THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Идея обязательных резервов проистекает из опасения массового коллапса коммерческих банков. Поскольку эти банки существуют на прибыль от активных операций, возникает конфликт между ликвидностью и прибыльностью. Чем больше резервов, тем меньше денег остается для прибыльных операций. Чем меньше резервов, тем больше прибыли можно заработать, но возрастает и опасность подвести вкладчиков или упустить выгодную покупку на финансовом рынке.

Поддержание ликвидности банковской системы - задача центрального банка. И потому центральный банк предлагает свое решение вопроса о соотношении ликвидности и прибыльности. Он устанавливает минимальные нормы обязательных резервов, их состав и метод расчета. В результате такого вмешательства банковские резервы распадаются на обязательные и избыточные (сверхнормативные, добровольные, свободные). Обязательные резервы складываются из денежной наличности и - если ее не хватает для выполнения резервного требования - денег, депонированных в центральном банке. Каждый коммерческий банк должен выполнять предписания центрального банка насчет обязательных резервов, но величина и состав избыточных резервов - это его личное дело.

Пока резервы остаются в банковской системе, они не считаются частью денежной массы. Резервы попадают в денежный оборот, когда они передаются небанковскому сектору как кредит или плата за ценные бумаги. Следовательно, они количественно находятся в прямой связи с денежной массой (хотя по сравнению с денежной массой резервы совсем невелики: в США они составляют примерно 5% Mj, 1,5% М 2 и менее 1% L). Эта прямая связь - результат фракционной системы резервирования. Банки откладывают про запас лишь небольшую часть привлеченных средств, так как в любое время лишь немногие вкладчики снимают деньги со своих счетов. Напомним, что размер резервов зависит от ожидаемого изъятия денег (трансакционный спрос) и кредитования (спекулятивный спрос).

В США норма обязательных резервов равна 3% для первых 52 млн. долл, в виде вкладов до востребования и 10% - для последующих. С некоторых вкладов резервы не взимаются. И банки этим пользуются к собственной выгоде. Так, с 1994 г. они переводят средства клиентов с чековых счетов, подпадающих под резервное требование, в специальные целевые вклады денежного рынка, не подпадающие под резервное требование. В результате обязательные резервы, не приносящие банкам никакого дохода, сокращаются (при неизменной денежной наличности), а активные операции расширяются за счет средств, выведенных из-под резервного требования. Срочные вклады, евродолларовые и некоторые другие обязательства перед клиентами тоже не подпадают под резервное требование . Короче говоря, под резервное требование подпадают только вклады до востребования и процентные счета, дающие неограниченную чековую привилегию.

В Канаде до введения нулевых обязательных резервов эти резервы делились на первичные (денежные) и вторичные. Первичные резервы - это деньги в кассе депозитного учреждения и суммы на счетах в Банке Канады, а вторичные - это (помимо денег) краткосрочные облигации правительства Канады и обеспеченные call-кредиты дилерам денежного рынка (самый ликвидный актив после денег). Норма первичного резервирования в последнее время составляла 10% для вкладов до востребования, 2% для срочных вкладов до 500 млн. кан. долл, (плюс 1% для последующих срочных сумм) и 3% для инвалютных обязательств. Норма вторичного резервирования - 4%.

Почему для разных групп разные доли? Потому что разные группы источают разный риск массового изъятия денег. Вклады до востребования самые рискованные. Вкладчики могут забрать деньги в любой момент. Чем выше риск, тем больше денег надо держать про запас. Что касается срочных вкладов, то чем короче срок, тем выше риск и тем, следовательно, выше норма обязательного резервирования.

Центральный банк помимо нормы обязательного резервирования «спускает» в коммерческие банки и методику расчета. Расчет обязательных резервов проводится в два этапа. Сначала остатки на счетах, подпадающих под резервное требование (их тоже определяет центральный банк), суммируются в конце каждого рабочего дня. Эти суммы затем усредняются за так называемый расчетный период, или период усреднения. Усреднение необходимо, поскольку остатки меняются каждый день. Оно дает средний дневной суммарный остаток, к которому добавляется усредненная денежная наличность. На втором этапе этот остаток (касса плюс депозит в центральном банке) умножают на норму обязательного резервирования для данной группы вкладов, чтобы узнать, сколько резервов требуется иметь в среднем за день. Требуемая сумма сравнивается с фактической в среднем за период сохранности резервов. Фактическая сумма не должна быть меньше требуемой, но может быть больше ее. Излишек определенной величины может быть перенесен в следующий период сохранности.

Почему ФРС разрешает банкам выполнять резервное требование в среднем за период сохранности, а не в виде конкретных ежедневных сумм? Наличие периода сохранности добавляет банкам гибкости в управлении резервами. В периоде сохранности их резервная позиция меняется по ряду причин, включая и стоимость резервов. Если банк предвидит подорожание резервов к концу периода сохранности, то он может создать их избыток в начале периода сохранности.

Важно, как соотносятся между собой расчетный период и период сохранности и какой они долготы. До 1968 г. в США период сохранности составлял одну неделю для банков - членов ФРС в «резервных городах» (где находятся окружные резервные банки или их филиалы) и две недели для прочих банков - членов ФРС. Период сохранности по большей части перекрывал расчетный период.

В 1968-1984 гг. действовала методика с отстающим периодом сохранности. Усреднение выполнялось за семь дней. Расчетный период начинался за две недели до периода сохранности. Поэтому банки точно знали, сколько резервов в среднем за день необходимо иметь в периоде сохранности, и могли сводить к минимуму избыточные резервы. Методика с отставанием облегчила достижение ориентира для избыточных резервов (как раз к тому времени, когда ФРС перестала устанавливать такой ориентир). А ее недостатком было то, что любая реакция банков на изменение собственных, незаемных резервов сводилась к заимствованиям у ФРС. Даже если банки и их клиенты быстро изменяли уровни вкладов в ответ на изменение доступности резервов, они не могли изменить обязательные резервы раньше чем через две недели. Такая продолжительная отсрочка приспособления к изменившейся доступности резервов не устраивала ФРС. И в 1982 г. было решено внедрить методику с совпадающим периодом сохранности. Два года банки готовились к использованию этой методики, и в 1984 г. она «вступила в строй».

Расчетный период теперь почти совпадал с периодом сохранности. Это «почти» - два дня из новых 14 дней в каждом периоде.

Расчетный период

Период сохранности

Расчетный период начинался во вторник, а период сохранности - в четверг. Последние два дня периода сохранности (13-й и 14-й) следовали после окончания расчетного периода. В этом весь трюк. Только в эти два дня банки точно знали, сколько резервов необходимо иметь. Остальные 12 дней они пребывали в неопределенности, что побуждало их держать избыточные резервы (срабатывала кейнсианская предосторожность).

Пример 2.1

Рассчитаем обязательные резервы методом с совпадением для вымышленного Акционерного банка инвестиций и кредитования (АБИК). Пусть АБИК имеет 1,3 млрд. долл, чужих денег во вкладах до востребования.

Первый этап: в конце дня компьютеры банка выдают список всех операций по вкладам до востребования за день. Ниже приводится суммарный остаток.

Расчетный период начинается в первый вторник и заканчивается в последний понедельник. Этот период содержит две субботы и два воскресенья. Поскольку по выходным остатки не выводятся, то пятничный остаток получает тройной вес (3 вместо 1).

Средний дневной суммарный остаток равен:

Второй этап: обязательные резервы в среднем за день рассчитываются как доля среднего дневного суммарного остатка. Если взять американские «доли», то дневной минимум для обязательных резервов составит:

АБИК не обязан выдерживать эту цифру каждый день периода сохранности резервов, но в среднем должно быть не меньше 42 млн.

Как банк выводит среднюю за день для своих резервов (что в кассе и в центральном банке)? Период сохранности отстает от расчетного периода на два дня. Он начинается в первый четверг и заказчива- ется в последнюю среду. Рассчитаем сначала средний дневной остаток денег в центральном банке.

Затем проделаем то же с денежной наличностью. Поскольку деньги в кассе должны тщательно пересчитываться, то разрешается использовать среднюю за две недели, предшествующие периоду сохранности. Пусть это будут следующие суммы:

Завершая второй этап, складываем средний остаток на резервном счете и среднюю денежную наличность:

32,5 млн. долл. + 10,5 млн. долл. = 43 млн. долл.

АБИК выполнил резервное требование, так как его фактические резервы (43 млн.) превысили необходимые (42 млн.). Один лишний миллион в день (14 млн. за период сохранности) - это избыточные, сверхнормативные резервы. Если избыток (или дефицит) не превышает 4% обязательных резервов, то его можно перенести в следующий период сохранности. В нашем примере 4% - это 1,7 млн. (0,04 х х 42 млн.). Банк может иметь в следующем периоде дефицит не более 1,7 млн. Если в следующем периоде у банка будет избыток, то он потеряет эту «фору». Если будет дефицит, то банк может использовать для его покрытия до 1,7 млн. в средних дневных резервах. В данном случае избыток равен 1 млн., который и переходит в следующий период сохранности. А если бы избыток равнялся, скажем, 2 млн., то 300 тыс. были бы потеряны. (2 млн. - 1,7 млн.). ?

Зачем банкам нужны избыточные резервы, если они чего-то стоят и даже могут не пригодиться в следующем периоде сохранности? Банки стараются свести их к минимуму, но из-за совпадения периода сохранности с расчетным периодом информация, с которой работают их трейдеры на межбанковском рынке, несовершенна. И трейдеры могут попасть то выше цели (избыток резервов), то ниже ее (дефицит). А именно они отвечают за резервную позицию банка.

В течение дня эта позиция меняется по мере улаживания сделок. Если трейдеры намерены точно поразить цель, т.е. минимизировать упущенную выгоду от наличия резервов, то они должны знать средний дневной суммарный остаток на трансакционных счетах АБИК в расчетном периоде. Но получить такую информацию они могут только после завершения расчетного периода. В нашем примере это последний понедельник. После чего остаются только два дня (вторник и среда), чтобы достать деньги для выполнения резервного требования.

В нашем примере если бы АБИК имел только деньги в кассе и никаких депозитов в ФРС в первые 12 дней периода сохранности, то его трейдеры должны были бы покупать ежедневно 31,5 млн. долл., чтобы «дотягивать» до 42 обязательных миллионов. Другими словами, только за два дня (вторник и среду) им пришлось бы купить 441 млн.

Для любого банка это очень дорогая покупка, если она вообще возможна за такой короткий срок.

Конечно, трейдеры так не поступают. Они покупают деньги в течение периода сохранности, исходя из собственной оценки требуемых резервов и состояния рынка ФФ. Трейдерская оценка - это прогноз суммарного дневного остатка (раз норма обязательных резервов известна). Как и любой прогноз, эта оценка может быть ошибочна, и потому трейдеры покупают больше денег, чем требуется на самом деле. В последнюю среду периода сохранности на рынке ФФ царит оживление. В этот день ставки здесь выше и более изменчивы, чем в любой другой день периода сохранности, из-за того что трейдеры пытаются отрегулировать резервную позицию своих банков .

В 1998 г. ФРС вновь «спустила» в банки методику расчета обязательных резервов с отстающим периодом сохранности. Эта методика позволяет точнее оценивать спрос на деньги для обязательного резервирования, а значит, и точнее определять калибр операций на открытом рынке.

Период сохранности теперь начинается через 17 дней после завершения соответствующего ему периода усреднения, т.е. первый день периода сохранности отстает от последнего дня периода усреднения на 17 дней. Период усреднения денежной наличности был сдвинут еще больше.

При методике с отставанием центральный банк знает спрос на резервы в начале каждого периода сохранности, а каждый банк знает среднюю сумму, которую он обязан держать на резервном счете все это время.

На рис. 2.2 показаны компоненты и детерминанты резервов банковской системы США. Общие (все) резервы - это остатки на резервных счетах в ФРС в конце дня плюс зачтенная денежная наличность. Зачтенная денежная наличность - это часть денежной наличности, используемая банком для выполнения резервного требования. Как мы видели, она засчитывается в обязательные резервы. Многие мелкие и некоторые крупные банки рутинно держат больше наличных денег, чем нужно для выполнения резервного требования. Зачтенная денежная наличность в таком случае равна обязательным резервам. Такие банки называются несвязанными (их не связывает с ФРС резервный счет), а избыток наличных денег возникает потому, что резервы накапливаются с учетом ожидаемого спроса клиентов на их


Рис. 2.2. Банковские резервы США: слагаемые и детерминанты услуги, а не потому, что надо выполнять резервное требование. Другими словами, для бизнеса нужно больше наличности, чем для обязательного резервирования. Так, широкое распространение банкоматов побуждает банки расширять их наличные владения. ФРС не включает избыточную денежную наличность в общие резервы (и избыточные тоже), объясняя это тем, что банки не могут использовать ее прямо для коррекции резервов в периоде сохранности.

Банки, хранящие меньше наличных денег, чем нужно для выполнения резервного требования, называются связанными, потому что они обязаны депонировать в ФРС остальную часть обязательных резервов. Остатки на резервных счетах в ФРС называются резервными остатками.

Дефицит обязательных резервов закрывается кредитом ФРС по ставке на 2 процентных пункта выше дисконтной ставки. Это штраф за неумение управлять резервами. Если дефицит повторяется, то ФРС может провести «воспитательную» беседу с руководством банка и припугнуть его расследованием.

Избыточные резервы - это все резервы минус обязательные резервы. Поскольку избыточная денежная наличность не включается в избыточные резервы, последние существуют единственно в форме резервных остатков (на счете в ФРС). Они возникают потому, что банки, использующие резервные остатки для расчетов между собой, не могут делать это с точностью до цента. Когда убыток от ликвидации избыточных резервов больше процентов, которые можно было бы получить, превратив резервные остатки в доходные активы, банки держат избыточные резервы. Технически говоря, избыточные резервы защищают банки от неожиданного дебетового сальдо на их счетах в центральном банке в конце дня (овердрафтов и дефицитов обязательных резервов). Те банки, которые держат достаточно денежной наличности для выполнения всего или большей части резервного требования, могут нанять корреспондента, который будет улаживать их сделки через свой резервный счет. Такие банки не имеют резервных остатков в ФРС, а значит, и избыточных резервов.

Банки, имеющие резервные остатки, а таковыми являются все крупные банки, обязаны избегать овердрафтов в конце дня . Они пристально следят за оборотами по их резервным счетам, пытаясь не допустить как дефицита, так и бесполезного избытка резервов. В своем большинстве они имеют не только обязательные резервы, но и обязательные клиринговые средства в таком объеме, который позволяет держать избыточные резервы большую часть времени в диапазоне, установленном на основании нормы переноса в следующий период сохранности. Поскольку избыточные резервы замеряются до учета нормы переноса, эти банки часто имеют дефицит и избыток резервов в поочередные периоды сохранности. С их точки зрения нет ни дефицита, ни избытка, так как в расчеты включается сумма, переходящая в следующий период сохранности. Иногда, на рубеже кварталов или в другое время, когда движение резервов особенно трудно предсказать, крупные банки могут накапливать избыточные резервы сверх суммы, разрешенной к переносу, или переносить их в следующий период без какой-либо пользы.

К 1997 г. только 2,5 тыс. из 23,5 тыс. депозитных учреждений США были связанными или близки к этому состоянию. Некоторые из остальных, несвязанных, имеют резервные счета в ФРС, поскольку они сами «клирингуют» часть или все свои межбанковские сделки. В таком случае ежедневные обороты по резервным счетам велики в сравнении с нулевыми или мелкими резервными остатками. Эти несвязанные учреждения могут открыть счет обязательных клиринговых средств («расчетный» счет в ФРС). Но таких средств может не хватать на все платежи. И им часто дешевле держать резервные остатки сверх резервного требования, чем следить за тем, чтобы не возникали избыточные резервы.

И еще несколько слов о счете обязательных клиринговых средств. Кредитное учреждение может договориться со своим окружным резервным банком о сумме, которую оно намерено использовать для расчетов и держать в среднем за период. Тогда ФРС будет компенсировать ему остатки на этом счете в форме кредита для оплаты ее услуг по расчетам. Кредит рассчитывается на основании средней за период сохранности (этих остатков) ставки процента по ФФ и сохраняет силу в течение одного года. Многие мелкие банки и небанковские финансовые институты предпочитают не открывать счет клиринговых средств из-за опасения, что затраты на управление резервами окажутся непомерными. Крупные банки активно пользуются клиринговыми остатками с 1994 г., когда в результате снижения резервного требования возросла потребность некоторых из них в резервах для предотвращения овердрафтов в конце дня. ФРС в своем анализе банковского управления резервами и риска овердрафтов применяет обязательные операционные остатки, состоящие из обязательных резервных и обязательных клиринговых остатков. Последние не включаются в общие и избыточные резервы.

Банки, испытывающие дефицит собственных резервов, пользуются кредитами ФРС и, таким образом, имеют заемные резервы. Если из общих резервов вычесть заемные резервы, то останутся собственные резервы. Главным источником последних являются прошлые операции ФРС на открытом рынке, задавшие размер и состав ее портфеля ГЦБ к текущей дате. Собственные резервы также возникают (и исчезают) по «вине» других факторов. Эти факторы по большей части фигурируют в балансе центрального банка, но не подконтрольны ему. О них речь пойдет ниже.

  • Обязательные резервы должны иметь не только коммерческие банки, но и другиефинансовые институты: банки взаимных сбережений, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, агентства и отделения иностранных банков, филиалыбанков США, созданные специально для международных операций.
  • Call-кредит - кредит до востребования.
  • Рынок ФФ также особенно активен по пятницам из-за тройного веса пятничныхостатков.
  • Овердрафт - со счета списано больше денег, чем на нем числилось.

Коммерческие банки обычно считают минимальную норму резервирования вкладов чересчур низкой для поддержания нормальной платежеспособности. К тому же обязательные резервы хранятся в Центральном банке. Поэтому коммерческие банки, как правило, предпочитают часть своих избыточных резервов не отдавать в ссуду, а хранить в самом банке. Та доля вкладов, которую коммерческие банки в среднем считают необходимым хранить в виде избыточных резервов, называется нормой избыточного резервирования вкладов (er):

где ER - объем избыточных резервов

При наличии избыточных резервов коммерческие банки используют для выдачи ссуд не весь свой ссудный потенциал, а за вычетом суммы хранящихся в банке избыточных резервов.

Экономический смысл денежного мультипликатора

показывающий во сколько раз конечный прирост денежной массы (предложения денег) превосходит первоначальный прирост денежной базы при наличии денежных остатков у населения и избыточных резервов у коммерческих банков.

Так как (cr + r) < 1, то денежный мультипликатор всегда больше единицы.

Поскольку любое расширение денежной массы всегда является следствием расширения денежной базы, то при наличии денежных остатков у населения и избыточных резервов у коммерческих банков:

Билет №34. Кредитно-денежная политика: ее виды, цели и воздействие на экономику.

Одним из важнейших факторов, оказывающих воздействие на со-стояние всей экономики, является предложение денег. Возможность и необходимость использования денег с целью воздействия на экономику никем не оспаривается, но существуют большие расхождения во взгля-дах кейнсианцев и монетаристов по поводу механизма и последствий использования денежных инструментов.

Количество денег в обращении не может быть произвольным; для поддержания экономической стабильности необходимо соблюдать оп-ределенные пропорции между денежной массой и массой товаров. Это соотношение с очень большим упрощением может быть выражено фор-мулой И.Фишера MV = PQ , где

М - денежная масса (предложение денег);

V - скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за год);

Р - средняя цена единицы продукции (товаров и услуг);

Q - общий объем произведенной за год продукции

Изменяя денежную массу, государство может оказывать активное воздействие на всю экономику. Монетарная политика – экономическая политика, предполагающая изменение денежного предложения с целью достижения безынфляционного экономического роста и полной заня-тости.

Изменение денежной массы возможно не только путем эмиссии де-нежных знаков, но - с учетом действия денежного мультипликатора - и с помощью инструментов кредитной политики. Поэтому содержание монетарной политики включает в себя использование всех инструмен-тов, воздействующих на денежную массу.

Следует различать активную и пассивнуюмонетарную политику. Пассивной монетарная политика выступает в том случае, когда измене-ние денежных параметров является следствием дискреционной фис-кальной политики, то есть является вынужденным. Активной политика называется тогда, когда государство воздействует на денежные парамет-ры, преследуя цели экономического роста и занятости

Основные (глобальные) цели активной монетарной политики:

Рост реального объема валового национального продукта;

Обеспечение полной занятости;

Стабильность цен.

Билет №35. Инструменты кредитно-денежной политики.

В мировой экономической практике используются следующие ин-струменты воздействия на денежную массу в обращении:

1. изменение норматива обязательных резервов;

2. изменение учетной ставки;

3. операции на открытом финансовом рынке.

Операции на открытом рынке . В настоящее время в мировой эко-номической практике операции на открытом рынке являются основным инструментом текущей монетарной политики. Суть его заключается в том, что государство начинает осуществлять активную кампанию либо по скупке, либо по продаже ценных бумаг на открытом финансовом рынке, выступая в качестве обычного рядового его участника. Этим создается очень мягкое экономическое воздействие на денежный рынок, так как не затрагиваются никакие административно устанавливаемые нормативы.

Рассмотрим механизм воздействия этого инструмента на денежную массу.

Предположим, что на денежном рынке сложилась высокая процент-ная ставка и центральный банк ставит задачу по ее снижению путем увеличения денежного предложения. Для этого он начинает скупать правительственные и корпоративные ценные бумаги на открытом рынке. Поскольку спрос на ценные бумаги увеличивается, их рыночная цена повышается, и доходность начинает падать. Это делает ценные бумаги все менее привлекательными для их владельцев (основную массу кото-рых составляют банки), и от них начинают избавляться. В результате к государству уходят ценные бумаги, а от него в сферу обращения – де-нежные средства. У банков в результате продажи ценных бумаг возрас-тают объемы избыточных резервов, и в результате действия денежного мультипликатора – значительное увеличение предложения денег. Кри-вая денежного предложения сдвигается вправо, процентная ставка па-дает.

расширенная продажа государством ценных бумаг.

Политика учетной ставки . Учетная ставка (в российской прак-тике ее принято называть ставкой рефинансирования)- это процент, под который центральный банк страны предоставляет кредиты коммер-ческим банкам. Эти ссуды не должны использоваться банками для кре-дитования своих клиентов. Они предоставляются банкам только в слу-чаях, когда у них возникают временные трудности с ликвидностью. Но это правило не является очень строгим и не всегда соблюдается.

Устанавливает учетную ставку сам центральный банк, исходя из текущих целей монетарной политики. Если ставится задача снизить банковскую процентную ставку, центральный банк снижает учетную ставку . Это создает у коммерческих банков стремление получить больше дешевых кредитов у центрального банка. В результате возрас-тают избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультиплика-ционное увеличение количества денег в обращении.

К противоположному результату приводит повышение учетной ставки.

Для повышения эффективности своей монетарной политики цен-тральный банк может использовать одновременно оба инструмента. Со-четание расширенной продажи ценных бумаг с резким снижением учет-ной ставки (ниже текущей доходности ценных бумаг) побуждает ком-мерческие банки занимать резервы у центрального банка, а все свои средства направлять на скупку ценных бумаг у населения, которое заин-тересовано в их продаже.

Политика обязательных резервов. Как уже отмечалось ранее, норма обязательных резервов– это установленный для коммерческих банков норматив минимального резервирования депозитов. При его снижении происходит увеличение избыточных банковских резервов и мультипликационное расширение предложения денег. Противополож-ный результат получается при повышении нормы резервных требова-ний.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению мно-гих специалистов, наиболее мощным, но в то же время слишком грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. По этой при-чине в странах с развитой и хорошо настроенной экономической систе-мой он используется редко. В российской переходной экономике с ее низкой чувствительностью к «деликатным» экономическим воздействи-ям использование данного инструмента весьма эффективно. В условиях жесткой нехватки денежных средств в обращении снижение нормы обя-зательных резервов способно заменить эмиссию денег.

Билет №36. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS, ее графическая, алгебраическая и экономическая интерпретация.

Кривая IS - кривая равновесия на товарном рынке. Она представляет собой геометрическое место точек, характе­ризующих все комбинации Y и R, которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривойIS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. ТерминIS отражает это равенство (Investment = Savings). Простейший графический вывод кривойIS связан с использованием функций сбережений и инвестиций

На рис.2.1,А изображена функция сбережений: с ростом дохода от Y до У сбережения увеличиваются с S до S

ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ

ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ

превышение минимального уровня резервных запасов, которые банки в обязательном порядке должны держать в виде наличности в собственных хранилищах или в виде вкладов в центральном банке страны.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ" в других словарях:

    - (excess reserves) Имеющиеся у банка резервы, превышающие установленные их объемы. Эта нежелательная ситуация возникает в результате малого спроса на ссуды или высоких процентных ставок. Банки часто продают излишние резервы друг другу. Финансы.… … Финансовый словарь

    избыточные резервы - Имеющиеся у банка резервы, превышающие установленные их объемы. Эта нежелательная ситуация возникает в результате малого спроса на ссуды или высоких процентных ставок. Банки часто продают излишние резервы друг другу.… … Справочник технического переводчика

    Избыточные резервы - (EXCESS RESERVES) резервы, которые депозитное учреждение (или банковская система в целом) имеет сверх обязательных резервов; суммарные резервы за вычетом обязательных … Современные деньги и банковское дело: глоссарий

    Избыточные резервы - Любое превышение размеров существующих резервов по сравнению с требуемыми резервами … Инвестиционный словарь

    избыточные резервы - превышение минимального уровня резервных запасов, которые банки в обязательном порядке должны держать в виде наличности в собственных хранилищах или в виде вкладов в центральном банке страны … Словарь экономических терминов

    - (см. ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

В процессе формирования предложения денег участвуют следующие субъекты: Центральный банк , коммерческие банки , вкладчики - субъекты, чьи депозиты хранятся в банках, заемщики - частные лица и организации, получающие кредиты в банках, а также организации, выпускающие облигации, которые приобретаются банками.

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием. Резервы состоят из депозитов, размещенных коммерческими банками в Центральном банке, и наличных средств, которые физически находятся в банке. Резервы для банков являются активами, а для Центрального банка – пассивами, поскольку банки в любой момент могут потребовать оплатить их, и Центральный банк обязан удовлетворить это требование. Общая сумма резервов может быть разбита на две категории: резервы, которые банки держат по требованию Центрального банка (обязательные резервы ), и дополнительные резервы, которые банки держат по собственному усмотрению (избыточные резервы ) . Объем обязательных резервов определяется с помощью нормы обязательных резервов (r) – показателя, который рассчитывается как процентное отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов. В настоящее время данный показатель колеблется в пределах от 3 до 15% для разных стран и банков.

Центральный банк может увеличить резервы банковской системы и соответственно предложение денег двумя способами: предоставив коммерческим банкам кредит и скупив государственные облигации. Обе эти операции являются активными статьями баланса Центрального банка, и изменение их одновременно изменяет величину резервов банковской системы.

Кредитные операции коммерческих банков также изменяют объем денежного предложения: оно увеличивается, когда банки выдают ссуды и сокращается, когда клиенты возвращают банкам взятые ранее ссуды. В этом случае происходит кредитная (депозитная) мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков. Рассмотрим этот процесс более подробно. Предположим, что депозиты банка «А» выросли на 1000 ден. ед. Для того, чтобы в любой момент можно было бы выдать деньги вкладчику, нет необходимости держать всю сумму вкладов в банке. Для этого достаточно только части, которая называется обязательными резервами. Возьмем для нашего случая резервную норму, равную 20%, тогда размер ссуды, которую данный коммерческих банк может выдать заемщику, будет определяться суммой избыточных резервов , которые получаются как разность между суммой депозитов и суммой обязательных резервов: 1000-200=800 (д.е.). Таким образом, банк «А» увеличил предложение денег на 800, и теперь оно равно 800+1000=1800 (д.е.). Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, т.е., банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличивать предложение денег.


Однако на этом процесс роста денежного предложения не заканчивается. Тот, кто взял деньги в ссуду, будет их тратить, покупая что-либо, а тот, кто продает, будет получать деньги и класть их в коммерческий банк, пусть в нашем примере это будет банк «Б». При резервной норме 20%, банк «Б» в обязательных резервах будет оставлять 160 д.е. (20% от 800 д.е.), а остальные 640 д.е. (это избыточные резервы банка «Б») использовать для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег еще на 640 единиц. Банк «В», куда могут попасть эти деньги в процессе использования кредита заемщиком банка «Б», добавит еще 512 единиц (избыточные резервы банка «В») и т.д. Этот процесс создания денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада (1000 ден. ед.) не будет использована банковской системой в качестве резервов. В нашем условном примере сумма новых денег будет равна:

1000 (1+(1–0,2)+(1-0,2)2+(1-0,2)3+…)=1/0,2 х 1000 (5.1)

В общем виде дополнительное предложение денег (D МS), возникшее в результате появления в банковской системе нового депозита, будет равно:

D МS = 1/r D, (5.2),

где r –обязательная резервная норма, D – первоначальный депозит.

Коэффициент 1/r называется банковским (депозитным) мультипликатором или мультипликатором денежной экспансии, который показывает, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему в расчете на одну денежную единицу.

Независимо от того, направляет ли банк свои избыточные резервы на предоставление кредитов, или на покупку ценных бумаг, его роль в процессе создания новых денег (депозитов) не меняется.

Существуют два вида изъятия денег у банков, которые уменьшают способность банковской системы к созданию денег:

1) Утечка наличных денег, т.е. далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются обратно в банки на депозиты, часть их продолжает циркулировать в форме наличных денег. Кроме того, клиенты банков могут брать наличные деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.

2) Избыточные резервы. Чем больше размер обязательных резервов, тем меньше суммарный потенциал банковской системы к расширению кредита, а, следовательно, и количество новых денег.

Более общая модель изменения предложения денег строится с учетом роли Центрального банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Хотя Центральный банк в состоянии контролировать денежную базу (сумма наличных денег в обращении и резервов коммерческих банков, другими словами это деньги повышенной мощности и обозначаются как МВ), он не может осуществлять прямое регулирование банковскими резервами, поскольку именно домашние хозяйства и фирмы решают, какая часть МВ должна существовать в виде наличности. Кроме того, Центральный банк заинтересован в управлении не резервами как таковыми, а скорее совокупной денежной массой (М1, М2 и другими денежными агрегатами). Поэтому уместней пользоваться мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором (m), который связывает денежную базу с денежным агрегатом (например, М1):

m = М1(МS)/МВ (5.3),

т.е. денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе. Его можно представить как отношение суммы «наличность-депозиты» и суммы «наличность-резервы»:

m= C+D/С+R (5.4)

Разделим числитель и знаменатель правой части уравнения (5.4) на D (депозиты) и получим:

m= c +1 /c +r (5.5),

где c – C/D, r - R /D

Величина «c» - отношение «наличность-депозиты» - определяется, главным образом, поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Величина «r» -зависит от нормы обязательных резервов и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить как:

MS =(c + 1 / c + r) MB (5.6)

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу.

Важным свойством денежного мультипликатора является то, что он меньше банковского. Данное обстоятельство связано с тем, что при превращении какой-либо части прироста денежной базы в наличные деньги, она не будет участвовать в процессе многократного расширения депозитов, т.е. только часть прироста денежной базы будет участвовать в данном процессе. Прирост денежного предложения при заданном увеличении денежной базы будет меньше, чем в простой модели.

Центральный банк контролирует предложение денег, прежде всего, путем воздействия на денежную базу, что в свою очередь оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

1) Первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

2) Последующее изменение предложения денег через процесс мультипликации в системе коммерческих банков.

К факторам, определяющим величину денежного мультипликатора и соответственно предложения денег, относятся следующие: норма обязательного резервирования и коэффициент «с» – отношение «наличность-депозиты». Эти показатели и денежное предложение находятся в обратной зависимости, а также незаимствованная денежная база (разность между денежной базой и объемом кредитов, выданных Центральным банком, это наиболее контролируемая часть денежной базы) и объем рефинансирования . Эти показатели оказывают прямое влияние на денежное предложение.

Увеличение денежной базы, обусловленное исключительно приростом наличных денег в обращении, не инициирует процесс мультипликации депозитов, в то время как увеличение ее за счет прироста резервов, обслуживающих депозиты, порождает мультипликативный эффект.

Инструменты денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Опреации на открытом рынке ценных бумаг. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента. Манипулирование нормой обязательных резервов

Инструменты денежно-кредитной политики, они же методы воздействия Центрального банка на объем и структуру денежного предложения, позволяют изменять денежную базу путем управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований. К ним относятся:

1. Лимиты кредитования, прямое ограничение процентных ставок – инструменты прямого регулирования,

2. Операции на открытом рынке ценных бумаг,

3. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента,

4. Манипулирование нормой обязательных резервов.

Пункты 2, 3, 4 – это инструменты косвенного регулирования. Эффективность их использования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В трансформационной экономике используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми в процессе перехода к рынку. Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами государственной политики. Промежуточные и операционные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и достигаются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов. Рассмотрим их подробнее.

Операции на открытом рынке ценных бумаг широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичных рынках, т.к. деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации, либо Казначейские векселя.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от того, в какой пропорции прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Операции на открытом рынке можно разделить на два типа: динамические, направленные на изменение объема резервов и денежной базы, и защитные операции, цель которых – ослабление влияния, оказываемого на денежную базу другими факторами, например изменением объема средств правительства на счетах в Центральном банке и некоторыми другими. Иногда операции на открытом рынке сводятся непосредственно к покупке или продаже ценных бумаг. Но, как правило, осуществляются два типа сделок другого характера: соглашения об обратном выкупе (репо), когда Центральный банк покупает ценные бумаги и при этом оговаривает, что продавцы выкупят их обратно через некоторое время, обычно не более чем через неделю. Репо является временной операцией покупки и считается наиболее эффективным способом проведения тех защитных операций, которые предполагается в скором времени обратить. Если Центральный банк стремится осуществить временную продажу на открытом рынке, то он прибегает к компенсирующим операциям купли-продажи (обратные репо), в рамках которых Центральный банк продает ценные бумаги, оговаривая свое право их выкупа в ближайшем будущем.

Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики:

· Центральный банк может полностью контролировать объем купли-продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учетной ставке процента, когда Центральный банк лишь повышает, либо снижает привлекательность рефинансирования для банков.

· Операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объемах.

· Операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, Центральный банк может немедленно исправить, проведя обратную сделку.

· Операции на открытом рынке осуществляются быстро. Для этого достаточно дать лишь указания дилерам рынка ценных бумаг и торговая операция будет осуществлена.

Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента получило название дисконтной политики. Учетная (дисконтная) ставка – это процент, по которому Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам под учет их векселей. Центральный банк может влиять на объем рефинансирования, воздействуя на стоимость кредитов(величину учетной ставки). Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд субъектам хозяйствования. К тому же банки, получая более дорогой кредит, повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

Политика предоставления банкам кредитов по учетной ставке носит название политики дисконтного окна. Центральный банк может воздействовать на объем рефинансирования,воздействуя на количество предоставляемых кредитов через управление дисконтным окном. Кредиты по учетной ставке для банков бывают трех типов: корректирующий (к нему прибегают банки для решения краткосрочных проблем с ликвидностью в результате временного уменьшения объема депозитов), сезонный (предоставляется в определенное время года ограниченному числу банков, работающих в сельскохозяйственной отрасли), расширенный (выдается банкам, испытывающим серьезные проблемы с ликвидностью). Поскольку учетная ставка процента бывает ниже рыночной, у банков возникает стимул брать дешевые кредиты по учетной ставке и далее использовать эти средства с более высоким уровнем доходности. Банки не должны получать прибыль от рефинансирования и Центральный банк устанавливает правила, которые исключают возможность частого заимствования по учетной ставке.

Помимо влияния на денежную базу и предложение денег, дисконтная политика очень важна для предотвращения банковской и финансовой паники, т.е. она является наиболее эффективным способом предоставления банковской системе резервов во время банковского кризиса, поскольку дополнительные резервы немедленно поступают в банки, которые более всего нуждаются в них. В этом смысле Центральный банк выполняет функцию кредитора в последней инстанции и это очень важное преимущество дисконтной политики. Однако, выполнение Центральным банком данной функции создает проблему недобросовестного поведения банков и небанковских финансовых учреждений: они берут на себя больший риск и связанные с ним возможные убытки, зная, что при возникновении проблемной ситуации всегда смогут получить кредит у Центрального банка. Следовательно, Центральный банк должен принимать меры, чтобы не становиться кредитором в последней инстанции слишком часто.

Дисконтная политика имеет ряд недостатков, которые не дают основания рекомендовать ее в качестве эффективного инструмента контроля над денежным предложением. Во-первых, фиксация учетной ставки при изменениях рыночной ставки процента, может привести к резким колебаниям спрэда – разницы между рыночной ставкой процента и учетной ставкой, что ведет к незапланированным изменениям объемов рефинансирования и соответственно предложения денег. И во-вторых, дисконтная политика более слабо влияет на денежное предложение, чем операции на открытом рынке, поскольку объемы рефинансирования не полностью находятся под контролем, как объемы купли-продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк может изменить учетную ставку, но не может заставить банки обращаться за кредитами.

Изменение учетной ставки рассматривается как индикатор денежно-кредитной политики. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками коммерческих банков. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной (жесткой) денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки по ссудам коммерческих банков, предоставляемым ими небанковскому сектору. Таким образом дисконтная политика имеет эффект сигнала для субъектов хозяйствования о намерениях Центрального банка.

Манипулирование нормой обязательных резервов. Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. В современных условиях обязательные резервы служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов. Чем выше установленная Центральным банком норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. На практике данный инструмент используется достаточно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия его через мультипликатор довольно значительна и сложно измерима.

Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег. Однако сила этого инструмента, возможно, является скорее отрицательной, чем положительной характеристикой, т.к. небольших изменений объема предложения денег трудно достичь изменениями нормы обязательного резервирования. Еще одним недостатком использования нормы обязательных резервов для контроля над денежным предложением является то, что ее увеличение может непосредственно привести к возникновению проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов.

В последние годы Центральные банки многих стран мира снижали либо полностью отказывались от резервных требований. Из-за того, что Центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческим банкам, банки ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получить, если бы, например, выдавали эти деньги в ссуду. Издержки, с которыми связано обязательное резервирование, говорят о том, что стоимость привлечения средств для банков выше, чем для других финансовых посредников, на которых не распространяются резервные требования. По этой причине банки оказываются менее конкурентоспособными, и Центральные банки снижали нормы обязательных резервов для того, чтобы повысить конкурентоспособность коммерческих банков. Тем не менее, полностью отказываться от обязательного резервирования не имеет смысла, поскольку его существование обеспечивает большую стабильность денежного мультипликатора и, следовательно, более качественный контроль над предложением денег.

5.4. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Политика "дешевых денег". Политика "дорогих денег"

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики представляет собой каналы ее влияния на организацию и функционирование экономики. Эти каналы охватывают процесс от принятия решений денежными властями до конкретного механизма воздействия денежных шоков на реальный сектор экономики с учетом обратных связей, то есть реакции денежных властей на изменение ситуации в экономике после реализации мер в области денежно-кредитной политики. Структура трансмиссионного механизма состоит из цепочек макроэкономических переменных, по которым передаются изменения в денежно-кредитной политике, и зависит от конкретных условий, особенностей поведения экономических субъектов, структуры финансовой системы страны и методов денежно-кредитной политики. Существуют теоретические разногласия между кейнсианцами и монетаристами относительно трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Кейнсианский подход : Общий спрос на деньги изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Рост номинального ВНП будет сдвигать кривую спроса вправо. Предложение денег – некоторая постоянная величина, не зависящая от процентной ставки. Денежно-кредитная политика способствует установлению ставки процента, но сама процентная ставка не воздействует на предложение денег. В данном случае именно реальная, а не номинальная ставка процента будет влиять на принятие инвестиционных решений. Здесь мы исходим из постоянства цен и предполагаем, что равновесная ставка процента является реальной (см. рис.5.4).

Рис. 5.4. Денежный рынок

Равновесная ставка процента определяет кривую спроса на инвестиции. При r* предприятиям выгодно инвестировать I* (см. рис.5.4). Изменение процентной ставки скорее влияет на инвестиционный компонент общих расходов, чем на изменение расходов на потребление. Инвестиционные расходы являются более крупными по размеру и долгосрочными по природе по сравнению с потребительскими, поэтому процентные ставки именно через этот канал способны воздействовать на производство, занятость и уровень цен.

Рис. 5.5. Спрос на инвестиции

Рис. 5.6. Равновесный ВНП

На рисунке 5.6 представлена простая доходно-расходная модель частной закрытой экономики для определения равновесного уровня ВНП (Y*), при котором сбережения равны инвестициям I*.

Какие варианты денежно-кредитной политики могут применяться:

· Если равновесному ВНП на уровне Y* сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то Центральный Банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рот инвестиций и ВНП.

· Если равновесному уровню ВНП (Y*) соответствует инфляция спроса, то Центральный банк прибегает к политике дорогих денег , которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.

Изменение величин процентных ставок, инвестиций и ВНП будут зависеть от определенной формы кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем круче кривая спроса на деньги, тем сильнее будет влияние изменения предложения денег на процентную ставку (см. рис.5.4). Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на объем инвестиций и на ВНП, чем более пологой будет кривая спроса на инвестиции (см. рис.5.5).

Существует проблема обратной связи, которая усложняет результативность денежно-кредитной политики.Надо признать, что уровень ВНП также может определять равновесную ставку процента (движение от рис.5.6 к рис.5.4). Эта связь существует, т.к. относящийся к спросу на деньги для сделок компонент кривой спроса на деньги прямо зависит от уровня номинального ВНП. Рост ВНП, вызванный политикой дешевых денег, в свою очередь увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя усилия политики дешевых денег по понижению процента, и наоборот.

Таким образом, кейнсианский трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики можно представить следующим образом:

Изменение денежно-кредитной политики – изменение резервов коммерческих банков – изменение денежного предложения – изменение процентной ставки – изменение инвестиций – изменение номинального ВНП.

Если первоначально экономика работает не на полную мощность, изменения в инвестициях влияют на номинальный ВНП посредством изменения реального объема производства через эффект мультипликатора. Если же экономика достигает полной занятости, изменения в инвестициях воздействуют на номинальный ВНП через изменение уровня цен.

По мнению кейнсианцев, в цепи причинно-следственных связей есть много слабых звеньев, в результате чего денежно-кредитная политика является ненадежным средством стабилизации по сравнению с фискальной политикой. Она будет неэффективной в случае, если:

· кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута (см. рис.5.4, рис.5.5).

· возможно нестабильное смещение кривой спроса на инвестиции, при котором влияние изменений процентной ставки на инвестиционные расходы не проявится или ослабнет (см. рис.5.5).

· Если коммерческие банки не будут отвечать, к примеру, политике дешевых денег выдавать ссуды, а население не проявит желания брать кредиты.

Монетаристский подход к определению трансмиссионного механизма: Монетаристы видят в денежном предложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Они утверждают, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов – реальные и финансовые, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной, в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменения самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывают предсказуемое воздействие на уровень номинального ВНП.

Монетаристы полагают, что, хотя изменение денежного предложения (М) может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к таким изменениям, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаристы считают экономику внутренне устойчивой и стремящейся к объему производства на уровне полной занятости. Конкретный уровень этого объема зависит от таких реальных факторов, как количество и качество труда, земли, капитала и технологий. Здесь важно отметить, что если объем производства в условиях полного использования мощностей постоянен, то изменения М приведут только к изменениям цен (Р).

Норма обязательных резервов и ее функции. Фактические и избыточные резервы, ставка рефинансирования (учетная)

Обязательные резервы банков - устанавливаются Центральным банком РФ в виде нормы (доли, выраженной в процентах) по отношению к сумме привлеченных средств. Нормы обязательных резервов дифференцируются по видам вкладов (депозитов). Наиболее высока норма по вкладам физических лиц. Обязательные резервы в форме депозитов находятся в Центральном банке РФ. Обязательные резервы в определенной мере гарантируют возможность получения вкладов их владельцами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидностью банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. В сложной финансовой ситуации, когда, например, высоки темпы инфляции, повышение нормы обязательных резервов существенно сокращает общие кредитные ресурсы, увеличивается процент за кредит. А это уменьшает денежную массу, а, следовательно, снижает давление покупательного спроса на цены, блокируя инфляцию.

Резервная норма - это доля (в %) банк. вкладов, которая должна содерж. в качестве обязат. резервов в кассе банка, либо на его корреспондентском счете в Центробанке.

Избыточные резервы = фактические резервы -- обязательные резервы.

Функции резервной нормы:

  • 1) проведение межбанковских расчётов
  • 2) контроль за способностью отдельных коммерческих банков к кредитованию

Избыточные резервы - банк имеет право распоряжаться по своему усмотрению Избыточные резервы - сумма, на которую фактические резервы банка превышают его обязательный резерв. Избыточные резервы могут использоваться коммерческими банками для предоставления ссуд.

Фактические резервы - суммы банковских депозитов, то есть фактические вклады. Фактические резервы -- денежные резервы, полученные от вкладчиков, которыми владеет в данное время банк. На избыточные резервы банк может выдавать ссуды и получать с них процентный доход. Поэтому банки обычно стараются ограничить размеры своих обязательных резервов до допустимой величины, так как депозиты в Центральном Банке не приносят процентов.

Учетная ставка, или ставка рефинансирования - это %, под который Центробанк выдает ссуды другим банкам. Такие ссуды не требуют обязательного резервирования. Понижение ставки рефинансирования способствует расширению кредитования в стране и соответственно увеличивает предложение денег: более низкие ставки рефинансирования позволяют коммерческим банкам кредитовать предприятия и население также на более приемлемых условиях. Повышение учетной ставки оказывает обратное воздействие на денежное предложение.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама