Основные_
1. Платить налоги и сборы:
Правильно исчислять
Уплачивать в полном объеме
Уплачивать своевременно
Уплачивать в установленном порядке
2. Вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения.
Представлять налоговые декларации и необходимые сведения.
4. Устранять выявленные нарушения_
Схема 2. Обязанности налогоплательщиков
Обязанность платить налоги и сборы. Конституционной обязанностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Это - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог; во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме; в-третьих, уплачивать налог своевременно; в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке.
Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ).
Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.
В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговой декларации. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уп
Факультативные_
1. Встать на налоговый учет.
2. Сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения.
3. Хранить документацию, связанную с налогообложением.
4. Представлять налоговым органам документы и информацию.
5. Не препятствовать законным действиям должностных лиц и налоговых органов.
латы налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).
Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований.
Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т. е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.
Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо же они могут быть выявлены в результате контрольных действий налоговых органов.
НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).
Обязанность встать на налоговый учет. Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика, на основании информации третьих лиц.
На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т.
П.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.
Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.
По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения. НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего нахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невыполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).
Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно только при наличии документов, позволяющих проверить пра
вильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками.
Такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ.
Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлена налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащиеся сведения о другом налогоплательщике.
Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды.
Существенным является условие, в соответствии с которым обязанности налоговых агентов распространяются только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом.
При невозможности удержания налога (например, в том случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.
(извлечение)
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ставропольскому району Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью экспериментальное научно - производственное объединение "Эрика" (ООО ЭНПО "Эрика") о взыскании штрафных санкций по п. 3 ст. 120 НК РФ в размере 15 000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, повлекшее занижение налогооблагаемой базы, и по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 20% штрафа от неуплаченного НДС в размере 26 819 руб. и 20% штрафа от неуплаченного налога на пользователей автодорог в размере 1 213 руб., всего 43 032 руб.
Решением от 22.12.2000 г. суд удовлетворил требования налогового органа частично, взыскав с ООО ЭНПО "Эрика" по п. 1 ст. 122 НК РФ 20% штраф от неуплаченного НДС и налога на пользователей автодорог в размере соответственно 6 567 руб. и 339 руб. 20 коп., в остальной части иска отказал.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Ставропольскому району Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции в части неудовлетворенных исковых требований налогового органа в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что у суда не было оснований для уменьшения сумм штрафа по НДС, так как неуплата сумм НДС за один налоговый период (квартал) уже является налоговым правонарушением, а переплата за другой налоговый период не влечет за собой уменьшения НДС за налоговый период, в котором обнаружен факт неуплаты налога. Кроме того, суд, в нарушение ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", сложил суммы налога, поступающие в Федеральный дорожный фонд и поступающие в Территориальный дорожный фонд, что противоречит принципу разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ставропольскому району Самарской области проведена выездная налоговая проверка ООО ЭНПО "Эрика" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.04.97 г. по 01.01.2000 г. В ходе проверки был произведен расчет налога на добавленную стоимость, начисленного от сумм оплаченных коммунальных услуг и внереализационных доходов с исключением предъявленного и оплаченного НДС поставщикам, в результате чего была установлена переплата НДС по периодам в сумме 101 255 руб. и недоимка по НДС по периодам в сумме 134 094 руб. Кроме того, в ходе проверки правильности определения налога на пользователей автомобильных дорог была установлена недоимка в сумме 4 348 руб. и переплата в сумме 1 845 руб. в Территориальный дорожный фонд (ТДФ), недоимка в сумме 1 716 руб. и переплата в сумме 2 523 руб. в Федеральный дорожный фонд (ФДФ), о чем составлен акт N 92 от 24.05.2000 г.
На основании данного акта налоговый орган принял решение от 30.03.2000 г. о привлечении ООО ЭНПО "Эрика" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 НК РФ в виде штрафа в сумме 15 000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы и по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы НДС в размере 26 819 руб. и штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на пользователей автодорог в ТДФ в сумме 870 руб., в ФДФ в сумме 343 руб.
Удовлетворяя частично исковые требования налогового органа, суд первой инстанции взыскал штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ с суммы разницы от недоимки по налогам и переплаты по этим же налогам.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О основах налоговой системы в РФ" (действующей до 01.01.99 г.), а также п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога.
Данными законодательными актами предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнения обеспечивается путем привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Ст. 122 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога, то есть непоступление установленных законодательством сумм налога в бюджет.
Материалами дела подтверждено, что у ООО ЭНПО "Эрика" имеется как недоимка по НДС и налогу на пользователей автодорог, так и переплата по данным налогам. Следовательно, суммой неуплаты данных налогов будет считаться разница между недоимкой и переплатой данных налогов вне зависимости от уровней бюджетной системы.
Поэтому суд первой инстанции правомерно взыскал штрафные санкции только с суммы неуплаченных налогов: по НДС от суммы 32 839 руб. - в размере 6 567 руб. 80 коп., по налогу на пользователей автомобильных дорог от суммы 1 696 руб. - в размере 339 руб. 20 коп.
Кроме того, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным применение к ответчику штрафных санкций по п. 3 ст. 120 НК РФ, так как в определении Конституционного Суда РФ от 18.01.01 г. N 6-О о проверке конституционности пунктов 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ указано, что из конституционно - правового смысла составов налоговых правонарушений положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и п. 1 статьи 122 НК РФ не должны применяться одновременно за совершение действий (бездействий), повлекших занижение налогооблагаемой базы и, как результата, неуплату налогов.
Учитывая, что ООО ЭНПО "Эрика" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, следовательно, привлечение по п. 3 ст. 120 НК РФ неправомерно.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ПОСТАНОВИЛА:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2000 г. по делу N А 55-8872/00-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Добавлю, что изменения в вопросе налогообложения иностранных граждан возможно только в случае включения соответствующих норм в межправительственные договоры и соглашения по избежанию двойного налогообложения.
Близится сезон отпусков - соответственно растет число вопросов, связанных с оплатой путевок. Например, часто задают такой вопрос. Организация приобретает путевки сотрудникам за счет средств, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль. Облагаются ли ЕСН такие расходы?
В отношении же организаций, не являющихся плательщиками налога на прибыль (например, перешедших на упрощенную систему налогообложения), пункт 3 статьи 236 НК РФ не действует. Им при приобретении путевок надлежит руководствоваться пунктом 1 статьи 237 приказом МНС России от 25.04.2003 N БГ-3-05/214. - Примеч. ред.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей - факультативные обязанности налогоплательщиков (схема 16).
Обязанности налогоплательщиков
Основные
1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объеме,
уплачивать своевременно, уплачивать в установленном порядке
2 Вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения
3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения
4 Устранять выявленные нарушения
Факультативные
1 Встать на налоговый учет
2 Сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения
3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием
4 Представлять налоговым or ранам документы и информацию
5 Не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов
Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязанностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Э то - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог, во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме, в-третьих, уплачивать налог своевременно", в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке
Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объектов налогообложения на счетах бухгалтерского учета. Они исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в порядке, определяемом Минфином России и МНС России. Как правило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расходов.
Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения данных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими подоходного налога используются также данные учета предприятий - источников выплаты доходов (ст. 54 части первой НК РФ). Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ.
Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке установленной формы. В определенных законом случаях декларация может быть подана на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.
Налогоплательщик обязан также представить декларацию в установленный законом срок. По выбору налогоплательщика декларация может быть представлена в налоговый орган лично или по почте. В последнем случае датой представления декларации является дата принятия отправления почтой
Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы налогоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно Для правильного их заполнения издаются инст-j рукции НК РФ предоставляет право издавать инструкции по за-S полнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих особого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установления единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчеркнул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. I ст. 32 части первой НК РФ).
Независимо от правильности заполнения декларации налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указанием даты принятия. В случае отправки декларации по почте подтверждением ее представления является опись вложения с указанием даты отправки.
В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).
Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований.
Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.
Безнадежной считается задолженность, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов соответственно (ст. 59 части первой НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихийные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоянии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип справедливости, требующий учета платежеспособности лица, предопределяет право налогоплательщика в указанных и подобных им случаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.
Данное право налогоплательщика связано с определением сроков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачивать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, принятым на основе и во исполнение закона.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установленном законодательством. Это означает, что до истечения установленного законом срока уплаты налога налогоплательщик должен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные денежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности отделения банка - в кассу органа местного управления либо почтового отделения.
Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.
Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов
НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).
f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вручения ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности заполнения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 части первой НК РФ).
Налоговые органы выявляют нарушения налогового законодательства в ходе проверок, других контрольных действий. Если проверкой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обязаны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ).
Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультативные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить налоги и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанностью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обязанности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эффективной реализации налоговыми органами своих функций, прежде всего контрольных.
Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России.
Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на основании информации третьих лиц.
На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.
Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.
По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию и в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
И в этих случаях регистрация организаций проводится на основе подаваемых ими заявлений, а физических лиц - на основе информации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества.
При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Своевременное и правильное выполнение налогоплательщиками обязанностей по налоговой регистрации достигается применением санкций за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ).
Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщика возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его налоговому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения.
НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невыполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).
Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщиков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесенных расходов, уплаченных налогов.
НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ.
Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» 1 устанавливает пятилетний срок хранения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ).
Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами.
Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ).
Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащие сведения о другом налогоплательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловливают обязанность представить документы. Поэтому указанное требование остается декларативным.
Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В частности, должностные лица налогового органа при проведении выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.
Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения. Такие меры могут быть правовосстановительными и карательными.
Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.
К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога» 1 .
Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовремя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ориентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствованиям и уплачивать проценты по займам.
Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют исключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.
В противоположность правовосстановительным карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в применении иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонарушения - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др.
Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.
Ответственность за нарушения налогового законодательства - совокупность различных видов юридической ответственности.Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.
Гражданская ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера.
Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом.
Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.
Меры дисциплинарной ответственности применяются за нарушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом кодексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые являются государственными служащими, - в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополнениями) 1 .
Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей причинен ущерб предприятию, то он несет материальную ответственность за этот ущерб.
Применение мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюдения этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организации нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основаниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результате уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.
За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры административной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).
Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений
Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» применяют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущественной, денежной ответственности
Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»), являются мерами административной ответственности, которые применяются к налогоплательщикам, налоговым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения
При привлечении организации-налогоплательщика к административной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица - законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области налогов и сборов на основании ст 15 3-15 9, 15 11 КоАП РФ
Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица
Характерная черта административной ответственности - применение административного наказания в качестве меры ответственности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа
Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного наказания - штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его примененияСпецифических черт «финансового» или «налогового» штраФ а > не позволяющих отождествить его с административным, нет 1
По общепринятым нормам под налогоплательщиками понимаются юридические или физических лица, обязанные по законодательным требованиям перечислять налоги и сборы. Права и обязанности налогоплательщиков НК РФ определяет в глав. 3. Нужно четко понимать и те, и другие понятия, чтобы эффективно взаимодействовать с контрольными органами.
Среди главных прав налогоплательщика следует отметить получение от государственных налоговых органов бесплатных информационных сведений по уплачиваемым налогам. В качестве справочных данных налоговики обязаны информировать заинтересованных лиц не только о порядке уплаты фискального платежа, но и о законодательных правилах расчетов и начисления сумм. Дополнительно налогоплательщики имеют право на получение разъяснений по действующим формам отчетности, а также по механизму заполнения документов.
Основные обязанности налогоплательщиков
К наиболее важной обязанности налогоплательщиков относится своевременное перечисление уплачиваемых по законодательным требованиям налогов (в зависимости от используемого в деятельности налогового режима). При необходимости юридическое лицо или гражданин должен встать на учет в контрольных органах, а в случае ведения бизнеса обеспечить учет доходно-расходных операций, объектов налогообложения и исполнять обязанность по подаче отчетных форм. Действующие права и обязанности налогоплательщиков кратко приведены в таблице далее (стат. 21, 23 НК).
Права и обязанности налогоплательщика – таблица
Нормативные права налогоплательщиков | Нормативные обязанности налогоплательщиков |
Получение справочной бесплатной информации по действующему законодательству по вопросам уплаты, начисления и расчета налогов и сборов, включая разъяснения по используемым формам деклараций и расчетов (налоговых) и нюансам их составления | Перечисление в установленные законодательством сроки налоговых обязательств |
Получение справочной бесплатной информации от Минфина РФ, госорганов субъектов и муниципалитетов РФ по действующему законодательству по вопросам налогов и сборов | Постановка в установленных НК РФ случаях на учет в ИФНС |
Использование в установленном нормативном порядке предусмотренных льгот по налогам и сборам | Ведение учета доходно-расходных операций и облагаемых объектов |
Получение на установленных НК РФ условиях рассрочки, отсрочки или инвестиционного кредита при погашении обязательств по налогам и сборам | Подача в ИФНС обязательных деклараций и расчетов в установленные сроки |
Оформление возврата или зачета излишне перечисленных сумм по налогам и сборам, включая штрафы и пени | Подача в налоговые органы книг учета доходно-расходных операций, годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также других документов, необходимых для расчетов и начисления налоговых обязательств |
Проведение сверки с ИФНС по налоговым обязательствам, включая составление акта сверок | Своевременное устранение выявленных налоговыми органами нарушений |
Представление интересов при взаимодействии с контрольными органами через уполномоченного представителя | Обеспечение сохранности данных учета и необходимых для расчетов и начисления налоговых обязательств документов в течение 4 лет минимум |
Представление письменных разъяснений налоговым органам по вопросам расчета, начисления и перечисления налоговых обязательств | Дополнительно юрлица и ИП обязаны сообщать в ИНФС о следующих данных: · Об участии в российских компаниях – при превышении доли участия свыше 10 % (в течение 1 мес. с момента участия). · О созданных ОП (обособленные подразделения) – в течение 1 мес. с момента создания российского ОП; 3 дн. – с момента изменения данных по ОП. · О российских ОП, через которые юрлицо прекращает свою хоздеятельность – в 3-дневный срок |
Участие в проведении контрольных мероприятий и получение уведомлений, требований, копий актов и решений из ИФНС | Дополнительно граждане обязаны сообщать в ИФНС следующие данные: · О наличии в собственности облагаемых объектов – при условии неполучения из ИФНС уведомлений с квитанциями для перечисления средств. Указанная обязанность не действует при использовании физлицом льготы по налогу |
Истребование от налоговых органов четкого исполнения законодательных норм | Дополнительно налогоплательщики обязаны подавать в ИФНС данные по: · Участию в зарубежных компаниях – при превышении доли участия в 10 %. · Учреждению зарубежных структур без образования юрлица. · Контролируемым зарубежным компаниям – при условии, если лицо является контролирующим |
Неисполнение несоответствующих законодательным нормам требований ИФНС | Дополнительно плательщики взносов по страхованию обязаны: · Перечислять такие суммы в установленные сроки. · Вести учет облагаемых объектов, начислений по каждому физлицу отдельно. · Подавать в ИФНС расчеты по взносам в установленные сроки. · Подавать сведения персонифицированного учета. · Хранить данные учета и документы для начисления взносов в течение 6 лет. · Уведомлять ИФНС о создании ОП, наделенного соответствующими полномочиями. |
Обжалование в установленном порядке неправомерных действий ИФНС | |
Сохранение и соблюдении информации, относящейся к коммерческой тайне | |
Возмещение причиненных незаконными действиями, а также бездействием ИФНС убытков в полном объеме | |
Участие в процедуре рассмотрения материалов по проведенным проверкам ИФНС |
В целях контроля обязанности и права налогоплательщиков в области налогообложения обеспечиваются нормами НК РФ. За неисполнение обязанностей применяются меры ответственности в виде назначения контрольных проверок, а при выявлении нарушений – в виде штрафных санкций, пеней. С другой стороны, налогоплательщик вправе обжаловать неправомерные действия (или бездействие) территориальных органов ИФНС путем обращения в вышестоящую инспекцию или в суд.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .