THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Белорусский лидер Александр Лукашенко подписал декрет «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому лица, не участвующие в финансировании госрасходов более полугода, будут обязаны платить сбор в размере 3,6 млн белорусских рублей (около 14 тыс. российских рублей). Как следует из пояснительной записки, соответствующий налог введен для стимулирования граждан к трудовой деятельности. Платить его будут обязаны не только граждане Белоруссии, но и иностранцы, постоянно проживающие в республике.

От уплаты сбора освобождаются немногие: инвалиды, независимо от причины и группы, недееспособные граждане, лица моложе 18 лет, женщины 55 лет и старше, мужчины, которым исполнилось 60 лет. В то же время лица, воспитывающие ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, трех и более несовершеннолетних детей, платить будут.

Те, кто не работает и не желает оплачивать свое безделье, будут наказаны по всей строгости закона: они или оплатят штраф, или будут заключены под арест.

«Административно арестованные, привлеченные к административной ответственности за совершение административных правонарушений, в период отбывания ареста обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ. Перечень и виды общественно полезных работ для таких лиц утверждаются решением местных исполнительных и распорядительных органов»,

— говорится на официальной странице белорусского президента.

Отметим, что Лукашенко несколько затянул с принятием декрета — ранее президент страны заявлял, что он должен вступить в силу до 1 января текущего года. Об этом глава государства говорил еще в октябре 2014 года, комментируя предложение главы МВД Игоря Шуневича.

«Хотите вернуть понятие «тунеядство» — возвращайте. Это будет понятнее для народа. Не надо ничего доброго, что было в советские времена сделано, отбрасывать, в том числе и терминологию, — убежден президент Белоруссии. — Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать. До 1 января принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать».

По данным на 1 марта, официальный уровень безработицы в Белоруссии зафиксирован на уровне 0,8% к экономически активному населению.

При советской власти бороться с тунеядством начали сразу после Октябрьской революции. Большевистский лидер Владимир Ленин в конце 1917 года писал о необходимости применения суровых мер по отношению к неработающим лицам.

«В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы. В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом — расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве. В пятом — придумают комбинации разных средств и путем, например, условного освобождения добьются быстрого исправления», — говорил Ленин в своем труде «Как организовать соревнование».

Из известных людей за тунеядство в СССР был осужден поэт Иосиф Бродский. 13 марта 1964 года его приговорили к максимально возможному наказанию — пяти годам принудительного труда в отдаленной местности. Он был этапирован под конвоем вместе с уголовными заключенными в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская. Примечательно, что сам Бродский в интервью называл это время самым счастливым в своей жизни.

Материал к единому дню информирования по теме:

«Об актуальных вопросах реализации Декрета № 3

«О предупреждении социального иждивенчества».

(Материал в помощь докладчикам)


Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко 9 марта провел совещание об актуальных вопросах развития страны.

Глава государства ответил на самые острые вопросы, которые сегодня волнуют общество, в том числе о реализации декрета № 3, повышении средней заработной платы до $500 в эквиваленте, трудоустройстве безработных, белорусско-российских отношениях.

Одной из центральных тем на совещании об актуальных вопросах развития страны стало исполнение Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Александр Григорьевич Лукашенко ответил на все звучащие в обществе вопросы и дал четко понять, для чего принимался этот декрет и какова его дальнейшая судьба. Документ, подчеркнул Глава государства, отменять не будут, но подкорректируют, а также более принципиально и тщательно подойдут к формированию списка плательщиков.

Цель Декрета - заставить работать тех , кто должен и может .

Александр Григорьевич Лукашенко подчеркнул, что этот документ, прежде всего, несет в себе идеологический и моральный аспект . Он не является экономическим и финансовым. «Никаких там больших денег государство не получит. Целью этого Декрета является одно - заставить работать тех, кто должен и кто может. Это главное», - подчеркнул Президент Республики Беларусь. «А уже потом, если ты можешь, но не хочешь работать или где-то работаешь (имеется в виду неофициальная занятость), ты найди возможность заплатить мизер за то , чем ты пользуешься бесплатно за счет бюджета», - сказал Глава государства.

Кто может, но не должен работать , например, пенсионеры, - к ним претензий никто не предъявляет , добавил Александр Григорьевич Лукашенко. Равно как не заставляют работать и тех, кто не может этого делать по объективным причинам: люди с ограниченными возможностями, многодетные матери.

«Наоборот, мы будем их поддерживать, как поддерживаем многих стариков и пенсионеров. Это тоже за счет бюджета. То есть все мы, работающие, платим в бюджет. А он формируется из взносов людей и предприятий. Но в этот же бюджет кто-то вносит взносы , а кто-то должен - и не вносит. А благами то пользуется», - констатировал белорусский лидер.

Перечень отраслей и направлений, которые финансируются государством за счет бюджетных средств, можно продолжать. В их числе здравоохранение, образование, безопасность, оборона, коммунальные услуги.

Александр Григорьевич Лукашенко привел пример из публикаций в СМИ: «Кто-то кричал на всю площадь или в кабинете: а я плиточником работаю в России, там деньги зарабатываю!». «А разве Декрет кому-то запрещает работать в России или вообще за границей? - задал риторический вопрос Президент. - Наоборот, мы приветствуем. Мы понимаем, что плохих плиточников в Москве приветствовать не будут. Там хорошие специалисты работают. И слава богу, что работают. Я всегда этим горжусь. , твои дети ходят бесплатно в школу, мы лечим их. Коммунальные услуги и прочее… И ты, отработав, сюда приезжаешь». «Если уж ты не можешь вносить налог в 13%, который платят все люди, иди, заплати этот несчастный сбор. Разве в этом дело?» - сказал Лукашенко.


Есть другой вариант

«Мы можем очень четко определить список этих людей, которые должны участвовать в содержании государственных мероприятий. Мы не будем их заставлять платить этот сбор, а позволим им заплатить за все услуги в государстве по полной стоимости», - сказал Президент Республики Беларусь. «Вот тогда посмотрим. Это же уже будет абсолютно справедливо. Выбирай, где работать, зарабатывай деньги. Но коль ты не содержишь собственное государство, не участвуешь в этих мероприятиях, иди, плати. Это один из вариантов. Я специально об этом говорю , чтобы подчеркнуть суть и концепцию этого Декрета», - заявил глава государства.


О плюсах и минусе

По словам Александра Лукашенко, принятие Декрета встряхнуло все общество, этот документ показал, кто есть кто. Люди начали трудоустраиваться, искать работу. Количество обращений в службу занятости резко возросло. «То есть люди поняли, что надо зарегистрироваться и искать работу, - констатировал белорусский лидер. - Резко замедлилась текучесть кадров на предприятиях и в организациях. Люди начали, наконец, ценить свое рабочее место. Мы это заметили».

По сути, была проведена своего рода перепись населения. Создается реальная информационная база - списки занятости населения.

Честных людей, подчеркнул белорусский лидер, не надо было трогать вообще. «Мы не должны обижать людей , особенно в это время. И те, кто сегодня по 200-500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не те тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения», - сказал Александр Григорьевич.


Поручения и решения:

Определить списки

Лукашенко поручил к 1 апреля 2017 года определить списки тех, кто должен вносить платежи на основании декрета №3. «Списки должны быть выверены. Привлечь надо всех (к составлению списков) - депутатов местных Советов, милицию, участковых, спецслужбы - всех привлечь, но составить эти списки. Они должны быть у каждого председателя гор- и райисполкома, глав администраций в областных центрах и городе Минске», - заявил глава государства.

Администрации Президента вместе с правительством поручено организовать контроль за исполнением этого решения. «И не дай бог , вы обидите хоть одного человека», - предупредил Александр Григорьевич.
Дошлифовать к 1 октября

Если сами списки плательщиков местные власти должны сформировать уже к концу первого квартала текущего года, то на дошлифовку этой базы у чиновников будет еще полгода. «Второй этап - 1 октября этого года. Все списки должны быть идеальными. Если у кого-то есть претензии, вы должны с ними там, на местах, в течение лета встретиться, договориться, трудоустроить на работу…», - поручил Президент.


В течение года не взыскивать сбор

Президент озвучил следующее решение: в течение 2017 года не взыскивать по декрету № 3 сбор с тех, кто будет внесен в соответствующие списки. «Кто оплатил в 2016 году, пойдет в зачет 2017 года, если он не будет работать. Если он поступит на работу, мы из бюджета по его требованию вернем эти деньги», - распорядился Глава государства.

«Но в первом квартале мы имеем списки у каждого главы администрации города и района. И тот, кто не будет работать , ровно через год должен будет внести этот платеж», - сказал Лукашенко.

При этом он констатировал, что в Беларуси есть и те, кто ведет асоциальный образ жизни. «Я прекрасно понимаю, что они не бросятся работать. Они никогда не работали и работать не собираются. Вот таких мы должны заставить», - сказал Глава государства.


Оплата по частям

«Им (плательщикам) надо сказать заранее об этом, чтобы они по 10-15 рублей вносили, а не сразу 200 или 300», - отметил Александр Лукашенко.

По его словам, всплеск в обществе произошел даже не потому, что людям пришли соответствующие письма о необходимости уплаты сбора. «Это не главная причина, - уверен Президент. - Люди, прочитав это письмо , увидели, что им надо за прошлый год сразу уплатить 300-400 рублей. И все к этому оказались не готовы, или стало жалко платить эти деньги. Это понятно, такая человеческая реакция. Поэтому люди должны в течение года знать, что им придется платить. Или устроиться на работу и как всем работать».
Все собранные средства - детям

«Все платежи, чтобы нас не упрекали, должны остаться в местных бюджетах. Не в областных, а в районных. И эти деньги исключительно до копейки должны быть направлены на содержание детей. Только детям!» - подчеркнул Президент.

«И самое главное - каждый глава района на сессии районных и городских советов должен отчитаться до копейки, на какие цели он потратил эти деньги. Или это детский сад, или детский дом, или кому-то помогли, купили что-то , накормили, напоили и так далее. Исключительно на детей. И не дай бог, хоть одна копейка пойдет на другие цели - ремонт дорог, квартир…», - добавил Глава государства.
Исполнение Декрета переносится на места

По словам Лукашенко, самое главное, что исполнение Декрета №3 - идеологического и морального документа - переносится на места. «Контроль - за губернаторами, исполнение - за председателями гор- и райисполкомов, главами администраций в городах. То есть самый нижний уровень вертикали. Это не значит, что верхние эшелоны власти не будут заниматься этим вопросом», - сказал Президент.

В увязке с реализацией норм Декрета он поручил к 1 мая решить вопрос трудоустройства всех безработных , а также напомнил о необходимости неукоснительного исполнения ранее данных поручений по доведению в течение года средней зарплаты до уровня в $500 и поддержанию жесткой исполнительской дисциплины.

Люди хотят разговаривать с теми, кто принимает решения

Президент требует, чтобы с людьми, попавшими в трудную ситуацию, которые предъявляют определенные претензии и требования, хотят что-то высказать, встречались руководители вертикали власти. Это председатели сельского совета, горисполкома, райисполкома, главы администраций в городах , губернаторы. «Наверху - члены правительства, руководители всех структур и подразделений. Люди хотят видеть и разговаривать с теми, кто принимает решения», - подчеркнул белорусский лидер.

«Самое главное - подключить к этой работе депутатский корпус всех уровней. Пусть они на месте решают, как и с кем разговаривать. Если в декрете записано, что человек, попавший в сложную жизненную ситуацию, освобождается от платежей по этому направлению, вот пусть депутаты и примут это решение вместе с председателем райисполкома», - добавил Александр Григорьевич Лукашенко.
Подкорректировать, но не отменять

Родили ребенка;

Являлись военнослужащими, проходили альтернативную службу;

Были приняты на психоневрологический диспансерный учет;

Осуществляли уход за инвалидом I (II) группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;

Достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют трудовой стаж, дающий право на получение пенсии.

Гражданин будет признаваться участвующим в финансировании государственных расходов в период :

В течение которого выращивал продукцию растениеводства, производил продукцию животноводства на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном ему (членам его семьи) для строительства и (или) обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства , огородничества, садоводства, народных промыслов, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в виде служебного земельного надела. Факт и период осуществления названной деятельности подтверждается местным исполнительным и распорядительным органом;

Воспитания матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей (отменено условие, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет должен получать дошкольное образование);

Ухода за членом семьи, нуждающимся в постоянном уходе на основании заключения медицинских комиссий.

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

Обновленный декрет № 3 заработает в полном объеме с 1 января 2019 года, сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко после совещания у президента 21 декабря.

По словам вице-премьера, обновленный декрет будет изложен в новой редакции, изменится и его название. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации - экономический и административно-управленческий» , - сказал Жарко.

Предусмотрено освободить граждан, подпадающих под действие декрета, от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа. Вместо этого они должны быдыт возмещать в полном объеме перечень услуг, который правительству еще предстоит определить.

«Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также правительство определит критерии отнесения к плательщикам» , - цитирует вице-премьера БЕЛТА .

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база, ее будет вести Министерство труда и социальной защиты» , - добавил он.

«Самый важный подход - это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям» , - подчеркнул Жарко.

Он напомнил, что в Беларуси сейчас создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости.

В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса.

Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, отметил Жарко, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет» , будут включаться экономические рычаги.

Чиновник также отметил, что работа в рамках новой редакции декрета предусматривает максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа станут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов.

Комиссии возглавят председатели районных советов депутатов, в их состав войдут представители местных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, комиссия должна будет изучить все обстоятельства индивидуально, предложить трудоустройство либо исключить плательщиков из перечня при наличии веских оснований.

Комиссии будут работать на постоянной основе, периодически пересматривая перечень плательщиков. При установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

Если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти, подчеркнул Жарко.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязывал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф либо административный арест.

Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления.

Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым уличным протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В начале июля Лукашенко распорядился начать возврат сбора, уплаченного по декрету, но деньги возвращают только тем, кто смог трудоустроиться. На совещании 3 августа он подчеркнул, что «никакой отмены декрета № 3 быть не может» - речь идет о новой редакции этого документа.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама