THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Коммерческие банки ведут свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Работа по созданию коммерческого банка начинается с выбора его организационно-правовой формы.
Организационно-правовая форма коммерческого банка определяется ст. 1 Закона: «Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Согласно ст. 66 ГК РФ к хозяйственным обществам относятся акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Организационно-правовая форма является важным фактором при создании, становлении и дальнейшем развитии как банковского, так и иного хозяйствующего субъекта. От выбора правовой формы зависят возможности наращивания собственного капитала банка и привлеченных средств, характер и специфика организации управленческого процесса, формы и методы контроля. Для кредитного института этот вопрос приобретает особое значение, ибо природа бизнеса банка требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и в целом финансового рынка. К тому же величина уставного капитала, которая регламентируется при образовании и регистрации банка, является гарантом соблюдения интересов кредиторов, определяет рейтинг банка, а величина собственного капитала должна соответствовать обязательным нормативам, устанавливаемым Банком России.
Рассмотрим основные характеристики организационно-правовых форм коммерческого банка.
Согласно ст. 87 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников не может быть более 50. Если число участников общества превысит установленный предел, оно в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации.
Участники ООО вправе в любое время выйти из общества, независимо от согласия других его участников, а также продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам данного общества. Согласие общества или его участников на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества. Однако участники общества пользуются преимущественным правом покупки продаваемой (передаваемой) доли. При выходе участника общество обязано выплатить ему действительную стоимость доли или выдать в натуре имущество такой же стоимости в течение одного года с момента перехода к обществу доли, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.
Уставный капитал ООО состоит из номинальной стоимости долей его участников. Действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника.
Согласно ст. 96 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО, как и общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые.
Открытое акционерное общество (ОАО) характеризуется тем, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу в соответствии с действующим законодательством.
В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его участников или заранее определенного круга лиц. Поэтому ЗАО не может проводить открытую подписку на выпускаемые акции. Число участников ЗАО, как и ООО, ограничивается действующим законодательством. Превышение числа участников требует преобразования ЗАО в ОАО или ведет к ликвидации ЗАО.
В соответствии с ГК РФ общество с дополнительной ответственностью характеризуется тем, что его участники несут по обязательствам общества субсидиарную (дополнительную) ответственность своим личным имуществом. Этим можно объяснить тот факт, что банков в форме общества с дополнительной ответственностью в банковской системе России нет.
Выбор организационно-правовой формы коммерческого банка требует анализа преимуществ и недостатков каждой из них. Следует отметить, что ООО и АО являются достаточно близкими «по содержанию». Они представляют собой объединение капиталов, не требующее участия членов общества в его хозяйственной деятельности. Участниками хозяйственного общества могут быть и физические, и юридические лица. Все отношения внутри общества строятся «по капиталу»:
? каждый из участников (акционеров) обладает числом голосов, пропорциональным оплаченной доле уставного капитала;
? прибыль, подлежащая распределению, распределяется пропорционально приобретенным долям (акциям);
? имущество, остающееся после ликвидации общества, распределяется в том же порядке.
В чем же отличие ООО от АО? Преимущество (отличие) АО заключается в заложенной в его конструкции минимальной возможности «растаскивания» имущества. В то же время это преимущество ведет к определенному ущемлению прав акционеров, которые зачастую лишены возможности вернуть вложенные средства. Напротив, ООО дает возможность «изымать» вложенные средства через процедуру прекращения членства в обществе, однако это ведет к появлению вероятности потерь в имуществе общества.
Следует отметить, что банковское законодательство частично нивелирует это негативное следствие выхода участника из общества. В частности, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает право участника выйти из состава банка только по истечении трех лет с момента его регистрации (ст. 11).
Преимуществом формы ОАО является то, что есть возможность увеличения капитала банка за счет привлечения инвесторов. Такой возможности нет у ООО и ЗАО. Учитывая то, что номинальная величина уставного капитала банка регулируется Банком России, такое преимущество ОАО можно считать достаточно значимым.
Реализация положений федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» для банковской сферы имеет существенные отличия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Так, в соответствии с банковским законодательством решение о государственной регистрации кредитных организаций принимает Банк России. В целях осуществления контрольных и надзорных функций он ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица. При этом они не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. В отличие от процедуры регистрации других организаций, к учредителям кредитной организации предъявляются следующие серьезные требования. Юридические лица должны иметь устойчивое финансовое положение, собственные средства для внесения в уставный капитал, должны осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года. Следует отметить, что требование о внесении собственных средств в качестве вклада в уставный капитал обязательно для всех хозяйствующих субъектов, однако для кредитных организаций оно становится наиболее значимым по причине того, что величина собственных средств (капитала) установлена Банком России в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро. Если в качестве учредителя выступает кредитная организация, она должна быть финансово устойчивой, в том числе в части выполнения обязательных резервных требований Банка России, а также достаточности капитала.
Еще одной особенностью регистрации кредитных организаций является порядок оплаты уставного капитала. Уставный капитал должен быть оплачен в полном размере в месячный срок со дня регистрации банка. Вклад в уставный капитал может быть в виде денежных средств как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, а также принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством, в котором может располагаться кредитная организация. Перечень иного имущества, которое может быть внесено в уставный капитал, устанавливает Банк России. Размер вклада в виде имущества в неденежной форме не может превышать 20 процентов уставного капитала. Кроме того, Банком России осуществляется контроль за приобретением акций (долей) создаваемой путем учреждения кредитной организации. Так, приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок более 5 процентов акций (долей) требует уведомления Банка, а пакета, превышающего 20 процентов, ? согласования. Эти положения установлены для юридических и физических лиц, а также групп юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением либо являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу.
Таким образом, каждая из рассмотренных форм обладает своими преимуществами и недостатками. Их взвешенная оценка, а также учет особенностей реализации нормативной и правовой базы в банковской сфере позволят выбрать наиболее эффективную для учреждаемого банка организационно-правовую форму.

Альфа-Банк является частью консорциума «Альфа-Групп» (КАГ). «Альфа-Групп», основанная в 1989 г., является одним из крупнейших частных финансово-промышленных консорциумов в России. Деятельность «Альфа-Групп» распространяется на такие сферы бизнеса как: добыча нефти и газа, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность, управление активами, страхование, розничная торговля, телекоммуникации, средства массовой информации, водоснабжение и водоотведение, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия и инвестиции на выборочной основе.

Банковская группа «Альфа-Банк» включает Альфа-Банк (Россия), Альфа-Банк (Украина), банки в Нидерландах, Белоруссии и Казахстане, а также филиалы на Кипре, в США и Великобритании. Альфа-Банк (Россия), один из крупнейших частных банков России, является ведущей компанией Консорциума. Банк предоставляет весь спектр услуг по обслуживанию корпоративных и частных клиентов, инвестиционные банковские услуги, управление активами и торговое финансирование, и обладает значительной филиальной сетью в России, а также имеет дочерние банки и представительства в Нидерландах, Кипре, США и Великобритании. Альфа-Банк (Украина), один из десяти крупнейшних и динамично развивающихся коммерческих банков Украины, представленный во всех ключевых секторах банковской сферы. В состав Консорциума входит УК «Альфа-Капитал», клиентами которой являются пенсионные фонды, страховые компании, корпоративные российские и международные инвесторы, а также частные инвесторы. Управляющая компания фондами прямых инвестиций Alfa Capital Partners, инвестиционная компания, оказывающая консультационные услуги инвестиционным фондам прямых инвестиций и инвестиций в недвижимость. «Альфа-Групп» также является владельцем Группы «Альфа Страхование», одного из крупнейших российских страховщиков с универсальным портфелем услуг, который включает как комплексные программы защиты интересов бизнеса, так и широкий спектр страховых продуктов для частных лиц.



Альфа-Банк является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала. Уставный капитал по состоянию на 01.04.2010г. 59 587 623 тыс.руб. За первый квартал 2010 года доходы составили 158 344 180 тыс.руб., расходы – 155 231 844 тыс.руб., прибыль после налогообложения 3 112 336 тыс.руб.

Альфа-Банк основан в 1990 году и до 1998 года имел организационно правовую форму товарищества с ограниченной ответственностью. Банк получил государственную регистрацию 01.01.1991г. Сведения о государственной регистрации представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сведения о государственной регистрации ОАО «АЛЬФА-БАНК»

29 января 1998 года Центральным банком России выдано Свидетельство о государственной регистрации кредитной организации ОАО «Альфа-Банк» № 1326, зарегистрирован Устав Открытого акционерного общества «Альфа-Банк». Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 1326 от 29 января 1998 г.

ОАО «Альфа-Банк» является правопреемником коммерческого инвестиционного банка «Альфа-Банк» (общество с ограниченной ответственностью) в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Соответствующие изменения были внесены во все учредительные документы Банка.

По состоянию на 1 сентября 2010 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 39 тыс. корпоративных клиентов и 4,3 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 331 отделение и филиал банка.

Операционный офис Томский был открыт 31 августа 2000 года. Сегодня в Томской области действуют операционный офис «Томский», а также ККО «Томь» и «Томск-Театральный», в которых работают более 130 сотрудников.

За время присутствия в регионе, Альфа-Банк существенно расширил рынок всех банковских услуг, увеличил получаемую прибыль, развивая и наращивая существующий бизнес. Операционный офис кредитует основные системообразующие промышленные холдинги, действующие на территории Томского региона и за его пределами, а также предприятия среднего и малого бизнеса.

Альфа-Банк активно участвует в решении приоритетных задач социально-экономического развития области, предоставляя в больших объемах финансовые ресурсы региональным предприятиям и тем самым содействуя развитию ТЭК, пищевой промышленности, торговли, машиностроения, строительного и лесопромышленного комплексов и других отраслей.

Среди крупных корпоративных клиентов банка - ОАО «Сибирский химический комбинат», ОАО «ГК Востокгазпром», ЗАО «Томский Кабельный завод», ОАО «Федеральная Сетевая Компания», ОАО НПО «Полюс», ООО «Томскнефтехим» (Сибур), ООО «Сибметахим», ОАО «Газпромтрансгаз Томск», ЗАО «Сибкабель» (УГМК), ОАО «ТГК-11» и другие.

За последний год на обслуживание привлечено более 50 тысяч человек, включая зарплатных клиентов. Заключены договоры более чем с 240 ведущими предприятиями города, такими как: «ТПУ», «Томскнефтехим», «СХК», «ТГУ», «ТГК11», «ТРК», «Персонал групп», «Сибкабель», «Томский Энергокопмлекс», ОАО "НПЦ Полюс", «Элеси» и другие.

За 2009 год в Томском филиале объем привлеченных средств, размещенных на счетах физических лиц, превышает 17,3 млн долларов, депозиты для физических лиц составляют 33 млн. долларов, комиссионный доход по рассчетно - кассовому обслуживанию равен 140 тыс. долларов.

Структура управления

В таблице 2 приведен состав акционеров по состоянию на 01.04.2010г. с указанием соответствующих долей от общего количества ценных бумаг

Таблица 2 – Акционеры ОАО «АЛЬФА-БАНК»

Наименование / сведения о государственной регистрации Место нахождения Количество обыкновенных бездокументарных именных акций % от общего количества ценных бумаг
Открытое акционерное общество «АБ Холдинг» (зарегистрировано ИМНС РФ № 28 по Юго-Западному административному округу г. Москвы 10.02.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 1047728004059) 117342, г. Москва, ул. Обручева, д. 34/63, стр. 1, помещение №I, комната №28а 59 519 919 99,8864
Компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED» (зарегистрирована Регистратором компаний Кипра 23 апреля 1996 г., свидетельство о регистрации №78416) Themistokli Dervi, 5 BUILDING, 2 nd floor P.C. 1066, Nicosia Cyprus 67 704 0,1136
ИТОГО: 59 587 623

Контрольными пакетами акций Альфа-Банка владеют семеро частных лиц. Их акции размещены и управляются с использованием сложной системы оншорных и офшорных компаний (номинальных владельцев). Из указанной семерки четверо владеют в общей сложности 90% акций компании ABH Financial Ltd., юридически являющейся собственником Альфа-Банка. Это Михаил Фридман - председатель Совета директоров Альфа-Банка, Петр Авен - президент Альфа-Банка, Герман Хан - исполнительный директор TNK-BP International Ltd. (TNK-BP Int.; ВВ/Стабильный/В) и Алексей Кузьмичев - председатель Совета директоров «Альфа-Эко», инвестиционного подразделения КАГ. При всех выгодах, которые приносят Альфа-Банку коммерческие связи его владельцев, столь концентрированная структура собственности создает риск, связанный с возможным ухудшением финансового положения акционеров.

Несмотря на недостаточность информации о бенефициарных собственниках, следует отметить, что последние уже неоднократно оказывали банку финансовую поддержку и рассматривают банковскую деятельность как стратегическое направление бизнеса группы. Эти обстоятельства расцениваются как весомые свидетельства приверженности акционеров дальнейшему развитию Альфа-Банка и позитивно влияют на уровень рейтинга банка. Бенефициарные акционеры консорциума «Альфа-Групп» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Бенефициарные акционеры Консорциума «Альфа-Групп»

В Альфа-Банке существует три основных органа корпоративного управления: Общее собрание акционеров, Совет директоров и Правление (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура управления ОАО «Альфа-Банк»

Общее собрание акционеров является высшим руководящим органом Альфа-Банка. Оно принимает решения по основополагающим вопросам, относящимся к деятельности Банка, таким как внесение поправок к Уставу Банка, выпуск новых акций, обновление состава Совета директоров, утверждение внешних аудиторов и распределение прибыли.

Совет директоров исполняет надзорные функции и определяет стратегию Банка. Аудиторский комитет Банка оказывает содействие Совету директоров в осуществлении надзора за работой внутреннего аудита, подготовке финансовой отчетности, обеспечении высокого качества корпоративного управления и эффективности корпоративного контроля. Согласно положению о Совете директоров ОАО «Альфа-банк» Основными задачами Совета директоров являются:

· определение стратегии развития Банка и приоритетных направлений его деятельности;

· обеспечение реализации и защиты прав акционеров, разрешение корпоративных конфликтов;

· рассмотрение и утверждение бизнес-планов и отчетов об их исполнении;

· утверждение кадровой политики, системы вознаграждений и иных выплат;

· обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка;

· осуществление контроля за эффективной деятельностью исполнительных органов;

· организация работы по управлению банковскими рисками, внутреннего контроля, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

· утверждение внутренних документов Банка по вопросам, входящим в его компетенцию.

Правление Альфа-Банка является коллегиальным исполнительным органом Банка, осуществляющим руководство текущей деятельностью Банка. Правление Банка обеспечивает соблюдение основных принципов корпоративного управления и проведение политики, утвержденной Общим собранием акционеров и Советом директоров в соответствии с правилами внутреннего распорядка.

Правление отвечает за оперативный контроль над деятельностью банка. Восемь комитетов в составе Правления - Тендерный комитет, Комитет по управлению активами и пассивами, Инвестиционный комитет, Кредитный комитет, Планово-Бюджетный комитет и Управляющий комитет по IT-задачам (IT - информационные технологии), Комитет по управлению продажами специальных продуктов, Комитет по развитию региональной сети - способствуют поддержанию эффективности различных направлений оперативной деятельности банка. Рассмотрим более подробно каждый из комитетов.

Главной целью деятельности Тендерного комитета является обеспечение наиболее выгодных условий приобретения товаров, работ и услуг для обеспечения основной деятельности Банка на принципах состязательности, открытости и коллегиальности. Тендерный комитет возглавляется Председателем, назначаемым на эту должность Правлением Банка. Количественный и персональный состав членов Тендерного комитета утверждаются Приказом Председателя Правления Банка по представлению Председателя Тендерного комитета. Тендерный комитет имеет право принятия окончательного решения об утверждении результатов конкурсов и всех существенных условий договоров (контрактов) в пределах своей компетенции. Решение Тендерного комитета может быть изменено только решением Правления Банка. Все решения Тендерного комитета принимаются при наличии статей расходов на соответствующие цели в утвержденном бюджете, а по сделкам на суммы свыше 200000 (двухсот тысяч) долларов США - при наличии соответствующей статьи расходов в утвержденном бюджете и решении Инвестиционного комитета или Правления Банка, если такие решения должны существовать в отношении подобных проектов.

Целями и задачами второго комитета – комитета по управлению активами и пассивами (КУАП) являются:

· формирование оптимальной структуры баланса Банка с целью получения максимальной доходности при ограничении уровня возможного риска;

· контроль за достаточностью капитала и диверсификацией рисков;

· проведение единой процентной политики;

· определение политики Банка в части управления ликвидностью;

· контроль за состоянием текущей ликвидности и ресурсов Банка;

· формирование политики Банка на рынках капитала;

· контроль за динамикой размера и доходности торговых позиций (покупка/продажа валюты, государственные и корпоративные ценные бумаги, акции, деривативы на эти инструменты), а также степенью их диверсификации;

· контроль за динамикой основных экономических отношений (ROE, ROA и т.п.), заданных в политике Банка.

КУАП Банка создается по решению Правления Банка и состоит не менее, чем из 7 человек с правом решающего голоса, сроком на 1 год. КУАП возглавляется Председателем, который назначается Правлением Банка. Члены КУАП с правом совещательного голоса назначаются по представлению Председателя КУАП Приказом Председателя Правления Банка из числа специалистов и руководителей Банка, сроком на 1 год. Заседания КУАП проводятся, как правило, один раз в две недели. В случае необходимости могут созываться дополнительные заседания.

Все члены КУАП с правом решающего голоса имеют равные права. КУАП правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании комитета присутствует более половины членов комитета с правом решающего голоса. Решение считается принятым, если «За» проголосовало более половины присутствующих при голосовании членов КУАП с правом решающего голоса.

Решения КУАП Банка являются обязательными для всех сотрудников Банка.

Кредитный комитет определяет кредитную политику Банка в целом. Кредитный комитет определяет возможные риски, принимаемые на себя Банком по различным видам операций, не входящих в полномочия Комитета по Управлению Активами и Пассивами, и является главным органом Банка, принимающим окончательные решения по привлечению и размещению средств в рамках своих полномочий, определяемых Правлением Банка. Кредитный комитет имеет право принимать окончательное решение об одобрении или отклонении предложений по проведению сделок, устанавливать персональные лимиты и лимиты для клиентов в соответствии со своими полномочиями. Решения Кредитного комитета могут быть отменены только Правлением Банка.

Кредитный комитет Банка на своих заседаниях принимает решения о предоставлении/пролонгации:

· кратко-, среднесрочных и долгосрочных кредитов и гарантий;

· кредитов и гарантий, выдаваемых в филиалах/отделениях Банка;

· срока действия аккредитивов, поручительств и других (в т.ч. внебалансовых) операций, содержащих кредитные риски.

Кредитный комитет Банка создается по решению Правления Банка и состоит не менее чем из 5 человек с правом решающего голоса. Кредитный комитет возглавляется Председателем, который назначается Правлением Банка. Члены Кредитного комитета с правом совещательного голоса назначаются Приказом Председателя Правления Банка из числа специалистов и руководителей Банка. Начальник отдела по управлению кредитными рисками приглашается на все заседания кредитного комитета. Все члены Кредитного комитета с правом решающего голоса имеют равные права.

Кредитный комитет правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании комитета присутствует более половины членов Кредитного комитета с правом решающего голоса. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов присутствующих на заседании членов Кредитного комитета с правом решающего голоса.

Заседания Главного Кредитного комитета проводятся, как правило, один раз в неделю. В случае необходимости могут созываться дополнительные заседания

Инвестиционный комитет - рабочий орган Банка, состоящий из членов Правления и представителей ведущих подразделений Банка, уполномоченный принимать окончательное решение об участии Банка в инвестиционных проектах и реализации стратегии выхода из проектов. Инвестиционный проект - любая форма долгосрочного вложения финансовых средств или других активов Банка с целью получения дохода и расширения бизнеса.

Состав Инвестиционного комитета утверждается решением Правления Банка. Председатель Инвестиционного комитета назначается решением Правления Банка из членов Правления. Председатель Инвестиционного комитета отвечает за организацию работы Инвестиционного комитета и взаимодействие подразделений Банка в процессе подготовки и принятия инвестиционных решений. Заседания Инвестиционного комитета проводятся с периодичностью 1 раз в 2 недели. Все решения на заседаниях Инвестиционного комитета принимаются большинством в три четвертых голосов присутствующих членов Инвестиционного комитета. Особое мнение членов Инвестиционного комитета, голосующих против проекта, заносится в протокол заседания.

Инвестиционный комитет определяет приоритетные направления инвестиционной политики Банка и ограничения по сферам и типам инвестиций, включая следующие критерии инвестиционного проекта:

· масштаб инвестиций;

· сроки окупаемости проектов (ожидаемая доходность);

· ясность стратегии и сроки выхода из проекта;

· возможность контроля ситуации в ходе инвестиционного проекта.

Данные критерии инвестиционного проекта являются основой для принятия решений Инвестиционным комитетом.

Планово-бюджетный комитет является коллегиальным органом управления, создаваемым по решению Правления Банка и подотчетным последнему. Главной задачей Планово-бюджетного комитета Банка является руководство процессом бюджетирования.

Планово-бюджетный комитет осуществляет следующие функции:

· утверждает базовые принципы учета и обработки бюджетной информации;

· организует и координирует бюджетный процесс;

· организует внутренний хозрасчет;

· утверждает политику и методологию бюджетного планирования;

· предварительно утверждает бюджеты структурных подразделений перед их вынесением на рассмотрение Правлением Банка, проверяет их соответствие политике Банка в конкретных направлениях;

· утверждает порядок отнесения незапланированных доходов и расходов на результаты деятельности структурных подразделений;

· определяет обоснованность отклонений отчетных показателей от плановых, инициирует внесение оперативных изменений в технологию бюджетирования;

· утверждает предложения по изменению состава бюджетных документов;

· предварительно согласовывает бюджеты крупных проектов Банка, содержащих принципы и алгоритм перераспределения результатов от реализации проекта между участниками бюджетного процесса; контролирует исполнение планов и бюджетов;

· утверждает перечень и определяет принципы работы Профит/Кост-центров.

Планово-бюджетный комитет возглавляется Председателем, назначаемым на эту должность Правлением Банка. Срок полномочий Председателя – до назначения новой кандидатуры. Количественный и персональный состав членов Планово-бюджетного комитета, включая кандидатуру Заместителя Председателя Комитета, утверждается Приказом Председателя Правления Банка по представлению Председателя Комитета. Срок полномочий очередного состава Комитета – до принятия решения об утверждении нового состава. Планово-бюджетный комитет правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании Комитета присутствует 2/3 или более его членов. Решения Планово-бюджетного комитета принимаются большинством в 2/3 голосов от числа присутствующих членов Комитета, обладающих правом решающего голоса.

Управляющий комитет по IT-задачам является коллегиальным органом управления Банка, создаваемым по решению Правления Банка и подотчетным последнему.

Целью деятельности Комитета Банка является эффективная организация принятия решений по определению приоритетных IT-задач или проектов Банка в рамках имеющихся IT-ресурсов банка и в условиях оптимального распределения операционных рисков в банковских технологиях и процессах.

Управляющий комитет по IT-задачам осуществляет следующие функции:

· определяет приоритетные IT-задачи, направленные на внедрение новых и изменение существующих IT-решений Банка и поддерживающих их информационных систем;

· обеспечивает распределение ресурсов IT между Блоками, утвержденных Приказом Председателя Правления Банка.

Коммерческий банк - это кредитная организация, предназначенная для привлечения средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. Банки концентрируют большую часть кредитных ресурсов страны.

Прибыль банка образуется из разности процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги.

Посредничество и перемещение денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям - основное назначение банка.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной, совместной (с привлечением иностранного капитала).

Уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

Совокупность оснований, которыми субъекты хозяйствования руководствуются в процессе деятельности, называется принципами.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов, кот. означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами, кредитными вложениями и другими активами, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.

Вторым важнейшим принципом КБ, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает:

Свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами;

Свободный выбор клиентов и вкладчиков;

Свободное распоряжение доходами банка.

По своим обязательствам КБ отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которое может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций КБ берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения КБ со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения на договорных условиях. Предоставляя ссуды, КБ исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности.

Четвертый принцип работы КБ заключается в том, что государство может осуществлять регулирование его деятельности только косвенными экономическими методами, а не прямыми, административными в форме приказов, т.е. без вмешательства в их оперативную деятельность. Государство устанавливает своего рода «правила игры» для КБ, руководствуясь которыми они самостоятельно разрабатывают и проводят в жизнь свою кредитную, инвестиционную, депозитную политику.

Выделяются несколько базовых функций КБ:

1)Функция аккумуляции денежных средств. Использование внутренних накоплений хозяйства является основой осуществления структурной перестройки экономики, так как нельзя рассчитывать на иностранный капитал в условиях политической неопределенности. Задача банка - создать такие формы привлечения средств, которые реально заинтересуют клиентов в накоплении ресурсов и сформулируют у них склонность к сбережению, определяющую инвестиционные возможности экономики, развивающейся по законам рынка.

2)Функция регулирования денежного оборота. Данная функция связана с возможностью банков эмитировать платежные средства. Эта функция характерна только для кредитных организаций, обусловлена способностью банков «создавать и уничтожать» деньги. Кроме того, банк может создавать дополнительный платежный спрос. Такой эффект возникает благодаря тому, что банки мобилизуют денежные средства, аккумулируют доходы и сбережения в форме вкладов, выплачивают вкладчикам дивиденды за использование ресурсов

3)Посредническая функция. Заключается в перераспределении средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий, а также сбережений населения. При перераспределении ресурсов главным критерием выступает прибыльность от использования их заемщиком.

К функциям банка относят также:

Посредничество в проведении расчетов и платежей в хозяйстве;

Выпуск кредитных денег;

Посредничество в инвестировании на основе эмиссионно-учредительской деятельности;

Консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

КБ вправе производить следующие сделки:

*лизинговые;

*выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

*оказание консультационных и информационных услуг;

*предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей.

Операции КБ:

Пассивные операции - это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов КБ.

К пассивным операциям банка относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие счетов срочных депозитов предприятий и организаций; вкладов граждан; выпуск банком собственных долговых обязательств (сертификатов, векселей, облигаций); привлечение кредитов и займов от других лиц, а также операции по формированию и наращиванию банком собственного капитала. При осуществлении пассивных операций банк выступает в роли должника.

Активные операции банков - это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания своей ликвидности, а следовательно и обеспечения финансовой устойчивости.

К активным операциям банка относят: ссудные операции; лизинговые, факторинговые и форфейтинговые; операции с иностранной валютой; с ценными бумагами; по обеспечению долевого участия банка своими средствами в деятельности предприятий и организаций. При совершении этих операций банк выступает в роли кредитора.

Комиссионно-посреднические операции - это операции, которые банк выполняет по поручению своих клиентов, не отвлекая при этом на их осуществление ни собственных, ни привлеченных средств, за вознаграждение в виде комиссионных. К числу основных комиссионно-посреднических операций банков относятся:

Расчетно-кассовые операции;

Брокерские операции с ценными бумагами;

Гарантийные операции;

Трастовые операции;

Андеррайтинговые операции;

Информационно-консалтинговые операции;

Депозитарные операции.

Для определения вида организационно-правовой формы решающее значение имеют цели и характер деятельности юридического лица, в данном случае Банка России, и особенности осуществляемых им функций.

Необходимо отметить, что однозначного мнения об организационно-правовой форме такого юридического лица, как Банк России, не существует. Рассмотрим несколько мнений, нашедших отражение в юридической литературе - по своей организационно-правовой форме Банк России представляет собой:

  • ? унитарное предприятие;
  • ? государственное учреждение;
  • ? государственную корпорацию.

Центральный банк - унитарное предприятие (коммерческая организация). Существование данной точки зрения обусловлено некоторыми историческими предпосылками. Так, действовавшие до 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990 года №394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и Устав Банка России, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.07.1991 года закрепляли за Банком России имущество на праве хозяйственного ведения. В результате были созданы фактические и юридические предпосылки для выводов о коммерческом статусе Банка. Такие выводы получили подтверждение после принятия Федерального закона от 30.11.1994 года №52-ФЗ «О введение в действие части первой Гражданского кодекса РФ». В части 6 статьи 6 указанного закона устанавливалось, что к созданным до дня официального опубликования части первой ГК РФ государственным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения и являющихся коммерческими организациями. Устав Банка России также предоставлял ему практически неограниченные полномочия по распоряжению закрепленным за ним имуществом. После принятия Конституции РФ Закон «О Центральном банке (Банке России)» вступил в противоречие с конституционными положениями. Конституция закрепила за Банком статус особого органа, который в силу этого не может являться коммерческой организацией. Попутно изменились критерии оценки его деятельности.

Из Конституции РФ 1993 года следует, что показателем работы Банка России является вовсе не прибыль, а устойчивость и защищенность денежной единицы России - рубля (Устав Банка закреплял прибыль как показатель финансовых результатов деятельности Банка). Эти и другие обстоятельства способствовали тому, чтобы в апреле 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990 года №394-1 «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» был изложен в новой редакции, закрепившей некоммерческий статус Банка России, а Устав Банка России был признан утратившим силу. Согласно статье 3 названного закона «получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, Федеральным законом от 26.04.1995 года №65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» Банку предоставлено право осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданной ему федеральной собственностью только в соответствии с целями и в порядке, установленном Законом.

Поэтому выводы некоторых авторов о коммерческом статусе Банка России носят предположительный характер. Реализация такого предположения на практике, при сохранении за Банком статуса государственного органа, не представляется возможным, поскольку «властные полномочия Центрального Банка по регулированию денежно-кредитной системы и осуществление им непосредственно банковской деятельности на коммерческой основе не совместимо».

Признанию Центрального Банка унитарным предприятием препятствует еще и то, что у него отсутствует Устав как таковой (вряд ли можно считать, что Уставом для Банка является Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)). Кроме того, странно было бы допустить, что осуществление публично-правовых и властных функций государство доверило коммерческой организации.

Коммерческие банки могут создаваться только в форме хозяйственных обществ и обладают следующими признаками:

Основная цель деятельности коммерческого банка - максимальное извлечение прибыли (законом о ЦБ РФ, как отмечалось выше, предусмотрено обратное);

Коммерческий банк является кредитной организацией, созданной для осуществления банковских операций (Банк России создан для развития и укрепления банковской системы РФ и выполнения указанных выше управленческих задач);

Специальная компетенция коммерческого банка означает, что банк извлекает прибыль путем совершения определенных банковских операций (ЦБ РФ осуществляет все виды банковских операций, необходимые для выполнения основных задач);

Коммерческий банк действует на основании лицензии, выдаваемой ЦБ РФ (деятельность ЦБ РФ не лицензируется).

Таким образом, организационно-правовая форма хозяйственного общества, которая характерна для коммерческих банков, не годится для определения статуса ЦБ РФ.

Центральный банк - государственное учреждение.

«Получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Организации, в том числе и Банк России, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками признаются некоммерческими организациями (ст. 50 ГК РФ).

Из некоммерческих организаций, перечисленных в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, статус ЦБ РФ сопоставим со статусом учреждения:

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера (функции, которые возложены законодательством на ЦБ РФ, соответствуют этой норме ГК РФ); В соответствии с действующим законодательством Банк России также создан собственником - Российской Федерацией.

Права владения, пользования и распоряжения закрепленным за учреждением имуществом могут осуществляться им в соответствии с целями деятельности учреждения, заданиями собственника и назначением имущества (ограничений по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим Банку России имуществом в законе о ЦБ РФ не предусмотрено); Создавая Банк России, собственник - Российская Федерация - наделил его уставным капиталом «в размере 3 млрд. рублей». На это финансирование Банка России со стороны Российской Федерации было прекращено. Таким образом, в случае с Банком России собственник финансирует созданное им юридическое лицо частично, только при его создании, что соответствует п. 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества - закон о ЦБ РФ предусматривает, что имущество Банка России находится в федеральной собственности и он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. В то же время государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное предусмотрено федеральными законами. Вследствие чего государство может быть объявлено банкротом даже при наличии большого количества золотовалютных резервов, или процветать, даже при их отсутствии.

Центральный банк, как утверждают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются государственными учреждениями.

Это так, но наличие управленческих функций не является критерием для определения организационно-правовой формы юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (пункт 2 статьи 48 ГК РФ). Согласно статье 2 Закона о Центральном банке собственником имущества Банка является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Закона). «Осуществление Банком России своих расходов за счет собственных средств вовсе не противоречит ст. ст. 50 и 120 ГК РФ, так как согласно ст. 298 ГК РФ: «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то расходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет таких доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собственных средств не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне существующих организационно-правовых форм ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует государственное учреждение».

Учреждение согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако государство не отвечает по долгам Центрального банка, а Банк не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральным законом (часть 5 статьи 2 Закона).

Центральный банк - государственная корпорация. В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям.

«Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное».

Ряд положений Закона о Центральном банке корреспондирует нормам Закона «О некоммерческих организациях»;

  • ? Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса,
  • ? Банк России создан на основе Закона о Центральном банке,
  • ? Банк не имеет членства,
  • ? Банк в настоящее время не имеет уставных документов.

Все это соответствует требованиям статьи 7.1 Закона «О некоммерческих организациях».

Веским доводом против представленной точки зрения является то, что Центральный банк не является собственником закрепленного за ним имущества, которое в соответствии со статьей 2 Закона о Центральном банке является собственностью Российской Федерации.

Макарова Я.М. предлагает свое определение организационно-правовой формы Банка: «Банк России - государственная корпорация с особым конституционно-правовым статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции независимо от органов государственной власти. Имущество, переданное Банку России, является его собственностью». Как видно, данное определение устраняет высказанное выше замечание относительно невозможности признания за Центральным банком статуса государственной корпорации.

Подводя итог необходимо отметить следующее. Принципиальным выводом является тот, что, Банк России, будучи наделенным властными полномочиями в сфере правления банковской системой не может являться коммерческой организацией, то есть организацией основной целью деятельности которой, в соответствии со статьей 50 ГК РФ, является извлечение прибыли.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством за Центральным Банком не может быть однозначно (без оговорок) признана никакая из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но ближе всех Центральный банк, именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, подпадает под определение государственного учреждения.

Определение же Центрального банка в качестве государственной корпорации потребует внесения соответствующих изменений в Закон о Центральном банке.

В зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на: унитарные, паевые и акционерные.

Унитарные банки представляют собой образования, основанные на единовластии и единоначалии и имеющие единого собственника в лице государства или частного лица.

Паевые банки основаны на коллективном, долевом участии различных физических и юридических лиц в формировании их собственного капитала. Они могут быть двух основных видов: товарищества и акционерные общества. форма структура деятельность банк

Как известно, существуют следующие виды хозяйственных товариществ: полное товарищество; коммандитное товарищество; товарищество с ограниченной ответственностью, в том числе с участием иностранного капитала в форме совместных предприятий; товарищество с дополнительной ответственностью; акционерное коммандитное товарищество и акционерное общество.

Товарищество представляет собой объединение предприятий и организаций (а также граждан), построенное на основе соглашения и объединения на долевой основе части имущества участников, входящих в него на началах членства, в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.

Что касается различий между отдельными видами товариществ, то они заключаются в различных правах, обязанностях и ответственности их участников. Участники полных товариществ несут неограниченную солидарную ответственность по всем обязательствам и долгам товарищества. Коммандитные товарищества включают "полных товарищей", несущих неограниченную солидарную ответственность по долгам товарищества, и вкладчиков, отвечающих за долги товарищества только в пределах величины их взносов (вкладов).

Участники товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам товарищества только в размере внесенного ими вклада в уставный фонд, а участники товарищества с дополнительной ответственностью (в случае недостатка этих сумм, т.е. вкладов в уставный фонд) -- дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным вкладам в уставный фонд товарищества. При этом в учредительных документах может предусматриваться предельный размер дополнительной ответственности.

В соответствий с подобным "коллективным" принципом формирования уставного фонда строится и система управления деятельностью товарищества. Оно осуществляется на демократических началах -- советом либо правлением, состоящим из участников (пайщиков) или их представителей, и исполнительным органом в лице дирекции или директора.

В учредительных документах стороны, договаривающиеся о создании товарищества, могут установить по своему усмотрению порядок, очередность, полномочия и сроки, на которые назначаются (или избираются) отдельные должностные лица и руководители.

Весьма распространенным видом товарищества является акционерное коммандитное товарищество, уставный фонд которого делится на акции. Вместе с тем учредителями акционерного коммандитного товарищества являются один или несколько "полных товарищей", которые несут неограниченную солидарную ответственность по долгам и обязательствам товарищества. Остальные участники акционерного коммандитного товарищества -- вкладчики обладают статусом акционера и отвечают за убытки в пределах своего вклада в имущество товарищества.

Вкладчики (акционеры) доверяют ведение дел товарищества его полным участникам и сами не участвуют в управленческом процессе. Как правило, число вкладчиков не может быть меньше грех. Совокупный размер участия вкладчиков определяется в учредительных документах акционерного коммандитного товарищества. Обычно вкладчики привлекаются в форме покупки ими "безголосых" акций, нередко весьма крупного номинала, часть из которых может быть привилегированными.

В настоящее время в хозяйственной практике появилась специфическая разновидность акционерного коммандитного товарищества -- государственные организации, выпускающие "безголосые" акции для привлечения дополнительных средств (в большинстве своем в форме акций трудового коллектива). При этом не изменяется форма собственности -- собственником остается государство

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама