THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

"> Этапы развития экономической теории.

"> (96.3 баллов, 1 ответ неправильный)

">1.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">Меркантилизм – ">1; "> Институционализм – ">4; "> классическая школа политической экономии – ">2; ">

">маржинализм – ">3. ">

">2.Неоклассическое направление экономической теории, представители которого ведущую роль в стабилизации экономики приписывают денежным факторам, получило название... ">монетаризма.

">3.Физиократы считали, что богатство общества создается в... ">сельском хозяйстве.

;color:#000000">4 ">.Идеи классической политэкономии были развиты в XIX веке представителями... "> ">марксизма.

">5. Исследованием цикличности развития экономики занимался... ">Н. Д. Кондратьев.

">6.Установите соответствие научными экономическими школами и их представителями

">Меркантилизм – ">А. Монкретьен; ">

">Классическая школа политической экономии - ">А.Смит; ">

">Монетаризм – ">М. Фридмен; ">

">Институционализм – ">Т. Веблен. ">

;color:#ff0000">7 ">.К современным направлениям экономической теории не относится...

"> маржинализм

"> неоклассицизм

"> кейнсианство

"> институционализм

">8.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">неоклассическая школа политической экономии – ">3; "> канонизм – ">1 ">; кейнсианство – ">4 ">;

">классическая школа политической экономии - ">2. ">

;color:#000000">9 ">.Теория прав собственности возникла в рамках... ">неоинституционализма.

;color:#000000">10 ">._ "> ">И. Т. Посошков "> ___ - первый российский экономист, изложивший свои взгляды в отдельной работе (книге).

">11.Основы теории факторов производства заложил... ">Ж. Б. Сэй.

;color:#000000">13. ">Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, - это... "> кейнсианская школа.
">14.Выразителями экономической мысли Древней Греции являются... – ">Платон; ">- ">Аристотель; "> - ">Ксенофонт.

">15.Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов, влияющих на экономику, - это … ">институционализм.

">16.К научным экономическим направлениям 20 века относятся... – ">кейсианство; "> - "> монетаризм.

">17.Экономическая школа, считавшая источником богатства торговлю, - это... "> меркантилизм.

">18.Одним из представителей теории маржинализма является... ">А. Маршалл.

">20.Выразителями экономической мысли в Средние века являются... ">Ибн-Хальдун; ">- ">Фома Аквинский.

">21.Установите соответствие между трудами и их авторами

">Трактат о налогах и сборах ">- Петти ">;

">О скудости и богатстве ">– Посошков ">;

">Трактат политической экономии ">– Монкретьен ">;

">Исследование о природе и причинах богатства народов – ">Смит. ">

">22.Нобелевская премия по экономике за разработку метода "затраты - выпуск" была присуждена... "> В. Леонтьеву.

">23. Основы трудовой теории стоимости были заложены... ">А. Смитом.

">24.Представителями классической школы политической экономии являются... - ">Уильям Петти; ">- ">Адам Смит; ">- ">Давид Рикардо.

">25.К научным экономическим направлениям 20 века не относятся... - "> канонизм; ">- "> меркантилизм.


1. Кузнецова Л.И., Гельфанд С.Ю., Попов И.Г. и др. Пищевая ценность консервированных продуктов в тубах для питания летчиков и космонавтов / Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1985

2. Первые космические полеты человека / Под ред. М.Н. Сисакяна, В.И. Яздовского. - М.: АН СССР, 1963 - С. 37-39.

3. Попов И.Г. Питание и водоснабжение / Основы космической биологии и медицины: Совместное советско-американское издание. - М.: Наука, 1974 - С. 35-70.

4. Попов И.Г. Некоторые итоги изучения питания космонавтов в полете / Матер. XVI науч. сессии Ин-та питан. АМН СССР / Под ред. А.Л. Покровского. - М.: Медицина, 1969 - С. 138-140.

Основные экономические школы и их характеристики

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер

Фридрих Визер

Леон Вальрас

Эйген-Бем-Баверк

Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея - использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от егопредельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал

Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служитважнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формированиенационального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

Дж.Коммонс

У.Митчелл

Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Предмет и методы экономической теории. Экономические законы, функции и категории\

Современное определение предмета экономической науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что предметом экономической теории считается изучение поведения людей в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Это наука о том, как люди выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и разумно их распределить.

Оригинальным является определение предмета экономической теории, согласно которому он представляет собой совокупность знаний, дающих ответ на вопросы: “Что? Как? Для кого производить?”. Это определение объединяет понятие редкости ресурсов с проблемой выбора, который должны сделать люди в поисках наиболее эффективного варианта производства. Рациональное экономическое поведение людей связано с минимизацией затрат и максимизацией выгоды.

Свои предметы исследования имеют микроэкономика и макроэкономика. Этими понятиями с точки зрения объекта исследования условно обозначаются разделы экономической теории. Предмет микроэкономики - исследование поведения фирмы, домохозяйства в рыночной экономике с их правом осуществления выбора хозяйственных решений, исследование воздействия государства на фирмы, а также анализ интересов индивидов и конъюнктуры частных рынков. Макроэкономика исследует национальное хозяйство как единое целое, включая хозяйственные связи между отраслями и сферами экономики. Она анализирует национальный доход, динамику расходов и цен, безработицу и занятость и т.д.

Экономический закон - это прочная, устойчивая, существенная, необходимая, постоянно повторяющаяся связь, взаимозависимость явлений и процессов экономической жизни. Экономические законы возникают и действуют только в человеческом обществе. Они проявляются через деятельность людей на разных этапах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономические законы выражают количественные и качественные стороны экономических явлений и используются для их измерения. Они различаются по внутреннему содержанию, по срокам и сферам действия.

Экономические законы объективны, взаимосвязаны и комплексно выражают сущность явления в развитии. Одни экономические законы действуют во всех экономических системах, другие - только в некоторых. Так, закон повышения производительности труда действует во всех способах производства, а закон стоимости начинает действовать при зарождении рабовладельческого способа производства. Неуправляемое действие экономических законов может отрицательно сказаться на развитии общественного строя в целом.

Одним из методов экономической теории является логический метод изучения экономических процессов, т.е. исследование мысли со стороны ее структуры и формы. С помощью этого метода выявляются общие для экономических систем признаки и различия, осуществляется логический переход от простого к сложному.

Так, чтобы уменьшить действие стихийных сил в экономике или уменьшить их разрушительные последствия, люди стремятся познать логику хозяйственного развития как в масштабах микро-, так и в масштабах макроэкономики.

Метод научной абстракции состоит в освобождении исследуемого объекта от случайного, временного и поиске постоянных, характерных признаков, в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон экономического явления. Результатом научной абстракции являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного эмпирического материала и на основе общих понятий объясняется его многообразие. Это путь восхождения от абстрактногокконкретному. Этот метод применяется тогда, когда нет возможности для экономического экспериментирования.

Исторический метод в экономической теории предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели. Такой подход позволяет представить все особенности любой экономической системы, способа производства, но затрудняет анализ обилием описательного материала.

Диалектический метод исследования дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития. Экономических систем и методов ведения хозяйства, свободных от противоречий, человеческое общество еще не знало. С помощью диалектического метода определяются пути разрешения противоречий, способы их преодоления. Степень остроты этих противоречий дает возможность выяснить, когда экономическая система прогрессирует в своем развитии, а когда тормозит общественный прогресс.

Экономическая теория использует различные инструментынаучного познания, к которым относятся анализ и синтез,индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

Экономические системы представляют собой сложную совокупность различных составляющих, для всестороннего исследования которых необходимо сначала изучить эти составляющие, то есть разделить явление на части - осуществить анализ. Затем необходимо создать целостную картину экономического строя, для чего проводится его синтез - соединение частей исследуемого. Анализ и синтез делаются мысленно и имеют прямое отношение к логическому методу экономических исследований.

Сравнение позволяет определять сходство или различие экономических процессов и явлений. Здесь используется экономико-математическое моделирование, которое в формализованном виде дает возможность прогнозировать экономические явления, определять их причины, закономерности и последствия. Наибольшее значение в экономической науке имеет микро- имакромоделирование.

В экономических исследованиях нередко используется аналогия, то есть перенос одного или ряда свойств с уже известного экономического явления на неизвестное.

Практикуется также использование гипотезы, которая представляет собой научно-обоснованное предположение о причинах или связях явлений и процессов в экономике.

Обосновывает истинность одной мысли с помощью другой и такой инструмент научного познания в экономике какдоказательство.

Процесс обновления методов и инструментов научного познания экономики не знает предела.

Определение функций экономической науки связано с еепредметом и предполагает использование ее для решения нетолько теоретических, но и практических проблем.

Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеетпознавательная функция экономической теории. Знание экономики - составной элемент высокого уровня образования, условие эффективной экономической политики. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, так как цивилизованные экономические формы рассчитаны на подготовленных в экономическом плане людей. Познавательная функция предполагает глубокое изучение экономических явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству. В свою очередь, экономическая практика - источник научных выводов и заключений. На практике непосредственно реализуется экономическая политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рационального ведения хозяйства. С момента своего возникновения экономическая наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и государства. Проведение экономической реформы в России обусловливается отчасти умением использовать результаты мировой хозяйственной практики.

Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования и др.), функциональные (экономика труда, финансов и др.), а также экономические дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография и др.). Экономическая наука - это методологическая основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга. Она предлагает средства, научный инструментарий для о существления научных исследований.

В современных условиях возрастает роль прогностической функции экономической науки. Экономическая теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив экономического развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию экономическая наука выполняет примерно с середины ХХ века.

Некоторые экономисты выделяют критическую функцию экономической науки. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными экономическими структурами.

Регулирование - это действие, деятельность, направленная на получение заранее заданногорезультата, запрограммированных показателей. К определению проблемы регулирования как фундаментальной проблеме экономической теории имеются разные подходы, которые сходны концептуально, но различаются некоторыми нюансами.

Процесс регулирования характеризуется сложностью, о чем свидетельствует множественность экономической терминологии, обозначающей эту проблему: регулирование экономики, регулирование рынка, государственное регулирование, социальное регулирование, регулирование экономических связей и так далее. Исходя из этого, можно выделять отдельные объекты экономического регулирования: экономика, рынок, хозяйственные связи, оплата труда, налоги, денежное обращение и прочее. Целенаправленное воздействие на объект - это основная задача экономического регулирования.

Субъектами экономического регулирования выступают те, кто представляет, выражает и реализует экономические интересы. Государственное регулирование имеет целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения.

Целью экономического регулирования является приспособление функционирующей экономической системы к постоянно изменяющимся условиям существования. Экономическое регулирование может целым рядом признаков выявить слабость хозяйственного механизма перед лицом долговременной перспективы и тем самым обнаружить свою стратегическую несостоятельность. Разработка путей и методов регулирования - фундаментальная проблема, так как хозяйственный механизм в рыночной экономике подчиняется определенному порядку, правилам, устанавливается необходимое для экономики взаимодействие различных частей этого механизма.

Понятие производства и его значение в жизни общества. Понятие и виды ресурсов

Производство можно рассматривать и в более широком плане - как общественное производство, в котором материальное играет ведущую, определяющую роль. Понятием "общественное производство" фиксируется тот факт, что люди производят не только вещи и материальные блага, но и свою социальность: общественные отношения, социальные институты, духовные ценности.

Способ производства - представляет собой единство двух сторон - производительных сил и производственных отношений, выражающих два ряда отношений людей: отношения к природе и друг к другу.

Исторические этапы развития производства отражаются понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй общества.

Общими и необходимыми компонентами процесса труда являются предмет труда, средства труда и сам труд, составляющие в своем единстве производительные силы. Предмет труда - это все то, к чему человек прилагает свои усилия. Предмет труда является пассивным элементом производства. Он подвергается различным изменениям и преобразуется в продукт, нужный для человека.

Вторым элементом производительных сил являются средства труда, т.е. вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Предмет труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства. Таким образом, производительные силы - это созданные обществом средства производства (прежде всего, орудия труда), а также люди, обладающие навыками к труду, способные осуществлять процесс производства материальных благ. Функционирование средств производства зависит от умения, знаний и опыта людей. Здесь важное значение приобретают наука, образование, культура.

Производительные силы изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда, техники. Качественные изменения обнаруживаются в их характере, в том, какие силы природы используются человеком (например, сила животных или электричество) и как, каким способом они используются, - создаются и приводятся в действие индивидуальным или коллективным трудом.

Необходимой стороной производства являются собственно производственные отношения, представляющие совокупность материальных, экономических отношений между людьми. Они тоже обладают объективной реальностью и складываются независимо от воли и желания людей, но во многом зависят от уровня и характера производительных сил. Производственные отношения являются ведущими, определяющими все другие (частично и идеологические) отношения. И это не случайно, ибо производственные отношения связаны главным образом с собственностью. Складываясь в сфере производства, отношения собственности во многом определяют отношения обмена, распределения и потребления продуктов труда. Собственность - это не свойство вещей, а особый вид отношений к средствам производства.

Производительные силы и производственные отношения -это две стороны единого процесса производства. Отделить их друг от друга можно лишь в абстракции. Их взаимодействие подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Сущность такого соответствия состоит в том, что изменения в производительных силах и в первую очередь в орудиях труда вызывают соответствующие изменения производственных отношений. Однако это вовсе не означает, что каждое изменение в производительных силах сразу находит свое отражение в производственных отношениях. Дело в том, что развитие производительных сил происходит непрерывно, в то время как изменение производственных отношений проявляется главным образом при замене одного способа производства другим.

Ресурсы - это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы по-разному.

Природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение.

Ресурсы, созданные и накопленные предыдущими поколениями для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспортные системы, жилые дома и т.д.

Людские ресурсы с.их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями.

Денежные, золотовалютные и другие ресурсы.

Технология и научно-технические ресурсы, т.е. имеющиеся у общества накопления, заделы современного технологического прогресса и т.д.

Возможны и другие классификации ресурсов. Например, по альтернативности возможностей их использования, взаимозаменяемости, исчерпаемости и неисчерпаемости в данный период времени и т.д. Однако независимо от типа классификации все ресурсы имеют общее - они характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности: наличие ресурсов необходимого качества и многообразия является исходным условием для создания благ и, следовательно, удовлетворения потребностей.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

1. природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»);

2. материальные­ – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства);

3. трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

4. финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Классификация потребностей по пирамиде А.Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.

Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Факторы производства, стадии производства и их характеристики

Факторы производства - ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар. Такимифакторами производства являются труд и технология (человеческие ресурсы), земля и капитал (имущественные ресурсы). Приняты следующие определения факторов производства:
труд - физическая и умственная деятельность человека, направленная на достижение полезного результата;
технология - научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности;
земля - все, что предоставила природа в распоряжение человека для его производственной деятельности (земля, полезные ископаемые, вода, воздух, леса и пр.);
капитал - накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ.

Иная трактовка факторов производства содержится с учебниках “Экономикс”. Она основывается на теории трех факторов производства, выдвинутой французским экономистом Ж.-Б. Сэем. В “Экономикс” ресурсы подразделяются на:
1) материальные - земля, или сырьевые ресурсы, и капитал;
2) людские - труд и предпринимательская способность. Таким образом, в неоклассической теории выделяются четыре фактора.
Земля. Сюда включаются все естественные ресурсы, так называемые “даровые блага природы”, применяемые в производственном процессе. К ним, например, относятся такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы, воздух.
Капитал. В него включаются все произведенные средства производства, т.е. все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские помещения, транспортные средства, сбытовая сеть, используемые в производстве и доставке товаров и услуг к конечному потребителю. Все эти элементы капитала называют инвестиционными товарами в отличие от потребительских товаров, непосредственно удовлетворяющих потребности людей. Следует отметить, что в данном случае под термином “капитал” не подразумеваются деньги, они выступают как финансовый капитал и не являются реальным капиталом и экономическим ресурсом.
Труд. Этот термин обозначает целенаправленную деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого-либо результата. Работы, выполняемые лесорубом, токарем, пекарем, педагогом, врачом, артистом, ученым и др., объединяются общим понятием “труд”.
Предпринимательская деятельность. Особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Этот фактор выделяется в учебниках “Экономикс” в качестве особого в силу специфики предпринимательской деятельности, которая заключается в том, что:
1) предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара и услуг. Он выступает как бы катализатором этого процесса;
2) предприниматель берет на себя трудную задачу принятия решений и ответственности за их выполнение;
3) предприниматель - это новатор;
4) предприниматель - человек, идущий на риск.
В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства. К ним относятся информация, наука, технология, производственная и социальная инфраструктура. Они имеют особое, всевозрастающее значение.

Экономические школы.

Меркантилизм 16-18 вв.

От итальянского ʼʼmercanteʼʼ - торговля.

Представители: Томас Мэн (1571 – 1641), француз Антуан Монкретьен, А. Сера, У. Стаффорд, Ж-Б. Кольер, И. А. Посошков.

Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали,что доход создается в сфере торговли.

В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортный товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. По этой причине государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство.

Физиократы 18 в.

От греческого – власть природы.

Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрго (ʼʼЭкономические таблицыʼʼ 1758 ᴦ.)

Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства, и относили к ней только те отрасли, которые связаны с природой, ᴛ.ᴇ. сельское хозяйство и горно-добывающее производство.

Классическая политическая экономия (18 – 19 вв.)

Представители: Адам Смит, давидРикардо, Жан батист Сэй, Джон Стюард Милль, Уильям Петти.

Объектом исследования здесть стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В 1776 ᴦ. вышла книга А. Смита ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ.

Основные идеи А. Смита:

Государство не должно вмешиваться в экономику;

- (как следствие п.1) рыночное саморегулирование на базе свободных цен;

Анализ модели ʼʼэкономического человекаʼʼ: человека, который стремится к собственному богатству, способствующего накоплению богатства общества.

Он ввел понятие laissezfaire–невидимая рука (спрос и предложение). Цены на товары формируются только под воздействием спроса и предложения.

Марксизм 70-е ᴦ. 19 в.

Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (Капитал, 1867 ᴦ.) и Фридрих Энгельс. Источник богатства – труд.

Другие представители: Лафарг, Ленин.

Маржинализм (теория предельного анализа) середина и конец 19 в.

Представители: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем-Бавек, Джон Бейтс Кларк, Леон Вальра, Вильфред Парето, У. Джевонс, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

Внесли математику в экономику.начинают уделять внимание потребительскому спросу, а не только производству.

Неоклассическое направление (начало 20 в.)

Представители: А. Маршалл (книга ʼʼПринципы экономиксʼʼ, исследовал взаимодействие спроса и предложения, разработал теорию эластичности), Джон Кларк, А. Пигу, ВильфредоПаретто.

Объект исследования – поведение и субъективные мотивы ʼʼэкономического человекаʼʼ.

Школы данного направления:

- Монетаризм (Милтон Фридмен ʼʼКоличественная теория денегʼʼ, Ирвинг Фишер ʼʼПокупательная сила денегʼʼ). Предмет исследования – законы движения денежной массы.

Кейсианство 30 –е ᴦ. 20 в.

Джон Мейнард Кейс (1883 – 1946) ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ 1936 ᴦ., где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику. Он исследовал: национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и др.
Размещено на реф.рф
Решил проблему выхода из великой депрессии. Предмет анализа Кейнса – народное хозяйство в целом. Использовал макроэкономический подход.

Институционализм.

Представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, З. Зомбарт, Д. Гэлбрэйт, Г. Мюрдаль, Д. Коммонс, Дж. Кларк, А. Берли.

Экономическая система развивается под воздействием институтов (семья, государство).

Экономические школы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические школы." 2017, 2018.

  • - Экономические школы.

    Общенаучные частные Общенаучные методы: Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Материалистический подход. Метод... .


  • - Современные экономические школы.

    1)Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют... .



  • - Основные макроэкономические школы.

    В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики. 1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость.... .


  • - Общее макроэкономическое равновесие и его роль в экономике. Основные экономические школы о макроэкономическом равновесии и государственном регулировании экономики.

    В предыдущей теме было показано, что в в рыночной экономике существует макроэкономическая нестабильность, означающая нарушение равновесия в макроэкономике. Что же такое макроэкономическое равновесие? В микроэкономике под рыночным равновесием понимается... .


  • -

    Цели ценовой политики С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся: 1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание.... .


  • - Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

    Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены До настоящего времени не существует единого, сколь­ко-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения: Ø По признаку первопричины... .


  • - Экономические школы теории макроэкономики.

    Вопрос 14. Монетаризм. Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины. Монетаризм, появление и развитие которого... .


  • - История развития экономической мысли. Основные экономические школы.

    Вопрос 3. Склонность потребителя предпочитать отдельные виды товаров наталкивается на весьма существенные преграды: цены товаров и доход самого потребителя. Построим бюджетную линию при определенных условиях. 1)месячный бюджет потребителя=300р. 2)на рынке... .


  • Школы, на-правления и их представители Период форми-рования Основные идеи
    Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения
    Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния
    Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
    Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства

    Продолжение табл. 1.

    Окончание табл. 1.1

    Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики
    Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования
    Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением

    Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.

    Краткие выводы

    1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.

    2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.

    3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.

    4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

    5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.

    6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.

    7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

    Теории как науки.

    История становления экономической

    МЕТОД, ФУНКЦИИ

    Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

    Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

    Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

    Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.



    Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

    Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

    Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

    Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

    Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

    Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

    Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

    Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

    Институционализм научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

    В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

    Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

    Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама