THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В плановой экономике государство управляло практически всеми социально-экономическими процессами, которые поддаются централизованному регулированию. Системой директивных адресных заданий государственные органы определяли основные параметры деятельности каждого предприятия и его хозяйственные связи: объем и основной ассортимент производимой продукции, поставщиков сырья и материалов, потребителей готовой продукции. За предприятиями сохранялась самостоятельность в решении прежде всего внутрихозяйственных вопросов: налаживания производства, организации и оплаты труда, совершенствования технологий, повышения качества продукции, социального развития трудовых коллективов .

В рыночной экономике государство не осуществляет непосредственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Как и было указано ранее государственное регулирование играет главную роль только в тех сферах, которые определяют национальную безопасность страны или в которых рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные. К тому же рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.

Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством, прежде всего, должны сохраняться следующие функции :

Эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

Обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

Обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

Реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

Развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

Проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

Формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

Поддержка социально незащищенных групп населения;

Охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

Обеспечение национальной безопасности страны;

Создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;

Разработка и реализация стратегии социально-экономического развития и т.д.

В переходный период более ответственной и сложной становится роль государства по управлению собственностью. Прежде всего требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления - создать возможности для их эффективной работы с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.

Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития страны. Так сейчас в нашей стране, например, к приоритетной можно отнести политику в области приватизации, созданию денежного капитала общества, интеллектуального капитала по образцу западных стран, увеличение в 4-5 раз ресурсной базы банковской системы, институциональной и структурной политики для гармоничного экономического развития.

Для выполнения функций, используются следующие методы государственного регулирования экономики:

1. Административные методы

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т. д.).

Административные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения и т. д. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает.

Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Следует однако отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.

2.Экономические методы

К ним относится бюджетное, налоговое, денежно-кредитное регулирование.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабильность в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, амортизация, цены и т. д.).

Бюджетное регулирование – распределение регулирующих доходов и перераспределение средств (дотаций, трансфертов и т.п.) между бюджетами разных уровней при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях. По существу это – межбюджетное регулирование, осуществляемое вышестоящими органами гос. власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих по объективным причинам в своем социально-экономическом развитии.

К налоговому регулированию относят меры косвенного воздействия государства на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой.

Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, которые предназначены для погашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики.

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в транзитной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить две группы регулирующих функции государства.

Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка.

Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов. К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде. Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется, в основном, путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и одерживать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в транзитной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относится установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных (прямых) и экономических (косвенных) методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные или прямые методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие альтернативного использование ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода, они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например, решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже. Национальным (центральным) банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъектуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно - командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирование и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.

Во - первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим, за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо большей возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во - вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно, в основном, экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В - третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

Административные методы

Такие методы характерны, прежде всего, для централизовано управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия или самостоятельных решений.

Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношениям к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной собственности. Следует, однако, отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняются их содержание и задачи, которые они решают.

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы т.д.

Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственным предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.

Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящим для их окончательного сбалансирования.

В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно административно-территориальным образованием для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют отдельные местные (областные, городские, районные) бюджеты, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают доходы. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними капитальных общегосударственных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

Дотация - особая форма связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций, субсидии не подлежат возврату в случае их неиспользования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

Административные методы предполагаю использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровья человека.

Во многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов, ограничение роста перегруженных крупногородских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей седы, которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.

Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения - путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве, введения трудовой статистики. Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов, например, в США - это Национальное управление по трудовым отношениям и федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует система принудительного арбитража, например, в Австралии и Новой Зеландии. Там специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке. В ФРГ, Англии, Франции, Бразилии и других странах созданы трудовые суды, которые решают трудовые конфликты. Для борьбы против забастовок широко используется судебный аппарат.

Отметим, что работающие на рынок государственные предприятия в режиме рыночной конкуренции нельзя отождествлять с теми, которые были с теми, которые были в системе директивного планирования и фондового снабжения. При ориентации на рынок предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет собственных источников, а их связь с государственным бюджетом приобретает другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов, а финансовая поддержка (субсидии и кредиты) осуществляются лишь в меру участия в осуществлении экономической стратегии государства.

В отличие от командной экономики в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.

Об использовании государственных субсидий как эффективного рычага регулирования рынка и стимулирования производства свидетельствует, например, опыт США. Так, в этой стране в бюджете на 1993 - 1994 год на аграрный сектор было ассигновано 63 млрд. долларов, в том числе на прямые субсидии фермерам - 20 млрд. долларов. За счет правительственных субсидий в США финансируется вся научно-исследовательская работа в области сельского хозяйства, результаты этой работы доводятся до каждой фермы, предоставляются фермерам льготные кредиты на внедрение наиболее эффективной для каждой почвенно-климатической зоны агротехники. В результате американские фермеры, составляющие всего 4% населения, не только кормят свой народ, но США ежегодно экспортируют сельскохозяйственные продукцию на сотни миллиардов долларов.

На новой основе реализуются и государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта.

К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том, что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду ит.п. Так, только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.

Экономические методы

К ним относится бюджетное, налоговое, кредитно-денежное регулирование. Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получило название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономики.

Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет.

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвести­ционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ­ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции свя­зано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их рас­пределением и перераспределением междуструктурными подразделе­ниями национального хозяйства. Основными инструментами осуществ­ления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюд­жетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшор­ных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны госу­дарства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйст­венной деятельности.

Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

Стратегия и тактика государства в регулировании инвестиционной деятельности

Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабныхнароднохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементамстратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервовдолговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвести­ций (направлений достижения целей).

Понятие "тактика" выражает совокупность приемов (методов),инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отли­чается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффектив­ных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

Еще по теме Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности:

  1. Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности
  2. 11.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в многоукладной экономике
  3. 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в РФ
  4. 3) Гос.регулирование рыночных процессов. Государственное регулирование рынка - это деятельность госу­дарственных органов по выполнению следующих двух основных функций: обеспечение нормальных условий работы рыночног
  5. Вопрос 41.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации.
  6. 17.1. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности
  7. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 1 НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  8. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ НА РЫНКЕ ТРУДА. ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЕГО ФУНКЦИИ

Гос. регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хоз. субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения др. инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Причины гос. вмешательства в экономику . По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились эконом. и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной эконом. политики.

Степень гос. вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на эконом. процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли гос. расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры и т. д.

Гос. регулирование экономики решает различные задачи : стимулирование эконом. роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала.

Функции гос. регулирования . Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Эконом. функции современного государства:

1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного эконом. роста . Государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хоз. процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

2. Обеспечение занятости . Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Поэтому государство создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.


3. Регулирование цен . Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены и т. д.

4. Создание правовой основы . Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы.

5. Распределение ресурсов . Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования про-ва общественных благ или непосредственного управления их про-вом.

6. Регулирование рынка труда . Для обеспечения социальной стабильности в обществе государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

7. Обеспечение соц. защиты . В обществе есть люди неимущие, нетрудоспособные (дети, люди преклонного возраста, инвалиды), безработные и т. д. Государство гарантирует минимум зарплаты, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, и т.д.

8. Сохранение и улучшение окружающей среды . В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей и т. д.

9. Региональная политика . Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику истор., национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

10. Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и многое другое.

Перечень функций этим не исчерпывается. Государство осуществляет антимонопольную политику. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований про-ва, решение вопросов фундаментальной науки, про-во общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства про-вам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности и многие другие.

Но если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых про-вах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура про-ва, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа.

Методы гос. регулирования рыночной экономики. Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через : 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) гос. предпринимательство.

Гос. расходы влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение, трансфертные платежи: пособия (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии нац. экономики.

Гос. регулирование способствует формированию хоз. связей и пропорций, координированию эконом. процессов и увязке частных и общественных интересов. Гос. регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма: принимаются спец. законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, препятствующие развитию монополий, установлению непомерно высоких цен. Налоговая и кредитная формы: использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем про-ва. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение про-ва, на инвестиционные решения. Субвенционная форма: предоставление гос. субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Гос. предпринимательство , как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Гос. предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.

В условиях рынка гос. регулирование экономики - целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономики.

Методы прямого регулирования сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Это различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; гос. инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования и т.д.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии эконом. решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим эконом. целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством эконом. решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными эконом. результатами.

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические . Достижение целей эконом. политики государства требует комплексного использования всех методов и способов гос. воздействия на экономику.

Функции государственного регулирования экономики. Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов. К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде. Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики.

К функциям, выполняемым государством в экономике, относятся, прежде всего, следующие:

  • - создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; - антимонопольное регулирование;
  • - проведение политики макроэкономической стабилизации;
  • - воздействие на размещение ресурсов;
  • - деятельность в сфере распределения доходов;
  • - деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Антимонопольное регулирование

К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Макроэкономическая стабилизация. Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.

Перераспределение доходов. Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

государственный экономический рыночный антимонопольный

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама