THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В настоящее время Правительством Российской Федерации предложен ряд основных мер по совершенствованию налоговой системы РФ планируемых к реализации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов.

Так в частности распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-p Правительство РФ утвердило антикризисный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, которым в целях поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается:

1. Увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства:

Для микропредприятий - с 60 до 120 млн. рублей;

Для малых предприятий - с 400 до 800 млн. рублей;

Для средних предприятий - с 1 до 2 млрд. рублей.

2. Для УСН: предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" с 6% до 1%.

3. Для ПСН:

расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения;

предоставление права субъектам РФ снижать в 2 раза максимальный р потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем год дохода (с 1 млн. руб. до 500 тыс. руб.).

4. Патент для самозанятых граждан: установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу "одного окна", а также введение особого порядка исчисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов в государстве внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

5. Для ЕНВД: предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, с 15% до 7,5%.

6. Налоговые каникулы.

Налоговые каникулы предусмотрены в ФЗ № 477 от 29.12.2014 "О внесении изменений в статью 346 и главу 26 второй части Налогового кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 1 января 2015).

Закон принят с целью способствования вовлечению в экономику физических лиц, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников.

Закон разработан в целях поддержки субъектов малого предпринимательства и предусматривает:

* наделение субъектов Российской Федерации правом предоставлять 2-х летние "налог каникулы" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимать перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения:

* внесение изменений в главу 26 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса РФ (далее - НК), предусматривающих применение патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами и возможность уплаты ими (в зависимое срока действия патента) налога в связи с применением патентной системы налогообложения с их регистрацией в качестве индивидуальных предприниматель принципу "одного окна";

* "налоговые каникулы" применяются для тех ИП, которые работают в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Налоговые каникулы для лиц, применяющих УСН. Изменениями предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации устанавливать для ИП "налоговых каникул" в виде налоговой ставки по УСН в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 - 2020 годах.

Региональным властям РФ разрешается предоставлять в период с 2015 по 2020 годы двухлетние налоговые каникулы (ставка налога = 0% - п. 2 статьи 346 в редакции законопроекта) для индивидуальных предпринимателей, которые одновременно отвечают следующим критериям:

* зарегистрированы впервые;

* в течение двух лет со дня регистрации перешли на упрощенную (УСН) или патентную систему налогообложения.

При этом субъекты Российской Федерации вправе установить ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

* предельного размера доходов ИП;

* средней численности работников,

нарушение которых является основанием для утраты права на применение налоговой льготы.

Налоговые каникулы для лиц, применяющих ПСН. В перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения включены самозанятые граждане - физические лица (пункт 2 и подпункт 2 пункта 8 статьи 346 НК), не имеющие наемных работников. Указанные самозанятые граждане будут ставиться на учет налоговыми органами в упрощенном порядке - на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей по истечении срока действия патента.

Дополнения, вносимые в статью 346 НК устанавливают, что патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципал района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, который указан в патенте.

Изменениями также предусмотрено увеличение срока для уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения.

В том случае, если патент будет получен на срок до 6 месяцев, то налог в полной с необходимо будет уплатить не позднее срока действия патента, тогда как в настоящее время налогоплательщик обязан уплатить налог полностью не позднее 25 дней после начала действия патента. В том случае, если патент будет получен на срок от 6 месяцев до календарного, то одну треть суммы налога необходимо будет уплатить через 90 дней после начала действия патента (вместо 25 дней как это предусмотрено в настоящее время). Остальные две трети суммы налога будут уплачиваться налогоплательщиком не позднее срока окончания действия патента, тогда как в настоящее время оставшуюся сумму налога налогоплательщик обязан уплатить не позднее 30 дней до окончания действия патента.

Помимо этого в 2015 году законодателями будет рассмотрен вопрос целесообразности введения моратория на повышение налоговой нагрузки на бизнес. По мнению спикера государственной думы, данная мера представляется оправданной, особенно в свете действующих экономических санкций.

Кроме того, в 2015 году будет решен вопрос о введении моратория на изменение налогового законодательства в целом.

Рассмотрим основные предложения по смягчению налоговой нагрузки .

Утверждены льготы по налогу на прибыль для участников свободной экономической зоны в Крыму. Федеральный закон № 379-ФЗ от 29 ноября 2014 года гласит, что ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% и применяется в течение 10 лет. Ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов, не будет превышать 13,5%. Кроме того, участникам свободной экономической зоны предоставляются льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Авиаперевозчикам предоставили льготы по НДС. В соответствии с Федеральным законом № 382-ФЗ от 29 ноября 2014 года российским авиаперевозчикам предоставляется право применять ставку НДС в размере 0% при оказании услуг по транзитной перевозке товаров воздушными судами с технической посадкой на территории РФ.

Крыму дали возможность снизить ставку по единому сельскохозяйственному налогу. В соответствии с Федеральным законом № 379-ФЗ от 29 ноября 2014 года законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков. При этом в отношении периодов 2015 - 2016 годов ставка может быть уменьшена до 0%, в отношении периодов 2017 - 2021 годов - до 4%.

Организации социального обслуживания получат льготы по НДС и налогу на прибыль. Поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ предоставляют налоговые льготы организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан. Документом предусмотрено освобождение от НДС услуг, которые предоставляются гражданам в организациях социального обслуживания. Кроме того, устанавливаются условия освобождения организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, от уплаты налога на прибыль. Закон вступил в силу с 1 января 2015 года, и его положения будут применяться по 1 января 2020 года.

Крымским СМИ предоставлены преференции по уплате госпошлин. Федеральный закон № 381-ФЗ от 29 ноября 2014 года предусматривает предоставление льгот для отдельных категорий физических лиц и организаций в виде освобождения от уплаты госпошлины за совершение действий, касающихся регистрации СМИ, продукция которых предназначена для распространения в Крыму. Также временно отменяется госпошлина за предоставление лицензий на телевизионное вещание и радиовещание и на оказание услуг связи на территории Крыма.

Законодателями дополнен перечень расходов, по которым предоставляется социальный вычет. Согласно Федеральному закону № 382-ФЗ от 29 ноября 2014 года, вычет предоставят в сумме уплаченных плательщиком страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет в свою пользу, в пользу супруга, родителей или детей. В случае расторжения договора добровольного страхования жизни при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет.

Малые предприятия Крыма получили право на пониженную ставку налога по УСН. Федеральный закон № 379-ФЗ от 29 ноября 2014 года гласит, что законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков. В отношении периодов 2015 - 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0%. В отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 4% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и до 10%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Введены налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Федеральный закон № 380-ФЗ от 29 ноября 2014 года предоставляет резидентам, предоставившим вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, договор поручительства управляющей компании, право на возмещение НДС в заявительном порядке. Также для резидентов ТОР устанавливается ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%. При исчислении НДПИ резиденты приобретают право применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого и равного 0.

Тем не менее, на некоторые виды налогов ставки все же увеличатся.

Ставка налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%.

Увеличится акциз на сигареты. Согласно Налоговому кодексу, в 2015 году ставка должна была вырасти до 960 руб. плюс 9,5% от розничной стоимости (не менее 1,25 тыс. руб.). В 2016 году также меняется только адвалорная часть акциза -- до 10%. В 2017 году предлагается установить специфическую часть акциза в 1350 руб. и адвалорную -- 10,5%.

Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, предполагает, что в 2015 году будет проведена индексация в 1,28 раза, в 2016-м -- в 1,64 и в 2017-м -- в 2,08 раза. Ускоренная индексация будет проходить до 2026 года, потом -- только на инфляцию.

Минфин предлагает провести индексацию ставок платы за использование лесов в 1,05 раза в 2015 году, в 1,1 раза -- в 2016 году и в 1,15 раза -- в 2017_м.

Федеральным законом № 366-ФЗ от 24.11.2014 увеличивается налог на добычу полезных ископаемых и одновременно снижаются экспортные пошлины. В рамках закона предлагается поэтапно за 3 года сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7 - 5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз). Также предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты .

Таким образом, приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2018 году .

Совершенствование налогообложения сферы услуг в Российской Федерации

Taxation of services in the Russian Federation

Старикова Светлана Сергеевна

Starikova Svetlana Sergeevna

Кандидат экономических наук, доцент,

[email protected]

Богданова Елена Юрьевна

Bogdanova Elena Yurevna

Бакалавр, студент группы МФз16

Поволжский государственный университет сервиса

kolockov @ yandex . ru

Аннотация

В статье рассматривается направления налоговой политики Российской Федерации, приводится экономическое содержание сферы услуг. Для изучения основных направлений налоговой политики в 2018 и плановых 2019-2020 гг. в отношении налогообложения сферы услуг проводится анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по специальным режимам налогообложения.

Abstract

The article deals with the direction of the tax policy of the Russian Federation, the economic content of the service sector. In order to study the main directions of tax policy in 2018 and planned 2019-2020 in relation to the taxation of the services sector, an analysis of tax revenues to the budget system of the Russian Federation under special tax regimes is carried out.

Ключевые слова: налоговая политика, сфера услуг, режимы налогообложения, налоговые поступления, бюджет.

Key words: tax policy, services, tax regimes, tax revenues, budget.

Введение

Совершенствование налогообложения является одной из важных задач налоговой политики государства, цель которого состоит не только в обеспечении бюджетных средств, но и в развитии экономики страны. Эталонными признаками развитой налоговой системы принято считать такие признаки, как справедливость, простота, эффективность, для достижения, которых каждое государство постоянно проводит реформирование налоговой системы.

Под реформированием налоговой системы понимается выделение ключевых направлений налоговой политики, по которым в дальнейшем будет осуществляться налогообложение и налоговое регулирование государства. При этом налоговая политика не должна стать преградой для экономического роста страны. В связи с этим российское правительство каждый год планирует налоговую политику, в которой вводятся различные изменения, позволяющие решить наиболее важные проблемы экономики и государства в целом (деофшоризация экономики, развитие и поддержка малого бизнеса и другое).

Основной раздел

В последнее время одним из ключевых направлений налоговой политики Российской Федерации (далее - РФ) является совершенствование налогообложения сферы услуг, которая в последние годы значительно расширилась, так как все больше увеличивается количество граждан, занятых предпринимательской деятельностью, а также организаций, оказывающих коммерческие услуги населению. В связи, с чем государством вводятся различные налоговые льготы для малого бизнеса, совершенствуются специальные режимы налогообложения посредством внесения изменений в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), а также осуществляются другие мероприятия налогового стимулирования и контроля.

Согласно статье 38 НК РФ «Объекты налогообложения» под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности .

Под сферой услуг (сервиса) в широком смысле подразумевают совокупность видов коммерческих услуг, общей функцией которых является удовлетворения потребностей населения в услугах.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере услуг, в качестве системы налогообложения применяют чаще всего специальные режимы налогообложения.

В налоговом кодексе РФ специальным системам налогообложения посвящен целый раздел № VIII , в котором включены такие режимы как упрощенная система налогообложения, патентная система, единый налог на вмененных доход, а также единый сельскохозяйственный налог. При этом последний режим налогообложения к сфере услуг не применяется.

С целью составления полной картины налогообложения предприятий сервиса и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг, проанализируем налоговые показатели, относящиеся к специальным налоговым режимам, на примере пополняемости бюджета РФ (таблица №1) .

Таблица №1

Динамика поступлений налогов, относящихся к специальным режимам налогообложения, по бюджетам РФ за период 2015-2017 гг., тыс. руб.

Согласно таблице №1, видно, что за период с 2015 г. по 2017 г. общая собираемость налогов по бюджетам имеет наибольшее значение в 2015 г. и составила 522 671 027 тыс. рублей, наименьшее пришлось на 2016 г. – 490 187 175 тыс. руб. (что на 6,21% меньше предшествующего года). В тоже время поступление налогов, относящихся к специальным системам налогообложения в 2017 г. составило 516 804 444 тыс. руб., что на 1,12% ниже 2015 года. Данная динамика поступлений налогов в бюджетную систему РФ является следствием уменьшения оборота организаций и индивидуальных предприятий в связи с падением покупательной способности населения и снижении реальных доходов с 2014 г. При этом динамика поступлений налоговых платежей в местный бюджет за период 2015-2017 гг. положительна. Так, в 2015 г. собираемость местных налогов составила 127 318 971 тыс. руб., в 2016 г. – 133 135 404 тыс. руб., а в 2017 г. – 149 171 870 тыс. руб. (что на 17,16% выше поступлений в 2017г. по сравнению с 2015 г.). Одной из причин положительной динамики поступлений налоговых платежей в местный бюджет в сравнении с другими бюджетами является падение цен на недвижимость, что на фоне нестабильности экономики повлияло на вливание денежных средств населения в недвижимость.

Для анализа динамики поступлений в бюджет РФ по специальным режимам налогообложения, рассмотрим темпа роста налоговых поступлений налогоплательщиками в таблице № 2 :

Таблица № 2

Динамика поступлений по специальным режимам налогообложения

за период 2015-2017 гг., тыс. руб.


Согласно таблице № 2, в которой представлены системы налогообложения, применяемые малым и средним предпринимательством, занятым в сфере услуг, за период 2015-2017 гг. в бюджет РФ собираемость у УСН выше, чем у ЕНВД и Патентной системой налогообложения. При этом темп роста в 2017 г. составил 35,82 % по сравнению с 2015 г., что говорит об увеличении числа налогоплательщиков, применяющих упрощенный режим налогообложения. Данное обстоятельство во многом связано с «доступностью» режима и преимуществами в применении (например, возможность применения минимального налога). В тоже время снижение налоговых поступлений по ЕНВД, которые к 2017 г. сократились на 10,03% и составили 70 631 831 тыс. руб., может быть связано с переходом налогоплательщиками на другой режим налогообложения.

С целью наглядного рассмотрения динамики поступлений по специальным системам налогообложения в РФ за 2015-2017гг. обратимся к рисунку №1.


Рис. №1. Динамика поступлений по специальным режимам налогообложения за период 2015-2017 гг., млн. руб.

Согласно рисунку №1, наглядно видно преобладание упрощенной системы налогообложения над ЕНВД и патентной системой. Данное соотношение определяется тем, что среди малого и среднего предпринимательства распространенно применение УСН, так как остальные специальные режимы налогообложения сильнее ограничивают либо по виду осуществляемой деятельности, либо по численности сотрудников.

Проанализировав налоговые поступления по специальным системам налогообложения и налогам, относящимся к ним, рассмотрим мероприятия, которые были уже проведены к 2018 г. в рамках совершенствования налогообложения сферы услуг:

1. Изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов. Принятые меры должны способствовать повышению эффективности распределения ресурсов в экономике и расширению ее потенциала. При этом необходимо соблюдать баланс между мерами административного (санкционного) и побудительного (стимулирующего) характера, при котором повышение нагрузки и рисков ведения «серых» практик происходит на фоне снижения издержек для легального бизнеса.

2. Работа по созданию (уточнению) нормативно-правовой базы, необходимой для дальнейшего сокращения теневого сектора. В 2017 году продолжается реформирование нормативно-правовой базы:

­ В целях получения информации обо всех розничных продажах в стране приняты законодательные нормы, предусматривающие полный охват розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера налоговой службы.

­ В целях вовлечения в официальную экономику граждан, осуществляющих деятельность в качестве репетиторов, сиделок, уборщиков жилых помещений и домработниц, эти категории самозанятых были освобождены от уплаты НДФЛ.

­ В целях снижения нагрузки на малый бизнес было проведено упрощение правил бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

­ и другое .

Рассмотрев реализованные налоговые мероприятия к 2018г., обратимся непосредственно к «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в отношении развития налогообложения сферы услуг, основные положения которых можно свести в следующую таблицу:

Таблица 3

Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 гг.

Система налогообложения

Изменения

Патентная система налогообложения

1)Ограничение общего количества объектов (общей площади объектов), в отношении которых индивидуальный предприниматель может применять патентную систему налогообложения;

2)Плательщики патента вправе уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат);

3)Уточнение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться система налогообложения в виде патентной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход

1)Уточнение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых могут применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

2)Полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС с предоставлением малому бизнесу;

3)Плательщики ЕНВД вправе уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению ККТ (в размере не более 18 000 рублей за один кассовый аппарат).

Упрощенная система налогообложения

Уточнение видов предпринимательской деятельности в отношении которых могут применяться пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков на упрощенной системы налогообложения в связи с введением в действие ОКВЭД 2

Таким образом, с точки зрения количественных параметров налоговой системы и с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, целями налоговой политики, согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, являются: обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики. Для достижения намеченных целей налоговой политикой намечены налоговые стимулы и контрольные мероприятия.

Заключение

Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, данный документ имеет большую важность при подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. В то же время особую важность они имеют и при формировании бизнес-ориентир экономических субъектов, при составлении которых учитываются предполагаемые изменения в налоговой сфере на трехлетний период, что способствует повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Так, в документе об Основных направлениях налоговой политики на 2018 г. и плановые 2019-2020 гг. Министерство финансов Российской Федерации прогнозирует совершенствование специальных режимов систем налогообложения, применяемых в основном в сфере услуг. Данные совершенствование будут достигаться путем уточняющих поправок и продолжения ввода контрольно-кассовой техники налогоплательщиками, для обеспечения онлайн-передачи данных на сервера ФНС, что будет способствовать упрощению и повышению эффективности работы с кассовыми аппаратами, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Библиографический список

1.Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 03.07.2016) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2.Минфин России. Документы. Проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [Электронный ресурс] : – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695.

3 . Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.nalog.ru/.

Bibliographic list

1. The tax code of the Russian Federation. Part one : from 31.07.1998 № 146-FZ: (in edition of 03.07.2016) // Consultant Plus. – Mode of access:

Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации (Швецов Ю.Г.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Тема. Во всем мире налоговая система является одним из важнейших способов мобилизации финансовых ресурсов на решение экономических, политических и социальных задач государства. С ее помощью финансируется большая часть предпринимательской, производственной и непроизводственной деятельности. Вследствие обострившейся проблемы интенсивного развития национальной экономики, модернизации ее реального сектора в условиях финансового кризиса возрастает потребность в качественном совершенствовании налогового механизма, его приближении к реальным нуждам хозяйственной практики.

Цели. Разработка путей совершенствования налоговой системы России.

Методология. В работе использован системный подход, рассматривающий налоговую систему государства как один из важнейших макроэкономических регуляторов национальной экономики, выполняющий фискальную и регулирующую функции и характеризующийся организационными, правовыми и финансовыми особенностями. В работе нашли применение такие методы научного познания, как сравнительный анализ и синтез.

Результаты. Рассмотрены вопросы кризисного состояния системы налогообложения в России и перспективы преодоления сложившейся ситуации. Выявлены и проанализированы важнейшие изъяны действующей налоговой системы, доказана ее исключительно фискальная направленность. Обоснована стратегия проведения налоговой реформы, дана характеристика ее важнейших направлений, одним из которых является введение разновекторности налогов.

Значимость. Сделанные выводы могут лечь в основу разработки методических основ для совершенствования налогово-бюджетной политики и осуществления необходимых преобразований в хозяйственном механизме национальной экономики.

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Классифицируя направления налоговой политики государства, можно выделить три ее типа:

Политика начисления максимальных налогов, характеризующаяся принципом "взять все, что можно";

Политика начисления разумных налогов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат;

Налоговая политика, которая предусматривает достаточно высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите.

В странах с развитой экономикой преобладают последние два типа. Для России характерен первый, при котором государству уготована так называемая налоговая ловушка, когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Вообще правильный выбор стратегии развития государственной налоговой системы по законам формальной логики обязательно должен опираться на золотые правила налогообложения. Для методологического обоснования рациональности той или иной налоговой концепции и проверки ее на соответствие реальной экономической практике используются ставшие классическими принципы налогообложения:

Справедливость;

Равномерность (равнонапряженность);

Ясность (прозрачность);

Экономность (эффективность) налогового администрирования.

Это своеобразные маяки, ориентиры, к которым должна стремиться любая цивилизованная налоговая система.

Наряду с этим законодательная практика в области управления налогами, соответствующие ей шаги и действия налогового администрирования должны подчиняться еще и логике здравого экономического смысла. Принципиальные подходы к организации налогового производства есть принципы построения государственной налоговой системы, развивающие нормы конституции применительно к конкретному периоду развития общества.

Долгий путь, который прошли страны рыночной демократии, подтверждает, что даже такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов разных собственников, можно проводить на демократической основе. Этот опыт свидетельствует о том, что для создания эластичной налоговой системы необходимы постепенные и длительные преобразования, прежде всего институтов собственности и власти.

Никогда за всю историю налогообложения в нашей стране величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили характер ярко выраженного фискального начала. Налоги изначально служили меркантильным интересам верховной власти.

По своей природе последняя всегда эгоистична и консервативна, тяготеет к волюнтаристским формам отправления своих властных полномочий. Авторитарность высших бюрократических структур свойственна и современной России, в которой по-прежнему абсолютизм власти первичен. В нашей стране во все периоды исторического развития, в отличие от западных стран рыночной демократии, авторитарная государственно-властная система всегда определяла структуру и ход экономико-финансовых процессов. В Российской Федерации, как в никакой другой стране мира, сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу "главенство директивы центра". Это, естественно, проецируется на налоговую политику государства.

Более того, в настоящее время само понятие "государство" отождествилось с понятием "государственно-властный аппарат". Во всех учебниках по экономической теории и основам налогообложения утверждается, что налоги в пользу государства есть налоги, обеспечивающие потребности верховной власти, социальное содержание налогов крайне невелико.

В России в настоящее время ничего не делается для того, чтобы сформировать финансово-налоговый механизм экономического роста, характерный для второго или третьего типа налоговой политики. Анализ современной ситуации в отечественной экономике приводит к выводу, что финансовая, и прежде всего налоговая, система негативно влияет на развитие экономики.

По-прежнему повсеместно преобладает фискальный подход, не анализируется действительная эффективность налоговой системы. Эта эффективность заключается изначально не в абсолютной величине налоговых сборов, а в воздействии на развитие производства как источника всех финансовых поступлений.

Между тем пример развитых стран свидетельствует о том, что именно система налогообложения выступает одним из основных методов государственного регулирования экономики.

В результате налоговая система РФ в настоящее время является серьезно деформированной, сконцентрировавшей в себе острейшие противоречия, прежде всего в функциональной составляющей.

К основным порокам действующей налоговой системы в РФ можно отнести следующие.

1. Нестабильность налоговой политики , что проявляется в неустойчивости, противоречивости, сильной ее зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов.

2. Чрезмерный налоговый гнет, возложенный на плательщика. Суммарная налоговая нагрузка, приходящаяся на отдельного предпринимателя, исключительно велика и порой невыносима. Субъекты налоговых отношений вынуждены непрерывно нарушать законодательство путем ухода от налогов с помощью различных так называемых черных и серых схем.

А ведь надо еще учесть, что перед российскими предприятиями, в отличие от иностранных, стоят задачи почти полного обновления технической и технологической базы производства, а также восстановления оборотных средств, освоения рынков сбыта, создания рыночной инфраструктуры - и все это в условиях острейшей нехватки капитала.

3. Низкий уровень собираемости налоговых платежей. В развитых зарубежных странах бюджеты всех уровней собирают от 30 до 50% валового внутреннего продукта (ВВП), а кое-где даже больше. У нас же в самые благополучные в смысле сбора налогов месяцы этот показатель едва достигает 15% ВВП.

4. Чрезмерное распространение налоговых льгот. Закон не смог поставить заслон налоговым привилегиям, которые успешно практикуются наряду с льготами, прописанными в законодательстве. Следствием этого становятся огромные потери бюджета.

Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики. В действующей налоговой системе не предусмотрено сколько-нибудь серьезных льгот для отечественных товаропроизводителей, в результате чего инвестиционные вложения в экономику близки к нулю. Российские промышленность и сельское хозяйство лишены инновационных вливаний, а вклад реального сектора в ВВП национального хозяйства стремительно снижается.

6. Эффект инфляционного налогообложения. Известно, что в результате межотраслевой конкуренции равные капиталы независимо от их органического строения приносят в среднем одинаковую прибыль. Рублевый прирост поступлений в бюджет, отражающий процесс инфляционного налогообложения, искусственно вмешивается в этот стоимостный закон и создает тем самым неравенство в налоговой нагрузке плательщиков, вследствие которого дополнительные потери несет крупный капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный).

7. Формирование нерациональной структуры внешней торговли. Отсутствие среди поставок за рубеж технически сложной, наукоемкой и трудоемкой продукции для обеспечения ценовой конкурентоспособности товаров на мировом рынке обусловливает реакционный характер механизма действия налога на добавленную стоимость (НДС).

В современной России с ее сырьевым характером экспорта и развитыми добывающими и металлургическими отраслями освобождение от уплаты НДС способствует превращению страны в сырьевую колонию западного капитала.

8. Чрезмерный объем начислений на заработную плату. Существует объективное противоречие между двумя основными субъектами налоговых отношений - государством и налогоплательщиками, которое воспроизводится непрерывно. Оно заключается в том, что собственник в погоне за максимальной прибылью стремится минимизировать издержки производства, в том числе и зарплату. Государству же для динамичного развития производительных сил, наоборот, требуется высокий платежеспособный спрос населения.

Действующая налоговая система это противоречие возводит в ранг абсурда тем, что обязывает работодателя выплачивать в виде различных начислений и налогов более половины от фактической заработной платы наемных работников. Естественно, предприниматель уводит зарплату в тень, что обусловливает низкий уровень потребления населения и накопление застойных тенденций в социально-экономическом развитии страны.

9. Единая ставка налога на доход с физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы ставок обложения подоходного налога противоречит здравому смыслу. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются.

Нарушается один из важнейших принципов - справедливость налогообложения. Кроме того, стимулирование активности и предприимчивости наиболее эффективно на стадии зарабатывания средств, получения дохода, а не на этапе его последующего перераспределения.

К числу других, не менее важных, изъянов проводимой в России налоговой политики относятся:

Ярко выраженная регрессивность налогового обложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полной мере);

Неравновесное возложение основного налогового бремени на производственные отрасли;

Исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов, через перевод средств на счета в зарубежных офшорных зонах и т.д.).

Причем только в России существует явная тенденция предоставлять льготные налоговые режимы для так называемых мобильных видов деятельности (финансовых операций, посреднических услуг, сделок с ценными бумагами и др.), которые относительно легко могут быть перенесены за пределы территории страны, а не для видов деятельности и доходов, жестко привязанных к ее территории (таких как производственная деятельность, добыча природных ископаемых, транспортные услуги, доходы от работы по найму и т.п.).

Таким образом, можно констатировать, что российская налоговая система переживает застой, который является важнейшим фактором затянувшейся экономической и социальной стагнации в масштабах всей страны.

Ожидаемых позитивных сдвигов в налоговой сфере пока не наблюдается. Спешно вводимые формы налогов показывают далеко не ту эффективность, которая предполагалась, а именно:

От общих сборов НДС до половины уходит на возвраты;

Налог на прибыль не дает ожидаемого прироста поступлений;

Переход на "плоскую" шкалу подоходного налога с физических лиц не привел к выходу из тени значительных объемов заработной платы;

Введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования и т.д.

Перед государством всегда стоит противоречивая задача: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко снизить налоговое бремя на плательщиков. Решить эту задачу могли бы помочь два огромных резерва, которые пока не используются, - налоговые льготы и возможности теневой экономики.

Притом что все бюджетные расходы урезаются и выплачиваются с огромными задержками, льготники - единственная категория, которая получает бюджетную поддержку полностью и даже не в срок, авансом. Точная сумма предоставленных льгот не поддается учету - недобросовестные льготники ради барыша посредством фиктивных сделок выводят желающих из-под налогообложения.

Каждое решение о предоставлении льгот обосновывается важными общегосударственными интересами. Но трудно привести пример, когда проверки эффективности использования предоставленных льгот подтвердили бы достижение тех результатов, которые были обещаны при получении налоговых льгот. Обратных же примеров множество по всей России.

Второй резерв еще более обширен. Высокие налоги в сочетании с заоблачными процентными ставками по кредитам (то есть с фактической недоступностью кредитов и инвестиций), с технической и технологической отсталостью производства, с конкуренцией льготников и зарубежных производителей означают для подавляющего большинства предпринимателей невозможность даже простого воспроизводства.

Между тем капиталам, укрытым от налогообложения, даже при желании владельцев крайне сложно вернуться в производственную сферу: инвестиции стали настолько необычным явлением, что безо всяких сомнений привлекут внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу - из российской производственной сферы их выталкивает нынешняя налоговая система.

Таким образом, действующие формы и средства налогообложения экономически не привязаны к реальной хозяйственной жизни, их воздействие на производственные процессы имеет исключительно фискальный, подавляющий характер. Соответственно, при таких обстоятельствах даже позитивные сдвиги в экономической действительности не дают оснований надеяться на прирост налоговых поступлений.

Насущная необходимость налоговой реформы бесспорна, и очень важно определиться в стратегии ее проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве.

Если исходить из приоритетных целей экономической политики, то направленность налоговой реформы должна быть следующей:

Высокая прогрессивность обложения особо больших, спекулятивных доходов;

Установление не облагаемого налогами минимума для получателей особо низких доходов;

Максимально льготное налогообложение производственного сектора и низкооплачиваемого наемного труда (социальными налогами);

Льготное обложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый его минимум (и, соответственно, стоимость рабочей силы);

Льготные режимы обложения экспортной продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;

Повышенное обложение налогами прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не с целью содействия экспорту товаров и услуг;

Особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, в первую очередь для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.

Очень важным направлением налоговой реформы является стабильность законодательства. Корректировка налоговой системы, особенно в переходный период развития общества, - естественный и неизбежный процесс. Тем не менее осуществлять его нужно безболезненным для налогоплательщиков способом.

Недопустимо вносить изменения в налоговое законодательство каждый месяц. Целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с проектами бюджетов, вводить с первого января следующего года и ни в коем случае - задним числом.

В настоящее же время ежегодно вносятся и пересматриваются на федеральном и региональном уровнях десятки законодательных актов по налогам. Сроки изменения тех или иных налогов не соответствуют показателям утвержденного бюджета, вследствие чего нарушается главное требование, необходимое для эффективного и бесперебойного функционирования налогового механизма: устойчивость и предсказуемость законодательства, касающегося налогообложения юридических и физических лиц.

Главными целями государственного воздействия на экономику должны быть подавление циклического развития, модификация и смягчение кризисов, достижение устойчивого экономического роста, полная занятость трудоспособного населения, обеспечение стабильности цен на жизненно необходимые товары и достойного уровня доходов населения, создание системы социальной защищенности граждан и т.д.

Роль государства в налогообложении должна проявляться также во всемерной поддержке (совместно с органами местного самоуправления) малого и среднего бизнеса, создании конкурентной среды.

Вопрос, из чего исходить при формировании программы налоговой реформы, освещается специалистами по-разному. Наиболее типичным является мнение представителей финансовой и налоговой федеральной администрации (Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы). Официальная версия концептуальных обоснований стратегии налогообложения в России воплотилась в Налоговом кодексе РФ.

При этом за исходную основу преобразований берется действующая система налогообложения с постепенной сменой в ней тех или иных подсистем и блоков в зависимости от проявления в них явных сбоев. Однако при этом практически неизменными остаются отношения собственности, принципы государственного устройства, технологическое состояние производства, распределение материальных и финансовых ресурсов, оплата труда и т.п. Следствием этого являются неизбежно возникающие спустя определенное время новые диспропорции в системе налогообложения.

Гипотетически возможен выбор другого пути - создание системы налогообложения классического образца и попытка встроить ее в структуру той же неизменной институциональной структуры общества. Однако желаемый результат - урегулирование финансовых интересов разных собственников (субъектов сфер бизнеса и бюджета) - при данном подходе представляется весьма сомнительным.

Более перспективным является третий путь: изменить структуру налогового потенциала и систему управления налогообложением одновременно с тщательным системным анализом всех структур и слагаемых экономики, выявлением самых негативных тенденций ее развития, отработкой программы их устранения.

Одновременно жесткому регламентированию должна быть подвергнута система распределения доходов государственной казны, усилен контроль за всеми направлениями движения финансовых потоков в стране. Условием успешности преобразований по этому сценарию являются системные преобразования отношений собственности, становление равноправных партнерских отношений между всеми ее формами.

Какие же конкретные направления налоговой реформы представляются автору наиболее прогрессивными?

1. Реформа налоговой системы должна быть комплексной , все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных, можно сказать, политических решения:

Существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок - в первую очередь для товаропроизводителей;

Одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

Иными словами, необходимо создать в стране условия, которые, с одной стороны, не принуждали бы честного и законопослушного налогоплательщика искать и находить пути ухода от налогообложения, а с другой - закрыли бы для нечестного налогоплательщика все ныне используемые лазейки.

2. Усиление справедливости налоговой системы за счет:

Выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет имеющихся необоснованных льгот и исключений);

Отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;

Исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.

3. Упрощение налоговой системы за счет установления налогов и сборов исчерпывающего перечня с сокращением их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

4. Обеспечение стабильности налоговой системы , а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Реализации этой цели, в частности, должно способствовать установление на федеральном уровне жесткого исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов, общих принципов установления этих налогов, а также предельных значений их ставок.

5. Сокращение числа налоговых льгот. Это не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.

Однако льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В этих условиях привилегии должны носить временный и направленный характер и, что особенно важно, их необходимо предоставлять участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

6. Изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, вкладов, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

7. Совершенствование системы налоговых ставок , которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, и в первую очередь к налогу на прибыль. Следовало бы ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается.

При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.

Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. В этом случае бюджетные поступления не сократятся, так как сумму платежей в бюджет определяет не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае имела бы тенденцию к росту.

8. Ликвидация всех налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой.

9. Существенное снижение ставки НДС , широкое применение налогов, удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы.

К последним следует отнести:

Распределяемую часть прибыли предприятий (дивиденды);

Любые другие выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая и предоставление ссуд и кредитов;

Возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, жалованья, субсидии, опционы высшим управляющим и директорам компаний.

10. Установление в качестве базы Пенсионного фонда РФ налога с оборота. Это единственный налог, который увеличивается прямо пропорционально инфляции и росту товарооборота и от которого при легальном обращении капитала нет никакой возможности ни скрыть его, ни минимизировать.

11. Переход от налогообложения факторов производства к обложению исчерпаемых природных ресурсов и различных форм природной ренты. Речь идет о так называемых энергетических налогах, которые широко распространены в странах Западной Европы. При правильном применении этими налогами можно было бы заменить практически все федеральные налоги.

12. Отказ от идей налогообложения малого бизнеса. Государство не может и не должно карать своих граждан за то, что они не просто берут на себя все заботы о собственном благополучии, но еще и создают рабочие места для своих близких или знакомых.

Разумеется, подобная свобода от налогов должна распространяться лишь на действительно малые предприятия, где:

Учредители не только вкладывают деньги, но и работают, участвуют в управлении;

Среди учредителей нет юридических лиц;

Предприятие действует на основе полной (неограниченной) ответственности по своим обязательствам;

Число наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5 - 10 чел.;

Оборот не превышает установленного максимума, а чистая прибыль - кратного прожиточного минимума.

Чрезвычайно перспективной представляется разновекторная модель налоговой системы, предполагающая резкое сокращение количества неэффективных налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы.

Вместо недейственного контроля над доходами государство должно переходить к обложению налогами отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств, то есть произведенных расходов, само наличие которых свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности. Важнейшую роль при этом должны играть налоги на различные виды имущества, вмененный доход, экспортно-импортные операции, включая вывоз капитала, а также рентные платежи.

Принимая во внимание теоретические обоснования положений о том, что прогрессивное налогообложение доходов физических лиц и корпораций уменьшает стимулы работать больше и лучше, "наказывая" за повышение эффективности хозяйствования, сторонники этой модели налогообложения предлагают перейти от принципа налогообложения "больше произвел - больше заплатил" к более справедливому и экономически эффективному принципу "больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет". Это позволит придать налоговой системе разновекторный характер, когда искусственная минимизация одного налога вызовет рост другого или нескольких налогов.

Противоположная направленность налогов - одно из принципиальных отличий этой модели налогообложения от действующей системы. Так, в последней НДС и налог на прибыль являются одновекторными. По сути, обложению подвергается один и тот же объект налогообложения, а именно выручка (доход) от предпринимательской деятельности.

Принципиально иная модель налоговой системы решает эту проблему в силу разновекторности применяемых налогов. Так, минимизация налога на добавленную стоимость в виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) приведет к увеличению налога на расходы.

Разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщиков. Другими словами, сама налоговая система обеспечивает так называемый метод сообщающихся сосудов: если убыло в одном месте, то прибудет в другом.

В разновекторной модели само по себе законодательное или административное изменение базы налогообложения по одному налогу не приводит к аналогичному изменению в налогооблагаемой базе иных налогов. Другое дело, если налогоплательщик пытается уклониться от уплаты одного из налогов. В этом случае разнонаправленность налогов компенсирует потери по одному из них. Таким образом, при меньших ставках налогов более полно раскрывается потенциал всей налоговой системы.

Учитывая преимущества разновекторности налогообложения, целесообразно отменить все малоэффективные и загромождающие систему налоги, заменить налог на прибыль налогом на расходы, снизить ставки налога на добавленную стоимость.

Лишь четыре налога (НДС, налог на расходы, налог на имущество организаций и налог на доходы физических лиц) будут взиматься на постоянной основе, а остальные - в зависимости от характера предпринимательской деятельности (например, при производстве подакцизных товаров, при ведении предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых, при наличии источников загрязнения, при пользовании объектами животного мира и водными биоресурсами и т.д.).

Конструкция налоговой системы, предлагающая упразднение налога на прибыль, сделает легитимными источники финансирования расширенного воспроизводства в связи с отсутствием мотивов сокрытия прибыли.

Резюмируя, подчеркнем, что есть лишь два пути, между которыми предстоит сделать выбор государству: один - наращивание контрольного аппарата, другой - радикальное реформирование налоговой системы, чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сбора налогов.

В русле первого пути находятся традиционно и регулярно предлагаемые Правительством РФ меры, которые выдаются за реальную налоговую реформу. Они сочетают снижение налоговых ставок с введением дополнительных контрольных процедур.

Теоретически такое решение возможно - меньшая тяжесть налогов при более жестком контроле меняет баланс интересов налогоплательщиков в пользу легального бизнеса. Результат можно видеть на примерах развитых зарубежных стран. Однако мощный и дорогостоящий налоговый аппарат, какого сегодняшняя Россия просто не может содержать, все же не обеспечивает полного контроля за ситуацией.

Другой путь учитывает отечественный опыт ряда регионов, а также исторический - периода, предшествовавшего внедрению иностранными государствами нынешнего поколения налоговых систем, что происходило в начале и середине XX в. Такой вариант связан с введением налогов, чрезвычайно легко контролируемых, основанных не на собственной отчетности плательщиков (как в нынешней, слепо заимствованной у Запада системе), а на наличии не скрываемых от обнаружения ценных объектов, которые свидетельствуют о реальных доходах.

Эти и другие подобные налоги и сборы способны обеспечить практически стопроцентную собираемость при минимальной потребности в налоговом контроле. Собственно, имеющийся у государства "контрольный ресурс" даже частично высвобождается, что позволяет усилить контроль там, где это необходимо, например за сбором акцизов.

Чрезвычайно важно, что предлагаемыми налогами теневая экономика облагается автоматически, поскольку облагаемые объекты легко обнаруживаются визуально, а отчетность о доходах не требуется. В результате для предпринимателей, занятых нормальным, некриминальным по природе бизнесом, становится бессмысленным сокрытие доходов.

Соответственно, исчезают налоговые препятствия для капиталовложений, создаются предпосылки для возвращения теневых капиталов в страну, в производство.

Проблема теневой экономики решается не уничтожением теневого сектора (что стало бы страшным несчастьем - возможно, до 70% реальных доходов россияне получают именно там и благодаря этому выживают десятки миллионов людей, в ином случае обреченных на безработицу или стояние в очередях за зарплатой), а за счет интеграции, возвращения теневого сектора в легальное русло.

Список литературы

1. Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. 2011. N 1. С. 13 - 22.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006. 352 с.
3. Власов Ф., Колотовкина Е. Понятие доверия в экономике и российские проблемы // Общество и экономика. 2011. N 10. С. 67 - 98.
4. Глинчикова А.Г. Частная собственность и общественный интерес - дилемма России // Вопросы философии. 2011. N 3. С. 6 - 7.
5. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществознания // Вопросы философии. 1997. N 10. С. 29 - 44.
6. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
7. Князев Ю. О возвращении экономики к здравому смыслу // Общество и экономика. 2012. N 3-4. С. 60 - 78.
8. Князев Ю. Справедливость и экономика // Общество и экономика. 2012. N 1. С. 34 - 51.
9. Койчуев Т. Экономическая наука: ответственность перед будущим // Общество и экономика. 2012. N 12. С. 10 - 19.
10. Кохно П. Современная цивилизация: возможные контуры будущего // Общество и экономика. 2011. N 8-9. С. 95 - 105.
11. Кудров В. К оценке российской социально-экономической системы // Общество и экономика. 2012. N 9. С. 25 - 34.
12. Кэй Дж. Карта - не территория: о состоянии экономической науки. URL: http://urlid.ru/afp5.
13. Любинин А. Две политэкономии: социально-экономического развития и процессов хозяйствования // Российский экономический журнал. 2012. N 1. С. 95 - 98.
14. Мау В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. N 7. С. 114 - 132.
15. Орлов А. От трудовой теории стоимости Маркса к новой экономической концепции, или О природной основе законов экономики // Общество и экономика. 2012. N 3-4. С. 101 - 116.
16. Рахаев Б., Шомахова М., Бизенгин Б. Будущее России: собственная, особая экономическая модель? // Общество и экономика. 2012. N 9. С. 5 - 9.
17. Рахаев Б., Ульбашева А., Бизенгин Б. Три силы в экономике: государство, рынок, общественное сознание, восприятие феноменов бытия и представления о них (SPIRITUS ANIMALIS) // Общество и экономика. 2012. N 12. С. 114 - 125.
18. Салихов Б.В. Интеллектуальная экономика как нравственно-этическая форма инновационного развития. URL: http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1158/file/_58.pdf.
19. Ставинский Н. Капитализм сегодня и капитализм завтра. М.: Изд. УРСС, 1997. 160 с.
20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1995. С. 303.
21. Флербе М. За пределами ВВП: в поисках меры общественного благосостояния // Вопросы экономики. 2012. N 3. С. 34 - 48.
22. Эрроу К.Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. 204 с.
23. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22. N 1. P. 5.

Юшаева Разет СаидЭмиевна,Кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический институт, Грозный[email protected]

Актуальные проблемы налоговой системы России

Аннотация. Аннотация. Статья представляет особую актуальность, так какстабильная налоговая система является одним из важнейших условий эффективного функционирования финансовой системы практически любого государства.Ключевые слова: налоговая система, вопросы эффективногореформирования, налоговая нагрузка, регулированиеэкономики.

Взимание налогов –одно из фундаментальных условийсуществованиялюбогогосударства,его развития и процветания. Переход от плановой экономики обусловил практически полное перестроение российской налоговой системы и задал новый вектор ее развития.В процессе построения рыночной экономикиналоги берут на себя функциюодного изнаиболее действенныхинструментоврегулирования протекающих в стране экономических процессов. Налоги являются главным регулятором процесса воспроизводства экономических благ, который влияет на основные характеристики функционирования современной экономики.Различают три основных типа реализации налоговой политики в государстве:1) ярко выраженная фискальная политика. Такая политика выжимает максимум из хозяйствующих субъектов;2) установление умеренного размера налогов.Такая политика создает благоприятные условия для развития предпринимательства в стране, что со временем способствует и росту налоговых поступлений;3) сильная централизация всех финансов страны путем установления высоких размеров налогов, но при этом предусматривается и высокий уровень социального обеспечения граждан. Такая модель нередко называется «шведским социализмом».Как правило, в развитых западных странах реализуются второй или третий типы налоговой политики, в отличие от России, для которой характерен первый тип. Поэтому существует острая необходимость в реформировании налоговой системы страны, ведь такая политика вовсе не способствует повышению налоговых доходов, как может показаться на первый взгляд. Напротив, в таком случае все чаще хозяйствующие субъекты уходят в теневую сферу экономики. Главными проблемами российской налоговой системы являются:1) отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике;2) высокий уровень налогового бремени,которое лежит на налогоплательщиках;3) превышение разумного количества налоговых льгот, которое приводит к существенным потерям бюджетов бюджетной системы России;4) недостаточное стимулирование реального сектора экономики.В свою очередь главной проблемой Налогового кодекса РФ можно считать то, что «он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения».Однако, это далеко не единственная проблема современного российского налогового законодательства. Среди таких проблем можно выделить следующие:1) практически полностью отсутствует экономикоправовая документация, подкрепляющая вводимые налоги; также отсутствуют ссылки на конституционные положения при установлении различных налогов; бюджетные интересы практически никак не связаны с интересами налогоплательщиков;2) такая функция налогов как обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления не прокомментирована в официальных документах;3) фискальная функция налогов играет доминирующую роль в налоговой системе России.Важно отметить, что очень большой потенциал для увеличения налоговых доходов сосредоточен в теневой сфере экономике. Однако, капиталам, скрываемым от налогообложения, даже при желании подчас бывает практически нереально вернуться в легальную производственную сферу, так каккрупный приток инвестиций, как правило, привлекает внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, однажды попавшие в теневую сферу экономики, в большинстве случаев так в ней и остаются.На данный момент можно выделить три основных направления реформирования современной налоговой системы страны:1) стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;2) повышение эффективности отдельных налогов и сборов путем их реформирования;3) меры, предпринимаемые в отношении налогового администрирования.По первому направлению предусматривается:1.снижение суммарной ставки взносов в государственные внебюджетные фонды;2.изменение порядка определения норм амортизации в пользу предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;3. устранение всех неясностей и противоречий при определении порядка учета расходов в инновационной деятельности;4. формирование резервов предстоящих расходов предприятий на научноисследовательские и опытноконструкторские разработки;5. оптимизация перечня документов, которые необходимы для подтверждения обоснованности ставки 0% по НДС при осуществлении экспортных операций;6.освобождение от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию;7. ослабление административного давления на инновационные предприятия со стороны налоговых органов, включая уменьшение сроков проведения налоговых проверок иих периодичности;8.создание специального налогового режима для предприятийрезидентов инновационного центра "Сколково".По второму направлению реформирования современной налоговой системы России предусматривается:1) по налогу на прибыль организаций:

установление нового порядка переноса убытков при реорганизации предприятий, который предусматривает некоторые ограничения по сроку и размеру прибыли, которая направляется на погашение убытка указанных предприятий;

решение вопроса о законодательном регулировании отнесения %ов по долгам на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли;

совершенствование порядка учета расходов предприятий и организацийна освоение природных ресурсов;

устранение всех неясностей и неточностей при налогообложении прибыли налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией объектов обслуживающих производств;

увеличение с прежних 3 млн.до 10 млн.рублейвеличины доходов от реализации, при получении которыхпредприятия и организации уплачивают только квартальные авансовые платежи.2) поНДС:

усовершенствование порядка оформления счетовфактур;

уточнение порядка восстановления сумм НДСпри осуществлении строительномонтажных работ, проведенных на объектах, используемых дляосуществления операций, которые не подлежат налогообложению;

уточнение механизма применения ставки 0 % при реализации товаров на экспорт и перемещения припасов в том случае, если поступила выручка от реализации данных товаров (припасов) от третьих лиц;

уточнение порядка освобождения от НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения спортивнозрелищных мероприятий.3) по акцизам:

усовершенствование механизма исчисления и уплаты акцизов с этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

индексация ставок акцизов на очередной финансовый год с учетом приблизительного уровня инфляции. При этом в первую очередьиндексации подвергнутся ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.4) Еще одним шагом на пути усовершенствования российской налоговой системы является введение налога на недвижимость. По данному налогу предусматривается подготовка изменений в налоговое законодательство и, в частности, Налоговый кодекс РФ.Указанные изменения предполагают постепенный переход к этому налогу от ныне действующих налога на имущество организаций и земельного налога, а также вводят предельные сроки этого перехода.5) По налогообложению имущества предусмотрены следующие меры: переход обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества ПИФа на управляющие компании; утверждение порядка исчисления земельного налога при нецелевом использовании земель с/х назначения с коэффициентом «4»по основной ставке налога по этим землям; уменьшение количества льгот по данным налогам.6) По налогу НДПИ, который взимается при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых предусмотрено:

проведение анализаобоснованности введения ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть в размере 0 руб. при добыче нефти на новых месторождениях севера ЯмалоНенецкого округа как в случае с месторождениями Восточной Сибири;

изменение порядка налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых природного газа, который закачивается обратно в пласт для сохранения необходимого давления;

осуществлениеоценки целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами;

проведение работы по введению налоговых стимулов дляэкологичной утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению разумного размера ставки налога на добычу полезных ископаемыхна природный газ с учетомдинамики цен на газ;

разработка порядка перехода в дальнейшем на налогообложение добычи природных ресурсов,основанного на результатахФХД (так называемый, налог на добавочный доход);

проведение работы по как можно более широкому использованию специфических налоговых ставок при добыче твердых полезных ископаемых (таких как, торф, соль, каменный уголь и другие).7) По водному налогу планируетсяпроведение индексации размеров ставок налога с учетом существенного роста тарифов на воду.8) По специальным налоговым режимам проведено совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента и ее трансформация в самостоятельный специальный налоговый режим; постепенный уход от применения налогового режима в виде уплаты единого налога на вмененный доход и его замена на патентую систему налогообложения.По третьему направлению реформирования российской налоговой системы предусмотрено:

ужесточение контроля со стороны налоговых органов за применением трансфертных цен в целях налогообложения;

введение в налоговую практику института консолидированных групп налогоплательщиков, а также особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для участников таких групп; увеличение доли электронного документооборота в налоговой сфере; упрощение процесса администрирования налогообложения физических лиц.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в целом налоговая политика в ближайшем будущем будет направлена на создание благоприятных условий для восстановления положительных показателей экономического роста путем стимулирования инновационной деятельности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.С учетом существующих проблем налоговой системы России и уже осуществляемых мер по их устранению можно выдвинуть следующие предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:1)Облегчение общей налоговой нагрузки.Сокращение налогового бремени без ущерба для доходов бюджета в целом может быть полученопутем отмены целого ряда льгот, негативно сказывающихся на перспективах развития налоговой системы страны. Количество льгот по разным налогам в настоящее времяпревышает разумные пределы. На практике часто происходит получение льгот в результате продвижения интересов отдельных групп хозяйствующих субъектов, что противоречит принципу равенства налогоплательщиков.2)Упрощение налоговой системы.Закрепление исчерпывающего списка налогов и сборов при уменьшении их общего числа и максимально возможном объединении ужефункционирующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.3)Повышение качества работы налоговых органов.Существует необходимость осуществления тщательного контроля за качеством работы налоговых органов, а также за компетентностью их работников.4)Установление прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.В большинстве развитых странналогоплательщики с более высокими доходами платят в бюджет налоги по более высокой ставке, а слои населения, нуждающиеся в социальной защите, от них освобождаются. Введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц оказало бы положительное влияние на налоговые поступления в бюджет, учитывая, что налог на доходы физических лиц занимает одно из ведущих мест в структуре налоговых поступлений.5)Проведение работы по уменьшению задолженности по налогам исборам.В России серьезной проблемой стало уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, получили широкое распространение различные схемы обхода налогового законодательства. Одной из основных задач контролирующих органов остается эффективный выбор объектов налоговыхпроверок и совершенствование проводимых документальных проверок. 6) Увеличение уровня налогообложения дивидендов от долевого участия акционеров в капиталах крупных компаний.7) Упрощение механизма расчета по налогу на добавленную стоимость для российских организаций, не имеющих льгот по данному налогу.Целесообразно при расчете налога на добавленную стоимость вместо реализации продукции принимать в качестве налоговой базы входящую в нее добавленную стоимость, которая состоит из фонда оплаты труда, амортизации, прибылии налогов и которая без особых затруднений может быть определена по данным бухгалтерского учета.8) Существует необходимость в снижении налогового бременипредприятий, производящих товары широкого потребления, а также инновационные предприятия, которые на сегодняшний день неконкурентоспособны на внутреннем рынке страны.9) Упрощение налоговой отчетности.Налогоплательщик обязан подавать декларации на нескольких десятках страниц, что очень затруднительно для лиц, занимающихся малымбизнесом или вовсе не имеющих отношения к предпринимательству. Кроме того, при заполнении данных деклараций возможны ошибки, которые могут повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной.Сегодня налоговая система практически любого государства являетсяодним из главныхрычагов,которые регулируютфинансовые отношения предприятий с государством. Основная ее цель заключается в обеспечениигосударствафинансами, необходимыми длявыполненияим своих задач и функций. Посредством налогов, льгот и санкцийгосударствоосуществляетвоздействиена экономическое поведение хозяйствующих субъектов для того, чтобысоздать благоприятныеусловия для всехучастниковобщественного воспроизводства. Налоговые рычаги регулирования экономикисовместнос другими экономическими рычагами способствуют созданию единого целостного рынка,который в свою очередь способствуетразвитиюрыночных отношений.

Ссылки на источники1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. –М.: Эксмо, 2013 г.2.Борзунова О.А. Правовые аспекты налоговой реформы в Российской Федерации: первые результаты и нерешенные проблемы.3.Алиев, Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры / Б.Х. Алиев // Налоги. 2011. №3. С.1618.4.Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2012. - 307 с.5.Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012.6.Исаков, В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано / В.Б. Исаков // Налоговая политика и практика. 2013

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что пер­вым шагом новых людей, пришедших в выборные органы вла­сти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законода­тельные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершен­ствуют, а критика остается. Она постоянный и неизменный спутник российских налогов. Но что же собственно вызывает такой вал критики? Чем недовольны все - от предпринимате­лей до ученых, от корреспондентов газет до чиновников Мин­фина? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавли­вает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распростра­няется и на налоги: хочу плачу, хочу - скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда за­держивается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

Далее предметами для критики выступают: излишне фис­кальный характер налоговой системы; отсутствие должного сти­мулирования отечественных производителей; чрезмерное нало­гообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение иму­щества; высокое налогообложение физических лиц при неболь­шой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о кото­ром ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санк­ции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность при­нимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изме­нения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наибо­лее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозмож­но, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в за­падных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в об­ласти налогообложения, способных не только усовершенство­вать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от про­ведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существо­вания развивается в условиях экономического кризиса. В тяже­лейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефи­цита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного ап­парата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улуч­шения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответ­ствие с текущими проблемами экономической политики.

И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остано­виться. В чем сходится большинство критиков, так это в требо­ваниях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги - высо­кими или низкими - это извечная проблема в теории и практи­ке мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неот­ложными нуждами финансирования хозяйства, решения соци­альных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспече­ния обороноспособности государства. С другой стороны, поми­мо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаро­производителей. В 70-80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на неста­бильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно. Без острой необходи­мости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влияни­ем той или иной группировки политиков или экономистов дела­ется попытка совместить несовместимое, учесть всё те предло­жения, о которых говорилось выше. Иначе чем можно объяс­нить, что в январе 1996 г. принимается решение о существенном смягчении подоходного налога с физических лиц, причем зад­ним числом за предыдущий год, а затем в 1996 г. подоходный налог существенно ужесточается. Тот же подоходный налог, но уже на 1997 г., с сентября 1996 г. по январь 1997 г. прошел три законодательные стадии: ужесточение, отмена принятых мер, вновь ужесточение, но в меньшей степени. Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости созда­ния научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие из­менения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не сможет быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производ­ства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять эко­номическому и финансовому кризису. Все это обусловило необхо­димость введения ряда изменений, дополнений, поправок в на­логовое законодательство.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама