THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Это исторически сложившееся единство всех отраслей хозяйства страны, связанных между собой разделением труда.

Народное хозяйство всего Советского Союза, каждой союзной и автономной республики, каждой области и края включает отрасли материального производства и отрасли так называемой непроизводственной сферы.

Важнейшие отрасли материального производства - промышленность, сельское хозяйство, грузовой транспорт, строительство, а также торговля, общественное питание, заготовки сельскохозяйственных продуктов, материально-техническое снабжение.

Отрасли непроизводственной сферы - жилищное хозяйство, бытовое обслуживание и коммунальные услуги (водопровод, канализация, пассажирский транспорт и пр.), здравоохранение, наука, просвещение, искусство.

Юный краевед, знакомясь с хозяйством какой-либо области или района, должен выяснить прежде всего, какую долю в хозяйстве занимают отрасли материального производства и непроизводственной сферы. При этом надо учитывать, что в сфере материального производства есть отрасли, создающие средства производства, орудия труда, и отрасли, которые выпускают предметы потребления.

Народное хозяйство при социализме основывается на общественной собственности на средства производства, на свободном от эксплуатации труде работников. Цель производства в нашей стране - обеспечить благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества. Это основной закон социализма.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» сказано: «В восьмидесятые годы Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществлять свою экономическую стратегию, высшая цель которой - неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей».

Огромной силой экономического развития страны стало социалистическое соревнование, которое повышает сознательность трудящихся, мобилизует их на дальнейшее развитие экономики, улучшение качества работы. Вот почему так важно выявлять и распространять новые, эффективные виды социалистического соревнования, наиболее удачные способы материального стимулирования лучших работников.

В статье 16 Конституции Союза Советских Социалистических Республик записано: «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны». Создание такого единого комплекса - результат длительной работы по рациональному размещению производительных сил. Важнейшие принципы социалистического хозяйствования были разработаны основателем первого социалистического государства В. И. Лениным. Они получили глубоко научную трактовку в его трудах: «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», «Наброски плана научно-технических работ», «О едином хозяйственном плане», «О продовольственном налоге» и др.

Плановый характер управления экономикой - отличительная черта социалистического хозяйствования и в то же время принципиальное преимущество социализма перед капитализмом. Величайшая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что он разработал научно обоснованный план построения социализма, вооружил партию правильными принципами руководства народным хозяйством.

Уже первый единый государственный план развития народного хозяйства Советской Республики на основе электрификации, разработанный в 1920 г. по заданию и под руководством В. И. Ленина Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО), был перспективным планом всестороннего экономического развития страны. Он отразил ленинские идеи электрификации всей страны и создания крупной индустрии. В. И. Ленин назвал этот план второй программой партии.

Ленинские принципы планирования и развития экономики воплотились в первом же государственном пятилетием плане, где было записано: «СССР не может иначе строить и развивать свое народное хозяйство, как учитывая в полной мере все природные, экономические и национальные особенности своего объединения и специализируя отдельные его части. Только этим путем и может быть достигнут наибольший коэффициент эффективности общественного труда».

Союзные республики и экономические району по существу специализированные территориальные народнохозяйственные комплексы. Быстрый рост экономики союзных республик привел к тому, что все они теперь имеют многоотраслевую промышленность и высокомеханизированное сельское хозяйство. Взаимосвязанный народнохозяйственный комплекс, включающий в себя народное хозяйство всех республик Советского Союза и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики в отдельности,- экономический базис развитого социалистического общества.

Экономика страны как единый народнохозяйственный комплекс требует строгой пропорциональности в развитии всех ее звеньев, как территориальных, так и отраслевых.

Народное хозяйство СССР очень сложный комплекс производств и разнообразных экономических связей. Например, промышленный элемент единого народнохозяйственного комплекса СССР (на схеме - блок «Промышленность») сейчас образуют более 280 отраслей, около 30 тысяч объединений и предприятий. Аграрный блок («Сельское хозяйство») - более 47 тыс. колхозов и совхозов и 7 тыс. межхозяйственных организаций. Строительный- почти 30 тыс. первичных подрядных организаций.

На схеме структуры народного хозяйства СССР обозначены лишь основные отрасли народного хозяйства и важнейшие их взаимосвязи. В мире нет другой такой страны, где бы в руках государства были сосредоточены столь огромные, столь разнообразные и планово управляемые производительные силы.

При планировании развития и размещения производительных сил всегда учитывается и тот факт, что экономика нашей страны развивается в тесном сотрудничестве с экономикой других стран социализма, особенно членов СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи). На основе принципов дружбы, суверенитета и взаимной выгоды с каждым годом углубляются хозяйственные связи стран СЭВ, согласовываются планы развития отдельных отраслей, обмен продукцией. Это помогает каждой стране увеличивать темпы экономического развития. Ныне страны СЭВ производят вместе около ⅓ мировой промышленной продукции и более ¼ мирового национального дохода.

Одобренные XXVI съездом КПСС «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 -1985 годы и на период до 1990 года» предусматривают дальнейшее динамичное и сбалансированное развитие экономики страны как единого народно-хозяйственного комплекса, пропорциональный рост всех его отраслей и хозяйств союзных республик, совершенствование территориального разделения труда. Подчеркнута необходимость концентрировать силы и ресурсы на решении основных народнохозяйственных задач, обеспечить поэтапную реализацию целевых комплексных программ по важнейшим социально-экономическим проблемам, расширять и совершенствовать экономические, научно-технические и культурные связи с зарубежными государствами, и прежде всего со странами социалистического содружества.

ИЗУЧИТЕ ВАШ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ

  1. Выясните происхождение названия населенного пункта, историю его возникновения и развития.
  2. Определите географическое положение населенного пункта.
  3. Опишите природные условия: климатические особенности, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, растительность, реки, озера, водохранилища и их хозяйственное значение.
  4. Какое население проживает в данном населенном пункте (его численность, состав, основные занятия).
  5. Соберите сведения о людях, принимавших активное участие в установлении Советской власти и в жизни страны в период первых пятилеток, об инициаторах стахановского движения, об участии ваших земляков в Великой Отечественной войне, о жизни населенного пункта в послевоенный период.
  6. Проведите поиск на тему «Их имена носят улицы нашего населенного пункта».
  7. Побывайте на ведущих предприятиях вашего населенного пункта.

Узнайте, когда и в связи с чем возникло предприятие, основные виды его продукции, какие задачи стоят перед ним в новой пятилетке, за какие показатели в работе оно борется.

Многие интересуются советским периодом. Интересны цифры, процессы, аналогии, сравнения. Предлагаю оценить или просто ознакомиться с таким материалом. Статистика представлена в сравнении с дореволюционным периодом.

An Album Illustrating the State Organization and National Economy of the U.S.S.R.

Scientific publishing institute of pictorial statistics.

Ed. I. V. Sautin (Chief of the Central Board of National Economic Statistics) and I. P. Ivanitsky.

Compilers: V. M. Podgornova, V. S. Iuniev, G. N. Serebrenikov

СССР

Изостатический альбом, иллюстрирующий государственное устройство и народное хозяйство СССР.

Научно-Издательский Институт Изобразительной статистики.

Под ред. И. В. Саутина (начальника Центрального управления народно-хозяйственного учета Госплана СССР) и И. П. Иваницкого (снс).

Составители: В. М. Подгорнова (нс), В. С. Юньев (снс), Г. Н. Серебренников (снс).

Production of large-scale industry (in billion rubles in invariable prices of 1926/27)

Продукция крупной промышленности (в млрд. руб. в ценах 1926/27 г.)

Capacity of sum total of electrical power stations (in millions of kW)

Суммарная мощность электростанций (в млн. КВт)

Production of electrical energy (in billion of kWHr)

Производство электроэнергии (в млрд. КВтЧ)

Note: The amount of electrical energy produced by all the electrical station at Russia in 1913 is less than the production of the single Dnieper hydraulic power station in 1937.

Прим.: все количество электроэнергии, произведенной в России в 1913 году, меньше, чем производство электроэнергии одним Днепрогэсом в 1937 году.

Output of coal (in million tons)

Добыча угля (в млн. т.)

(in million tons)

(в млн. т.)

Economics construction in the USSR

Хозяйственное строительство в СССР

Годы

Deposits (in billion tons)

Разведанные запасы (геологические) (в мрд.т.)

Железная руда

Марганцевая руда

Oil industry

Нефтяная промышленность

Extraction of petroleum (in million tons)

Добыча нефти (в млн. т.)

Gross output of petroleum refiners (in million rubles 1926/27))

Продукция нефтяной промышленности (в млн. руб. 1926/27 г.)

Machine building

Машиностроение

Production of machine building industry (in million rubles in prices of 1926/27)

Валовая продукция машиностроения (в ценах 1926/27 г.)

Percentage of production of machine building industry in production of the whole of large-scale industry

Удельный вес машиностроения в продукции всей крупной промышленности

Production of metal-cutting machines (in thousands)

Производство металлорежущих станков (тыс. шт.)

Transport machine building

Транспортное машиностроение

Railway engines (as stimated in cinventional types “E” and “SU”

Выпуск паровозов (в переводе на условные “Е” и “СУ”

Freight-cars (in biaxial calculation)

Товарные вагоны (в двухосном исчислении)

Agricultural machinery

Сельскохозяйственное машиностроение

Production of agricultural machine building mills (tractors inclusive) in million rubles (in prices of 1926/27)

Валовая продукция сельскохозяйственного машиностроения (включая тракторы) (в млн. руб. в ценах 1926/27 г.)

Chemical industry

Химическая промышленность

Production of chemical industry (in million rubles; in prices of 1926/27)

Продукция химической промышленности (в млн. руб., в ценах 1926/27 .)

Output of industry producing consumer’ goods (in million rubles in prices of 1926/27)

Продукция промышленности, производящей предметы потребления (в млн. руб., в ценах 1926/27 г.)

Шерстяная промышленность

Хлопчатобумажная промышленность

Льняная промышленность

Knitted goods industry

Трикотаж

Швейная промышленность

Boot and shoe industry

Обувная промышленность

Granulated sugar (thousand tons)

Сахар песок (тыс.т.)

Confectionery (thousand tons)

Кондитерские изделия (тыс.т.)

Cigarettes (in billions)

Сигареты (миллиард штук)

Canned goods (in million cans of 400 g. each)

Консервы (млн. условных банок по 400 гр.)

Consumption of mechanical and electrical energy per hour of one worker’s labor (in percentage of 1913)

Рост энерговооруженности и электровооруженности труда в промышленности на один рабочий час (в процентах к 1913 г.)

Electrical energy

Электрической энергии

Mechanical and electrical energy

Механической и электрической энергии

Mechanization of production processes, %

Механизация производственных процессов, %

Рыбная промышленность

Extracting of peat

Добыча торфа

Coal mining (holing)

Добыча угля (зарубка)

Добыча нефти

Increase in production norm for worker (data 1913 taken as a unit)

Рост производительности труда на одного рабочего (данные за 1913 взяты за единицу)

The whole of industry

Вся промышленность

Extraction of coal

Добыча угля

Cast iron smelting

Выплавка чугуна

Petroleum extraction

Добыча нефти

Производство сахара

Percentage of production of mills, constructed before revolution to whole production (in 1936).

Доля продукции заводов, построенных до революции ко всей продукции (в 1936)

Percentage of production of mills, newly constructed by the soviets in relation to whole production (in 1936).

Доля продукции заводов, построенных советской властью ко всей продукции (в 1936)

The whole industry

По всей промышленн.

Output of producer goods

Производство орудий и средств производства

Output of consumers goods

Производство предметов потребления

Electrical station

Электростанции

Iron and steel industry

Черная металлургия

Machine building

Машиностроение

Chemical industry

Химическая промышленность

Мясная промышленность

Canned good industry

Консервная промышленность

Agriculture

Сельское хозяйство

Farm machinery (rubles to one hectare of sowing area; in prices 1926/27)

Стоимость сельскохозяйственных машин и орудий на один гектар посевной площади; в ценах 1926/27 г.)

In collective farms

В колхозах

В совхозах

Sown areas (in million hectares)

Посевные площади (в млн. гектар)

Зерновые

Fruck garden crops and potatous

Овощебахчевые

Технические культуры

Кормовые

Harvest yield (in million tons)

Урожай (в млн. т.)

Yield of cereals

Зерновые

Сахарная свекла

Хлопок-сырец

Percentage of import of cotton in consumption

Доля импорта в потреблении хлопка-сырца

Railway transport

Железнодорожный транспорт

Freight railway turnover (million tons)

Грузооборот (в млн.т.)

Passenger railway turnover (in million passengers)

Пассажирооборот (в млн. пассажиров)

Length of railway network (thousand kilometers)

Длина сети ж/д дорог (в тыс. км)

Economic independence of the U.S.S.R.

(Share of imports and home production in the total consumption)

Экономическая независимость СССР

(Доля импорта и внутреннего производства в общем потреблении)

Внутр. поизв.

Import Импорт

Home production Внутр. поизв

Машиностроение

Суперфосфат

Алюминий

Автомобили

Велосипеды

Welfare and culture

Материальный уровень, быт и культура

The working day in large-scale industry (hours)

Рабочий день в промышленности (час)

The state housing fund of cites

Жилищный фонд

Built under tsarism

Построено до Революции

Built under soviet power

Построено при советской власти

Medical attendance

Медицинское обслуживание

Number of physicians

Число врачей

Число коек

Beds for childbirth cases in hospitals and in maternity homes (thousands)

Родильных коек в больницах и родильных домах (тысяч)

Number of institutions for the care of women and infants

Число женских консультаций

Number of visit in the item (thousands)

Число визитов в них (в тыс.)

The number of beds in permanent crèches

Число мест в постоянных яслях

Number of students (in millions)

Число учащихся (в млн.)

Elementary education (1-4 classes)

Начальная школа (1-4 классы)

Secondary general education

Средняя общеобразовательная школа (5-10 классы)

Secondary special education

Средняя специальная школа, техникумы

Higher education

Высшее образование

Courses and schools for training workers and for tuition of specialist by correspondence

Курсы и школы обучения рабочих и заочное обучение

Schools and courses for elementary instruction of adults

Курсы и школы ликвидации неграмотности

Network of museum

Печать

Number of newspaper

Число газет>

Circulation (million copies)

Разовый тираж (млн. копий)

Books (million copies)

Книг (млн. экземпляров)

Output of printed publications in languages of people of the U.S.S.R., exclusive of the Russian

Число публикаций на национальных языках СССР, исключая русский

Newspapers

Газет

Книг (наименований)

Copies of books (in millions)

Тираж (в млн. экз.)

Position of the U.S.S.R

Позиция СССР

in Europe

в Европе

In the World

В мире

Gross output of industry

Валовая продукция промышленности

Machine building

Машиностроение

Agricultural machinery

Сельскохозяйственное машиностроение

Тракторы

Произв-ва. не существ.

Произв-ва. не существ.

Harvest combines

Уборочные комбайны

Произв-ва. не существ.

Произв-ва. не существ.

Грузовые автомашины

Произв-ва. не существ.

Произв-ва. не существ.

Железная руда

Суперфосфат

Сахар свекловичный

Electrical energy

Электроэнергия

Перевод гистограмм и графиков в табличную форму: passerby .

Прим.: опущены сведения по государственному устройству СССР, а также те статистические данные, в которых отсутствовали ссылки на дореволюционный период. Не приведены также картографические и некоторые другие материалы источника.

Материал представил passerby .

Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны, 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство Вооруженными Силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хозяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. под председательством И. В. Сталина. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партийные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Городские комитеты обороны оперативно руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой техники.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил к субъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования.


В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятками, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масштабах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к экономике и организации военного производства.

Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребности действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесообразному использованию военной промышленности в интересах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комиссии.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Совнаркома выделялось все, что было непосредственно связано с ведением войны: военная экономика, и прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооруженных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, военно-морского флота, наркоматы оборонной промышленности и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих условиях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с военным производством, в частности на руководстве сельскохозяйственным производством.

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в Вооруженных Силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт - институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назначались парторги ЦК ВКП(б), а на более мелкие - парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Парторги являлись одновременно секретарями заводских партийных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Эту систему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой дополняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть трудности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В то же время параллельное существование наркоматов, местных советских органов и партийных структур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, к некомпетентным решениям.

Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловых организаций в военные, в результате чего значительное количество коммунистов перешло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армию направлялись видные партийные работники с большим опытом организационной и массово-политической работы. В результате в начальный период войны в армию и на флот было направлено более 500 секретарей ЦК партий союзных республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы Великой Отечественной войны в Вооруженные Силы было мобилизовано около 14 тыс. руководящих работников.

Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Основная линия этой перестройки была определена в Директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства начали осуществляться с первых дней войны. На второй день войны был введен мобилизационный план производства боеприпасов и патронов. А 30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались столь неудачно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке нового плана развития военного производства. Комиссии во главе с первым заместителем председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенским поручалось разработать "военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, находящихся на Волге, в Западной Сибири и на Урале". Эта комиссия за две недели разработала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии было признано необходимым перевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и др.

Члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществляли общее руководство основными отраслями военного хозяйства. Вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Н. А. Вознесенский, самолетов и авиационных моторов - Г. М. Маленков, танков - В. М. Молотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества - А. И. Микоян и др. Промышленные наркоматы возглавляли: А. И. Шахурин - авиационной промышленности, Б. Л. Ванников- боеприпасов, И. Ф. Тевосян - черной металлургии, А.И.Ефремов - станкостроительной промышленности, В. В. Вахрушев - угольной, И. И. Седин - нефтяной.

Главным звеном в переходе народного хозяйства на военные рельсы являлась перестройка промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы означал радикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменение его направленности и пропорций. На военные рельсы переводилось практически все машиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов в начале войны были образованы два наркомата - танковой и минометной промышленности. Благодаря этому все решающие отрасли военной промышленности получали специализированное централизованное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организовано на московском заводе «Компрессор». Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано название "Катюша".

В начале войны было внесено изменение в распределение продовольственных ресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабжения Красной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране была введена карточная система.

Военная перестройка потребовала централизованного перераспределения трудовых ресурсов страны. Если в начале 1941 г. в стране насчитывалось более 31 млн. рабочих и служащих, то к концу 1941 г. их численность сократилась до 18,5 млн. человек. Для того чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые ресурсы, вовлечь в производство новые слои населения. В этих целях уже 30 июня 1941 г. при Совнаркоме был образован Комитет по распределению рабочей силы.

Одновременно были введены обязательные сверхурочные работы и отменялись отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. В июле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и автономным республикам, исполкомам краевых и областных Советов переводить при необходимости рабочих и служащих на работу на другие предприятия независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволило местным органам более оперативно маневрировать кадрами в интересах укрепления оборонных отраслей промышленности.

Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. удалось проделать большую работу по перераспределению кадров. В результате уже к январю 1942 г. в отрасли оборонной промышленности дополнительно было направлено более 120 тыс. человек.

Одновременно активно осуществлялся процесс подготовки рабочих кадров через систему трудовых резервов. Только за два года через эту систему для работы в промышленности было подготовлено около 1100 тыс. человек.

В этих же целях в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мобилизации в период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве", который предусматривал соответствующую мобилизацию. В первые же дни войны было принято решение о перестройке работы научных учреждений АН СССР, подчинении их деятельности интересам укрепления обороноспособности государства. В ходе перестройки Академия наук решала три взаимосвязанные задачи: 1) разработка научных проблем, имевших оборонное значение; 2) научная помощь промышленности в улучшении и освоении производства и 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем, организация научных исследований по наиболее актуальным для военного времени вопросам.

Таким образом, осуществленное с самого начала войны перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны сыграло решающую роль в перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Изменение народнохозяйственных пропорций, переключение всех сил и средств на обслуживание фронта заложили прочную основу для создания слаженной экономики в условиях войны. В ходе перестройки народного хозяйства основным центром военной экономики СССР становилась восточная индустриальная база, которая была значительно расширена и укреплена с началом войны.

В 1942 г. производство военной продукции увеличилось на Урале по сравнению с 1940 г. более чем в 6 раз, в Западной Сибири - в 27, а в Поволжье - в 9 раз. А в целом за время войны промышленное производство в этих районах увеличилось более чем в 3 раза. Это была большая военно-экономическая победа, достигнутая советским народом в трудные военные годы. Она заложила прочные основы для окончательной победы над фашистской Германией.

С началом войны в условиях неблагоприятного развития военных событий быстрейшая эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции, культурных и других государственных ценностей из прифронтовых районов в глубь страны являлась важнейшей политической, военно-экономической проблемой, вставшей перед советским народом. В воспоминаниях А. И. Микояна, бывшего в годы войны членом ГКО, приводятся интересные сведения на этот счет: "Через два дня после начала войны… встал вопрос о необходимости руководства эвакуацией из прифронтовой полосы. Идея организации органа с такими функциями у нас никогда раньше не возникала… Стало ясно, что эвакуация принимает огромные масштабы. Невозможно было эвакуировать все подряд, не хватало ни времени, ни транспорта. Приходилось буквально на ходу выбирать, что в интересах государства эвакуировать…" (Военно-исторический журнал. 1988. № 3. С. 31–38). В комплексе этих проблем быстрейший вывоз и спасение миллионов советских людей от физического уничтожения являлись одной из первоочередных задач.

Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий. В постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества" были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому СНК СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вывозе рабочих и служащих эвакуированных предприятий. Были разработаны планы эвакуации людей из прифронтовой полосы с указанием пунктов расселения, сроков, порядка и очередности вывоза.

Решением правительства было утверждено "Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы". Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т. д. При совнаркомах союзных республик, облисполкомах и крайисполкомах были созданы отделы по эвакуации населения. По решению правительства вывозили в первую очередь детские учреждения, женщин с детьми и людей пожилого возраста. К январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге 10 млн. человек (Вторая мировая война. Общие проблемы. Кн. 1. С. 74).

Большие трудности возникли с эвакуацией населения в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, западные области Украины, Молдавии и Белоруссии и Карелия.

В начале войны эвакуация населения была осуществлена также из Москвы и Ленинграда. О масштабах этой работы свидетельствуют такие факты: осенью 1941 г. только из Москвы было эвакуировано 1,5 млн. человек, а из Ленинграда с 22 января 1942 г. по 15 апреля 1942 г. - более 55 тыс. человек. Это был наиболее тяжелый период эвакуации. В целом в годы войны, включая период блокады, из Ленинграда эвакуировалось около 2 млн. человек.

В результате успешной эвакуации к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено до 8 млн. эвакуированных. К этому времени основная волна эвакуации спала.

Однако это положение продолжалось недолго. Летом 1942 г. в связи с прорывом немецко-фашистских войск на Северный Кавказ вновь со всей остротой встала проблема массовой эвакуации населения. На этот раз эвакуация проводилась в основном из центральных и южных районов Европейской части СССР. В июле 1942 г. началась эвакуация населения из Воронежской, Ворошиловградской, Орловской, Ростовской, Сталинградской областей и Ставропольского и Краснодарского краев.

Советское правительство проявляло большую заботу о создании материально-бытовых условий для эвакуированного населения. В государственном бюджете на IV квартал 1941 г. на жилищное строительство было выделено 200 млрд. руб. В условиях военного времени это были большие средства. Рабочим и служащим эвакуированных предприятий был предоставлен долгосрочный кредит на индивидуальное жилищное строительство.

Во время пребывания эвакуированных на новых местах местное население окружило их заботой и вниманием. Нуждающимся семьям выдавалось пособие, отпускались одежда, обувь. Во многих сельхозартелях были организованы курсы для обучения эвакуированных различным сельскохозяйственным профессиям.

Братская дружба советских народов проявилась в ходе эвакуации, в трудоустройстве эвакуированного населения, в усыновлении детей, родители которых погибли. Менее чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших детей. В Узбекистане широко развернулось общественное движение помощи эвакуированным детям. Тысячи ребят - русских, украинцев, белорусов и других национальностей - были взяты на воспитание в узбекские семьи. Эвакуированные дети прекрасно себя чувствовали в приютивших их семьях. Говорили не только по-русски, но учились говорить и по-узбекски. При крупных сельскохозяйственных артелях создавались детские дома, содержание которых колхозы полностью брали на себя.

В результате эвакуации миллионы советских людей были спасены от физического истребления фашистскими захватчиками.

Эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции и культурных ценностей по разным экономическим районам проходила в разные сроки, в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки потребовали провести эвакуацию дважды: первый раз - летом и осенью 1941 г., второй раз - летом и осенью 1942 г. Эвакуация 1941 г. была самой массовой.

Не останавливаясь подробно на эвакуации промышленности, хотелось отметить только следующее. В годы войны в восточные районы было эвакуировано более 2 тыс. промышленных предприятий. Почти 70 % из них было размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Перевод промышленности в глубокий тыл позволил не только сохранить основные производственные фонды, но и постепенно увеличить их, обеспечивая растущие нужды фронта.

Осуществленная советским народом в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовали скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама