THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Разработка плана финансового оздоровления банка. Регламентирована главным образом в документе БР, именуемом «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями» (письмо № 443 от 30.04.1997 г.). В соответствии с данными рекомендациями план санации должен включать в себя следующие 3 части.

Оценка ситуации в банке

Эта часть документа, занимающая в нем непропорционально много места, должна содержать самую разнообразную информацию о банке.

Во-первых, такиеобщие сведения, как: идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся операций; наименование территориального учреждения Банка России, контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды; БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России; местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; Ф.И.О., телефоны, факсы членов органов управления банка.

Во-вторых, тоже общие сведения о статусе банка, его участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная структура; филиалы, представитель­ства, дочерние и зависимые организации (их юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их деятельности); перечень участников, владеющих более 5% уставного капитала банка (их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно - сведения о каждом участнике, владеющем более 20% уставного капитала); количество участников (с разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в уставном капитале; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, в холдингах и финансово-промышленных группах (суммы и проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.

В-третьих, описание структуры органов управления и характеристики членов исполнительных органов банка (Ф.И.О., возраст, образование и квалификация, предыдущие 3 должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в данном банке, их доля в уставном капитале банка).

В-четвертых, характеристики кадров банка (количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).

В-пятых, общие сведения об аудиторе банка (наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии, выданной ей (ему) Банком России.

В-шестых, анализ роли и значения банка в экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке банковских услуг в регионе деятельности банка; круг его клиентуры, проводимые им операции; возможные последствия банкротства банка для банковской системы региона (страны).

Наконец, в-седьмых, изложение причин возникновения у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).

Для демонстрации динамики развития банка представляются его годовые ба­лансы за последние 5 лет (если банк существует менее 5 лет, то за все годы его функционирования).

Кроме того, в-восьмых, нужна развернутая информация о финансовом состоянии банка. Она в обязательном порядке должна включать в себя:

    отчетность по формам и срокам, предусмотренным в письме Банка России № 429 от 25.03.1997 г. « Об отчетности кредитных организаций, представляемой Банку России в рамках надзора» (по состоянию на последнюю отчетную дату);

    балансы дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату), доля банка в уставных капиталах которых составляет более 35%;

    перечень и суммы взаимных требований и обязательств банка и его дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату);

    источники формирования собственного капитала банка - в абсолютных суммах и процентах к общей сумме капитала (на последнюю отчетную дату);

    перечень дебиторов и кредиторов банка (на последнюю отчетную дату), на долю каждого из которых приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм требований (обязательств);

    характеристику качества кредитного портфеля (на последнюю отчетную дату):

состав просроченной кредитной задолженности, доля просроченных обязательств должников банка в общей сумме обязательств юридических и физических лиц перед ним, доля просроченной задолженности в общей сумме активов, полнота создания резерва на возможные потери от кредитной деятельности (абсолютные суммы, в процентах к сумме соответствующих активов, к общей сумме активов);

    перечень и сумму внебалансовых обязательств банка (на последнюю отчетную дату);

    структуру доходов и расходов (за последние 3 месяца) - расшифровка счетов в абсолютных суммах и в процентах к общей сумме;

    средневзвешенную стоимость привлеченных средств, в том числе межбанков­ских и клиентских, средневзвешенную доходность активов, в том числе работаю­щих, совокупных, размещенных на межбанковском рынке, выданных кредитов, размер процентной маржи (на последнюю отчетную дату);

    среднемесячный размер административно-хозяйственных расходов (за последний год);

    описание ситуации и оценки рисков банка (валютного, процентного, кредитного, депозитного, отраслевого);

    перечень и расшифрованные суммы взаимных требований и обязательств банка и его участников и их аффилированных лиц (на последнюю отчетную дату);

    оценку состояния и рыночной стоимости инвестиций банка в основные средства (здания и сооружения, капитальные вложения), в ценные бумаги и т.п. (на последнюю отчетную дату);

    данные о взносах банка в фонд обязательных резервов Банка России (за последние 6 месяцев).

Мероприятия, направленные на оздоровление банка.

Основной и по сути единственной целью таких мероприятий является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе.

Здесь необходимо конкретно отразить такие вопросы, как:

    способы, мера и условия участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;

    сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);

    источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);

    возможности и способы реализации имущества и других активов;

прочие мероприятия, среди которых могут быть, например:

    изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления;

    повышение надежности внутреннего контроля;

    использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.);

    привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие разрешения (лицензии).

Должны быть назначены ответственные исполнители, календарные сроки, этапы выполнения всех намеченных мероприятий, а также доходность, которую они должны обеспечить.

Результаты санирования.

Под результатами финансового оздоровления банка понимаются ориентировочные показатели, планируемые:

    на конец каждого квартала в период санации;

    на момент завершения санации.

Имеются в виду показатели, отражающие:

    динамику выполнения банком обязательных экономических нормативов;

    изменение объема собственного капитала банка;

    изменение величины сумм, не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах.

Разработать качественный план санации непросто; существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать хорошее знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники территориального учреждения Банка России, в полномочия которых входит оценка качества такого плана и его утверждение.

Рассмотрение плана санации в территориальном учреж­дении Банка России. Процедура рассмотрения в территориальном учреждении БР представляемых банками планов санации изложена в разделе 5 Инструкции № 84 и в | Указании № 18-У от 13.11.1997 г., содержащем новую редакцию «Методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации» (прежняя редакция была утверждена письмом Банка России № 513 от 8.09.1997 г.). Эта сложная процедура состоит из следующих моментов.

Процедурный аспект рассмотрения плана санации:

1. План должен содержать полный пакет документов в соответствии с Письмом Банка России № 443 от 30.04.1997 г. Если представленный пакет документов не соответствует установленным требованиям, то территориальное учреждение Бани России вправе потребовать от банка привести его в соответствие с такими требованиями. Датой представления плана в территориальное учреждение Банка России считается дата его получения данным учреждением.

2. Территориальное учреждение вправе потребовать от банка представить аудиторское заключение о реальности плана. Если в самом требовании Банка России о финансовом оздоровлении банка уже было предписано представить аудиторское заключение, то план не будет принят без такого заключения.

В срок не более 10 дней с момента представления плана территориальное учреждение должно его рассмотреть и подготовить свое мотивированное заключение по нему. Заключение готовится в соответствии с Указанием № 18-У. В нем обязательно должен содержаться вывод либо о признании плана реальным, либо требующим дора­ботки, либо нереальным. Заключение территориального учреждения вместе с планом направляется в центральный аппарат Банка России (департамент санирования).

3. В срок не более 5 рабочих дней с момента подготовки положительного в целом заключения по плану территориальное учреждение должно направить банку требование о начале осуществления плана с учетом необходимой его доработки. Указанное требование (примерное) составляется по следующей форме (приложение 4 к Инструкции № 84).

Начиная c конца 70-х годов XX столетия и по настоящее время банковские кризисы наблюдались в более чем 70 странах мира, включая развитые страны (США, Испанию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Японию), развивающиеся (большинство стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, многие страны Африки) и страны с переходной экономикой. Многие кризисы - более чем в 50 странах мира - относят к системным кризисам на основе оценок собственного капитала банковской системы.

Исходя из этого, проблема скорейшего и наиболее эффективного преодоления банковских кризисов, создания необходимой законодательной базы, средств борьбы и организационной инфраструктуры для их предотвращения либо смягчения их последствий в будущем, имеет многолетнюю историю.

При этом, несмотря на существенные различия в политике и экономике, правовых системах государств, испытавших на себе банковские кризисы, анализ применённых ими индивидуальных "рецептов" их преодоления позволяет говорить о единой, выработанной годами и опытом поколений системе унифицированных, схожих подходов и методов.

Классическим примером реструктуризации банковской системы страны с развитой капиталистической экономикой принято считать опыт Соединенных Штатов Америки, сформировавшийся под воздействием и в процессе восприятия уроков банковских кризисов 30-х годов, а также конца 80-х - начала 90-х годов. Первым этапом формирования механизма реструктуризации банковской системы США после Великой депрессии 1929 - 1933 гг. стало принятие законов об учреждении двух корпораций: Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC - Federal Deposit Insurance Corporation) - создана в 1933 году; и Федеральной корпорации страхования ссуд и сбережений (FSLIC - Federal Savings and Loan Insurance Corporation) - создана в 1934 году.

С момента своего создания FDIC действует как независимое страховое агентство и выполняет в отношении банков и ссудо-сберегательных ассоциаций - членов корпорации следующие функции: страхует вклады, гарантируя (в определенных пределах) их сохранность на счетах кредитных учреждений - членов корпорации; представляет займы или приобретает активы у своих членов для облегчения их финансового положения или предотвращения банкротства, а также выступает распорядителем имущества в случае банкротства и ликвидации банка; осуществляет надзор и контроль за деятельностью кредитных учреждений- членов корпорации.

Выступая в качестве распорядителя активов и имущества обанкротившихся кредитных учреждений, корпорация берет на себя обязательства перед кредиторами распорядиться собственностью банка-банкрота таким способом, чтобы максимально удовлетворить их требования. Для этого закон наделяет корпорацию широкими полномочиями, обеспечивающими эффективное управление имуществом. В частности, FDIC может ускорять и упрощать процедуру ликвидации обанкротившегося кредитного учреждения в целях максимизации эффективности процесса ликвидации и сокращения издержек на его проведение.

В США деятельность федеральных агентств, связанная с решением проблем банка-банкрота, носит название "урегулирование" (resolution) и включает в себя разработку и реализацию специальных планов ликвидации или санирования обанкротившихся или находящихся на грани банкротства кредитных учреждений. Главная цель разрабатываемых мер: защитить застрахованные вклады, минимизировать издержки по созданию соответствующего страхового фонда. Методы урегулирования обычно включают в себя выкуп или принятие ответственности по обязательствам обанкротившегося банка для их последующей реализации; трансферт застрахованных депозитов и прямую выплату депозитов. Урегулирование допускает также оказание помощи кредитному учреждению.

В ссудо-сберегательной сфере вопросами страхования и урегулирования обязательств обанкротившихся кредитных учреждений до 1989 г. занималась Федеральная корпорация страхования ссудо-сберегательных ассоциаций (FSLIC). Эта корпорация действовала под руководством Федеральной системы банков жилищного кредитования (FHLBB - Federal Home Loan Bank Board), предоставлявшей средства ссудо-сберегательным ассоциациям и иным организациям, действующим на ипотечном рынке. Разрешая проблемы обанкротившегося ссудо-сберегательного учреждения, FSLIS руководствовалась общепринятыми принципами урегулирования.

Однако в конце 80-х - начале 90-х годов банковскую систему США поразил финансовый кризис, который в значительной степени стал следствием либерализации кредитной сферы, отмены ограничений на величину процентных ставок по вкладам и займам кредитных учреждений, повышения потока страхования депозитов и допуска ссудо-сберегательных учреждений на рынок коммерческих кредитов.

За период кризиса (1980-1994 гг.) в США были ликвидированы или получили финансовую поддержку от FDIC 1617 банков с совокупными активами в 302,6 млрд. долл., прекратили существование или были взяты под государственную опеку 1295 ссудо-сберегательных ассоциаций с активами в 621 млрд. долл. В ссудо-сберегательной сфере в конце 80-х годов банкротство кредитных учреждений достигло таких масштабов, что несостоятельной оказалась сама FSLIC. По мере нарастания кризиса в ссудо-сберегательной сфере и роста числа обанкротившихся банков у законодателей появилось осознание необходимости усиления контроля за деятельностью кредитных институтов со стороны надзорных органов.

Конгрессом США в 1989 г был принят Закон о реформировании, восстановлении, а также принудительном взыскании по обязательствам финансовых учреждений (Financial Institutions Reform, Recovery and Enforcement Act - FIRREA). Закон расширил права надзорных органов и ужесточил требования, предъявляемые к банкам в части соблюдения банковских стандартов, повышения "безопасности" операций, неукоснительного исполнения соответствующих законодательных актов. Закон реформировал федеральную систему регулирования финансовой сферы. В соответствии с указанным законом была упразднена FSLIC и создана Трастовая корпорация по урегулированию (Resolution Trust Corporation - RTC), на которую были возложены задачи по управлению активами и ликвидации значительного количества обанкротившихся ссудо-сберегательных ассоциаций.

Существенно были расширены права и обязанности FDIC, в частности, в ее ведение передавалась RTC, и оба эти агентства получили право самостоятельно брать на себя функции управляющего имуществом несостоятельного кредитного учреждения. Корпорация RTC получила полномочия по расследованию деятельности и судебному преследованию банкиров, виновных в доведении банков до банкротства. Другим "завоеванием" закона FIRREA является запрет на профессию: любому бывшему банковскому служащему, осужденному за финансовые преступления, запрещено занимать какие-либо должности в банковском секторе в будущем.

Корпорация RTC, созданная для урегулирования крупнейшего банковского кризиса в истории Америки, 31 декабря 1995 г. прекратила свое существование. За шесть лет работы Корпорация RTC приняла под управление и провела ликвидацию 747 неплатежеспособных ссудо-сберегательных ассоциаций, или около 40 % общего их количества. При этом ситуация, в которой приходилось действовать RTC, была крайне неблагоприятной. На конец 1990 г - первого года деятельности корпорации - под ее опекой оказалось 531 несостоятельное кредитное учреждение с общими активами в 278,3 млрд. долл. В отличие от FDIC, RTC не имела собственных страховых фондов и могла рассчитывать только на средства, выделяемые Конгрессом США, или на иные внешние источники финансирования. Однако идея использования государственных ассигнований на урегулирование обязательств банков была крайне непопулярной, в связи с чем деятельность RTC финансировалась поэтапно, причем на каждой стадии выделение средств требовало одобрения Конгресса США и принятия специального закона. Все это затрудняло долгосрочное планирование процесса урегулирования.

FDIC и RTC использовали различные методы урегулирования обязательств обанкротившихся кредитных учреждений. До начала 80-х годов FDIC обычно в случаях банкротства использовала метод покупки и принятия ответственности по обязательствам (Purchases and. Assumption - P a. A), при котором покупатель обанкротившегося банка, приобретая его активы, брал на себя и выполнение его обязательств. В случае, когда покупатель отсутствовал, FDIC прибегала к практике возвращения вкладчикам депозитов в сумме, соответствующей страховому фонду. Прочие обязательства банка FDIC принимала на себя в качестве управляющего имуществом банка-банкрота.

В начале 80-х годов, когда банкротства были не столь частыми, FDIC больше внимания уделяла надежности и устойчивости вновь создаваемого банка, чем проблеме скорейшего перехода активов от банкрота к покупателю. Однако по мере увеличения числа банкротств FDIC стал проводить политику быстрой продажи возможно большей части активов обанкротившихся кредитных учреждений и возврата их в частный сектор. Всего из 1617 неплатежеспособных банков было продано 1188 банков, активы которых составили 204 млрд. долл. Аналогично действовала и RTC, которая проводила операции по урегулированию с помощью метода покупки и принятия ответственности по обязательствам. Из 747 ликвидированных ссудо-сберегательных ассоциаций было продано 497 (66,5%).

Если покупатель в ходе процесса урегулирования не был найден, тогда FDIC и RTC осуществляли выплату застрахованного депозита владельцам либо самостоятельно, либо через другие финансовые учреждения, выступающие в качестве агентов. Вкладчики, чьи депозиты не были застрахованы или вложенные средства которых превышали страховой лимит (у FDIC - лимит составляет 100 000 дол.), получали наряду с другими кредиторами несостоятельного банка специальный сертификат, дающий право на часть средств, которые поступят от продажи имущества банкрота.

Помимо операций по ликвидации неплатежеспособных учреждений, FDIC оказывала проблемным банкам финансовое содействие в целях предотвращения их банкротства. Обычно в ходе так называемого содействия действующему банку (open bank assistance - OBA) FDIC требовало от банка совершенствования (изменения) системы управления, установления процентных ставок по акциям на уровне номинала и создания стимулов для привлечения частных капиталов. Во многих случаях эти меры использовались для облегчения продажи или слияния проблемного банка с другими финансовыми институтами. В годы кризиса такое содействие было оказано только 133 банкам, но в большинстве случаев речь шла о крупных банках, ликвидация которых была нежелательной. Начиная с 1992 г. FDIC практически не прибегала к этой практике, а закон 1993 г. запретил использовать средства страховых фондов в интересах акционеров обанкротившихся учреждений.

В качестве способа оказания содействия проблемным финансовым учреждениям использовалась также практика заключения "соглашений о поддержании уровня дохода". Подобное соглашения заключались, как правило, с небольшими сберегательными банками, чтобы принудить их пойти на слияния с более устойчивым банком или ссудо-сберегательной ассоциацией. При этом FDIC гарантировала участникам сделки рыночный доход на приобретенные активы и брала на себя риск, связанный с изменением процентной ставки. Вкладчики и кредиторы в ходе таких операций не несли никаких потерь.

Еще одним щадящим методом регулирования стала программа NWC (Net Worth Certificate), целью которой было предоставление банку, испытывающему финансовые трудности вследствие изменения учетного процента, времени для устранения возникших трудностей и восстановления размеров капитала до необходимого уровня. В рамках указанной программы FDIC выдавала банку на часть суммы текущих потерь (обычно 50-70%) вексель в обмен на банковские сертификаты, которые в целях учета и контроля рассматривались как часть капитала банка. По этой схеме помощь была оказана 29 банкам, из которых 22 получили только сертификаты; 4 банкам, кроме сертификатов, были предоставлены дополнительные финансовые средства; еще 3 банка были реорганизованы в форме слияния с более устойчивыми банками.

Для разрешения проблем крупных банков со сложной финансовой структурой банковский закон 1987 г. ввел в практику FDIC создание так называемых бридж-банков (bridge bank). Бридж-банк создавался FDIC и действовал под ее контролем для ведения операций обанкротившегося банка и оказания банковских услуг клиентам до тех пор, пока не будет окончательно разрешена проблема его несостоятельности. Эта временная структура позволила FDIC взять под свой контроль всю деятельность банка-банкрота, стабилизировать ситуацию и определить стратегию урегулирования. Обычно срок функционирования бридж-банков составлял 2-3 года. Всего в США было создано 32 таких банка для 114 обанкротившихся кредитных учреждений.

RTC не была уполномочена создавать бридж-банки, но имевшееся у нее право устанавливать опеку (полный контроль за деятельностью) над несостоятельными ссудо-сберегательными учреждениями по процедуре и по сути было очень близко к практике урегулирования с помощью бридж-банков. Опека (контроль), которая устанавливалась очень часто на неограниченный срок, позволяла RTC начинать процесс реализации активов проблемных ссудо-сберегательных учреждений для получения необходимых для процедуры урегулирования финансовых средств. В отличие от FDIC, чаще использующей поэтапное урегулирование и ликвидацию банков-банкротов, RTC делала акцент на максимально быструю продажу привлекательных активов на этапе опеки, в то время как реализация проблемных обязательств проводилась на стадии ликвидации. Корпорация активно использовала в своей практике опеку, через которую прошло 706 сберегательных учреждений.

Всего в 1980-1994 гг. в ходе урегулирования FDIC продала новым владельцам активы несостоятельных банков на сумму 230,6 млрд. долл., что составляет 76% всех активов банков-банкротов. RTC взяла под свой контроль активы проблемных ссудо-сберегательных учреждений в размере 402,6 млрд. долл., из них 157,7 млрд. долл. (39%) были проданы на стадии опеки, 75,3 млрд. долл. (19%) были куплены новыми владельцами в ходе процедуры урегулирования и 169,6 млрд. долл. (42%) остались в распоряжении RTC для их реализации в ходе проведения ликвидационных процедур.

Вместе с тем, для России, как и всех стран бывшего Советского Союза, находящейся в стадии перехода к рыночной экономике, особый интерес представляет опыт реструктуризации банковских систем в странах с переходной экономикой. Как отмечает большинство зарубежных экономистов, в странах с переходной экономикой "выход из кризиса более сложен, чем в промышленно-развитых странах", но одновременно именно банковский кризис, банковская паника в условиях ужесточения рыночной дисциплины ускоряют процесс слияний и поглощений банков, что способствует укреплению и оздоровлению национальной финансовой системы».

Одним из положительных примеров является опыт разрешения кризисной ситуации в Чили в 1982-1983 г.г., когда на грани банкротства оказались почти все кредитные учреждения страны, и попытки санировать небольшие банки путем передачи части их активов кредиторам оказались не удачными, что привело к закрытию 4 коммерческих банков, потери вкладчиков которых составили до 30 % от суммы депозитов.

Реструктуризация банковской системы Чили началась с 1984 г., когда Центральный банк начал выдавать стабилизационные кредиты на поддержание ликвидности банков и выкупать их безнадежные ссуды либо обменивать неработающие активы на ликвидные. Национальный банк определил общий лимит на покупку сомнительной и безнадежной задолженности у банков, который был распределен пропорционально сумме такой задолженности в их портфелях. При этом банки могли продать сомнительные вложения на сумму, не превышающую 150% от размера собственных средств (капитала). Для участия в этой схеме банки должны были обслуживать кредиты, предоставленные Центральным банком. Оплата активов, покупаемых у проблемных банков, производилась Центральным банком путем выпуска векселей. В 1985 г. правительство Чили для повышения уровня капитализации проблемных банков до международных стандартов покупало их акции через государственный банк развития.

В ряде банков был введен прямой государственный контроль. При этом их рекапитализация осуществлялась путем дополнительной эмиссии акций, размещаемых среди мелких и средних инвесторов. Государство выступило гарантом по внешним долгам частных банков. К концу 1985 г. размер долгов, перешедших к Центральному банку Чили, втрое превысил совокупный капитал проблемных банков и достиг 6 млрд. долл. (25 % ВВП).

Осуществлением программы реструктуризации банковской системы в Чили занималась государственная Корпорация содействия развитию (CORFO), в результате действий которой практически полностью были выполнены обязательства банков по депозитам физических и юридических лиц. Количество частных банков сократилось с 22 до 15, но при этом были сохранены все крупнейшие банки и уже к 1987 г. они восстановили нормальную деятельность. После 1986 г. ни один коммерческий банк не был признан неплатежеспособным.

В Аргентине в случае ухудшения финансового положения банка надзорный орган - Генеральная инспекция вправе (по предварительному разрешению Центрального банка) временно приостановить частично или полностью операции банка на срок до 30 дней (срок может быть продлен до 90 дней) с целью проведения детального анализа его финансового положения. Кроме того, Центральный банк имеет право назначить временную администрацию с целью вывода из кризисной ситуации проблемного банка, который должен разработать подробный план мероприятий по финансовому оздоровлению.

В ходе разрешения проблем банковского кризиса органы государственной власти Аргентины оказывали дифференцированную поддержку, в первую очередь более надежным банкам. Средним и крупным банкам, испытывающим временные проблемы с ликвидностью из-за оттока клиентов, выдавались кредиты Центрального банка Аргентины и Banco de la Nacion Argentina. Мелкие банки подлежали слиянию и поглощению. Более того, в мелких банках, находящихся на грани банкротства, были приостановлены операции, и они подлежали санации, продаже либо ликвидации. Одновременно 12-15 государственных банков, принадлежавших администрациям провинций Аргентины, подлежали приватизации.

В 1995 г. был создан Фонд капитализации проблемных банков, управление которым было возложено на Министерство финансов. Ресурсы Фонда в размере 3 млрд. долл., полученные за счет повышения на 2 % уровня резервных требований, размещения на внутреннем рынке государственных облигаций на 2 млрд. долл. и кредита Всемирного банка в сумме 500 млн. долл., использовались не столько для предоставления кредитов проблемным банкам, сколько для покупки их акций и предоставления финансовой и технической помощи при слияниях и иных формах реорганизации в обмен на гарантии со стороны банков, включая их акции, и размещения активов и пассивов проблемных банков. Деятельность Фонда способствовала сокращению числа финансовых институтов с 205 до 145, в том числе наиболее мелких корпоративных банков - с 38 до 8.

Выкуп "плохих" долгов проблемных банков осуществлялся не государством, а пятью крупнейшими коммерческими банками, которые в 1995 г. по согласованию с Центральным банком создали специальный трастовый фонд. Чтобы компенсировать затраты этих банков, им снизили норматив резервных требований. Комплекс мер по преодолению банковского кризиса позволил обеспечить стабилизацию банковской системы в течение одного года. Однако за это время заметно усилились позиции иностранных банков, доля которых в суммарных активах банковской системы Аргентины достигла 42 %. Запрет Центрального банка Аргентины на открытие новых отделений банков стимулировал процесс слияния. Подход, при котором основные задачи по решению проблем платежеспособности проблемных банков были возложены на новых владельцев, обусловил малые расходы государства, которые составили только 0,3% ВВП.

Не менее полезным представляется и опыт стран, вовлеченных в финансовый кризис в странах Азии, к числу важнейших причин которого, по оценкам зарубежных специалистов, "можно отнести: структурные слабости финансово-банковской системы этих стран; чрезмерное накопление краткосрочных и портфельных вложений, что усилило уязвимость национальной экономики; глубоко укоренившиеся традиции неэффективного государственного управления, пронизанного коррупцией, что привело к развитию так называемого "приятельского капитализма".

Опыт реструктуризации банковских систем стран Закавказья и Центральной Азии убедительно свидетельствует о наличии общих принципов: проведение комплекса мер, направленных на достижение макроэкономической стабильности, и совершенствование законодательной среды и банковского надзора; согласованность действий Центральных банков с органами государственной власти и приватизация государственных банков; ликвидация неплатежеспособных банков и рекапитализация банков, банкротство которых может привести к системному кризису; разработка банками планов финансового оздоровления и контроль Центральных банков за ходом их выполнения.

Таким образом, исследование механизма реструктуризации банковской системы и опыта разрешения системных банковских кризисов в различных странах позволяет сделать ряд выводов, имеющих теоретическое и практическое значение для анализа участия Банка России в реструктуризации банковской системы и выработке путей совершенствования этой работы. Несмотря на создание механизмов по разрешению конкретных кризисных ситуаций в каждой отдельной стране, кризисы возникают и возникать будут. Они носят объективный характер и имеют специфику, формируемую под воздействием конкретно-исторического этапа развития экономики страны, в которой возникают, а также под влиянием все новых и новых факторов, появление которых зачастую не возможно предсказать.

Проведенное исследование показало, что кризис может быть и отражением не только углубления макроэкономических диспропорций, но и неразрешенных проблем или диспропорций, возникающих вследствие ускоренных структурных преобразований, либерализации экономики и недооценки роли государственного регулирования в развитом рыночном хозяйстве, что продемонстрировал опыт ряда стран переходной экономики, а также России и других стран бывшего Советского Союза.

Отдельные попытки выхода из кризиса за счет выплат из фондов страхования депозитов или других банковских страховых фондов, привлечения частных, в том числе иностранных инвестиций, оказались малоэффективными. Усугубление кризисных проблем приводит к общественному осознанию необходимости государственной поддержки банков и выработке правительственных программ по реструктуризации банковской системы, формированию специальных механизмов реструктуризации. Как показывает международный опыт, несмотря на различие причин возникновения кризиса, как правило, разрешение его последствий основано практически на единых основных условиях и принципах.

Исследование опыта разрешения кризисных ситуаций в странах с развитой экономикой и с переходной экономикой, в том числе в странах-членах СНГ, свидетельствует о наличии причинно-следственной взаимосвязи между генезисом, институциональной структурой и потребностью в бюджетных средствах для разрешения банковских кризисов. В развитых капиталистических странах разрешение банковских кризисов происходило "легче", чем в странах с переходной экономикой, поскольку для этих целей уже имелись либо надлежащим образом организованная система банковского надзора и гарантийные фонды, либо осуществлялось государственное регулирование рыночной экономики, либо имелись другие отдельные элементы механизма реструктуризации банковской системы. При этом важно отметить, что сравнительная "легкость", в том числе и бюджетная, бесспорно была связана и с относительно устойчивой структурой банковской системы, многие из субъектов которой имели исторически длительный опыт деятельности.

Анализ опыта стран бывшего Советского Союза показал, что системные банковские кризисы в этих странах имеют общий характер не только с позиций дезинтеграционных процессов в рамках ретроспективы единого народно-хозяйственного комплекса, но и общие внутренние (региональные) причины с позиций выбора путей и форм перехода к рыночной экономике. Ускоренный переход к рыночным отношениям в банковской сфере при накопившихся неразрешенных проблемах и диспропорциях в странах бывшего Советского Союза и неизбежный отказ (вследствие опасений его переоценки) от государственного регулирования в период рыночной адаптации банковского сектора обусловили банковские кризисы в этих странах.

При этом позитивные изменения правовой среды, структуры банковских систем и признания необходимости государственного регулирования в послекризисный период позволяют сделать вывод о том, что волны этих кризисов явились катализатором рыночной адаптации банковских систем стран-членов СНГ.

После достижения более зрелых рыночных отношений, адекватной правовой среды и институциональной структуры, в странах с переходной экономикой становится возможным смещение акцента с действий по разрешению кризисных ситуаций в отдельных банках на формирование механизма финансового оздоровления на системной основе, предусматривающего выработку конкретных инструментов для устранения противоречий на ранних этапах их возникновения как средства предотвращения перерождения кризисной ситуации в системный кризис.

Наряду с введением жесткого регулирования и адекватного надзора за деятельностью банков и других финансовых учреждений, которые должны сопровождаться мерами по закрытию или перестройке обанкротившихся банков, гарантированию банковских вкладов и недопущению паники; совершенствование системы финансовой информации, в том числе введение международных стандартов учета и отчетности, для нашей страны, как и для других стран с переходной экономикой, особое значение приобретает, прежде всего, продолжение рыночной адаптации банковской системы на основе использования положительных элементов международного опыта на фоне обязательной структурной перестройки и оздоровления экономики.

На современном этапе процесс санирования кредитных организаций российском банковском секторе считается обыденным явлением. Санация (от латинского sanatio - лечение) является совокупностью мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций. Фактически санация происходит через выделение на льготных условиях под низкую процентную ставку санатору (лицу, которое осуществляет санацию) долгосрочных кредитных ресурсов в целях экономического оздоровления санируемого банка. Центральный банк Российской Федерации разрабатывает альтернативу выделению долгосрочных кредитов, однако на данный момент эта реформа находится на стадии переговоров.

Банк России занимается расчисткой банковского сектора от проблемных игроков с 2013 года. С тех пор регулятор отозвал лицензии у более 350 банков, среди которых не только мелкие банки, но и средние и даже крупные кредитные учреждения. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, порядка 70 % случаев отзыва лицензий у банков РФ связано с нарушением закона о борьбе с отмыванием преступных доходов.

Рисунок 1. Динамика признания банков банкротами за 2010-2018 гг.

На рисунке 1 прослеживается неоднозначная динамика признания банков банкротами, пик отзывов лицензий пришёлся на 2016 год (103 банка были признаны банкротами). К сожалению, ни один банк не застрахован от неприятностей. Даже самые успешные на сегодняшний день кредитные организации не могут быть уверены в том, что им не грозят проблемы в ближайшие 4-5 лет. Проблема банкротства банков остро встала во время кризиса 2008 -2016 годов, и остаётся нерешённой до настоящего времени.

По состоянию на конец 2017 г. Центральный Банк отозвал 51 лицензию на осуществление банковской деятельности: у банков – 47; у НКО – 4. Из них 41 участник страхования вкладов, 10 банков не принимали участия в страховании вкладов. По состоянию на 21.03.2018 г. Центральный Банк отозвал 11 лицензий на осуществление банковской деятельности .

В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2018 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 561, из которых 230 (41 %) можно отнести к крупным банкам. А на 01.01.2017 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляло – 623, из них - 246 (39,5 %) можно твёрдо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала.

Из общего количества банков и не банковских кредитных организаций на начало 2018 года - 277, или 49,4 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы за 2016 год - 12 300 000 человек получается, что на каждые 44,4 тысячи населения столицы приходится один банк .

Рисунок 2. Динамика количества санируемых кредитных организаций в России за 2010-2017 гг.

Рассмотрев данные, отражённые на рисунке 2 можно сказать, что за рассматриваемый период, было просанировано 33 кредитные организации, наибольшее число санаций произошло в 2014 и 2015 гг. (12 и 15 банков соответственно).

В настоящее время Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 320 кредитных организациях. Из них зарегистрировано в Москве и Московской области - 201, в других регионах - 119. В данных кредитных организациях 401 237 (данные на 23 марта 2018 г.) кредиторов, объем требований которых составляет 2 685 779,09 млн. руб. (данные на 23 марта 2018 г.). Количество ликвидационных процедур банков, которые осуществляло АСВ с начала своей деятельности в ноябре 2004 г. - 621. Количество завершённых ликвидационных процедур - 301 .

Таким образом, санация предприятий является финансовой и экономической процедурой улучшения состояния предприятия, предотвращения банкротства.

Основными методами санации могут выступать:

Сокращение (уменьшение) величины акционерного капитала с помощью сокращения объёма выпускающихся акций или при обмене акций на большинство из старых акций;

Предоставление субсидий правительством, льготных займов, льгот по ряду налогов от государства;

Проведение национализации предприятия;

Использование антимонопольных законов и прочее.

При проведении санации проводятся финансовые, экономические, производственные, технические, организационные и правовые мероприятий, которые направлены на то, чтобы достичь или восстановить платёжеспособность, прибыльность и конкурентоспособность банка-должника на длительное время. Особым пунктом в процедуре проведения санирования являются мероприятия, имеющие финансовый или экономический характер. Финансово-экономические мероприятиям отражают характер финансовых отношений, которые возникают на протяжении процесса мобилизации и использования внутренних и внешних источников санации банков. Ими могут выступать средства, которые были получены с условиями займов и собственности, на основании возвратном или безвозвратном. Главная цель финансовой санации в оптимизации финансового потока банков, заключается в следующем.

Финансовая санация должна: покрыть текущие убытки и устранить (ликвидировать) их причины; восстановить или сохранить ликвидность и платёжеспособность банков; улучшить структуру оборотного капитала; сформировать фонды финансовых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы провести мероприятия производственного, технического и организационного характеров. Санационные мероприятия, обладающие организационным или правовым характером имеют направленность на улучшение организационных структур банков, организационных или правовых форм ведения бизнеса, улучшение качества менеджмента, а также на то, чтобы освободить банк от производственных структур, не являющихся продуктивными, улучшить отношения между членами трудового коллектива.

Новый механизм санации через фонд консолидации банковского сектора эффективнее, в отличие от старого механизма. Старый механизм требовал больших затрат и длительных сроков оздоровления.

По мнению ЦБ, кредитная схема спасения банков, когда средства выделяются инвестору, а уже через него санируемому банку – неэффективна. Эта схема включает выдачу инвестору 10-летнего кредита по льготной ставке 0,51 % для закрытия проблемных зон в капитале санируемого банка. Раньше эти средства можно было вкладывать в рыночные инструменты под 10-12 % годовых, что позволяло инвесторам закрывать проблемные зоны в капитале банка. Сейчас, по мере снижения инфляции и вслед за ней процентных ставок, ЦБ необходимо увеличивать суммы кредита на санацию, чтобы покрыть отрицательный капитал банка. Другая негативная сторона применения старой схемы санации банков – санируемый банк мог нарушать нормативы в процессе финансирования, не боясь применения наказания со стороны ЦБ. Кроме того, в случае утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банк России будет вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств, а если данная величина имеет отрицательное значение – до 1 рубля. Управляющая компания может также приобрести не менее 75 % акций банка.

Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) - государственный надзорный орган, проводящий политику Центрального банка РФ в области санации коммерческих банков. Фонд создан 2 мая 2017 года на основании Федерального закона от 01.05.2017 № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Курировать работу фонда будет специализированная управляющая компания (УК), являющаяся автономным подразделением ЦБ РФ. До принятия поправок в законодательство санацией коммерческих банков занималось АСВ. Благодаря созданию ФКБС Банк России намерен перейти с кредитного механизма финансового оздоровления на капитальный, когда вместо льготного кредита проблемный банк напрямую докапитализируется Банком России.

Один из факторов почему ЦБ РФ ввёл данный механизм в работу – это состояние рубля в экономике. Сейчас снижаются темпы инфляции и процентные ставки, соответственно. Чтобы закрыть отрицательный баланс капитала в размере 10 млрд. руб. санируемому банку раньше нужно было выдать около 15 млрд. руб., при новой ситуации на рынке процентных ставок за 10 лет нужно выдавать сумму не менее 20 млрд. руб. Исходя из сложившейся ситуации, наиболее безопасным способом выступает докапитализация проблемных банков нежели выдача им кредитов.

Другой причиной введения нового механизма является не соответствующее распределение денежных средств, выдаваемых на санацию банков. Банки распоряжаются ими не по целевому назначению. Они инвестируют денежные средства в свои проекты, покупают ценные бумаги или выдают кредиты другим банком. В конце складывается связь взаимосвязанных элементов, в которой если на одно звено повлияет какой-то негативный фактор, то он повлияет на всех, что в свою очередь может привести к негативному влиянию на систему в целом .

Одним из вариантов финансирования собственных проблем банков, который можем дополнить набор инструментов антикризисного управления – это механизм bail-in. Данный механизм рассматривается Министерство финансов, как вариант работы со слабыми, близкими к банкротству, коммерческими банками. Идея bail-in заключается в том, что он даёт право физическими и юридическим лицам, владеющими депозитами в проблемно банке, на сумму более 1,4 млн. руб., становиться акционерами данного банка, при условии, что он продолжит свою деятельность после оздоровления. Разница между суммой вклада и страховой суммой должна идти на санацию этого банка. Это интересный механизм, так как он вроде бы не выпускает деньги вне банка, и не даёт абсолютной гарантии, что банк продолжит работать. По сути, эти люди могут стать держателями пустых бумажек .

Механизм санации в любом случае нужен. Этот механизм помогает развиваться банковской системе, помогает минимизировать риск, уменьшая шанс появления «черных лебедей» или нестабильных ситуаций в стране. ЦБ в свою очередь предложила взять функцию «оздоровления» на себя, создав специальную управляющую компании – Фонд консолидации банковского сектора. Фонд консолидации банковского сектора поможет увеличить стабильность в банковском секторе РФ, улучшит контроль за финансовым состоянием кредитных организаций и поможет эффективно решать проблемы банков. Впрочем, эффективность санации неправильно оценивать только по скорости оздоровления банка и отсутствию негативного влияния на рынок - конечным результатом должен быть возврат вложенных в спасение средств, указывают аналитики. Так как, при использовании нового механизма санации возврат вложенных денег произойдёт после продажи доли ЦБ в санируемом банке в рынок, но сделать это будет не так просто. Но, возможно, ЦБ как-то решит этот вопрос, например, реструктуризирует этот долг по более низкой ставке.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О несостоятельности (банкротстве)"
  2. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения: 28.03.2018).
  3. Агентство по страхованию вкладов/Оздоровление банков. - [Электронный ресурс]. - http://www.asv.org.ru/sanation/banks/ (дата обращения: 28.03.2018).
  4. ЦБ проанализировал ликвидацию кредитных организаций за десять лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9083502 (дата обращения: 28.03.2018).
  5. Волкова А. В. Практика санации кредитных организаций в РФ и ее эффективность // Молодой учёный. - 2016. - № 9. - С. 516-520.
  6. Вишневер В. Я. Некоторые проблемы санации проблемных банков в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1356–1360.
  7. Морозова М.П. Предпосылки создания интегрированных распределительных центров в России/ Журнал «Экономика и предпринимательство» - 2016 – №3 (ч.1)
  8. Огородникова Е.П. Налоги – основной источник доходной части бюджета государства / Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности – Самара, 2017г. – С.140-144.

Нестабильное экономическое положение государства, инвестирование денежных средств в проблемные отрасли, оформление непродуманных контрактов и кредитов могут привести к снижению ликвидности банковской организации, последствиями которой может стать банкротство. Если не принять своевременные меры, то ликвидация банка неминуема. Удачным решением в такой ситуации является проведение оздоровительного для финансового учреждения мероприятия – санации, основной целью которой является восстановление платёжеспособности банка.

Что значит санировать банк

Для того чтобы реализовать оздоровление банковской организации применяют метод санирования. Процедура санации банка – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление его платёжеспособности.

Перечень основных мероприятий, являющихся составляющими элементами санации, предусмотрен нормативными актами:

  • рационализация структуры заведения;
  • оформление реструктуризации кредиторской задолженности;
  • ликвидация банковских отделений;
  • сокращение персонала.

Часто процедура проводится в комплексе с реорганизацией банковской структуры и назначением временного управляющего. В соответствии с законодательством, оздоровление, способствующее восстановлению нормального функционирования банковского заведения, проводится страховым агентством, с которым у банка оформлен договор на страхование вкладов.

Необходимость в санирования банк определяет самостоятельно или в соответствии с предписанием Центрального Банка Российской Федерации по рекомендации агентства страхования вкладов. Проведение санирования актуально в случае, если прогнозируется, что проведение мероприятия поможет избежать банкротства и сохранить банк. Санация рекомендована для финансовых заведений, которые оказывают влияние на экономическое состояние страны. После окончания оздоровления банк продолжает вести финансовую деятельность, но уже с изменением названия заведения и его владельца.

Как правило, санируемый банк – это финансовое заведение, которое исправно функционировало на протяжении длительного периода времени, но ввиду сложившихся обстоятельств нарушило выполнение обязательств за счёт недостаточности денежных средств на счету, что обусловило снижение его ликвидности.

Санация считается проведённой успешно, если её результатом является предотвращение банкротства учреждения и восстановление до нормального уровня кредитных и финансовых характеристик.

Признаки проблемного положения банка, которые являются основанием для проведения санации

Причинами инициирования мероприятий по восстановлению нормального функционирования банка могут являться:

  • невыполнение требований кредитора о погашении задолженности на протяжении полугода, при условии, если займодатели обращались к заёмщику несколько раз;
  • отсутствие проводок финансовых операций, касающихся обязательных платежей на протяжении трёх дней после окончания конечной даты, установленной платёжным графиком по причине отсутствия денег на банковских счетах;
  • нарушение нормативных требований относительно размера капитала, который должен находиться во владении кредитной организации;
  • снижение размера банковского капитала на 20% по сравнению с его максимальной величиной за последний год;
  • снижение величины основного капитала ниже уровня уставного фонда, размер которого определён и нормируется учредительной документацией банка;
  • нарушение нормативных показателей платёжеспособности.

Следует отметить, что если нарушения в деятельности финансового учреждения были выявлены на протяжении двух лет с момента получения лицензии на проведение банковских операций, то оздоровить финансово-кредитную сферу санацией не удастся, поскольку нормативными актами в такой ситуации предусмотрен отзыв разрешительной документации с последующим банкротством и ликвидацией.

Действия представителей банковского учреждения при выявлении несоответствия нормативным требованиям его финансового положения

При самостоятельном выявлении финансовым учреждением хотя бы одного признака, свидетельствующего о нестабильном финансовом состоянии, банк должен инициировать проведение санации в соответствии с алгоритмом действий:

  1. Своевременное выявление проблемы снижения ликвидности руководителем организации.
  2. Возложение обязанности на руководителя банка (в десятидневный срок со времени фиксирования проблемы о ходатайстве) относительно инициирования процедуры санации в совет директоров. В документе следует отразить предлагаемые способы и методы санации, а также сроки её проведения.
  3. Уведомление Центрального Банка Российской Федерации о направлении ходатайства в пятидневный срок с даты подачи документа.
  4. Принятие решения о дальнейшей деятельности.
  5. Разработка плана деятельности, направленной на реализацию мероприятий по санации, на протяжении 30 дней при принятии решения Советом директоров о санации.
  6. Если Совет директоров не берёт на себя ответственность относительно инициации мероприятий по оздоровлению организации, то ходатайство следует подать в Центральный Банк России.

Полномочия контролирующих органов

Основными контролирующими органами банковских учреждений являются:

  • Центральный Банк Российской Федерации;
  • агентство, ответственное за реализацию оформления страховых процедур относительно вкладов банковских клиентов.

Эти организации имеют право контролировать порядок проведения финансовой и кредитной политики, а также идентифицировать уровень ликвидности организации.

Мероприятия, предшествующие процедуре восстановления банковских возможностей могут быть инициированы банком или контролирующими органами в несколько этапов:

  1. Подача отёчности банковским заведением.
  2. Выявление проблемной ситуации в деятельности финучреждения самостоятельно, Центральным Банком Российской Федерации или агентством по страхованию вкладов.
  3. Выдача предписания на имя руководителя финансовой организации о приведении в соответствие с требуемой пропорцией собственного и уставного капиталов. Предложенное мероприятие должно быть выполнено в указанный срок.
  4. Направление информаци и представителями Центрального Банка в агентство по страхованию вкладов о проведении санации проблемной компании.
  5. Оценка агентством целесообразности проведения мероприятия.
  6. Принятие положительного решения агентством о необходимости санации или обоснованного отказа в участии в мероприятии. Основанием для отказа в проведении оздоровительного мероприятия является необходимость вложения в него денежных средств в большом объёме.
  7. Принятие решения контролирующими органами о проведении типа мероприятия: отзыв лицензии или санирование проблемного банка.
  8. При принятом решении санировать финансовое учреждение контролирующие органы совместно должны разработать план действий .
  9. Информирование о снижении ликвидности банка в средствах массовой информации с целью привлечения инвесторов.
  10. Предоставление банковскому заведению кредита на погашение задолженности перед третьими лицами агентством по страхованию вкладов, а также сторонними инвесторами, которые впоследствии могут стать новыми владельцами банка.

При выявлении первых признаков надвигающегося финансового кризиса руководство банка может принять меры, предупреждающие дальнейшее падение ликвидности.

  1. Внести изменения в нормативные акты, касающиеся организационной структуры заведения, а также фактическая реализация их в хозяйственной деятельности.
  2. Инициировать оказание финансовой помощи учредителями и инвесторами.
  3. Выполнить рекомендации контролирующих органов относительно методов устранения несоответствий между размерами всех категорий капиталов, учитывая уставный фонд.

Нюансы управления банком в санируемом статусе

Банк Российской Федерации назначает временную администрацию, которая осуществляет на период санации руководство организацией. Руководитель временной администрации имеет право признать недействительными банковские сделки, совершённые до момента назначения нового руководства.

Порядок финансирования оздоровления

Проведение мероприятия финансируется за счёт:

  • государственного участия;
  • оказания помощи учредителями;
  • привлечения инвесторов.

Страховое агентство оказывает помощь проблемному банковскому учреждению, однако, не в состоянии в полном объёме финансировать процедуру санации.

Законодательством предусмотрено право агентства обращаться в Центральный Российский Банк для кредитования санируемого банка. Кредит выдаётся на пятилетний срок без залога и поручительства.

Санация банка – что это для вкладчика

Целью санации является восстановление платёжеспособности банка, поэтому удачное проведение оздоровления избавит банковское заведение от банкротства. Процедура выгодна для инвесторов всех категорий, относящихся как к физическим лицам, так и к субъектам предпринимательской деятельности – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она позволяет клиентам сохранить инвестиции, а не тратить своё время на оформление положенного законом страхового возмещения, размер которого может быть значительно меньше вложенных в банк денег.

Чем рискуют вкладчики?

Если санация не помогла финансовому учреждению решить проблемные вопросы, то клиентов, особенно относящихся к категории предпринимателей, ожидают неприятности, связанные с трудностями получения вложенных средств, которые, в случае банкротства, будут проходить поэтапно в соответствии с отнесением к определённой категории клиентов. Стоит отметить, что в такой ситуации собственные деньги можно не вернуть.

Чтобы понять, что такое санация банка для вкладчика, следует ознакомиться с сущностью процедуры. Она проводится для возобновления обеспечения финансовых гарантий, предоставляемых банковской организацией вкладчикам, и не оказывает влияния на его отношения с вкладчиками.

В период реализации санации банк гарантирует свои вкладчикам полную сохранность инвестированных средств . Если процедура была проведена успешно, то ликвидность банка восстанавливается, и все инвестированные ранее средства становятся доступны для снятия в соответствии с действующей инвестиционной программой. При этом учитывается как тело вклада, так и начисленные на него проценты с учётом временного периода проведения оздоровления. Если санация не принесла желаемого результата, то по отношению к финансовому учреждению инициируется процедура банкротства, с последующей его ликвидацией.

Задавая вопрос: «санация банка - что это для вкладчика?», следует знать, что для инвестора инициирование санации является более благоприятным решением, чем отзыв у банка разрешительной документации.

Неприятным моментом является необходимость блокировки средств инвесторов в период оздоровления, который обычно длится от двух недель до месяца.

Обычным явлением считается изменение условий сотрудничества в выгодную для клиентов сторону за счёт изменения условий программ инвестирования, обусловленных увеличением процентных ставок.

Преимущества финансового оздоровления выражается:

  • в возможности сохранения инвестированных средств, что актуально для клиентов, имеющих крупные вклады;
  • в возможности сохранения рабочих мест для персонала банка;
  • в выполнении всех финансовых обязательств, несмотря на новое руководство.

Если проблемный банк не выполнял предписания Центрального банка, нарушал нормативные требования, определяющие основы финансовой деятельности, а также если ему инкриминируются статьи, касающиеся раздела Уголовного Кодекса о мошенничестве или об отмывании денег, то такие банки лишат лицензии и инициируют их банкротство.

Финансовое оздоровление кредитной организации как мера по предупреждению банкротства. Содержание и критерии санации.

Одной из мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций, является финансовое оздоровление.

Финансовое оздоровление является досудебной процедурой, направленной на предупреждение банкротства банка.

Финансовое оздоровление в отношении кредитной организации осуществляется до подачи заявления о признании должника банкротом . Его цель - предупредить подачу заявления о признании кредитной организации банкротом путем восстановления платежеспособности.

Финансовое оздоровление кредитной организации направлено на восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и возврат кредитной организации к нормальной устойчивой работе. Для достижения положительного результата финансового оздоровления, восстановления платежеспособности необходимы своевременное начало и системный характер мероприятий. Системный подход к соответствующим экономическим решениям предполагает сочетание активной финансовой политики государства с усилиями самих кредитных организаций.

Суть финансового оздоровления банка заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на восстановление его ликвидности, возобновление прибыльной деятельности при условии выполнения всех требований банковского законодательства и обязательных нормативов деятельности банков, установленных Банком России.

При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

Для достижения положительного результата финансового оздоровления, восстановления платежеспособности необходимы своевременное начало и системный характер мероприятий. Системный подход к соответствующим экономическим решениям предполагает сочетание активной финансовой политики государства с усилиями самих кредитных организаций.

Контроль над проведением данной меры осуществляет Банк России , а не арбитражный суд.

Банком России для кредитных организаций установлены критерии, определяющие необходимость осуществления финансового оздоровления. В настоящее время вместо определения финансового состояния банков применяется порядок оценки их экономического положения (указание ЦБ РФ N 2005-У). Новый порядок отменяет деление банков на категории ("финансово стабильные" и "проблемные"). На смену этим категориям пришли 5 классификационных групп.



Уточнена методология оценки качества управления банка. Так, выделена в самостоятельный компонент оценка прозрачности структуры собственности банка. Перечень показателей оценки качества управления банком дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления стратегическим риском. Данный показатель определяет, насколько развитие деятельности кредитной организации носит плановый характер, устанавливают ли акционеры банка целевые ориентиры его деятельности, контролируется ли их выполнение советом директоров.

В отношении небанковских кредитных организаций оценка финансового состояния осуществляется в соответствии с указанием ЦБ РФ N 766-У.

Наличие четких критериев финансово-экономической ситуации, при которой требуется внедрение мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, делает прогнозируемым и понятным поведение всех задействованных в данной процедуре субъектов.

Управление кризисным состоянием в кредитной организации предполагает целевой набор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для ее финансового оздоровления. К числу оперативных мер по финансовому оздоровлению кредитной организации относятся:

1) оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

2) изменение структуры активов и пассивов кредитной организации;

3) изменение организационной структуры кредитной организации;

4) приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

5) иные меры.

Применение перечисленных основных групп экономических мер направлено на восстановление устойчивости банка . Рассмотрим содержание указанных мер подробнее.

I. Наиболее эффективной оздоровительной мерой является оказание банку финансовой помощи со стороны его учредителей (участников). Такая помощь может исходить также от кредиторов и иных лиц, заинтересованных в преодолении банком временных финансовых трудностей, в частности Агентство по страхованию вкладов.

Формы финансовой помощи , которая может быть оказана кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами:

Размещение денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

Предоставление поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

Предоставление отсрочки и (или) рассрочки платежа;

Перевод долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

Отказ от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

Дополнительный взнос в уставный капитал данной кредитной организации;

Прощение долга кредитной организации;

Новация, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

1) Вкладные (депозитные) операции банка - это часть его пассивных операций, результатом проведения которых должно являться увеличение той части привлеченных средств банка, которая формируется за счет добровольного размещения у него клиентами (физическими и юридическими лицами), а также другими кредитными организациями своих временно свободных денег на согласованных сторонами условиях в качестве банковского вклада или депозита.

Особенности вкладов (депозитов), рассматриваемых в качестве формы финансовой помощи кредитной организации. Во-первых, установлен срок - не менее 6 месяцев. Привлечение средств на определенный срок более привлекательно для банка, поскольку он может более уверенно планировать свою деятельность (проведение активных операций) и поддерживать свою ликвидность с меньшим оперативным денежным резервом. Срочные вклады отличаются от вкладов до востребования более высокой ставкой процентов на сумму вклада и в этом смысле обходятся для банка несколько дороже. Отсюда вторая особенность - на сумму вклада договором устанавливаются проценты по ставке , не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России.

2) Увеличение собственного капитала кредитной организации сопряжено с увеличением ее долгосрочных пассивов. Увеличение собственного капитала возможно путем дополнительных взносов в уставный капитал, наращивания капитала за счет нераспределенной прибыли, привлечения средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты), путем привлечения субординированных кредитов (займов), получения займов (например, облигационных) от юридических и физических лиц и т.д.

Увеличение уставного капитала может осуществляться за счет:

Денежных средств юридических или физических лиц в валюте РФ и (или) иностранной валюте, а также за счет имущества в неденежной форме;

Имущества кредитной организации в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Денежные средства на банковских счетах и во вкладах в кредитной организации могут быть использованы ее кредиторами для увеличения уставного капитала кредитной организации в порядке

3) Поручительство , как и банковская гарантия, является одновременно и способом обеспечения кредитного обязательства, и формой финансовой помощи кризисной кредитной организации при предоставлении ей кредита другой кредитной организацией.

В ст. 361 ГК РФ дано следующее определение поручительства: "По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части". При обеспечении кредитных обязательств договор поручительства заключается между банком-кредитором и поручителем должника.

Договор поручительства обычно направлен на обеспечение выполнения основного обязательства должником. Потому выдача поручительства после нарушения должником обеспечиваемого обязательства невозможна.

4) В том случае, когда договор поручительства все же заключается после того, как должник нарушил обеспечиваемое обязательство, такой договор может рассматриваться как соглашение о переводе долга при условии, что все три стороны выразили свое согласие с договором.

Договор о переводе долга регулируется ст. 391 и ст. 392 ГК РФ, рассматривается арбитражной практикой как двусторонний договор, заключаемый между первоначальным и новым должником с согласия кредитора. Главными правовыми последствиями договора перевода долга являются замена должника и перевод долга. Договор перевода долга, заключенный с согласия кредитора, может быть расторгнут также только с его согласия.

5) Банковская гарантия, как и поручительство, является способом обеспечения исполнения обязательства. В соответствии со ст. 368 ГК РФ "в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате".

Гражданским законодательством предусмотрен специальный состав для лиц, которые имеют право выдавать банковскую гарантию, это:

б) иные кредитные учреждения;

в) страховые организации.

В силу своей специфической деятельности данные организации имеют специальную правоспособность и действуют на основании лицензий.

6) Дополнительные взносы в уставный капитал могут делать как прежние, так и новые участники банка. Увеличение уставного капитала кредитной организации может производиться и за счет средств ее кредиторов, размещенных на банковских счетах и во вкладах.

Этот источник привлекателен тем, что не связан с необходимостью платить дополнительные налоги (в отличие от способа увеличения уставного капитала за счет прибыли). С другой стороны, использование рассматриваемого источника увеличения уставного капитала банка сопряжено с необходимостью выплаты дивидендов лицам, вложившим свои средства в пополнение капитала. Эта цена может оказаться тяжелым бременем для банка. Следует также отметить, что увеличение уставного капитала банка за счет дополнительных взносов может повлечь изменение долей участников в собственности банка, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия как для развития банка в целом, так и для отдельных групп его участников.

Увеличение уставного капитала кредитной организации за счет дополнительных взносов сопряжено с многочисленными ограничениями, установленными в законодательстве РФ и нормативных актах ЦБ РФ, затратами на эмиссию новых акций, с потерями, связанными с тем, что средства, идущие на пополнение уставного капитала акционерного банка, временно замораживаются на накопительном счете в ЦБ РФ. Кроме того, необходимо соблюсти процедуру регистрации увеличения уставного капитала, а также внести соответствующие изменения и дополнения в учредительные документы кредитной организации.

7) Прощение долга является одним из оснований прекращения обязательства, регулируется ст. 415 ГК РФ. Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества должника.

Следует учитывать, что закон определяет единственное ограничение, исключающее возможность прощения долга: если прощение долга может повлечь за собой нарушение прав третьих лиц. В литературе отмечается, что "суды весьма активно применяют эту норму при признании недействительными прощений долга, сделанных кредиторами, находящимися в состоянии, близком банкротству, и уж тем более - лицами, в отношении которых было возбуждено производство по делу о несостоятельности. Суды вполне справедливо указывают, что прощение долга в этом случае влечет за собой уменьшение конкурсной массы несостоятельного лица, за счет стоимости которой его кредиторы должны получить удовлетворение своих требований

8) В силу ст. 414 ГК РФ новация представляет собой соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

При возникновении финансовой нестабильности у кредитной организации ее учредители и иные лица могут использовать и иные формы финансовой помощи, способствующие устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Меры по предупреждению банкротства банков, участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, могут осуществляться Агентством путем :

1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников) (инвесторы);

2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть (приобретатели);

3) приобретения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России.

Эти меры осуществляются Агентством на основании соглашений (договоров).

Общий порядок проведения процедуры санации Агентством установлен законом и выглядит следующим образом.

В случае утраты банком финансовой устойчивости Банк России вправе направить Агентству предложение об участии в предупреждении банкротства этой кредитной организации. Работники Центробанка и АСВ могут провести совместную оценку финансового положения банка, на основании данных которой Агентство принимает решение об участии в санации либо отказывается от нее.

Ключевые мероприятия по финансовому оздоровлению проблемного банка фиксируются в плане участия Агентства в предупреждении его банкротства, который утверждается Агентством и Банком России, а его выполнение в дальнейшем постоянно контролируется. Кроме того, АСВ проводит непрерывный мониторинг финансового положения банка и его инвесторов.

После того как санируемая кредитная организация восстанавливает финансовую устойчивость, АСВ направляет в Банк России отчет о завершении проведения мер по предупреждению ее банкротства. В случае если Центробанк рассматривает и принимает его, мероприятия по финансовому оздоровлению банка завершаются, а сама кредитная организация продолжает осуществлять свою деятельность на общих условиях.

По сути, в законе перечислены два основных механизма реструктуризации банков :

Санация кредитной организации с привлечением частного инвестора или, в случае отсутствия такового на первоначальном этапе, с приобретением Агентством ее акций (долей в уставном каптале);

Так называемая частичная санация, предполагающая передачу обязательств и активов на эквивалентную сумму из проблемного банка в финансово устойчивый.

Выбор механизма санации зависит от перспектив восстановления банком нормальной деятельности.

1) Частичная санация применяется в том случае, если банк не может рассчитывать на ее продолжение в связи с низким качеством активов и отсутствием инвесторов. В таком случае представляется логичным сохранение части бизнеса путем ее передачи банку-приобретателю, выбранному на конкурсной основе. Преимущества данного метода заключаются:

В предотвращении массового оттока средств, находящихся во вкладах, поскольку при передаче обязательств сохраняются все условия обслуживания кредиторов;

В обеспечении сохранности филиальной сети проблемных банков, которая передается банкам-приобретателям по рыночной стоимости;

В возможности избежать массового сокращения персонала банков;

В экономии средств фонда обязательного страхования вкладов.

2) Наиболее предпочтительной формой финансового оздоровления банка является привлечение заинтересованных инвесторов, готовых вложить средства, необходимые для восстановления деятельности проблемной кредитной организации и ее дальнейшего развития. Также Агентство на условиях возвратности, срочности и платности может предоставлять финансовую помощь инвестору или проблемному банку на цели его финансового оздоровления. К этой группе также относятся те кредитные организации, акции которых приобрело Агентство, но по мере улучшения их финансового положения реализовало их путем публичной продажи. В результате данные банки возвращаются в рыночную среду.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама