THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Экономические системы и их основные типы

Экономическая система – это совокупность принципов, правил, норм и традиций, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Основными признаками классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановый). Но эта классификация не учитывает исторический аспект, абсолютизирует экономические системы ХХ века.

Историческая классификация рассматривает не только современные системы, но и системы прошлого и будущего. В экономической науке выделяют два подхода к развитию человеческого общества: формационный и цивилизационный.

Формационная концепция исходит из того, что конкретное общество является общественно-исторической формацией, развивающейся на основе определенного способа производства. Способ производства – это единство производительных сил (ПС) и производственных отношений (ПО), движущая сила, обеспечивающая смену одной формации другой, более прогрессивной. К формациям относятся: рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм.

Сегодня в большинстве своем превалируетцивилизационная концепция, которая заключается в том, что социально-экономический прогресс протекает не в революционной, а в эволюционной форме, т.е. постепенно. Внимание акцентируется на развитии человеческой цивилизации. Цивилизация – это страны и их группы, объединенные историко-культурной традицией.

С точки зрения цивилизационного подхода развитие экономических систем включает три этапа:

· доиндустриальное общество (определяющими факторами богатства являлись труд и земля);

· индустриальное общество (главный фактор – деньги и капитал);

· постиндустриальное общество (приоритетными являются знания и информация) - конец XX – начало XXI вв.

Границами, отделяющими эти экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции.

В зависимости от типа собственности на ресурсы и от способа решения фундаментальных вопросов экономики (что, как, для кого?) выделяют следующие типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную и смешанную.

Традиционная экономика – это система, поведение которой основано на традициях, обычаях, привычках. Это натуральное хозяйство, товарный обмен сведен к минимуму. Проблема выбора возникает не часто. Примерами такой экономической системы могут служить изолированные племена в Африке.

Командная (централизованная) экономика


· Монополия государственной собственности на средства производства.

· Административно-командные методы управления: директивное планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение и т.д.

· Абсолютизация государственной власти.

Основным недостатком административно-командной системы является невосприимчивость и отторжение результатов НТП, что не позволяет снижать издержки производства и удовлетворять возрастающие потребности.

Достоинства – социальная стабильность и социальные гарантии.

Рыночная экономика это экономическая система, в которой:

Господство частной собственности;

Свобода предпринимательства и выбора;

Приоритет личного интереса при принятии решений;

Конкуренция и использование системы рынков для управления экономикой;

Невмешательство правительства в экономику.

Смешанная экономика это экономическая система, основанная на взаимодействии частного сектора (рынка) и государства с целью эффективного решения вопросов, с которыми рынок не справляется: защита частной собственности, создание конкурентной среды, общественных благ, минимизация отрицательных внешних эффектов и другие.

Характеристика типов экономических систем дана в табл. 3.1

Таблица 3.1 – Типы экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества.

Элементами любой экономической системы являются:

  • - социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности,
  • - организационные формы хозяйственной деятельности,
  • - хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни,
  • - конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) - и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная.

Хотя эта система сложилась в 17 веке и прекратила свое существование в начале 20 века, однако значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику.

Отличительными чертами этой системы являлись:

  • - частная собственность на инвестиционные ресурсы,
  • - рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции,
  • - наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, то есть не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса становится свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора» - главной производительной силы общества. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, то есть свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, правильность принятого решения, соблюдения условий трудового соглашения.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно используя естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализуя такой ресурс, как творческие и организационные (предпринимательские) способности в избранной им сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.

По сравнению с другими экономическими системами современная рыночная экономика оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине 20 века, когда широко развернулась научно-техническая революция и начала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство намного активнее стало воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Чистый капитализм

Современная рыночная экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и международном масштабах

Преобладающая форма собственности

Индивидуальная частная собственность

Коллективная частная и государственная собственность

Регулирования экономики

Саморегулирование на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Активное государственное регулирование национальной экономики в целях стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в рамках маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне.

Задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

В экономически слаборазвитых странах существует экономическая система, базирующаяся на:

  • - отсталых технологиях,
  • - широком распространении ручного труда,
  • - ярко выраженной многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы хозяйствования, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы являются:

  • - общественная (а в реальности - государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,
  • - монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,
  • - централизованное планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей:

  • - во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов,
  • - во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями,
  • - в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей; оно производилось в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТП и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью строится современная рыночная экономика.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, в особенности физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) -- да государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд , т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь , переросших затем в финансово-промышленные группы.

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Такое состояние экономики может существовать в одной или нескольких странах или даже в глобальном масштабе. Переход от одной экономической системы к другой никогда не представляет собой мгновенного скачка от одного зрелого устоявшегося комплекса отношений к другому.

В конце 20 века начался массовый переход нескольких стран от административно-командной к рыночной экономике.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходной точкой является кризис и последующая трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих нарождающейся системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной экономики. В России на рубеже 80-90-х годов 20 века кризис государственной собственности и плановой системы регулирования экономики сочетался с возникновением различных форм частной собственности и формированием присущих рынку механизмов функционирования экономики.

В переходной экономике возникают и функционируют особые переходное экономические формы, которые указывают на направление движения к новой системе. К их числу следует отнести частично приватизированные предприятия в России, воплощающие переход от государственной собственности к частной.

Для переходной экономики также характерно интенсивное развитие новых форм параллельно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Так, быстрый рост частного сектора при переходе от административно-командной к рыночной экономике сопровождался трансформацией государственных предприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. Так, чем дальше продвинулась та или иная страна по пути формирования рыночной экономики и гражданского общества к моменту утверждения административно-командной системы, тем легче и безболезненнее оказываются процессы перехода к рыночной системе. Поэтому становление рыночной экономики в Чехии и Венгрии происходит в более благоприятных условиях, чем в России. В Китае же административно-командная система не успела пустить глубокие корни, поэтому в этой стране переход к рыночной экономике происходит в немалой степени от традиционной системы.

Традиционная экономика.

Системы «чистого» капитализма, командной экономики и смешанных форм (о них разговор ниже) относятся к характеристике индустриально развитых стран: стран развитого капитализма, стран бывшей мировой социалистической системы и некоторых развивающихся стран, например, так называемых новых индустриальных держав – Южной Кореи, Гонконга, Сингапура, Тайваня.

Во всех остальных странах, а их около 140, существуют традиционные системы . Впрочем, в том виде, в каком описывается традиционная система ниже, она существует в 98–100 странах. Остальные 40 стран находятся в переходном состоянии от традиционной системы к индустриальным обществам. И в этом смысле их нельзя отнести к традиционной системе, как и к «чистому» капитализму или командной системе. Например, Бразилия, Мексика в Америке, Алжир и Египет в Африке, страны Персидского залива в Азии.

Традиционная экономика – это экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями.

Основные специфические черты традиционной системы следующие.

1.Производство, распределение и обмен базируются на обычаях, традициях, культовых обрядах.

2. Социально-экономический застой четко выражен, ибо темп воспроизводства заметен только в течение нескольких десятков лет. Эта система не способна к прогрессу.

3. Технический прогресс резко ограничен, так как объективно несет угрозу устоям традиционного общества. Применяются отсталые технологии.

4. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

5. Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.

6. Для общества с традиционной экономикой характерны: неграмотность населения, перенаселенность, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда. Ручной труд преобладает над машинным, очевидна незащищенность общества и экономики от воздействия любых внешних факторов.

7. Характерна гигантская внешняя финансовая задолженность, притом в таких масштабах, что эти страны никогда не смогут ее ликвидировать традиционными способами.

8. В силу всего сказанного выше – исключительно высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике этих стран.

9. Для стран с традиционной экономикой характерна многоукладность, т. е. существование различных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности: натурально-общинное хозяйство – на общинной форме собственности, мелкотоварное производство крестьян и ремесленников – на мелкой частной собственности.

Различаются уклады и тем, как принимаются экономические решения. В рамках натурально-общинного уклада решения принимаются советом старейшин или главой рода. Крестьяне и ремесленники осуществляют такие решения самостоятельно. Большую роль в странах с традиционной экономикой в принятии экономических решений играет государство.

Еще одна группа различий между укладами связана со стимулами к ведению хозяйства.

В натурально-общинном укладе стимулом к труду является необходимость удовлетворять элементарные жизненные потребности. Мелкотоварное производство крестьян и ремесленников ориентируется не только на удовлетворение потребностей, но и на получение прибыли.

В то же время традиционная система отличается предсказуе­мостью и стабильностью.

В силу сказанного, страны традиционной системы являются поставщиками сырья и материалов в мировое хозяйство, служат рынком сбыта готовой продукции, выступают как аграрно-сырьевой придаток бывших своих метрополий, ныне индустриально развитых капиталистических государств.

Таким образом, традиционная экономика это экономическая система, в которой господствует частная собственность, а традиции, обычаи, опыт определяют, что производить, как использовать производственные ресурсы.

Техника производства, обмен, распределение доходов базируются на освященных столетиями обычаях. Технический прогресс с большими трудностями проникает в такие системы, так как вступает в противоречия с традициями.

Рыночная экономика («Чистый» капитализм, капитализм эпохи свободной конкуренции).

Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.

В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.

Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т. п.

Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности.

Характерные черты

1. Частная собственность на средства производ­ства и природные ресу­рсы.

2. Саморегулирование экономики. Рынок координирует хозяйственную деятельность людей и управляет ею.

3. Главный стимул эконо­мической активности – личная выгода. Поведение участников системы мотивировано личными, эгоистическими интересами. Но именно таким образом, через преследование собственных интересов, достигается обеспечение общественных интересов.

4. Соблюдаются принципы свободы предпринимательства и выбора. Владелец капитала обладает свободой вкладывать капитал куда, когда, где угодно самому владельцу. Запретных отраслей для свободного предпринимательства нет. Аналогично и для потребителя.

5. Каждый хозяйствующий субъект стремится к получению максимума прибыли, действуя на свой страх и риск. Хозяйственные решения принимает лично.

6. В системе наличествует множество производителей и потребителей одного и того же продукта, притом в такой степени, что банкротство или приход в рыночную систему десятков новых производителей существенного значения для рынка не имеет.

7. Экономическая власть отдельных производителей и потребителей столь рассеяна, что каждый из них не имеет реальной экономической власти, чтобы как-то менять ситуацию на рынке.

8. В результате действия чистой, или совершенной, конкуренции достигается максимальная эффективность использования ресурсов и обеспечивается господство принципа: максимум прибыли при минимуме издержек.

9. Минимум вмешатель­ства государства в эко­номику. Предполагается, что реальной необходимости во вмешательстве государства в функционирование системы «чистого» капитализма нет.

10. Действует принцип: производится только то, что покупается.

Необходимо заметить, что экономической системы, отвечающей всем этим десяти требованиям, не существовало никогда и не существует сейчас. Это, скорее, некий идеал рыночной системы, к которому капиталистическая система должна была стремиться.

Если сгруппировать основные черты, «плюсы» и «минусы» рыночной системы, то картина предстанет следующая (табл. 1).

Таблица 1. – Характеристика рыночной системы

Основные черты

Основные «плюсы»

Основные «минусы»

Частная собственность на средства производ­ства и природные ресу­рсы

Свобода предпринима­тельства

Свобода выбора эконо­мических партнеров

Саморегулирование экономики

Множество самостоя­тельно действующих продавцов и покупате­лей

Минимум вмешатель­ства государства в эко­номику

Главный стимул эконо­мической активности - личная выгода

Стимулируется высокая эффективность и пред­приимчивость

Отторгаются неэффек­тивные и ненужные производства

Рынок насыщен това­рами

У потребителей имеется больше прав и возмож­ностей

Нет большого аппарата управленцев

Осуществляется в основном справедливое рас­пределение доходов, т.е. больше получают те, кто больше и лучше работает или вкладыва­ет больше средств в производство

Усиливается неравен­ство в обществе

Экономика нестабильна, ее развитие регулярно прерывается кризисами

Нет заботы о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ

Проявляется безразли­чие к ущербу, который наносит бизнес челове­ку и природе

Возникают монополии, снижающие эффектив­ность экономики

Таким образом, рыночная экономика – экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, самостоятельно, независимо друг от друга принимаемых частными лицами и фирмами, преследующими свои собственные цели. Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком. Рынок же и дает ответы на основные вопросы экономики.

Командная экономика (западная терминология), или административно-хозяйственная система (отечественная терминология).

Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности.

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование имеет общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы имеют рекомендательный характер.

Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (к примеру, в Индии с 1951 г. разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны).

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех.

В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра. Поэтому непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Они не имеют возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом этого является отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда и введения инноваций. Господство административных методов в бывших социалистических странах привело к постоянному дефициту товаров и услуг, что позволило венгерскому экономисту Я. Корнаи назвать такую экономику «экономикой дефицита».

Характерные черты , этой экономической системы следующие.

1. Общественная собственность на факторы производства (ресурсы). Ресурсы являются общенародной или государственной собственностью и никому в отдельности не принадлежат, даже хозяйствующим субъектам.

2. Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности.

3. Централизованное снабжение предприятий ресурсами для выполнения государственных планов.

4. Централизованное, сознательное установление народнохо­зяйственных пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления.

5. Централизованное распределение предметов потребления.

6. Отсутствие какой-либо конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей. Отсюда – монополизм производителей.

7. Отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей.

8. В итоге: господство производителя над потребителем. На рынках при такой системе покупается только то, что производится. Выбора у потребителя нет. Общественная оценка труда производителя искажается и, рано или поздно, становится ложной, субъективной. Эффективность системы неуклонно падает.

Однако и такая система в чистом виде нигде в мире не существовала. С той или иной степенью приближения к приведенной схеме она господствовала в СССР и странах мировой социалисти­ческой системы. Анализируемая система, хотя и располагала множеством достоинств (о них чуть ниже), все же не могла не прийти в экономический и социальный тупик.

Недостатки плановой системы

1. Общественная собственность уста­навливалась директивно при отсутствии на то экономических и социальных условий и оснований. Такое установление начали с того, к чему должны были прийти в результате длительного развития плановой системы. Артели, кооперативы, а затем колхозы постепенно превратились, по существу, в составную часть государственной, общественной собственности, были интегрированы в нее, перестав быть самостоятельными формами собственности.

2. Экономика плановой системы со временем неминуемо превратилась в затратную.

Во-первых, из-за отсутствия конкуренции возможность учета общественных затрат была сведена к нулю.

Во-вторых, если по плану было положено израсходовать определенные средства – их и надо было израсходовать. Экономия средств декларировалась, как бы поощрялась, но на следующий год фонды урезались именно на сумму сэкономленного.

3. Огромные трудности в реализации результатов НИОКР. Практически исчезал стимул у непосредственных производителей к внедрению в производство достижений научно-технического прогресса, а следовательно, тормозится и сам НТП.

4. Несовершенство трудовых отношений привело к тому, что труд стал делиться на производительный и непроизводительный. Соответственно указанные виды труда и оплачивались: первый – выше, второй – ниже. Ко второму виду, например, относился труд учителей и медицинских работников, научной и педагогической интеллигенции, инженерно-технического персонала, работников духовной сферы – артистов, художников, композиторов и т.д. По существу, умственный труд был не востребован при командной экономике.

5. Существовал колоссальный разрыв в уровнях применяемых технологий в гражданских и военных отраслях народного хозяйства. Достижения в технологиях военно-промышленного комплекса практически не передавались в гражданские, ВПК превратился в государство в государстве.

6. Формировался уровень жизни населения, удовлетворявший только минимальные потребности людей, и происходило это на фоне колоссальных привилегий партийной, советской и хозяйственной элиты.

В то же время плановая система обладала рядом исключительных достоинств , ценность которых особенно заметна после их потери.

1. Устойчивое экономическое развитие. Отсутствие инфляции и резких циклических колебаний в экономике.

2. Гарантированная социальная защищенность населения. Как результат – уверенность людей в своем будущем.

3. Право на труд. Отсутствие безработицы.

4. Относительное равенство всех граждан в доступности образования, здравоохранения, достижений культуры.

5. Всемерная поддержка науки, фундаментальных и прикладных исследований.

6. Воспитание молодежи в духе высокой нравственности и морали.

И как итог приведенных достоинств –

7. Способность концентрации значительных ресурсов в отдельных сферах хозяйствования для решения наиболее острых, крупных социальных и экономических проблем.

Таким образом, командная (плановая) экономика – централизованно-управляемая экономическая система, базирующаяся на государственной собственности, в которой ответы на все основные вопросы экономики дает государство.

Все основные ресурсы составляют собственность государства, и именно оно координирует действия хозяйствующих субъектов: распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями, решая, что производить, какими способами производить, как распределять произведенные товары.

Все эти решения принимаются на основе долговременных планов, часто приводящих к отрыву производства от непрерывно меняющихся потребностей общества.

Смешанная экономика

Необходимо отметить, что в настоящее время, абсолютно рыночной экономики не существует. В каждой стране государство выполняет определенные регулирующие функции, принимая участие в решении основных экономических проблем.

В современных условиях государство часто берет на себя производство продуктов, не выгодных частному бизнесу, но необходимых обществу; стимулируя научно-технический прогресс, оно влияет на выбор способов производства; решая социальные проблемы, государство корректирует рыночное распределение продукта. Таким образом, для большинства развитых стран сегодня характерна смешанная экономика, которая регулируется рыночным механизмом и государством.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Действительно, в чистом виде реализовать ту или иную экономическую систему не представляется возможным. Если экономическая система США была и есть ближе к «чистому» капитализму, а бывшего СССР – к командной экономике, то ни там, ни тут системы не были действительно чистыми.

В СССР в той или иной форме сохранилась частная собственность, а относительная экономическая самостоятельность социалистических предприятий, хозяйственный расчет, наличие усеченного, но все же рынка смягчали тоталитарность господствующей системы.

В США же на долю государственного сектора уже сейчас приходится около 30% промышленного производства. И хотя государственные предприятия действуют в условиях рыночной системы, свойства «чистого» капитализма сильно смягчаются регулирующим воздействием госсобственности, кредитно-финансовой политикой государства.

Социально ориентированная смешанная экономика

Социально ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: «социальность» и «смешанность». Они сформировались и тем более объединились в единую систему не сразу и представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической системы хозяйства.

Методологические основы теории «социального рыночного хозяйства» были заложены еще в 30-40-е гг. ушедшего столетия авторами «теории порядка». Ими являются: В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее интересны взгляды профессора Фрейбургского университета, основоположника Фрейбургской школы Вальтера Ойкена (1891–1950).

Он ввел в научный оборот понятие «хозяйственный порядок» и определил два его идеальных типа: «централизованно управляемое хозяйство» и «рыночное» (меновое).

По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным.

Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства.

Во-первых, государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции.

Во-вторых, сохраняя частную собственность неприкосновенной, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя через бюджетное финансирование перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих.

В-третьих, государство обязано проводить правильную денежную политику. Соблюдая эти условия, государство обеспечивает в стране «хозяйственный порядок».

«Теория порядка» явилась предтечей концепции «социального рыночного хозяйства», одним из основных авторов которой стал Людвиг Эрхард (1897–1977). Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим – «централизованно управляемое хозяйство» – рухнул, а «меновое (рыночное) хозяйство» уже успело породить анархию и «черный рынок». В стране царила гиперинфляция, деньги перестали выполнять свои функции, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). Порядок был настолько необходим, что без него было немыслимо возрождение страны. Поэтому разработанная в 30-40-е гг. «теория порядка» послужила методологической основой создания социального рыночного хозяйства ФРГ.

В определении понятия «смешанная экономика» у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Одни ученые считаю, что смешанная экономика – это та, которая «обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства». Здесь налицо указание на два начала: «план» и «рынок»: «Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами… Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике» 1 . Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – «рынок» и «государство».

По мнению других ученых, «рынок» и «государство» являются логически непротивопоставимыми элементами: «рынку» можно противопоставить только «нерынок», т. е. «рыночной» организации производства – «нерыночную», а «государственному» (общественному) – «негосударственное» (частное).

Смешанная экономика пребывает между «чисто рыночной» и «чисто нерыночной» 2 . Было бы несправедливым считать бесспорным какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики и умалять другие. Каждое из них оттеняет одну из ее многих сторон и именно на ней акцентирует внимание.

Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании «рыночного» и «нерыночного» секторов экономики, в выяснении соотношения между «невидимой рукой рынка» и «регулирующей рукой государства», в изучении возможности использования «плана» и «рынка».

Модели смешанной экономики

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.

Американская модель . Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

1) система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;

2) обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

3) главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель . Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:

1) в обеспечении частного сектора правительственными заказами;

2) в развитии ВПК;

3) в финансировании НИОКР;

4) в финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель . Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР.

Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период.

Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель . Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

1) обширным государственным сектором;

2) высокоразвитым крупным частным бизнесом;

3) укладами, оставшимися от раннего капитализма;

4) большим удельным весом малого бизнеса;

5) развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом.

Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель . Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой.

Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы.

Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам.

Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала.

Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства.

Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами.

Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления.

Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель . Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхарда.

Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой.

Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу.

Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия.

Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено.

Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира.

В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения.

Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель . Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.

Существует несколько типов экономических систем: рыночная, смешанная, административно-командная и традиционная. Их мы и рассмотрим ниже.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм).

Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара

Современная рыночная экономика (современный капитализм).

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к внутренним и внешним условиям.

Административно-командная система.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Смешанная экономика.

В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения различных типов экономики - можно говорить осмешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность - гетерогенность (разнородность) вхо­дящих в них элементов.

Традиционная система.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Модели в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них. Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения..

46.Рынок: структура и инфраструктура.

Рынок- это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров, при помощи денег, форма организации хозяйства, обеспечивающая эффективное решение экономических проблем.

Структура – внутреннее строение отдельных элементов рынка

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг.

2. По географическому положению : местный, национальный и мировой

3. По степени ограничения конкуренции : монополистический, олигополистический, свободный и смешанный.

4. По отраслям различают автомобильный и зерновой.

5. По характеру продаж оптовый и розничный.

6. по уровню насыщения – равновесный, дефицитный, избыточный)

7. по степени зрелости – неразвитый, развитый, формирующийся

8. по соответствующему действующему законодательствам – легальный и нелегальный

9. с учетом ассортимента товаров

Инфраструктура – совокупность учреждений государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных- это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Функции инф. Р.:облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов; повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; организационно оформлять рыночные отношения; упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

Основные элементы

1) биржи; аукционы, ярмарки; кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки;

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Экономическая система – особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.

  • 1. Традиционная – отношения строятся на основе выработанных веками и укоренившихся традиций и обычаев, характерно для племенных общин и экономически отсталых стран.
  • 2. Централизованная – государство господствует в экономике и других сферах общества, командует всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решает, что, как и для кого производить (командная экономика).
  • 3. Рыночная – система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) через свободную куплю-продажу товаров.
  • 4. Смешанная – органическое сочетание рыночной эффективности и государственного регулирования , объединение положительных черт рыночной и централизованной систем.

Критерии:

  • - способ получения информации (спонтанный порядок или иерархия);
  • - характер отношений собственности (государственная, частная);
  • - способы регулирования (административное, саморегулирование).
  • 1. Англо-саксонская (США, Канада, Великобритания.): государственная поддержка частного бизнеса, высокая доля частного сектора, большая свобода предпринимательства, низкий уровень финансирования социальных программ.
  • 2. Западноевропейская (Франция, Италия, Испания): активное государственно регулирование с помощью индикативного планирования, значительная доля государственного сектора (до 40-50%), развитый муниципальный сектор, широкое государственное финансирование социальных программ, большая роль профессиональных союзов .
  • 3. Социально ориентированная (Германия, Австрия, Нидерланды): решение в первую очередь социальных проблем.
  • 4. Скандинавская (Швеция, Норвегия, Дания): более 50% - доля государственного и муниципального сектора, паритетность государственного частного капитала, ярко выраженная социальная направленность, широкие полномочия органов МСУ.
  • 5. Юго-восточная (Япония, Южная Корея): использование традиционных экономических укладов, усиленное государственное регулирование, строгая субординация в принятии решений, покровительство государственных органов по отношению к национальным бизнес-структурам.

Черты российской модели рыночной экономики: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, слабость личной инициативы, социальное иждивенчество; огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие гражданского общества , высокая степень монополизации, криминализация конкурентной борьбы, коррупция, неравномерный переход к рыночной экономике в отраслях и в регионах.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама