THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Белорусский лидер Александр Лукашенко подписал декрет «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому лица, не участвующие в финансировании госрасходов более полугода, будут обязаны платить сбор в размере 3,6 млн белорусских рублей (около 14 тыс. российских рублей). Как следует из пояснительной записки, соответствующий налог введен для стимулирования граждан к трудовой деятельности. Платить его будут обязаны не только граждане Белоруссии, но и иностранцы, постоянно проживающие в республике.

От уплаты сбора освобождаются немногие: инвалиды, независимо от причины и группы, недееспособные граждане, лица моложе 18 лет, женщины 55 лет и старше, мужчины, которым исполнилось 60 лет. В то же время лица, воспитывающие ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, трех и более несовершеннолетних детей, платить будут.

Те, кто не работает и не желает оплачивать свое безделье, будут наказаны по всей строгости закона: они или оплатят штраф, или будут заключены под арест.

«Административно арестованные, привлеченные к административной ответственности за совершение административных правонарушений, в период отбывания ареста обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ. Перечень и виды общественно полезных работ для таких лиц утверждаются решением местных исполнительных и распорядительных органов»,

— говорится на официальной странице белорусского президента.

Отметим, что Лукашенко несколько затянул с принятием декрета — ранее президент страны заявлял, что он должен вступить в силу до 1 января текущего года. Об этом глава государства говорил еще в октябре 2014 года, комментируя предложение главы МВД Игоря Шуневича.

«Хотите вернуть понятие «тунеядство» — возвращайте. Это будет понятнее для народа. Не надо ничего доброго, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе и терминологию, — убежден президент Белоруссии. — Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать. До 1 января принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать».

По данным на 1 марта, официальный уровень безработицы в Белоруссии зафиксирован на уровне 0,8% к экономически активному населению.

При советской власти бороться с тунеядством начали сразу после Октябрьской революции. Большевистский лидер Владимир Ленин в конце 1917 года писал о необходимости применения суровых мер по отношению к неработающим лицам.

«В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы. В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом — расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве. В пятом — придумают комбинации разных средств и путем, например, условного освобождения добьются быстрого исправления», — говорил Ленин в своем труде «Как организовать соревнование».

Из известных людей за тунеядство в СССР был осужден поэт Иосиф Бродский. 13 марта 1964 года его приговорили к максимально возможному наказанию — пяти годам принудительного труда в отдаленной местности. Он был этапирован под конвоем вместе с уголовными заключенными в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская. Примечательно, что сам Бродский в интервью называл это время самым счастливым в своей жизни.

Декрет Президента Республики Беларусь
2 апреля 2015 г. № 3 г.Минск
О предупреждении социального иждивенчества

В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь:

1. Установить, что граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее - граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее - сбор).

2. Налоговым периодом сбора признается календарный год.

3. От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые:

3.1. в налоговом периоде:

являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;

являлись лицами пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в
том числе достигли в данном периоде этого возраста;

были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности);

были признаны или являлись недееспособными;
прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь*;

фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;

отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;

3.2. за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;

3.3. в году, следующем за налоговым периодом, были признаны:

инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления
и срока инвалидности в этом году);

недееспособными.

4. Размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, если иное не установлено настоящим Декретом.

5. Для целей настоящего Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:

5.1. работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;

5.2. осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности;

5.3. выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;

5.4. осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой деятельности;

* Для целей настоящего Декрета под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием - дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, аннулированием разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, прекращением гражданства Республики Беларусь.

5.5. в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов;

5.6. осуществления адвокатской или нотариальной деятельности;

5.7. осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;

5.8. осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;

5.9. осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;

5.10. в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;

5.11. в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи* которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;

5.12. в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;

5.13. временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;

* Для целей настоящего Декрета под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в том числе усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство.

5.14. воспитания в семье* матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;

5.15. получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;

5.16. отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней;

5.17. получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);

5.18. получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных j заболеваний;

5.19. привлечения к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

6. Периоды, указанные в пункте 5 настоящего Декрета, суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, указанных в пункте 5 настоящего Декрета, учитывается один из таких периодов.
* Для целей настоящего Декрета в составе семьи учитываются дети, находящиеся на иждивении и воспитании в семье, в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, дети, над которыми установлена опека (попечительство), и не учитываются дети, в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав, отобранные из семьи, воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа, находящиеся в детских интернатных учреждениях, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания.

7. Действие настоящего Декрета не распространяется на граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, содержались под стражей либо находились под домашним арестом.

8. При уплате налогов, указанных в подпункте 3.2 пункта 3 настоящего Декрета, в размере менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов.

9. Плательщики сбора с 1 августа текущего налогового периода по 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, вправе самостоятельно представить в налоговый орган по месту регистрации плательщика по месту жительства (пребывания), а при его отсутствии - по месту фактического проживания уведомление о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде (далее- уведомление) по форме, установленной Министерством по налогам и сборам. В случае представления такого уведомления подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на 10 процентов. При этом сбор уплачивается на основании извещения налогового органа (далее - извещение) не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Извещение по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 15 календарных дней после получения от плательщика сбора соответствующего уведомления. В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма.

10. В случае непредставления плательщиком сбора уведомления в порядке и сроки, установленные в пункте 9 настоящего Декрета, сбор уплачивается не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании извещения.

Извещение по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту регистрации по месту жительства (пребывания) плательщика сбора, а при его отсутствии -

по месту его фактического проживания (при наличии информации о месте такого проживания). В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма.

В случае вручения или направления извещения по истечении установленного в части первой настоящего пункта срока уплаты сбор уплачивается не позднее тридцати календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.

11. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом в месячный срок, и по ним в указанный срок принимается одно из следующих решений :

о подтверждении ранее врученного извещения;

о внесении изменений в извещение;

об аннулировании извещения.

На период рассмотрения документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, налоговый орган приостанавливает принятие им мер по взысканию сбора.

В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

12. Суммы сбора зачисляются в местные бюджеты базового уровня, бюджет г.Минска по месту регистрации по месту жительства (пребывания) плательщика, а при его отсутствии - по месту фактического проживания.

13. Для целей настоящего Декрета сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

14. Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест.

Административно арестованные, привлеченные к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных в части первой настоящего пункта, в период отбывания административного ареста обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ*. Перечень объектов и виды общественно полезных работ для таких лиц утверждаются решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Протоколы об административных правонарушениях, указанных в части первой настоящего пункта, составляются уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Дела о таких правонарушениях рассматриваются налоговыми органами или районным (городским) судом. При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных в части первой настоящего пункта, подлежат направлению в суд во всех случаях, если сбор не уплачен плательщиком в полном размере до направления дела об административном правонарушении в суд.

Административный арест за совершение правонарушений, указанных в части первой настоящего пункта, назначается районным (городским) судом с учетом положений статьи 6.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. При этом на лиц, к которым административный арест не может применяться, налагается штраф в размерах, установленных в части первой настоящего пункта.

Административные взыскания за правонарушения, указанные в части первой настоящего пункта, могут налагаться не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

За невыполнение установленных обязанностей по соблюдению трудовой дисциплины и (или) требований безопасности при выполнении общественно полезных работ, а также отказ от их выполнения, самовольное оставление места работы к лицу, отбывающему административное взыскание в виде административного ареста, применяются дисциплинарные взыскания, установленные в статье 18.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Гражданин, отбывший административное взыскание в виде административного ареста, признается исполнившим обязанность по уплате сбора.

15. В целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе (далее - контроль за соответствием расходов граждан доходам).

* Для целей настоящего Декрета под общественно полезной работой понимается работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификаций, имеющая социально полезную значимость для административно- территориальной единицы.

Порядок осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Если налоговым органом при осуществлении контроля за соответствием расходов гражданина доходам установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то этот налоговый орган направляет гражданину письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Пояснения в письменной форме должны быть представлены гражданином в налоговый орган в течение тридцати календарных дней со дня вручения указанного требования. Письменные пояснения, представленные гражданином по истечении указанного срока, налоговым органом не учитываются.

Гражданин, получивший письменное требование о даче пояснений об источниках доходов, вправе в срок, установленный в части третьей настоящего пункта, представить в налоговый орган документы, подтверждающие данные им пояснения, а также пояснения и (или) документы о расходах и их размере, если такие расходы не понесены или понесены им в размере, отличном от размера расходов, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов.

Если гражданином не представлены пояснения об источниках доходов в случаях и порядке, предусмотренных в части третьей настоящего пункта, или если представленные пояснения не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы гражданина, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами.

16. Совету Министров Республики Беларусь:

16.1. в трехмесячный срок при участии государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь, определить порядок взаимодействия государственных органов и организаций в целях реализации настоящего Декрета;

16.2. в шестимесячный срок обеспечить:

внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроекта, предусматривающего:

приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Налогового кодекса Республики Беларусь в соответствие с настоящим Декретом;

внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года “О занятости населения Республики Беларусь” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222), иные законодательные акты, предусмотрев систематизацию и закрепление обязанностей безработных, усиление ответственности безработных за нарушение законодательства о занятости населения, изменение порядка оказания содействия в трудоустройстве, уведомление нанимателями органов по труду, занятости и социальной защите об образовании вакансий в пятидневный срок, иные меры, направленные на создание условий мотивации безработных к активному поиску работы, усиление ответственности нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения;

установление порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и настоящим Декретом;

приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом;
принятие иных мер по реализации настоящего Декрета.

17. Настоящий Декрет вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Пункт 14 настоящего Декрета действует до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

18. Настоящий Декрет является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

2 апреля 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал . Документом устанавливается обязанность граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин - 3,6 миллиона рублей.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

6 апреля во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА представители Минтруда, налоговой и МВД разъяснили нюансы нового документа. На вопросы отвечали заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Валерьевич Ковальков , начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Михайлович Рассолько , начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Юрьевич Бегун , а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД.

Михаил Рассолько:
Декретом предусмотрено установление порядка взаимодействия государственных органов и организаций в целях создания базы данных плательщиков. Только после создания базы можно будет определить их количество.

Декретом предусматривается, что человек, уведомивший в период с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года налоговый орган по месту регистрации о своем неучастии в финансировании государственных расходов и уплативший сбор не позднее 1 июля 2016 года, выигрывает 10% от суммы сбора. Как вы полагаете, много ли граждан воспользуется такой возможностью?

Михаил Рассолько:
Полагаем, что такой возможностью граждане воспользуются, но вместе с тем об их количестве мы узнаем только 31 мая 2016 года.

Как быть в этой ситуации фрилансерам? Они однозначно попадают в тунеядцы?

Михаил Рассолько:
Для целей декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве или выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин. В том случае если гражданин работает без официального оформления выполняемой работы и без уплаты налогов, то он будет являться плательщиком сбора.

Вместе с тем, от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин.

При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Таким образом, для физических лиц, уплативших за 2015 год подоходный налог с доходов от фрилансерства, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на сумму уплаченного налога (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога за 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).

В отношении плательщиков сбора налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам. Хотелось бы уточнить, всех ли плательщиков сбора будут проверять налоговики?

Михаил Рассолько:
В первую очередь будут проверены граждане, не участвовавшие в финансировании государственных расходов, но при этом совершавшие дорогостоящие покупки.

Какой механизм создан для того, чтобы гражданин мог доказать в случае необходимости, что он не обязан платить сбор?

Михаил Рассолько:
Такой механизм предусмотрен пунктом 11 декрета. Так, гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, который свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут.

В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений, либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Какие изменения будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс?

Алексей Бегун:
В Кодекс об административных правонарушениях будет внесен новый состав административного правонарушения, о котором идет речь в декрете №3 (неуплата или неполная уплата сбора). В Процессуально-исполнительном кодексе в основном будут дополнительно урегулированы вопросы отбывания административного ареста с обязательным привлечением к общественно полезным работам, дополнены обязанности административно арестованных.

Нужно ли будет уплачивать сбор на финансирование госрасходов гражданину, который официально трудоустроен, однако получает невысокую заработную плату и сумма подоходного налога не превышает Br3,6 млн? Не попадут ли под действия декрета работники предприятий, которые работают неполную рабочую неделю?

Михаил Рассолько:
Согласно пункту 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183 календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года.

Будут ли включаться в списки невыездных неплательщики сбора для тунеядцев?

Алексей Бегун:
Да, будут. Такой механизм предусмотрен ст. 7 закона "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", которой определено, что право гражданина Беларуси на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.

Сколько, по оценке, постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства, могут стать плательщиками сбора в размере 20 базовых величин? С подачи какого госоргана они попадут в списки и каков механизм взыскания с них этих сумм?

Алексей Бегун:
В настоящее время в Республике Беларусь проживает более 165 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По предварительной оценке МВД, около 10 тыс. иностранцев могут стать плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.

МВД совместно с Фондом социальной защиты населения являются первичными источниками персональных данных граждан, которые будут обязаны возмещать государственные расходы. Механизм взыскания финансовых средств аналогичен установленному для граждан Беларуси.

Должен ли получатель пособия по уходу за инвалидом I группы платить сбор на финансирование госрасходов?

Валерий Ковальков:
Согласно п.п.5.17 пункта 5 декрета №3 период получения пособия по уходу за инвалидом I группы является периодом участия в финансировании государственных расходов. Таким образом, в период получения пособия вы не будете являться плательщиком сбора.

Как быть человеку, у которого нет денег на уплату сбора?

Валерий Ковальков:
Думаю, этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход (заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу). Если самостоятельно не получается, рекомендую обратиться в службу занятости по месту жительства.

Будут ли платить налог бомжи?

Алексей Бегун:
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета №3.

Попадут ли под действие декрета граждане, которые не работают потому, что осуществляют уход за тяжело больными родственниками? Какие документы им нужно предоставить? Как быть, если родственник, за которым осуществляется уход, не имеет статуса инвалида?

Валерий Ковальков:
В декрете заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста. Если родственник тяжело болен, возможно, есть смысл подумать над установлением группы инвалидности. Тем более что лицо, ухаживающее за инвалидом I группы, имеет право, при определенных обстоятельствах, на пособие по уходу.

Почему жители сельской местности фактически освобождены от уплаты налога при условии, что ведут домашнее хозяйство, а горожане - нет? Горожане также часто выращивают овощи и фрукты на своих дачах, некоторые продают их на рынках.

Валерий Ковальков:
Норма об освобождении от уплаты сбора лиц, проживающих в сельской местности или поселке городского типа и ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена пунктом 5.11 декрета №3. В определенной мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе и с определенными сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тыс. заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность.

Распространяется ли необходимость уплаты взносов на членов творческих союзов (журналистов, композиторов, писателей и т.д.), если они на протяжении длительного времени работают над созданием своих произведений? Речь идет о тех, чья трудовая книжка находится у них на руках.

Валерий Ковальков:
Подпунктом 5.9. пункта 5 декрета №3 к периоду участия в финансировании государственных расходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством.

Порядок уплаты членских взносов определяется уставом общественного объединения (союза). Как правило, устав принимается на съезде общественного объединения (союза) и обязателен для исполнения всеми его членами.

Автору вопроса необходимо обратиться к руководителю общественного объединения (союза) за разъяснениями и для ознакомления с уставом объединения. Данный аспект также отражен в ст. 21 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях".

Хотелось бы уточнить, какие дисциплинарные взыскания могут применяться к тем, кто отказывается от выполнения общественно полезных работ во время административного ареста?

Алексей Бегун:
Общественно полезная работа - это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы.

Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Вопросы, касающиеся порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будут установлены постановлением Совета Министров.

В настоящее время ст.18.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за невыполнение административно арестованными установленных для них обязанностей: выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер или содержание в одиночной камере.

Когда налоговики начнут рассылать извещения о необходимости уплатить сбор? Кому эти извещения будут приходить в первую очередь?

Валерий Ковальков:
В соответствии с декретом гражданин в случае неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В первый раз - до 1 октября 2016 года, соответственно сбор нужно будет заплатить в срок до 15 ноября.

Декрет предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10% , если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Гражданин РФ проживает в Беларуси (имеет вид на жительство в Беларуси). Но при этом работает в Москве на удаленной основе, его трудовая книжка - у работодателя в Москве. Платятся все обязательные отчисления, подоходный налог и т.д. согласно законам РФ. Как будет происходить учет его налогов и трудовой деятельности? Подпадает ли он под нормы декрета? Если нет, какие документы он должен предоставить в налоговые органы?

Михаил Рассолько:
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае его неучастия в Республике Беларусь в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет являться плательщиком сбора.

В соответствии с декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку). А 0,1 ставки тоже освобождают от налога?

Обновленный декрет № 3 заработает в полном объеме с 1 января 2019 года, сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко после совещания у президента 21 декабря.

По словам вице-премьера, обновленный декрет будет изложен в новой редакции, изменится и его название. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации - экономический и административно-управленческий» , - сказал Жарко.

Предусмотрено освободить граждан, подпадающих под действие декрета, от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа. Вместо этого они должны быдыт возмещать в полном объеме перечень услуг, который правительству еще предстоит определить.

«Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также правительство определит критерии отнесения к плательщикам» , - цитирует вице-премьера БЕЛТА .

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база, ее будет вести Министерство труда и социальной защиты» , - добавил он.

«Самый важный подход - это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям» , - подчеркнул Жарко.

Он напомнил, что в Беларуси сейчас создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости.

В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса.

Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, отметил Жарко, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет» , будут включаться экономические рычаги.

Чиновник также отметил, что работа в рамках новой редакции декрета предусматривает максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа станут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов.

Комиссии возглавят председатели районных советов депутатов, в их состав войдут представители местных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, комиссия должна будет изучить все обстоятельства индивидуально, предложить трудоустройство либо исключить плательщиков из перечня при наличии веских оснований.

Комиссии будут работать на постоянной основе, периодически пересматривая перечень плательщиков. При установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

Если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти, подчеркнул Жарко.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязывал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф либо административный арест.

Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления.

Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым уличным протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В начале июля Лукашенко распорядился начать возврат сбора, уплаченного по декрету, но деньги возвращают только тем, кто смог трудоустроиться. На совещании 3 августа он подчеркнул, что «никакой отмены декрета № 3 быть не может» - речь идет о новой редакции этого документа.

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама