THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В последнее время в российской прессе активно обсуждается вопрос об инфраструктурных облигациях1. Это связано, прежде всего, с инициативой Правительства России(2) начать по примеру некоторых государств финансирование строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры с помощью так называемых инфраструктурных облигаций.

Так, программа антикризисных мер правительства предусматривает размещение инфраструктурных облигаций РЖД (29 января 2009 г. компания зарегистрировала 7 выпусков облигаций, которые она позиционирует как инфраструктурные(3). Однако облигации РЖД не являются инфраструктурными облигациями, поскольку эмиссионные документы не предусматривают гарантии целевого использования привлеченных средств, обеспечение по облигациям за счет поступлений от объектов инфраструктуры и другие положения, свойственные инфраструктурным облигациям. Под таковыми же ошибочно понимаются корпоративные облигации, выпускаемые для привлечения денежных средств на реализацию инфраструктурного проекта(4).

Действительно, финансирование инфраструктурного проекта осуществляется путем выпуска облигаций наряду с кредитом и государственным субсидированием в сложившейся мировой практике. Такие облигации делятся на проектные облигации (project bonds), облигации, обеспеченные поступлениями (revenue bonds), и облигации с общим обязательством (general obligations bonds). Это деление зависит главным образом от того, кто является эмитентом (частная компания или публичное образование), а также от обеспечения по облигациям и вытекающих из этого особенностей. Такие виды облигаций в экономической литературе и публицистике часто объединяют под общим названием «инфраструктурные облигации» (infrastructure bonds).

В настоящей статье кратко описываются указанные виды облигаций и рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день предложения по привлечению финансирования с использованием выпуска облигаций для инфраструктурных объектов в России.

ПРОЕКТНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Общая характеристика

Проектные облигации - это ценные бумаги, выпускаемые частной проектной компанией, которой принадлежит объект инфраструктуры (строящийся или уже построенный), и выплаты по которым осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры, и чьи эмиссионные документы содержат ковенанты, позволяющие владельцам облигаций (и их представителям) мониторить обстоятельства, которые существенно влияют на денежный поток финансируемого инфраструктурного проекта.

Проектная компания контролируется спонсором - лицом, инициирующим строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры. Проектной компании принадлежат права требования по договорам об эксплуатации принадлежащего ей объекта инфраструктуры, которые ею предоставляются в качестве одного из обеспечения обязательств по привлеченному займу, в том числе по выпущенным проектным облигациям. Проектная компания контролирует ход работ по строительству подрядчиком объекта инфраструктуры и после ввода объекта в эксплуатацию управляет им.

Сбор платежей за эксплуатацию (за счет которых происходит исполнение обязательств по проектным облигациям) с конечных пользователей объекта инфраструктуры осуществляют операторы объекта, которые назначаются проектной компанией.

Владельцы проектных облигаций имеют возможность контролировать деятельность проектной компании путем предоставления представителю владельцев облигаций права на получение от проектной компании и операторов любой информации касательно эксплуатации объекта инфраструктуры. Кроме того, представитель владельцев облигаций может быть избран в качестве члена совета директоров проектной компании для того, чтобы иметь возможность контролировать избрание единоличного исполнительного органа проектной компании.

Проектные облигации и меры государственной поддержки

Проектная компания создается в рамках как сугубо частных проектов, так и проектов частно-государственного партнерства. В последнем случае проектная компания, как правило, выступает концессионером по концессионному соглашению с государством (концедентом).

Государство часто участвует в тех проектах, где требуется долгосрочное строительство капиталоемкого инфраструктурного объекта, имеющего важное социальное значение, или в проектах, в которых вид инфраструктурного объекта является новым. При этом государство обычно принимает на себя лишь часть кредитных рисков в отношении инфраструктурного объекта путем оказания мер государственной поддержки.

Наиболее часто используемыми мерами государственной поддержки являются такие меры, как:

  1. предоставление государственной гарантии по обязательствам страховой организации, которая страхует риски эмитента по обязательствам перед владельцами облигаций;
  2. предоставление государственной гарантии в рамках концессионного соглашения (гарантирование определенного уровня поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры, определенного уровня валютного курса и др.);
  3. налоговые льготы;
  4. предоставление государственной гарантии по проектным облигациям.

Такие меры государственной поддержки существенно повышают кредитное качество проектных облигаций (хотя и не гарантируют напрямую обязательства по облигациям(5), поскольку они направлены на обеспечение определенного уровня доходности объекта инфраструктуры (платежи по проектным облигациям обеспечены поступлениями от эксплуатации инфраструктурного проекта).

Кредитное качество мер государственной поддержки зависит от таких характеристик, как: условия исполнения (например, необходимо ли получить дополнительное одобрение на расходы из бюджета для выплат по государственной гарантии; необходимо ли для выплат по государственной гарантии наступление факта неплатежа по облигациям или достаточно предварительного уведомления о недостаточности средств для выплат по облигациям); очередность исполнения по государственной гарантии; политические риски, связанные с реализацией инфраструктурного проекта (например, политическая поддержка одних проектов может существенно снизиться в период избирательной кампании).

О ТЕРМИНЕ «ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ»

Русскоязычный термин «инфраструктурные облигации» образован путем калькированного перевода словосочетания infrastructure bonds, которое используется в экономическом и юридическом значениях. В литературе, посвященной вопросам финансирования инфраструктурных проектов, этим термином часто обозначают все облигации, которые выпускаются для финансирования инфраструктурного объекта (инфраструктурные облигации в экономическом значении)(6). В сугубо юридическом значении термин
infrastructure bonds применяется в законодательстве некоторых штатов США(7) и обозначает те облигации, которые выпускаются исключительно для финансирования строительства (приобретения, реконструкции) инфраструктурного объекта.

Более же распространенным законодательным термином в США для обозначения облигаций, с помощью которых финансируется инфраструктурный проект, является revenue bonds (облигации, обеспеченные поступлениями)(8),(9).

ОБЛИГАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯМИ (REVENUE BONDS)

Признаки облигаций, обеспеченных поступлениями

Эмитент

Облигации, обеспеченные поступлениями, - это облигации, которые выпускаются публично-правовыми образованиями (государством, муниципалитетом) и/или публичными юридическими лицами (юридическими лицами, учрежденными публично-правовым образованием либо в уставном капитале которых оно имеет преобладающее участие, а также юридическими лицами, выполняющими какие-либо публичные функции (на основе соглашения с публично-правовым образованием или лицензии) (далее - публичное образование).

Обеспечение

В качестве обеспечения по таким облигациям предоставляются поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта (налоговые сборы, пошлины, тарифы и др.). Имущество публичного образования, как правило, не обеспечивает обязательства по облигациям, обеспеченным поступлениями.

В отличие от проектных облигаций, данный вид облигаций может быть обеспечен поступлениями от эксплуатации не только инфраструктурного объекта, для финансирования которого они были выпущены, но и от других объектов инфраструктуры, принадлежащих публичному образованию(10).

Налоговый нейтралитет

Важным преимуществом облигаций, обеспеченных поступлениями, является режим налогового нейтралитета. В соответствии с ним доходы по облигациям, обеспеченным поступлениями, не облагаются налогами как на федеральном, так и на местном уровнях. Благодаря этому значительно снижается процентная ставка по облигациям, обеспеченным поступлениями, и тем самым снижаются расходы публичного образования.

Структура сделки выпуска облигаций, обеспеченных поступлениями

Обобщенно процедура выпуска облигаций, обеспеченных поступлениями, происходит следующим образом.

Спонсором (лицом, которое инициировало строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры) и одновременно эмитентом облигаций, обеспеченных поступлениями, являются государственные/ муниципальные органы либо государственные/ муниципальные юридические лица. Сбор выручки, поступающей от эксплуатации объекта инфраструктуры, может осуществляться (а) либо спонсором на обособленный в этих целях счет, (б) либо представителем владельцев облигаций, (в) либо оператором, назначенным спонсором.

Поступления от эксплуатации объекта инфраструктуры - основной источник выплат и обеспечение обязательств эмитента по облигациям, обеспеченным поступлениями. Объект инфраструктуры не передается в качестве обеспечения обязательств
по облигациям, обеспеченным поступлениями, и сохраняется за публичным образованием.

В США публичное образование (спонсор) может заключить соглашение с частной компанией (девелопером), на основании которого частная компания получает право эксплуатировать объект инфраструктуры. В этом случае платежи частной компании на основании такого соглашения направляются на уплату по процентам и погашение облигаций, обеспеченных поступлениями. При этом право собственности в отношении объекта инфраструктуры сохраняется за публичным образованием. По окончании срока действия соглашения с публичным образованием частная компания вправе выкупить объект инфраструктуры при условии, что она выполнила все условия такого соглашения.

Кроме того, благодаря муниципальным программам по финансированию инфраструктурных объектов(11) частная компания вправе инициировать строительство и эксплуатацию объекта инфраструктуры, а также выпуск облигаций, обеспеченных поступлениями. На основе таких программ публичное образование отбирает частную компанию, заявка которой в наибольшей степени соответствует установленным в программе требованиям. При этом эмитентами облигаций, обеспеченных поступлениями, и собственниками объекта инфраструктуры являются публичные образования.

Преимущества для государства

Выпуск облигаций, обеспеченных поступлениями, - один из способов привлечения частных инвестиций в инфраструктурный проект. При этом такие облигации составляют лишь часть в общей структуре инфраструктурного финансирования, которая обычно предусматривает федеральные и субфедеральные субсидии, частные инвестиции в форме прямого участия в проекте (через концессию) и кредитования.

Важным преимуществом облигаций, обеспеченных поступлениями, как долгового инструмента является то, что имущество публичного образования, за исключением поступлений от объекта инфраструктуры, «защищено» от требований владельцев облигаций, обеспеченных поступлениями. Кроме того, основные обязательства публичного образования по облигациям, обеспеченным поступлениями, ограничены денежными обязательствами. Владельцыоблигаций не получают какую-либо долю участия в финансируемом объекте инфраструктуры.

Значение для частных инвесторов

Инвестирование в облигации, обеспеченные поступлениями, обладает такими преимуществами для частных инвесторов, как сниженная налоговая нагрузка по доходам от облигаций и значительное снижение юридических рисков, связанных со статусом эмитента, выпуском облигаций и использованием привлеченных средств:

  • доходы по облигациям, обеспеченным поступлениями, не облагаются налогами;
  • значительное снижение юридических рисков происходит благодаря законодательному закреплению основных элементов структуры сделки:
  • право эмитента на выпуск облигаций;
  • предоставление поступлений от инфраструктурного объекта в качестве обеспечения;
  • целевое использование поступлений от инфраструктурного объекта в качестве обеспечения.

Таким образом, законодательное нормирование предотвращает возможность признания сделки по выпуску облигаций, обеспеченных поступлениями, недействительной. А любое нецелевое использование поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта-обеспечения по облигациям является недействительным.

Законодательное регулирование облигаций, обеспеченных поступлениями

Специальное законодательство, посвященное облигациям, обеспеченным поступлениями, имеется в таких государствах, как США12, Польша.

Законодательные нормы об облигациях, обеспеченных поступлениями, как правило, регулируют следующие вопросы:

  • предоставление права на эмиссию облигаций, обеспеченных поступлениями, публичным образованиям;
  • закрепление исключительного целевого назначения обеспечения, предоставленного по облигациям (т. е. поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта), для исполнения обязательств по облигациям, а также запрет обращать взыскания на такое обеспечение по требованиям, не связанным с обязательствами по облигациям, обеспеченным поступлениями,в том числе в случае банкротства их эмитента;
  • порядок принятия решения о выпуске облигаций, обеспеченных поступлениями(13);
  • запрет предъявлять требования к публичному образованию в отношении его имущества, которое не было предоставлено в качестве обеспечения по облигациям, обеспеченным поступлениями (прежде всего, в отношении бюджетных поступлений публичного образования)(14), (15);
  • специальные правила бюджетного законодательства в отношении выпуска и обращения облигаций, обеспеченных поступлениями(16);
  • некоторые условия выпуска облигаций, обеспеченных поступлениями(17);
  • способы финансирования публичного образования для обеспечения его необходимыми средствами для эмиссии облигаций, обеспеченных поступлениями.

Закрепление на уровне закона основных элементов структуры сделки по выпуску облигаций, обеспеченных поступлениями (правила об эмитенте, об обеспечении по облигациям и др.), являетсясущественной гарантией прав инвесторов, поскольку устраняет возможные споры и неопределенность при реализации их прав, прямо закрепленных в законе. Это, в свою очередь, предопределяет достаточно высокий кредитный рейтинг облигаций, обеспеченных поступлениями.

Облигации с общим обязательством эмитента

В качестве обеспечения выплат по облигациям могут выступать не только поступления от эксплуатации инфраструктурного объекта, но и все имущество публичного образования (эмитента). Такие облигации называются облигациями с общим обязательством эмитента(18). Для осуществления платежей по ним, в случае если поступлений от эксплуатации инфраструктурного объекта недостаточно, используют другое имущество эмитента (прежде всего, это касается налоговых доходов бюджета).

Для принятия решения о выпуске облигаций с общим обязательством эмитента обычно требуется одобрение законодательного органа (одобрение на референдуме, согласие уполномоченного вышестоящего органа), поскольку тем самым устанавливаются дополнительные расходные обязательства бюджета.

Как правило, облигации с общим обязательством эмитента выпускаются в случаях, когда необходимо обеспечить финансирование крупных дорогостоящих проектов на длительный срок.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МОДЕЛИ ОБЛИГАЦИЙ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРОЕКТА

В настоящее время в России принят ряд мер для введения в оборот так называемых инфраструктурных облигаций. Эти предложения, в том числе доклад Минэкономразвития России об инфраструктурных облигациях(19), основаны на модели, в соответствии с которой эмитентом облигаций является частное юридическое лицо (концессионер, осуществляющий реализацию инфраструктурного проекта на основе концессионного соглашения). Так, Федеральная служба по финансовым рынкам исходит из понимания инфраструктурных облигаций как ценных бумаг с длительным сроком погашения, исполнение по которым обеспечено государственной гарантией или гарантией государственной корпорации ВЭБ(20).

Однако при этом для подобных «инфраструктурных облигаций» не предусматривается целевое использование таких облигаций, обеспечение выплат по облигациям поступлениями от инфраструктурного объекта, отсутствуют механизмы раскрытия информации о ходе реализации инфраструктурного проекта, которые должны позволить владельцам облигаций контролировать необходимый уровень поступлений для выплат по облигациям. Поэтому предложения ФСФР, касающиеся инфраструктурных облигаций, на самом деле имеют в виду корпоративные облигации. Однако корпоративные облигации и инфраструктурные облигации(21) - два принципиально различных инструмента.

Первые - это вид финансирования, которое осуществляется «против» общего финансового положения заемщика (эмитента), т. е. выплаты по облигациям осуществляются за счет операционной выручки эмитента, а не из определенного источника. Напротив, инфраструктурные облигации - вид финансирования, при котором кредиторы оценивают риски, связанные с определенным инфраструктурным проектом, так как выплаты по облигациям осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры.

НЕОБХОДИМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Описанные выше инструменты финансирования инфраструктурного проекта: проектные облигации, выпускаемые частными компаниями, и облигации, обеспеченные поступлениями, выпускаемые публичными образованиями, - могут быть использованы в России при условии внесения изменений в ряд нормативных актов. Такие законодательные изменения должны, во-первых, закрепить на законодательном уровне нормы, позволяющие реализовывать основные принципы проектного финансирования, во вторых, обеспечить выпуск инфраструктурных облигаций.

Реализация основных принципов проектного финансирования:

  • расширение предмета залога по ценным бумагам . В настоящее время законодательство о ценных бумагах позволяет предоставлять в качестве залога по ценным бумагам только два вида имущества: ценные бумаги и недвижимое имущество. Этот перечень должен быть расширен, и в качестве предмета залога по ценным бумагам должно допускаться любое имущество, за исключением имущества, оборот которого запрещен. Так, в рамках проектного финансирования в качестве залога обычно предоставляются права требования по договорам об эксплуатации инфраструктурного объекта (арендные платежи, сборы за пользование автомобильной дорогой, аэропортовые сборы, тарифы на погрузочно-разгрузочные работы порта и др.);

Инфраструктурные облигации - вид финансирования, при котором кредиторы оценивают риски, связанные с определенным инфраструктурным проектом, так как выплаты по облигациям осуществляются за счет поступлений от эксплуатации объекта инфраструктуры.

  • исключительный предмет деятельности проектной компании . Исключительный предмет деятельности проектной компании позволяет инвесторам по проекту контролировать круг лиц, которые могут предъявить требования к проектной компании. Такой контроль позволяет существенно снизить кредитные риски инвесторов по проекту, поскольку устраняется возможность предъявления к проектной компании требований со стороны лиц, которые не вовлечены в процесс реализации инфраструктурного проекта. Кроме того, устраняется возможность неправомерного распоряжения проектной компанией имуществом, вовлеченным в инфраструктурный проект (прежде всего, объектом инфраструктуры);
  • ограничение возможности реорганизации, ликвидации и введения процедуры банкротства в отношении проектной компании . Для обеспечения надлежащего исполнения обязательств перед кредиторами проектная компания должна существовать до полного исполнения всех своих обязательств перед кредиторами. Поэтому необходимо ввести возможность ограничения права проектной компании инициировать процедуру своей реорганизации или ликвидации. Кроме того, требуется ограничить круг лиц, которые вправе подавать в арбитражный суд заявление о признании проектной компании банкротом;
  • общее собрание владельцев облигаций и представитель владельцев облигаций . Общее собрание владельцев облигаций необходимо прежде всего для (а) возможности изменения решения о выпуске облигаций и (б) принятия решений о применении конкретных средств правовой защиты прав владельцев облигаций. Благодаря общему собранию становится возможным принятие решения, обязательного для каждого владельца облигаций, в том числе голосовавшего против такого решения.

Представитель владельцев облигаций будет действовать от имени всех владельцев облигаций, что позволит (а) эмитенту взаимодействовать в период обращения проектных (инфраструктурных) облигаций с одним лицом (а не со всеми владельцами облигаций) и (б) наиболее быстрым образом и на профессиональной основе защищать права и интересы владельцев облигаций (например, при обращении взыскания на обеспечение по проектным (инфраструктурным) облигациям).

Обеспечение выпуска инфраструктурных облигаций:

  • возможность эмиссии инфраструктурных облигаций соответствующими органами в сфере инфраструктуры. Необходимо предоставить возможность выпускать облигации государственным (муниципальным) органам, осуществляющим государственные функции (функции местного самоуправления) в соответствующей сфере инфраструктуры (например, Министерству транспорта Российской Федерации, органу управления субъекта Российской Федерации и органу местного самоуправления в сфере дорожного хозяйства). Это позволит значительно уменьшить время для принятия решений или совершения действий, необходимость в которых возникает в течение периода обращения инфраструктурных облигаций (например, согласование документов о раскрытии информации)(22);
  • обособление бюджетных средств в рамках инфраструктурного проекта. При выпуске инфраструктурных облигаций, эмиссионные документы которых предусматривают управление инфраструктурным объектом бюджетными учреждениями, учет поступлений и выплат, связанных с инфраструктурным объектом, должен осуществляться обособленно от всех других бюджетных средств соответствующего бюджета (с сохранением возможности бюджетного контроля). Эта мера направлена на предотвращение смешения доходов от использования инфраструктурного объекта, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, (которые предоставлены как обеспечение по инфраструктурным облигациям) с другими доходами бюджета;
  • обеспечение выплат по инфраструктурным облигациям за счет регулируемых тарифов. Для предоставления эмитентам инфраструктурных облигаций возможности обеспечить покрытие недостатка денежных средств для выплат по инфраструктурным облигациям в случае снижения размера собираемых от эксплуатации инфраструктурного объекта регулируемых тарифов в законодательстве необходимо предусмотреть право устанавливать в эмиссионных документах порядок и условия изменения (в том числе повышения) регулируемых тарифов при эксплуатации инфраструктурного объекта без необходимости получения специального разрешения органа в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (Федеральной службы по тарифам);
  • отсутствие налогообложения доходов от выплат по инфраструктурным облигациям. Необходимо установить в Налоговом кодексе налоговую ставку ноль процентов на прибыль по процентам по инфраструктурным облигациям, а также прибыль при реализации инфраструктурных облигаций их владельцами.

____________________________________________________________________

(1) Инфраструктурные облигации привлекают растущий интерес у крупных финансовых институтов во всем мире. Так, например, государства - участники АСЕАН+3 создали специальную рабочую группу для выработки рекомендаций по необходимым законодательным изменениям для обеспечения возможности выпускать инфраструктурные облигации в странах АСЕАН+3.

(2) Федеральная служба по финансовым рынкам уже разработала концепцию Федерального закона «Об инфраструктурных облигациях».

(4) См., например, «Концессионерный доход» - комментарий заместителя руководителя ФСФР России А. Ю. Синенко газете «РБК daily» об инициативе службы по выпуску инфраструктурных облигаций (http://www.ffms.gov.ru/document.asp?ob_no=107263&print=1); доклад Министерства экономического развития Российской Федерации, подготовленный по поручению Правительства РФ № КА-П13-4211 от 14 июля 2008 г.

(5) За исключением государственной гарантии по облигациям.

(6) См., например, Bond Financing for Infrastructure Projects in the ASEAN+3 Region, 2008 (Asian Development Bank).

(8) См., например, раздел 4.40 Муниципального кодекса Окланда, раздел 6123 Измененного кодекса Огайо (Ohio Revised Code), закон штата Мичиган (США) об облигациях, обеспеченных поступлениями (The revenue bond act of 1933), статьи 349.400-349.670 Измененных законов штата Невада (США) (The Nevada Revised Statutes).

(9) Существуют и другие названия, например industrial development bonds.

(10) Как, например, при строительстве объектов инфраструктуры Уполномоченным органом Нью-Йорка и Нью-Джерси по портам (Port Authority of New York and New Jersey).

(11) Программа облигаций, обеспеченных поступлениями, Федерального округа Колумбия (США) (District of Columbia Revenue Bond Program), а также Программа облигаций по развитию индустрии штата Мичиган (США) (The Industrial Development Bond program).

(12) Тот факт, что при описании облигаций, обеспеченных поступлениями, используются основные характеристики (а также сам термин) облигаций, выпускаемых в США, объясняется тем, что наибольшее количество сделок и наибольший объем выпусков облигаций, обеспеченных поступлениями, имеет место в США. Опыт США по финансированию строительства и обеспечения эксплуатации объектов инфраструктуры с помощью облигаций, обеспеченных поступлениями, используется для разработки собственных институтов облигаций, обеспеченных поступлениями, в таких странах, как Великобритания, Япония, Сингапур. (см., например, Financing the Future A report on innovative financing mechanisms for major regeneration projects in London April, 2004 (by Economic and Social Development Committee).

(13) Например, устанавливается необходимость в получении предварительного согласия уполномоченного органа (ст. 11-43-315 разд. 43 Кодекса Законов Южной Каролины, США) (Закон Южной Каролины о Банке Транспортной Инфраструктуры).

(14) За исключением случаев выпуска облигаций с общим обязательством эмитента.

(15) Статья 11-74-10 разд. 74 Муниципального Акта Иллинойса (США) (Закон Иллинойса об облигациях, обеспеченных поступлениями индустриального проекта (The Industrial Project Revenue Bond Act).

(16) Согласно ст. 23b Закона Республики Польши «Об облигациях» от 29 июня 1995 г. при расчете лимитов принятия на себя публичным образованием долговых обязательств не учитываются суммы обязательств публичного образования по инфраструктурным облигациям.

(17) Например, устанавливается предельный срок, на который могут быть выпущены инфраструктурные облигации (ст. 11-43-340 разд. 43 Кодекса Законов Южной Каролины, США) (Закон Южной Каролины о Банке Транспортной Инфраструктуры).

(18) General obligations bonds.

(19) Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации, подготовленный по поручению Правительства РФ № КА П13-4211 от 14 июля 2008 г.

(20) ФСФР для обеспечения возможности выпуска инфраструктурных облигаций изменила правила включения облигаций в котировальный список «А» (см. Приказ ФСФР № 07-102/ПЗ-Н от 9 октября 2007 г. «О внесении изменений в положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»). См. также интервью заместителя руководителя ФСФР России об этом Приказе (http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=182108).

(21) Инфраструктурными облигациями применительно к российской практике предлагается называть облигации, обеспеченные поступлениями (которые в законодательстве ряда штатов США, собственно, и именуются инфраструктурными).

(22) В настоящее время государственные (муниципальные) облигации могут выпускать только финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования).

Каждый инвестор по закону должен платить налоги. Но далеко не каждый знает, что в конце года налоги можно оптимизировать. В этой статье я расскажу, как можно уменьшить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) от операций с ценными бумагами. Для сначала вспомним, какие налоги должен платить инвестор. Инвестор платит подоходный налог (НДФЛ) по ставке 13%. Налог платится только с фактической прибыли, когда доход поступает на брокерский счет. С бумажной прибыли налог не взимается. Российский брокер выступает налоговым агентом, то есть сам рассчитывает и удерживает с вас НДФЛ. Однако, если денежных средств на счете для уплаты НДФЛ не хватает, брокер передает информацию в ФНС, а инвестору до 30 апреля придется самому подавать декларацию и уплачивать налог до 15 июля. Если прибыль за год равна 0 или получен убыток, налог не взимается.

Как оптимизировать налог на прибыль от операций с ценными бумагами?

За год вы совершаете какое-то количество сделок купли-продажи ценных бумаг. В конце года брокер рассчитывает доход по всем закрытым сделкам и суммирует их финансовый результат (сальдирует), получая налогооблагаемую базу (НОБ), с которой взимает 13%.

Финансовый результат рассчитывается как разница между суммой продажи актива и суммой приобретения, минус прямые затраты на обслуживание счета (комиссии брокера, биржи, депозитария).

Если у вас в конце года остались убыточные открытые позиции, вы можете их закрыть, чтобы зафиксировать убыток, тем самым уменьшить налогооблагаемую базу и НДФЛ.

Допустим за год вы совершили две сделки: первая принесла вам 1000 рублей прибыли, вторая 500 рублей убытка. Ваша налогооблагаемая база 500 рублей, с нее ваш брокер удержит 65 рублей (13%). Допустим, что у вас еще есть открытая позиция с убытком 500 рублей. Если вы закроете сделку до конца года, то есть зафиксируете убыток, ваша налогооблагаемая база уменьшиться на 500 рублей и станет равна 0, НДФЛ платить не придется. Причем ничего вам не мешает после фиксации убытка сразу же купить эти бумаги обратно, если вы верите в их долгосрочный рост.

Для начала необходимо заказать у брокера предварительный расчет подоходного налога . В отчете вы увидите расчет дохода по всем вашим сделкам за год и налогооблагаемую базу.

На основе налогооблагаемой базы брокер рассчитывает НДФЛ.

Если у вас по итогам года получается прибыль, ее можно уменьшить, зафиксировав убыток по открытым позициям. Пока вы позицию не закроете, убыток зафиксирован не будет, и НОБ не уменьшиться. Фиксировать все убытки полностью не обязательно, достаточно закрыть часть сделок, чтобы немного уйти в минус. Потом покупаете проданные бумаги обратно. Учтите, что данный способ плохо подходит для малоликвидных бумаг, у которых большой спред между ценой спроса и предложения.

Важно отметить, что совершить сделки нужно с учетом режима торгов Т+2, в этом году последний день 28 декабря. Советую поторопиться.

Еще один способ оптимизации налогообложения — полностью зафиксировать все убыточные позиции в текущем году, чтобы специально уйти в убыток. Тогда его можно будет сальдировать с прибылью будущих лет, чтобы вернуть уплаченный НДФЛ. Но для этого вам требуется самостоятельно сальдировать годовые прибыли-убытки, самому подавать налоговую декларацию 3-НДФЛ и заявление на возврат налога. Тогда как оптимизация НДФЛ внутри года позволит вам избежать этой бумажной волокиты.

Физические лица платят подоходный налог на доходы от операций с ценными бумагами по ставке 13%.

Брокеры обязаны удерживать налог с доходов своих клиентов.

В соответствии с действующим налоговым законодательством брокерские компании выступают в качестве налоговых агентов в отношении своих клиентов – физических лиц.

Обязанность – рассчитывать сумму полученного вами дохода от операций с ценными бумагами, удерживать и перечислять в бюджет суммы подоходного налога.

В случае, если на вашем счете нет денежных средств или их недостаточно для уплаты налога в бюджет, брокер известит налоговую инспекцию об этом факте, и вы должны будете позднее сами заплатить налог.

Брокер обязан произвести этот расчет по итогам года, и каждый раз, когда вы выводите денежные средства со своего счета, он должен удержать налог или часть налога из переводимой суммы.

В такой момент брокер смотрит финансовый результат всех сделок, которые были проведены вами через него с начала года (налогового периода) , и определяет налогооблагаемую базу.

К какому типу относится налог на ценные бумаги? Ответ содержится в его наименовании — он является прямым, поскольку его платит непосредственно получатель дохода от биржевых операций.

Метод расчета дохода

Дело в том, что каждой сделке по продаже ценных бумаг должна быть поставлена в соответствие какая-то конкретная сделка по покупке того же вида. Тогда становится известен финансовый результат операции (из суммы продаж надо вычесть сумму покупок и еще вычесть расходы клиента, например брокерскую комиссию).

Согласно пункту 13 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации брокеры обязаны использовать схему ФИФО.

ФИФО — от английского first in – first out, дословно «первым вошел – первым вышел».

Приведем простой пример. В начале года вы купили акцию А по цене 100 рублей за штуку. В июле купили еще одну акцию А по цене 200 рублей за штуку, а в декабре продали одну акцию А по цене 210 рублей за штуку.

В случае расчета по ФИФО ваша налогооблагаемая база составит 110 рублей, и с нее вы заплатите подоходный налог.

Расчет налога

Есть несколько важных замечаний относительно налогообложения операций физических лиц , которые надо помнить.

1. Убытки, полученные в течение года, сальдируются с прибылями.

Если вы заработали 100 рублей на одной акции, а потом потеряли 50 рублей на другой, ваша налогооблагаемая база будет равна 50 рублям. Это, однако, не всегда верно. Во-первых, есть обращаемые (допущенные к обращению на одной из бирж) и необращаемые ценные бумаги. Прибыли по обращаемым бумагам не могут быть сальдированы с убытками по необращаемым бумагам и наоборот. Существуют и другие типы активов, прибыли и убытки по которым нельзя сальдировать, это следствие несовершенства российского налогового законодательства.

2. Один брокер не сможет сальдировать прибыли и убытки, полученные от других брокеров.

Если вы одновременно работаете через нескольких брокеров или меняете брокера в течение года, вам придется самостоятельно подавать налоговую декларацию и требовать в налоговой инспекции возврата излишне уплаченного налога.

3. Расходы нужно подтверждать при смене брокера.

Если вы переводите ценные бумаги от одного брокера к другому и планируете продавать их через нового брокера, обязательно позаботьтесь о том, чтобы собрать документы, подтверждающие стоимость приобретения ценных бумаг и затраты на приобретение ценных бумаг.

Это платежный документ, удостоверяющий факт перехода денег (расписка, платежка, кассовый ордер), в котором есть ссылка на договор; документ, подтверждающий факт перехода ценных бумаг (уведомление о проведении операции, выписка из реестра, выписка со счета депо, отчет брокера), в котором опять же есть ссылка на договор.

Обращайте особое внимание на соответствие реквизитов, например, дата договора в расписке должна соответствовать договору.

В случае отсутствия хотя бы одного документа или несовпадения реквизитов затраты не будут зачтены.

4. Не следует оставлять короткие позиции на конец года.

В случае если у вас есть короткая позиция по ценным бумагам на конец календарного года (налогового периода), с точки зрения налоговых органов возникает странная ситуация – вы уже реализовали акции за какую-то сумму, но у вас нет приобретения этого актива. То есть она равна нулю.

В этом случае ваш брокер должен будет удержать и перечислить в бюджет 13% от всей суммы вашей короткой позиции. И вам не удастся вернуть излишне уплаченный налог в будущем году, поэтому будьте внимательны к коротким позициям в конце года и не оставляйте их открытыми.

5. По окончании года брокер обязан удержать налог со счета клиента в один из дней января.

В случае если брокер не сможет этого сделать (например, потому что на счете не будет рублей, а будут только ценные бумаги), налог не будет удержан и перечислен в бюджет, и брокер просто уведомит налоговую инспекцию о клиента. В этом случае клиент должен самостоятельно подать налоговую декларацию и уплатить налог.

Подробнее о порядке расчета налога можно прочитать в статье 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Получившийся отрицательный финансовый результат может быть учтен налогоплательщиком как при расчете налога в текущем периоде (в случае, если по иным операциям получена прибыль), либо (если в текущем году налогооблагаемый доход по иным операциям отсутствует) получившийся убыток может быть перенесен на последующие годы ст. 220.1 НК РФ .

Пример расчета

Петров П.И. в 2013 году совершал операции с ценными бумагами, как обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, так и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. При этом по результатам года им был получен убыток в размере 50 000 рублей по совокупности операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и убыток в размере 10 000 рублей по совокупности операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

В 2014 году Петровым П.И. была получена прибыль по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в сумме 60 000 рублей.

С учетом убытка прошлых лет, сумма налога, подлежащего уплате налогоплательщиком по результатам совершенных операций, составит в 2014 году 1 300 рублей ((60 000 рублей – 50 000 рублей)*13%).

Налогоплательщик может учесть образовавшийся убыток в течение 10 лет, следующих за годом его получения. При этом если убытки были понесены более чем в одном периоде, их перенос на будущие периоды производится в той очередности, в которой они понесены.

Следует помнить, что документы, подтверждающие объем понесенного убытка, необходимо хранить в течение всего срока, когда такой убыток учитывается при расчете налога.

Учет убытков, перенесенных на текущий период с прошлых лет, а также перенос убытков, образовавшегося в текущем году, на последующие периоды, производится в налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц (

Налоговая ставка

Для отечественных инвесторов она составляет 13%, нерезиденты обязаны уплачивать отчисления в размере 30%. Если ценные бумаги были подарены, 13-процентный налог оплачивает получатель подарка. Близкий родственник дарителя от уплаты этой суммы освобождается, как и при наследовании.

Налоговый период

В РФ налоговый период равен календарному году. А отчисления автоматически списываются с личного счета в первом месяце следующего года. Если инвестор получал прибыль и пользовался ей, она облагается налогом. Так, если в июле инвестором получена прибыль 20 000 рублей, а со счета взята половина суммы, при снятии средств 1380 рублей будет удержано. Налоговики учтут эту сумму по окончании года.

Налоговые агенты

Брокерские и управляющие компании РФ — это, по сути, и есть налоговые агенты. Эти компании производят уплату податей за вкладчика, отчисляя долю клиентской прибыли в казну. Владельцу бумаг желательно контролировать процесс. Инвесторы, сотрудничающие с брокерами иностранных государств, обязаны передавать в казну своей страны часть прибыли самостоятельно.

Налоговая база

Это разница между прибылью и затраченными средствами. Чтобы расходы учли, их необходимо документально подтвердить. Все виды налоговых отчислений рассчитываются в рублях. Перерасчет бумаг, купленных в другой валюте, происходит в рублях согласно курса ЦБ на момент сделки. Аналогично пересчитываются и продажи ценных бумаг.

Минимизация налогов

  • Чтобы получить освобождение от налогов, необходимо владеть ценными бумагами не менее 3-х лет. Эта льгота действительна для ценных бумаг, приобретенных позже 1 января. 2014 года. Сейчас оптимально получить 1 из предусмотренных 2-х льгот, если открыть ИИС.
  • Рекомендуется приобретать государственные, субфедеральные, муниципальные облигации. Купонный доход от таких ценных бумаг не облагается доходом.
  • Владельцы убыточных активов, даже будучи в плюсе по результатам года, могут реализовать минусовые активы и оформить их покупку в следующем году. Это позволит в текущем году уменьшить отчисления на прибыль за счет убытков.
  • Если иной прибыли у держателя ценных бумаг нет, ему можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы уменьшить отчисления. Хотя в этом случае не обойтись без пенсионных отчислений и в фонд ОМС.
  • Часто проживающим за пределами РФ инвестирование целесообразно вести через иностранную компанию, чтобы освободиться от любых отчислений. Это не относится к лицам получающим прибыль от отечественных компаний. Для них размер отчислений составит 30%.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама