THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Простыми словами о налоге на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (кратко — НДПИ) установлен с целью компенсации государству убыли полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью. Деятельность юридических лиц и ИП, добывающих какие-либо ресурсы из недр, подлежит лицензированию, а сами пользователи регистрируются в ИФНС как пользователи недр (ст. 334 НК РФ).

Плательщик налога на пользование недрами должен встать на учет в той ИФНС, к которой относится место добычи ресурсов (ст. 335 НК РФ). Представленная таблица показывает зависимость места постановки на учет от территории недропользования.

На Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) возложена обязанность по выдаче лицензии на добычу ресурсов и передаче информации в налоговые органы. Срок постановки на налоговый учет — 30 календарных дней после оформления лицензии (ст. 335 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Регулирование сферы добычи полезных ископаемых происходит на основании гл. 26 НК РФ и закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I.

Лицензия на пользование недрами. Объект налогообложения

Пользование недрами происходит на основании лицензии, в которой отражаются следующие сведения:

  • границы участка;
  • цель использования недр;
  • разрешенный срок;
  • условия использования.

Более подробно с вариантами лицензий предлагаем ознакомиться в таблице:

Полезные ископаемые как объекты налогообложения НДПИ условно подразделяются на 3 группы (ст. 336 НК РФ):

  1. Добытые на территории РФ на основании лицензии.
  2. Добытые из отходов основного сырья (в случае законно установленного условия о лицензировании получаемых ресурсов).
  3. Добытые на месторождениях вне территории РФ.

Не все ресурсы признаются объектами обложения НДПИ. Взимание налога не происходит, если полезные ископаемые:

  • признаны общераспространенными, добыты ИП для личных нужд и не включены в государственный баланс;
  • коллекционные;
  • извлечены из отходов (потерь) ресурсов пользователя, которые уже облагались налогом в установленном порядке;
  • добыты при работах на объектах, которым присвоен особый статус (научных, оздоровительных, культурных и иных объектах).

Все добываемые полезные ресурсы в зависимости от целей налогообложения (ст. 336 НК РФ) классифицируют на виды (руды, неметаллическое сырье, уголь и другие). Узнать, какие виды ресурсов относятся к объектам налогообложения для исчисления НДПИ, можно ниже:

Что необходимо знать о налоговой базе по НДПИ?

Налоговую базу НДПИ каждый плательщик определяет самостоятельно. Применяют 2 варианта расчета базы по НДПИ в зависимости от вида ресурса.

Не знаете свои права?

Для определения стоимости добытого сырья используется один из 3 вариантов цен:

  1. Установившиеся цены реализации ресурсов.
  2. Установившиеся продажные цены без учета бюджетного субсидирования разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
  3. Стоимость добытых ресурсов, исчисленная расчетным путем (если реализация в налоговом периоде не производилась).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плательщик самостоятельно определяет и рассчитывает стоимость ресурсов исходя из данных налогового учета с применением установленного в учетной политике порядка признания доходов и расходов по налогу на прибыль. Разрешено учитывать прямые и косвенные расходы, связанные с добычей и реализацией добытых ископаемых.

Измерение количества добытых материалов для целей определения налоговой базы производится в единицах объема или массы. Возможные способы измерения:

  1. Прямой метод. Исчисляется с учетом технологических потерь посредством измерительных устройств. Налоговая база расчетное количество добытых природных ресурсов, уменьшившее запасы месторождения.
  2. Косвенный метод. Количество добытого сырья определяется путем расчетов с применением показателей содержания извлеченного ресурса в добытом сырье.

ВАЖНО! При количественном методе учитывается только ископаемое, которое прошло весь цикл технологических операций.

Отчетный и налоговый периоды: особенности определения

Налоговым периодом по НДПИ установлен календарный месяц. Сумма налога по каждому виду добытого ресурса исчисляется отдельно. Поскольку налог является федеральным, вопрос, в какой бюджет платится НДПИ, не возникает. Налог уплачивается исключительно в федеральный бюджет.

Однако плательщикам необходимо знать, что уплата производится по месту нахождения каждого участка недр, которые указаны в лицензии. В случае нахождения участка недропользования за пределами РФ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) уплачивается по месту нахождения налогоплательщика.

Отчетным периодом по НДПИ также признается календарный месяц. Данные в декларации указываются отдельно за каждый месяц, внесение сведений нарастающим итогом недопустимо. Декларация подлежит представлению по месту нахождения плательщика не позднее последнего числа следующего месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок уплаты налога на недра — 25 число следующего месяца.

Анализ контрольных соотношений в декларации по НДПИ

Письмом ФНС от 24.11.2015 № СД-4-3/20437@ установлены контрольные соотношения по НДПИ. Проверяется соответствие данных декларации внешним источникам (налоговые вычеты и расходы). Кроме того, проходят проверку базовые коды (КБК и ОКТМО) в разделах 1, 2, 4 декларации.

Обнаружив несоответствие значений внутри документа при проверке правильности заполнения отчета, налоговые органы в порядке ст. 88 НК РФ направляют налогоплательщику требование о даче пояснений или внесении исправлений. Ответ на требование необходимо направить в течение 5 рабочих дней, не считая дня получения.

Зная логические формулы, плательщик может самостоятельно до сдачи отчетности провести анализ своих данных и исправить ошибки при их обнаружении. Контрольные соотношения показателей декларации по НДПИ можно посмотреть .

Что нужно знать об общераспространенных полезных ископаемых?

К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

  • песок;
  • гравий;
  • глина;
  • подземные воды;
  • другие широко распространенные ресурсы.

Обычная сфера использования общераспространенных ископаемых — сельское хозяйство, строительство.

Перечень таких ресурсов утверждается исполнительным органом субъекта Федерации, являющимся распорядителем недр, их учет ведется на балансе региональных органов власти. Ими же проводится лицензирование и распределение норм добычи ресурсов.

Регистрация лицензий на общедоступные ископаемые проводится в специальном реестре на право пользования недрами местного значения. Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых также уплачивается в федеральный бюджет с указанием ОКТМО места добычи.

***

Мы постарались рассказать, что такое НДПИ, простыми словами. Плательщиками этого налога являются пользователи недр, имеющие специальную лицензию на право добычи полезных ископаемых. Налоговая база может быть выражена количеством добытых ресурсов или их стоимостью. Отчитываться следует ежемесячно по месту учета плательщика.

Для исключения ошибок в налоговой декларации необходимо проверять контрольные соотношения данных в декларации по НДПИ и бухотчетности. Коллекционные, добытые на научных и культурных объектах полезные ископаемые объектами налогообложения не являются.

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской . Он был введен в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также на нефть.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются и , признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование. Недра могут быть предоставлены в пользование (см. ст. 6 Федерального закона «О недрах») для:

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр и иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови- тельное и иное значение;
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид недропользования может формировать объект налогообложения, а именно — добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК) являются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с российским законодательством;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.

Таким образом, при определении объекта налогообложения, ключевым является понятие «добытого полезного ископаемого». Добытое полезное ископаемое — это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом (извлеченном) из недр (отходов) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Эта продукция — первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, или иным стандартам (отрасли, региональным стандартам, международным или стандартам предприятия, если иных нет) продукция. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукцией перерабатывающей промышленности.

Зачастую у налогоплательщиков возникают определенные сложности при отнесении добываемого полезного ископаемого к конкретному виду полезных ископаемых в соответствии с установленными стандартами. Как следует из текста ст. 337 НК, в основе отнесения полезного ископаемого к конкретному виду лежат, во-первых, государственные, во-вторых, региональные, в-третьих — международные и только, в-четвертых — стандарты качества, установленные самой добывающей организацией. Порядок, в котором перечислены указанные виды стандартов, указывает на последовательность их применения. Так, обращаться к региональным стандартам можно только в случае отсутствия государственных, а к стандартам предприятия только в том случае, если нет ни государственных, ни региональных, ни международных.

Такой подход к определению «добытого полезного ископаемого» означает, что предприятия, осуществляющие весь комплекс операций по добыче полезных ископаемых, их обогащению и дальнейшей переработке и реализующие уже не продукцию добывающей промышленности, а переработанное сырье, должны для целей налогообложения применять специальные методы определения стоимости и объемов собственно добытого полезного ископаемого.

К числу основных видов добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения (ст. 337) относит:
  • антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;
  • торф;
  • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный);
  • руды черных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
  • горно-химическое неметаллическое сырье;
  • природные алмазы и другие драгоценные камни;
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.
Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:
  • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если ранее при их добыче они уже подлежали налогообложению, и некоторые иные объекты.

Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого отдельно либо как стоимость добытого полезного ископаемого, либо как объем добытого полезного ископаемого в натуральном выражении. Ставки НДПИ установлены в зависимости от видов полезного ископаемого как специфические или как адвалорные. Так, по большей части полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти и природному газу — специфические.

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие ставки налога на добычу полезных ископаемых (см. ст. 341 НК).

Сегодня российское законодательство оперирует фактически с четырьмя моделями исчисления данного налога. Различие между моделями связано с порядком определения налоговой базы и характером установленных налоговых ставок..

Первая модель — общая схема, описанная в 26-ой главе Налогового кодекса, под которую подпадает подавляющее (по перечню видов) число полезных ископаемых. При этой модели налоговая база определяется как стоимость добытого полезного ископаемого, а налоговые ставки установлены как адвалорные.

Вторая модель — налогообложение природного газа, которое предполагает оценку добытого полезного ископаемого в физических измерителях (кубических метров) и применение к ней специфической налоговой ставки.

Третья модель — исключение, предусмотренное 26-ой главой НК для драгоценных металлов. При этой модели налоговая база определяется либо как стоимость драгоценных металлов, оцененная исходя из цен реализации химически чистого продукта либо исходя из цен фактической реализации (при добыче самородков) и в обоих случаях применяется адвалорная налоговая ставка.

Наконец, четвертая модель — предусмотренная Налоговым кодексом при добыче нефти. При этой модели налоговая база определяется в натуральных физических измерителях (тоннах) и к ней применяется специфическая налоговая ставка, скорректированная на два коэффициента Кц и Кв. С определенной долей условности такая ставка может быть определена как специфическая плавающая ставка.

Для трех указанных моделей имеют место различия в определении таких существенных элементов налога как порядок формирования налоговой базы и установление налоговой ставки. Все иные элементы налога для них совпадают и установлены Налоговым кодексом.

Важным элементом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытых полезных ископаемых и порядок его (количества) определения. Так, устанавливает, как следует определять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок определения стоимости всего добытого полезного ископаемого (ст. 339 НК).

Количество полезного ископаемого может определяться как прямым способом, так и косвенным. При использовании прямого способа количество добытых полезных ископаемых определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса). Косвенный способ — это определение объема добытого полезного ископаемого расчетно, на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Косвенный метод применяется в тех случаях, когда применение прямого невозможно.

В соответствии с оценка стоимости полезного ископаемого может определяться одним из трех методов.

Первый метод предполагает использование сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого без учета полученных государственных субвенций. Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета (при реализации на территории РФ). Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя (в том случае если в соответствии с договором поставки расходы на транспортировку несет поставщик). В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, которая может быть вычтена из выручки от реализации, в частности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, расходы по обязательному страхованию перевозимой продукции и некоторые другие.

Третий метод предполагает определение стоимости добытого полезного ископаемого расчетным способом. Этот способ применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсутствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реализации. В этом случае определяется расчетная стоимость добытых полезных ископаемых. Для этого учитываются все произведенные в связи с добычей расходы. В частности, материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы амортизации, начисленной по имуществу, связанному с добычей полезных ископаемых, расходы на ремонт соответствующего оборудования, расходы на освоение природных ресурсов и некоторые другие виды расходов, связанные с добычей оцениваемого полезного ископаемого. Перечень этих расходов установлен п.4 ст.340 НК РФ.

Рассмотрим второй и третий способы оценки на условных примерах (первая модель).

Пример 1 . Допустим, что на одном участке недр добывается железная руда. Объем добычи за истекший налоговый период составил 5 тыс. тонн. Допустим, что оптовая цена реализации железной руды составляет 400 руб. за тонну, в том числе НДС 61 руб. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Государственные субвенции отсутствовали. Налоговая база по НДПИ в этом налоговом периоде составит: 5 тыс. тонн * (400- 61) руб. за тонну = 1695 тыс. руб. При налоговой ставке 4,8% (см. табл.18) сумма налога составит 81,36 тыс. руб.

Пример 2 . Допустим, что АО АБВ ведет добычу калийных солей и хлористого натрия на одном участке. Поскольку налогообложение этих двух видов полезных ископаемых осуществляется по различным ставкам (табл.18.), необходимо определить налоговую базу по каждому полезному ископаемому отдельно. Допустим, что ни в текущем, ни в предшествующем налоговом периоде реализация продукции не производилась. Общая сумма расходов составила 72 тыс. руб. Было добыто 150 тонн солей, в том числе 45 тонн калийной соли и 105 тонн натриевой соли. Ставки НДПИ составляют 3,8% по калийной соли и 5,5% по хлористому натрию.

В этом случае общая сумма расходов распределяется между двумя добытыми полезными ископаемыми пропорционального доле каждого из них в общем объеме добычи. Так, на долю калийных солей приходится 30% (45 т / 150 т) расходов или 21,6 тыс. руб., а на долю натриевой соли 70% (105 т/150 т) расходов или 50,4 тыс. руб.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых составит:
  • по калийной соли: 21,6 тыс. руб. * 0,038 = 0,82 тыс. руб.;
  • по натриевой соли: 50,4 тыс. руб. * 0,055 = 2,77 тыс. руб.

Самостоятельную проблему представляет определение стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений (третья из выделенных нами моделей). Оценка налоговой базы в этом случае производится исходя из цен реализации химически чистого металла без учета , уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке до получателя (ст. 340 НК). Таким образом, Налоговый кодекс РФ фактически делает исключение из общего порядка определения налоговой базы для драгоценных металлов. Еще раз подчеркнем, что по всем иным видам полезных ископаемых налоговая база оценивается по первому продукту и не может оцениваться по продуктам дальнейшей переработки (обогащения). А по драгоценным металлам — оценка производится по продукции более высокой степени технологического передела.

Существенное отличие порядка определения налоговой базы по драгоценным металлам связано с тем, что в Законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Исходя из такого определения уже в Налоговом кодексе приходится определять иной порядок формирования налоговой базы (и отчасти иной объект налогообложения) для группы драгоценных металлов, чтобы не допускать противоречий между нормативными актами.

В этом случае (драгоценных металлов) стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. При этом стоимость единицы химически чистого металла уменьшается на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке продукции до получателя.

Поясним это на примере.

Пример 3 . Предположим, что на золоторудном месторождении AAA было получено 700 кг золотосодержащего сплава. При его переработке на аффинажном заводе получено 428 кг золота. Процент выхода продукции из золотосодержащего сплава составил: (428 кг / 700 кг) * 100% = 61,1 %.

Допустим, что затраты на аффинаж 1 грамма сплава составляют 70 коп.

Налогоплательщик в отчетном периоде реализовал 420 кг золота со скидкой 2,5% от биржевой цены. Транспортировка продукции в соответствии с договором осуществлялась за счет покупателя. Биржевая цена на золото в рассматриваемом периоде составила 365 руб. за 1 грамм.

Определим цену реализации золота налогоплательщиком с учетом расходов на аффинаж:

  • (365 руб. * (1 — 0,025)) — 0,7 руб.) = 355,175 руб. за грамм.

Определим налоговую базу по НДПИ:

  • 420 кг * 355175 руб. за кг * 0,611 = 91145008,5 руб.

Ставка НДПИ при добыче золота составляет 6% (табл.18). Таким образом, сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет, налогоплательщиком AAA по итогам налогового периода составит: 91145008,5 руб. * 0,06 = 5468700,51 руб.

Налоговым кодексом установлен особый порядок обложения налогом на добычу полезных ископаемых уникальных самородков драгоценных металлов. Налоговая база в этом случае определяется исходя из фактических цен реализации (третья модель вариант Б в табл. 18).

Уникальные самородки, не подлежащие переработке, учитываются отдельно и в расчет общего количества добытого полезного ископаемого не включаются. Оценка и сертификация уникальных самородков осуществляется Госфондом, эта же организация выкупает некоторые самородки. Невыкупленные Госфондом самородки возвращаются добывшим их организациям или реализуются с аукциона. При этом договорная (или аукционная) цена самородка не может быть ниже стоимости драгоценного металла, содержащегося в нем (цена определяется по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи).

Если добытые организацией самородки не относятся к числу уникальных, то они могут продаваться по договорным ценам самими добывающими организациями (в порядке, установленном российским законодательством). Если же самородок реализовать невозможно, организация может направить его на аффинаж и в этом случае учитывает его в составе общего количества добытого полезного ископаемого.

Поскольку не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы, самородки, предназначенные для формирования минералогических коллекций, не подлежат налогообложению.

Рассмотрим теперь четвертую из выделенных нами моделей обложения НДПИ, применяемую при налогообложении добычи нефти.

Количество добытых полезных ископаемых в этом случае определяется, как это было описано выше, прямым способом. Налоговая ставка же устанавливается как специфическая — в размере 419 рублей за одну тонну и подлежит применению с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц) и поправочным коэффициентом Кв (в некоторых случаях). Оценка проводится для сорта нефти «Юралс» (именно к этому сорту относится нефть, добываемая на территории России).

Коэффициент Кц ежеквартально определяется налогоплательщиками самостоятельно по формуле:

Кц = (Ц — 15) * P/261 ,

  • Ц — средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;
  • Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ. Среднее значение курса определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса, устанавливаемого Центральным банком РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Коэффициент Кв характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр и также определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если степень выработанности запасов (N/V ) конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

Кв = 3,8 — 3,5 * N/V ,

  • N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
  • V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, превышает 1 , коэффициент Кв принимается равным 0,3 . Если степень выработанности запасов менее 80%, то коэффициент Кв принимает значение равное единице. Фактически применение подобной схемы расчета коэффициента Кв позволяет организациям, добывающим нефть на давно разрабатываемых и значительно истощенных участках недр использовать понижающий общую ставку НДПИ коэффициент.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых по нефти должна быть исчислена следующим образом:

∑НДПИ = V*419*Кц*Кв , где V — объем добытой в налоговом периоде нефти.

Установление ставки НДПИ по нефти как специфической с автоматическим индексированием в зависимости от динамики мировых цен на этот продукт позволяет в случае устойчивого повышения цен на нефть (что имело место на протяжении 2002 — 2007 гг.) наращивать поступления этого налога в бюджет, при падении цен на нефть (что имело место в 2008 — 2009 гг.) напротив, снижать фактическую ставку налога.

Таким образом, если по итогам некоевого налогового периода средний уровень цен на нефть сорта «Юралс» составил 58,1 долл. США за баррель, а курс 32 руб. за доллар, то повышающий налоговую ставку коэффициент составит:

Кц = (58,1 — 15) * 32/261 = 5,16

Это означает, что при указанных выше мировых ценах на нефть и курсе доллара фактическая ставка НДПИ составит 2162,75 руб./т.

Необходимо обратить внимание на то, что при снижении цены на российскую нефть ниже 15 долл. за баррель, налог на добычу полезных ископаемых фактически не уплачивается — коэффициент приобретает отрицательное значение.

Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча . Именно по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, налогоплательщик должен встать на налоговый учет (ст. 335 НК).

Местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. Если участок недр находится на территории двух и более субъектов РФ, то общая сумма налога должна распределяться между субъектами Федерации пропорционального доле полезного ископаемого добытого на территории каждого региона в общем объем добычи. Однако это не означает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

Как уже отмечалось выше, налог на добычу полезных ископаемых был введен с 1 января 2002 г. и сразу стал основным платежом за пользование природным ресурсами. Так, по итогам 2009 г. на его долю пришлось более 90% всех ресурсных платежей и 7,9% всех доходов консолидированного бюджета России.

Ресурсные платежи составляют неотъемлемую часть налоговой системы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В связи с этим плата за использование природных ресурсов фактически занимает центральное место в экономических механизмах. По форме платежи могут быть прямыми, косвенными или целевыми.

Общие сведения:

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) относится к категории прямых федеральных налогов, которые взимаются с недропользователей.

Обычно НДПИ уплачивается по месту расположения участков недр, что были выделены налогоплательщикам в пользование. Продолжительность налогового периода для уплаты НДПИ составляет 1 календарный месяц.

Законные основания

Налогообложение полезных ископаемых регулируется нормами Налогового кодекса, в частности, этому вопросу посвящена .

Плательщикам НДПИ считаются пользователи недр, включая отечественные и зарубежные организации. По общим правилам полезные ископаемые являются государственной собственностью.

В качестве исключения выступают общедоступные горные породы:

Песок;
Мел;
Глина (Некоторые виды).

Для осуществления добычи полезных ископаемых нужно обязательно получить соответствующее разрешение.

Дополнительным требованием выступает постановка на учет в налоговых органах ().

Если добыча ископаемых будет производиться в зоне континентального шельфа, тогда пользователь должен стать на учет там, где находится добывающая организация.

Аналогичные требования выдвигаются к добыче природных ресурсов за пределами России, при условии, что территория пребывает под ее юрисдикцией или в аренде.

Налоговая база

Налоговой базой считается совокупная стоимость добытых полезных ископаемых.

Определить стоимость можно следующим образом:

  1. На основании имеющихся рыночных цен.
  2. Исходя из рыночных цен без учета субсидий по компенсации разницы между оптовой и расчетной стоимостью.
  3. По расчетной стоимости.

Определение налоговой базы, исходя из количества добытых природных ресурсов, происходит по таким видам полезных ископаемых:

  • нефть;
  • уголь;
  • драгоценные металлы.

В 2012 году правительством было принято решение, на основании которого налоговая база на газовый конденсат определяется по количеству.

Независимо от вида добываемых основных полезных ископаемых определение налоговой базы осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Эти требования также распространяются и на попутно извлеченные природные ресурсы. При этом есть два способа определения объема и веса добытых полезных ископаемых.

Прямой метод подразумевает использование специальных измерительных средств. Косвенное определение происходит тогда, когда невозможно использовать прямой метод.

В связи с этим плательщик налога должен определить налоговую базу на основании показателей содержания добытых природных ресурсов по отношению к извлекаемой сырьевой массе.

Любой используемый способ определения должен быть утвержден в учетной политике недропользователя. Применение методики будет происходить на протяжении всей добывающей деятельности.

Ее корректировка допускается только в том случае, если будут внесены поправки в проект по разработке месторождений, который применяется к полезным ископаемым.

Технические условия обычно редактируются в результате изменения технологического процесса добычи.

Какие бывают налоговые ставки?

Распределение налоговых ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. В отдельных случаях наблюдается нулевая ставка ().

Ставки условно можно разделить на два вида:

  1. Твердые – распространяются на нефть, газ, газовый конденсат и уголь.
  2. Адвалорные – действуют по отношению к остальным видам полезных ископаемых.

В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Однако их применение, возможно, только после выполнения плательщиками НДПИ требований Налогового кодекса.

Твердые ставки применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов. Адвалорные (процентные) ставки привязываются к их стоимости.

Процентные ставки НДПИ в 2019 году (таблицы)

Как говорилось выше, процентные ставки установлены дифференцированно в зависимости от разновидности полезных ископаемых.

Нулевая

Нулевая ставка применяется в порядке, предусмотренном ст.342 НК РФ. Фактически ее можно классифицировать как налоговую льготу.

Ставкой НДПИ в 0 процентов облагается извлечение:

  1. Природных ресурсов в размере нормативных потерь.
  2. Подземных вод, что содержат природные ресурсы, в частности, если от их добычи зависит разработка иных полезных ископаемых.
  3. Природных ресурсов во время разработки остаточных запасов полезных ископаемых.
  4. Полезных ископаемых, что остались в породах или в отходах перерабатывающих производств, по причине отсутствия в РФ технологии их извлечения.
  5. Попутного газа.
  6. Минеральных вод, которые используются в лечебных целях, за исключением их непосредственной продажи в переработанном виде.
  7. Подземных вод, которые находят свое применение в сельскохозяйственных целях.
  8. Сверхвязкой нефти.
  9. Нефти, добытой, на территории Якутии, Иркутской области и Красноярского края в объеме до 25 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
  10. Нефти, добытой, на территории Северного полярного круга в объеме до 35 млн тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
  11. Нефти, добытой, на территории Азовского и Каспийского морей в объеме до 10 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 7 лет.
  12. Нефти, добытой, на территории полуострова Ямал в объеме до 15 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на участке недр происходила не более 7 лет.

При добыче угля

При добыче всех видов угля установлена единая ставка в размере 4%.

Стоит отметить, что на основании допускается уменьшение налога на расходы, которые связаны с обеспечением безопасных условий труда, в частности, путем использования налогового удержания.

Добыча газа

Для природного газа установлены следующие ставки:

  • 622 руб. за 1 тыс. м³ – до 31.12.2013;
  • 700 руб. за 1 тыс. м³ – до 31.12.2014.

Твердая ставка в размере 788 руб. за 1 тыс. м³ газа действует с 01.01.2015. Необходимо подчеркнуть, что налогообложение происходит по ставке, умноженной, на коэффициент.

Для природного газа установлены следующие коэффициенты:

Коэффициент Дата
0,493 до 31.12.2012
0,455 до 30.07.2013
0,646 до 31.12.2013
0,673 до 31.12.2014

Начиная с 01.01.2015 при добыче природного газа, будет действовать коэффициент 0,701. Налоговая ставка с учетом коэффициента должна округляться до полного рубля.

Другие ископаемые

Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляет:

Твердая ставка в размере 679 руб. действует с 01.01.2015 за 1 тонну газового конденсата. Как видно из приведенного примера, то ставка НДПИ зависит от того, когда именно осуществлялись расчеты (до или после 01.01.2012).

Налогообложение других природных ресурсов происходит по следующим ставкам:

Ставка Полезное ископаемое
3,8% Калийные соли
4% Апатитовые и фосфоритовые руды, торф
4,8% Кондиционные руды черных металлов
5,5% Сырье радиоактивных металлов, нефелины, бокситы, природная соль, неметаллическое сырье, термальные воды
6% Горнорудное неметаллическое сырье, концентраты и полупродукты, которые содержат золото, битуминозные породы
6,5% Драгоценные металлы, а также полупродукты, которые их содержат, кондиционные продукты пьезооптического сырья
7,5% Минеральные воды
8% Многокомпонентные комплексные руды, кондиционные руды цветных металлов, природные алмазы, редкие металлы

Что касается нефти, то с 01.01.2013 одна тонна сырья облагается налогом в размере 470 руб. К тому же стоит пояснить, что категория неметаллического сырья включает песок и гравий.

Поэтому по отношению к песку НДПИ составляет 5,5%, о чем детальнее можно посмотреть таблицу:

Адвалорная ставка

Адвалорной ставкой считается ставка таможенной пошлины, которая определяется в процентах по отношению к таможенной стоимости товаров.

Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья .

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяйте в натуральном выражении (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Рассчитать этот показатель можно либо , либо методом (п. 2 ст. 339 НК РФ).

Выбранный метод расчета для каждого добываемого полезного ископаемого (или разрабатываемого месторождения) закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Менять этот метод в течение всего срока добычи полезного ископаемого нельзя. Исключением является случай, когда организация меняет технологию добычи и технологический проект разработки месторождения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Прямой метод расчета

Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

  • добыче нефти;
  • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
  • использовании нефти на технологические нужды;
  • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
  • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что потери углеводородного сырья, произошедшие на неразрабатываемых месторождениях в результате аварийных выбросов, нормативными потерями не признаются, в качестве объекта обложения НДПИ не рассматриваются и в расчет налоговой базы не включаются. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 апреля 2011 г. № 03-06-06-01/5.

Кроме того, при добыче угля в состав фактических потерь и в расчет налоговой базы не нужно включать общешахтные потери и потери у геологических нарушений. То есть потери в виде неизвлекаемых (недоступных) пластов угольных месторождений. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 6909/12, а также в письмах Минфина России от 21 ноября 2013 г. № 03-06-05-01/50290 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5370.

Косвенный метод расчета

Косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого в целях расчета НДПИ используйте, когда прямой метод применять невозможно. Метод заключается в определении количества добытого полезного ископаемого расчетным путем исходя из доли его содержания в добытом минеральном сырье. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами. Такие требования установлены в пункте 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов при расчете НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого? Организация использует косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого.

Да, можно.

НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого рассчитывается по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). При этом статья 342 Налогового кодекса РФ не ограничивает право на применение нулевой налоговой ставки в зависимости от метода определения количества добытого полезного ископаемого (прямой или косвенный). Следовательно, организация, применяющая косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, может рассчитывать НДПИ по ставке 0 процентов в отношении фактических потерь, которые не превышают нормативной величины.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-06-06-01/21 и от 19 февраля 2007 г. № 03-06-06-01/7, а также арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16551/08 и от 10 апреля 2009 г. № ВАС-3275/09, постановления ФАС Московского округа от 28 августа 2008 г. № КА-А40/7979-08, Уральского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф09-6261/08-С3, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2009 г. № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)).

Единицы измерения полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.

При определении налоговой базы по нефти используйте единицы массы нетто. Для этого из массы сырой нефти нужно вычесть массу:

  • воды и ее взвеси;
  • попутного газа и примесей;
  • хлористых солей;
  • механических примесей.

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Незавершенное производство

На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых при расчете НДПИ не учитывайте. Их нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, в котором технологический цикл добычи будет полностью завершен. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

При определении продолжительности технологического цикла добычи учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только те операции, которые относятся к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).

Ставки НДПИ

Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице .

Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка ) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов , отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Если организация является участником регионального инвестиционного проекта , направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд , характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на , для которого налоговой базой по НДПИ является (п. 2 ст. 338 НК РФ).

Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

Расчет НДПИ

НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).

Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 343 Налогового кодекса РФ.

Расчет НДПИ при добыче нефти

Об этом сказано в подпункте 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок не применяется в отношении нефти, добытой на новом морском месторождении углеводородного сырья , для которой налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

Коэффициент Кц определяется с точностью до четвертого знака после запятой по формуле:

=

Средний за месяц уровень цен нефти сорта «Юралс» (долл. США/баррель)

-

15

Основание и правовые основы

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Налогоплательщики

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
  2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ - см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

Объект налогообложения НДПИ

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

  1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
  2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

  • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • дренажные подземные воды;
  • метан угольных пластов.

Виды полезных ископаемых

  1. Уголь и горючие сланцы
  2. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
  3. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
  4. Полезные компоненты комплексной руды
  5. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
  6. Горнорудное неметаллическое сырье
  7. Битуминозные породы
  8. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
  9. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
  10. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
  11. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
  12. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото, соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
  13. Соль природная и чистый хлористый натрий
  14. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
  15. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Налоговая база

Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

Налоговый период

Календарный месяц.

Налоговые ставки

Ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ.

Ставки в 2017 году

  • 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.);
  • от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
  • 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель. Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;
  • 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент;
  • 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0.
  • 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита.
  • 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;
  • 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;
  • 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;
  • 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы;
  • 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
  • на антрацит - 1,102;
  • на уголь коксующийся - 1,668;
  • на уголь бурый - 0,996;

В прошлом году улучшились условия, при которых коэффициент Ккан равен нулю в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Эти условия вынесены в отдельный подпункт 9 пункта 4 статьи 342.5 НК РФ.

В отношении нефти, добытой на этих участках недр, коэффициент Ккан сохраняет нулевое значение до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступило одно из перечисленных в НК РФ обстоятельств. Таким обстоятельством является, например, достижение определенного уровня накопленного объема добычи нефти (за исключением накопленного объема на новых морских месторождениях на данном участке недр). С 2016 года этот предел составляет 15 млн т. вместо 10 млн т., как было установлено ранее.

При расчете НДПИ по газу применяется коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность. Напомним, базовое значение ставки НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья умножается на коэффициент Ккм, а также на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.

Значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Налоговый вычет по НДПИ

Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета - можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

В налоговый вычет включаются следующие расходы:

  • материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 "Налог на прибыль" НК РФ;
  • расходы налогоплательщика на приобретение и (создание) амортизируемого имущества;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ - работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет.

Декларация по НДПИ представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию по НДПИ можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

НДПИ: что нового в 2017 году?

В 2017 году изменились некоторые налоговые ставки и значения, необходимые для расчета коэффициентов.

При уплате налога при добыче нефти ставка составит 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель.

Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;

Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 "О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля").

Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

  • на антрацит - 1,102;
  • на уголь коксующийся - 1,668;
  • на уголь бурый - 0,996;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,132.

Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля".

При расчете НДПИ по газу значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 - на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - для налогоплательщиков - собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама