THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на двух уровнях: в масштабах страны и на каждом предприятии. Величина и структура источников формирования финансовых ресурсов в масштабах страны определяют возможности расширенного воспроизводства народного хозяйства, повышения уровня членов общества, роста доходов бюджета государства. Размер финансовых ресурсов, формируемых на уровне предприятия, определяет возможности осуществления необходимых капитальных вложений, увеличения оборотных средств, выполнения всех финансовых обязательств, обеспечение потребностей социального характера.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств -- основных и оборотных -- которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:

  • -- выручка от реализации выбывшего имущества,
  • -- устойчивые пассивы,
  • -- различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.),
  • -- мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Разворачивающиеся повсеместно процессы приватизации государственной собственности приводят к тому, что появляется, и будет играть важную роль, еще один источник финансовых ресурсов -- паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получались на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий, естественно, потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два важнейших изменения в области финансовых взаимосвязей предприятий с другими структурами: во-первых, развитие страховых операций, и, во-вторых, существенное сокращение сферы безвозмездно получаемых ассигнований. В этой связи при переходе на рыночные основы хозяйствования в составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль постепенно будут играть выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний, и все меньшую -- бюджетные и отраслевые финансовые источники. Предприятия смогут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят (лишь в том случае, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов); от вышестоящих организаций -- при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления -- в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат. Зато в условиях функционирования рынка ценных бумаг появятся такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, а также прибыль от проведения финансовых операций.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

  • -- платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся; налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых ссуд, страховые платежи и т. д.;
  • -- инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т. д.;
  • -- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;
  • -- направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;
  • -- использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг. Однако подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее, уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

Планирование величины текущих потребностей финансов учитывает следующее:

  • - реальную величину потребностей предприятия в прошедшем периоде;
  • - изменение потребностей в предстоящем периоде, исходя из конъюнктуры рынка и задач предприятия;
  • - риск увеличения или уменьшения потребностей в финансовых ресурсах в предстоящем периоде.

Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что опосредуется денежными потоками по различным видам его деятельности.

  • 1. Текущая деятельность. Движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы, уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, расчетами с бюджетом и фондами социального назначения, получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов на цели, связанные с текущей деятельностью, уплатой процентов по указанным кредитам и займам, оплатой и получением неустоек, залогов.
  • 2. Инвестиционная деятельность. Движение денежных средств, связанных с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов и их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.
  • 3. Финансовая деятельность. Движение денежных средств, связанных с формированием и использованием уставного капитала, добавочного капитала, распределением и использованием прибыли, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями, продажей корпоративных ценных бумаг, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов, погашением дебиторской и кредиторской задолженности нетрадиционными способами (перемены лиц в обязательстве, новация, отступное), получение и использование целевого финансирования и поступлений, а также расчеты по операциям, связанным с договорами доверительного управления имуществом, простого товарищества (совместной деятельности).

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде трех денежных потоков, и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы, и его финансовую устойчивость.

«Отток» части денежного потока предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, означают безэквивалентное изъятие этих средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток - это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятий), аккумулированных в бюджете или во внебюджетных (централизованных) фондах, т.е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия «финансовый поток» - «финансовые средства». Это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и во внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование. (3, стр.14 - 17)

Часть выручки от реализации продукции должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. Они предназначены для приобретения нового необходимого имущества, но до его приобретения они находятся в обороте предприятия.

За счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которого регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политики государства. Может образовываться и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного распределения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции.

Процесс распределения сопровождается процессом перераспределения. При выплате заработной платы происходит удержание подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, перечисляются денежные средства во внебюджетные фонды.

В общую величину оплаченной выручки предприятия входит доход в форме прибыли. Общая величина прибыли не сразу участвует в денежном обороте, так как определенная ее часть перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму чистой прибыли, т.е. разницу между конечным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

Затем чистая прибыль может распределяться в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений. Оба эти фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политики предприятия.

За счет чистой прибыли может быть образован и резервный фонд. Он образуется в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами или учетной политикой предприятия.

В процессе перераспределения формируется ряд денежных источников, имеющих характер фондов:

  • - уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) - образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы.
  • - целевое финансирование и поступление из бюджета - в случаях, предусмотренных соответствующими законами.
  • - целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

В кругообороте средств предприятия могут участвовать денежные источники средств в виде эмиссионного дохода, безвозмездных поступлений, составляющих денежную часть добавочного капитала, и резервов предстоящих расходов и платежей.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, и в форме кредиторской задолженности. (3, стр.18 - 19)

Распределение как функция государственных финансов

Одной из функций государственных финансов, которые связаны с регулированием реального денежного оборота, является распределительная или перераспределительная функция. Она означает, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Это является условием интегрированного функционирования и сохранения целостности экономического пространства государства.

Реализация распределительной функции осуществляется на двух стадиях:

  • стадия распределения – формирование первичных финансовых ресурсов;
  • стадия перераспредления - формирование конечных финансовых ресурсов.

В зависимости от субъектов финансовых отношений распределительные процессы протекают не только на уровне государства и муниципалитетов, а также коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств. Каждый уровень отличается направлениями и объектами распределения.

Объекты реализации распределительной функции госфинансов:

  1. обязательные платежи в бюджет
  2. поступления во внебюджетные фонды;
  3. источники финансирования дефицита госбюджета.

Для сравнения распределительная функция финансов на микроуровне (предприятий) заключается в распределении выручки от реализации товаров/услуг в процессе кругооборота капитала. На первой стадии (формирование первичных ресурсов) выручка разделяется на косвенные налоги, оплату труда персонала, прибыль, амортизацию и оборотные средства. Это означает, что первичное распределение осуществляется на основе цен реализации. Именно цены и предопределяют пропорции первичного распределения финансовых ресурсов между участниками рыночных отношений, а также отраслями и территориями.

Замечание 1

Функционирование государственных финансов происходит на основе перераспределения финансовых средств через систему централизованных фондов. Эта функция позволяет обслуживать процессы воспроизводства в рамках самостоятельных независимых структур и в масштабах государства.

Методы распределения государственных финансов

Основными методами распределения государственных финансовых средств являются:

  • финансирование – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств;
  • кредитование - предоставление государственным организациям денежных средств на условиях возмездности и возвратности.

Кроме этого методами распределения и перераспределения являются расчеты и выплаты пенсий, пособий, страховых возмещений, выигрышей.

Рисунок 1. Методы распределения госфинансов. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Определение 1

Финансирование – это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного производственного процесса. Оно осуществляется для сохранения непрерывной и возобновляющей производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий.

Государственное финансирование направлено исключительно на целевые местные программы. Нужды и потребности государственных и муниципальных образований удовлетворяются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, которые мобилизуются под конкретные цели и задачи.

Выделяют два вида государственного финансирования:

Виды, размер и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются органами госвласти и муниципалитетами в рамках утверждения той или иной целевой программы.

Кредитование также обеспечивает финансовые потребности расширенного воспроизводства, только на условиях возмездности, возвратности и срочности. Государственные кредиты предоставляются частным организациям, но имеет место и кредитование бюджетных предприятий и учреждений.

Замечание 2

Федеральный бюджет может предоставлять бюджетам субъектам РФ кредиты на срок от одного года а предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете объеме. Такие виды кредитов не относятся к государственным трансфертам, но имеют опредленное значение в межбюджетных отношениях.

Обязательное требование для предоставления бюджетного кредита – это проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может. Если будущий получатель имеет ранее непогашенную задолженность перед федеральным бюджетом, то это причина отказа в предоставлении заемных средств.

Государственные финансы используются посредством проведения расчетных операций. Они осуществляются в наличной и безналичной формах.

Дотации как метод распределения госфинансов

На условиях безвозратности государственные финансовые средства перераспредеяются в форме: дотаций; нормативных дотаций (трансфертов); субвенций; субсидий; компенсаций.

Определение 2

Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бесплатно и на условиях безвозвратности. Условия и направления их использования могут быть любы

Дотация – это выделяемые государственным или местным бюджетом денежные средства для оказания помощи убыточным предприятиям, у которых получаемая прибыль меньше расходов на производство и реализацию продукции.

Предоставление дотаций коммерческим и муниципальным предприятия дает им возможность избежать банкротства, атакже не допускать роста цен на рынке, поскольку часть цены на товары или услуги как раз и оплачивается посредством бюджетных средств.

Недостатком для государства такой политики распределения финансовых средств является возможность появления дефицита бюджета. Предприятия могут переложить заложить свои расходы в цены, за счет чего они повышаются и компания может потерять покупателей. Государство в свою очередь вправе выпустить денежную массу, но это приводит к росту инфляции в стране. В этой связи дотации, хотя и имеют ряд минусов, они имеют успех в странах с административным типом экономики. Государство устанавливает жесткие требования самоокупаемости и самофинансирования.

Эффективность управления финансовыми ресурсами предприятия определяется не только результатами их формирования, но и характером распределения по основным сферам его хозяйственной деятельности.

Распределение финансовых ресурсов предпставляет собой процесс формирования основных направлений и пропорций их предстоящего использования в различных сферах хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с целями и задачами его развития.

Характер распределения финансовых ресурсов определяет многие существенные аспекты предстоящей хозяйственной деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения финансовых ресурсов предприятия с их формированием в предстоящем периоде, т.к. исуочники их формирования в большинстве случаев носят строго целевой характер. Высокая роль характера распределения финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:
1. Распределение финансовых ресурсов непосредственно реализует главную цель финансового менеджмента в целом - максимизацию благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного ими капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей.
2. Распределение финансовых ресурсов является основным финансовым инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия, В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала предприятия в процессе капитализации части его чистой прибыли и дополнительно привлеченных собственных финансовых ресурсов из внешних источников, а косвенно оно обеспечивается оптимизацией основных пропорций этого распределения по основным сферам его хозяйственной деятельности.
3. Пропорции распределения финансовых ресурсов определяют темпы реализации стратегии развития предприятия (как корпоративной, так и отдельных функциональных ее видов). Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются пропорциями распределения финансовых ресурсов на цели потребления, замещения и накопления (инвестиционная деятельность обеспечивает два последних процесса).
4. Характер распределения финансовых ресурсов является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов или других форм дохода на вложенный собственниками капитал (определяемый пропорциями распределения финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей дополнительной эмиссии акций. Кроме того, возрастание уровня дивидендных выплат определяет рост стоимости ранее эмитированных акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.
5. Распределение финансовых ресурсов является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли в значительной мере определяются пропорциями в распределении финансовых ресурсов на цели потребления и другие хозяйственные цели. Эти объемы определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
6. Пропорции распределения финансовых ресурсов на цели потребления и другие хозяйственные нужды формируют уровень дополнительной социальной защищенности работников предприятия. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма финансовых ресурсов на предприятии позволяет дополнить их минимально предусмотренную государством социальную защищенность.
7. Характер распределения финансовых ресурсов оказывает влияние на уровень финансовой стабильности развития предприятия в предстоящем периоде. Роль такого стабилизатора осуществляют с одной стороны финансовые ресурсы, направляемые на накопление в целом (обеспечивая более высокий уровень финансовой устойчивости предприятия за счет прироста собственного капитала), а с другой - та их часть, которая направляется в процессе распределения на внутреннее страхование рисков в хозяйственной деятельности (резервный капитал и другие формы финансовых ресурсов).

Распределение финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач финансового менеджмента в целом. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения финансовых ресурсов необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, участников) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

В процессе формирования политики распределения финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия обеспечивается их предстоящее использование по следующим основным направления (рис. 7.1).

Основной целью политики распределения финансовых ресурсов предприятия является оптимизация пропорций между сферами их предстоящего хозяйственного использования с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.
Исходя из этой основной цели, в процессе формирования политики распределения финансовых ресурсов предприятия решаются следующие задачи:
обеспечение получения собственниками предприятия необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;
обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет формирования в предусматриваемом объеме необходимых инвестиционных ресурсов;
обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;
обеспечение формирования в необходимых размерах резервного капитала и других предусмотренных финансовых резервов предприятия.

С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение сформированных финансовых ресурсов по основным сферам хозяйственной деятельности предприятия. Процесс этого распределения базируется на следующих принципах:
1. Связь политики распределения финансовых ресурсов с общей стратегией развития предприятия. Цели и задачи политики распределения финансовых ресурсов должны соответствовать системе стратегических целей развития предприятия и обеспечивать их реализацию в соответствующем интервале стратегического периода.
2. Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода на вложенный капитал или на обеспечение высоких темпов прироста собственного капитала, определяя главную пропорцию распределения собственных финансовых ресурсов - между потребляемой и капитализируемой их частями. Эти пропорции могут изменяться во времени в связи с изменениями их интересов, а также внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
3. Учет в процессе распределения финансовых ресурсов целевой направленности использования отдельных их видов по источникам формирования. Большинство видов финансовых ресурсов формируется на строго целевой основе, предопределяя тем самым их четкое использование в той или иной сфере хозяйственной деятельности предприятия. Это относится к тем видам финансовых ресурсов, которые сформированы за счет амортизационных отчислений от используемых основных средств и нематериальных активов, долгосрочных и краткосрочных кредитов банков, финансового лизинга, товарного (коммерческого) кредита и некоторым другим.
4. Стабильность политики распределения финансовых ресурсов. Базовые пропорции распределения финансовых ресурсов, положенные в основу разработки рассматриваемой политики, должны носить долговременный характер, определяемый продолжительностью стратегического периода принятой стратегии развития предприятия. Соблюдение этого принципа особенноважно в условиях «распыления собственности», т.е. в процессе хозяйственной деятельности крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).
5. Предсказуемость политики распределения финансовых ресурсов. При необходимости изменения основных пропорций распределения финансовых ресурсов в разрезе основных сфер хозяйственной деятельности предприятия в связи с корректировкой стратегии его развития или по другим причинам, персонал и инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность персонала обеспечивает рост трудовой мотивации, а информированность инвесторов является одним из важнейших условий обеспечения «прозрачности» фондового рынка, позволяющих формировать реальную стоимость обращающихся акций.
6. Обеспечение эффективности разработанной политики распределения финансовых ресурсов. Эта эффективность должна оцениваться с учетом прогнозируемого прироста рыночной стоимости предприятия, коэффициента дивидендных выплат (или выплат дохода собственникам в иных формах), коэффиуиента участия персонала в прибыли, потенциала нейтрализации рисков хозяйственной деятельности за счет сформированных резервов и других показателей.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Сущность финансов выражается в их функциях. Финансы в целом выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Кроме того, часть финансов, функционирующая в сфере материального производства (например, финансы предприятий), а также участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и обеспечивающую функцию формирования денежных доходов.

Распределительная функция финансов

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляются:

  • o первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов (прибыли, начислений на социальное страхование);
  • o распределение части фонда возмещения (в виде амортизационного фонда);

oраспределение части национального богатства (при распределении ранее созданной стоимости, восполнении ущерба от стихийных бедствий).

Субъектами распределительной функции финансов являются юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса (государство, предприятия, организации, учреждения, граждане), в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, протекает от первичного распределения стоимости общественного продукта до перераспределения. Распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни (в материальном производстве, сферах обращения и потребления) и па всех уровнях управления экономикой: федеральном, территориальном (на уровне субъектов РФ), местном. Кроме того, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов присуща всей системе отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой се форм. Контрольная функция финансов осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода, она проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует па всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, осуществляющие проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют общественные неправительственные организации, отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов, подлежащих аудиту.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления. Существует президентский финансовый контроль, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления (на федеральном уровне - контроль Государственной Думы и Совета Федерации), исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в конституциях (Уставах) субъектов РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны президента и органов представительной (законодательной) власти. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетной палате РФ принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов власти. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица - государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата решает следующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, ее результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Банка России.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации президента оно подчиняется непосредственно президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового копт-роля.

Важную роль в осуществления финансового контроля играют Минфин России и его органы на местах.

В структуре аппарата Минфина России функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Минфином России и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином России методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина России осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Минфина России. Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Ему вменяются в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и о состоянии бюджетной системы.

Органы Федерального казначейства имеют право: производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

ГНС России проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, песет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

При непредставлении (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков: проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Банк России в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу, выдвижению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие; назначению временной администрации банка, и, как крайней мере, - отзыву лицензии и ликвидация банка.

С конца 1980-х гг., т.е. после появления в Российской Федерации различных коммерческих структур (коммерческих банков, страховых обществ, корпораций и т.д.), в целях защиты граждан как потенциальных инвесторов и вкладчиков появился новый вид финансового контроля - аудит.

Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Правительством РФ. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование се проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные.

Услуги аудиторских организаций являются платными. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором на оказание услуг и оплачиваются по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности -за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, с тем чтобы активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, устранять недостатки в работе. Аудит должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, т.е. осуществляется в процессе планирования. Он предшествует осуществлению бюджетных расходов, хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба государству и предприятиям. Целью предварительного контроля является предупреждение нецелесообразного расходования материальных ресурсов и денежных средств.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых операций, в ходе исполнения бюджетов и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Цель - соблюдение правильности, законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты перечисления средств из бюджета и в бюджет, а также внебюджетные фонды, эффективного использования банковских ссуд. Контроль ведется финансовыми службами повседневно с тем, чтобы своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности, целесообразности уже произведенных финансовых операций. Его цель - разработать систему мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков в расходовании государственных средств, собственных и привлеченных средств предприятий, пресечение в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама