THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

АННОТАЦИЯ

В данной научно-исследовательской работе рассмотрены проблемы развития человеческого потенциала. Проанализировано характерные особенности толкования термина «человеческий потенциал». Выявлено и обосновано кем впервые был использован термин « человеческий потенциал», на основе изучения научной и учебно-методической литературы раскрываются взгляды различных авторов, показывается сходство или различие взглядов.

Сформулировано, что нужно понимать под человеческим потенциалом. В работе проанализирована сущность каждого вида человеческого потенциала, показано проблемы развития человеческого потенциала в Украине. С помощью статистических данных показано состояние трудового потенциала Украины, рынка труда, использование трудовых ресурсов, состояние образовательной сферы. В заключение раскрываются решения, возникших в Украине проблем относительно человеческого потенциала.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В основе ряда глобальных проблем лежат процессы постиндустриализации с ее повышенным вниманием к человеку. Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики . В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. То обстоятельство, что развивающиеся страны показывают наихудшие показатели в плане качественных характеристик рабочей силы, обуславливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Цель и задачи исследования .

Выяснить причину возникновения проблем и пути их исследования.

Для достижения этой цели были поставлены такие задачи:

Выяснить проблемы развития человеческого потенциала;

Сформулировать решения проблемы на основе средств и методологий, предложенных современной наукой и практикой.

Объектом исследования является человеческий потенциал со всеми его составляющими.

Методы исследования. В процессе проведения исследования использованы следующие методы: анализа, синтеза, индукции , дедукции , структурно-логического анализа, логический, системный подход, процессный подход.

«Сущность человеческого потенциала современной экономики».

Человеческий потенциал: общая характеристика понятия.

Термин "человеческий потенциал", впервые был использован Теодором Шульцем в процессе исследования экономик беднейших стран. В своих работах он ввел данное понятие с целью объяснения сложившегося положения, как одного из факторов влияния на развитие экономики.

Шульц впервые ввел и определение данного понятия: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».


Использования данного термина иллюстрирует роль социальных институтов в современной экономике. Он позволяет также провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику . При данном подходе человеческий капитал используется как категория общественного воспроизводства: «Человеческий потенциал - это сложная категория общественного воспроизводства, имеющая системную структурно-функциональную организацию».

А.И. Добрынин находит, что в структуре производительных сил человека необходимо различать две стороны: рабочую силу или (способность к труду) и потребительскую силу (или способность к потреблению). По его мнению, труд есть функция рабочей силы, потребление - функция потребительной силы.

Данное утверждение находит свое подтверждение и в работах С.А. Дятлова, который в своих работах отмечал, что важнейшими свойствами личности человека являются способность к труду и способность к потреблению, входящие в структуру производительных сил человека.

Добрынин А.И. понимает под человеческим потенциалом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков). Для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого потенциала.

К нематериальным формам богатства Дж. Кендрик, как и многие американские экономисты, относит накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии. Расширенная концепция национального богатства включает в себя и вложения в здоровье человека. Данной расширенной концепции придерживаются многие американские экономисты в том числе и Дж. Кендрик.

Под понятием «человеческий потенциал» нужно видеть:

1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2) что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого потенциала носил полностью завершенный характер.

Итак, под человеческим потенциалом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Человеческий потенциал - совокупность физических и духовных сил человека, которые могут быть использованы в интересах самого человека. Также используются в интересах общества и государства, при постепенном развитии которого, возникают проблеммы человеческого потенциала.

Индекс человеческого развития - важный экономический показатель потенциала людей и качества жизни в отдельно взятой стране. Это интегральное значение, которое рассчитывается ежегодно и включает в себя такие важные критерии, как уровень жизни, грамотность, образованность и долголетие. Такими исследованиями с 1990 года занимается ООН. Специальная программа позволяет рассмотреть такой вопрос, как индекс человеческого развития.

Каждый год ООН после тщательно проведенных исследований публикует «Доклад о развитии человека», и именно в нем отражены проблемы развития общества, но уже в мировом масштабе. В этом вопросе есть одна особенность: данные, отраженные в этом докладе, - с опозданием ровно на 2 года. Например, в отчёте за 2012 г. будут представлены данные за 2010 г. Несмотря на это, они все равно реально отображают качество жизни в исследуемых странах и до сих пор остаются основным критерием, по которому судят об успешности проводимого правительством курса социально-экономической политики государства.

Один из важнейших рассматриваемых показателей - это долголетие, оно измеряется предполагаемой продолжительностью жизни местного населения. Второй - образованность, а для его расчета берется грамотность взрослого населения (она должна быть не менее 2/3) и усредненное количество лет обучения (должно составлять более одной трети). При исследовании уровня грамотности высчитывается процент среди жителей, достигших возраста 15 лет. Грамотным признается человек, который может прочитать или написать самый простой текст.

Формирование личности, а точнее развитие ее потенциала происходит тогда, когда у человека возникает потребность в новых духовных ценностях, появляются запасы внутренней энергии, нереализованные способности, умения, навыки, определенные творческие импульсы.

Индивид неудержимо стремится к тому, чтобы раскрыть и реализовать свои возможности, способствующие личностному росту, позволяющие познать окружающий мир и смысл жизни. Конечный и обязательный этап - это воплощение идей в реальность, самовыражение и самореализация. Развитию человека и его потенциала способствует среда обитания. Каждый житель Земли хочет долгой и здоровой жизни, он мечтает об образовании и достойном уровне жизни, политической свободе, гарантированных правах человека и уважении.

Человеческий потенциал

У этого термина есть также другие значения, см.:

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал . Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал », «трудовой потенциал», «кадровый потенциал ».

Экономическое выражение

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом . Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений . И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. - не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», - следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал », а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса - для общества.

Оценка ситуации в России

Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.)

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (Human Development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике () Амартии Сена . В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach ) и обосновал положение о том, что процесс развития - это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Доход , согласно концепции человеческого развития - это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения , но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! ), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике .

Концептуальная схема человеческого развития

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества », первый из которых был подготовлен в группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью .

Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей , прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

  • Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
  • Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
  • Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
  • Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
  • Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).

Российский вклад

В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные Институтом человека (до ) и . Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном плане (в области гуманитарной экспертизы). Сегодня и в нашей стране, и за рубежом, появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, расширения функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.

Диаграмма человеческих потребностей

Пирамида человеческих потребностей Маслоу

Из диаграммы известного американского психолога Абрахама Маслоу видно, что самоактуализация для человека важнее и еды, и секса. Однако чем менее удовлетворены базовые потребности, тем более затруднителен переход к потребностям высшего порядка, к которым и относится самоактуализация

Критерии оценки человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index ) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из

  • экономических (ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности),
  • социальных (уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся, О (образование))
  • и демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж ):

ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП)

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, - чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает - если не делает вообще невозможным - развитие человека. Многие российские аналитики считают этот перечень ресурсов недостаточным и предлагают использовать более развернутую совокупность характеристик человеческого потенциала (В.М. Петров, Н.М. Римашевская , Б.Г. Юдин, А. Барышева, Б. Корнейчук и др.).

Литература

  1. Сен А . Об этике и экономике. - М.: Наука, 1996.
  2. Сен А . Развитие как свобода. - М.: Новое издательство, 2004.
  3. Человеческий потенциал : опыт комплексного подхода / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1999.
  4. Человеческий потенциал России : интеллектуальное, социальное, культурное измерение: Сборник научных работ / под ред. Б.Г. Юдина. - М.: Институт человека РАН, 2002.
  5. Доклады «Программы развития ООН» «...О развитии человечества» : , .
  6. Интернет-портал «Человеческий потенциал России» : www.hdirussia.ru .
  7. Зеленкова И.Л. . Этика. - Мн.,2004: .

Примечания

См. также

  • Человеческий фактор (Human factors)
  • Самоактуализация (Self-actualization)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Садовников, Дмитрий Николаевич
  • Садов, Александр Иванович

Смотреть что такое "Человеческий потенциал" в других словарях:

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - система физических и духовных сил человека, отдельных социальных групп и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышение качества жизни индивида (из книги И. Е. Задорожнюка, Г. Х.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Человеческий потенциал (значения) - Человеческий потенциал: Человеческий потенциал (человеческий фактор, человеческий капитал) качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. Движение за человеческий потенциал (Движение раскрытия… … Википедия

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ - – совокупность свойств и качеств молодого человека, которые могут быть использованы (полностью и частично) в процессе общественного воспроизводства. Ч.п.л. формируется в дотрудовом (детском, подростковом и юношеском) возрасте в процессе… …

    Человеческий потенциал (human potential) - Термин «Ч. п.» имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. Более того, эти специалисты,… … Психологическая энциклопедия

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - – человеческие ресурсы (население страны), обладающие качествами и свойствами (способностями, знаниями, здоровьем, уровнем культуры и др.), определяющими потенциальную возможность развития социума (или его деградацию). Н.ч.п. представляет собой… … Терминологический ювенологический словарь

    Потенциал человека - Человеческий потенциал (человеческий фактор, человеческий капитал) качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. Движение за человеческий потенциал (Движение раскрытия человеческого потенциала, Движение … Википедия

    Потенциал - Содержание 1 Биология 2 Математика 3 Физика и химия 4 Лингвистика … Википедия

Слово "потенциал" в переводе с латинского означает: способность, власть, сила. От природы нам дается разный потенциал, и распоряжаемся мы им тоже по- разному.

Одни люди не используют даже половины того, что им дано, а другие достигают больших успехов, даже при более скромных показателях.

Как же развить свой потенциал?

1. Желание всегда служит побудительным мотивом для развития потенциала.

Чем оно сильнее, тем большую энергию мы в него вкладываем. Именно эта энергия и помогает нам использовать все свои «спящие» возможности по-максимуму. Но они просыпаются только тогда, когда мы действительно , и наше желание становиться настолько сильным, что превращается в цель.

2. Всегда полезно иметь перед глазами пример успеха знаковой личности в той области, которая вам интересна.

Самый лучший способ взять конкретного человека и изучить его стратегию успеха.

В НЛП есть правило:

"Если хотя бы один человек умеет что-то делать эффективно, и это можно описать, то этому можно и научиться".

Когда у нас есть информация о людях, которые преуспели в какой-то области, то мы можем детально изучить их стратегию успеха и образ мышления. И применить эти сведения в собственной практике.

Даже если нет возможности моделировать этих людей очно, то стоит собрать как можно больше дополнительных материалов и изучить первоисточники. Все это поможет более наглядно увидеть разницу между вашими и чужими стратегиями и даст пищу для размышлений. Дочка Ельцина - Татьяна Юмашева как-то рассказала, как из Абрамовича выклевывался бизнесмен.

Срок службы Абрамовича подходил к концу. В армии есть такое понятие - "дембельский аккорд", заключающийся в том, что солдат должен сделать что-то полезное для части. Роману и другим дембелям поручили прорубить просеку для будущей дороги. Работа – непростая. Может растянуться на несколько месяцев. А домой хочется. Что сделал Абрамович? Он поделил подлежащий вырубке лес на равные части и пошел в ближайшую деревню, сказав местным жителям, что продает право вырубки на вверенном ему участке. Поскольку у всех в домах было печное отопление, дважды предлагать не пришлось. Просеку вырубили за два дня. Роман очень мудро разделил деньги. Одна часть досталась офицерам, другая- друзьям, которые еще оставались служить, а третью разделили участники "дембельского аккорда". Денег было много. Хватило всем! И уже на третий день Абрамович и другие дембеля отправились домой.

3. Необходимо делить свою цель на множество этапов, которые будут соединять текущее состояние ваших дел и желаемое.

Это все равно, как вы покоряете вершину. Сегодня вы берете один рубеж, завтра другой, послезавтра – третий. И у вас всегда есть некоторая точка отсчета.

4. Постарайтесь выдерживать ваше направление движения к цели.

Часто происходит так: вы проходите определенный путь, но при первой заминке возникают вопросы: " Туда ли я иду? Может я выбрал не то направление?"

Очень важно ответить на них как можно раньше. Но иногда у нас не хватает нужной информации, чтобы быть объективным по отношению к себе.

Если вы чувствуете достаточно ресурсов, чтобы разобраться с ответом на эти вопросы, двигайтесь самостоятельно. Но иногда помощь извне, например, поддержка коуча существенно поможет в вашем продвижении к цели. Ведь хороший коуч никогда не дает готовых рецептов, он просто задает правильные вопросы, а нужные ответы рождаются в вас.

5. Найдите на каждой стадии процесса что-то, что доставляет вам удовольствие.

Наш наивысший потенциал всегда проявляется, когда нам нравится то, чем мы занимаемся.

Не забывайте благодарить и хвалить себя за малейшие успехи!

6. Контролируйте свои мысли и чувства.

Уже давно доказана их колоссальная власть на наши возможности достигать (или не достигать) результатов. Очень важно следить за своим «внутренним диалогом», когда вы что-то делаете. Меньше критики и больше веры в свой потенциал помогут его развить.

Почти у каждого человека есть какие-то амбиции.

Но очень часто мы находимся между двух полюсов:

С одной стороны, они нереалистично завышены.

Когда я заглянула в статистику wordstat. yandex, то меня поразило количество запросов «как выйти замуж за миллиардера». Их было 31557!

В то время, как количество миллиардеров в мире по данным Forbes за прошлый год составило всего 1210 человек.

А если учесть, что в России их всего 62, и большая часть из них уже имеет семью?

Задумайтесь, спрос на "бедных миллиардеров" превышает предложение более, чем в 1000 раз!

Но это никого не останавливает в их мечтах. Мечтать, так по крупному. Может поэтому стать женой миллионера захотело всего лишь 6714 женщин.

Мечтать нужно! Но так далеко отрываться от реальности не стоит. Иначе всю свою энергию вы направите совсем не в то русло, рискуя упустить более реальные возможности.

Куда направлена наша энергия, там все и происходит.

Представляете, какой "Везувий вы должны разбудить" в себе, чтобы ваша мечта стать женой миллиардера воплотилась. Большинству это не под силу.

Вторым полюсом является другой контраст, когда мы говорим: "Я никогда не смогу !"

Здесь вполне уместна поговорка: "Глаза боятся - руки делают ".

Наверняка, каждый может вспомнить хоть один успешный случай её применения в своей жизни.

Вспоминайте свой успех почаще, и сделайте поговорку своим девизом, если вы действительно очень сильно чего-то хотите.

Проверяйте действительность реальностью.

Задайте себе вопросы:

- Что должно случиться, чтобы мое желание смогло воплотиться в жизнь?

Ответьте на эти два вопроса максимально искренне, и они:

  • помогут вам справиться с излишней робостью в отношении себя;
  • помогут отбросить чрезмерные фантазии;
  • подскажут правильные направления в отношении того, как развить свой потенциал.

Все в ваших руках! И я желаю вам удачи!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама