THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Торговые услуги - полезная деятельность, организующая процесс продажи и вместе с товаром реализуемая покупателям, одновременно удовлетворяющая своеобразную потребность каждого из них. Это специфический результат труда работников торговли, обладающий определенной автономностью, создающий полезный эффект и имеющий самостоятельное значение.

Специальные торговые действия работников отрасли, оказывающие услуги, выступают как элемент единого торгово-технологического процесса. Трудовые операции, составляющие торговые услуги, появляются с возникновением и развитием акта купли-продажи. Вместе они образуют процесс обслуживания.

Во время акта купли-продажи реализуются не только товары, но услуги. Между покупателем (населением) и продавцом (торговым предприятием) возникают общественные отношения по поводу объекта продажи (товара) и условий продажи (услуги). Таким образом, при акте купли-продажи создается комплекс товар-услуга. Идеальным для совершения акта реализации считаются такие условия, когда общий уровень качества всего комплекса товар-услуга соответствует общественным потребностям.

Особенностью торговых услуг является то, что их реализация в определенной степени зависит от продажи товара, то есть когда невозможно купить товар иначе как через потребление этих услуг и невозможно приобрести услугу отдельно от товара. И если товар не пользуется спросом, реализация услуги во многом затруднена, особенно - платной. Торговые услуги могут быть и такими, когда покупатель сам решает вопрос приобретения данной услуги - купить или отказаться от нее. Наконец, иные услуги могут и не иметь решающей роли в приобретении товара (например, раскрой тканей).

Торговые услуги, наряду с качеством и ценой товара, является основным мотивом для осуществления покупки. Поэтому, для обеспечения способности системы сервиса удовлетворить требования потребителей, она должна строиться на основе известных принципов.

Обязательность предложения. Конкуренция на рынке услуг вынуждает предприятия торговли включать в перечень услуг по крайней мере те услуги, которые оказывают основные их конкуренты. Хотя это во многом определяется целевым рынком, видом предприятия, принятой технологией. Если это предприятие осуществляет торговлю товарами по сниженным ценам или по принципу самообслуживания, трудно представить, что в перечень услуг такого предприятия будут включены услуги, не соответствующие его профилю.

Необязательность пользования. Предприятие торговли предлагает своим клиентам весь спектр услуг, но лишь потребитель может выбирать, то, что его интересует в данный момент. Однако, при оформлении длительных контрактов всегда заранее оговаривается перечень услуг, что, в большинстве своем, соответствует интересам и производителя услуг - он имеет стабильный заказ и может больше внимания уделить оптими­зации услуг ориентируясь на конкретного потребителя.



Эластичность сервиса. Набор услуг торгового предприятия должен обладать гибкостью и изменяемостью с учетом потребностей клиентов: любое сочетание услуг, предоставление дополнительных услуг и т.д. При этом формулировка требований к пакету сервисных мероприятий выглядит следующим образом - от минимально необходимых до максимально целесообразных.

Удобство сервиса. Для сервисного обслуживания решающим является не «что», а «как». Поэтому большое внимание уделяется времени, месту и обстоятельствам предоставления услуг.

Техническая адекватность сервиса. Современное производство под влиянием конкуренции постоянно внедряет новые технологии на основе применения новейшей техники. Сервисная служба является естественным продолжением процесса производства в сфере обращения, поэтому уровень техники и технологии производства услуг должен быть адекватен производственному, в противном случае, это не только не обеспечивает должного уровня обслуживания, но и может привести к утрате потребительских свойств товара и его привлекательности для покупателя.

Информационная отдача сервиса. Находясь ближе всего к покупателю, сервисные службы предприятий торговли располагают бесценной информацией, позволяющей им не только подстраивать свою работу, используя принцип обратной связи, но и выступать генераторами новых идей и инициаторами их воплощения в сфере производства и обращения.

Разумная ценовая политика в сфере сервиса. Погоня за прибылью и высокие цены на услуги могут отпугнуть потребителей, особенно производственных, у которых, как правило, есть альтернатива - производить эти услуги для себя самостоятельно. Отказ от пользования услугами может повлечь за собой и отказ от приобретения товара. Цены на услуги должны отражать полезность выполнения работ, их эффективность для потребителей.

Классификация торговых услуг. Торговые услуги выступают как необходимое условие купли-продажи товара, являясь носителем своей потребительной стоимости. А трудовые операции по их созданию могут быть выделены как особая социально-экономическая деятельность.

Технология продажи товаров может быть самой разнообразной, но в любом случае торговые услуги выступают как деятельность, непосредственно связанная с осуществлением самой реализации товара.

Услуги розничной торговли, согласно ГОСТ Р 51304-99 (Услуги розничной торговли. Общие требования), включают: реализацию товаров, оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании, информационно-консультационные услуги, создание удобств покупателям.

Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приёмка товаров, обеспечение хранения, послепродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчёт с покупателем, отпуск товара. Реализация товара осуществляется в магазине и вне магазина.

Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг.

Также выделяют платные (возмездные) и бесплатные (безвозмездные) дополнительные торговые услуги. В качестве возмездных дополнительных услуг можно назвать следующие их виды:

Подарочная упаковка товаров, а также упаковка материалами не предусмотренными правилами продажи отдельных товаров;

Комплектование и оформление подарочных наборов;

Доставка товаров покупателям на дом или в иное указанное покупателем место;

Пропитка специальными составами кожаных и меховых изделий;

Сборка, установка и подключение товаров в тех случаях, если техническими требованиями не предусмотрены условия об обязательном участии в таких операциях соответствующего специалиста (например, подключение холодильника) и другие.

Розничное торговое предприятие обязано оказывать безвозмездные услуги следующего характера:

Упаковка товаров с помощью материалов, предусмотренных правилами продажи отдельных товаров;

Хранение сумок, портфелей, переданных покупателем персоналу предприятия при входе в торговые залы (особенно при самообслуживании), и выдача вещей при выходе из торгового зала;

Временное хранение оплаченных крупногабаритных и тяжеловесных товаров на срок до трёх суток;

Хранение непродовольственных товаров на контроле до уплаты от одного до двух часов;

Погрузка тяжёлых и крупногабаритных изделий на автотранспортное средство покупателя, если вывоз товара покупатель осуществляет самостоятельно;

Консультация, приём заказов на товары и информирование об их поступлении.

Информация о платных услугах, ценах на них и условиях их оказания должна быть предоставлена покупателям. Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товаров. В том случае, если покупателю предоставлена дополнительная услуга без его согласия и включена в плату за товар, он вправе потребовать от продавца возврата суммы, уплаченной за услугу.

Например, товар упакован в подарочную бумагу без предварительного уведомления и, соответственно, без согласия покупателя, стоимость же упаковочного материала и самой услуги включена в плату за товар. В этом случае по первому требованию покупателя продавец обязан освободить товар от упаковки и вернуть покупателю сумму, уплаченную помимо цены товара.

Продавец не вправе обуславливать продажу товаров обязательным оказанием услуг в связи с их продажей. Исключение составляют случаи, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов (например, подключение газовой плиты).

На торговых объектах зачастую разрешена и широко практикуется продажа товаров сопутствующего ассортимента. Например, в обувных магазинах - расправочных колодок, вкладных стелек и т.п., на предприятиях, осуществляющих торговлю меховыми и кожаными изделиями - средств и предметов по уходу за такими изделиями.

При комплектовании подарочных наборов, продавец также не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других. Например, покупатель желает приобрести товар, входящий в набор и при этом отсутствующий в отдельной продаже. В том случае, если набор комплектовался непосредственно на предприятии, продавец обязан раскомплектовать такой набор и продать покупателю требуемую вещь. Это правило не распространяется на наборы фабричного изготовления.

Наиболее разнообразное количество видов торговых услуг могут предоставить универмаги, а также розничные предприятия реализующие одежду и сложные технические товары, имеющие большую торговую площадь и большое значение объема розничного товарооборота.

Таким образом, размер торговых предприятий и структурных единиц (площадь, численность работников, объём товарооборота) становится необходимой предпосылкой развития и расширения количества видов торговых услуг.

Для единства классификации и кодирования услуг населению в Российской Федерации 01.01.1994 г. был введён Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН 002-93). В классификаторе приведено 22 наименования услуг торговли.

Классификатор разработан для решения следующих задач:

Развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;

Осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;

Повышения эффективности применения средств вычислительной техники;

Учёта и прогнозирования объёмов реализации услуг населению;

Изучения спроса населения на услуги;

Предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности;

Гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;

Актуализации видов услуг с учётом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.

Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности, использующими различные формы и методы обслуживания.

Для классификатора услуг принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования

Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Общая структура кодового обозначения классификатора услуг населению имеет следующую схему:

Классификатор включает следующие группы:

1 - бытовые услуги;

2 - услуги пассажирского транспорта;

3 - услуги связи;

4 - жилищно-коммунальные услуги;

5 - услуги учреждений культуры;

6 - туристические и экскурсионные услуги;

7 - услуги физической культуры и спорта;

8 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительныеуслуги, ветеринарные услуги;

9 - услуги правового характера;

10- услуги банков;

11- услуги в системе образования;

12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

80 - прочие услуги населению.

– это одна из самых важных структур рыночной экономики. Деятельность всех банков, которые обслуживают клиентов разделяют на коммерческие и розничные секторы. Розничный сектор динамично развивается, и является один из самых привлекательных видов в деятельности банка.

Что такое розничные банки?

Розничные банки - это банки, которые занимаются обслуживанием обширной клиентуры, совершающий множество небольших сделок и одновременно развивающий сеть отделений в которых они нуждаются. Под розничными услугами банка понимают :


Как построить розничный банк?

Рассматриваем два способа построения розничного банка:

  • Создать собственный розничный банк. Это позволяет изначально разработать правильную модель, таким образом, получается стабильная основа для роста. И в этом случае не наследуются проблемы другого банка, как при слиянии. Создание с нуля, этот вариант дешевле, чем при поглощении другого банка, но результат достигается гораздо медленней.
  • Поглощение и уже готового банка. Преимущество в том, что при поглощении и слиянии получается гораздо быстрее.

Какой из этих двух способов эффективней аналитики не могут дать однозначный ответ. Какой-то универсальной стратегии для развития розницы не существует. Определяется целевая аудитория потенциальных клиентов, изучаются их мотивы и учитывая внешние факторы разрабатывается . Банки, которые нацелены на успех должны быть всегда заинтересованы в создании новых услуг для своих клиентов.

Важные факторы, повышающие конкурентность розничных банков;

  • размеры сети филиалов и отделений, их качество;
  • количество банкоматов;
  • персонала, стабильный штат;
  • размер кредитного портфеля, и его качество;
  • отлаженные -технологии;
  • репутация бренда;
  • прозрачность бизнеса для клиента;
  • стабильные отношения с иностранными банками;

На развитие рынка всех розничных услуг банка влияет экономическая ситуация конкретной страны или региона.

На данный момент населением розничные банки воспринимаются как компании, которые предоставляют многие финансовые услуги.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Модели расчета налогового бремени можно сформировать в основные две группы см. рис. 1.2.

Рис. 1.2.1.

Не следует показатель налогового бремени в России сравнивать с показателями в других развитых странах, потому что в развитых странах выше основные показатели, а российские организации работают в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно меняющейся налоговой системы, а ещё отсутствует поддержка со стороны государства. Из вышеперечисленного вытекает то, что в России налоговая нагрузка находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства. Налоговая нагрузка организации различается по отраслям экономики.

Существуют следующие методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Разработанные определения различаются по двум направлениям:

  • 1) в связи со структурой налогов, которые включены в расчет при определении налогового бремени;
  • 2) в связи с показателем, который сравнивают уплачиваемые налоги.

Есть общепринятая методика по которой определяют налоговое бремя на предприятие - это порядок расчета, который разработан Минфином России. В методике указан уровень налоговой нагрузки, он является отношением всех уплаченных предприятием налогов к выручке.

Но есть недостаток такого расчета. Он не позволяет определить какое влияние изменения структуры налогов оказывает на показатель налогового бремени. Рассчитанная налоговая нагрузка по этой методике показывает лишь налогоемкость продукции, а также не дает реальной картины, происходящей с налоговым бременем, которое несет налогоплательщик.

Е.А. Кирова предлагает следующую методику расчета налоговой нагрузки, в связи с которой:

  • - сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам;
  • - в сумму налогов не входит НДФЛ, потому что его уплачивают работники предприятия, а само предприятие только перечисляет вносимые платежи;
  • - сумма косвенных налогов, которые перечислят в бюджет, входит в состав налоговых платежей при расчете, потому что они являются существенным влиянием на финансовую устойчивость любого предприятия;
  • - сумма налогов соотносится с вновь созданным предприятием стоимостью продукции, определяемая как разность добавленной стоимости и амортизации.

Исходя из данной методики, налоговая нагрузка делится на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, которые подлежат перечислению предприятием. Исчисляется так:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка;

НП - налоговые платежи, которые уплачиваются предприятием;

ВП - платежи, уплаченные во внебюджетные фонды;

НД - недоимка по платежам.

Абсолютная налоговая нагрузка может отражать только сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности, не учитывая тяжесть налоговой нагрузки. Чтобы определить уровень налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, рассчитываемый, как отношение абсолютной налоговой нагрузки к заново созданной стоимости т.е. сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Заново созданная стоимость продукции предприятия может определяться как см.рис. 1.3.


Рис. 1.2.3.

ВСС - вновь созданная стоимость;

В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

А - амортизация;

ПД - прочие доходы;

ПР - прочие расходы (без налоговых платежей);

ОТ - оплата труда;

НП - налоговые платежи;

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

П - прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) Ч 100 %.

У данной методики есть достоинства, на величину вновь созданной стоимости не могут влиять уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, которые уплачиваются непосредственно организацией; на расчет не может влиять принадлежность к той или иной отрасли и масштабы организации. Методика расчета Е.А. Кировой, применима к конкретному хозяйствующему субъекту.

Есть также и недостаток методики, он заключается в отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их льгот и ставок.

Есть ещё другой подход, который предложил М.И. Литвин; понятие "налоговая нагрузка" включает:

  • - количество налоговых платежей;
  • - структуру платежей;
  • - механизм взимания налогов.

Согласно его методике, показатель налоговой нагрузки должен определяться как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

где SUM (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИU - сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость.

Предложенная М.И. Литвиным методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой, позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Они определяют налоговое бремя как долю добавленной стоимости, отдаваемую государству. При этом налоги соотносятся с источником их уплаты.

Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ВП) + НДС + Но + П,

где ДС - добавленная стоимость;

А - амортизация;

ОТ - оплата труда;

ВП - платежи во внебюджетные фонды, начисляемые на оплату труда;

НДС - налог на добавленную стоимость;

Но - налоги с оборота;

П - прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат:

В = ДС + МЗ.

С учетом изменений, произошедших в законодательстве (отмена ряда налогов с оборота), формула добавленной стоимости примет следующий вид:

ДС = А + (ОТ + ВП) + НДС + П,

где ВП - платежи во внебюджетные фонды.

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, то есть налоговую нагрузку:

НН = НДС + ВП + Нп + Нпр. (19)

При подстановке коэффициентов формула примет следующий вид:

НН = ДС (0,367 + 0,119 Кот - 0,24 Ка). (20)

Достоинством данной методики является то, что сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода.

Недостатком метода, разработанного А. Кадушкиным и Н. Михайловой, является то, что в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

2.4. налоговое бремя. показатели, характеризующие налоговое бремя

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика.

Понятие налогового бремени возникло фактически одновременно с появлением налогов. Еще в XVIII в. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог».

Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771), немецкий экономист, внесший существенный вклад в развитие финансовой науки, определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более "/6 части национального дохода.

Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем:

Во-первых, определение налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятие решения о проведении налоговых реформ.

Во-вторых, данный показатель требуется государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы.

В третьих, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от его уровня зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о размещении производства, инвестиций и т.д.

В-четвертых, показатель налоговой нагрузки на общегосударственном уровне необходим для формирования социальной политики государства. Изучение тяжести налогообложения для разных социальных групп дает возможность государству более равномерно распределить налоговое бремя между социальными группами.

Налоговое бремя никогда не исчерпывается только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств. К таким затратам, в частности, относятся:

затраты на содержание штата бухгалтеров и консультантов;

затраты, связанные с уплатой штрафных санкций в результате нарушения налогового законодательства;

судебные издержки в случае нарушения прав налогоплательщиков, предусмотренных НК РФ.

Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов.

Измерить в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов.

Налоговое бремя определяют на макроуровне и микроуровне.

Макроуровень - исчисление размера налогового бремени на экономику и население всей страны.

Микроуровень - расчет налоговой нагрузки на конкретные организации, а также исчисление налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП). Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемой с помощью налогов. Данный показатель рассчитывается по формуле

Бр = Нюф:ВВП,

где Бр - уровень налогового бремени;

Нюф - все налоги, уплаченные и юридическими, и физическими лицами;

ВВП - стоимостное выражение количества произведенных товаров (выполненных работ, оказываемых услуг) в стране.

Недостаток данного показателя заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплателыцика без учета индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.

Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны. Этот показатель рассчитывается по формуле

Бр=(Н.н:Чн):(Д:Чн)

где Нн - все уплаченные населением налоги;

Чн - численность населения страны;

Д - сумма полученных населением доходов.

Недостаток этого показателя состоит в его неточности, связанной с невозможностью учета суммы налогов, уплачиваемых населением, в стоимости приобретаемых товаров (работ и услуг).

Налоговое бремя на работника фактически равно ставке налога на доходы физических лиц - единственного налога, взимаемого с доходов работников. Расчет данного показателя осуществляется по формуле

Бр= Нр:Др,

где Нр - налог на доходы физических лиц, удерживаемый из дохода работника;

Др - доход работника.

Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Расчет первого показателя осуществляется по формуле

где Нп - налоги, уплачиваемые организацией; В - выручка организации.

Данный показателей отражает долю выручки организации, направляемую на погашение налоговых обязательств. Недостаток этого показателя заключается в том, что выручка является более емким показателем, чем доход организации. Таким образом, доход - часть выручки организации.

Второй показатель исчисляется по формуле

где Пч - чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Данный показатель отражает часть чистой прибыли, которая изымается у организации в форме налогов. Недостаток данного показателя состоит в том, что чистая прибыль представляет собой лишь часть дохода, оставшуюся у организации после уплаты всех налогов.

Третий показатель определяется по формуле

Бр = Нп:Дс

где Дс - добавленная стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена в следующем виде: Дс = Ам +Зп + Нп (Ам - амортизационные отчисления; Зп - затраты на оплату труда).

Данный показатель характеризует то, какая часть добавленной стоимости направляется организацией на погашение ее налоговых обязательств.

В целях исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используют четвертый показатель, в котором фискальные изъятия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость исчисляется путем вычета из добавленной стоимости сумм амортизационных отчислений.

В этом случае налоговое бремя определяется по формуле

Бр = Нп:Св,

где Св - вновь созданная стоимость.

При этом:

Св = Вр + НДС + Ак + Дв-Рв-М3-Ам,

где Вр - выручка от реализации;

Ак - акцизы;

Дв - внереализационные доходы;

Рв - внереализационные расходы;

М3 - материальные затраты;

Ам - амортизационные отчисления;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Достоинство последнего показателя заключается в том, что налоговое бремя при его расчете определяется относительно реального дохода организации. Однако ни один из рассмотренных показателей не лишен недостатков. Общий и частные недостатки показателей налогового бремени организации представлены на схеме.

Ни один из представленных показателей налоговой нагрузки на организации не является универсальным, так как бремя прямых и косвенных налогов распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка. Однако каждый из этих показателей может быть применен организацией для анализа возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении числа налогов, налоговых ставок или налоговых льгот.

Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30\% дохода - это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов.

Вместе с этим предельно допустимые показатели налогового бремени и на микро-, и на макроуровне зависят в первую очередь от уровня обязательств, которые берет на себя государство в отношении конкретного жителя страны и экономики в целом. Иначе говоря, уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населения на оплату образовательных, коммунальных услуг, а также в научно-исследовательских, инвестиционных, социальных и других программах.

Например, в Швеции, где у налогоплательщиков изымается в государственную казну более 50\% доходов, не подавляются стимулы к развитию и расширению производства. Это связано с тем, что в Швеции государство за счет налоговых поступлений решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих средств.

Показатель налоговых изъятий, исчисляемый в целом по стране, имеет весьма серьезный недостаток - он определяет уровень налогового гнета на среднестатистического налогоплательщика без учета индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Действительно, в любом государстве работают десятки тысяч предприятий, различающихся не только по видам деятельности, но и по ряду признаков, которые неизбежно влияют на формирование их налоговой базы и соответственно на размер уплачиваемых налогов. Учитывать все эти особенности при формировании налоговой базы достаточно сложно, поэтому и должно использоваться отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП.

Контрольные вопросы

Каково определение понятие «налоговое бремя»?

Какие основные элементы входят в совокупную величину налоговой нагрузки?

Каковы показатели налогового бремени на микроуровне, как они рассчитываются?

Какой из показателей налоговой нагрузки на организацию является универсальным? Обоснуйте ответ.

Каковы показатели налогового бремени на макроуровне, как они рассчитываются?

Каковы общие и частные недостатки показателей налоговой нагрузки на организацию?

В чем заключается смысл показателя налоговой нагрузки на экономику страны, как он рассчитывается?

1. Какой уровень налоговой нагрузки является предельным согласно теории налогообложения:

а) 10\% доходов;

б) 80\% доходов;

в) 30\% доходов?

2. Что отражает показатель налоговой нагрузки на экономику страны:

а) долю выручки организации, изымаемую в виде налогов;

б) часть ВВП страны, перераспределяемую через налоги;

в) долю прибыли организации, изымаемую в виде налогов?

3. Чему равно налоговое бремя на работника:

а) ставке налога на доходы физических лиц;

б) ставке налога на прибыль;

в) ставке единого социального налога?

4. Какой из показателей налоговой нагрузки на организацию является наиболее достоверным:

а) отношение уплаченных налогов к выручке организации;

б) отношение уплаченных налогов к добавленной стоимости;

в) отношение уплаченных налогов к вновь созданной стоимости?

5. Какой общий недостаток присущ всем показателям, характеризующим налоговую нагрузку на организацию:

а) прибыль - часть дохода организации;

б) выручка включает в себя доход организации, но не является им;

в) при расчете показателей налогового бремени невозможно

учесть степень переложения налогов на конечного потребителя?

6. Какая зависимость была установлена А. Лаффером между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями:

а) увеличение налоговой ставки всегда приводит к росту налоговых платежей;

б) увеличение налоговой ставки всегда приводит к сокращению налоговых поступлений;

в) увеличение налоговой ставки приводит к сокращению налоговых поступлений, только в случае если она превысила

свое оптимальное значение?

7. Показатель налоговой нагрузки на население страны отражает:

а) долю ВВП страны, перераспределяемую через налоги;

б) долю дохода работника, изымаемую в виде налога на доходы физических лиц;

в) долю доходов населения, взимаемую в виде налогов?

Мы рассказывали в отдельных консультациях о , ее и .

Одним из ключевых вопросов развития любой налоговой системы является определение оптимальной величины налогового бремени. О том, что понимается под налоговым бременем, расскажем в нашем материале.

Понятие налогового бремени

Действующее налоговое законодательство не содержит определения налогового бремени. Это категория скорее общеэкономическая, которая характеризует влияние уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей на налогоплательщика. Воздействует налоговое бремя и на государство, которое должно обеспечить такое распределение налогового бремени, которое обеспечивало бы необходимый уровень доходов бюджета и одновременно было бы справедливым. Однако, как правило, интересы налогоплательщиков и государства в лице фискальных органов разнонаправлены. Если налогоплательщики заинтересованы в максимальном снижении налогового бремени, то государство стремится поддерживать необходимый уровень налоговых поступлений и склонно скорее лишь к переложению налогового бремени с одних групп налогоплательщиков на другие.

Уровень налогового бремени: формула

Термин «налоговое бремя» близок к понятию «налоговая нагрузка», которые часто рассматриваются как синонимы. Под налоговой нагрузкой понимается отношение уплачиваемых налогоплательщиком налогов к величине его дохода.

К примеру, разделив НДФЛ работника на его заработную плату за определенный период, мы получим ответ на вопрос, чему равно налоговое бремя на работника за этот период. Именно относительные, а не абсолютные показатели налоговой нагрузки могут подтверждать наличие избыточного налогового бремени. Ведь, к примеру, 100 000 рублей удержанного налога без связи с величиной дохода, из которой он был удержан, не указывает на то, высокая или низкая налоговая нагрузка. И только отнеся сумму налога к доходу, можно сделать вывод о соразмерности налогообложения.

Показатели налоговой нагрузки (Н Н) в целом по видам экономической деятельности, которые рассчитывает ФНС, определяются по формуле (п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

Н Н = Н У / В,

Н У - сумма уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов;

В - выручка организаций по данным Росстата.

Как оценить предприятию вероятность выездной проверки по уровню налоговой нагрузки

Приведенный выше показатель рассчитывается в целом по виду экономической деятельности и используется налоговыми органами для выбора претендентов на выездную налоговую проверку. Организация же может в отношении себя рассчитать такой показатель, сравнить его со среднеотраслевым и тем самым самостоятельно оценить риск проведения в отношении нее выездной налоговой проверки:

Н П = Н У / В П,

Н П - величина налоговой нагрузки конкретного предприятия;

Н У - сумма уплаченных им налогов за отчетный период;

В - выручка предприятия по данным бухгалтерского учета за этот же отчетный период.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама