарь сокращений и аббревиатур

    У этого термина существуют и другие значения, см. Инновация (значения). Инновация, нововведение (англ. innovation) это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком … Википедия

Книги

  • Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 42 (327) 2015 , Отсутствует. Журнал освещает актуальные проблемы национальных интересов, приоритетные направления развития экономики, вопросы национальной безопасности России и регионов в различных сферах экономики,… электронная книга
  • Сетевая модель формирования российской национальной инновационной системы , А. Е. Суглобов, Е. В. Смирнова. Раскрыты проблемы разработки методического инструментария развития предприятий инновационного сектора и формирования национальной инновационной системы России на основе сетевой модели,…

Основоположниками теории формирования национальной инновационной системы (НИС) считают К. Фримэна (Институт исследования научной политики Сассекского университета, Великобритания), Б.-А. Лундвалла (университет г. Упсала, Швеция) и Р. Нельсона (Колумбийский университет, США), проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследований были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером (теория экономической динамики), Ф. Хайеком (концепция рассеянного знания), Д. Нортом (институциональная теория), Р. Солоу (роль НТП в экономическом росте), П. Ромером и Р. Лукасом (новая теория роста). Каждый из авторов предлагал свое определение НИС, акцентируя внимание на ее отдельных элементах и взаимосвязях. В то же время все они придерживались общих методологических принципов:

– особую роль в экономическом развитии играет знание;

– главным фактором экономической динамики является конкуренция между предпринимателями, в основе которой лежат инновации;

– институциональный контекст инновационной деятельности прямо влияет на ее содержание и структуру.

В отечественной литературе отмечаются такие основные характеристики НИС, как:

1) системный характер, то есть рассмотрение ее как совокупности особым образом взаимодействующих элементов;

2) институциональный аспект, то есть влияние существующих в обществе формальных и неформальных институтов на темпы и масштабы развития инноваций;

3) распространение новых знаний и технологий как главная функция НИС.

С начала 90-х годов XX века концепция НИС начинает использоваться в исследованиях, проводимых международными организациями, в т.ч. ОЭСР, а также в рамках политических программ отдельных государств. В настоящее время концепция НИС получила широкое развитие в отечественной и зарубежной науке по следующим основным направлениям: различные подходы к определению и типологии инноваций; исследования в области развития НИС, понятийного аппарата, государственной инновационной политики; исследования динамики инновационных процессов; анализа инноваций на уровне предприятий; разработка моделей научно-технического прогресса и учета факторов, характеризующих интеллектуальную и инновационную деятельность при построении макроэкономических производственных функций; разработка моделей экономического роста с учетом инновационной деятельности; анализ и моделирование диффузии инноваций; моделирование поведения на конкурентных рынках с инновациями; оценка роли регионов в развитии экономики инноваций и формирования инновационной политики.

Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.

Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

НИС включает следующие компоненты:

· Нормативно-правовая база ИД

· Субъекты ИД

Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта.

· Инфраструктура НИС.

Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.

Описание элементов НИС:

А) Нормативно-правовая база, участие государства в инновационном процессе.

Государство определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Кроме того оно проводит государственную политику в области инновационной деятельности.

Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, связанная с осуществляемым государством комплексом организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие инновационной деятельности.

В рамках инновационной политики органы государственной власти определяют цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Одним из способов влияния на общий инновационный процесс в стране является предоставление государством финансовых средств (гранты, государственные заказы и т.д.)

Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Б) Субъекты ИД

· Исследовательские институты (академические и отраслевые)

· Вузы, проводящие научные исследования

· Государственный научный центр (ГНЦ)

В России статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая:

Имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование;

Располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации;

Научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

· Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.

· Промышленные предприятия (крупные, средние и малые)

· Инновационно-активные предприятия - предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности.

· Предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке и др.

Государство может поддерживать НИС следующими способами:

· льготное налогообложение;

· прямое бюджетирование;

· предоставление кредитов;

· организация и содействие развитию венчурных фондов.

В разных странах сложились различные модели организации НИС. Хотя национальные инновационные системы довольно сильно отличаются друг от друга в деталях, у них имеются общие черты и базовая структура, необходимая для их функционирования, которая включает в себя совокупность взаимодействующих между собой блоков. Как правило, выделяют пять-шесть таких блоков:

I. Креативный блок, или блок порождения знания (университеты, научные институты, сложные социальные сети, обеспечивающие неформальное взаимодействие исследователей из разных институтов и университетов).

II. Блок трансфера технологий (различного рода посредники, в том численекоммерческие фонды профессиональной экспертизы, формирующие особую среду с широкими сетевыми связями, способными обеспечить контакты авторов креативных идей с потенциальными покупателями).

III. Блок финансирования. Для трансформации идеи в опытный образец (фазы инженерной разработки, изготовления макета, создания опытного производственного образца) и последующего запуска его в массовое производство необходимо внешнее финансирование. Существуют три потенциальных источника такого финансирования.

2.Продажа инновации. Автор идеи продает ее одной из крупных фирм, производящих сходный продукт. Данный способ финансирования, избавляя инноватора от риска, одновременно лишает его и прибыли, связанной с внедрением созданной им инновации в производство.

3. Венчурное финансирование. На основе изучения предлагаемой инновации и составленного инноватором бизнес плана, венчурная компания создает предприятие, руководителем которого обычно становится инноватор. В то же время венчурная компания сохраняет за собой полный контроль над деятельностью этого предприятия и в случае его недостаточной прибыльности может продать его.

IV. Блок производства. Возможны два альтернативных варианта организации инновационного производства. Первый - включение такого производства в производственные структуры одной из крупных фирм, что позволяет использовать преимущества вертикальной интеграции и уменьшить трансакционные издержки за счет отказа от самостоятельного менеджериального комплекса (бухгалтерии, системы учета кадров и т.д.). Второй - создание нового предприятия, где производственные трансакционные издержки минимизируются благодаря его небольшим размерам.

V. Блок подготовки кадров, включая инновационных менеджеров (университеты, а также учреждения, ориентированные на формирование научных кадров, национальные инженерные школы).

По мнению ряда специалистов, основные элементы инновационной системы можно объединить в шесть основных блоков:

1) бизнес-сектор (компании, производящие инновационные продукты);

2) государство (правительственные организации, определяющие инновационную политику, министерства, ведомства и другие регулирующие и финансирующие агентства);

3) научно-исследовательский сектор (вузы и НИИ);

4) организации по трансферту технологий и другие элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры по коммерциализации и трансферту инноваций);

5) организованное гражданское общество (общественные организации, влияющие на инновационное развитие);

6) зарубежные партнеры по инновационной деятельности.

Обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований, некоторые экономисты представляют структуру НИС как систему из десяти блоков:

1) стратегия и приоритеты инновационной политики,

2) нормативно-правовая база в области развития и стимулирования инновационной деятельности,

3) инновационная инфраструктура,

4) система генерации и распространения знаний,

5) инновационные предприятия, включая крупные научно-промышленные корпорации, высокотехнологичное промышленное производство,

6) учреждения в сфере образования и профессионального обучения, готовящие кадры по организации и управлению в инновационной сфере,

7) рыночные условия, способствующие внедрению инноваций,

8) маркетинговая и финансовая составляющие системы создания и продвижения инноваций,

9) система взаимодействия с международной инновационной средой,

10) механизм инновационного развития, отражающий систему взаимоотношений между перечисленными элементами.

Таким образом, базовая структура НИС содержит блоки, генерирующие знания и занимающиеся подготовкой инновационных кадров; создающие инновационную инфраструктуру; производящие инновационный продукт и проводящие государственную политику. Как правило, взаимодействие между блоками осуществляется по схеме: «государство-наука», «наука-производство», «государство-производство». Простейшая модель взаимодействия элементов НИС сводится к тому, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций. Роль государства – в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности. Различные варианты реализации этой условной модели формируют национальные инновационные системы.

Модели национальных инновационных систем (НИС). Анализ существующих в мире национальных инновационных систем позволяет выделить четыре вида НИС. Первый из них условно называют «евроатлантической» моделью, второй - «восточноазиатской», третий - «альтернативной», четвертый – модель «тройной спирали».

Евроатлантическая модель является моделью полного инновационного цикла – от возникновения инновационной идеи до массового производства готового продукта. В использующих эту модель странах, как правило, представлены все компоненты структуры инновационной системы: фундаментальная и прикладная наука, исследования и разработки, создание опытных образцов и запуск их в массовое производство. Эту модель используют развитые страны, лидирующие в рейтингах мировой конкурентоспособности национальных экономик (Великобритания, Германия, Франция и др.).

Восточноазиатская модель - это модель инновационного развития, в инновационном цикле которой отсутствует стадия формирования фундаментальных идей. Основанные на этой модели инновационные системы практически полностью лишены компонента фундаментальной науки (а отчасти и прикладной). Данная модель используется странами восточно-азиатского региона (Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань). Будучи ориентированы на экспорт высокотехнологической продукции, государства Восточной Азии, как правило, заимствуют технологии у стран, следующих «традиционной» модели. Классическим образцом данной модели инновационного развития считается инновационная система Японии.

Альтернативная модель инновационного развития используется в преимущественно сельскохозяйственных странах, не обладающих значительным потенциалом в области фундаментальной и прикладной науки и не имеющих богатых запасов сырья, технологии переработки, продажа которого могли бы стать основой национальной конкурентоспособности. Вследствие этого в таких инновационных системах слабо представлен или вообще отсутствует не только блок фундаментальной и прикладной науки, но и высокотехнологический компонент как таковой. Не будучи в состоянии добиться заметных результатов в создании новых технологий, эти страны в своей инновационной политике делают упор на подготовку кадров в сферах экономики, финансов, менеджмента, социологии и психологии труда, а также на развитие отдельных отраслей легкой промышленности, креативной индустрии и рекреации. Большое внимание уделяется подготовке менеджмента для местных представительств транснациональных корпораций, международных банков, международных политических структур. К этой модели относят национальные инновационные системы Таиланда, Чили, Турции, Португалии и т.д.

И наконец, модель «тройной спирали», получившая практическую реализацию только в последнее десятилетие в США, имеет принципиальное отличие от перечисленных выше не только структурой НИС, но и механизмом взаимодействия ее отдельных элементов. Сегодня процесс формирования отдельных элементов этой модели начинает развиваться и в некоторых странах Западной Европы и Японии.

Рассмотрим четыре вида модели НИС более подробно на примере отдельных стран.

3.1.Евроатлантическая модель НИС получила широкое распространение в странах Западной Европы, имеющих многолетние научные традиции, сложившиеся, в том числе благодаря многочисленным военным конфликтам. Так, после второй мировой войны, оказавшись в блоке НАТО и под защитой американского ядерного оружия, эти страны кардинальным образом изменили свои исследовательские приоритеты, сделав упор на относительно дешевые способы получения научно-технической информации. Например,Великобритания , отказавшаяся в конце 1940-х годов от дорогостоящих исследований в области ядерной физики (за исключением непосредственно связанных с производством ядерного оружия) и сфокусировавшая внимание на радиоастрономии и изучении биологических свойств высокомолекулярных веществ, добилась немалых успехов, положив начало созданию двух фундаментальных научных дисциплин - астрофизики и молекулярной биологии. Сегодня британская инновационная система сосредоточена вокруг небольшого числа университетов мирового уровня (Оксфорд, Кембридж, Лондонский университет). Ее инновационная инфраструктура стала интенсивно развиваться с начала 2000-х г., когда был создан Совет по технологическим стратегиям и принята инновационная стратегия долгосрочного развития страны. Совет осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Кроме того, в стране создаются многочисленные инновационные центры двух типов. Первые ориентированы на разработку специфической технологии и продвижение ее использования в соответствии с потребностями или возможностями бизнеса; вторые – фокусируются на определенном секторе экономики или рынке для объединения взаимодополняющих дисциплин науки и технологии.

Идея концентрации НИС вокруг крупнейших университетов реализована в Италии и ФРГ. Напротив, воФранции подавляющая часть фундаментальных исследований (за исключением математических) осуществляется в рамках Национального центра научных исследований, отчасти напоминающего Российскую академию наук. Математические исследования в основном сконцентрированы в Эколь Нормаль, а также в нескольких крупных университетах (Университет Нанси и Сорбонна).

В НИС малых европейских стран (Швеция, Нидерланды, Дания, Швейцария, Финляндия) сделан акцент на развитии университетской фундаментальной науки, финансируемой преимущественно государством. Например, в Швеции - это математика и классические исследования (Уппсальский и Лундский университеты), экономика (Уппсальский университет и Стокгольмская школа экономики), компьютерные исследования (Университет Линчёпинга), биология и медицина (Каролингский институт), новые технологии и проблемы городского планирования (Королевский технологический институт в Стокгольме); в Нидерландах - физика, право, экономика, классические исследования и востоковедение (Лейденский университет), экономика и проблемы энергетики (Гронингенский университет), административное управление и история науки (Амстердамский университет). Важное место в инновационных системах рассматриваемых стран занимают национальные академии наук. В Швеции и Нидерландах действуют Институты высших исследований (в Уппсале и Вассенаре соответственно). Эти институты обеспечивают не только подготовку высококвалифицированных кадров в области фундаментальной науки, но и постоянное взаимодействие наиболее талантливой молодежи с международной научной элитой. Прикладные исследования в малых европейских странах финансируются прежде всего за счет грантов и совместных проектов с крупными транснациональными корпорациями («Шелл» и «Филипс» - в Нидерландах; «Вольво» и «Эрикссон» - в Швеции). Вместе с тем активное участие в финансировании исследований и разработок принимает средний и малый бизнес. Большое значение имеют также региональные проекты в области высоких технологий, использующие в качестве образца Силиконовую долину США. Весьма показательны в этом плане «энергетическая долина» в Гронингене (Нидерланды), ставшая центром энергосберегающих технологий и альтернативного углеводородам топлива, а также «компьютерная долина» в Линчёпинге (Швеция), где сосредоточены исследовательские учреждения, технопарки и венчурные предприятия в сфере компьютерных технологий и телекоммуникаций. Сходные принципы построения (мощная университетская наука по ограниченному числу направлений, финансируемая государством; поддержка бизнесом прикладных исследований и разработок; региональная концентрация усилий в области науки и технологий) используются и в национальных инновационных системах Дании, Финляндии и Швейцарии, что обеспечивает им лидерство в рейтингах мировой конкурентоспособности национальных экономик. В то же время в каждой из перечисленных выше стран имеются национальные особенности в построении НИС. Так, в Дании помимо университетов важной частью инновационной системы являются отраслевые научно-исследовательские институты. Они прикреплены к различным министерствам и проводят научные исследования согласно потребностям соответствующего министерства. Кроме того, существует система GTS-институтов, выступающая связующим элементом между государственными и частными структурами. Это независимые консалтинговые компании, которые разрабатывают и продают прикладные знания и технологические услуги частным предприятиям и государственным учреждениям. Они являются некоммерческой организацией, созданной Министерством науки, технологии и инноваций и осуществляют три основных вида деятельности: самостоятельное развитие ноу-хау, участие в совместных проектах наряду с государственными научно-исследовательскими учреждениями и частными компаниями, а также коммерческая деятельность. Важным элементом датской НИС являются научные парки, соучредители инновационных инкубаторов.

В настоящее время в странах Западной Европы развиваются процессы объединения НИС в единое научно-техническое и инновационное пространство. С этой целью разработаны специальные механизмы (различные программы, технологические платформы, дорожные карты и проч.), способствующие реализации новой инновационной стратегии ЕС. Эта стратегия направлена на решение задачи ликвидации горизонтальной и вертикальной фрагментации научно-технической и инновационной политики и построение единого европейского рынка инноваций в целях повышения конкурентоспособности относительно США и других стран. Координационные инструменты панъевропейских программ (инновационные сети, технологические платформы, совместные технологические инициативы, «дорожная карта» ESFRI), а также новые виды партнерств, служат в качестве главных механизмов синхронизации национальных политик стран-членов и наднациональной политики ЕС. Единое европейское инновационное пространство представляет собой сложную взаимозависимость и взаимодополняемость уровней формирования (региональный, панъевропейский, внутриевропейский, национальный, региональный), составных элементов (инновационные разработки, технологии, инновации, рынки, общество) и инструментов (создание институтов, национальная и панъевропейская политика и программы, прямое и «мягкое» регулирование). Конвергенция научно-технического и инновационного развития европейского региона идет, прежде всего, в направлениях, связанных с задачей решения ключевых европейских социально-общественных проблем - изменение климата, построение низкоуглеродной экономики, здравоохранение и т.д. В результате инновационные системы в Европе перестают быть исключительно национальными, региональными или панъевропейскими. Идет процесс реконфигурации и образования многоуровневой или многослойной инновационной системы. Национальная инновационная система продолжает оставаться ядром, однако ее границы размываются, сферы ответственности перемещаются на другие уровни, образуются новые формы сотрудничества. Транснациональная кооперация усиливает и расширяет единую европейскую инновационную систему.

3.2. Восточноазиатская модель НИС, получившая развитие в восточно-азиатском регионе, отличается от прочих моделей прежде всего своей структурой, в которой университеты как центр фундаментальных разработок играют гораздо меньшую роль, нежели исследовательские лаборатории при корпорациях. Типичным примером такого рода НИС считается Япония , где инновационная система ориентирована в основном на технические инновации и новейшие технологии, а не на производство фундаментальных знаний.

НИС Японии складывалась постепенно, в ее развитии можно выделить три этапа: первый - 50-е - 80-е гг. XX в.; второй - 80-е - 2000-е гг.; третий - начало XXI в. по настоящее время. Каждый из этих этапов имеет своиособенности, которые определялись экономическим положением, проводимой научной, технической, образовательной и социальной политикой. В послевоенные годы, вплоть до 70-х гг. XX в., научно-техническая и инновационная политика Японии строилась на использовании двух подходов: во-первых, на заимствовании зарубежных научно-технических достижений (покупка лицензий, создание совместных предприятий, участие в многонациональных исследовательских проектах) и, во-вторых, поощрении развития собственных исследований, прежде всего, на корпоративной основе (на базе крупнейших корпораций). Вплоть до конца 80-х гг. XX в. преобладал первый подход, хотя его значимость в общей стратегии постепенно сокращалась. В 80-е гг. стал последовательно формироваться курс на максимальную научно-техническую самодостаточность, с упором на национальные инновации. Был разработан и внедрен ряд исследовательских программ, из которых наиболее значимыми стали разработанная Министерством внешней торговли и промышленности «Программа развития базовых технологий для новых отраслей» и программа «Гибкие исследовательские системы для развития созидательной науки и технологий», разработанная Управлением по науке и технике Японии.

Целью последней было обнаружение ростков революционной технологии, попытка стимулировать открытия и изобретения, которые положили бы начало новым направлениям НТП. Была применена уникальная для Японии организация исследований, которая характеризовалась как система «проектных лидеров» или государственных венчуров. В 1985 г. совет по науке и технике опубликовал программный документ «Основы научно-технической политики», который в своем переработанном издании (1992 г.) определил 7 главных направлений развития японской науки до конца XX в.:

1) обеспечение гармонии в системе «наука и техника - человек и общество»;

2) поддержка занятых в сфере науки и техники;

3) увеличение расходов на НИОКР;

4) развитие научно-исследовательской инфраструктуры;

5) стимулирование оригинального мышления и творчества исследователей;

6) интенсификация международной научно-технической деятельности;

7) содействие научно-техническому развитию периферийных районов страны.

Третий этап формирования НИС Японии можно отнести к началу 2000-х гг., когда Совет по научно-технической политике на основе анализа глобальных тенденций развития мировой экономики и актуальных проблем, стоящих перед японским обществом, выработал план национальной стратегии в области научно-технического развития. В основе стратегии - выдвижение в качестве основного национального приоритета по фундаментальным исследованиям и выделение двух крупномасштабных приоритетных областей. Первая из них включает четыре раздела: науки о жизни, информатику и телекоммуникационные нанотехнологии и материалы, экологию. Вторая область охватывает преимущественно прикладные исследования и технологии, включая энергетику и ресурсы, промышленные технологии, производственную и социальную инфраструктуру, проблемы Земли и Космоса. Все названные разделы являются приоритетами инновационного развития и на исходе первого десятилетия XXI в.

В целом можно констатировать, что формирование НИС Японии осуществлялось посредством последовательного перехода от преимущественного импортирования передовых зарубежных технологий и ноу-хау к опоре на собственные оригинальные разработки и научно-технические достижения на основе отечественных фундаментальных исследований. Подавляющая часть фундаментальных исследований в Японии ведется в университетах и государственных лабораториях. Однако степень их внедрения остается недостаточной. Большая часть научно-технических разработок прикладного характера по-прежнему выполняется (и остается) в лабораториях крупных промышленных корпораций, без передачи потенциальным пользователям в пределах соответствующей отрасли. Между государственными фундаментальными исследованиями и прикладными разработками в частном секторе не всегда соблюдается необходимая координация. Основную долю расходов на НИОКР в Японии несет частный сектор. Такой подход обеспечил Японии наибольшие успехи именно на тех направлениях технического прогресса, которые связаны с производством потребительских товаров массового спроса. В области фундаментальных исследований и немассового производства заметно отставание Японии от других развитых стран.

Попытки решения проблемы взаимодействия деятельности университетов и исследовательских институтов с промышленностью были предприняты еще в 80-х гг. с принятием концепции, направленной на развитие технополюсов при активной государственной поддержке на различных уровнях власти. Для развития национальных технопарков правительством страны были разработаны специальные программы. Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, при этом 58% от их общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции.

Важной отличительной чертой японской системы построения инновационной деятельности в частных компаниях является ее нацеленность на обеспечение максимально эффективного взаимодействия всех основных этапов инновационного процесса - НИОКР, производство, сбыт, маркетинг. Все эти составные части организованы таким образом, чтобы на протяжении всех стадий процесса разработки новой продукции (от начала разработки концепции до организации серийного производства) обеспечить активную генерацию, отбор и быстрое распространение инновационных идей и их успешную реализацию в продукции. Это достигается за счет используемого японскими компаниями принципа создания организационного знания. Его суть состоит в способности компании как единого целого (а не отдельных его сотрудников) создавать новое знание, распространять его по всей организации и воплощать в продукции и услугах. Японские менеджеры считают, что «знание», выражаемое словами и цифрами, это лишь верхушка айсберга, а знание в основном неформализовано, т. е. не является чем-то легко видимым и объяснимым. Неформализованное знание существует на уровне индивидуума, тесно связано с действиями и опытом конкретного человека, что обусловливает специфику методов передачи и распространения знания.

Основным средством обеспечения эффективного взаимодействия всех этапов инновационного процесса в крупных японских компаниях является формирование команд разработчиков из сотрудников различных подразделений компании. В японских компаниях нет монополии какого-либо отдела или исследовательской группы на создание знания. Поэтому разработка инновационной продукции в японской компании - это результат активного взаимодействия всех групп, входящих в команду разработчиков.

Характеризуя в целом НИС Японии, отметим, что прежняя модель, основанная на заимствованиях и дальнейшем совершенствовании зарубежных инноваций и технологий, себя исчерпала к началу 90-х гг. В настоящее время Япония находится на стадии перехода к принципиально новой модели инновационного развития, которая призвана обеспечить экономическое и научно - техническое лидерство за счет коммерческой реализации национальными компаниями научных достижений и разработок, не применявшихся ранее конкурентами. Важнейшей особенностью новой НИС является реализация разработанной в стране концепции интеллектуального созидания .

3.3. Альтернативная модель инновационного развития формируется в странах, не обладающих значительным научным потенциалом, вследствие чего в НИС практически отсутствует блок фундаментальной и прикладной науки. Примером такого рода НИС могут служить инновационные системы Таиланда, Чили, Турции, Иордании, Португалии. Так, Таиланд и Чили , развивая сельскохозяйственную сферу экономики и являясь крупнейшими экспортерами сельскохозяйственной продукции, при формировании НИС делают упор на развитие инновационного менеджмента этих отраслей, а также на заимствование новых технологий, а не их разработку. При этом постепенно формируется необходимая инновационная инфраструктура. Так, в Таиланде в 2003 г. было создано Национальное инновационное агентство, задачей которого является разработка стратегии инновационного развития и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Кроме того, начато создание сети высокотехнологичных парков, включающих местные университеты, государственные и частные НИИ, в том числе с привлечением зарубежных ученых. Основная сфера деятельности – создание новых наноматериалов, развитие нанобиотехнологий и наноэлектроники. Развитие биотехнологий связано с созданием Национального центра генной инженерии и биотехнологий . В Чили в 2006 г. был сформирован Национальный совет по инновациям. Развитие фундаментальной науки происходит преимущественно в университетах. Наибольшей поддержкой со стороны чилийского правительства пользуются ведущие национальные университеты (Университет Чили и Университет Сантьяго де Чили, католические университеты в Вальпараисо и Консепсьоне и Технический университет Федерико Санта Мария в Вальпараисо). Научно-исследовательские центры этих учебных заведений реализуют половину всех программ, осуществляемых в масштабах страны. Постепенно приоритетом инновационной политики Чили становятся отрасли сельского хозяйства, туризм, инновационный менеджмент, а также телекоммуникации и технологии связи.

Начиная с 60-х гг. Турция активно работает над формированием НИС, делая акцент на создание инновационной инфраструктуры. Так, в 1963 г. в стране был учрежден Совет по науке и технологиям (TUBITAK), который является центральной организацией, отвечающей за научные исследования и технологическое развитие. Совет наделен большими полномочиями в инновационной сфере - от определения основных направлений научно-технологической и инновационной политики до поиска и поддержки молодых талантов (организация стажировок, обменов, олимпиад и т.д.) и выпуска научных журналов и монографий. Внутри Совета действуют восемь грантовых комитетов, куда входят ведущие специалисты страны в соответствующих областях науки, что позволяет этим комитетам не только распределять грантовое финансирование, но и выполнять функции инновационной экспертизы. Кроме того, в рамках TUBITAK созданы национальная академическая сеть, документационный центр, а также ряд лабораторий. В 1991 г. при Совете был образован неправительственный некоммерческий Фонд технологического развития (TTGV), призванный осуществлять финансирование научных исследований (R&D) в частном секторе. TTGV обеспечивает около 50% бюджета на R&D в индустриальном секторе. Большая часть проектов, получающих поддержку со стороны Фонда, относится к сферам телекоммуникаций и электроники, определяющим конкурентоспособность национальной экономики; а 73% проектов являются инициативами малого и среднего бизнеса.За последние годы в Турции было сформировано 12 технопарков и зон технологического развития, способствующих усилению кооперации между университетами и производством. Внутри таких технопарков и технологических зон создаются особые условия труда, обеспечивается законодательная и финансовая поддержка исследователей и предпринимателей. Сокращение разрыва между университетской наукой и бизнесом - главная цель и других структур: Центров развития технологий (их в стране уже 11, включая частные), а также специальных центров экспертизы при университетах и Факультета открытого образования. Их специализация - дистанционное обучение, научное взаимодействие и развитые технологий в области телекоммуникаций и информатики. Приоритетными областями являются также биотехнологии и технологии коммуникации, в том числе цифровые (в этих сферах Турции уже удалось добиться значительных успехов), и рекреация. Особое внимание в программах обучения уделяется менеджменту. Соответствующие курсы введены в 52 из 77 университетов страны, причем многие университеты предлагают и программы инновационного менеджмента. Приоритетное развитие образования по сравнению с развитием научных исследований – особенность формирования НИС Турции.

Таким образом, альтернативная модель инновационного развития, которая исключает усилия по созданию фундаментальной науки и полного производственного цикла высоких технологий, становится приоритетной и менее затратной для стран, не способных выдержать высокие финансовые и организационные издержки.

3.4. Модель тройной спирали является новейшей моделью формирования НИС, получившей развитие на базе евроатлантической модели. В своем законченном виде она пока не существует ни в одной стране. Наибольшее развитие она получила в США, а ее отдельные элементы – в некоторых развитых странах Западной Европы, Бразилии и Японии.

Теория тройной спирали как развитие модели инновационного развития создана в Англии и Голландии в начале XXI в. профессором университета Ньюкастла Г. Ицковицем и профессором амстердамского университета Л. Лейдесдорфом. Основанием идеи тройной спирали считается синтез ряда социологических теорий, использование аналогий из биологических наук, а также подобие задачи относительного движения трех тел, которая не имеет общего решения, но возможны частные решения для некоторых конкретных начальных условий. Она адекватна в отношении нелинейных, поливариантных процессов. Ее основные свойства: 1) наличие внутренней неопределенности описываемого процесса, учитывая наложение влияния относительной независимости каждой из выделенных спиралей и эффектов их взаимодействия; 2) наличие многих возможных решений, исходя из конкретности отношений между ними; 3) зависимость этих решений от внешних, начальных условий. Функционирования модели происходит по следующему принципу: каждые две из трех спиралей образуют по отношению к третьей пограничные условия интервальной ситуации, а третья - средовое образование «между», причем эти рамочные функции могут исполнять попарно каждая из выделенных переменных.

Применительно к инновационному развитию модель тройной спирали описывает взаимодействие трех институтов (наука-государство-бизнес) на каждом этапе создания инновационного продукта. Это динамическая модель межорганизационных взаимодействий, возникающая в ходе эволюции экономики и общества. Если ранее, в индустриальную эпоху взаимодействие между тремя институтами было линейным, то в современной экономике оно напоминает сцепление спиральных структур ДНК, позволяющее институтам перенимать и удерживать некоторые характеристики друг друга. Ее основными элементами являются:

1) в обществе, основанном на научном знании характерно усиление роли университетов во взаимодействии с промышленностью и правительством;

2) три института (университет-государство-бизнес) стремятся к сотрудничеству, при этом инновационная составляющая генерируется из данного взаимодействия, а не по инициативе государства;

3) в дополнение к традиционным функциям, каждый из трех институтов частично берет на себя функции других институциональных сфер, а способность выполнять нетрадиционные функции является источником инноваций.

На практике это выражается в том, что университеты, занимаясь образованием и научными исследованиями, вносят также свой вклад в развитие экономики через создание новых компаний в университетских инкубаторах, бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнении к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. В данной модели ведущее значение отводится университетам, которые превращаются в предпринимательские университеты или университеты промышленного типа, применяя знания на практике и вкладывая результаты в новые образовательные дисциплины.

Классическим примером инновационного развития по принципу тройной спирали стало создание Силиконовой долины в США . История развития Силиконовой долины связана с желанием властей штата Массачусетс преодолеть влияние великой депрессии 30-х гг. XX в. при помощи совместного диалога бизнеса и науки в лице Массачусетского технологического института. Первоначально это было двойное взаимодействие «университет-предприятие» и «государство-университет». В университете акцент был сделан на развитие не только фундаментальных наук (физика и химия), но и прикладных, ориентированных на практическое применение результатов в производственной деятельности. Основой успеха стали многолетние усилия по созданию фирм, государственной поддержке НИОКР и выработке политики поддержки бизнеса. Постепенно двойные взаимоотношения переросли в отношения тройной спирали. Особую роль в ее становлении сыграли поправки к закону о патентах и торговых знаках 1980 г. Согласно этому документу, университетам и другим исследовательским учреждениям стали принадлежать права интеллектуальной собственности на те разработки, которые были проведены при финансовой поддержке государства.

Сегодня основой НИС США является примерно 150 университетов, значительная часть из которых занимает первые места в мировых рейтингах (Гарвардский университет, Йельский университет, Колумбийский университет, университет Беркли, Стендфордский университет, Массачусетский технологический институт, университет Минессоты, Висконсинский университет и др.). Именно в университетах сосредоточены основные исследования в области фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований. Университеты имеют большие финансовые ресурсы, обладая земельными владениями и значительными финансовыми фондами, постоянно пополняемыми богатыми выпускниками. В США регулярно проводятся рейтинги университетов, а также рейтинги среди однопрофильных факультетов различных университетов. Такое рейтингование чрезвычайно важно для привлечения студентов и лучших профессоров, а также использования новейших методов обучения.

Помимо университетов, в США фундаментальной исследовательской деятельностью занимаются Институты высших исследований (институты в Принстоне, в Лос-Анджелесе, Санта-Фе). Их основной задачей является подготовка кадров высшей квалификации и сотрудничество с представителями мировой науки, работающими в этих институтах на постоянной или временнойоснове. Так, Эйнштейн и фон Нейман были сотрудниками Принстонского института высших исследований, Мюррей Гелл-Манн (автор теории кварков) – постоянный сотрудник института в Санта-Фе.

Следующей структурой НИС США являются Национальные лаборатории (крупнейшие институты), развивающие какое-либо направление прикладной науки. Так, Лос-Аламосская лаборатория была местом создания атомной бомбы. Помимо этого, в США существует огромное количество частных исследовательских корпораций, из которых наиболее известной является Рэнд-корпорайшэн. Эти структуры обслуживают интересы американских государственных ведомств, а также частных компаний, занимаясь как фундаментальными, так и прикладными исследованиями на коммерческой основе.

Трансфер технологий в США осуществляется в основном либо из университетов в промышленность с помощью венчурных компаний, либо путём создания внутри самих компаний крупнейших исследовательских подразделений, которыми обладают практически все наиболее известные компании. Классический пример - лаборатория Белл Телефон Компании по созданию теории информации и развитии новейших средств связи.

Однако характеризуя в целом национальную инновационную систему США, следует подчеркнуть решающую роль университетов. А развитая система привлечения лучших профессоров со всего мира и способных студентов позволяет США стать лидером в большинстве областей знания и сконцентрировать специалистов, добивающихся самых высоких научных, технических и технологических достижений.

Большое значение в развитии современной НИС США имеет государство, выполняя не только свои традиционные функции в законодательной, финансовой и управленческой сферах, но и определяя перспективы развития экономики путем создания и реализации стратегических программ. Примером такого рода программ может служить Программа передовых технологий, инициированная еще в 1988 г. и реализуемая Департаментом торговли США. Цель Программы состоит в поддержке разработки технологий на ранних стадиях, которая осуществляется компаниями или консорциумами, состоящими из фирм, университетов и/или неправительственных лабораторий. Программа является промышленно ориентированной, поэтому университеты и государственные лаборатории участвуют в ней в качестве младших партнеров. Программа сфокусирована на ограниченном числе приоритетных направлений, одним из которых являются биотехнологии. Конкретные исследовательские задачи при этом формулируются компаниями, а не государством. Финансирование является совместным: консорциумы, объединяющие две или более компании, должны оплачивать не менее половины стоимости проекта, а крупные компании – не менее 60%. В случае участия малого предприятия в качестве единственного партнера, оно оплачивает минимум косвенных издержек. Отбор проектов осуществляется на основе двух базовых критериев: выгодность проекта для страны в целом (т.е. возможность появления технологий, которые будут обладать потенциалом для широких межотраслевых приложений, либо открывать новые рынки) и принадлежность проекта к ранней стадии развития технологии. Оценка Программы показала, что ее реализация повлияла на поведение фирм в отношении реализуемых ими НИОКР: 61% фирм увеличил финансирование НИОКР, 67% увеличили объемы инвестиций в долгосрочные наукоемкие проекты, 71% проявил больший, чем раньше, интерес к сотрудничеству и 73% фирм стали более склонны к рисковым вложениям. С точки зрения поощрения сотрудничества между частным сектором, университетами и государственными лабораториями, результаты Программы показали, что значение сотрудничества возрастало.

Наконец, отдельным направлением государственной поддержки является стимулирование технологического развития и коммерциализации результатов НИОКР, полученных в государственном секторе науки и в университетах. В основе последнего лежат такие широко известные законодательные акты, как закон Бэя-Доула, Акт о трансферте технологий и другое законодательство, призванное стимулировать частный сектор коммерциализировать результаты работ, выполненных в рамках государственных научных программ. В частности, появилась возможность передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, организациям-разработчикам, которые затем могут передавать их на основе лицензирования компаниям, занимающимся коммерциализацией. Государством созданы условия для быстрого трансферта знаний, полученных в университетах и государственных лабораториях, в том числе благодаря программам поддержки старт-апов и введения либеральных правил их создания. Таким образом, перечисленные выше меры государства, а также программы поддержки малого бизнеса, нормы регулирования прав на интеллектуальную собственность, инструменты поощрения взаимодействия науки и бизнеса в области НИОКР способствовали процессу формирования новой модели НИС.

Процесс становления модели инновационного развития по принципу тройной спирали наблюдается сегодня в некоторых развитых странах Европы (на базе полюсов конкурентоспособности, как во Франции), скандинавских странах, Бразилии, Японии (на базе технополисов). В России существуют пока единичные примеры практического опыта использования модели тройной спирали (на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники).

В настоящее время за рубежом разрабатывается усложненный тип модели тройной спирали – модель четвертой спирали, описанная в 2009 г. Ю. Караяннисом и Д. Кэмпбэлл. Эта модель касается интерактивных сетевых взаимодействий на уровне всего национального сообщества, а не только между тремя ведущими институциональными секторами. Поскольку на инновационный процесс стали влиять и другие институты в лице различных социальных слоев, то это обстоятельство нашло теоретическое воплощение в добавлении четвертого элемента к тройной спирали, охватывающего представителей гражданского общества. Считается, что четвертая спираль лучше характеризует современную постиндустриальную экономику, чем тройная, так как в XXI в. гражданское общество приобретает критически важную роль в создании и распространении новых благ и ценностей.

Таким образом, зарубежный опыт формирования различных типов НИС говорит о том, что сегодня большинство стран переориентируют свое экономическое развитие в сторону экономики инноваций, выбирая наиболее адекватную национальным особенностям модель НИС. При этом выбор модели во многом определяется существующим уровнем экономического развития, системой образования и науки. Развитие той или иной модели НИС для конкретной экономики - длительный процесс, в котором взаимодействуют бизнес и государство, выполняя свои традиционные функции и приобретая новые. Лидерами становятся страны с высоким научным и образовательным потенциалом, способные быстро внедрить в производство инновационные разработки. Этой задаче во многом способствуют налаженные деловые связи науки и бизнеса, а также активная протекционистская политика государства.

Перечень литературы к теме №

Основная литература:

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб: Питер, 2010. – 448 с.

2. Горфинкель В. Я. Инновационный менеджмент: учебник для студ. вузов. Рек. УМО / [В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк, Л.Я. Аврашков и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2011. - 461 с.

3. Аверченков В. И. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов 2-е изд. - М.: Флинта, 2011.

4. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент: учебник. Рек. УМО / В. Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2009 .- 295 с.

5. Попадюк Т.Г. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий). Практикум: учебное пособие для студ. вузов. Доп. УМО / [Т.Г. Попадюк, А. И. Базилевич, Е. В. Клавдиева и др.]; под ред. Б.Н. Чернышева, Т.Г. Попадюк - М.: Инфра-М: Вузовский учебник, 2012. - 240 с.

Дополнительная литература:

6. Вишняков А.А., Шихвердиев П.А. Управление инновационным развитием региона: теория и практика. / - Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2012. 243 с. (электронный вариант). Информрегистр № 0321203828.

7. Современные механизмы эффективного управления компаниями / [А.П. Шихвердиев, А.А. Вишняков и др.]; под общ. ред. А.П. Шихвердиева. - Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2011. - 304 с. Гос.рег. № 0321103129. Информрегистр от «21» ноября 2011 г. (электрон.)

8. Новиков Ю.С. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Сыктывкар.: ИУМС, 2005. – 169 с.

9. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А. Разработка механизма эффективного государственного управления инновационным развитием в условиях Севера // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – Электронный ресурс: многопредмет.науч.вестник. – гос.рег. № 0420700054 ФГУП НТЦ «Иноформрегистр». – сетевой адрес http // syktsu.ru. – 2011. № 1. (входит в перечень изданий ВАК).

10. Руководство ФРАСКАТИ.

11. Руководство ОСЛО.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV.

13. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

14. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции долгосрочного социального и экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

15. Распоряжение Правительства Республики Коми от 22.02.2011 г. № 44-р «О Концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года».

16. Закон Республики Коми от 15.11.2006 г. № 104-РЗ (ред. от 30.06.2010) «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми».

17. Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 г. № 418 (ред. от 29.12.2012) «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики».

18. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике».

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие национальной инновационной системы (НИС).

2. Охарактеризуйте основные концепции национальных инновационных систем.

3. Назовите элементы национальной инновационной системы

4. Опишите модели национальных инновационных систем, приведите конкретные примеры.

5. К какой модели можно отнести российскую НИС? Почему?


Похожая информация.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама