THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

НК РФ принят 16.07.98 года Государственной Думой Российской Федерации, вводится в действие: *
с 1.01.99 г. – первая часть; *
с 1.01.01 г. – вторая часть.
Часть I НК РФ состоит из 7 разделов и 142 статей, которые устанавливают систему налогов и общие принципы налогообложения и сборов, и дает определения:
а) виды налогов и сборов;
б) права и обязанности налогоплательщика и налоговых органов;
в) формы и методы налогового контроля;
г) ответственность за налоговые нарушения;
д) порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц;
е) перечень устанавливаемых местных налогов и сборов.
Исходя из НК РФ, устанавливаются и взимаются следующие виды налогов:
а) федеральные;
б) региональные;
в) местные.
а) Федеральные налоги – установлены к обязательной уплате по всей территории РФ. К ним относят: * налог на прибыль;* таможенные пошлины и сборы;* налог на добавленную стоимость;* лесной налог;* акцизы;* прочие (всего 17)* налог на доходы физических лиц;* гос. пошлина;б) Региональные налоги – обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Региональные власти могут определять следующие элементы налогообложения: *
налоговые льготы; *
налоговые ставки; *
порядок и сроки уплаты; *
форму отчетности по данному налогу.
К таким налогам относят:
- налог на имущество организаций или налог на недвижимость;
- транспортный налог;
- региональные лицензионные сборы на игорный бизнес.
в) Местные налоги – налоги и сборы, вводимые в действие правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
К ним относят: *
земельный налог; *
на наследование и дарение; *
местные лицензированные сборы; *
на имущество физических лиц.
Местным органом власти могут быть определены следующие элементы налогообложения: *
налоговые льготы; *
налоговые ставки; *
порядок и сроки уплаты; *
форма отчетности по данному местному налогу.
Следует различать понятия налога и сбора.
Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в виде средств для финансового обеспечения деятельности государства.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, который является одним из условий предоставления прав на различные виды деятельности.
НК РФ определяет следующие основные понятия:
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
Предмет налогообложения - реальные вещи (земля, сооружения, здания и пр.) и нематериальные блага (государственный символ, экономические показатели), наличие которых закон связывает с возникновением налоговых обязательств.
Налоговая база - количественное выражение предмета налогообложения.
Налоговый период- срок, в течение которого формируется налоговая база.
Имущество – виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Товар – любое имущество, реализуемое и предназначенное для реализации.
Работа – деятельность, результат которой имеет материальное выражение. Этот результат может быть использован для удовлетворения потребностей физических или юридических лиц.
Услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Реализация товара – передача на возмездной основе права собственности на товары, а также на безвозмездной основе.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислить федеральные налоги и дать понятие федеральных налогов.
2.Перечислть региональные налоги и дать понятие региональных налогов.
3.Дать понятие местных налогов и сборов и перечислить их.
4.Дать определение понятию налога и сбора.
5.Дать определения понятиям объекта налогообложения, предмета налогообложения, налоговой базы, налоговому периоду.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Налоговый кодекс Российской Федерации - основополагающий документ законодательства по налогам и сборам.

Сокращенно Налоговый кодекс Российской Федерации упоминают как НК РФ или просто НК.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первую иногда называют как Общая часть, а часть вторую, как Специальная или Особенная часть.

Часть первая

Полное название документа - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Часть первая регулирует общие вопросы налогообложения. Поэтому ее иногда называют как Общая часть. Часть первая НК РФ состоит из разделов:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Часть вторая

Полное название документа - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Часть вторая регулирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов. Поэтому вторую часть иногда называют как Специальная или Особенная часть. Вторая часть НК РФ состоит из разделов:

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья НК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Такой порядок отличается от общепринятого порядка нумерации частей нормативных актов - статья, часть, пункт.

Пример

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах - статья

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: - пункт

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; - подпункт

Пример

Статья 250. Внереализационные доходы - статья

В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса. - абзац 1

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: - абзац 2

1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; - пункт 1

2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту (особенности определения доходов банков от этих операций устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса); - пункт 2

3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; - пункт 3

"В целях настоящего пункта сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса."

До его принятия главным документом налоговой сферы был Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", но он утратил силу с 1999 года.

Действующий Налоговый кодекс состоит из двух больших частей, которые вводились последовательно: первая - с 1 января 1999 года, вторая - с 1 января 2001. Разработка документа заняла три года.

Каждая из двух частей кодекса посвящена отдельной большой теме.

Часть первая устанавливает основы налоговой системы, принципы ее функционирования, права и обязанности субъектов, которые в этой системе участвуют (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и контроля).

В части первой НК РФ рассматриваются следующие вопросы:

  • что включает законодательство России о налогах и сборах, какие виды налогов бывают (федеральные, региональные, местные, спец. режимы);
  • кто такие налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности;
  • какие госорганы включены в налоговую систему, их права, обязанности и особенности работы;
  • какие правила установлены по уплате налогов;
  • какие виды налоговой отчетности установлены и в каких случаях;
  • как осуществляется контроль и мониторинг в сфере налогов;
  • какие нарушения бывают, какая ответственность за них предусмотрена;
  • как можно обжаловать действия или бездействия налоговых органов.

Именно в части первой дается определение того, что такое налог и что такое сбор:

Налог - это ПЛАТЕЖ, который обязаны уплатить организация или физлицо. Он является обязательным и безвозмездным. Внести его можно только деньгами. А главная цель - финансовое обеспечение деятельности государства.

Сбор - это ВЗНОС, который также уплачивают организации и физлица. Его уплата выступает условием совершения государством неких действий, которые нужны плательщику взноса (например, выдачу лицензий). Его характеристика - обязательность, то есть если он установлен законом, то не платить этот взнос нельзя.

Часть вторая НК РФ посвящена, собственно, конкретным налогам, которые взимают в России, а также специальным налоговым режимам (их пять - упрощенная система налогообложения, ЕНВД, патентная система, единый сельхозналог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Каждому налогу отводится отдельная глава . Интересно, что эти главы вводились постепенно. Так, в 2001 году действовали только 4 главы по самым ключевым налогам: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы и единый социальный налог (позднее упразднен и заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды).

Сегодня во второй части НК содержится 21 глава. Самая новая из них глава 34 «Страховые взносы», которая начала действовать с 1 января 2017 года.

Это «живой» документ, в него ежегодно вносят сотни изменений и дополнений. Каждое изменение кодекса должно быть оформлено федеральным законом, а вступление его в силу возможно только по определенной процедуре: закон должен быть официально опубликован в открытых источниках, после чего он может вступить в силу не ранее, чем через месяц. Новые налоги и сборы могут быть введены только с 1 января следующего года и не имеют обратной силы (то есть действуют только для ситуаций, возникших позднее своего вступления в силу). Единственное исключение сделано для норм, улучшающих положение налогоплательщиков, - они могут иметь обратную силу.

В настоящее время правовое обеспечение налогового процесса в России осуществляется Налоговым кодексом Российской Федерации. После принятия решения о разработке Налогового кодекса РФ с 1994 г. было представлено 10 различных вариантов, выбран был правительственный проект, который 16 июля 1998 г. приняла Государственная дума.

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого Налогового кодекса и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однако в Российской Федерации вначале появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользовались практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

В настоящее время форсируется проведение налоговой реформы. Это и понятно, так как она является одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации, обеспечения начала и дальнейшего динамичного ускорения экономического роста в стране. Завершение разработки и принятие Налогового кодекса РФ рассматриваются в качестве одного из основных инструментов для реализации этой задачи.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно явиться реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. Поэтому признано возможным, несмотря на серьезнейшие бюджетные ограничения, пойти на ощутимое снижение налогового бремени на товаропроизводителей.

В Налоговом кодексе РФ вместо более 100 продолжавших действовать до недавнего времени налогов, сборов и иных обязательных платежей предусматривается (при введении в действие всех представленных в перечне региональных и местных налогов, сборов) действие менее чем 30 видов налогов и сборов. А ограничение налоговой нагрузки обеспечивается наряду с сокращением общего числа налогов и сборов также за счет некоторого снижения размеров ставки налога на прибыль и путем установления предельных ставок по основным региональным и местным налогам.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, направлены также на решение следующих важнейших задач:

– построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

– развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

– создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

– формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.

Налоговая система должна развиваться эволюционно, путем устранения имеющихся недостатков и ликвидации имеющихся внутри нее перекосов, это требует сохранения в Налоговом кодексе РФ основных налогов (НДС, акцизы, налоги на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), составляющих основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и в различных экономических режимах, к ним адаптировались налогоплательщики.

Налоговый кодекс РФ состоит не из четырех, как предполагалось ранее, а из двух частей: Общей части и Специальной части. В Общей части, включающей в себя семь разделов, закладывается правовой фундамент налоговых отношений и определяются основы процесса налогообложения. По своей тематике и кругу регулируемых вопросов эта часть близка к закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В состав Специальной части включен дополнительный раздел «Специальные налоговые режимы», которым устанавливается порядок применения особых режимов налогообложения для:

– предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения;

– организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход;

– предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции, путем перехода на уплату единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Предусмотренное Налоговым кодексом РФ упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных «мелких» налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании.

В Налоговом кодексе РФ рассмотрены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего формулировки и определения, используемые в Налоговом кодексе РФ, в основном приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Потому из НК РФ были исключены такие понятия, как «религиозная организация», «материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия», «налоговое партнерство», «пассивная и активная экономическая деятельность», «сельскохозяйственное предприятие» и ряд других.

Существенным образом уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам между взаимозависимыми лицами, при товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.

Принципиальное значение имеет в Налоговом кодексе РФ и основывающаяся на решении Конституционного суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска о взыскании налоговых санкций и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщиков средств или излишние уплаченные им самостоятельно при неисполнении налоговой службой установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Реализация предусмотренных в Налоговом кодексе РФ положений направлена на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.

1. Понятие системы налогового права.

2. Предмет и метод налогового права.

3. Основные источники налогового права.

4. Материальные и процессуальные нормы налогового права.

5. Особенности налоговых отношений.

6. Характеристика Налогового кодекса РФ.

НК РФ), часть первая - систематизированный законодательный акт, устанавливающий систему взимаемых в бюджеты налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Н К РФ был принят 31 июля 1998 и введен в действие с 1 января 1999, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Однако 9 июля 1999 в НК РФ было внесено большое число изменений и дополнений, введенных в действие в основном с 17 августа 1999. С принятием НК РФ утверждается принцип ограничения форм налогового законодательства, в соответствии с которым ограничивается включение норм о налогообложении в законы, не посвященные налогообложению как таковому. Этот принцип важен не только с позиции доходов бюджета, но и равенства обязанностей налогоплательщиков. Хотя данный принцип не закреплен в Конституции РФ, однако Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался в пользу его установления. В НК РФ понятие «налоговое законодательство» заменяется понятием «законодательство о налогах и сборах». Согласно ст. 1 Н К РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Действие Н К РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в нем. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Н К РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Н К РФ. Часть вторая Н К РФ принята 5 августа 2000 и вводится в действие с 1 января 2001, за исключением некоторых положений, для которых установлены более поздние сроки введения в действие. Важным достоинством части второй Н К РФ является более детальная проработка определений налоговой базы и механизма взимания отдельных налогов. Кодекс включает в себя многие положения, которые до принятия части второй Н К РФ регулировались подзаконными актами. Часть вторая Н К РФ состоит из четырех глав, посвященных федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость; акцизам; налогу на доходы физических лиц; единому социальному налогу (взносу). Новым в этом перечне является единый социальный налог (взнос), введение которого можно отнести к несомненным положительным моментам регулирования платежей во внебюджетные фонды, что привело к унификации налоговой базы п о всем категориям социальных платежей, существенно облегчает расчеты для налогоплательщиков. Кроме того, возложение контроля за уплатой этих платежей на налоговые органы наряду с другими налогами будет также способствовать упрощению процедуры внесения всех видов платежей налогоплательщиками, облегчит бремя различных проверок, снизит дублирование документации. Наряду с положительными моментами принятия части второй Н К РФ следует отметить и отрицательные: - по-прежнему доминирует фискальный аспект и стремление соблюсти интересы бюджета при игнорировании интересов налогоплательщиков; - не преодолена заложенная в предыдущем законодательстве ярко выраженная нацеленность на авансирование налогоплательщиками федерального бюджета (бюджетов субъектов Федерации) по различным видам налоговых платежей. Кроме того, по большинству налогов расширительно толкуется налоговая база. Значительное число статей Кодекса сформулировано таким образом, что применять их непосредственно практически невозможно. Фактически имеет место отказ от идеи сформировать Налоговый кодекс как закон прямого действия. Это означает необходимость разработки значительного числа детальных методических указаний и фактически переложение бремени решения ряда важных вопросов налогообложения с законодателя на исполнительные органы - Министерство финансов РФ и Министерство РФ по налогам и сборам. Р.Ф. Захарова

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама