THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Вступление
Объекты и цели ГРЭ
Цели ГРЭ
Средства ГРЭ
Государственное экономичес кое программирование
Механизм государственного регулирования политики цен
Наблюдение и воздействие на цены
Установление фиксированных цен на товары и услуги
Этапы развития ГРЭ. Границы эффективности
Границы роста дохода государства

Вступление

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты и цели ГРЭ.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ это:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • цены;
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость.Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления-рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ-притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль.Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притармаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости-это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению.Основное направление регулирования денежного обращения-это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы).

ЦЕЛИ ГРЭ.

Самой главной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.

От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

Средства ГРЭ.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основные инструменты государственного регулирования:

  • фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
  • денежная политика;
  • политика регулирования доходов;
  • социальная политика;
  • государственное регулирование ценообразования;
  • внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства-это:

  • регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком)
  • установление и изменение размеров минимальных резеров, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
  • операции государственных учреждений на рынке ценных
  • бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в ГРЭ играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций-освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора-это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. Активно используется ГС как средство ГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. ГС служит повышением эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употреблятся в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

Государственное экономическое программирование.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача-комплексное использование в глобальных целях всех элементов ГРЭ. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкокномические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год.

Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом.

Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

Механизм государственного регулирования политики цен.

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования-оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены,-вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом ГРЭ. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В каждой стране при правительстве существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Наблюдение и воздействие на цены.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров-измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “ издержки подпирают цену “, то есть расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленых правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий-ценовые-предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах -экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление фиксированных цен на товары и услуги.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы-пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе-типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.

Этапы развития ГРЭ. Границы его эффективности.

В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.

  1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
  2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
  3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
  4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
  5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.
  6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященные количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственные за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: “ Регулировать или не регулировать экономику?”, то позднее-” Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?”. Однако возможности ГРЭ небезграничны. Экономической основой ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

Границы роста дохода государства.

В 50-х, 60-х годах государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост налогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для оттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц, работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основную часть доходов. Государственные доходы без увеличения налогов могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема. Существуют определенные относительные границы роста государственных доходов:

  • - границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;
  • - социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму, и средних слоев;
  • - границы прироста ВВП.

Ограничены и возможности государственной собственности, так как государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной собственности.

Определенные границы имеет и ГРЭ, поощряющее самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования является валовая прибыль-разница между ценой и действительными издержками производства. Самофинансирование осуществляется как один из вариантов санкционированного государством использования прибылей, а возможности присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой воспроизводственного цикла, в которой находится экономика страны. ГРЭ при помощи самофинансирования базируется на возможности искусственно увеличивать стимулы для инвестиций во время спада. Но деятельность государства в этой области ограничена возможностями бюджета. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, оно вынуждено предоставлять фирмам дополнительные инвестиционные льготы для самофинансирования и тем самым еще больше сокращать свои доходы. Составной частью самофинансирования являются нераспределенные прибыли.

Поощрение роста доли нераспределенных прибылей в ущерб дивидендам тоже не беспредельно. На пути к этому стоят интересы акционеров. Одним из важнейших и действенных средств ГРЭ и главным элементом самофинансирования является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Но и этот действенный инструмент сам оказывается в сильной зависимости от состояния конъюнктуры. В период кризиса или депрессии сокращается загрузка производственных мощностей и выпуск продукции, а правительство разрешает списывать все большую часть основного капитала в амортизационный фонд. Но издержки и без того растут-затрудняются платежи покупателей, разоряются поставщики, растут затраты на хранение и сбыт продукции.

Даже если амортизационные отчисления рассчитывать по прежним нормам списания, они раскладываются на меньшее число единиц продукции в связи с сокращением производства. Возможности роста цен в кризисной ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной конъюнктуры. Уменьшение валовых прибылей может привести к такому положению, когда возможности укрытия прибылей в амортизационный фонд в целях их дальнейшего использования для финансирования инвестиций будут исключены, то есть правительственные разрешения на увеличение доли списания основного капитала не будут использованы, так как разрешенные списания окажутся больше действительной прибыли. Все это можно выразить формулами:

А+Зпост+Зпер
П=Ц- -----,
В

где П-прибыль, Ц-цена единицы продукции, А-амортизационные отчисления, Зпост-другие постоянные затраты, Зпер-переменные затраты, В-выпуск продукции в натуральных единицах.

При сокращение производства, измеряемом коэффициентом К1, и при предположение, что цена остается неизменной, формула выглядит так:

А+Зпост+К1*Зпер
П=Ц-------.
К1*В

В связи с тем, что К1<1, знаменатель уменьшается быстрее числителя, издержки растут и прибыль уменьшается.

Представим, что правительство в целях стимулирования экономики повысило норму амортизационных списаний. Увеличение нормы списаний обозначено коэффициентом К2.

К2*А+Зпост+К1*Зпер
П2=Ц---------.
К1*В

Численность растет еще быстрее, чем во втором случае, издержки еще более увеличиваются. Они могут возрасти до такой степени, что сравняются с ценой или превысят ее.

ГРЭ через налоги и ставки амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы: бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов; социальные, связанные с готовности физических и юридических лиц мириться с налоговым гнетом; границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы продукции по мере сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленные льготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность ГРЭ через государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются. Главная граница ГРЭ- возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они ограниченны.

Перечисленные границы ГРЭ в условиях рыночного хозяйства носят относительный характер. В этих границах ГРЭ продолжает развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность. Механизм ГРЭ постоянно совершенствуется. В современных условиях практика ГРЭ оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.

Список используемой литературы:

  1. 1.Холодов Л.Г. “ Вопросы государственного регулирования экономики”. 1994 г. Изд. “Экономика”
  2. 2.Шенаев, Кузнецов “ Западная Европа, парадоксы регулирования экономики”, 1994 г. Изд. “ Экономика”
  3. 3 “Государственное регулирование кредитно-бюджетной сферы в промышленно развитых странах ”, научно-аналитический обзор. 1993г.
  4. 4 Джеффи Сакс “ Рыночная экономика и Россия”, 1994 г. Изд. “Экономика”.

Исторически сложились три ведущих методологических подхода к ГРЭ: классическая, кейнсианская и институционально-социальная.

Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка.

Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя этим сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

СИГ – социальные институты государства, как носители, защитники и выразители традиций, привычек, исторического опыта, международных обязательств, культуры, здравоохранения и т.д.

РБСИФ – регулирование баланса социальных интересов фирм;

РБСДХ – регулирование баланса социальных интересов домохозяйств;

ТУ – товары и услуги;

ЧН – чистые налоги;

ФП – факторы производства;

И – издержки производства;

ДДХ – доходы домохозяйства;

РД – ресурсы домохозяйства;

ПД – продукты домохозяйства;

ДФ – доходы фирм

РОФ – регулирование отклонений фирм;

РОДХ – регулирование отклонений домохозяйств;

Институционально-социальная модель является самой сложной по составу факторов. Ее непросто представить чисто количественно. Она показывает пределы узких (специальных) макроэкономических подходов к столь непростым явлениям, как воздействие государства на хозяйственную жизнь общества, воплотив в себя элементы двух предыдущих моделей.

2. Основные понятия грэ

Государственное регулирование (ГРЭ) - в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи , например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Государство отвечает за:

    Фискальную политику (бюджет, налоги)

    Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)

    Регулирование внешней торговли

    Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

    Денежно-кредитная (монетарная) политика - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на :

    Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

    Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

    Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования

    Государственные целевые программы (социальные)

    Прогнозирование

    Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования: 1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) 2) Наличие частного и общественного характера производства 3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) 4) Научно-технический прогресс 5) Тенденция к монополизации 6) Наличие международной конкуренции.

Объекты и цели ГРЭ.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ это:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платежный баланс;

условия конкуренции;

социальные отношения, социальное обеспечение;

подготовка и переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.

В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала . Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению.

Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ .

Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач.

Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Цели ГРЭ.

Самой главной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.

От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ.

Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлено на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлено на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

Средства ГРЭ.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения . Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике.

Ы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходи ость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику

Никто и никогда не снимал с государства ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономи еских и социальных процессов общества то же представляет собой ГРЭ?

Но сначала разберемся, что означает в буквальном смысле слово - регулирование (от лат. regulo - устраиваю, приво у в порядок; норма, правило).

В словаре русского языка С.Ожегова слово "регулировать" объясняется следу щим образом: направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему. Например, регулировать дорожное движение, регулировать рынок труда. Регулирование экономики осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систе му устанавливаемых им норм и правил.

Что касается субъектов ГРЭ, то именно они проводят в жизнь государственную эконо ическую политику, являются главными исполнителями экономических интересов общества.

Субъекты - это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества - субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическо у принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; ) формах и методах, а также инст ументах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Итак, каковы же цели и принципы ГРЭ? Главная цель государства в данном случае выражается в определении макроэкономи еских задач. От экономического развития страны в целом зависит благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и социальные проб лемы. А также региональные проблемы, возникающие под вл янием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его региональная политика.

Одним словом, экономических целей наберется немало, но мы выделим основные из них:

1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами.

Целевые установки реализуются на основе использования цел го ряда определенных принципов госрегулирования экономики . Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям:

Регулирование экономики требует соблюдения принципа не помешай рынку": соблюдай "правила игры";

Обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности;

Разработка системы приоритетов в осуще твлении поставленных задач;

Социальная ориентация регулирования экономики;

В конечном счете механизм регулирования экономики должен быть направлен на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта по пути углубления экономических реформ и достижения более высокого уровня и качества жизни.

Границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

Социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму и средних слоев;

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов (1776 г.). Согласно ег трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" - личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.

Лучший вариант для государства - это придерживаться политики laisser faire (фр . выраж ение: пусть каждый идет свои путе м - невмешательство государства. Английский вариант этого выражения: let it be - пусть все идет как идет . Поскольку главным регуляторо экономики, по А.Смиту выступает рынок, ледовательно, ему (рынку) должна быть предоставлена полная свобода.

Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929-1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения. Представители данного направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспе чивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро и меняются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

Приоритетная роль монетариз а в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению в ешательства государства в банков ско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:

Регулирование количества денег в обращении;

Регулирование банковских резервов

Регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых к ммерческим банкам;

Регулирование ставкой процента и т.д.

Суть монетаризма можно свес т к двум основополагающи тезисам:

1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.

ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег(рост не более 3-5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.

Рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным и даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше. Таким образом, взгляды

Лекция 1. Методологические основы государственного регулирования экономики

Семантический (Общественный) интерфейс.

Этот вид интерфейса возник в конце 70-х годов XX века, с развитием искусственного интеллекта. Его трудно назвать самостоятельным видом интерфейса - он включает в себя и интерфейс командной строки, и графический, и речевой, и мимический интерфейс. Основная его отличительная черта - это отсутствие команд при общении с компьютером. Запрос формируется на естественном языке, в виде связанного текста и образов. По своей сути это трудно называть интерфейсом - это уже моделирование "общения" человека с компьютером.

С середины 90-х годов XX века авторы же не встречал публикаций, относящихся к семантическому интерфейсу. Похоже, что в связи с важным военным значением этих разработок (например, для автономного ведения современного боя машинами - роботами, для "семантической" криптографии) эти направления были засекречены. Информация, что эти исследования продолжаются, иногда появляется в периодической печати (обычно в разделах компьютерных новостей).

Контрольные вопросы:

  1. Что такое операционная система
  2. Какие функции выполняет операционная система
  3. Периоды эволюции операционных систем
  4. Что из себя представляет многозадачность
  5. Примеры многопользовательских операционных систем
  6. Чем отличается вытесняющая многозадачность от не вытесняющей
  7. Что такое многонитевость
  8. Какие бывают аппаратные платформы
  9. Какие системы разделяются по областям использования
  10. Что отличает методы построения ОС
  11. Назовите виды современных интерфейсов.
  12. Какой интерфейс у OS Windows.

Литература:

1. Н. А. Олифер, В. Г. Олифер. Сетевые операционные системы. М: Статистика, 1997.

2. Б. Богумирский. Эффективная работа на IBM PC./СПб.:Питер, 1995.

3. Эско Валтанен. Дисковые операционные системы для ПЭВМ. - К.: Региональный центр перевода и информационных услуг. 1992.

4. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Изд. 7-е. - М.: ИНФРА-М, 1997.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни.

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции - количественные соотношения между:


Различными подразделениями и сферами общественного производства;

Отраслями;

Территориальным распределением производительных сил.

Макроэкономические пропорции предполагают такое распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому пропорциональность национальной экономики проявляется в соответствии: между объемом и структурой общественных и личных потребностей, с одной стороны; объемом и структурой национального продукта - с другой.

Установление, поддержание и изменение сложившихся пропорций представляет собой сложный экономический процесс. Эта сложность обусловлена не только большим многообразием пропорций в народном хозяйстве, но и тем, что пропорции формируются под воздействием множества факторов.

Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций:

1) общеэкономические - между наиболее крупными сферами национальной экономики;

2) межотраслевые - между взаимосвязанными отраслями национальной экономики;

3) внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;

4) территориальные - общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;

5) межгосударственные - между отдельными государствами на основе международного разделения труда.

Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме измерения на натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов.

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.

Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта - денежной выручкой и доходами в сфере производства товаров и услуг; доходами предприятий, государства и населения; обращением товаров и денег в национальной экономике.

Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Пропорции в национальной экономике объективны. Пропорции динамичны, в ходе развития экономики они меняются количественно и качественно. Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Различают общие и частные диспропорции:

Общие связаны с нарушением пропорциональности во всем народном хозяйстве и носят, как правило, долгосрочный характер;

Частные имеют локальный характер, могут охватывать отдельные части общественного производства.

В устранении диспропорций большую роль играют текущие запасы и государственные резервы.

Несбалансированность экономики России проявляется в диспропорциях:

Материально-вещественных;

Стоимостных;

Структурных;

Трудовых ресурсов и рабочих мест;

Региональных и др.

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них, выступает в форме равновесия, прежде всего, спроса и предложения. Различают равновесие частичное и общее.

Частичное равновесие достигается на макроуровне посредством ценового механизма и предполагает равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам.

Общее равновесие требует согласования деятельности всех сфер экономики. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности широко применяется государственное регулирование.

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования экономики.

К основным объектам, на которые направлено воздействие государства, относятся:

1. секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводственная и социальная структуры хозяйства;

2. экономический цикл;

3. занятость;

4. уровень жизни;

5. образование и подготовка кадров;

6. денежное обращение;

7. НИОКР и инвестиции;

8. платежный баланс;

9. социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;

10. окружающая среда;

11. цены, антиинфляционные процессы;

12. государственный сектор экономики;

13. финансовые ресурсы и межбюджетные отношения;

14. процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;

15. формы собственности в разных отраслях экономики;

16. внешнеэкономическая деятельность и др.

Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации это:

Президент РФ;

Федеральное Собрание - парламент;

Правительство РФ;

Федеральные суды.

В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и независящий от национальных государств транснациональный капитал, он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство. «Транснациональные корпорации» (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технику, технологии и ноу-хау. Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую власть в своих руках. Нередко они диктуют свою волю другим странам. С позиций регулирования следует учитывать, что законы свободного рынка не полностью работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые не рынком, а стратегией корпорации.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама