THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Экономическая теория развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой. И хотя экономическая наука это продукт нового времени, она складывалась веками. Еще в сочинения Аристотеля и Платона можно увидеть различные варианты теоритического осмысления экономического бытия.

Но первой экономической школой считают Меркантилизм – новая школа. Концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов. Изначально считали что нужно добиться большего количества в стране золота и серебра. Представителем является Томас Манн. Меркантилизм долго был основной политикой многих стран.

Следом идет Классическая политическая экономика – возникла и развивалась в XVII - XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства. Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти. Ему принадлежит знаменитая формула: природа - мать, труд - отец богатства. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях В главном труде - "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) - он обосновал "естественный порядок" в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Школа физиократ (18 век, Франция). Франсуа Кене, Ан Тюрго. Физиократы были не согласны с концепциями меркантилистов. Для них особую роль играет земля. Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента». В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы дели­ли все общество на производительный класс (земледельцы), непроизводительные классы (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников.

Марксизм – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Они разработали периодизацию развития общества, теорию капитала, его воспроизводства и накопления, прибавочную стоимость и распределение. Экономическая наука признательна Марксу за глубокие исследования причин экономических кризисов, противоречий товарного производства, эволюцию формы стоимости, социальных проблем рыночной экономики.


Неоклассическое направление –Альфред Маршал. Трактовал что все экономические законы – общие законы, относящиеся к тем областям поведения человека, которые можно измерить денежной массой. Свои экономические воззрения Маршалл отразил в книге «Принципы экономики». Он Ввел понятие равновесной цены и предложил график рыночного равновесия. Так же он исследовал мнополию.

Кейнсианство – Джон Мейнар Кейнс. Двигателм экономики по мнению Кейнса является не предложение, а спрос. Именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Чтобы преодолеть кризис предлагал государству наращивать производство и сократить безработицу. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Монетаризм – Дэвид Юнг, Милтон Фридмен. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Согласно взглядам монетаристов спрос на деньги имеет тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. Свободный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике.

Экономическая теория изучает социальные и экономические процессы и явления экономических систем. Эти процессы и явления, как и мир в целом, находятся в постоянном развитии, изменении. Соответственно этому развивается и экономическая теория, появляются все новые ее направления и школы, в основе которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования.

Это деление в значительной мере условно.

Экономическая теория – одна из древнейших наук, прошедших в своем развитии долгий путь. Можно выделить следующие этапы развития экономической науки: экономические учения древнего и античного мира, политическая экономия, экономикс, современная экономическая теория.

Истоки экономической теории мы находим в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока, которые называют колыбелью мировой цивилизации. До нас дошли законы царя Хаммурапи XVIII в. до н. э. (Вавилон), законы Ману IV–III вв. до н. э. (Индия), учения Конфуция VI–V вв. до н. э. (Китай). Известны экономические учения древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля (IV–III вв. до н. э.)

Ксенофонт первым вводит понятие “экономия”. Слово “экономика” первоначально означало – учение о ведении домашнего (рабовладельческого) хозяйства. Затем этот термин употребляли Платон и Аристотель.

Среди мыслителей древности особое место занимает Аристотель, который первым в экономической науке поставил задачу: выяснить универсальные правила ведения домашнего (рабовладельческого) хозяйства. Зная эти правила, легче обеспечить более эффективное развитие хозяйства. Аристотель различал два понятия: 1) экономику – учение о богатстве в натуральной форме, которое создается рабами, работающими на земле, и 2) хрематистику – учение о денежном богатстве, которое создается торговлей и ростовщичеством. Экономику Аристотель одобрял, а деньги считал злом. Чтобы быть богаче, надо захватывать земли и рабов, что он считал истинным богатством. Однако в историю экономических учений Аристотель вошел благодаря исследованиям процесса обмена и денег, т. е. за хрематистику. Он первым поставил вопрос: что лежит в основе обмена товара на товар (Т – Т).

Экономические взгляды Аристотеля разделяли мыслители средневековья, одним из видных представителей которых был Фома Аквинский (XIII в. н. э.). Он развивал учение о справедливой цене, по которой должен продаваться товар. Цена должна включать в себя затраты на производство товара и доход продавца, позволяющий ему вести обеспеченный образ жизни.

К этапу становления экономической науки следует отнести экономические учения мыслителей Древнего Рима: Каттона Старшего, Варрона, Лукреция, Сенеку. Они защищали рабство, но говорили и о равенстве, особенно Сенека (I в. н. э.). Его идеи оказали влияние на христианство, которое возникло при зарождении феодализма и проповедовало необходимость труда (“если кто не хочет трудиться, то не ешь”) и любви к ближнему.

Разные взгляды по экономическим вопросам находим в Библии, Евангелии, Талмуде, Коране. К тому времени все эти взгляды еще не сложились в самостоятельную науку, поэтому этот этап называют экономическим учением.

Второй этап в развитии экономической науки – политическая экономия.

В XVI веке зарождается капитализм, появляется рыночная экономика. Возникает мануфактура, углубляется общественное разделение труда, товарные отношения приобретают всеобщий характер, а феодальная раздробленность сменяется укреплением государства. В связи с этим появляется потребность в правилах ведения не домашнего хозяйства (рабовладельческого и феодального), а государственного. И как ответ на эту потребность появляются работы ученых, которые исследуют экономические процессы, происходящие в рамках экономики государства, а понятие “ойкономия” сменяется новым понятием “политическая экономия”, – т. е наука об экономических процессах. Это понятие впервые ввел француз Антуан Монкретьен в книге “Трактат по политической экономии” (1615). А. Монкретьен был представителем первой школы в политэкономии – школы меркантилистов (XVII–XVIII вв.). Возникновение меркантилизма считается началом собственно экономической теории.

Суть теории меркантилизма состоит в учении о богатстве страны и способах его увеличения. По этой теории, источником богатства является торговля (внешняя), т. к. символом богатства является золото (золотые деньги). Внешняя торговля дает приток золота.

Представители меркантилизма (У. Стаффорд, Т. Мен, Д. Юм, В. Петти, И. Т. Посошков) говорили о важной роли государства в экономике, которое должно поощрять вывоз готовой продукции, покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других, проводить политику протекционизма, в том числе иметь закон, согласно которому экспортер товара должен на вырученные от продажи деньги закупить отечественный товар и вывозить этот товар, но не деньги.

Таким образом, основные позиции меркантилистов – приоритет сферы обращения, рассмотрение производства лишь как одного из факторов увеличения денежного богатства во внешней торговле.

Лишь представитель позднего меркантилизма В. Петти ясно поставил вопрос о связи процессов обращения и производства, несводимости богатства к деньгам. Именно он провозгласил в качестве источников богатства землю и труд. Он говорил, что труд – отец богатства, земля – его мать.

Второй школой в политической экономии является школа физиократов (XVIII в.), основателем которой был Фр. Кенэ и ярким ее представителем – Ж. Тюрго. Эта школа выражала интересы крупных землевладельцев.

Суть теории физиократов состоит в признании того, что богатством являются продукты земли, а не деньги, источником же богатства – сельскохозяйственное производство, где создается прибыль и создается она только тогда, когда произведено больше, чем потреблено. Экономика развивается гармонично по естественным законам природы. И в этот естественный ход экономической жизни государство не должно вмешиваться. Должно только создавать законы, которые соответствовали бы естественным законам природы.

В 1758 г. издана книга Фр. Кенэ “Экономическая таблица”, в которой впервые в экономической науке была предпринята гениальная попытка создать модель движения всего общественного воспроизводства. В противовес меркантилистам Фр. Кенэ утверждал, что торговля только перемещает богатства, создается же оно в производстве, но только там, где сама природа увеличивает количество продукции. Поэтому единственный производительный класс, считал он, – земледельцы, а промышленники – бесплодный класс, землевладельцы же существуют за счет земельной ренты, взимаемой с земледельцев. Отсюда вывод: поскольку весь чистый доход достается землевладельцам, все налоги должны платить они – собственники земли.

Идеи Кенэ попытался внедрить в жизнь Жак Тюрго, который занимал пост генерального контролера финансов Франции. Он сократил государственные расходы, ввел налоги на дворян и собирался отменить налоги с крестьян, но не успел. Его отправили в отставку.

Ж. Тюрго вошел в экономическую науку как разработчик двух вопросов. Во-первых, он сформулировал закон убывающего плодородия почвы, суть которого в том, что каждая последующая затрата труда при обработке земли оказывается менее производительной. Этот закон в современной экономической теории звучит как закон убывающей отдачи. Во-вторых, в отличие от Кенэ, Тюрго выделял в обществе четыре класса: земледельцы, землевладельцы, предприниматели (трудолюбивы), наемные рабочие (расточительны и ленивы). Исследовав зарплату наемных рабочих, Тюрго пришел к выводу, что она равна минимуму средств существования.

В трудах Кенэ и Тюрго зародилась, по сути, экономическая наука. Их книги и личное общение с ними вызвали интерес к экономической науке у Адама Смита, который стал основателем третьей школы в экономической науке – английской классической политэкономии. В 1776 г. была опубликована книга А. Смита “Исследование о причинах и природе богатства народов”, в которой он изложил свою теорию наиболее рационального социально-экономического устройства общества – теорию рыночной экономики. Суть этой теории состоит в том, что рыночная экономика саморегулируется путем установления рыночных цен под влиянием колебаний спроса и предложения товара. Если спрос на товар растет, растет и цена на него, и производитель знает, что именно нужно обществу и увеличивает производство. И наоборот. Таким образом, цены сигнализируют, что и сколько производить. “Невидимая рука рынка” – регулятор всей хозяйственной жизни. Государству не надо вмешиваться в экономику. Правительство своими действиями нарушает эффективную работуневидимой руки рынка” и приводит к замедлению роста производительности труда. Смит поддерживал лозунг: “Предоставьте людям делать свое дело, предоставьте делам идти своим ходом”.

Подобно представителям меркантилизма и физиократов, Смит искал ответ на вопрос: что является богатством общества и его источником. Он считал, что богатством является простой продукт труда, созданный в сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве, как полагали физиократы. А источником богатства является труд, затраченный в материальном производстве. Причем рынок учитывает не индивидуальные затраты труда данного производителя, а общественно необходимые, под которыми Смит понимал средние затраты при данном состоянии производства.

Как определить уровень богатства страны и как сравнить страны по степени богатства? По показателю производительности труда: , где W – богатство (от англ. welth), Q – количество созданной в стране продукции (от англ. Quantity), n – численность населения страны (от англ. number – число). Чем выше производительность труда, тем богаче нация.

На производительность труда влияет специализация, в основе которой лежит общественное разделение труда. Чем глубже общественное разделение труда (специализация), тем выше производительность труда и благосостояние народа.

Общественное разделение труда вызывает потребность в обмене. При обмене товары приравниваются друг к другу. Что лежит в основе обмена, т. е. что лежит в основе цены? Стоимость, которая создается трудом в сфере материального производства. В этом суть трудовой теории стоимости, которую создал А. Смит и зачатки которой имелись у меркантилистов и физиократов. Завершил разработку трудовой теории стоимости К. Маркс.

Идеями А. Смита увлекались не только в Европе, но и в России, что отразил А. С. Пушкин в “Евгении Онегине”. Характеризуя Онегина, он писал:

“Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет

И чем живет, и почему

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог”.

В 1817 г. была издана книга представителя классической политэкономии Д. Рикардо “Начала политической экономии и налогового обложения”, в которой он с позиций трудовой теории стоимости объясняет земельную ренту и подчеркивает, что капитал и земля стоимости (ценности) не создают, следовательно, прибыль капиталиста и земельная рента – вычеты из стоимости, созданной трудом наемных рабочих. Часть этой стоимости – зарплата рабочих, величина которой обеспечивает лишь прожиточный минимум. Если зарплата превысит этот минимум, это приведет к увеличению числа детей в семье и, в конечном счете, – к избыточному предложению рабочих рук и падению зарплаты. Рикардо, по существу является автором так называемого “железного” закона зарплаты.

Заслугой Д. Рикардо является также создание теории “сравнительных издержек”, которая стала основой политики свободной торговли (фритрeдерства), называемой теперь политикой открытой экономики. Суть теории: каждая страна должна специализироваться на производстве той продукции, которая имеет минимальные издержки производства. Это обеспечивает эффективное использование ресурсов во всех странах и в конечном итоге приведет к снижению цен.

Основные положения трудовой теории стоимости в классической политэкономии развивали французский экономист Жан-Батист Сэй, английский ученик А. Смита Т. Р. Мальтус, ученики Д. Рикардо Джеймс Милль, Н. У. Сениор, Джон Стюарт Милль, социалисты-утописты Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а также К. Маркс.

Ж-Б. Сэй высказал идею о том, что в основе цены товара лежат издержки производства, в которые входит цена факторов производства: зарплата (доход на труд), прибыль (доход на капитал), земельная рента (доход на землю). Тем самым он отрицал классическую британскую трудовую теорию стоимости.

В своей книге “Трактат политической экономии” (1803 г.), Ж-Б. Сэй изложил теорию рынков, базирующуюся на утверждении, что поскольку обмен включает как покупку, так и продажу, постольку не может существовать избытка спроса или предложения. Эта теория получила название закона рынков Сэя, или просто закона Сэя, сущность которого сводится к утверждению, что предложение само создает для себя спрос. Чем больше производство (предложение), тем больше спрос, т. к. с ростом производства предложение какое-то время опережает спрос и цены снижаются. А чем ниже цена на товар, тем выше на него спрос. Отсюда вывод: надо стимулировать рост производства и страна будет богаче. Это утверждение (особенно применительно к рынку капитала) подверглось критике основоположником одного из направлений экономической науки XX в. (кейнсианства) Дж. Кейнсом как ошибка, которая пропитала всю экономическую теорию и практику “классической” эпохи до середины XX в.

Т. Р. Мальтус (священник и профессор политической экономии) продолжил начатый А. Смитом анализ проблемы соотношения количества созданного в стране общественного продукта и численности населения . Он, в отличие от А. Смита, сосредоточил внимание на изучении динамики и закономерностей развития численности населения. В своей книге “Опыт о законе народонаселения” (1798 г.), он сформулировал закон народонаселения: население растет в геометрической прогрессии, а предложение продуктов питания – в арифметической. В этом и заключается главная причина бедности, а не в плохом правлении и не в несправедливом распределении богатства. В условиях действия этого закона, утверждал Мальтус, каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Мальтус изложил свою теорию зарплаты, согласно которой величина зарплаты должна быть равна прожиточному минимуму. Если она становится выше этого минимума, то рождаемость в среде наемных рабочих увеличивается, что ведет к безработице. Однако вопреки предсказаниям Мальтуса в развитых странах в XX в. доходы населения росли, а коэффициент рождаемости снижался в связи с НТП, роль которого Мальтус недооценивал. В то же время в развивающихся странах, особенно в связи с “импортом медицины” и господством мусульманства, коэффициент смертности падал, а коэффициент рождаемости либо увеличивался, либо был стабильным. В результате обострилась проблема в мировом масштабе – рост населения и промышленного производства ведет к истощению ресурсов.

Если основоположники трудовой теории стоимости А. Смит, Д. Рикардо и их последователи видели в капиталистических рыночных отношениях “естественный порядок”, то некоторые последователи этой теории делали из нее антикапиталистические выводы. Это, прежде всего, социалисты-утописты: Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а также Ж. Сисмонди, К. Марск, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Английский социалист Р. Оуэн считал, что частная собственность и личный интерес уже себя изжили и говорил о необходимости перехода к новому обществу, которое он называл “коммунизмом” и которое основано на кооперативной собственности, общем труде и равенстве в правах и обязанностях.

Французский социалист К. А. Сен-Симон главным пороком капиталистического общества считал анархию производства. Мечтал об обществе, которое он называл “индустриализмом”, где сохраняется частная собственность, но все подчиняются централизованно разработанному народнохозяйственному плану и каждый лично участвует в труде.

Французский социалист Ж. Фурье видит эксплуатацию рабочих в продаже рабочей силы, по цене ниже ее стоимости, из-за чего они беднеют и возникают экономические кризисы. Фурье предсказывает, что конкуренция приведет к монополии и капитализм превратится в торговый феодализм.

Он предлагал разумное общество, называемое “гармонией”, экономика которого состоит из самоуправляющихся небольших общин (фаланг), ведущих в основном натуральное хозяйство. В фаланге нет частной собственности, каждый работает исходя из своих способностей и склонностей, в течение дня осуществляется перемена труда, на смену конкуренции приходит соревнование, от которого выигрывают все. Каждый от труда получает удовольствие.

Экономическая теория, разработанная К. Марксом, при участии Ф. Энгельса, генетически связана с английской классической школой, с трудовой теорией стоимости. К. Маркс завершил разработку трудовой теории стоимости. Открыв двойственный характер труда и объяснив противоречия, заложенные в товаре, он рассмотрел процесс возникновения денег и выяснил их сущность. Все это позволило ему создать теорию прибавочной стоимости. По Марксу, капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т. е. способность к труду. Рабочий, конкретным трудом создавая потребительную стоимость товара, переносит стоимость средств производства в стоимость товара, и абстрактным трудом он создает новую стоимость, которая тоже входит в стоимость товара. Часть этой вновь созданной стоимости капиталист отдает рабочему в форме зарплаты, которая должна быть равна стоимости рабочей силы (стоимости средств существования: на питание, одежду, духовные потребности, образование, воспитание детей). Другая часть вновь созданной наемным рабочим стоимости является прибавочной стоимостью, которая присваивается капиталистом. Таким образом, прибыль капиталиста возникает без нарушения эквивалентного обмена на рынке труда.

К. Маркс вводит деление капитала на постоянный (затраты на средства производства) и переменный (затраты на покупку рабочей силы – на зарплату). Всю стоимость товара он представляет схемой с + v + m, где с – постоянный капитал, v – переменный капитал, m – прибавочная стоимость. Вновь созданная стоимость (v + m) присоединяется абстрактным трудом к стоимости средств производства (амортизации основных фондов, сырья, топлива, энергии и т. д.), которая входит в стоимость любого товара.

Отношение между с и v Маркс называет органическим строением капитала, которое в ходе НТП растет, т.е. спрос на рабочую силу, определяемый переменным капиталом (v), растет медленнее, чем спрос на капитал (с), что порождает массовую безработицу и обнищание.

К. Маркс создал теорию издержек производства и средней нормы прибыли, теорию абсолютной земельной ренты, учение об общественно экономической формации (ОЭФ), сформулировал закон соответствия производительных сил и производственных отношений, реализация которого приводит к смене ОЭФ и в конечном итоге приведет к переходу от капиталистической ОЭФ к коммунистической, имеющей свою низшую стадию – социализм. К. Марксом была разработана теория воспроизводства и экономических кризисов и др.

В середине XIX в. в Германии возникла так называемая историческая школа. Ее представитель Ф. Лист утверждал, что каждая нация имеет свой путь экономического развития и поэтому не может быть универсальной экономической теории. А представители этой школы К. Бюхер, Л. Брентано считали, что экономические процессы являются результатом воздействия внеэкономических факторов: психологических, этических, религиозных и др.

На рубеже XIX и XX вв. в США зародилось новое направление в экономической науке – институционализм, которое возродилось после второй мировой войны в виде институционально-социологической школы.

Институциональная экономическая теория – это тип экономического анализа, который делает упор на роль социальных, политических, экономических процессов и явлений.

Представители этой школы изучают человека как социальную личность, т. е. действующую под влиянием не только экономических факторов, но и всех социальных институтов: государства, законов, обычаев, семьи, моральных и правовых норм, профсоюзов, корпораций, религии, культуры, политического устройства общества, опыта и т. д.

В зависимости от того, какой именно фактор (институт), влияющий на поведение человека, берет ученый за основу анализа, складываются различные виды институтционализма.

Так, Т. Веблен, создатель институциональной экономической теории, анализирует влияние социально-психологических факторов. Он отвергает господствовавшее со времен А. Смита представление, что вся хозяйственная деятельность основана на личной выгоде. Учитывая НТП на рубеже XIX и XX вв., Веблен выделяет в экономических отношениях, наряду с капиталистами и рабочими, социальную группу инженерно-технических

работников (ИТР). Он отмечает, что капиталисты являются собственниками ценных бумаг, а управляют производством ИТР. Интересы у них различны, что ведет к конфликту между бизнесом и индустрией. Выход он видит в передаче власти над экономикой ИТР, установлении технократии, чего можно добиться всеобщей стачкой специалистов.

Д. Коммонс анализирует влияние социально-правовых факторов на поведение человека в экономике. Поскольку участниками хозяйственной деятельности все чаще выступают не индивидуумы, а их объединения, достижение компромисса между ними становится все труднее и требуется вмешательство государства. В итоге на смену существующему порядку, по его мнению, придет административный капитализм.

Дж. Гэлбрейт за основу анализа взял влияние социально-органи- зационных факторов. Основная его идея заключается в том, что индустриальные общества, а особенно американское, уже не соответствуют модели конкурентного рынка, где фирмы максимизируют прибыль, а независимые потребители – полезность. В эпоху НТП и крупномасштабных предприятий главную роль в обществе играет институт управления, институт менеджеров, которые руководствуются надклассовыми интересами. Отделение собственности от управления привело к тому, что экономические решения принимаются бюрократией экспертов, или так называемой техно- структурой. Целью этой структуры является уже не максимизация прибыли, а выживание, безопасность и исключение риска.

В 70-х гг. XIX в. возникает австрийская школа маржинализма, или теория предельной полезности, основы которой заложил К. Менгер.

Суть теории предельной полезности: в основе цены лежит не стоимость, определяемая трудом, а полезность товара. Чем полезнее для человека товар, тем больше денег он заплатит за него. Ценность блага зависит от субъективной его оценки потребителем и от количества имеющихся экземпляров этого блага. Чем их больше, тем меньше полезность каждого дополнительного (предельного) экземпляра.

Эта добавочная (приростная) полезность каждого дополнительного экземпляра называется предельной полезностью (МU)1. Цена товара определяется предельной полезностью последнего из имеющихся экземпляров. Чем больше экземпляров, тем ниже цена.

Итак, в середине XIX в. в экономической науке господствовало два направления: английская классическая школа и маржинализм, между представителями которых шли споры и прежде всего по вопросу, что лежит в основе цены – трудовые затраты или полезность, подобно спорам философов, что появилось раньше, яйцо или курица.

Попытка соединить эти два направления была предпринята английским экономистом А. Маршаллом, который в конце XIX в. сформировал кембриджскую неоклассическую школу. Он никогда не отрицал свою связь с классической экономической школой. Маршалл создал свою теорию ценности, которая называется “теорией неоклассического синтеза”, и заложил методологические основы микроэкономики. Он примирил представителей двух направлений, сказав, что их спор аналогичен спору по вопросу, каким лезвием ножниц разрезается бумага: верхним или нижним. Он рассуждал так. Если продавец и покупатель товара находятся в равных условиях (государство им не мешает, никто не имеет власти в установлении цен), то цена – это результат соглашения между ними.

Цена для продавца (цена предложения) определяется издержками производства, т. е. затратами (стоимостью). Он не может продать по цене ниже затрат, хотя хотел бы продать по максимальной цене, рискуя вообще не продать.

Цена для покупателя (цена спроса) определяется предельной полезностью товара и он хотел бы купить как можно дешевле.

Торг между ними идет до тех пор, пока цены, применяемые для продавца и покупателя, не совпадут. Эта равновесная цена и становится ценой товара. При этом государство не должно вмешиваться в процесс ценообразования.

Новым в экономической науке А. Маршалла стал и метод анализа. Он использовал не причинно-следственный подход к анализу, как было до него, а функциональный. Он не искал причину и следствие в экономическом явлении, а выяснял функциональную зависимость, т. к. считал, что все факторы в экономическом процессе – это взаимозависимые величины: цена – функция спроса, но и спрос – функция цены. Он видел задачу экономической науки в изучении механизма рыночного хозяйства, а не в выяснении причины роста богатства.

Учение А. Маршалла (в 1890 г. была издана его книга “Принципы экономикс”, и с 1902 г. он стал читать курс экономикс в Кембриджском университете, вместо курса политэкономии, который читал его учитель Дж. Милль) господствовало до 30-х гг. XX в., воспевая свободную конкуренцию и отрицая роль государства в экономике.

Затем разразился мировой экономический кризис (Великая депрессия 1929–1933 гг.), который показал, что экономика сама себя регулировать не может, вопреки утверждениям классиков и неоклассиков. Длительное время имел место спад производства, массовые банкротства, безработица, падение цен и т.д.

Реальность подтверждала предсказания марксистов о крахе капитализма, переросшего в свою последнюю стадию – империализм. Наступает переход к новой общественно-экономической формации – коммунизму.

И в это время, в 1936 г., выходит книга ученика А. Маршалла Дж. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, в которой был дан немарксистский анализ экономических процессов на макроуровне, высказаны новые идеи, выводы и конкретные предложения правительствам по вопросу выхода из кризиса и обеспечения экономического роста.

Возникло новое направление в экономической науке – кейнсианство или кейнсианская экономическая теория, которая включает в себя макроэкономические теории, использующие методы, разработанные Дж. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: 1) стабильность рыночной системы и особенно ее способность к поддержанию полной занятости; 2) роль денег в такой системе; 3) долгосрочная положительная динамика рыночной экономики.

По существу, Дж. Кейнс является основоположником макроэкономики, несмотря на то, что попытки анализа на уровне макроэкономики имеют место у Ф. Кенэ и К. Маркса.

Политической проблемой, волновавшей Дж. Кейнса в 30-е годы, была массовая безработица. Поэтому он сконцентрировал внимание на анализе факторов, определяющих уровень производства, и пришел к выводу, что уровень занятости определяется не уровнем реальной зарплаты, как считали в то время экономисты, а уровнем совокупного спроса, который очень чувствителен к инвестициям. Кейнс утверждал, что закон Сэя (предложение определяет спрос) в капиталистической экономике не работает, а работает следующая схема. Совокупный спрос населения зависит от совокупного дохода. Доход делится на потребление и сбережение. Сбережения хранятся в банках в виде вкладов и выдаются в кредит фирмам, которые таким образом превращают их в инвестиции, т. е. капиталовложения в экономику.

Люди обладают склонностью к сбережению, отмечал Кейнс. По мере роста доходов склонность к сбережению растет. Поэтому при росте доходов, сбережения растут быстрее, чем растет потребление. В результате падает совокупный спрос, что влияет на объем производства в сторону его сокращения, вызывая рост безработицы. Из этого Дж. Кейс делает вывод: правительство должно проводить бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, стимулирующую рост платежеспособного спроса населения. Чем больше совокупный спрос, тем больше совокупное предложение, вопреки закону Сэя.

Рыночный механизм не может идеально выполнять роль саморегулирования экономики, нужна помощь государства. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу, т. к. рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества.

Теория Дж. Кейнса широко использовалась в странах Запада на практике до 70-х гг. XX в., пока не появилось новое явление (впервые в США) – стагфляция – спад производства, сопровождающийся инфляцией (раньше при спаде производства, цены снижались). Это явление с позиций кейнсианской экономической теории объяснить было невозможно. В результате появилось новое направление в экономической науке – монетаризм в виде Чикагской школы, создателем которой стал Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г.

Монетаристы доказывают, что государственное вмешательство по кейнсианским рецептам, т. е. в основном через бюджетную политику может дать лишь кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе оно вредно, т. к. мешает действию рыночных регуляторов. Напомним, что по теории Кейнса, при спаде производства и росте безработицы происходит падение совокупного спроса, поэтому государство должно осуществлять социальную программу, стимулирующую рост доходов (пособия по безработице, продовольственные карточки и т. д.), что сдерживает падение спроса. В результате цены не снижаются и даже растут.

Экономическая роль государства, подчеркивают монетаристы, должна ограничиваться управлением денежным обращением, т. к. главную роль в экономике играют денежные факторы:

1) количество денег в обращении, которое должно соответствовать уравнению , или ,

где М – количество денег в обращении;

Р – уровень товарных цен;

Q – количество обращающихся товаров;

V – скорость обращения денег;

2) уровень цен (темп инфляции), который зависит от количества денег в обращении: . Чем больше М при фиксированных Q и V, тем выше цены (Р). М. Фридмен утверждал, что все изменения в экономике связаны с эмиссией денег. Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяя его танец. Чем больше выпущено денег по сравнению с потребностью в них, тем выше темп инфляции и ниже экономический рост. В нарушениях нормального денежного обращения монетаристы видят причины кризисов. Они опровергают кейнсианский тезис об инфляции как стимуле роста занятости, а все учение Кейнса считают ошибочным.

Разработанная М. Фридменом количественная теория денег развивает идею А. Смита о саморегулировании рыночной экономики, о существовании автоматической стабильности экономической системы. Начиная с 70-х гг. XX в. идеи монетаристов стали широко использоваться в практике многих стран. В Англии в период правления Маргарет Тетчер, в Израиле, в странах Юго-Восточной Азии, в Венгрии, Чехии, России в период, когда премьер-министром был Егор Гайдар.

В Республике Беларусь создается модель социально ориентированной рыночной экономики. В этой связи заслуживает внимания теория социального рыночного хозяйства, которая сформировалась в середине XX в. и основные положения которой изложены в книге немецкого экономиста, государственного и политического деятеля Людвига Эрхарда “Благосостояние для всех”, опубликованной в 1956 г.

Для создания подобной модели в стране необходимо обеспечить свободное ценообразование, свободную конкуренцию, равновесие в экономике (равенство спроса и предложения), государственное регулирование, направленное на борьбу с монополизмом и на обеспечение социальных гарантий малоимущим группам населения.

В 70-х гг. эта теория несколько видоизменилась – расширились рамки государственного вмешательства в экономику. Признается целесообразным регулировать цены на экономически и социально важные товары (электроэнергию, транспортные услуги, хлеб, лекарства и т. д.), а также осуществлять государственные инвестиции в приоритетные отрасли экономики.

  • 1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • 2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
  • Пенза 2013


    ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ..................... 4

    1.1 Экономика и экономическая теория............................................ 4

    1.2 Предмет, функции и методы экономической теории................ 11

    1.3 Безграничные потребности общества
    и ограниченность человеческих ресурсов................................. 15

    ТЕМА 2. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ................................................... 20

    2.1 Рынок, его признаки и функции................................................ 20

    2.2 Классификация рынков по различным критериям.
    Структура и инфраструктура рынка......................................... 25

    2.3 Конкуренция: сущность, виды.
    Модели рынков с различной конкурентной средой................. 28

    ТЕМА 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ................................ 34

    3.1 Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса.
    Эластичность спроса: виды, типы, показатели......................... 34

    3.2 Предложение и закон предложения. Детерминанты
    предложения. Эластичность предложения
    в разных временных периодах.................................................. 40

    3.3 Равновесие и неравновесие на рынке.
    Равновесная цена и равновесный объем продаж...................... 46

    ТЕМА 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ....... 49

    4.1 Бухгалтерский и экономический подход
    к определению издержек производства и прибыли фирмы..... 49

    4.2 Издержки производства фирмы в краткосрочном периоде.... 51

    4.3 Издержки производства фирмы в долгосрочном периоде...... 56

    4.4 Максимизация прибыли фирмы
    в условиях совершенной конкуренции и монополии............... 59

    ТЕМА 5. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.............................. 68

    5.1 Факторы производства (ресурсы) фирмы.
    Факторные рынки и их особенности......................................... 68

    5.2 Рынок труда. Спрос и предложение труда.
    Заработная плата и занятость.................................................... 71

    5.3 Рынок капитала. Процентные ставки и инвестиции.................. 75

    5.4 Рынок земли. Рента. Цена земли............................................... 79

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ..................................................................... 84

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ................................... 86

    ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ............................................... 90

    ПРИЛОЖЕНИЕ А. Титульный лист контрольной работы................. 104

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Оформление заданий в контрольной работе....... 105

    ПРИЛОЖЕНИЕ В. Оформление таблиц в контрольной работе......... 106

    ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Оформление рисунков (графиков)
    в контрольной работе............................................................................ 107

    ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Оформление списка использованной литературы 108



    ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

    1.1 Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории.

    1.2 Предмет, функции и методы экономической теории. Экономические категории и экономические законы.

    1.3 Безграничные потребности общества и ограниченность экономических ресурсов. Проблема выбора. Производственные возможности общества.

    Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории

    Выяснение роли и значения экономической теории необходимо начать с характеристики общего понятия об экономике.

    Экономика занимает ведущее место во всей системе общественных отношений. Ее определяющее значение обусловлено тем, что своей основой она имеет материальное производство, где создаются все необходимые условия для жизнеобеспечения людей, удовлетворяются потребности человека и общества в целом. Ежедневно каждый человек сталкивается с такими проявлениями экономики, как обмен товаров и услуг, деньги, цена, доходы. За этими обыденными, кажущимися на первый взгляд простыми экономическими явлениями скрывается сложная и многоуровневая система хозяйственных связей и отношений, складывающихся в производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг. Экономика развивается по своим законам, оперирует своими понятиями: материальное и нематериальное производство, потребности, экономический рост и др.

    Экономика определяет экономическую политику, а от нее зависят правильность выбора пути развития национального хозяйства, решение проблемы занятости трудоспособного населения, создание условий для роста благосостояния людей. Через нее осуществляется действие экономических законов.

    Само слово «экономика » имеет древнее происхождение, оно представляет собой соединение двух греческих слов «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон и в переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». За более чем два тысячелетия смысл этого понятия изменился и обогатился.

    В настоящее время содержание понятия «экономика» раскрывается в нескольких значениях. Во-первых, экономику рассматривают как совокупность материального и нематериального производства (непроизводственной сферы). Во-вторых, с ней ассоциируется понимание совокупности экономических отношений, складывающихся в системепроизводства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. В-третьих, под экономикой подразумевают отраслевую науку, изучающую функциональные и отраслевые аспекты экономических отношений. В-четвертых, экономику определяют как совокупность знаний о хозяйстве исвязанной с ним деятельностью людейпо использованию разнообразных и ограниченных ресурсов и об отношениях людей, возникающих в процессе хозяйствования. Есть и другие определения термина «экономика». Так что в целом экономику можно определить как хозяйство, науку о хозяйстве и хозяйствовании и человеческих отношениях в процессе хозяйствования .

    При рассмотрении многосложности экономики естественно возникает представление о том, что ее изучение обеспечивает не одна, а целая система экономических наук . Постепенно сложились две ветви в экономических исследованиях: теоретическая и прикладная .
    К теоретической экономике относятся два ее современных направления: политическая экономия иэкономикс , а также история экономических учений. К ним примыкают экономико-математическое моделирование и в более широком смысле – экономическая кибернетика,изучающая основные принципы управления экономикой.

    Прикладными считаются конкретные отраслевые науки (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли) и функциональные науки (экономика труда, экономическая статистика, финансы, денежное обращение, кредит и др.).

    Перед экономической теорией стоят следующие задачи:

    1) отражать и объяснять хозяйственную жизнь с ее проблемами и противоречиями;

    2) выяснять принципы и формы хозяйственной деятельности, открывать иформулировать экономические законы;

    3) осуществлять анализ механизма функционирования экономи­ческих систем – изучать методы деятельности народного хозяйства в целом и отдельного предприятия;

    4) разрабатывать основы экономической политики.

    Экономические представления могут быть разделены на две основные группы, в соответствии с ихфункциональным предназначением: позитивная и нормативная экономическая теория.

    Позитивная теория дает характеристику того, что есть в экономике, помогает разобраться в чертах действительности и ее закономерностях.

    Нормативная экономическая теорияпредназначена для того, чтобы наметить, что должно быть, в каких параметрах должна развиваться экономическая жизнь и что для этого надо сделать.

    Экономическая наука прошла путь многовекового развития (рис. 1.1). Элементы экономических знаний содержатся в Библии, в древних документах Египта, Китая, Индии.

    В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона еще в I в. до н.э. были сделаны попытки систематизировать экономические воззрения, дать им научное объяснение.

    Возникновение целостных стройных экономических концепций относитсяк ХV–ХVII вв., когда возникла первая экономическая школа –меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен и др.). Сердцевиной экономики они считали торговлю. В XVII–XVIII вв. возникла школа физиократов (Ф. Кенэ, В. Тюрго и др.), представители которой видели источник доходов не в торговле, а в производстве, в создании экономического продукта. Однако ониошибочно предполагали, что богатство создается только в сельском хозяйстве.

    Рис. 1.1 «Родословное древо» экономической науки

    Более зрелым направлением экономической мысли была классическая школа политической экономии (XVIII–XIX вв.). Ее яркие представители – А. Смит, Д. Рикардо – создали теорию трудовой стоимости, сделали значительный шаг в изучении природы капитала, его накопления и применения. Они отрицали необходимость государственного вмешательства в экономику, полагаясь полностью на регулирующую роль рынка.

    Экономическая теория в течение трех столетий (XVII–XIX вв.)развивалась как политическая экономия. Этот термин был впервые введен французским экономистом, представителем школы меркантилизма Антуаном Монкретьеном («Трактат политической экономии», 1615 г.). В XIX в. К. Марксу и основанной им марксистской экономической школе удалось развить многие положительные идеи классической политэкономии, объяснить многие закономерности капитализма эпохи свободной конкурен­ции. Существенный вклад внес К. Маркс и в теорию трудовой стоимости, создав новую концепцию материалистического понимания истории. К. Маркс дал анализ движения капитала, подчиненного производству прибавочной стоимости и обозначил тенденцию накопления капитала как путь гибели капиталистической экономики, основанной на эксплуатации трудящихся.

    Учение К. Маркса было развито Ф. Энгельсом, Г. В. Плехановым, П. Струве и другими российскими экономистами. Значительный вклад в развитие экономической теории внес В. И. Ленин, разработавший научную концепцию об экономической природе монополизма, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. Однако многие положения марксистско-ленинской политэкономии, будучи формально использованными для обоснования экономической модели СССР, не подтвердились на практике.

    В современной экономической теории обычно выделяют три основных направления: неоклассическое, неокейнсианское и институционально-социологическое .

    Неоклассическое направление в экономической науке обозначилось в последней трети XIX в. К нему относят австрийскую школу (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк и др.), математическую школу (У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето и др.), американскую школу предельной производительности (Дж. Б. Кларк, А. Маршалл). В ХХ в. неоклассическое направление представляли Дж. Хикс, Ф. Хайек,
    Р. Солоу, М. Фридмен. Они отстаивали свободу конкуренции, принцип невмешательства государства в экономику.

    Основоположником нового направления в экономической теории явился Дж. Кейнс, который в 30-е гг. XX в. разработал новую теорию об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Это направление было названо его именем – кейнсианство .

    Неокейнсианцы (Р. Харрод, А. Хансен и др.) развили и конкретизировали многие положения и рекомендации Дж. Кейнса. Ониразработали схему непрерывного, динамического роста экономики, предложили ряд мер антикризисного регулирования (через госбюджет, налоговую политику и др.).

    Представители институционально-социологического направления (ранний институционализм: Т. Веблен, У. К. Митчелл,
    Дж. М. Кларк, Дж. Коммонс; поздний институционализм: Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген и др.) рассматривали экономику как систему, на которую оказывают большое влияние социологические, политические и социально-психологические факторы. Они исследовали изменения экономической жизни под воздействием таких общественных институтов, как корпорации, профсоюзы, государство и др.

    Во второй половине ХХ в. получило развитие неоинституциональное направление (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт). Неоинституциональная теория представляет собой экономический анализ вли­яния институтов на хозяйство на основе принципов рациональности и методологического индивидуализма. В этом заключается фундаментальное отличие новых институционалистов от старых.

    Для всех представителей неоинституционализма характерны следующие воззрения:

    - «институты имеют значение», т.е. они влияют на результаты функционирования и динамику экономики;

    Человеческое поведение не характеризуется полной (всеобъемлющей) рациональностью; его важнейшими характеристиками являются ограниченная рациональность и оппортунизм (противодействие);

    Осуществление рыночных сделок, а следовательно, функционирование ценового механизма и других атрибутов рыночной экономики связано с издержками, которые в неоинституциональной традиции называют трансакционными . Следуя принципу рациональности, хозяйствующие субъекты в ходе своей хозяйственной деятельности стремятся минимизировать трансакционные издержки. С этой целью они вырабатывают институты, которые трактуются в неоинституциональном анализе как «созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие». Критерием эффективности институтов является размер достигнутой благодаря им минимизации издержек.

    Большой вклад в развитие мировой экономической науки внесли российские и советские экономисты: А. Л. Ордын-Нащекин,
    И. Т. Посошков (ХVII в.), В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов (ХVIII в.), Н. С. Мордвинов, М. М. Сперанский (XIX в.). В конце XIX – начале XX вв. оставили глубокий след М. Т. Туган-Барановский, Г. В. Плеханов. Многое сделали для построения экономической теории социализма В. А. Базаров, Е. А. Преображенский, А. В. Чаянов.
    Н. Д. Кондратьев создал теорию больших циклов, которая признана всеми современными экономическими школами. В послевоенный период мировую известность получили работы А. Н. Вознесенского о военной экономике, открытия в области экономико-математи­ческого моделирования академиков В. С. Немчинова, Л. B. Канторовича (ему была присуждена в 1975 г. Нобелевская премия). Из современных российских ученых-экономистов широко известны имена А. Г. Аганбегяна, Л. И. Абалкина, С. С. Шаталина, А. Я. Лившица,
    А. И. Анчишкина и др.

    Современная экономическая теория стремится использовать идеи прошлого, аккумулировать их. Задача российской науки состоит в том, чтобы найти свой путь продвижения общества к социально-экономическому прогрессу, используя опыт и достижения современного направления западной экономической науки, получившей название экономикс.

    Есть существенные различия в концептуальных подходах к объяснению экономического развития в экономикс и классической политической экономии, хотя есть и общие сближающие их черты. Так, например, классическая политическая экономия главной своей целью считает изучение экономических законов, проявляющих свое действие объективно, т.е. независимо от человека как субъекта хозяйствования. Основные свои выводы политэкономия связывает с теорией трудовой стоимости, в частной собственности видит главное препятствие на пути социально-экономического прогресса, считает гибель капитализма неизбежной, а путь рыночной экономики – бесперспективным, т.к. развитие свободного рынка в соответствии с объективными рыночными закономерностями ведет к его отрицанию в форме монополии.

    Главную цельисследований представители экономикс видят в поиске наиболее рациональных эффективных путей для хозяйственной деятельности при ограниченности ресурсов. Последователи этой школы анализируют стоимость, исходя из принципов маржиналистской теории, согласно которой ценность определяется величиной предельного продукта, а цена – положением точки равновесия между спросом и предложением. В центре внимания этого направления стоит человек с его потребностями. Частную собственность, конкуренцию ирыночные отношения авторы экономикс рассматривают как величайшие импульсы развития экономики, а капитализм – как строй, наиболее полно раскрывающий возможности человека и общества.

    При поисках выхода из экономического кризиса российские исследователи считали, что некоторые рекомендации экономикс должны быть использованы, особенно в части государственного регулирования, антиинфляционным мерам, по недопущению массовой безработицы, социальной поддержке малоимущих слоев населения. Под влиянием экономикс, различных вариантов ее изложения в зарубежных учебниках пересмотрена структура изложения экономической теории в российских вузах, которые перешли на общепринятую в мире структуру, состоящую из двух частей:

    1) микроэкономики;

    2) макроэкономики.

    Микроэкономика (от греч. micros – маленький) рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельных хозяйственных единиц, первичных ячеек – домохозяйств и фирм. Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне таких первичных ячеек. Например, она показывает, как фирмы и домохозяйства распределяют свои ресурсы между различными целями и принимают решения о количестве производимых товаров в зависимости от спроса на рынке, от уровня цен и других факторов. Это свидетельствует о том, что в центре внимания микроэкономики находится отдельный субъект общества, своеобразный рациональный, «экономический» человек, который стремится достигать наилучших экономических результатов при существующих возможностях и ограничениях.

    Сферой микроэкономического анализа является исследование закономерностей функционирования рынка и его участников – потребителей и производителей товаров и услуг, покупателей и продавцов. При этом одной из основных проблем микроэкономики является взаимодействие спроса и предложения, формирование равновесных рыночных цен в условиях разных видов конкуренции.

    Макроэкономика (от греч. macros – большой) – это раздел экономической теории, который рассматривает и изучает экономические явления и процессы на уровне страны в целом, т.е. на уровне национальной экономики как системы взаимосвязанных рынков, на которых взаимодействуют различные экономические субъекты: домохозяйства, фирмы, государство, зарубежные страны. В центре внимания макроэкономики оказываются вопросы обеспечения устойчивого роста экономики, полной занятости ресурсов, минимизации инфляции и безработицы, оптимизации внешнеэкономических связей страны. Все эти вопросы носят прикладной характер и используются при разработке экономической политики государства.

    Таким образом, микро- и макроэкономика анализируют экономическую деятельность на разных уровнях и с разных сторон. Знания, которые дают эти разделы экономической теории, необходимы сегодня каждому человеку для формирования рыночного типа мышления и поведения.


    Похожая информация.


    Мы живем в мире, ресурсы которого ограничены. Но так не скажешь о наших желаниях: человеку всегда хочется большего и лучшего. Поэтому нам нужна такая наука, как экономика. Ее основная цель – это определение того, сколько товаров, для кого и каким способом производить. Этапы развития экономической теории – это история поиска правильного ответа на эти три вопроса. Таким образом, экономика – это наука, которая занимается изучением факторов производства, распределения и потребления товаров и услуг. Об этом сегодня и поговорим.

    Происхождение термина

    Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. Оно является производным двух понятий и может быть буквально переведено термином «домохозяйство» (вернее, правила его ведения). Первоначально науку, которая занималась изучением процессов производства, распределения и потребления, называли "политическая экономия". С конца 19 века в обиход вошел более короткий термин. Он позволил отделить новую науку от других политических и социальных дисциплин.

    Разделы экономики

    В центре внимания новой дисциплины было поведение различных агентов, взаимоотношения между ними, а также работа системы хозяйства внутри страны, а позже - и в мировом масштабе. Предмет сразу намекает на необходимость выделения разделов микро- и макроэкономики. Первая изучает поведение базовых элементов системы, включая индивидуальных агентов (домохозяйства, фирмы, покупателей и продавцов) и рынки, процесс и результаты их взаимодействия. Макроэкономика анализирует систему в целом (агрегированные показатели производства, потребления, накопления и инвестирования) и факторы, которые на нее влияют, включая неполное использование имеющихся ресурсов (труда, капитала и земли), инфляцию, экономический рост и национальные политики, которые влияют на эти области (монетарную, фискальную и другие). Прежде чем рассмотреть этапы развития экономической теории, разберемся, какие направления существуют, а также каковы их различия.

    Нормативная и позитивная наука

    Кроме вытекающего из предмета разделения экономики, есть и другое. Различают позитивную и нормативную теорию. Первая описывает положение дел таким, как оно есть. Именно этим и занимались первые экономисты – физиократы. Их, в отличие от Адама Смита, совсем не волновали вопросы правильного управления государством. Нормативная экономика занимается поиском и доказательством того, как все должно быть устроено. Именно на ее основе строится политика государства.

    Экономику также разделяют на теоретическую и практическую, рациональную и поведенческую, ортодоксальную и альтернативную.

    Развитие предмета экономической теории: этапы развития

    Когда речь заходит о том, кто первым в истории человечества начал что-то изучать, на ум обычно сразу приходят древние греки. Более того в голове сразу всплывают имена трех известных мыслителей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля. Все из-за того, что древнегреческая культура – это основа нашей цивилизации. На самом же деле во многих вещах первыми были китайцы. Но об их достижениях мир узнал намного позже. Все потому, что страна развивалась практически полностью обособленно. Поэтому возникновение и этапы развития экономической теории выглядят следующим образом:

    1. Китай и Индия.
    2. Древние Греция и Рим.
    3. Экономическая мысль в Средние века.
    4. Меркантилизм и международная торговля.
    5. Предклассический период.
    6. Физиократы.
    7. Классический период.
    8. Альтернативные школы.
    9. Неоклассики.
    10. Кейнсианская экономика.
    11. Чикагская школа.
    12. Теория игр, эволюции и роста.
    13. Экономика периода после Второй мировой войны и эпохи глобализации.
    14. Направления, возникшие после глобального финансового кризиса 2008 года.

    Последовательность этапов развития экономической теории, представленная выше, часто изменялась - они накладывались друг на друга и существовали параллельно. Среди уважаемых ученых и сегодня можно найти неоклассиков и кейнсианцев.

    Взгляды ученых периода античности

    Первым ученым-экономистом, о котором сохранились сведения, является китаец Фан Ли. Он был советником короля за 500 лет до нашей эры и разработал набор «золотых» правил ведения бизнеса. Можно сказать, что этапы развития экономической теории начались именно с него. В 350 г. до н.э. индийский ученый Чанакья написал артхашастры – трактат о государственности, военной стратегии и ведении национального хозяйства. В западных странах экономика была не отдельной дисциплиной, а частью философии вплоть до Индустриальной революции. Первым о ведении хозяйства писал Ксенофонт. Платон в диалоге «Республика» описывает идеальный город-государство, которым управляют философы-короли, существует специализация и разделение труда. Он первым выдвинул кредитную теорию денег, которую позже полностью дискредитировал Аристотель. Последний считал, что покупательная способность денег полностью зависит от того, из чего они сделаны.

    Все античные ученые придерживались позиции необходимости свободного рынка. Позже, в Средние века, основным направлением на долгие годы становится меркантилизм. Но основные этапы развития экономической теории современности связаны с именами ученых, которые писали свои работы после Промышленной революции, когда это направление уже изжило себя.

    «Отец» новой науки

    Адам Смит широко известен тем, что с ним связано зарождение и основные этапы развития экономической теории. Именно на его теории базируются все другие. Смита вдохновили французские ученые, которые разделяли его ненависть к меркантилизму. Более того, именно они первыми выполнили методичное исследование того, как работает экономика. Смит взял многие идеи французских физиократов и описал то, как национальное хозяйство должно работать. Зарождение и этапы развития экономической теории связаны как раз с переходом от описания текущего положения дел к обозначению необходимых изменений.

    Адам Смит верил, что соревнование между производителями является регулирующим фактором в национальном хозяйстве, а правительства не должны вмешиваться в эту систему путем установления тарифов, налогов или любыми другими способами, кроме того случая, когда это необходимо для защиты рыночной конкуренции. Этапы становления и развития экономической теории во многом связаны с поворотной работой знаменитого ученого «О природе и причинах богатства народов».

    «Печальная» теория Мальтуса

    Работы Смита были популярны во Франции и Англии, но крупные мыслители того времени взгляды ученого не поддерживали. Карл Маркс и Томас Мальтус довольно холодно встретили публикацию трактата «О богатстве народов». Последний предсказывал, что рост населения опередит предложение продукции. Тем не менее его мнение оказалось ошибочным, поскольку он не смог предвидеть технологические инновации, которые позволили производить больше, используя меньше ресурсов. Однако работа Мальтуса все же определила дальнейшую последовательность этапов развития экономической теории. Если раньше исследования сосредотачивались на спросе, то теперь ученые стали задумываться об ограниченности ресурсов.

    Фатальные недостатки капитализма и Карл Маркс

    Именно ограниченность ресурсов находится в центре исследований следующего ученого. Карл Маркс провозгласил, что средства производства – это основной компонент любой экономики. Со временем ученый развил свою теорию еще дальше, заявив, что внутренняя нестабильность, присущая капитализму, обязательно породит войну между классами. Однако время показало, что Маркс недооценил гибкость капитализма и разнообразие его форм. Вместо того, чтобы создать отдельные классы собственников и работников, инвестирование смешало интересы обоих, своеобразно балансируя их.

    Несмотря на эти неувязки в теории, Марксу удалось правильно предсказать один тренд: со временем бизнес становится все более крупным и влиятельным. И это полностью соответствует правилам развития предпринимательства в условиях рыночного капитализма.

    Язык чисел

    Леон Вальрас, французский экономист, снабдил экономику собственным языком в своей книге «Элементы чистой политической экономии». Ученый рассмотрел этапы развития экономической теории кратко и обратился к основам для того, чтобы построить модели, которые отображают то, как работает национальное хозяйство. Общая теория равновесия берет начало как раз из его работы, так же как и традиция описывать концепции не только словесно, но и математически и статистически. Альфред Маршалл поднял моделирование на новый уровень. Многие из предложенных им концепций до сих пор не поняты полностью. Самыми популярными из них являются экономика масштаба, маржинальная полезность, парадигма реальных издержек.

    Кейнсианская экономика

    Смешанное экономическое регулирование и необходимость частичного вмешательства государства в хозяйственную жизнь – это ответ на предсказания, выдвинутые Марксом, который не считал капитализм саморегулирующейся системой. Последний видел в этом фатальный недостаток, а Джон Мейнард Кейнс – оправдание существования правительства. Взгляды ученого легли в основу деятельности Федеральной резервной системы в США. Они же являются своеобразным набором правилам, по которому она функционирует по сегодняшний день.

    Назад к первоначалам: Милтон Фридман

    Экономическая политика развитых стран последних двух десятилетий связана с исследованиями одного ученого. Его имя – Милтон Фридман. Без изучения достижений этого ученого нельзя полно описать основные этапы развития экономической теории. Фридман был согласен с Кейнсом в том плане, что регулирующие меры правительства необходимы, но только в переходные периоды. Когда экономика США стала более развитой, ученый выступал за то, чтобы руководство страны ослабило ненужный контроль за рынком, в частности антитрестовый закон. Вместо того, чтобы разрастаться за счет увеличения валового внутреннего продукта, правительство, по мнению Фридмана, должно пытаться уменьшить потребление национального капитала. Это позволит сохранить его движение в системе хозяйства. Большой объем капитала дает национальной экономике возможность оперировать без вмешательства правительства.

    Теория и практика

    Экономика – это наука, которая занимается вопросами, начиная с того, как общество производит товары, и заканчивая тем, как оно их же и потребляет. Она является важной частью повседневной жизни. Представления, которыми руководствовались в своих исследованиях ученые в этой области, резко менялись на протяжении истории. Современная экономическая мысль развивается в двух направлениях: теоретическом и практическом.

    Первая использует математику, статистику и компьютерное моделирование для того, чтобы протестировать чистые концепции. Последние, в свою очередь, помогают экономистам-практикам разработать правильную национальную политику. Ее успех или провал становится основой для построения новых компьютерных моделей. Так, постепенно, этапы развития экономической теории сменяют один другой, выводя научную мысль на все более высокий уровень. Одним из самых известных ученых в этой области на сегодняшний день является Пол Кругман.

    Применение результатов анализа

    Возникновение и основные этапы развития экономической теории интересны не только ученым, которые работают в этой области. Кроме традиционного применения для изучения производства, распределения и потребления, анализ можно применять в бизнесе, финансах, здравоохранении и управлении государством. Более того, его можно использовать в борьбе с преступностью, образовании, семейной психологии, юриспруденции, политологии, религиоведении, изучении социальных институтов, военном деле и охране окружающей среды.

    Рассмотрим, например, одну из перечисленных отраслей. Образование требует времени, усилий и затрат. Его плюсом являются будущий доход и опыт. Необходимость образования объясняется тем, что преимущества перевешивают затраты на его получение. Можно оценить этот эффект для одного индивида или всей экономики в целом. Точно так методы анализа, наработанные учеными этого направления, можно применять в других общественных науках. Этот тренд называют экономическим империализмом.

    Следует отметить, что экономические исследования Древнего мира не являлись самостоятельной наукой. Как наука, экономическая теория возникла значительно позднее, в XVI-XVII вв. Первой научной школой является меркантилизм (от итальянского «мерканте» - торговец, купец).

    В тот период главное место в экономической жизни занимали торговля, обмен и деньги. Это был 300-летний период доиндустриальной экономики, когда господствовали общие принципы научного мировоззрения, суть которого заключалась прежде всего в том, что богатство общества - это золото и деньги, а их можно увеличить за счет торговли, приносящей высокие доходы и позволяющей государству накапливать золото. Меркантилизм отражал интересы торговой буржуазии. Видное место в меркантилизме занимали англичанин Томас Ман (1571-1640 гг.) и француз Антуан Монкретьен (1575-1621 гг.), который дал экономической теории название «политическая экономия», выпустив в 1615 г. книгу «Трактат политической экономии».

    Подлинно научный характер экономическая теория получила в эпоху промышленного переворота (когда доиндустриальные условия утратили свою значимость) и становления материального производства. На первое место выдвигается свободное предпринимательство и складывается концепция экономического либерализма вместо протекционистской политики. В экономической теории формируется новое направление под девизом «Laisser faire», получившее название классической политической экономии, родоначальником которой в Англии является У. Петти (1623-1687 гг.), во Франции - Пьер Буагильбер (1646-1714 гг.), а наибольшего расцвета политическая экономия получила в трудах А. Смита (1723-1790 гг.) и Д. Рикардо (1772-1823 гг.). Ученые этого направления выдвинули и обосновали ряд теоретических положений, открыли существование в обществе внутренних законов, заложили основы и в дальнейшем развили трудовую теорию стоимости.

    А. Смит является основоположником учения о рынке, который представляет собой систему организации и регулирования хозяйственной жизни. Он считал, что главное в этой системе - реализация частного интереса в процессе взаимного обмена с другими хозяйствующими субъектами на основе разделения труда и обосновал положение о том, что основой богатства общества является удовлетворение индивидуального благополучия.

    Основу его экономического учения составляют принцип свободной конкуренции, частная собственность и свободные цены. А. Смит сформулировал также задачи политической экономии: проведение абстрактного анализа объективной реальности и подготовка рекомендаций для осуществления экономической политики фирмы. Величайшая заслуга этого ученого состоит в том, что он первым раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства и дал ей образное название «невидимой руки», управляющей поведением всех товаропроизводителей.

    Идеи А. Смита нашли свое развитие в трудах Д. Рикардо. Он развил трудовую теорию стоимости, обосновал, что стимулом капиталистической экономики является норма прибыли, выступал за свободную торговлю и сформулировал теорию сравнительных издержек, на основе которой осуществляется специализация производства в различных странах и торговля между ними.

    В рамках классической политэкономии на первом ее этапе появилось теоретическое учение физиократов (от греческого «физиократия» - власть природы). Возглавил эту школу Ф. Кенэ (1694-1774 гг.). Представители данного течения считали, что источником богатства является производство, причем только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство образуется естественным путем и выглядит как дар природы. Поэтому рост богатства они связывали с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается чистый продукт, хотя природа сама без приложения труда и капитала не может постоянно умножать богатство общества. Ф. Кенэ сформулировал концепцию естественного порядка, сущность которого такова, что «частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой». Таким образом, физиократы отстаивали принцип невмешательства государства в экономические процессы. Кроме того, Ф. Кенэ дал первый научный анализ общественного воспроизводства в своей «Экономической таблице», где обосновал необходимость определенных пропорций в структуре экономики и положил начало макроэкономического анализа.

    Еще по теме Развитие экономической теории в XVI - первой половине XIX в.:

    1. Особенности экономического развития России второй половины XVi f I - начала XIX в.
    2. Кризис крепостнической системы хозяйства в первой половине XIX века
    3. . Банковские технологии и правонарушения (преступления), совершаемые с их использованием, первой половины XIX века
    4. Возникновение и развитие акционерного капитала во второй половине XIX в. И РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
    5. Лекция 7. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX-первой трети XX вв.
  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама