THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
  1. Прибыль частных лиц облагается пошлиной 55%.
  2. Доход юридических лиц облагается сбором 26,3%.
  3. Налог на прирост капитала составляет 30% (детали ниже).
  4. Уровень НДС: основной - 25%, сниженные - 12 и 6%.
  5. Государственная пошлина отсутствует, гербовый сбор взимается только для некоторых операций.

Налог на прибыль в Швеции для физических лиц

Пошлинами облагаются три категории граждан : резиденты (постоянно проживающие на территории страны), бывшие резиденты в случае, если в государстве осталось их недвижимое имущество, а также иностранные граждане, проживающие в пределах границ республики не менее 183 дней в году. Налоговая база состоит из сборов за предпринимательскую деятельность, заработной платы и прибыль от иных капиталов.

Система налогов в Швеции подразумевает наличие прогрессивной ставки в размере от 30 до 55%. Сбор состоит из двух пошлин: национальной и муниципальной . Муниципальный налог колеблется от 28,9 до 34,2% в зависимости от конкретной местности проживания плательщика. Национальный сбор полагается только тем лицам, чей уровень годового дохода составляет не менее 400100 крон. Общий размер подоходного налога в Швеции составляет:

Доход, шведская крона

Ставка, %

574301 и выше

Налоговый отчетный период приравнивается к календарному году. Подача декларации в уполномоченные органы является обязательной. Налог с зарплаты в Швеции перечисляется работодателем, с остальных источников - самим плательщиком. При просрочке передачи отчета с физического лица взыскивается штраф в размере 1000 крон или 120 евро. Если обнаружится факт сокрытия прибыли или предоставления недостоверных данных, к сумме сбора на все скрытые доходы будет прибавлено еще 40% в качестве наказания.

Налоги в Швеции для юридических лиц

В качестве плательщиков выступают местные компании и нерезиденты. Если фирма прошла регистрацию в Реестре предприятий юрисдикции, она считается резидентом и оплачивает налоги с общемирового дохода. Те, кто не состоит на учете, подают в декларации сумму, заработанную от контрагентов на территории страны. Стандартная ставка налогов в Швеции для предпринимателей составляет 26,3%. Допускается снижение уровня налогообложения до 19,7% в случае, если корпорация использует перераспределение прибыли в фонд периодизации.

Налоговый период для организаций приравнивается к финансовому году. Его протяженность составляет 12 месяцев, однако начинается он с первого числа любого месяца в году. Завершение периода обычно происходит в конце апреля, августа или декабря. Штрафы за просрочку подачи документации, оплаты и предоставление недостоверных данных аналогичны степени наказания, применяемой к физическим лицам.

  1. Допускается уменьшение налоговый базы последующих отчетных периодов при наличии убытков в предыдущем.
  2. В законодательство не включены требования к соотношению акционерного и заемного финансирования, что дает возможность для создания структур по получению процентов в качестве дохода от дивидендов.
  3. Прирост капитала не облагается налоговой ставкой если прибыль получена юридическим лицом от акций другого юридического лица, действующего в пределах границ государства или за рубежом. Физические лица оплачивают пошлину за прирост капитала в размере 30%.

От налога для предприятий освобождаются нелистингованные акции. Листингованные должны быть выпущены не менее года назад и составлять в совокупности более 10% от размера уставного капитала принимающей компании.

Налогообложение дивидендов в Швеции

При передаче прибыли юридическим лицам возможно освобождение дивидендов от ставок в перечисленных случаях:

  1. Акционер является резидентом ЕС, содержит не менее 10% от уставного капитала ООО, оплачивает налоги в государстве учреждения собственного бизнеса.
  2. Акционер находится под защитой регламента соглашения об избежании двойного налогообложения.
  3. Получатель дивидендов зарегистрирован в юрисдикции с аналогичной системой налогообложения, где ставка равна 10-15%.

При выплате финансов физическим лицам уровень обложения составляет 30% , если частное лицо является нерезидентом и на него распространяется действие соглашения о пресечении двойного налогообложения допускается снижение ставки до 15% . В некоторых случаях налог может быть отменен.

НДС в Швеции

Сбор обязаны оплачивать все физические и юридические лица, реализующие товары и услуги на территории государства. Регистрация в налоговом органе обязательна при любом уровне годового товарооборота. Пошлины взимаются на всех уровнях производства и реализации. Существует 4 основные ставки:

  1. 25% - распространяется на большую часть сервиса и продукции.
  2. 12% - для продовольствия, произведений искусства, гостиничных и ресторанных услуг.
  3. 6% - актуальна для транспортных маршрутных перевозок и печатной продукции.
  4. 0% - для финансовых, образовательных, банковских, социальных и медицинских услуг.

Для предприятий с товарооборотом менее 1 миллиона крон налоговый период приравнивается к календарному году. При превышении суммы отчетность требуется сдавать раз в квартал или месяц.

Другие виды пошлин

  1. Налог на собак в Швеции . Оплачивается всеми владельцами. Сумма рассчитывается исходя из роста пса в холке. В среднем налоги на животных в Швеции составляют 50-100 евро в переводе на местную валюту.
  2. Налог на имена в Швеции . Сбор относится к одним из самых комичных в мире. Пошлиной облагаются только те имена, которые при произношении могут создавать дискомфорт другим людям. Взимается с родителей младенца.
  3. Церковный налог в Швеции . Взыскивается с каждого гражданина, который относит себя к какому-либо вероисповеданию. Религия не имеет значения - с каждого верующего требуется оплата в размере 1-2% от годовой суммы дохода.

Историческая справка : как и сегодня, в средние века были актуальны подушные сборы. Чем только не брали с крестьян налог в Швеции: продуктами, непосильным трудом, землей, скотом и прочими ценностями. Тех, кто был не способен оплачивать дань, наказывали длительной военной службой. В этом плане современность радует несколько больше.

Вопреки сложившемуся мнению, налоговая нагрузка на шведские компании не столь высока, как кажется. Более того, законодательство этой страны предусматривает ряд интересных возможностей для холдинговых структур.

Королевство Швеция - член Европейского союза, однако не входит в зону евро и продолжает использовать свою стабильную национальную валюту - шведскую крону. Налоговая система страны включает в себя в основном привычные для россиян виды налогов - корпоративный подоходный налог, НДС, а также социальные налоги, подлежащие уплате работодателями.

Преимуществом Швеции является возможность получения от Шведского налогового агентства (Skatteverket) предварительных заключений (skatterattsnamnden) в отношении той или иной сделки, операции или целой структуры взаимоотношений. Однако процесс его получения может занять от четырех до шести месяцев. Кроме того, услуга эта платная - сбор составит от 1 до 20 тыс. шведских крон (порядка 4500-90 600 руб.). В случае необходимости полученное предварительное заключение может быть обжаловано в Верховном административном суде Швеции, что обычно занимает до 12 месяцев.

Ставка корпоративного налога сопоставима с европейским уровнем

Корпоративным подоходным налогом (statlig inkomstskatt) облагается весь доход организации независимо от того, на территории какого государства он получен. В отношении нерезидентных компаний налогообложению подлежат только доходы от источников в Швеции.

С 2009 года ставка налога составляет 26,3 процента. То есть находится на среднем европейском уровне. Для сравнения: в Австрии - 25 процентов, Бельгии - 33 процента, Великобритании - 28 процентов, Испании - 30 процентов, Люксембурге - 28,59 процента, Нидерландах - 25,5 процента.

База по корпоративному налогу - прибыль, определяемая по правилам международных стандартов финансовой отчетности. Но есть ряд особенностей, которые позволяют снижать ставку.

Особый резерв позволяет переносить убытки на прошлые периоды

Законодательство позволяет шведским обществам относить в резерв распределения налогов (periodiseringsfond) до четверти прибыли. Зарезервированные средства используются на покрытие убытков, возникших в последующих налоговых периодах. То есть фактически общество получает возможность переносить отрицательный финансовый результат не только на будущие, но и на прошлые периоды. Остаток резерва учитывается в доходах по истечении шести лет с момента его формирования.

Но такая возможность предоставляется тоже не бесплатно. Так, в 2010 году размер платы за создание резерва составляет 2,304 процента годовых от его текущей суммы. Таким образом, для организаций, формирующих резерв в размере валовой прибыли (при отсутствии сумм резерва с истекшим шестилетним сроком), эффективная ставка налога составит 20,301% (26,3% × 3/4 + 2,304% × 1/4).

Что же касается переноса убытков в будущее, то его срок не ограничен. Исключение из этого правила сделано лишь для организаций, у которых поменялся собственник - владелец контрольного пакета. Такие общества учитывать убытки прошлых лет уже не могут.

Безвозмездная передача денег может учитываться в расходах компании

Еще одна удобная налоговая норма - перераспределение прибыли внутри группы компаний. И это несмотря на то, что понятия консолидированного налогоплательщика в Швеции не существует.

Для этого прибыльное общество перечисляет деньги другому участнику группы. Такой платеж учитывается в налоговых расходах первой организации и в налоговых доходах второй. Получается, что в Швеции официально разрешена безвозмездная передача денег, уменьшающая налоговую базу. Но использование такого механизма возможно лишь между организациями с долей взаимного участия в капитале более 90 процентов в течение всего финансового года.

Налога с дивидендов можно избежать

Шведское законодательство содержит ряд положений, которые направлены на привлечение в страну головных компаний транснациональных корпораций. Для этого в стране особым образом облагаются налогом дивиденды, проценты и роялти.

Полученные дивиденды. Эти суммы могут быть освобождены от корпоративного налога, если они поступили от резидента ЕС, государства, с которыми Швеция подписала налоговое соглашение, или государства с сопоставимой ставкой корпоративного налога. Таковой считается ставка не ниже 55 процентов от ставки налога в Швеции, то есть не ниже 14,465% (26,3% × 55%). Этот порядок относится, в том числе, и к России, так как между нашими странами заключено налоговое соглашение. Но для освобождения необходимо выполнить одно из следующих условий:

  • акции дочерней компании не котируются на фондовой бирже;
  • доля участия материнского общества в уставном капитале «дочки» - не менее 10 процентов, а продолжительность владения акциями - не менее 12 месяцев.

Выплаченные дивиденды. Обычная ставка налога у источника при перечислении дивидендов из Швеции составляет 30 процентов. Удержания налога можно избежать, если получатель денег является резидентом государства, с которым Швеция имеет налоговое соглашение, либо дивиденды в стране получателя облагаются по ставке не менее 10 процентов. Кроме того, акции, по которым выплачивает дивиденды шведская организация, должны отвечать упомянутым выше условиям освобождения от участия: респектабельность юрисдикции, а также некотируемость на бирже или условие о доле и сроке ее владения.

Доход от продажи акций и долей дочерних компаний. Если по таким «дочкам» выполняются все те же упомянутые условия, то прибыль от продажи долей и акций освобождена от налога с прибыли от реализации долей и акций. Если же эти условия не соблюдаются, то прибыль облагается в общем порядке, хотя убытки по такой сделке не учитываются.

Выплаченные проценты по долговым обязательствам. Такие суммы полностью признаются расходом заемщика вне зависимости от цели привлечения денег. Но только если ставка по ним соответствует рыночному уровню. Этот принцип подтвержден недавним решением Верховного административного суда Швеции от 28.06.10 № 2483-2485-09 по делу Diligentia AB. При этом в Швеции отсутствуют ограничения по учету процентов по займам, полученным от аффилированных лиц (правило «тонкой капитализации»). Нет и налога у источника при выплате процентов за рубеж. Последнее очень часто используется в международном планировании.

Выплаченные роялти. Налог у источника при выплате роялти за рубеж формально также отсутствует. Но для нерезидента получение таких лицензионных платежей от шведской компании признается извлечением дохода от источника в Швеции. То есть у него возникает постоянное представительство, что обязывает его самостоятельно платить налоги в этой стране.

Полученные проценты и роялти. Включаются в общую налоговую базу.

Офшорные компании могут быть признаны контролируемыми из Швеции

Что касается экономии шведских налогов с помощью низконалоговых юрисдикций, то здесь законодательство Швеции установило ряд препятствий. В частности, это касается прибыли контролируемых «дочек», в которых шведские организации прямо или косвенно владеют более чем 25 процентами капитала и обладают управленческими правами в том же объеме. Доход такой компании в соответствующей доле включается в налоговую базу шведского учредителя и облагается корпоративным налогом по общей ставке.

При этом низконалоговой считается компания из юрисдикции, которая одновременно соответствует двум условиям:

  • ставка корпоративного налога не превышает 55 процентов от ставки корпоративного налога Швеции (на текущий момент - 14,465%);
  • со Швецией не заключено налоговое соглашение.

Для этих целей к закону Швеции прилагается «белый» список юрисдикций, дочерние компании в которых не являются контролируемыми. Также контролируемыми иностранными компаниями не могут считаться резиденты стран - членов ЕС и Европейского экономического пространства.

В Швеции установлено четыре ставки НДС

Общая ставка НДС (moms) в Швеции равна 25 процентам. Также существуют пониженные ставки:

  • 12 процентов - реализация ряда продуктов питания, гостиничных услуг, деятельность в области культуры и спорта;
  • 6 процентов - продажа печатной продукции, услуги общественного транспорта;
  • 0 процентов - экспорт.

Медицинские, социальные, банковские и финансовые услуги освобождены от НДС.

На уплату налога может уйти половина дохода физлица

В отличие от корпоративных налогов, налоговая нагрузка на физлиц в Швеции достаточно высока.

Так, работодатель обязан уплачивать взнос на социальное обеспечение в размере 31,42 процента от фонда оплаты труда. Кроме того, он удерживает у работника подоходный налог. Его ставка является прогрессивной и составляет от 31 до 57 процентов. Самозанятые уплачивают социальные взносы (по пониженной ставке) и налог на свои доходы самостоятельно.

Дивидендный и процентный доходы физлица, а также доход от прироста капитала облагаются по ставке 30 процентов.

Однако для ключевых иностранных сотрудников, альтернативу которым трудно найти в Швеции, установлены налоговые льготы. В частности, они могут получать 25-процентный вычет из доходов от источников в Швеции в течение первых трех лет их трудовой деятельности. Такое же освобождение на тот же срок может получить и работодатель в отношении взносов на социальное обеспечение за этого работника.

Налоговое соглашение России со Швецией во многом сходно с кипрским

Швеция заключила более 80 налоговых соглашений, в том числе и с такими интересными в смысле международного налогового планирования странами, как Австрия, Болгария, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта и Нидерланды. Между правительствами РФ и Королевства Швеции 15.06.93 была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения (ратифицирована Федеральным законом от 24.04.95 № 55-ФЗ). Она во многом похожа на соглашение России с Кипром. А с учетом нового российско-кипрского протокола содержит даже более мягкие условия.

Так, налог у источника выплаты дивидендов не должен превышать 5 процентов, если получатель (кроме партнерства) непосредственно владеет 100 процентами капитала общества, выплачивающего дивиденды. А в случае совместного предприятия - не менее чем 30 процентами капитала. Но в обоих случаях сумма инвестиций на момент фактического распределения прибыли должна составлять не менее чем 100 тыс. долларов (около 3 млн рублей). Во всех остальных ситуациях налог у источника не должен превышать 15 процентов (п. 2 ст. 10 Конвенции).При этом под совместным предприятием понимаются российские АО с участием иностранных инвесторов (). А под суммой инвестиций - как вклад в уставный капитал, так и покупка акций на рынке ценных бумаг. При этом срок владения акциями не важен.

Таким образом, при соблюдении ряда условий, при выплате дивидендов шведскому учредителю российская «дочка» удержит налог у источника по ставке 5 процентов, при этом в Швеции налога не возникнет вовсе. При перечислении же дивидендов в Россию уплаты налога можно избежать в полном объеме, если помимо шведских условий освобождения от участия будут выполняться требования для применения российской нулевой ставки (п. 3 в ред. с 1 января 2011 года). Тем более, что требование о стоимости доли дороже 500 млн рублей на выплаты дивидендов за 2010 год уже не распространяется.

Что касается процентов и роялти, то Конвенция предусматривает освобождение от налога у источника выплаты. То есть они облагаются налогом лишь в стране получателя.

Через шведские компании выгодно платить дивиденды

Шведские компании выгодно используют для безналогового аккумулирования прибыли «дочек», расположенных в странах ЕС, и ее дальнейшего перераспределения в Россию (см. схему).

Предположим, производственные и торговые организации, расположенные в государствах, с которыми Швеция имеет налоговое соглашение, а также в самой Швеции, выплачивают шведской материнской компании дивиденды. При соблюдении ряда требований налога у источника не возникает.

В Швеции также можно создать условия, чтобы полученные дивиденды налогом не облагались. Как и для того, чтобы избежать налога у источника (в отличие от других респектабельных юрисдикций) при последующей их выплате в Россию. В нашей же стране полученные доходы, начиная с прибыли за 2010 год, также могут не облагаться налогом, если соблюдаются условия .

Местные налоги Швеции

Центральные налоги Швеции

Особенности налоговой системы Швеции

Тема 3 Налоговая система Швеции

Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:

Стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих правил взимания налогов);

Высокая развитость регулирующей системы;

Постоянная ориентация государства на поддержание структурно-воспроизводственного равновесия;

Гибкость, избирательность с точки зрения целенаправленности комплекса льгот и санкций на реализацию общих целей социально-экономической политики;

Подвижность, "чувствительность" к изменениям в формировании доходов и других объектов налогообложения;

Восприимчивость к изменению политических и социальных
требований развития общества;

Постоянная противоинфляционнная направленность;

Эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного обращения;

Всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной,
имущественной и даже натуральной собственности выступают объектами
налогообложения.

До начала 90-х гг. прошлого века Швеция считалась мировым лидером как по доле ВВП, перераспределяемой через си­стему государственных финансов, так и по размерам нало­говых ставок. В стране даже был принят специальный за­кон, запрещающий изымать в виде прямых налогов более 100 % годового дохода налогоплательщиков (при некоторых обстоятельствах сумма всех подоходных налогов и налога на состояния могла превышать эту величину). Следствием такого жесткого налогового бремени стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров на мировом рынке, сокращение инвестиций и перевод ряда производств за пределы страны. Поэто­му власти были вынуждены принять серьезные меры по снижению налоговых ставок: в первую очередь НДС (ра­нее его ставка 23,5 % была самой высокой в мире) и затем налога на прибыли компаний (его ставка 28 % - одна из самых низких в Европе). Налоги на личные доходы граж­дан и взносы по социальному страхованию сохраняются на довольно высоком уровне, но их бремя менее ощутимо из-за чрезвычайно развитой системы социальной помощи и пенсионного обеспечения.

Налоговая система Швеции включает следующие основ­ные виды налогов: подоходные налоги с граждан и ком­паний, налог на состояния, НДС, налог на наследства и дарения, акцизы и гербовые налоги (сборы). Кроме того, предприятиями из заработков работников выплачиваются взносы (налоги) по социальному страхованию.



На уровне центрального правительства взимаются по­доходные налоги с предприятий и граждан, НДС, а также акцизы. Региональные (земельные) органы власти полу­чают подоходные налоги с граждан и другие более мелкие налоги. Высшим органом власти в сфере установления на­логов является парламент, вместе с тем местные органы власти имеют право изменять ставки относящихся к их ве­дению налогов (в пределах, определенных национальным законодательством).

Характерная черта налоговой системы Швеции - ее социальная направленность. Высокая доля налоговых изъятий в Швеции в значительной степени компенсируется направленностью бюджетных расходов на социальные программы. Так, из общих расходов бюджетов всех уровней 44 % приходится на долю социального страхования и социального обеспечения и 25 % - на образование и здравоохранение. Большая часть этих расходов покрывается за счет бюджетных дотаций, которые осуществляются как в виде прямых трансфертов из центрального бюджета, так и из фонда «выравнивания доходов» местных бюджетов (введен в 1996 году). Земли и муниципалитеты с уровнем доходов населения выше среднего по стране делают взносы в общий фонд, управляемый правительством. Из этого фонда выделяют субсидии территориям, уровень доходов населения в которых ниже среднего.

Таким образом, налоги в Швеции, по существу, являются инструментами справедливого перераспределения доходов. Из общей суммы доходов населения, составляющей в настоящее время примерно 1,1 трлн. крон (из них 81% - заработная плата, 16 - доходы от капитала (проценты, роялти и др.) и 3 % - предпринимательский доход), посредством прямых налогов около 480 млрд. крон изымается, а почти 430 млрд. крон возвращается в виде встречных бюджетных трансфертов (пособий). При этом крупные налогоплательщики реально теряют часть своих доходов, а пенсионеры и одинокие родители с детьми, наоборот, получают из бюджета в среднем на 36 % больше, чем платят в него.

Швеция на сегодняшний день является абсолютным «чемпионом мира» по налогам, лидируя с существенным отрывом от других соперников. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как передает ПРАИМ-ТАСС, шведы отдают государству больше, чем каждую вторую заработанную крону. В 2005 г. налоговые поступления в бюджет Швеции составили 1366 млрд. крон, или 51,1 % от ВВП. Еще в 2004 г этот показатель равнялся 50,4 %. Большую часть составляют подоходный налог и налог на прибыль, на которые приходится 40 % от всех поступлений, 25 % дает социальный налог.

Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налоги на личные доходы граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги.

В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 289 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган -ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы. Ландстинг разрабатывает проект и принимает бюджет лэна. В каждой коммуне также работает выборный орган местного самоуправления - совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения, коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).

В соответствии с действующей в Швеции правовой системой основные функции государственного управления и регулирования осуществляют государственные агентства (службы), а министерства фактически ведают только вопросами, имеющими политическое значение (формирование законодательства, работа с парламентом, с общественными организациями, внешние связи и т.д.). Разработкой налоговой политики и формированием налогового законодательства занимается налоговый департамент министерства финансов, а вся работа по сбору налогов возложена на Государственную налоговую службу (ГНС) с общим числом сотрудников 10,5 тыс. человек. (Государственная налоговая служба Швеции была создана в 1971 году в результате слияния нескольких государственных учреждений. Данное ведомство напрямую подчиняется Министерству финансов и Правительству страны, оставаясь при этом независимым от последнего. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы)).

Кроме того, ГНС выполняет функции специализированного органа по выявлению и взысканию любых задолженностей перед государством (не обязательно налоговых), реализуется общий надзор в сфере административного права (контроль при осуществлении процедур) банкротства, сбор информации о неисправимых должниках, обращение взыскания на недвижимое имущество, реструктуризация долгов и др.). Для этого в составе службы создано Управление по взысканию долгов (общее числе сотрудником 2350 человек)

Помимо упомянутых выше на ГНС возложены функции ведения общегосударственного учета и регистрации населения, а также координация работы по учету и налогообложению объектов недвижимости.

Сбор прямых налогов (подоходный налог, налоги на имущество и налог на «состояния») и некоторых видов акцизов осуществляет Национальное на­логовое управление (ННУ) (общее число сотрудником порядка 1150 человек, из них 600 заняты в Департаменте программного обеспечения).

Сбором косвенных налогов (НДС, таможенные пошлины, акцизы) занимается не входящее в состав ГНС Таможенное управление (общее число сотрудников примерно 2300 человек).

Кроме того, функциями налоговых органов наделены суды (взимают гербовый налог), Национальное управление дорог (занимается регистрацией транспортных средств и сбором соответствующего налога) и некоторые другие ведомства.

Расследованием налоговых преступлений занимаются органы прокуратуры и полиция. Вместе с тем в 1998 году в рамках ГНС были созданы собственные подразделения по предотвращению налоговых правонарушений (число сотрудников около 200 человек).

Общий объем бюджетных расходов на ведение налоговой работы в Швеции находится в пределах 1,5 % всех собираемых налогов (из них примерно треть приходится на общие административно-организационные расходы и две трети составляют расходы на поддержание налогового контроля и обеспечение сбора налогов).

В конце 200-х годов правительством Швеции (в целях централизации работы) было принято решение о реорганизации ННУ в общегосударственный налоговый центр с единым банком данных.

Особо следует отметить высокий уровень и полноту ведущейся налоговой статистики. С 1998 года в Швеции издается статистический ежегодник по налогам (в - 14 разделах приводится более 200 таблиц - об объемах и распределении доходов и прибылей (по видам, секторам, отраслям, регионам и т.д.); личных и предпринимательских активах, капиталах, коммерческих и финансовых оборотах: налоговой недоимке и динамике ее взыскания; с оценками и прогнозами собираемости и уклонения от налогов - по категориям и группам налогоплательщиков, по отраслям, секторам формам собственности; с данными опросов налогоплательщиков об их отношении к налоговым обязательствам и желании (возможности) их исполнения, о налоговом администрировании (включая структуру затрат по звеньям налоговой системы и по регионам и т. д.).

Резиденты Швеции подлежат обложению подоходными налогами по всем своим доходам из всех источников, как в Швеции, так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются налогами только по доходам, полученным в Швеции.

Резиденты платят, муниципальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от осуществления коммерческой деятельности плюс национальный подоходный налог с этих же доходов, если их сумма превышает 200 тысяч крон в год. Они также платят национальный подоходный налог со своих доходов от капитала. Нерезиденты платят муниципальный подоходный налог по доходам от коммерческой деятельности и национальный подоходный налог по всем остальным видам доходов.

Резидентами Швеции в целях налогообложения признаются лица:

  • - постоянно проживающие на территории Швеции или
  • - имеющие обычное место жительства в Швеции, или
  • - имеющие существенные экономические и семейные связи в Швеции.

Законом предусмотрено индивидуальное обложение налогом, и члены семьи должны индивидуально отчитываться по своим налоговым обязательствам, в том числе и несовершеннолетние дети, если они имеют самостоятельные источники доходов. Расчет облагаемого дохода физических лиц ведется в разбивке по следующим видам доходов: доходы от работы по найму, доходы от коммерческой деятельности и доходы от капитала.

Ставки муниципального подоходного налога несколько отличаются по различным регионам и обычно составляют около 31%. Национальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от коммерческой деятельности составляет 25% для доходов, превышающих 229 тысяч крон в год. Доходы от капитала облагаются по ставке 30% (для любых видов доходов).

Нерезиденты, получающие в Швеции заработную плату или пенсию, облагаются национальным налогом по твердой ставке 25% и по доходам от коммерческой деятельности - муниципальным налогом по той же ставке. Если общая сумма этих доходов превышает 200 тысяч крон в год, то с суммы превышения дополнительно взимается национальный налог по ставке 20%.

Доходы иностранных спортсменов и лиц творческих профессий, получаемые ими в Швеции, облагаются специальным налогом по ставке 15%.

Если нерезиденты получают в Швеции доходы от капитала, подпадающие под налогообложение в Швеции, то для них применяется ставка налога 30%.

При этом льготные персональные скидки для нерезидентов не действуют.

Отчетный год для налогоплательщиков - календарный год, заканчивающийся 31 декабря. Срок представления налоговых деклараций установлен до 15 февраля года, следующего за отчетным. Лица, получающие только доходы от работы по найму, представляют декларации по упрощенной форме. Для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, срок предоставления деклараций продлен до 31 марта. Нерезиденты, получающие в Швеции только доходы от работы по найму или пенсию, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации. Налоги с заработной платы удерживаются нанимателями в момент выплаты и переводятся ими в бюджет на счет работников. Окончательный расчет налога делается по итогам года на основании представленных налоговых деклараций, и в соответствии с этим производится доплата или возврат части налога. налог иностранец швеция дания

Платежи по социальному страхованию производятся нанимателями в порядке начислений на заработную плату. Размер таких платежей - 33% суммы всех выплат работникам. Лица, работающие за свой счет, платят взносы по социальному страхованию самостоятельно, и для них размер таких взносов установлен равным 31,25% их чистого дохода. Для некоторых ситуаций предусмотрена замена платежей по социальному страхованию специальным налогом на зарплату. Ставка этого налога составляет 21,39% общей суммы выплаченной заработной платы. Кроме того, и предприниматели, и наемные работники должны платить взносы по страхованию от болезни - по 3,95% суммы выплаченных (полученных) заработков.

Такие же платежи предусмотрены и в отношении иностранцев, работающих на шведских предприятиях. Вместе с тем Швеция имеет с рядом стран специальные соглашения по социальному страхованию, и положение граждан из этих стран, работающих в Швеции, регулируется условиями этих соглашений. Например, граждане скандинавских стран, Великобритании, США и Канады освобождаются от платежей по социальному страхованию, если срок их работы в Швеции составляет менее 1 года, для граждан из большинства западноевропейских стран и Турции льготный срок равен 2 годам, для граждан Франции, Израиля и Марокко - 3 годам.

Первый совет, который обычно дают мигранты тем, кто только собирается перебраться на постоянное место жительства в другую страну, – тщательно ознакомиться со средой, в которой предстоит не только обосноваться, но и стать полноправной составной частью. Сегодня многие выбирают для иммиграции скандинавские страны, отличающиеся высоким уровнем экономического развития, но не учитывают при этом некоторые нюансы. К примеру, налоги в Швеции являются самыми высокими в мире. Однако взамен шведские граждане получают обеспеченную спокойную жизнь и полную социальную защиту. Во сколько обходится благополучие жителям данного государства, мы и постараемся выяснить.

В чем особенности местной системы налогообложения

Еще один важный момент заключается в том, что становиться владельцем дома или квартиры с целью дальнейшей сдачи их в аренду здесь весьма невыгодно. Дело в том, что доход с платы расценивается законом как основной, поэтому налоги с него взимаются весьма приличные – 30%. Это означает, что практически половину заработанных средств придется отдать государству.

Налоги для юридических лиц

Местное законодательство гласит, что плательщиками налогов являются все компании и филиалы, которые ведут свою деятельность на территории государства. Налог на прибыль в Швеции в 2019 году привязан к ставке в 26,3%. Распространяется он как на предприятия, являющиеся резидентами страны, так и на тех, кто такового статуса не имеет, но получает прибыль из шведских источников.

Большим преимуществом местной налоговой системы можно считать возможность переноса убытков компании на будущее. Это означает, что если плательщик понес потери в прошлом налоговом периоде, он получает право снизить налоговую базу в последующие периоды на ту сумму, которую он потерял.

Юридические лица так же, как и физические, занимающиеся товаров и услуг в стране, обязаны платить НДС. Ставки распределились следующим образом:

  • 25% – основная;
  • 12% – пониженная (распространяется на продукты питания, услуги гостиниц, продажу собственноручно произведенных предметов искусства, культурные мероприятия, спортивные соревнования, услуги общепита, за исключением продажи алкогольной продукции).
  • 6% – низкая (применяется в таких сферах, как книгоиздательство, печатание газет и журналов, общественный транспорт).

НДС не взимается со следующих направлений деятельности:

  • продажа недвижимости;
  • медицина;
  • образование;
  • социальные услуги;
  • и другая финансовая деятельность.

Самым дорогим считается шоу-бизнес. Его владельцам приходится отчислять 75% прибыли в фонд государства. При этом данное направление не считается бесперспективным и убыточным.

Какую налоговую отчетность необходимо подавать

Подавать отчет за прошедший финансовый период обязаны все организации независимо от форм собственности и направлений деятельности. При этом в данном документе должны отражаться абсолютно все операции предприятия, что подразумевает сохранение всех чеков, счетов и других финансовых бланков. Отчетность предполагает наличие:

Годовой отчет следует подавать до истечения 7 месяцев, следующих за отчетным периодом. Если данное предписание будет нарушено, налогоплательщика ждет штраф:

  • 1 000 крон (102 евро) за просрочку;
  • 40% от предполагаемого налога за сокрытие доходов или предоставление фальшивой отчетности.

Одним из обязательных документов при подаче годового отчета является заключение аудитора.

Иные налоги

Наибольший интерес налогоплательщиков вызывают , которые касаются физических лиц. Скажем, подоходный налог в Швеции в 2019 году взимается:

  • с резидентов страны;
  • с лиц, которые ранее проживали здесь и имеют постоянное жилье;
  • с нерезидентов, пребывающих в стране более 183 дней.

Что касается НДФЛ в Швеции, то он взимается по прогрессивной шкале – от 30 до 55%. Налог состоит из двух частей:

  • муниципальный – 28,8-34,2%;
  • национальный – 20-25%.

Национальный налог платят те, чей заработок ежегодно превышает 401 100 крон (41 210 евро). Таким образом, налог в Швеции с зарплаты взимается по следующей шкале:

  • 30% – при доходе от 0 до 401 100 крон (0-41 210 евро);
  • 50% – 401 100-574 300 крон (41 210-59 005 евро);
  • 55% – от 574 300 крон (59 005 евро).

Налоги в Швеции для физических лиц делятся на:

  • прибыль от деятельности;
  • прибыль от наемной работы;
  • прибыль от капитала.

Не стоит забывать о том, что со многими странами шведские власти подписали соглашение об избежании двойного налогообложения. Это означает, что если плательщик уже уплатил налоги в каком-то другом государстве и сможет это доказать, то от уплаты сборов в Швеции за ту же деятельность он будет освобожден.

Многие статьи налоговых сборов для иностранцев, прибывших в эту часть Европы, могут показаться странными или неприемлемыми. Например, за содержание своего питомца собаководам-любителям придется заплатить порядка 50 евро в год. В принципе сумма небольшая. Но если учесть, что в этой стране, по официальным данным, около 700 тысяч собак, то можно сказать, что налоги на животных в Швеции являются довольно-таки неплохой статьей пополнения бюджета страны.

Налоги в Швеции: Видео

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама