THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА


Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о порядке применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, и сообщает следующее.

Согласно подпункту 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ , вступившего в силу с 1 октября 2011 года, предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость услуг, оказанных населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

При этом перечень услуг, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения, Кодексом не предусмотрен.

При решении вопроса об отнесении конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, следует руководствоваться перечнем услуг физической культуры и спорта, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению (далее - Классификатор).

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по организации и проведению физкультурных и оздоровительных мероприятий, поименованные в вышеназванном Классификаторе и оказываемые населению, в том числе сотрудникам организаций по договорам, заключенным с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.В.Егоров

Приложение.

Приложение

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

О порядке применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного п.п.14.1 п.2 ст.149 НК РФ


В связи с поступающими в налоговые органы обращениями налогоплательщиков, Управление просит дать разъяснения по следующим вопросам, связанным с налогообложением налогом на добавленную стоимость.

Федеральными законами от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" , от 18.07.2011 N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" , от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" , в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс , НК РФ) внесены изменения.

Подпунктом 14.1 п.2 ст.149 НК РФ , введенным Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ , вступившим в силу с 1 октября 2011 года, предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость оказания услуг населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. При этом Кодексом не предусмотрен конкретный перечень услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Норма, установленная п.п.14.1 п.2 ст.149 Кодекса , содержит указание на оказание услуг населению. В статье 3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) изложены основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. Одним из которых и является обеспечение на свободный доступ к физической культуре и спорту, предоставление права на занятия физической культурой и спортом всем категориям граждан и группам населения.

В Федеральном законе N 329-ФЗ используется официальная трактовка таких терминов, как "массовый спорт", "национальные виды спорта", "официальные физкультурные и спортивные мероприятия", "адаптивный спорт", "правила вида спорта", "спортивные дисциплины", "спорт высших достижений", "физическая подготовка", "объекты спорта", необходимая для правоприменительной деятельности. При этом расширительное применение термина "группа населения" не определено.

Управление считает, что при отнесении конкретных видов услуг к вышеназванным следует руководствоваться перечнем услуг физической культуры и спорта, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее - Классификатор ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163 . Согласно Классификатору ОКУН услуги физической культуры и спорта делятся на две подгруппы: 071 "Проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий", в соответствии с кодами с 071100 по 071214 и 072 "Предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта", в соответствии с кодами с 072100 по 072209.

Данная позиция изложена в письме Минфина Российской Федерации от 31.01.2012 N 03-07-07/12 в форме информационно-разъяснительного характера.

Для правомерного отнесения дохода к налогооблагаемому или освобождаемому от налогообложения в соответствии с п.п.14.1 п.2 ст.149 Кодекса в части оказания услуг населению при приобретении организациями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для своих сотрудников (группы населения) необходимо исследование характера оказанных услуг, определение цели и вида заключенных договоров исходя из буквального толкования условий договора и их фактического исполнения сторонами.

В связи с вышеизложенным, Управление просит разъяснить:

1. Правомерно ли освобождение от налогообложения согласно п.п.14.1 п.2 ст.149 НК РФ услуг, относящихся ко всем кодам, включенным в подгруппы 071 и 072 Классификатора ОКУН ;

2. О возможности применения льготного порядка налогообложения при оказании услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в случаях заключения договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Руководитель
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Л.Ю.Крицков



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Ст. 149 НК РФ содержит исчерпывающий перечень направлений хозяйственной деятельности, не требующих начисления и уплаты НДС. Пристальное изучение ее положений вызвано желанием получить максимум информации о правильном методе учета налога при проведении сделок такого типа.

Перечень подпадающих под льготу операций в ст. 149 НК РФ

Все льготируемые направления деятельности, содержащиеся в ст. 149 НК РФ , разбиты на 3 укрупненных блока:

  1. Передача в пользование на возмездной основе площадей зарубежным компаниям и гражданам других стран, если они имеют необходимую аккредитацию;
  2. Продажа различных наименований социально значимой продукции;
  3. Вывод из-под обложения НДС обособленной группы специфических операций.

По первому пункту списка ключевым моментом является наличие межгосударственного договора с соответствующей страной о введении аналогичного режима в отношении российских контрагентов. Их список можно посмотреть в приказе от 08.05.2007 № 6498/40н, который формируют совместно Минфин и МИД РФ. Гражданам и компаниям из таких государств выдается специальное свидетельство о внесении в соответствующий реестр. Указанный документ они могут получить в регистрационной палате.

Второй пункт приведенного выше перечня полностью охватывается п. 2 ст. 149 НК РФ, где приводится весь спектр возможных социально значимых операций. Сюда входят:

  • изготовление лекарств;
  • оказание медицинских услуг населению;
  • образовательная деятельность;
  • инвестиционные проекты в названных областях.

По послаблениям, поименованным в третьем пункте списка, компания может принять решение пользоваться ими. Для этого в инспекцию предоставляется заявление с указанием видов операций, по которым планируется предпринять подобный шаг. Период, в течение которого можно задействовать механизм отказа, - 1 год, по его окончании нужно будет снова подтверждать свое решение. При этом в данном случае компании придется отдельно учитывать облагаемые и необлагаемые операции.

По общему правилу датой начисления НДС будет день отгрузки товаров или принятия по соответствующему акту работ, услуг. Факт перечисления денег за приобретение никак на это не влияет.

Конкретные виды необлагаемой деятельности, выделенные в п. 2 ст. 149 НК РФ

Эта часть статьи включает большой список фактов хозяйственной деятельности, освобожденных от уплаты НДС:

  • Реализация активов:
    • продукции медицинского назначения, в том числе ортопедической обуви;
    • транспортных средств для людей с ограниченными возможностями;
    • средств коррекции зрения (включая солнечные очки);
    • принадлежностей для погребения;
    • продуктов интеллектуального труда;
    • продукции предназначенной для проведения Олимпийских игр.
  • Осуществление работ и оказание услуг:
    • по медобслуживанию населения;
    • помощь людям пожилого возраста, людям с ограниченными возможностями и с тяжелыми заболеваниями по предписанию органов социальной защиты и здравоохранения;
    • диагностика заболеваний и проведение лечебных процедур;
    • работа скорой помощи и иные работы медицинской направленности;
    • образовательные услуги для дошкольников;
    • пассажирские перевозки с применением любого вида автотранспорта;
    • предоставление услуг по погребению и производство памятников;
    • ремонт товаров и техники медицинского назначения в течение срока гарантии;
    • деятельность по восстановлению памятников архитектуры, поименованных в реестре;
    • возведение жилья для военнослужащих;
    • техосмотр транспортных средств;
    • кинематографическое производство;
    • деятельность некоммерческих предприятий в сфере образования;
    • услуги по ремонту речных, воздушных, морских судов;
    • прочие работы и услуги.

Нужно ли платить НДС с реализации медицинской аппаратуры?

При реализации техники медицинского назначения, в том числе и в случае поставки ее в Россию из-за рубежа, на ее стоимость не начисляется НДС, но для этого ее наименование должно содержаться в регистрационных документах, которые выписываются на основе перечня, утверждаемого постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19. Подобная позиция изложена в письме Минфина РФ от 04.12.2014 № 03-07-03/62212.

Указанный документ необходимо представить в инспекцию продавцу, в том числе если реализуются комплектующие и дополнительное оборудование к технике. В нем должно быть четко указано, на комплект какой аппаратуры он выдан.

В качестве примера можно привести стоматологическую технику, где к креслу зубного врача прилагается масса инструментов режущего и ударного назначения. Все мелкие приспособления также должны быть включены в текст удостоверения, поскольку тоже не могут облагаться налогом.

Предполагает ли статья 149 НК взимание налога с медосмотров?

Трудовым кодексом, а также другими различными актами предусмотрено прохождение обязательного медицинского осмотра в ряде отраслей производства, торговли, сферы услуг. В частности, перед началом управления транспортным средством, которое считается потенциально опасным объектом, необходимо пройти медицинское обследование и получить допуск, при этом процедура должна повториться и по окончании рабочего дня.

Подобные услуги не должны облагаться НДС, однако проводящее их учреждение или частнопрактикующий врач обязаны иметь лицензию на занятие названной деятельностью на основании постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. Допускается создание на территории фирмы специально оборудованных помещений, в которых будет работать нанятый для этого персонал поликлиник или медицинский работник с лицензией.

В частности, продолжая рассматривать вопрос медосмотра водителей, нужно уточнить, что в договоре на оказание подобных услуг должны быть четко регламентированы действия медперсонала и базовые критерии, на основании которых сотрудник может быть не допущен к управлению автомобилем. При этом ведется специальный журнал медосмотров, а в путевом листе ставится штамп и подпись врача. При предъявлении листа патрульному инспектору дорожного регулирования это является достаточным доказательством прохождения процедуры проверки здоровья.

Указанные осмотры являются элементом для пристального надзора со стороны транспортной и трудовой инспекции. По результатам проверок в случае отсутствия предрейсового и послерейсового осмотра могут быть вынесены предписания и наложены штрафы.

Требования к операциям, указанным в п. 4 статьи 149 НК РФ

Законодательством об общеобразовательных учреждениях предусматривается несколько целей для их создания:

  • предоставление дошкольного образования;
  • забота о состоянии здоровья детей;
  • содействие разностороннему развитию детей.

Именно так сказано в постановлении Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204. При соблюдении правил, которые утверждены ст. 91 закона № 273-ФЗ с учетом выбранного направления учебной деятельности, организация образования в обязательном порядке должна получить лицензию в соответствии со ст. 2 закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».

Хотя право на льготу по НДС распространяется в том числе и на частные школы, однако это касается только программы дошкольного образования. Так решил Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.09.2014 № А27-18046/2013. Помимо этого, они в обязательном порядке должны иметь лицензию на ведение подобной деятельности в соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Без описанных выше документов и соблюдения соответствующих условий получить льготу по налогу будет невозможно.

Необходимость разрешительной документации при сборе металлолома

Продажа отходов металлообработки и металлолома не должна облагаться НДС на основе подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Продажей остатков от производства могут заниматься компании следующих типов:

  1. Избравшие продажу отходов основным направлением бизнеса, занимаются сбором, скупкой, хранением и последующим сбытом. Все указанные этапы составляют единый производственный цикл.
  2. Занимающиеся металлообработкой, в результате чего образуются соответствующие типы отходов, которые невозможно использовать в дальнейшей основной деятельности.

Требования к компаниям в части льготы различны. Для фирм, указанных в первом пункте статьи, обязательно наличие разрешительной лицензии. Для производителей металлоизделий подобное требование отсутствует. При этом и те и другие имеют право не платить НДС.

Основными документами, регламентирующими подобную деятельность, служат закон «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановления Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 и № 370. Согласно их положениям, источником лома и отходов могут быть только лица, имеющие на них соответствующие документы, подтверждающие право собственности. Поставщик отходов при этом пишет заявление, в котором дает подробное объяснение, каким образом у него возникло право на них. Сделка совершается с применением акта приемки-передачи, а компания принимающая отходы, должна проверить металл на взрыво- и пожароопасность.

Какие сделки избавлены от обложения п. 3 ст. 149 НК РФ?

В п. 3 ст. 149 приведен следующий список не подлежащих обложению НДС операций:

  • Реализация церковными организациями предметов религиозного назначения.
  • Деятельность по производству и реализации продукции, созданной людьми с ограниченными возможностями, если их доля в списочной численности работников превышает 80%.
  • Операции кредитных учреждений:
    • прием вкладов от граждан и их кассовое обслуживание;
    • открытие и обслуживание расчетных счетов компаний;
    • валютные операции и сделки с драгоценными металлами;
    • организация обращения банковских карт.
  • Страховые услуги.
  • Организация лотерей.
  • Оборот руды и иных материалов и сырья с содержанием драгоценных металлов.
  • Реализация неграненых алмазов.
  • Реализация входных билетов на массовые спортивные мероприятия и предоставление в возмездное пользование крупных спортивных площадок.
  • Займы, выданные наличными или ценными бумагами.
  • Опытно-конструкторские и исследовательские работы, проведенные за счет средств целевого финансирования на основе закона от 08.1996 № 127-ФЗ, проводимые в целях создания новых технологий и изделий; помимо процесса изобретения, испытания важно получение конечного результата, пригодного к внедрению в производство.
  • Организация отдыха детей и взрослых с целью оздоровления в санаториях, оздоровительных лагерях.
  • Борьба с лесными пожарами.
  • Реализация сельскохозяйственной продукции, если ее объемы не менее 70% от всего объема деятельности.
  • Реализация жилых помещений населению.
  • Осуществление коммунальных услуг собственникам квартир в жилых домах товариществами собственников жилья, управляющими компаниями и т. д.
  • Размещение рекламы социального характера.
  • А также иная деятельность.

Правила применения льгот для организаций инвалидов

На основании ст. 117 ГК РФ общественные объединения людей с ограниченными возможностями признаются некоммерческими. В своей работе они имеют право на освобождение от начисления НДС, однако для этого коммерческая составляющая их деятельности должна быть дополнительной к основной, указанной в учредительных документах. Извлечение дополнительного дохода должно позволять создавать фонды потребления, обеспечивающие полноценную реализацию уставной деятельности. Если описанная цель не достигается, применять послабления в области обложения НДС нельзя.

Основания для ведения деятельности по реализации билетов на спортивные состязания

Начиная с апреля 2014 года, существенно изменено содержание подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ. Произошло это после опубликования закона от 29.12.2014 № 479-ФЗ, дополнившего статью формулировкой «входные билеты и абонементы». Таким образом, базовое условие для использования освобождения от НДС - реализация должна производиться организациями физкультуры и спорта. Указанное требование озвучено в письме Минфина РФ от 20.03.2014 № 03-07-07/12151.

Исчисление налога при зачете жилой собственности в счет погашения долга банку

Возможна ситуация, когда погашение части задолженности по взятому ранее кредиту произведено посредством передачи квартиры. Такая возможность предусмотрена ст. 409 ГК РФ. Кредитное учреждение выставляет объект недвижимости на торги и вырученные деньги направляет на погашение долга. Описанная операции не должна облагаться НДС на основании подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ. В то же время, если правление банка примет решение не пользоваться указанной льготой, возможно начисление налога на сумму сделки по продаже квартиры.

Статья 149 НК РФ 2016 года до сих пор является предметом очень пристального изучения как со стороны специалистов компаний, так и со стороны налогового ведомства. Лучше всего в практической деятельности работать с

Ст. 149 НК РФ - это путеводитель по операциям, исполнение которых не требует взимания НДС. Комментарии к этой статье НК РФ, вопросы и ответы по ее содержанию позволят вам получить четкие ориентиры в осуществлении учета данного налога.

Ст. 149 НК РФ: официальный текст

Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 149 НК РФ: какие операции не подвержены налогообложению НДС?

Ст. 149 НК включает группы операций, свободных от обложения НДС:

  • Оформление в аренду помещений иностранцам и их организациям (п. 1 ст. 149 НК РФ), аккредитованным в РФ.

Непременным условием неначисления НДС по п. 1 ст. 149 НК РФ являются зеркальные действия соответствующего иностранного государства в отношении граждан и организаций России, что подтверждается оформлением международного договора.

Перечень таких государств составляют МИД и Минфин РФ (приказ от 08.05.2007 № 6498/40н). Документом, подтверждающим такое освобождение, является копия свидетельства о внесении в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@. Это свидетельство выдает Федеральная налоговая служба.

  • Реализация социально ориентированных товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Все подпункты п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции 2019 года затрагивают социальную сторону работы хозсубъектов. К ним, в частности, относятся медицинские, международные и религиозные отношения, что позволяет снизить финансовую нагрузку на подобные организации. Основное льготирование по НДС относят к производству медикаментов, оказанию медуслуг и образованию.

  • Освобождение ряда операций (п. 3 ст. 149 НК РФ), на которых мы подробнее остановимся ниже.

При использовании операций, включенных в п. 3 ст. 149 НК РФ, фирма может заявить отказ (п. 5 ст. 149 НК РФ) от освобождения по НДС. Тогда она сможет применять НДС-вычет. Для этого в ИФНС подается заявление с указанием конкретных операций, по которым требуется это сделать. Это ограничение действительно в отношении конкретного контрагента в течение года. В этом случае фирма должна организовать учет отдельно по льготируемому и обычному НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

О сроке подачи такого заявления см. в статье «Как отказаться от освобождения от НДС?» .

Образец заявления вы найдете в статье «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС» .

Законодателю разрешено вносить изменения в ст. 149 НК РФ. Тогда базу для расчета НДС определяют на дату отпуска товара или окончания выполнения работ и услуг (п. 8 ст. 149 НК РФ). Фактический день их оплаты значения не имеет.

Какие операции свободны от налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ?

В регламентируемый п. 2 ст. 149 НК РФ список входят:

1. Операции по реализации:

  • товаров медицинского направления: протезы, ортопедическая обувь и др. (по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042);
  • автотранспорта для инвалидов;
  • очков, оправ и линз, предназначенных для коррекции зрения;
  • похоронных принадлежностей (перечень приведен в постановлении Правительства от 31.07.2001 № 567);
  • товаров в рамках безвозмездной помощи;
  • результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений и т. п.);
  • материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва (с 01.01.2018);
  • макулатуры (на период с начала 2017 года и до конца 2018 года).

2. Работы и услуги:

  • медуслуги (согласно перечню ОМС);
  • оказание услуг престарелым, инвалидам и больным — уход за ними осуществляют при выдаче заключений органами соцзащиты и организациями здравоохранения;
  • услуги по медицинской диагностике и лечению населения (их перечень содержит постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132);
  • услуги скорой помощи и другие виды услуг медицинского характера (сбор крови у доноров, уход за больными);
  • услуги по дошкольному образованию детей, в том числе занятия с ними в кружках, секциях;
  • услуги по перевозке пассажиров различными видами транспорта;

Освобождают ли от НДС продажу медоборудования?

При продаже медоборудования или принадлежностей к нему, в том числе ввозимых в РФ, оно подлежит освобождению от НДС, если на него выписано регистрационное удостоверение на основании списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Обратите внимание, что с 01.07.2017 право на льготу подтверждает регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Кроме того, до 31.12.2021 льготу можно подтвердить, представив регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 закона от 07.03.2017 № 25-ФЗ). Такое удостоверение должно быть представлено в ИФНС налогоплательщиком, реализующим данную технику. Это касается и принадлежностей к этому оборудованию. В регистрационном удостоверении должно быть указано, что оно оформлено на комплект конкретной техники (например, зубоврачебное кресло с набором инструментов к нему).

Инструменты ударные и режущие (сверла, боры, фрезы), предназначенные для лечения зубов, подпадают под освобождение от НДС согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Подлежат ли налогообложению услуги по медосмотрам?

Медицинские осмотры работников проводятся перед поступлением на некоторые виды работ и для предупреждения заболеваний. Например, в организациях, эксплуатирующих транспорт, нужно совершать перед рейсом и после него медосмотр шоферов (ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Услуги на медосмотр освобождаются от налогообложения НДС. Однако медицинской организации или частнопрактикующему врачу нужно иметь лицензию (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

На предприятии может быть организован медкабинет или здравпункт, где будет работать медперсонал поликлиник или медработники по договорам.

В договоре на оказание медуслуг нужно прописать действия лица, проводящего медосмотр, и основания для отстранения водителей от работы. Данные медосмотра заносят в специальный журнал. В путевом листе допущенного к рейсу шофера ставится штамп: «Допущен». Это является доказательством для ГИБДД, что медосмотр проведен.

Проверку выполнения этих требований может осуществить Ространснадзор или трудовая инспекция. Их невыполнение приведет к штрафам руководителя и самой фирмы (ст. 11.32, ст. 12.31.1, ст. 12.32 КоАП).

Какие условия должны соблюдаться для услуг по подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса?

Дошкольные учреждения создают для детей с целью:

  • обеспечения дошкольного образования;
  • укрепления детского здоровья;
  • развития детей.

Такие организации осуществляют свою деятельность на основе полученной лицензии, которую они получают на основе выполнения требований ст. 91 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом вида образовательных услуг.

Право на использование освобождения по НДС у коммерческих образовательных организаций есть, но только у тех, кто использует программу дошкольного образования (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2014 № А27-18046/2013). Кроме этого, им необходима лицензия на проведение общеобразовательной деятельности (подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Таким образом, у налогоплательщика должны быть в наличии все перечисленные выше документы, чтобы подтвердить налоговикам право использования освобождения от НДС.

Платится ли НДС при сборе и продаже отходов металлов?

Продажа лома и отходов металлов (черных и цветных) с 01.01.2018 больше не подпадает под освобождение от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В своей производственной деятельности фирмы по приему металлолома следуют положениям закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановлений Правительства от 11.05.2001 № 369 и № 370. С их учетом прием отходов и лома можно производить только у их собственников при наличии документов. Собственник в заявлении на прием лома указывает, как у него возникло право на сдаваемый лом. При сдаче лома составляется приемосдаточный акт. Принимающая лом фирма должна провести его проверку на радиацию и взрывоопасность.

Дальнейшая реализация лома черных и цветных металлов облагается НДС, но налог уплачивает не продавец, а покупатель, который в данном случае выступает в роли налогового агента (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

В соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождают:

  • продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
  • реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
  • операции банков:
    • по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
    • ведению банковских счетов организаций;
    • покупке и продаже валюты и драгметаллов;
    • обслуживанию банковских карт;
  • оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение лотерей;
  • реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
  • продажу необработанных алмазов;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.06.2018 банковские операции с драгоценными камнями исключены из перечня транзакций, не облагаемых НДС.

  • продажу входных билетов (на бланках строгой отчетности) на спортивные мероприятия и предоставление в аренду стадионов;
  • операции по займам денег и ценных бумаг;
  • выполнение НИОКР за счет бюджета РФ или фондов поддержки по закону «О науке» от 23.08.1996 № 127-ФЗ для создания новых технологий и продукции — к ним относят разработку новых конструкций машин и оборудования, приборов с проведением их испытаний и получением практических результатов от их использования;

Подробнее о документах, подтверждающих льготы по НДС для НИОКР, см. в статье «От НДС-освобождения можно отказаться частично» .

При каких условиях общественная организация инвалидов может получить льготу по НДС?

В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественные организации инвалидов являются некоммерческими. В своей деятельности такие организации имеют право применять льготу по НДС при условии, что деятельность по получению дохода является дополнением к уставной. Только в этом случае получаемый доход может освобождаться от обложения НДС. Деятельность с получением прибыли организацией инвалидов должна создавать материальную базу для реализации уставных целей. Если этого не происходит, то льгота по НДС невозможна. Такую точку зрения высказал Президиум ВАС в постановлении от 14.09.2010 № 1812/10 по делу № А76-9347/2009-43-49.

Какие организации имеют право продавать билеты на спортивные мероприятия?

С 01.04.2015 формулировка подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ изменена законом от 29.12.2014 № 479-ФЗ. В нее внесено уточнение понятия «входные билеты и абонементы». Здесь для применения льготы по НДС основным является требование, чтобы их распространение производили организации физкультуры и спорта (письмо Минфина от 20.03.2014 № 03-07-07/12151).

Как произвести расчет НДС при получении банком квартиры в счет погашения кредита?

При погашении банковского кредита заемщик расплатился квартирой. Это соответствует требованиям ст. 409 Гражданского кодекса. Банк вправе произвести продажу жилого помещения для возврата денег по выданному кредиту. Эти действия свободны от налогообложения НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

По операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ (как по всем, так и выборочно), налогоплательщик может отказаться от применения льготы. Для этого нужно только представить в налоговые органы соответствующее заявление до начала налогового периода, с которого по этим операция будет начислять НДС, а льгота применяться не будет.

Итоги

Ст. 149 НК РФ регламентирует перечень операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от НДС. Законодатели довольно часто вносят изменения в ст. 149 НК РФ и комментируют отдельные нюансы применения льгот. Чтобы не ошибиться при исчислении налога, следите за нашей рубрикой

Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Судебная практика по статье 149 НК РФ.

    Определение от 7 октября 2019 г. по делу № А32-19122/2018

    Общества в суд с настоящим требованием послужил отказ таможенного органа в применении льготы по уплате налога на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). По мнению таможенного органа, поскольку декларант заявил право на льготу в отношении товара как медицинского изделия, поименованного в разделе I ...

    Определение от 30 сентября 2019 г. по делу № А45-34017/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Мягкие гидрогелевые контактные цветные линзы плановой замены для коррекции зрения....» с диоптриями 0,00 не подлежит освобождению от налогообложения по подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не поименован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.03....

    Определение от 15 августа 2019 г. по делу № А55-14956/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Определение от 15 августа 2019 г. по делу № А55-13849/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    На добавленную стоимость, фактически приобретался лом меди, операции по которым освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку право на вычеты по налогу на добавленную стоимость носит заявительный характер, налогоплательщик должен доказать обстоятельства, подтверждающие соблюдение им условий, позволяющих учесть вычеты...

    Решение от 18 июня 2019 г. по делу № А14-3836/2017

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    ОАО «УКБП» в интересах заявителя. Относительно довода ответчика, что произведенные заявителем платежи являются лицензионными, суд находит необходимым отметить следующее. Согласно пп.26 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, ...

    Решение от 30 мая 2019 г. по делу № А40-213469/2017

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    На услуги по перерасчету денежной наличности, в несколько раз, что с учетом освобождения операций по перерасчету от уплаты НДС в соответствии с п.3 ст. 149 НК РФ привело к незаконному переводу выручки от облагаемой НДС операций по инкассации на необлагаемую НДС операцию по перерасчету и как следствие к получению необоснованной выгоды. Установив...

    Решение от 17 мая 2019 г. по делу № А43-991/2019

    Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)

    Схемы уклонения от налогообложения, направленной на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде снижения сумм НДС при применении льготы, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ вследствие «дробления бизнеса» (создание одними и теми же лицами организаций для участия в схеме получения необоснованной льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 30 п.3 ...

    Решение от 13 мая 2019 г. по делу № А11-2644/2019

    Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)

    Приемку товара и оплатить товар согласно условиям контракта. Цена контракта составляет 2 570 817 руб. 25 коп., в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской федерации без учета НДС, и включает в себя стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы на перевозку товара до государственного заказчика, расходы на...

Имеет ли ИТ-компания право применять льготу по НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

ИТ-компания реализует права на программное обеспечение путем дистанционного доступа к программному обеспечению по SaaS. Права на использование программного обеспечения будут передаваться по лицензионному договору.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Передача прав на использование программного обеспечения по лицензионному договору не облагается НДС, в том числе в случае предоставления этого права путем удаленного доступа по модели SaaS. При этом желательно в договоре отдельно установить стоимость платы по лицензионному договору и стоимость платы за услуги по предоставлению доступа по модели SaaS.

Обоснование позиции:

Программой (далее также ПО) является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Программы для ЭВМ отнесены законом к объектам - результатам интеллектуальной деятельности (ст. 1225 ГК РФ), являются объектами авторских прав и охраняются как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, 1261 ГК РФ). На объекты интеллектуальной собственности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом (ст. 1226 ГК РФ).

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

В то же время в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются операции по передаче исключительных прав на полезные модели, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

При этом право на отказ налогоплательщика от освобождения от налогообложения НДС при осуществлении операций, поименованных в п. 2 ст. 149 НК РФ, положениями ст. 149 НК РФ не предусмотрено (п. 5 ст. 149 НК РФ, письмо от 04.10.2016 N 03-07-14/57637).

Как видим, в силу прямой нормы передача прав на использование ПО на основании лицензионного договора не облагается НДС.

В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" сказано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных НК РФ, в целях получения налоговой (налоговой льготы) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09).

Поэтому для применения положений пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в данном случае необходимо, чтобы права на использование ПО правообладателем передавались пользователю по лицензионному договору (смотрите, например, письма Минфина России от 30.08.2017 N 03-07-08/55656, от 28.04.2017 N 03-07-08/25926, от 12.04.2017 N 03-07-08/21812, от 23.03.2017 N 03-07-08/16910, от 02.03.2012 N 03-07-08/58, от 30.01.2018 N СД-4-3/1642).

Если право на использование программы предоставляется на основании иного договора, то предоставление таких прав облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 18% (смотрите, например, письма ФНС России от 23.01.2017 N СД-4-3/950@, Минфина России от 12.08.2014 N 03-07-11/40167).

Норма пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не устанавливает какого-либо определенного способа предоставления прав на использование ПО по лицензионному договору, поэтому освобождение от налогообложения НДС данной операции применяется и в том случае, если указанные права передаются через сеть Интернет (смотрите, например, письма Минфина России от 26.03.2018 N 03-07-08/18868, от 30.03.2017 N 03-07-08/18533, от 16.03.2017 N 03-07-14/15062, от 12.01.2017 N 03-07-08/555), в том числе путем предоставления кода доступа к программам, размещенным на правообладателя, через сеть Интернет (письмо Минфина России от 03.04.2017 N 03-07-08/19407).

В письме Минфина России от 15.03.2018 N 03-07-08/15854 рассматривалась ситуация когда правообладатель заключает с пользователями лицензионные договоры, в соответствии с которыми предоставляет права использования ПО путем предоставления лицензиату удаленного доступа через Web-браузер к ПО, установленному на оборудовании лицензиара. При этом скачивание/копирование, установка/инсталлирование ПО на компьютер (сервер) лицензиата не производятся. Представители финансового ведомства ответили, что услуги по предоставлению лицензиаром лицензиату на основании лицензионного договора прав на использование программ путем удаленного доступа через сеть Интернет освобождаются от налогообложения НДС. Схожий вывод содержится и в письме Минфина России от 26.04.2017 N 03-03-06/1/25101, в котором рассматривалась ситуация, когда по лицензионному договору предоставляется право на использование базы данных, хранящейся непосредственно на сервере разработчика.

В рассматриваемой ситуации доступ к ПО лицензиату будет осуществляться дистанционно по модели SaaS (Software as a Service) - программное обеспечение как услуга.

В письме Минфина России от 30.11.2016 N 03-07-08/70744, несмотря на подробное описание налогоплательщиком модели SaaS, специалистами финансового ведомства был дан фактически формальный ответ, что услуги по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через сеть Интернет, оказываемые российской организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке. Причем, как следует из вопроса налогоплательщика, правообладатели сами характеризуют такой способ представления прав на ПО как услугу и не заключают лицензионные договоры. Поэтому ответ финансистов, на наш взгляд, заключается в том, что если нет лицензионного договора, то передача прав на использование ПО облагается НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). В то же время из приведенного письма остается неясным, что подразумевает Минфин России под услугой по предоставлению доступа к ПО.

Отметим, что на данный момент правовая природа модели SaaS четко не определена, поэтому в юридическом сообществе высказываются разные позиции. Некоторые специалисты приходят к выводу, что это услуги по обработке информации (смотрите: SaaS: программное обеспечение или услуга? (А. Серов, "эж-ЮРИСТ", N 17, апрель 2011 г.), другие допускают мысль, что это некий смешанный договор, включающий в себя элементы лицензионных отношений и оказания услуг (смотрите: Налог на "облако" (М. Али, газета "Новая адвокатская газета", N 20, октябрь 2015 г.), третьи предполагают, что это все-таки лицензионный договор (смотрите: Софт как услуга (В. Разуваев, "эж-ЮРИСТ", N 5, февраль 2010 г.), дополнительно смотрите Вопрос: Работник организации-1 получает доступ к функциональным возможностям программного обеспечения, исключительные права на которое принадлежат организации-2 и которое размещено в Интернете на сервере, принадлежащем организации-2. Какова правовая природа отношений, возникающих между двумя организациями: это лицензионный договор (ст. 1235, ст. 1286 ГК РФ) или договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), или какой-то другой вид договора? Если организации заключили договор об оказании услуг, например, по обработке информации организации-1, то требует ли предоставление доступа работникам организации-1 к ПО заключения какого-либо лицензионного договора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2011 г.).

Понятие SaaS (Software as a Service) - программное обеспечение как услуга в НК РФ не содержится, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ за определением данного понятия обратимся к Межгосударственному стандарту ГОСТ ISO/IEC 17788-2016 "Информационные технологии. Облачные вычисления. Общие положения и терминология" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.11.2016 N 1665-ст, далее - Стандарт).

Согласно п. 3.2.36 Стандарта программное обеспечение как услуга (SaaS) - это категория служб облачных вычислений, в которой потребителю службы облачных вычислений предоставляется тип возможностей облака в виде типа возможностей приложений.

В свою очередь, под облачными вычислениями понимается парадигма для предоставления возможности сетевого доступа к масштабируемому и эластичному пулу общих физических или виртуальных ресурсов с предоставлением самообслуживания и администрированием по требованию (п. 3.2.5 Стандарта).

Причем упомянутыми ресурсами являются серверы, операционные системы, сети, программное обеспечение, приложения и оборудование для хранения данных.

Под типом возможностей приложений подразумевается тип возможностей облака, в котором потребитель службы облачных вычислений может использовать приложения поставщика службы облачных вычислений (п. 3.2.1 Стандарта).

То есть в случае, когда доступ к ПО осуществляется по модели SaaS, сам программный продукт находится на ресурсах правообладателя (или на арендованных им ресурсах), все операции по обработке данных (команды, вычисления, преобразования) также происходят на указанных ресурсах. Пользователь же только получает готовый результат в виде каких-то данных.

На наш взгляд, такой доступ к ПО является дополнительным сервисом, предоставляемым пользователю, в частности, чтобы он не закупал дополнительное оборудование для использования самого ПО и хранения результатов работы этой программы, то есть услугой по предоставлению доступа к ПО как самостоятельному объекту интеллектуальной собственности (смотрите п. 3.2.12 Стандарта и примечания к нему).

Некоторые разработчики ПО именно так рассматривают модель SaaS.

Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 N 17АП-4455/18 рассматривался спор между хозяйствующими субъектами об исполнении условий договора, согласно которому ответчик (лицензиар) обязался предоставить истцу (лицензиату) право использования простой (неисключительной) лицензии программы для ЭВМ, а также дополнительные услуги, связанные с указанной программой. Программа работает по технологии SaaS - Программное обеспечение как услуга. В рамках данной бизнес-модели лицензиар берет на себя все вопросы, связанные с организацией работы программы, а также обеспечения непрерывного доступа к данному решению лицензиата при условии наличия у лицензиата активного интернет-соединения. В свою очередь, лицензиат принял обязательства по оплате.

По нашему мнению, порядок налогообложения передачи прав на использование ПО в рассматриваемой ситуации в первую очередь зависит от самого программного продукта.

Если права на разработанное организацией ПО могут быть переданы не только по модели SaaS, а например, также и путем скачивания и инсталляции на ресурсы пользователя, и при этом ПО будет работать, то мы полагаем, что передача прав на ПО по лицензионному договору не облагается НДС независимо от способа предоставления указанных прав (письма Минфина России от 15.03.2018 N 03-07-08/15854, от 26.04.2017 N 03-03-06/1/25101).

При этом услуги по предоставлению доступа к ПО по модели SaaS должны облагаться НДС в общеустановленном порядке по ставке 18% (письмо Минфина России от 30.11.2016 N 03-07-08/70744), что предполагает необходимость выделения самостоятельной стоимости этих услуг в договоре (дополнительно смотрите п. 3.2.11 Стандарта и примечание к нему).

Если же программный продукт может работать только на ресурсах правообладателя (или арендованных им ресурсах) и не представляется возможным разделить стоимость прав на использование самого ПО и услуги по предоставлению доступа к нему, то нельзя исключить того, что налоговые органы смогут классифицировать договор с пользователем как смешанный договор или договор по оказанию услуг, и потому поставить под сомнение возможность применения освобождения от налогообложения на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В данном случае только технические специалисты организации могут определить, как работает ими разработанный программный продукт, а порядок налогообложения будет зависеть от того, каким образом будет заключен договор на передачу прав на ПО.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама