THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Пример 3. Комитент-»упрощенец» реализует свой товар через комиссионера, применяющего обычную систему налогообложения. Комиссионер стоимость товара увеличивает на сумму НДС и выписывает счет-фактуру покупателям. Сумма НДС комитентом в бюджет не перечисляется

Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии сторона (комиссионер) обязуется по поучению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом вещи, поступившие от комитента, являются собственностью комитента (ст. 996 ГК РФ). То есть, когда комиссионер продает от собственного имени товар комитента, происходит реализация товара комитентом.

Поэтому, если комитент не является плательщиком НДС, комиссионер, выполняющий действия по реализации товара, дожжен реализовать товар без НДС. То, что комиссионер применяет обычную систему налогообложения и является налогоплательщиком НДС, значения не имеет.

В соответствии с письмом МНС России от 21 мая 201 года №ВГ-6-03/404 в случае, если комиссионер (агент), выступающий от своего имени, реализует товары (работы, услуги) комитента, посредник выставляет счет-фактуру в двух экземплярах от своего имени. Один экземпляр он передает покупателю, а второй оставляет у себя. В книге продаж посредника такой счет-фактура не регистрируется.

Показатели счета-фактуры, который выставил посредник покупателю, отражаются в счете-фактуре, выставляемом комитентом (принципалом) посреднику. Он должен быть зарегистрирован в книге в книге продаж у комитента (принципала) (п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 декабря 2000 года №914 (в редакции постановления Правительства РФ от 16 февраля 2004 года №84)).

В п.5 ст. 173 НК РФ оговорено, что если комитент, получивший от комиссионера денежные средства в виде стоимости товара с НДС, обязан перечислить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость, несмотря на то, что налогоплательщиком НДС не является. Таким образом, если юридические лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставляют покупателям счета-фактуры с выделением суммы налога, то они обязаны уплатить налог в бюджет.

Вопрос: Организация-комиссионер применяет УСН. Вправе ли комиссионер выставлять счета-фактуры покупателям (в том числе физическим лицам) на полную стоимость (с выделением НДС) проданных товаров, принадлежащих комитенту? Комитент находится на общем режиме налогообложения. Повлечет ли это обязанность комиссионера уплатить выделенную сумму НДС в бюджет?

Ответ:

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 апреля 2010 г. N 03-11-11/123

Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

Пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что комитенты, реализующие товары (работы, услуги) по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров (работ, услуг) от имени комиссионера, регистрируют в книге продаж выданные комиссионеру счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю.

Таким образом, при реализации комиссионером товаров (работ, услуг) по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров (работ, услуг) от имени комиссионера, счета-фактуры покупателю этих товаров (работ, услуг) выставляет комиссионер, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения. При этом данный порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым комитентом.

Что касается оформления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам, то согласно п. 7 ст. 168 Кодекса при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. п. 3 и 4 ст. 168 Кодекса, по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющие упрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие, находящееся на общем режиме налогообложения, а другой - «упрощенец», то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением. Попробуем их разрешить.

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительного вознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачивается после исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи 991 ГК РФ.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001 ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионером и комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядок распределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если у комитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Если комиссионер - «упрощенец»…

В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системы налогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги, если комиссионер - «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения? Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы? Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлять счета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той же статьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца» доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера является только комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы, так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образом аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посреднические услуги.

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения , комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе «Доходы - всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионер выделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующей графе.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этой же статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результате исполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающих доходы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента - на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца» расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур, не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписывать счета-фактуры ему приходится. И вот почему.

Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий от своего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры посредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируя его в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость .

Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаются в счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует в своей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость .

В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетный счет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтому в посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представления комиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднее установленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственности за несвоевременную уплату НДС.

Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнего для вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленный на его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера, комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, в котором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. При этом счета-фактуры - ни выставленный комиссионером, ни полученный им - в книге покупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно, счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

Если комитент - «упрощенец»…

Если организация, применяющая УСН, по условиям договора комиссии является комитентом, у нее возникает еще больше проблем, чем у «упрощенца»-комиссионера. При этом основные трудности связаны с особенностями признания доходов и расходов при УСН.

Порядок определения налоговой базы

Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у него появляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том, что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как день поступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу (комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можно сделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступивших на расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждается также пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика. А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющий УСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетного счета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателей всю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение. В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателя на расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионера сумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер, участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамках договора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляются сложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведь статья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых при упрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплата услуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении, выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случае вознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16 к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы. Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальных ценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаях комиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживает свое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случае сумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена уже за минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившей на расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способ расчета.

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделать это можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг) включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо от того, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признать в составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составе расходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам, придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

Налог на добавленную стоимость

Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет. Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец» таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализации товаров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент, а он освобожден от уплаты НДС.

Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимо заплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии, который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту, то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечислены деньги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налог не уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, что комитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье 122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пени по статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджет в случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученного от покупателя, не удастся.

Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупает товары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуру на эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередь принять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этого налога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Комиссионер и ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в Налоговом кодексе. В частности, в розничной торговле. Поэтому на практике возник спор: как расценивать торговлю по договору комиссии в случае, если она осуществляется в розницу? Как отдельный вид деятельности - посреднические услуги или как розничную торговлю товарами?

Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услуги не относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененный доход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку», если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВД является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товарами налогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД является форма расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочия по реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер. Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализует не только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придется отстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нет единого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принимались решения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлю комиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающие их уплачивать ЕНВД.

Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Подробнее о порядке документооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеров журнала. - Примеч. ред.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос: О применении НДС комиссионером, применяющим УСН, при реализации от своего имени товаров комитента.

Ответ:

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость комиссионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, реализующим от своего имени товары комитента, применяющего общую систему налогообложения, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Порядок составления счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими товары (работы, услуги), имущественные права комитента, применяющего общую систему налогообложения, от своего имени установлен Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила).

Согласно данному порядку указанные комиссионеры (агенты) составляют покупателю счета-фактуры по реализуемым товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур, полученных от комитента. Исключений в отношении комиссионеров (агентов), применяющих упрощенную систему налогообложения, указанными Правилами не установлено.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в том числе не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. При этом обязанности по ведению книги покупок, книги продаж, представлению декларации по налогу на добавленную стоимость, а также уплате налога на добавленную стоимость, выделенного комиссионером в счетах-фактурах, составляемых при реализации товара, у комиссионера не возникает.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Несмотря на то что уже почти год действуют новые правила ведения документации по НДС для посреднических операций, поток писем от читателей с вопросами по данной тематике не уменьшается. Чтобы снять все вопросы, мы пошагово распишем, какие документы по НДС и в каком порядке заполняют стороны посреднического договора при осуществлении операций по реализации товаров в различных ситуациях.

Прежде чем переходить к рассмотрению конкретных ситуаций, условимся о следующем:

1) наиболее распространенными видами посреднических договоров при реализации товаров (работ, услуг) являются договор комиссии и агентский договор, по условиям которого агент ведет посредническую деятельность от своего имени. Так как к такому агентскому договору применяются правила договора комиссии (ст. 1011 ГК РФ), мы будем описывать документооборот по НДС комитента и комиссионера. По агентскому договору, в котором агент выступает от своего имени, документооборот будет аналогичным;

2) поскольку лица, применяющие ЕСХН, ЕНВД и УСН, плательщиками НДС не являются, при рассмотрении ситуаций, когда одна из сторон договора комиссии находится на специальном режиме налогообложения, мы будем говорить только о лицах, применяющих УСН. Все сказанное в отношении них применимо и к плательщикам ЕНВД или ЕСХН.

Комитент и комиссионер применяют ОСН

Рассмотрим, какие документы по НДС составляют комитент и комиссионер, если они оба являются плательщиками НДС.

Счета-фактуры

Счет-фактура выписывается при реализации товаров, а также при получении авансов в счет предстоящих поставок товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ). Реализацией товаров считается переход права собственности на них (п. 1 ст. 39 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 996 НК РФ при передаче товаров комиссионеру право собственности на них сохраняется за комитентом. Таким образом, поскольку реализации не происходит, при передаче товаров комиссионеру счет-фактура комитентом не составляется.

При реализации товаров комитента комиссионер выставляет покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 169 НК РФ). Согласно п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее - Правила заполнения счета-фактуры), в нем указывается:

    номер согласно собственной нумерации счетов-фактур комиссионера и дата, соответствующая дню выписки счета-фактуры комиссионером;

    по строке 2 «Продавец» - полное или сокращенное наименование комиссионера (письмо Минфина России от 29.04.2013 № 03-07-09/15077);

    по строке 2б «ИНН/КПП продавца» - ИНН/КПП комиссионера.

Все остальные графы и строки счета-фактуры заполняются комиссионером в обычном порядке, как при реализации собственных товаров.

Поскольку товар - собственность комитента, при его реализации комиссионером право собственности на товар к покупателю переходит от комитента. В пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 арбитры указали, что НК РФ не установлены специальные правила в отношении момента определения базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с привлечением посредников. Поэтому комитент должен определять ее по правилам ст. 167 НК РФ (в день отгрузки товаров), обеспечивая в этих целях своевременное получение от комиссионера документально подтвержденных данных об отгрузке. Следовательно, комитент на основании п. 3 ст. 168 НК РФ обязан выписать счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки комиссионером товара покупателю. В связи с этим в договоре комиссии нужно обязательно прописать обязанность комиссионера сообщать об осуществленных отгрузках комитенту и срок, в который он должен это сделать.

В счете-фактуре, выписанном на основании данных комиссионера, комитент указывает:

    номер согласно собственной нумерации счетов-фактур комитента и дату, соответствующую дню выписки счета-фактуры комиссионером покупателю товаров;

    по строке 2 «Продавец» - полное или сокращенное наименование комитента;

    по строке 2б «ИНН/КПП продавца» - ИНН/КПП комитента.

Остальные графы и строки счета-фактуры заполняются комитентом в обычном порядке. Выписанный счет-фактуру комитент передает комиссионеру.

Отметим, что Правила заполнения счета-фактуры разрешают комитенту выписать один сводный счет-фактуру на все отгрузки, совершенные комиссионером в один день. В этом случае комитент указывает в нем:

    по строке 4 «Грузополучатель и его адрес» - полные или сокращенные наименования грузополучателей и их почтовые адреса (через точку с запятой);

    по строке 6 «Покупатель» - полные или сокращенные наименования покупателей (через точку с запятой);

    по строке 6а «Адрес» - места нахождения покупателей (через точку с запятой);

    по строке 6б «ИНН/КПП покупателя - ИНН/КПП покупателей (через точку с запятой);

    по графе 1 - наименования товаров, поставленных конкретному покупателю отдельными позициями;

    по графам 2-11 - соответствующие данные из счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателям, по каждому покупателю отдельными позициями.

Помимо счетов-фактур на реализацию товаров комиссионер выписывает в адрес комитента счет-фактуру на свое вознаграждение по договору комиссии.

Книга продаж

Счет-фактура, который комиссионер выписал покупателям при реализации товаров комитента, не регистрируется в книге продаж комиссионера (п. 20 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее - Правила ведения книги продаж)). Регистрации в ней подлежит только счет-фактура на сумму вознаграждения комиссионера (п. 3 Правил ведения книги продаж).

Комитент выписанный на основании данных комиссионера счет-фактуру записывает в свою книгу продаж. При этом в графах 9 и 10 «Сведения о посреднике (комиссионере, агенте)» он указывает наименование комиссионера и его ИНН (подп. «м», «н» п. 7 Правил ведения книги продаж).

С 1 января 2015 г. плательщики НДС журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не ведут (п. 3, 3.1 ст. 169 НК РФ). Исключение - посредники, которые при осуществлении посреднической деятельности выставляют и (или) получают счета-фактуры. Такие посредники (независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет) обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Исходя из этого, комитент журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не ведет.

Комиссионер в рамках посреднической деятельности выставляет счета-фактуры. Поэтому он должен вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Полученный от комитента счет-фактуру комиссионер регистрирует во второй части журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (подп. «а» п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее - Правила ведения журнала учета)). А в первой его части он регистрирует счет-фактуру, который он выписал в адрес покупателя при реализации товаров комитента (подп. «а» п. 7 Правил ведения журнала учета). При этом в графе 10 он указывает наименование комитента, в графе 11 - ИНН/КПП комитента, а в графе 12 - номер и дату счета-фактуры комитента, составленного им на основании данных комиссионера об отгрузке товаров.

Обратите внимание: счет-фактура, выписываемый комиссионером на сумму своего вознаграждения, в журнале учета не регистрируется (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Комитент применяет УСН, комиссионер - ОСН

В данном случае никаких счетов-фактур при реализации товаров в рамках договора комиссии ни комитент, ни комиссионер не составляют. Комиссионер выставляет только счет-фактуру в адрес комитента на сумму своего вознаграждения по договору комиссии.

Счета-фактуры

Как мы уже указывали выше, при реализации комиссионером товаров комитента право собственности на них переходит к покупателю от комитента. В рассматриваемой ситуации комитент плательщиком НДС не является (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, комиссионер по операциям реализации товаров такого комитента НДС не исчисляет. Минфин России с этим согласен (письма от 01.04.2013 № 03-07-14/10455 , от 22.07.2010 № 03-07-11/303).

Из положений п. 3 ст. 168 и п. 1 ст. 169 НК РФ следует, что счет-фактура выставляется в адрес покупателя при реализации товаров (работ, услуг), служит для предъявления исчисленного налогоплательщиком (комиссионером) НДС покупателю и является основанием для принятия покупателем этого НДС к вычету. Так как в нашей ситуации ни комитент, ни комиссионер по операциям реализации товаров (работ, услуг) в рамках договора комиссии НДС не начисляют, получается что комиссионер - плательщик НДС по таким операциям счета-фактуры в адрес покупателей не выставляет. Минфин России подтверждает правомерность такой позиции. В письме от 22.01.2015 № 03-07-11/1698 он рассмотрел ситуацию, когда агент - плательщик НДС, действующий от своего имени, реализует товары принципала, применяющего УСН. Финансисты указали, что агент - плательщик НДС обязан выставить счет-фактуру только на сумму своего вознаграждения. А поскольку к агентскому договору применяются правила договора комиссии, сказанное Минфином справедливо и в отношении комиссионера - плательщика НДС.

Итак, ни комитент, ни комиссионер в рассматриваемой ситуации никаких счетов-фактур при реализации товаров по договору комиссии не составляют. Весь документооборот по НДС между ними сводится к выставлению комиссионером счета-фактуры в адрес комитента на сумму своего вознаграждения по договору комиссии. Этот счет-фактуру комиссионер регистрирует в книге продаж (п. 20 Правил ведения книги продаж). У комитента, применяющего УСН, данный счет-фактура нигде не регистрируется.

Отметим, что между комиссионером - плательщиком НДС и комитентом, применяющим УСН, может быть заключено письменное соглашение о несоставлении счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Тогда комиссионеру не нужно будет составлять и выставлять счет-фактуру на свое вознаграждение. И никакого документооборота по НДС вообще не будет. В этом случае комиссионер зарегистрирует в книге продаж первичный учетный документ, подтверждающий совершение факта хозяйственной жизни (письмо ФНС России от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1066). Таким документом может быть бухгалтерская справка, содержащая расчет вознаграждения комиссионера.

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Как мы уже сказали, счет-фактура, выписываемый комиссионером на сумму своего вознаграждения, в журнале учета не регистрируется (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). В письме от 22.01.2015 № 03-07-11/1698 Минфин России это подтвердил.

А в письме от 02.04.2015 № 03-07-14/18223 финансисты указали, что если при реализации комиссионного товара счета-фактуры не выставляются, при осуществлении таких операций журнал учета не ведется.

Итак, поскольку комиссионер - плательщик НДС при реализации товаров комитента, применяющего УСН, счета-фактуры покупателям не выставляет, он журнал учета не ведет.

Комитент применяет ОСН, комиссионер - УСН

При осуществлении операций по реализации товаров комитент и комиссионер составляют и выставляют счета-фактуры в том же порядке, что и в ситуации, когда оба они являются плательщиками НДС. Комиссионер ведет журнал учета и ежеквартально представляет его в электронном виде в налоговую инспекцию.

Счета-фактуры

Поскольку комитент - плательщик НДС, реализация его товаров комиссионером облагается данным налогом. А значит, комиссионер должен выписать счет-фактуру, даже если он применяет УСН. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (письма от 25.06.2014 № 03-07-РЗ/30534, от 01.07.2013 № 03-07-14/25028). Комиссионер заполняет этот счет-фактуру в порядке, предусмотренном п. 1 Правил заполнения счетов-фактур. Его данные комиссионер передает комитенту, который на их основании оформляет свой счет-фактуру на реализацию товаров.

Таким образом, документооборот по НДС в части счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров по договору комиссии, в рассматриваемой ситуации аналогичен документообороту комитента и комиссионера, являющихся плательщиками НДС.

Так как комиссионер плательщиком НДС не является, счет-фактуру на свое вознаграждение по договору комиссии он не составляет.

Книга продаж

Согласно п. 20 Правил ведения книги продаж в ней не регистрируются счета-фактуры, выписанные комиссионером при реализации товаров комитента. Следовательно, комиссионер, применяющий УСН, книгу продаж при осуществлении посреднической деятельности не ведет.

Комитент выписанный на основании данных комиссионера счет-фактуру регистрирует в своей книге продаж. В графе 9 он указывает наименование комиссионера, а в графе 10 - его ИНН (подп. «м», «н» п. 7 Правил ведения книги продаж).

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Поскольку при осуществлении посреднической деятельности комиссионер, применяющий УСН, выставляет счета-фактуры, он должен вести журнал учета (п. 3.1 ст. 169 НК РФ) в том же порядке, как и комиссионер - плательщик НДС.

Отметим, что согласно п. 5.2 ст. 174 НК РФ лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В письме ФНС России от 08.04.2015 № ГД-4-3/5880@ «О порядке представления декларации по НДС, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за I квартал 2015 года» сказано, что направление вышеуказанными лицами журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур осуществляется в рамках документооборота по представлению отдельных документов в налоговые органы (12 ДО), утвержденного приказом ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@, с применением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

Комитент журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не ведет.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама