THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В последнее время Венгрия пользуется все большей популярностью при проведении налогового планирования. Неудивительно, ведь эта юрисдикция сочетает в себе европейскую, не испачканную “черными списками” репутацию и гибкое корпоративное налогообложение, сопоставимое с кипрским. Перед предпринимателями, открывшими бизнес в этой стране, открываются идеальные возможности для выстраивания схем с дивидендами, займами и лицензионными платежами. Помимо стандартных ставок налогов, в Венгрии также применяются пониженные ставки НДС для некоторых категорий компаний и упрощенный предпринимательский налог.

Налог на прибыль компании (Corporate tax)

Ставка налога на прибыль компании с 1 января 2017 года снижена и составляет 9%. В Венгрии компании обязаны платить корпоративный подоходный налог с доходов, полученных от хозяйственной деятельности, осуществляемой для получения прибыли:

  • доход компаний-резидентов, полученный по всему миру;
  • доход с венгерских источников компаний-нерезидентов, не имеющих постоянного представительства в Венгрии;
  • доход, полученный от передачи или отчуждения долевого участия компании, владеющей недвижимостью (компания считается владеющей недвижимостью, если стоимость недвижимого имущества, расположенного в Венгрии, составляет более 75 % балансовой стоимости активов на отчетную дату, указанных в финансовой отчетности налогоплательщика самостоятельно либо вместе с его аффилированными лицами в Венгрии или филиалами).

При соблюдении определенных условий 50% дохода, признанного роялти, и прямых расходов на исследования и разработки, вычитаются из налоговой базы. Относить исследования и разработки на прямые затраты могут даже связанные стороны, снижая налоговую базу других компаний. Прибыль, признанная дивидендами, полученная в целевом году, уменьшает налоговую базу при условии, что она не была получена от контролируемой иностранной компании.

Налог на доходы у источника выплаты (Withholding tax)

Дивиденды

В Венгрии не взимается налог на доходы у источника выплаты на дивиденды, проценты или роялти, если платеж произведен в адрес компании. Если же оплата производится частному лицу, налоги взимаются в соответствии с положениями применимых договоров об избежании двойного налогообложения.

Упрощенный предпринимательский налог (EVA)

EVA предоставляет возможность компаниям, ежегодные продажи которых не превышают 30 млн. форинтов (при условии, что за два предыдущих года у компании был доход), уменьшить как административное, так и налоговое бремя. EVA заменяет следующие виды налогов: НДС, личный подоходный налог предпринимателей, налог на дивидендную базу предпринимателя, налог на прибыль организаций и подоходный налог с населения по дивидендам. Ставка EVA составляет 37%. Если общая сумма выручки и всех статей, увеличивающих доход, превышает 30 млн. форинтов, ставка EVA будет составлять 50 % от части налоговой базы, превышающей эту сумму.

НДС

Стандартная ставка составляет 27%. Пониженная ставка в размере 18% применяется к товарам/услугам следующих категорий:

  • молоко и молочные продукты (кроме материнского молока и продуктов, облагаемых по ставке 5%);
  • продукты, произведенные с использованием кукурузы, муки, крахмала или молока;
  • товары коммерческого размещения;
  • нерегулярные мероприятия под открытым небом;
  • интернет-услуги;
  • питание в ресторанах.

Пониженная ставка в размере 5% применяется к таким товарам/услугам:

  • медицинские услуги;
  • медицинская техника;
  • книги;
  • электронные книги;
  • журналы;
  • свиньи, крупный рогатый скот, овцы и козы;
  • птица, яйца птиц;
  • молоко (кроме материнского молока, а также молока, обработанного сверхвысокой температурой или с увеличенным сроком годности);
  • услуги централизованного теплоснабжения;
  • услуги инструментальной живой музыки артистов в закрытых помещениях.

Не облагаются НДС финансовые и инвестиционные услуги.

Муниципальные налоги

Муниципалитеты могут взимать муниципальные и местные налоги внутри своей юрисдикции. Местные налоги включают местный налог с предприятий, налог на строительство, земельный налог, коммунальный налог физических лиц и туристический налог.

Местный налог с предприятий является наиболее распространенным. Облагается им любая постоянная или временная предпринимательская деятельность, осуществляемая в юрисдикции данного муниципалитета.

Максимальная ставка налога составляет 2% от налоговой базы. Муниципалитеты могут уменьшать ставку налога или даже не взимать налог с местного бизнеса. В случае временной предпринимательской деятельности ставка налога составляет 5 000 форинтов за календарный день. Налоговой базой является чистый доход от продаж, за вычетом стоимости проданных товаров и услуг, оплаты деятельности субподрядчиков, прямых затрат на исследования и экспериментальные разработки, а также материальных затрат.

Налог на строительство (недвижимость) применяется к собственникам как жилых, так и нежилых помещений независимо от их предполагаемых назначения и использования. Ставки налога: максимум 1 852,1 форинтов / м2, или 3,6% от скорректированной рыночной стоимости.

Земельный налог взимается с зарегистрированных собственников земельных участков по состоянию на 1 января. Максимальная ставка налога 336,7 форинтов/ м2 или 3% от скорректированной рыночной стоимости.

Взносы работодателя

Обязательные платежи работодателя составляют социальный взнос, профессиональный взнос и взнос на реабилитацию. Базой выплаты социального взноса является базовая зарплата, указанная в трудовом договоре, или, в случае подписания договора на услуги, определенный им размер вознаграждения. Если работа выполняется в соответствии с трудовым договором, регулируемым иностранным законодательством, налоговой базой является сумма ежемесячного вознаграждения. Ставка налога – 22%. Налоговые льготы предусмотрены для содействия занятости работающих в неблагоприятных условиях или создания рабочих мест в бедных кварталах, а также для трудоустройства трудящихся, которые создают высокую добавленную стоимость. Кроме того, дополнительные налоговые льготы предусмотрены для неквалифицированных рабочих и работников, находящихся в неблагоприятном положении, а также лиц, имеющих право на получение социальных пособий на воспитание детей и исследователей. Налоговая база профессионального взноса такая же, как и социального. Ставка составляет 1,5% от налоговой базы.

Обязательство по профессиональному взносу может быть выполнено путем организации практического обучения или посредством выплаты суммы взноса. В первом случае зарплата до вычетов может быть уменьшена в соответствии с основными нормами, установленными в госбюджете (в 2017 году это 453 тыс. форинтов / чел. в год). Работодатель обязан выплачивать взносы на реабилитацию для содействия занятости безработных работников, находящихся в затруднительном положении. Такое обязательство у работодателя возникает в случае, когда численность персонала в компании превышает 25 человек, а количество занятых на предприятии лиц, находящихся в неблагоприятном положении, не достигает 5 процентов от общей численности персонала. Сумма взноса на реабилитацию в девять раз превышает минимальную базовую заработную плату, выплачиваемую работникам, занятым полный рабочий день, на первый день текущего года (чел. в год). Эта сумма составляет 1 147 500 форинтов / чел. в год и должна умножаться на численность персонала, недостающего до пяти процентов обязательного уровня занятости, определяемого из среднестатистического состава организации, округленного до первого десятичного знака, для получения ежегодного взноса на реабилитацию.

  1. Все частные лица выплачивают до 16% от личного дохода.
  2. Для юридических лиц предусмотрена процентная ставка 9%. При большом уровне дохода - 19%.
  3. Прирост капитала входит в налоговую базу и облагается по ставке 10 или 19%.
  4. Основной уровень НДС - 27%, льготные - 18%, 5% и нулевая.
  5. Государственная пошлина за рассмотрение Annual Return - 3000 венгерских форинтов, гербовый сбор не взимается.

Всего на территории государства зарегистрировано 18 разных видов пошлин , большая часть из которых относится к рядовым гражданам.

Подоходный налог в Венгрии для физических лиц

Оплата взыскивается с резидентов страны, они обязаны перечислять в пользу государства налог с общемирового дохода. То есть от средств, полученных в любой юрисдикции законным путем. Нерезиденты республики, занятые трудовой деятельностью, также попадают под регламент налогообложения, однако ставка распространяется только на внутреннюю прибыль.

Размер пошлины - 16%. Сбор взимается с заработных плат населения. В данном случае физические лица не заполняют декларации и лично ничего не перечисляют в казну - все операции за них совершает работодатель. Есть пошлина взыскивается с предпринимательской деятельности или иных видов дохода, контрагент обязан самостоятельно запросить бланк декларации и заполнить его с указанием всех сумм, а также источников прибыли.

Налоговый год в государстве приравнивается к календарному, декларация подается до 20 мая года, следующего за отчетным периодом. В этот же срок должна проводиться оплата. В ряде случаев возможна отсрочка подачи на полгода. За несвоевременную передачу документа грозит пеня по двойной ставке, утвержденной Национальным банком. За недоплату или уклонение от пошлин предусмотрен штраф в размере 50% от суммы, указанной в декларации.

Юридические лица

Предприятия-резиденты выплачивают пошлину с общего дохода всех филиалов и представительств как на территории Венгрии, так и за рубежом. Нерезиденты перечисляют налоги от суммы, заработанной внутри государства. Налогом облагается только финансовая прибыль корпораций. Стандартная ставка для компаний, чья прибыль составляет более 500 миллионов в местной валюте - 19% , остальные организации выплачивают 9% . При начислении пошлины вычитаются все необходимые расходы на ведение бизнеса.

  1. Налог на прибыль не учитывается в случае, если у фирмы есть освобождение от пошлины на дивиденды. Если прирост возник после реализации акций компании лицу-резиденту страны, с которой нет соглашения о пресечении двойного налогообложения, ставка составляет 19%. Во всех остальных случаях взимается сбор 10%.
  2. Все дивиденды , кроме полученных от иностранных компаний, освобождаются от налогов.
  3. Убытки в размере 50% от планируемой прибыли в следующем году переносятся на любой срок, относить потери назад запрещается.
  4. Протяженность налогового года может быть менее 12 месяцев, но соответствие календарному году приветствуется.
  5. Существуют льготы в форме налогового кредитования для исследовательских центров и инвестиционных компаний.

При выплате дивидендов, роялти или процентов предприятию-нерезиденту налоговая ставка отсутствует. Если средства перечисляются иностранному физическому лицу, уровень налогообложения составляет 16% за исключением случаев, когда сделка защищена соглашением об избежании двойного налогообложения.

НДС в Венгрии на сегодняшний день

Пошлина характерна для импорта, а также внутренних поставок товаров и услуг. 0% применяется к финансовому и инвестиционному сервису, 5% - к печатным изданиям в виде газет и книг, а также к медикаментам. 18% - для свежих продуктов питания: выпечка, молочные продукты, мясо и так далее. Все остальные группы товаров и услуг облагаются по ставке 27% .

Порог по регистрации предприятий на НДС-учете отсутствует. Если годовой товарооборот компании не превышает 5 миллионов форинтов, ей не нужно вставать на учет . Для других корпораций обязательная подача ежемесячной или ежеквартальной отчетности. Оплата прилагается к декларации.

Важные изменения, вступившие в силу в Венгрии с 2016 года

Еще в прошлом 2015 году Правительством Венгрии следующий 2016 год был объявлен годом снижения налогов. Новый год вступил в свои права и начался с хороших новостей и приятных известий. Читая венгерскую прессу, я узнала, что на один процент снижен налог на доходы физических лиц, значительно снижен НДС на жилищное строительство и свиное мясо. Но это еще не все новости. Как же изменится жизнь и какие сюрпризы (приятные и не очень) приготовило венгерское Правительство? Предлагаю ознакомиться с важными налоговыми и социальными изменениями, которые вступили в силу в Венгрии с 1 января 2016 года.

С 1 января 2016 года в Венгрии изменился размер минимальной оплаты труда. Теперь минимальная заработная плата составляет 111 тысяч форинтов в месяц для неквалифицированных сотрудников и 129 тысяч форинтов для квалифицированных. Таким образом МРОТ увеличился на 5,7 процентов по сравнению с прошлым годом. В 2015 году минимальная заработная плата составляла 105 и 122 тысячи форинтов для вышеуказанных категорий.

Минимальная зарплата брутто в 2016 году

Сумма взносов работодателя

Сумма взносов работника

Зарплата нетто (на руки)

111000 31635 37185 73815
129000 36765 43215 85785

С 1 января 2016 года немного увеличились, по сравнению с прошлым годом, ежемесячные страховые взносы, которые составляют сейчас 7050 форинтов. Это правило касается не только неработающих венгерских граждан, но и иностранцев, получивших статус ПМЖ и оформивших в Фонде Социального Страхования (ОЕР) государственную медицинскую страховку. В том числе и нас с мужем. В прошлом году ежемесячные платежи по госстраховке составляли 6930 форинтов. Подробно о том, как оформить госмедстраховку, читайте .

Для неработающих иностранных граждан, имеющих статус ВНЖ и оформивших государственную медстраховку в ОЕР (Фонде медицинского страхования), ежемесячные обязательные взносы тоже увеличились, в связи с изменением размера минимальной оплаты труда. Для взрослых ежемесячный платеж теперь составляет 55500 форинтов (50 процентов от установленной минималки), для детей - 33300 форинтов (30 процентов от минималки).

  • Увеличение пенсий и пособий

Хорошие новости для пенсионеров и граждан, получающих пособия. С 1 января 2016 года на 1,6 процентов увеличились пенсии по старости, по вдовству, выплаты для детей-сирот, пособия по инвалидности, по уходу за больными и престарелыми, реабилитационные выплаты после аварий и прочие специальные надбавки (в том числе выплаты жертвам политических репрессий). Список включает более двадцати видов пособий и пенсий, которые коснутся более двух с половиной миллионов венгерских жителей.

  • Снижение ставки подоходного налога

С 1 января 2016 года на один процент снижена ставка налога на доходы физических лиц (подоходного налога), с 16 до 15 процентов. Хорошая новость для всех, кто получает доход в Венгрии, например, работает по найму или получает доход от сдачи недвижимости в аренду.

Еще пару-тройку лет и возможно, что 13-ти процентов дождемся:)

Еще надо знать, что если налогоплательщик получает доходы только из одного источника (одного работодателя), то он имеет право обратиться в налоговый орган по месту жительства с законной просьбой в оказании помощи при заполнении годовой налоговой декларации.

  • Снижение ставки НДС на жилищное строительство и свиное мясо

С 1 января 2016 года значительно снижена ставка налога на добавленную стоимость (AFA) на жилищное строительство - с 27 до 5 процентов. Это решение должно повысить темпы жилищного строительства, доступность жилья и позволит увеличить количество рабочих мест в стране.

Также с этого года снижен НДС с 27 до 5 процентов на свиное мясо. Это положение не распространяется на свиную печень, легкие и сало.

С 1 января 2016 года снижена ставка специального банковского налога для крупных финансово-кредитных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Венгрии, с 0,53 процентов до 0,24.

  • Повышение акцизов на венгерский алкоголь - палинку

С 1 января 2016 года за каждый литр изготовленной в домашних условиях палинки придется заплатить акцизный сбор в размере 700 форинтов. При этом домашние производители венгерского алкоголя смогут получить (купить) не более 86 акцизных марок в год. Штраф за обнаруженные при проверке излишки производства - двести тысяч форинтов.

  • Введение новой идентификационной электронной карты (удостоверения личности)

С 1 января 2016 года в Центральном офисе государственных и электронных услуг г. Будапешта (КЕККН) начался прием заявлений на получение (на бесплатной основе) нового удостоверения личности (személyi igazolvány ). Данная электронная карта нового образца (с чипом, отпечатками пальцев и электронной подписью) имеет 16 степеней защиты и включает в себя, кроме удостоверения личности, налоговую карту (adó kártya) и социальную карточку (TAJ-kártya). Срок изготовления новой идентификационной карты составляет всего восемь дней. Срок действия новой е-карты - 10 лет. Выданные ранее удостоверения личности продолжают действовать, замена на новые электронные карты будет происходить постепенно, по мере истечения срока действия документов.

  • Налоговые вычеты для семей с детьми и новая программа по поддержке многодетных семей

Семьи, имеющие двух детей, получат в этом году большую поддержку в плане семейных налоговых льгот. При подаче годовой налоговой декларации семьям с одним ребёнком разрешено исключить из налогооблагаемой базы 66667 форинтов, семьям с двумя детьми - 83333 форинтов, семьям с тремя детьми и больше трех - 220000 форинтов.

С 1 января 2016 года в лучшую сторону изменится жизнь молодых многодетных семей. Семьи, имеющие не менее трёх детей, смогут получить от государства отличный подарок - десять миллионов форинтов на улучшение жилищных условий (покупку новой квартиры или строительство семейного дома). Но это еще не все. Плюс к этому молодые многодетные семьи смогут оформить ипотечный кредит в размере десяти миллионов форинтов под три процента годовых. При соблюдении определенных условий. Кредит может быть выдан для следующих целей: покупки нового (первичного) жилья или строительства семейного жилого дома. Заявители не должны иметь судимости, а к заявлению на получение ипотечного кредита нужно приложить справку о стабильных доходах как минимум за последние полгода. Площадь новой квартиры для семьи с тремя детьми должна быть не менее 60 кв.м, а площадь дома - не менее 90 кв.м.

  • Изменения режима выходных дней

С 1 января 2016 года работодатели имеют право устанавливать гибкие выходные дни для своих сотрудников. Отдыхать работники будут не только в привычные дни: субботу и воскресенье, а например, в понедельник и четверг.

  • Отмена обязательности предоставления справки о несудимости/судимости

С 1 января 2016 года государственные органы и организации перестанут требовать от физических лиц (например, при устройстве на работу) предоставлять справки о судимости/несудимости. Определен перечень организаций, имеющих доступ к соответствующим базам данных о судимости/несудимости граждан и регламент обращения в соответствующие органы за получением информации в электронном виде.

  • Отменена плата за выдачу отдельных видов документов и осуществление некоторых регистрационных процедур

В список бесплатного оформления и выдачи вошли такие документы как удостоверение личности, адресная карта, водительское удостоверение (первое), студенческий билет, разрешение на парковку для инвалидов (замена карточки), удостоверение учителя (педагога), удостоверение предпринимателя.

Бесплатно можно получить свидетельство о регистрации транспортных средств, зарегистрировать собственность (недвижимость) в случае наследования, четыре раза в год (на бесплатной основе) получить актуальную выписку о регистрации фирмы (предпринимателя) и справку о судимости/несудимости. Таблицу с изменениями смотрите ниже.

Diákigazolvány - студенческий билет

Személyi igazolvány - удостоверение личности

Első jogosítvány - водительские права (первые)

Gépjármű forgalmi engedélyének - свидетельство о регистрации транспортных средств

Gépjármű törzskönyvezé se - регистрация транспортных средств

Lakcimkártya - адресная карта (постоянная прописка)

Adó kártya - налоговая карта (выдается повторно бесплатно, например при краже)

Pedagógus kártya - карта учителя (педагога)

Mozgáskorlátozottak parkolási igazolványá nak cseréje - разрешение на парковку для инвалидов (замена карточки)

Erkölcsi bizonyítvány - справка (сертификат) о судимости/несудимости

Cégkivonat - выписка о регистрации фирмы

  • Сокращение сроков административных процедур и их количества

С 1 января 2016 года на 30 процентов сокращены официальные сроки прохождения административных процедур (с 30 до 21 дня), изменен регламент и значительно сокращено их количество. Отменены некоторые виды лицензирования. Различные жалобы, запросы и вопросы, направляемые организациями и гражданами в различные государственные официальные инстанции, например, в полицию, в иммиграционную службу, мэрию и т.д. должны будут рассматриваться в более короткие сроки, чем раньше.

  • Отмена правила получения разрешений на строительство небольших домов

Для строительства жилых домов (общей площадью до 300 кв.м) не надо получать разрешение на строительство. Достаточно уведомления. Но сдавать в эксплуатацию новые жилые дома все же придётся.

  • Запрет на содержание собак на цепи

С 1 января 2016 года в Венгрии запрещено держать собак на цепи (привязи) на постоянной основе. Штрафы за нарушение нового правила установлены в размере от 15 до 150 тысяч форинтов. За бегство домашних животных также предусмотрены штрафные санкции.

Уважаемые читатели, если у вас возникли вопросы или есть дополнения, спрашивайте и пишите комментарии к данной заметке.

Наталья Железнова

Connect to Facebook


tagPlaceholder Tags: полезная , информация , 2016

С Новым Годом! Boldog Új Évet!
Всего Вам хорошего в Новом Году! Minden jót!
Здоровья и Удачи!
Всегда с интересом и удовольствием читаю Ваши новости. Еще раз Спасибо!
С уважением,
Константин Носов

  • #4

    Дорогая Наталья!
    Спасибо за сообщение. С наступившим Новым Годом и наступающим Старым Новым Годом!
    Радости и спокойствия! А это часто именно то, что испытываешь, когда приезжаешь в Венгрию.
    С уважением,
    Алексей

  • #5

    Хороший и полезный блог. Много конкретной и верной информации. Правда надеялся, что найду как оплачивать коммуналку онлайн, но не нашел и разобрался сам. Надеюсь эта тема будет добавлена в будущем.

  • #6

    Спасибо за отзыв, Poleg!
    Я уже писала ранее (в теме о коммунальных платежах), что для оплаты коммунальных услуг можно открыть счет в одном из банков в Венгрии. Заключить с каждой обслуживающей организацией договоры, с условием возможной оплаты услуг по безналичному расчету. Принести эти договоры в банк, где вы открыли счет и написать заявление для автоматического списания. Тогда не придётся оплачивать счета каждый месяц на почте.
    Платежи за коммунальные услуги (газ, свет, воду, мусор) будут оплачиваться с вашего банковского счета автоматически, без вашего участия. Естественно, при наличии средств на банковском счету.
    А ещё можно самостоятельно оплачивать все счета с помощью интернет-банкинга, предварительно подключив эту услугу в банке, где открыт счёт. Все довольно просто.

  • #7

    Да, там действительно все довольно просто. Я зарегистрировался на сайте у провайдера услуг (Eon) и вижу в режиме онлайн все счета и платежи. Оплачивать можно любым способом. Думаю, что именно для этих услуг в отличие от коммуналки ордера из банка не совсем верное решение, т.к. 1. остается годовой счет (обычно в марте), 2. провайдер иногда меняет сумму оплаты.
    Мусор и ЖЭК - несомненно ордера без вариантов.

  • #8

    Это надо в областной ОЕР обратиться? В этой организации несколько отделений по разным адресам. В какое отделение в Ньиредьгаза обратиться по программе CSOK, не могу найти телефон нужного отделения, чтобы узнать приемные дни и поехать к ним. помогите, плиз.

  • #9

    Тори, попробуйте сначала обратиться в местную администрацию. По месту жительства.
    Информацию о территориальных офисах OEP можно посмотреть на официальном сайте: http://oep.hu, он на трёх языках доступен (венгерский, немецкий и английский).

  • #10

    Внимание! С 1 января 2017 года в Венгрии изменился размер минимальной оплаты труда. Теперь минимальная заработная плата составляет 127500 форинтов в месяц для неквалифицированных сотрудников и 161000 форинтов для квалифицированных.

  • Венгерское налоговое право в настоящий момент является одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате проведения реформ в конце XX - начале XXI века, представляющих определенный этап на пути трансформации политической и экономической системы страны. В относительно короткий срок Венгрия отошла от политической системы, которую нередко характеризуют как "антитезис верховенства права", так как правящая партия, фактически, контролировала законодательную, исполнительную и судебную власть.

    Для переходной экономики, установившейся в бывших социалистических странах центрально-европейского региона, характерна необходимость приведения состояния внутренней экономики в соответствие с требованиями "сети глобализированных рынков". В таких условиях одной из важнейших задач государства является создание совершенно новой системы поступлений в бюджет, однако, не путем установления новых видов налогов, а путем закрепления правовых принципов налогообложения и обеспечения поддержки населения, осуществляемой за счет отведения важной роли косвенным налогам.

    До конца 1980-х налоговая система развивалась под диктатом центральной плановой экономики. Два главных элемента плановой экономики - центральный бюджет и государственные предприятия.

    Важнейшим же элементом реформ были косвенные налоги (они составляли основную часть дохода государства от налогов), тогда как прямые налоги были ниже, чем в остальных странах Евросоюза. Такой метод должен был осуществлять функцию поддержки населения при необходимости больших поступлений в бюджет. Наибольшей эффективностью обладал, например, налог на добавленную стоимость в ходе процесса приватизации, то есть в наличие определенной автономии у предприятий. В ином случае, при налогообложении связанных с государством предприятий, оно уплачивает косвенные налоги, по сути, само.

    До начала налоговых реформ в отсутствие свободы собственников и предприятий конфликт интересов налогоплательщиков и налоговых органов не обозначался, принцип верховенства права не имел значения и, соответственно, о правах налогоплательщиков и об ограничении дискреции налоговых администраций не могло идти и речи. Ориентирами реформ стали охрана собственника и в то же время развитие эффективной рыночной экономики. На начальном этапе был введен НДС, налог на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. Закон "О налогообложении" был сделан на примере немецкого. Он включает налоговое процессуальное право и принципы материального права. В отличие от немецкого закона, в нем не содержится исчерпывающих дефиниций. Напротив, он выходит за пределы области налоговой администрации, устанавливая следующие принципы: связь права с его социальным значением; деятельность налогового органа строго в целях, в которых ему предоставлена дискреция; обеспечение налогоплательщика необходимой информацией; сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов; защита налогоплательщика; принципы добросовестности и запрета дискриминации.

    Основу налогового законодательства Венгрии составляют: Свод Правил Налогообложения (2003 г.), Закон о Корпоративном налоге и налоге на дивиденды (1996 г.), Закон о едином налоге с оборота (2007 г.), Закон о подоходном налоге с физических лиц. Компания является налоговым резидентом Венгрии, если она зарегистрирована на территории Венгрии. Резидентные компании подлежат налогообложению по всему своему мировому доходу, нерезидентные компании облагаются только налогом на доход, полученный от источника в Венгрии. Филиалы облагаются так же, как и дочерние компании. Вся прибыль, включая прибыль от торговли, прибыль иностранного происхождения и др., полученная компанией, облагается корпоративным налогом (налогом на прибыль). Также корпоративный налог применяется к пассивным доходам и к доходам с капитала. Расходы, связанные с полученными доходами, подлежат вычету из налоговой базы. Финансовый год главным образом приравнивается к календарному году, но он может варьироваться, если это указано в Учредительном договоре компании. Финансовый год обычно состоит из 12 месяцев, но он может быть увеличен или уменьшен в первый год регистрации компании.

    Единый налог с оборота - это форма самообложения: одновременно с представлением налоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога. Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушений могут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.

    Единый налог с оборота (ЕНО, соответствует российскому НДС), которым облагаются все производимые в стране товары и многие услуги, имеет три налоговые ставки: 0, 15 и 27%. Самая высокая, 27% -ная ставка является основной и распространяется на наибольшее число товаров.15% -ная ставка представляет собой льготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулевая ставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако если при производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которых содержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию. Нулевая ставка распространяется на основные продукты питания, на лекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалы облагаются 27% -ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергией населения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведения соответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиеся дотации.

    На импортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что и на аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежит налогообложению, то есть на нее распространяется нулевая ставка налога. Таким образом, эти товары и услуги вывозятся по цене, в которую не входит налог с оборота. Эго соответствует международной практике и обеспечивает венгерским производителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из других стран условия.

    Введенные в 1998 г. акцизы представляют фиксированный, в зависимости от вида продукции, сбор из расчета на единицу продукции. К акцизным товарам относятся топливо, технические масла, спиртные напитки, алкоголь, табак.

    Потребительским налогом облагаются, помимо акцизных товаров, также личные автомобили, золото, кофе (в зависимости от вида - 10-35%).

    Корпоративный налог (налог на прибыль) платит каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Ставка этого налога установлена на уровне 19% (это почти в 2 раза ниже средних по ЕС показателей). По мнению экспертов, установление такой низкой ставки способствует притоку иностранных капиталов и борьбе с "теневой" экономикой. При этом, однако, Венгрия не относится к числу стран с репутацией "налогового рая", поскольку требования к другим элементам налоговой системы (например, в отношении отчислений в фонды социального страхования, местных налогов и т.п.) остаются достаточно жесткими. Базой для налогообложения служит полученная в налоговом году прибыль. Законодательно определен ряд условий, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу: сфера деятельности предприятия, юридическая форма, происхождение средств производства, направления использования прибыли.

    При выплате корпоративного налога предусмотрен ряд льгот, напрямую связанных с инвестиционной политикой предприятия. Один из принципов льготного налогообложения состоит в том, что величина налоговой суммы уменьшается на 50%, если предприятие, ежегодно увеличивая сумму инвестиций не менее чем на 5%, за 5 лет сможет довести их объем до 1 млрд форинтов (2,8 млн. евро). Полное освобождение от уплаты корпоративного налога применяется, если инвестор вкладывает 10 млрд форинтов (28 млн. евро) при условии ежегодного роста объема продаж на 5% и обеспечении прироста занятых на предприятии не менее чем на 500 человек.

    Другой принцип основан на полном освобождении от уплаты налога в течение 10 лет тех предприятий, которые участвуют в государственной программе поддержки наименее развитых регионов страны, осуществляют там инвестиции в объеме не менее 3 млрд форинтов (8,7 млн. евро). Аналогичным образом действуют льготы в случае капиталовложений в районах, в которых уровень безработицы на протяжении двух предшествовавших инвестициям лет превышал 15%.

    В случае реинвестирования всей полученной прибыли предприятие освобождается от уплаты 20% налога на дивиденды.

    При определении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечить несколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другой стороны, налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тысяч форинтов. Их доля составляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя граница доходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тысяч форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего по найму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не уплачивают.

    В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварного сельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, от научной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимости или сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.

    Подоходный налог составляет 16% . Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

    Чтобы упрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, что подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мере зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.

    Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство). Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

    Наиболее прогрессивным представляется принцип сотрудничества налогоплательщика с налоговыми органами. В условиях рыночной экономики интересы обоих субъектов совпадают, в связи с чем законодательно была предпринята попытка закрепить данный принцип и определенным образом уравнять субъектов правоотношений во взаимных правах и обязанностях (налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков необходимой информацией; налогоплательщик может в судебном порядке добиться выплаты компенсации за предоставление неверной информации налоговым органом).

    Примерами вышеуказанного информационного обеспечения выступают публичные и частные решения налоговых администраций, направленные на разъяснение налогоплательщикам вопросов по интерпретации закона применительно к конкретным случаям. Практика в Венгрии в отношении этих видов информирования отличается от систем, используемых в других странах. Министерство налоговой политики разделяет с налоговыми администрациями ответственность за вынесение публичных решений, осуществляющих информационную функцию (в них содержатся сведения о том, как интерпретируется и применяется закон); налоговые администрации же несут исключительную ответственность за вынесение частных решений.

    Принцип защиты прав налогоплательщика проявляется в предоставленном данным законом налоговому органу праве сокращать или смягчать требования в случае умышленной неуплаты налогов. Согласно данному положению, если семья налогоплательщика может быть поставлена в затруднительное положение (в случае физических лиц) или же уплата налогов делает юридическое лицо неспособным продолжать деятельность, то налоговый орган может отсрочить или сократить налог. Данная дискреция, предоставленная законом, подразумевает самостоятельную оценку органами характеристики налогоплательщика и обстоятельств дела.

    В качестве еще одного принципа налогового права Венгрии стоило бы обозначить принцип ограничении дискреции. Исполнительной власти (или налоговой администрации) предоставлена прямая дискреция с целью воздействия на налоговые обязательства, а также косвенная дискреция в виде широкой свободы интерпретации закона. Тем не менее, если налоговым администрациям предоставлены полномочия по осуществлению правового регулирования, то содержание такого регулирования строго ограничено и четко регламентировано правовыми нормами. Исключением может быть только возможность усмотрения смягчать или отменять налоговые обязательства в особых случаях, обозначенная выше.

    Ввиду того, что законодатель постсоциалистических стран нередко имеет ограниченное представление о современных налоговых правоотношениях и институтах, четкие и недвусмысленные формулировки норм права могут отсутствовать, что образует пробел в налоговом праве. В Венгрии такая проблема решается не только с помощью прецедента, но и с помощью наделения органов правом руководствоваться концепциями и дефинициями других отраслей. В свою очередь, данный способ ограничивает возможность применения прямых или косвенных дискреций. В то же время, значение других отраслей права и делегирование полномочий другим министерствам рассеивает налоговый контроль от Министерства налоговой политики.

    В доходах бюджета Венгрии основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает единый налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%. За ним следуют подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (корпоративный налог) - 10%. Как результат проведенной реформы, в текущей системе налогов Венгрии значительную долю налоговых поступлений составляет налог на добавленную стоимость, который по общему правилу составляет 27 процентов, при наличии налоговых льгот его ставка снижена до 18 и 5 процентов. Прямые налоги - налог на прибыль корпораций, на доход физических лиц, местные налоги и иные налоги - менее весомы, их ставка не превышает 19 процентов.

    Налог на доходы физических лиц составляет 16%. Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

    Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство).

    Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

    Налог на прибыль компаний составляет 19%, есть льготная ставка 10%.

    венгрия законодательство налоговая система

    Налоги на социальное обеспечение уплачивает как работодатель (28,5% от ФОТ), так и сам работник путем удержаний из его заработной платы (ставка повышена до 18,5% с предыдущей 17,5%).

    Могут применяться дополнительные отраслевые и местные налоги на бизнес.

    Налог у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти (в отдельных случаях только иностранному) юридическому лицу не взимается.

    Органы местного самоуправления имеют право для пополнения своего бюджета вводить местные налоги.85% всех поступлений в бюджеты районных, городских и областных администраций составляет промысловый налог. Остальная часть приходится на налог на строения, коммунальный, туристический налог и прочие сборы. Верхний предел ставок местных налогов устанавливается централизованно, а местные администрации сами решают, какие из налогов вводить и с какими ставками.

    Таким образом, на основе рассмотренного примера налоговой реформы в Венгрии можно выделить следующие положения, способствовавшие успешному ее проведению: отведение главной роли косвенным налогам, обеспечение поддержки населения за счет важнейших принципов защиты налогоплательщика и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. В настоящее время многие из бывших социалистических стран еще не перешли в полной мере к рыночной экономике, следовательно, данный позитивный опыт мог бы стать для некоторых из них ориентиром.

    Едва ли найдется такая страна, которая не приняла бы с радостью иностранных инвесторов. С тех пор как рынок услуг оффшорного типа разделился на безналоговые и низконалоговые юрисдикции, при создании компаний и планировании инвестиций необходимо уделять больше внимания реальным услугам, предоставляемым данной страной. Сегодня Венгрия, будучи государством-членом Европейского Союза, ожидает иностранных инвесторов, учредителей компаний или бизнесменов, постоянно проживающих на ее территории, с большим количеством доступных льгот для всех международных инвесторов.

    В рамках ЕС в связи с ужесточением внутренней системы контроля к настоящему времени осталось лишь несколько юрисдикций с низким налогообложением, таких как, например, Мальта и Кипр. Нельзя забывать, что до вступления в ЕС Венгрия также была популярной страной для учреждения оффшорных компаний. Но прошедшее время, показало, что и сегодня страна по-прежнему нуждается и все больше будет нуждаться в иностранных инвесторах. А их доверие можно завоевать лишь путем предоставления налоговых льгот и упрощенного делопроизводства. Сегодня, Венгрия вовсе не считается оффшорным центром, но именно поэтому доверие к венгерским компаниям является гораздо лучше, чем к компаниям стран, оффшорная деятельность которых неотделима от имиджа данных юрисдикций.

    Каковы наиболее важные преимущества венгерской налоговой системы?

    – Ставка корпоративного налога до налоговой базы в 1,7 млн. евро составляет 10% по сравнению с кипрскими 12,5% и малтийскими 35% налоговыми ставками.

    – Доходы холдингового типа (дивиденды, прибыль, полученная от продажи дочерней компании) не облагаются налогом.

    – В случае получения венгерской компанией роялти эффективная налоговая ставка составляет всего 5%.

    – С платежей, покидающих страну, не взимается удерживаемый налог.

    Какое место занимает венгерская компания в международной структуре?

    Как государство-член Европейского Союза Венгрия не фигурирует ни в одном черном или сером списке международных организаций, и во избежание двойного налогообложения страна заключила свыше 70 соглашений. Учитывая тот факт, что в стране отсутствует налог на проценты, роялти или дивиденды, их можно свободно вывести за пределы международного сообщества. Так как выплаты в любые юрисдикции осуществляются в безналоговом порядке, венгерская компания является лучшим связывающим звеном между оффшорными и оншорными фирмами предпринимательста.

    Венгерская администрация, связанная с учреждением компаний, является одной из самых быстрых в ЕС. Любой владелец английской фирмы знает, что получение номера НДС может занять до 9 месяцев, или же, например, на Кипре для получения регистрационного номера, необходимого для работы компании, требуется предоставить договоры и счета-проформы. В Венгрии же номера НДС и EORI запрашиваются автоматически вместе с учреждением компании.

    Директором венгерской компании может быть и иностранное лицо, в этом случае есть возможность получения свидетельства о налоговом резидентстве.

    Коэффициент тонкой капитализации – 3:1. Это означает, что затраты на выплату процентов по долговым обязательствам, превышающим стоимость венгерской компании, не могут быть вычтены из налога. Потери могут быть бессрочно перенесены на следующие годы или без ограничения во времени покрываться за счет прибыли последующих лет. Однако, вычет не может превышать половины корпоративной налоговой базы.

    Местный индустриальный налог составляет максимум 2%. Так как его уровень определяется местными органами власти от 0 до 2 процентов, то в зависимости от места нахождения фирмы может быть гарантировано полное освобождение от данного вида налога.

    Трансфертные цены в Венгрии

    Трансфертное ценообразование в Венгрии регулируется в соответствии с рекомендациями ОЭСР, за крайне редкими исключениями. Кроме того, имеется возможность запросить у венгерского налогового ведомства предварительную оценку трансфертного ценообразования. В любом случае трансфертные цены должны быть документированы в Венгрии. Однако, предприятия малого и среднего бизнеса (МСП) освобождаются от этого обязательства. Венгерские фирмы могут квалифицироваться как малые и средние предпринимательства, если количество их сотрудников не превышает 250 человек и чистый доход ниже 50 млн. евро или все активы и обязательства не превышают 43 млн. евро.

    НДС в Венгрии

    Регулирование налога на добавочную стоимость (НДС) в Венгрии совпадает с соответствующими директивами ЕС. Венгерские компании могут запросить номера НДС и ЭОРИ Европейского Союза. Финансовая деятельность (включая и групповое финансирование) освобождается от уплаты НДС. В Венгрии существуют три налоговые ставки НДС: 27% (стандартная ставка), но есть и льготные ставки – 18% и 5%.

    Учитывая нормы венгерского налогообложения, становится явным, какие преимущества ждут инвесторов в стране. В целом Венгрия является страной с низкими налогами, соответствующими во всех отношениях нормам ЕС и других международных организаций, и она ожидает иностранных инвесторов с льготными налогами. Венгрия представляет собой наилучшую возможность в международной структуре для объединения он-и оффшорных видов деятельности и компаний.

    Crystal Worldwide Ltd.
    Amerikai str 59.
    H-1145 Budapest
    Hungary
    Telephone: +36 1 383 0333
    Facsimile: +36 1 383 0433
    Web: http://www.crwwgroup.net
    E-mail: [email protected]

    Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама