THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

1.2. Основные характеристики бюджета

Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с которой потребители бюджетных средств - отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.

Доходы бюджета классифицируются:

· по источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;

· по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы;

· по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.

Формирование доходной части бюджета приобрело в настоящее время в основном налоговый характер.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжении органов государственной власти.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

· по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

· по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

В статистике государственного бюджета используются абсолютные и относительные показатели.

К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:

1) налоги – это доходы – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления;

2) обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения государственных потребностей;

3) неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.);

4) официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющих нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций;

5) расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные);

6) чистое кредитование (кредитование минус погашение) – это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

7) дефицит (или профицит) – это итоговый показатель финансовой деятельности государства. С точки зрения финансирования дефицит может быть определен следующим образом:


Дефицит (превышение расходов над доходами) = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.


Профицит (превышение доходов над расходами) = (Погашение – Заимствование) + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.


8) государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. В государственный долг не включаются:

а) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

б) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

в) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

г) любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

На основании абсолютных показателей статистики государственного бюджета рассчитываются относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

Если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами, чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.

Состояние бюджета как фин плана характеризуют 3 показателя:

Равенство доходов и расходов (сбалансированное состояние бюджета);

Превышение доходов над расходами - профицит(положительное сальдо бюдже­та);

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета).

Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Ряд экономистов счи­тает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов.

Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.

Принятие ГБ Украины или местных бюджетов на соответствующий бюджетный период с дефицитом разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы долга и на обеспечение сохранения размера оборотной кассовой наличности.

Причины возникновения деф бюджета:

Отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;

Сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;

Превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.

Воп. 3 Правовое регул бюдж отнош-й

Правовое регулирования является одним из признаков бюджетных отношений, которое осуществляется по 3ем направлениям:

1) Бюджетный Кодекс Украины.

2) Законы, регламент-щие поступление доходов и финансирование кредитов.

3) Принятие ежегодного закона о бюджете на следующий год.

Так же необходимо отметить такие закон-ные и нормативные акты, как:

Конституция Укр;

Нормативно-правовые акты КМУ;

Нормативно-правовые акты центральных органов исполн-ной власти;

Решения органов АРК, местных гос. Администарций, органов местного самоуправл-я.

При осуществлении бюджетных отношений положения нормативно-правовых актов используются только в части, не противоречащей Конституции, БК и законе о ГБ Укр.

В конституции Укр урегулированы такие вопр:

Мех-зм принятия законов Укр;

Полномочия ВРУ, президента, КМУ, органов местного сумоуправления;

Основные бюджетные положения.

Бюджетный кодекс Укр:

1 раздел. Определены отношения, регламентируемые БК, основные термины, основные положения бюд-го законодат-ва. Перечислены принципы построения БС, описана бюджетная классиф-ия, определен состав гос долга и частей б-та. Определены стадии бюд-го процесса, основные распорядители ср-тв.

2 раздел. Гос бюджет Укр:

Опредлен состав доходов и расходов ГБ, в т.ч. тайные расходы, детально описан мех-зм составл-я проекта б-та, рассмотр-е и принятие бюджта ВРУ, его исполнение и отчет по испол-ю.

3 раздел. Местные б-ты:

Определены доходы и рас-ды, закрепленные за местным б-том. Детально описан мех-зм бюд-го процесса на местном уровне, конкретизированы повноваження его участников.

4 раздел. Межбюджетные отношения:

Определены критерии разпределения видов дох-в между б-тами, перечислены расходы, осущ-мые из ГБ, б-тов поселков, сел, городов. Рассмотрены межбюджетные трансферты, регламентирован порядок предоставления субвенций и дотаций выравнивания.

Раздел 5:Определены полномочия относительно контроля за исполнением бюджетного законодат-ва ВРУ, счетной палатой, МинФина, гос казначейства, ВР АРК, КРУ и тд. Определено понятие и ответст-сть за бюджетное правонарушение.

Закон «о Гос Бюджете Укр»:

Предусматривается формирование в конкретных объемах источников доходов и расходов б-та, необходимые нормативные отчисления, дотации и субсидии областям, источники покрытия дефицита, текущие объяснения относительно осущест-я б-та.

Закон «о прожиточном минимуме»: определено понятие прожиточного мин-ма, принципы формиро-я нобора прод товаров и услуг, порядок установления и утверждения прожиточного мин-ма.

Закон «о местном самоуправлении»: определяет понятие, систему, полномочия и гарантии органов местного самоуправления, основы орг-ции и деят-сти, правового статуса и ответст-ти органов и должностных лиц местного самоупрпавл-я.

Законы о нологообложении.

Норм-правовые акты КМУ: регул-ют тек вопросы, возникающие в следствие осущ-я полномочий(о повышении размера пенсий и др соц выплат пенсионерам, о введении казначейской системы выполнения ГБ).

Решения органов АРК, местных гос админ-ций, ОМСУ: решения об утверждении местных бюджетов, планы соц-эк-кого и культурного развития, предоставления льгот. И тд

Виды бюд-го дефицита

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета.

1) По форме проявления бюджетный дефицит делится на явный и скрытый:

явный - официально признанный в законе о бюджете;

скрытый - официально не определяется. Его формы: завышение плановых объемов доходов; включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит - более негативное явление, нежели явный.

2) В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты государственного, региональных и местных бюджетов, а так­же консолидированных бюджетов разных уровней.

3) По причинам возникновения : а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.

Кризисные вызваны кризисом в экономике, денежно-кредитной, финан­совой сфере.

Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицатель­ное сальдо региональных и местных бюджетов.

4) По характеру возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденный и осознанный.

Вынужденный является последствием низкого уровня пр-ва ВВП, обусловленный недостатком финансовых ресурсов в стране.

Осознанный определяется характером финансовой политики государства - она пытается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. Недостаточные ресурсы государство мобилизирует с помощью займа. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются гос ЦБ. Для устанавливается минимальный уровень процентных ставок при максимальной надежности, с их помощью гос-во стимулирует или сдерживает финансовый рынок.

5) По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический

(систематический) и временный (периодический).

6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и не­инфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.

7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторич­ный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета.

Наиболее опасным для финансово-экономического состояния госу­дарства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вы­званный обслуживанием внешнего долга страны.

8) По направлению дефицитного финансирования различают:

Активный (снижение доходов, налоговых поступлений с целью стимулирования, оживления экономики);

Пассивный (покрытие текущих бюджетных расходов).

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

С этой точки зрения бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства, которое утверждается органами законодательной и представительной власти в виде закона. Как финансовый план бюджет отражает экономическую, социальную, военную, международную политику государства.

Расходы на экономическую деятельность государства определяются 2 факторами:

1. Масштабами государственного сектора экономики;

2. Экономической политикой государства (чему отдается предпочтение - бюджетному финансированию налоговому регулированию).

Уровень социальных расходов определяется финансовой моделью общества. Доходы бюджета характеризуют налоговую политику государства.

В Украине бюджет как финансовый план имеет определенные отличия от бюджета как экономической категории, поскольку в него включаются фонды целевого назначения. Поэтому для оценки реальной бюджетной политики необходимо проанализировать статьи доходов расходов «чистого» бюджета (без целевых фондов). Вместе с тем включение этих фондов в бюджет обусловлено двумя причинами:

1. Приданием им законодательной силы;

2. Необходимостью осуществления государственного контроля за средствами этих фондов.

Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями:

1. Равновесие доходов и расходов;

2. Бюджетный излишек - превышение доходов над нормативными расходами (профицит);

3. Бюджетный дефицит - превышение расходов над постоянными доходами (налоговые доходы бюджета). При наличии бюджетного дефицита устанавливаются источники его покрытия (государственные займы, эмиссия денег). Причиной бюджетного дефицита является необходимость тратить средств значительно больше, чем это позволяют финансовые возможности бюджета. Теоретически избежать дефицита очень просто - сократить расходы увеличить налоги. Но на практике, как правило, это процесс очень сложен, а иногда и невозможен.

Бюджетный дефицит не может иметь однозначной оценки, так как существуют разные виды бюджетного дефицита:

По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый:

Открытый - официально признанный в законе о бюджете;

Скрытый - государством официально не признается. В чем суть скрытого дефицита? Это завышение плановых объемов доходов, включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит - более негативное явление, чем открытый.

По причинам возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным и сознательным.

Вынужденный является следствием низкого уровня ВВП. Обусловлен недостатком финансовых ресурсов в стране.

Сознательный определяется характером финансовой политики государства - оно старается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. В то же время недостаток ресурсов государство мобзует с помощью займов. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для ценных бумаг устанавливается минимальный уровень процентных ставок при их максимальной надежности, с помощью ценных бумаг государство стимулирует сдерживает финансовый рынок.

По направлениям дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетный дефициты.

Активный дефицит - это направление средств на инвестиции в экономику, что способствует увеличению ВВП.

Пассивный дефицит - это покрытие текущих затрат.

Источниками покрытия дефицита выступают:

1. Государственные займы;

2. Денежная эмиссия.

Использование государственных займов требует:

Начисление временно свободных средств у кредиторов государства;

Доверие со стороны кредиторов к государству;

Заинтересованность кредиторов заполучить высокие гарантии возврата долга и удобной для кредитора процентной политики;

Наличие реальных доходов от использования заемных средств, дающих возможность вернуть долг и выплатить проценты.

Государственные займы требуют четкой системы погашения государственного долга. Источниками этого погашения могут быть:

1. Дополнительные налоговые поступления, которые получает государство, благодаря увеличению ВВП, на основе инвестирования заемных средств;

2. Увеличение уровня налогообложения;

3. Уменьшение расходов бюджета;

4. Выпуск новых займов.

Денежная эмиссия: может использоваться только в случае жесткого контроля за использованием этих денег. Она исходит из ограничения отношения бюджетного дефицита к ВВП на уровне 2-3%. В случае использования денежной эмиссии основным фактором дефицита является направление этих средств - в инвестиции на текущие расходы. Если средства направляются в инвестиции, то это дает возможность получить определенный доход, что, в свою очередь, амортизирует рост инфляции. В случае использования средств на текущие расходы инфляция становится необратимой.

При составлении бюджетов и сопоставлении плановых (бюджетных) показателей с фактическими результатами необходимо принимать во внимание поведение затрат . Например, если бюджетный и фактический объем производства различны, какие затраты отреагируют на это различие, а какие нет Как будет показано в гл. 13, игнорирование влияния изменений объема на бюджетные и фактические затраты может свести к нулю ценность бюджетного контроля , поскольку будут сравниваться несопоставимые величины. Если бюджет, рассчитанный на один объем выпуска, сопоставляется с фактическими результатами, базирующимися на другом объеме, то выявленное расхождение частично связано с различными значениями объема выпуска, и только  


Типичная система бюджетирования определяет сферу ответственности менеджеров и соотносит ее с определенными элементами бюджета (таким образом, речь идет об учете ответственности). Финансовый контроль и оценка результативности при этом часто основываются на сравнении бюджетных и фактически достигнутых показателей (контроль с обратной связью) и на сравнении бюджетных показателей с установленными организацией целями (контроль с прямой связью). Очень часто величина вознаграждения руководителей (льготы, премии и другие выплаты) бывает связана с результативностью деятельности организации , определенной через механизмы контроля с прямой или обратной связью . Этот вопрос обсуждается в гл. 13, 14, 15, где будет показано, что контроль финансовых результатов имеет ограничения и даже таит в себе некоторые опасности.  

Реакция на отклонения (называемая также управлением по отклонениям) формирует базу финансового контроля и строится на оценке того, насколько организация продвинулась к поставленным целям за определенный период. Такая оценка осуществляется выявлением расхождений бюджетных и фактических затрат и доходов (контроль с обратной связью или бюджетных показателей с установленными организацией целями (контроль с прямой связью). Действия менеджеров, направленные на преодоление выявленных в результате анализа значимых отклонений, и составляют суть управления по отклонениям.  

Сравнение фактических и бюджетных показателей  

Как Вам известно, в нашей фирме руководители служб отвечают за исполнение бюджета своего отдела. Ниже приведено сравнение плановых и бюджетных показателей деятельности Вашей службы, по данным истекшего финансового полугодия.  

Напомним, что калькулирование по полным затратам согласуется с требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчетности для внешних пользователей , однако оно несет в себе некоторые искажения, связанные с распределением постоянных накладных затрат . В то же время анализ на основе маржинального калькулирования позволяет более точно отразить факторы отклонения выручки от бюджетного показателя. Кроме того, он служит, пожалуй, наилучшей иллюстрацией альтернативных затрат (т.е. затрат упущенных возможностей в случае невыполнения плана продаж) или альтернативных прибылей, когда имеет место перевыполнение плана.  

На практике бывает сложно определить, какими должны быть пересмотренные стандарты, и проследить новые взаимосвязи показателей. Например, будет ли цена 38 ф.ст. за пачку разумной в сложившихся обстоятельствах для компании АМС Ltd. Если ответить на этот вопрос положительно, то возникает другой вопрос как новая стандартная цена будет соотноситься с бюджетными показателями объемов продаж, учитывая, что план даже по менее высокой цене (37 ф.ст.) выполнен не был  

Если рост спроса значителен, то для его удовлетворения потребуются дополнительные затраты, причем весьма срочно. Например, встанет вопрос о сверхурочной работе , понадобится незамедлительно разместить заказы на материалы у поставщиков. Вполне вероятно, что придется согласиться с более высокими закупочными ценами на материалы и увеличением почасовой ставки оплаты труда . Этот перерасход не отражен в бюджетных показателях. Иными словами, необходимость срочной реакции на изменения внешней среды обусловит рост неблагоприятных отклонений. В подобных ситуациях анализ отклонений от бюджета акцентируется на двух моментах  

Возможно ли, что отклонения вызовут негативную реакцию со стороны менеджеров (т.е. отказ от реагирования на изменения спроса из-за боязни ответственности за невыполнение бюджетных показателей).  

Реакцией менеджеров на неоправданно жесткий с их точки зрения бюджет может быть намеренное создание бюджетного "зазора" в качестве резерва на случай возникновения непредвиденных ситуаций и возможного "урезания" бюджета. (Формирование менеджерами бюджетных показателей, благоприятных для них самих, носит название бюджетных смещений.) Менеджеры также могу ощущать давление, побуждающее к неоправданно оптимистичным прогнозам (например, объемов продаж), что, в свою очередь, создает видимость дефицита бюджетных ресурсов или обусловливает принятие недостижимых бюджетных заданий. Однако попытки уменьшить бюджетный зазор встречают активное сопротивление менеджеров. Свидетельством наличия бюджетного "зазора" могут служить ситуации, когда организация в конце бюджетного периода предпринимает интенсивные усилия потратить побольше денег, хотя такие расходы не продиктованы необходимостью.  

Раздувание бюджета. Не отвечает общим интересам и стремление руководителей ориентироваться только на бюджетные показатели своих подразделений, стараясь возвысить свою значимость.  

Из отчета, составленного в новом формате, ясно видны возникшие отклонения, их причины, ответственность руководителя и принимаемые меры по устранению нежелательных расхождений фактических и бюджетных показателей. Так, например, невыполнение плана по реализации программных продуктов коммерческим предприятиям (процент выполнения задания - 72,61%) является для анализируемого центра ответственности неблагоприятным отклонением. Его причина состоит в том, что ряд фирм отказался от новых версий программ из-за частых сбоев, возникающих не по вине пользователей. Это отклонение является контролируемым для начальника отдела вторичных продаж коммерческим организациям . Единственная мера, которая может быть принята в данном случае, - повышение качества программных продуктов . Необходим более тщательный подход к разработкам новых версий. Ответственный за возникновение подобного неблагоприятного отклонения Иванов И.О. может понести наказание.  

Данный принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия нормативной базы , содержащей нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления определения нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие процессы, лимитирования отпуска в производство и на хозяйственные цели материальных и топливно-энергетических ресурсов , расчетов фондов оплаты труда , численности персонала , смет расходов на содержание аппарата управления , проектов отпускных цен и т.п. Вместе с тем в отечественной практике действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы.  

Прогнозы бюджетных показателей.  

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.  

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета . Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.  

Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии , надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели  

Наиболее простой метод - сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.  

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным (все остальные показатели остаются неизменными). Метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.  

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Они могут использоваться для сравнения показателей состояния бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения состояния бюджетов территорий.  

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели - бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами , соотношения собственных и регулирующих доходов и др.) выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.  

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата , начисления, все виды хозяйственных расходов , трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета . Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис. 6.7.  

В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей государственного бюджета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.  

Исходной точкой расчета управленческого результата является фактурирование. Этот расчет проводится на базе калькуляционных и бюджетных показателей, в структуре которых выделены организационная и техническая составляющие, и дополняется сравнением плановых и фактических величин. Управленческий результат является той итоговой информацией, на которую сориентирована вся работа по формированию отчетности контроллера . Этот результат, по сути, не является чистым результатом, а в большей мере показывает факт достижения или недостижения цели. Так, калькуляционные амортизационные отчисления и целевой доход с капитала были установлены на основании решений руководства.  

Риск анализируется, и в случае высокого показателя неблагополучного исхода предлагаемые проекты контролируются более тщательно. Менеджеру на этапе планирования полезно ответить на ряд вопросов как в предыдущие годы завершились проекты по НИР, уложились ли затраты и сроки в рамки бюджетных показателей если нет - что вызвало превышение затрат и увеличение сроков существуют ли проблемы сегодня или они были устранены.  

Важно постоянно оценивать выполнение программ по НИР. Если по какому-то проекту необходимо увеличить затраты и сроки по сравнению с бюджетными показателями, выполнимость этого проекта подвергается сомнению.  

Другим существенным моментом является то, что бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые аппаратом управления (директивные) показатели для отдельных подразделений (центров ответственности). Методология бюджетирования на отдельных предприятиях может различаться встречается планирование сверху вниз (проекты бюджетов подразделений разрабатываются службами аппарата управления) снизу вверх (проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями) встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления). Однако, в конечном итоге, утверждение бюджетных показателей происходит по линии аппарат управления (директивный орган) - подразделение (центр ответственности за исполнение утвержденных бюджетных показателей) .  

Следующий момент, на который следует обратить внимание, изучая теорию мотивации , связан с индивидуальным восприятием бюджетов и нормативов как некоторой системы целей . Напряженность бюджетных показателей может заставить менеджера делать все, чтобы не выйти за границы допустимых расходов, хотя это редко позволяет достичь лучших показателей. Один из способов эффективного использования бюджетов и нормативов как системы целей - это соотнести их с личными притязаниями менеджеров, т.е. сопоставить их с личными целями, которые менеджеры надеются достичь (и делают для этого все возможное). Исследования Стедри (1960) и Хофстеда (1968) по изучению взаимосвязи общих результатов деятельности организации, системы бюджетов и уровня притязаний менеджеров показали, что наихудшие результаты деятельности имеют место, когда перед работниками ставятся легко достижимые цели , а наилучшие - при постановке относительно сложных, но реалистичных целей. Иными словами, как слишком "мягкий", лак и слишком "напряженный" бюджет не способствует улучшению результатов деятельности . Результаты работы Хофстеда проиллюстрированы на рис. 16.3.  

Административный контроль присутствует в каждой организации в виде правил и указаний, подобных изложенным в бюджетном руководстве. Нет никаких сомнений в необходимости существования таких механизмов. Одна из проблем

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама