THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Юридические действия судебного пристава-исполнителя оформляются различными процессуальными документами. К их числу относятся постановления, акты, заявления, уведомления. Характер и содержание выносимого процессуального документа в основном определяется в нормах Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также в ГПК, АПК, иных актах исполнительного законодательства.

Особое значение имеет представление судебного пристава-исполнителя, составляемое в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Представление выносится при установлении судебным приставом-исполнителем в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления. Представление вносится судебным приставом-исполнителем в соответствующие органы, в данном случае по подведомственности в органы прокуратуры. Представление не имеет значения процессуального документа, влияющего на динамику исполнительного производства, а является формой реагирования судебного пристава-исполнителя на правонарушения, некий аналог частного определения суда.

Постановления судебного пристава-исполнителя. Основным юридически значимым процессуальным актом, выносимым судебным приставом-исполнителем, является постановление. Постановления выносятся по наиболее существенным вопросам исполнительного производства, разрешаемым судебным приставом-исполнителем и затрагивающим интересы сторон и иных лиц. Отдельные постановления подлежат утверждению старшим судебным приставом, который таким образом осуществляет предварительный оперативный контроль за решениями судебного пристава-исполнителя. Письменное оформление юридических действии судебного пристава-исполнителя путем вынесения постановлений обеспечивает их фиксацию, возможности контроля и последующего обжалования

Акты судебного пристава-исполнителя. Акты составляются судебными приставами-исполнителями в случае необходимости фиксации совершаемых ими юридических действий как форма закрепления установленных ими фактических обстоятельств. В актах содержатся положения, фиксирующие как установленные факты (например, перечень описанного имущества), так и совершение связанных с этим действий, например о разъяснении прав участникам исполнительного действия, о передаче арестованного имущества на хранение должнику либо другим лицам, назначенным судебным приставом-исполнителем.

Заявления судебного пристава-исполнителя. Заявления судебного пристава-исполнителя составляются в тех случаях, когда имеющейся в его распоряжении информации недостаточно для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.

Уведомления судебного пристава-исполнителя. Уведомления носят информационный характер с целью извещения участников исполнительного производства и других заинтересованных лиц о совершенных или планируемых исполнительных действиях. Закон специально оговаривает в ряде случаев необходимость такого извещения для защиты прав, принятия своевременных мер по реализации полномочий органов исполнительной власти. Соответствующий документ может носить различное название -- уведомление, письмо, но независимо от названия неизменно его сугубо информационное значение.

Особого внимания заслуживают такие исполнительные документы как постановления судебного пристава-исполнителя. Исполнительным документом может быть не каждое его постановление, а только те, которыми с должника, взыскателя, других участников исполнительного производства, а также с лиц, не являющихся таковыми, взыскиваются какие-либо денежные суммы. В частности, таковыми являются следующие постановления:

  • 1. о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и взысканию исполнительского сбора (ст. 112, 117 Закона);
  • 2. о наложении на должника штрафа за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства (ч.1. ст. 17.14 КоАП)
  • 3. о наложении на граждан, должностных или юридических лиц штрафа за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа (ч.3 ст. 17.14 КоАП)
  • 4. о наложении на граждан, должностных и юридических лиц штрафа за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем (ст. 17.15 КоАП).

Данные постановления судебного пристава-исполнителя утверждаются старшим судебным приставом. Требования, предъявляемые к постановлениям судебного пристава-исполнителя содержатся в ст.14 Закона. Такие постановления являются важным механизмом воздействия на граждан, должностных и юридических лиц, не исполняющих свои обязанности точно и в срок. Поэтому административная практика является одним из приоритетных направлений в службе судебных приставов.

Среди всех исполнительных документов чаще всего обжалованию подлежат именно постановления судебного пристава-исполнителя.

Так, например, согласно п.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Не каждый должник согласен оплатить «лишние» деньги, учитывая размер долгов.

Так, 07 июля 2008 года судебный пристав-исполнитель Устиновского РО СП г. Ижевска УР вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № 18/23457/876/20/08 в отношении организации ООО «Ареола» о взыскании с неё долга в размере 2600741 руб. 00 коп. По истечении 5-дневного срока для добровольного исполнения со дня получения организацией постановления было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Должник обжаловал указанное постановление в суд, потребовав отменить постановление о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на то, что долг не был уплачен в срок в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете, но в срок для добровольного исполнения судебному приставу-исполнителю были предоставлены векселя, на которые он смог наложить арест. Были учтены имущественное положение должника, степень его вины и другие существенные обстоятельства и решением Арбитражного суда УР № А71-492/08-А28 от 07 августа 2008 года требования должника были удовлетворены частично, суд снизил размер исполнительского сбора на 25%.

Другую организацию, находящуюся в г. Ижевске ОАО «ИжАвто», ещё до вступления в силу Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», освободили от оплаты исполнительского сбора полностью, т.к. организация просрочила оплату долга на 1 день. Устиновский районный суд посчитал это обстоятельство несущественным, и постановление о взыскании исполнительского сбора было отменено.

С вступлением в силу ст. 17.14 и 17.15 КоАП все чаще обжалуются постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа.

Так, 14 мая 2008 года судебным приставом-исполнителем Устиновского РО СП г. Ижевска УР было вынесено постановление о наложении штрафа в отношении главного бухгалтера ООО «Орлан» N. Правонарушение выразилось в том, что г-ка N, являясь должностным лицом, несвоевременно отправила исполнительный документ в службу судебных приставов после того, как должник был уволен из организации. N. обратилась в Устиновский районный суд с требованием отменить названное постановление и предоставила документы, подтверждающие, что во время увольнения должника она находилась на больничном, а руководитель организации в очередном отпуске. Их обязанности никто не исполнял. Судебный пристав-исполнитель, не дожидаясь решения суда, отменил постановление о наложении штрафа, наложенного по ч.3 ст. 17.14 КоАП РФ.

6 октября 2008 года в рамках исполнительного производства № 94/27890/982/22/08 от 04.09.2008 года должнику было выставлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю 14 октября 2008 года к 16 ч. 00 мин. для совершения исполнительных действий. В установленный срок должник не явился, о причинах, препятствующих явке, не сообщил. Судебный пристав-исполнитель вынес постановление о наложении штрафа по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. Должник обратился в Устиновский районный суд с требованием отменить названное постановление и предоставил документы, подтверждающие, что в день, когда он должен был явиться в службу судебных приставов, он находился в командировке. Судебный пристав-исполнитель, не дожидаясь решения суда, отменил постановление о наложении штрафа.

Таким образом, многие вопросы, которые возникают на практике, остаются открытыми и требуют своего дальнейшего совершенствования.

И моя новая статья. Приятно после такого продолжительного летнего интернет-отдыха вернуться к работе. Понятное дело, что каникул летних у меня уже давно нет. И я все это время работал, но общее затишье и жара в общем-то немного выбивают из графика. Поэтому статей на блоге было совсем чуть-чуть и выходили они крайне редко.

Но, ничего страшного, материала у меня скопилось много, и, поэтому, с началом осени статьи будут выходить достаточно часто. Ведь до зимних каникул не так много времени и надо успеть дать вам большой объем информации касаемо исполнительного производства. Это порядка 80 статей. Я думаю, если буду писать и публиковать их ежедневно, то за осенний период поставленную задачу выполню.

Я уже говорил о том, что мы начинаем изучать исполнительное производство с теории, а дальше будет практика. Постепенно перехожу к вопросам более практическим, которые могут быть уже интересно как должникам, так и взыскателям. И сегодня я поговорю о постановлениях, которые выносятся судебным приставом-исполнителем , причем, о постановлении как о процессуальном документе в широком смысле.

Итак, после возбуждения исполнительного производства судебный пристав проводит определенную работу, совершает определенные действия, формирует исполнительное производство. На первом этапе, этапе возбуждения исполнительного производства, у пристава на руках есть только сам исполнительный документ (это исполнительный лист либо судебный приказ), во вчерашней статье я подробно писал об этих документах, а также заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства.

Все остальные документы пристав формирует в деле самостоятельно. Позже я еще буду подробнее останавливаться на том, какими именно бумажками наполняется дело, Но сегодня речь пойдет больше о процессуальных документах, которыми пристав фиксирует каждое свое действие.

Мы живем внутри излишне бюрократизированной системы, поэтому каждое действие любого должностного лица из любого государственного органа должно фиксироваться письменно. Сделано это, во-первых, для того, чтобы показать свою работу, во-вторых, для того, чтобы вышестоящее должностное лицо могло проверить эффективность работы исполнителя, в-третьих, все эти официальные документы могут выступать в качестве письменных доказательств в том или ином споре. Слова-то к делу не пришьешь.

И вот мы, наконец, плавно подошли к необходимости оформления документов и судебным приставом. Сразу скажу, здесь у пристава вариантов не много, откровенно говоря, вариант всего один.

Постановление судебного пристава исполнителя

Дело в том, что судебный пристав-исполнитель любое свое действие на любой стадии оформляет постановлением, и здесь никакого секрета. Первое, и, пожалуй, самое основное постановление пристава — это постановление о возбуждении исполнительного производства . В целом, в своей работе с должником, пристав выносит целый ряд постановлений, среди которых можно отметить:

  • постановление о розыске имущества должника;
  • постановление о розыске денежных средств на счетах и вкладах должника;
  • постановление о списании этих денежных средств в счет погашения долга;
  • постановление об обращении взыскания на имущество должника;
  • промежуточное постановление об изъятии имущества и так далее.

В общем, если пристав работает хорошо и добросовестно, он в процессе исполнения судебного акта выносит достаточно много своих постановлений. По окончании работы с должником, в зависимости от результата исполнения, пристав прекращает или оканчивает исполнительное производство, вынося последнее свое постановление:

  • о прекращении исполнительного производства;
  • о завершении исполнительного производства;
  • о возвращении исполнительного документа взыскателю.

Все положения, касающиеся постановления судебного пристава, изложены в статье 14 ФЗ «Об исполнительном производстве». Если захотите, Вы сможете найти и прочитать первоисточник, узнать какие-либо нюансы, о которых я не сказал. Но, я расписываю для Вас все эти нормы права понятным и доступным языком, так что не удивляйтесь, что текст Закона выглядит иначе.

Немаловажно знать составные части, из которых состоит постановление пристава. Эта информация пригодится и должнику, и взыскателю, поскольку если пристав при вынесении постановления допустит ошибку, что случается нередко, то у любого заинтересованного лица (должника или взыскателя) может появиться повод к обжалованию или оспариванию этого постановления.

В постановлении судебного пристава-исполнителя обязательно должно быть указано:

  1. наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
  2. дата вынесения постановления;
  3. должность, фамилия и инициалы судебного пристава;
  4. наименование и номер исполнительного производства по которому вынесено постановление;
  5. вопрос по которому выносится постановления;
  6. производная из 5-го пункта — основание принимаемого решения;
  7. непосредственно самого решение которое принято в результате обобщения 5 и 6 пунктов;
  8. порядок обжалования решения поскольку все постановления пристава могут быть обжалованы либо оспорены.

И вот опять нововведения. Судебный пристав может направить постановление заинтересованным сторонам в электронном виде. Этот электронный документы обязательно должен быть подписан электронной цифровой подписью. Но, я так понимаю, что для того чтобы отправить заинтересованному лицу постановление в электронном виде, это лицо должно быть зарегистрировано на портале Госуслуг, либо приставу должен быть известен адрес его электронной почты.

В настоящее время самый распространенный порядок - это вручение постановления лично должнику (или взыскателю) под роспись, либо направление письма по последнему известному месту жительства должника.

Причем, пристав направляет обычное письмо без уведомления. Главное, чтобы у пристава имелся реестр отправки, согласно которому он сдал на почту письмо, содержащее такой-то документ, и адресованное такому-то человеку. Этого сегодня достаточно, чтобы пристав подтвердил направление сторонам производства тех или иных документов.

Касаемо ошибок, которые приставы допускают в постановлениях

Разного рода ошибки нередко попадаются и в судебных актах, и в актах других органов, включая приставов. Все мы люди, человеческий фактор никто не отменял. Даже если Вы почитаете подробнее мой блог, уверен, Вы найдете массу чисто технических ошибок и опечаток. Причина: бывает, я тороплюсь, бывает я что-то пропустил, да просто усталость сказывается.

Я хочу сказать, это в принципе нормальная ситуация. Однако, если мои опечатки никаких последствий ни для меня, ни для читателей не влекут, ошибки пристава могут ему дорого стоить в последующем. Но, на этот счет законодатель включил в Закон норму, согласно которой, если пристав сам обнаружил ошибки в своем, уже вынесенном постановлении, он может их исправить путем вынесения постановления об исправлении ошибок или описок. Я же говорю, бюрократическое государство, без бумажек никуда.

Важно упомянуть о том, что постановления судебного пристава обязательно должно быть исполнено в срок, который в нем указан. Как правило, это срок начинает исчисляться с момента получения адресатом постановления.

И последний важный момент, о котором надо сказать. Постановление, вынесенное судебным приставом-исполнителем может быть отменено либо изменено вышестоящим должностным лицом службы судебных приставов, но только в том случае, если это постановление не соответствует законодательству. Понятно, что чаще всего вышестоящее руководство отменяет постановления пристава в случае его обжалования в порядке подчиненности либо оспаривание в судебном порядке. Так что, рассчитывать на то, что кто-то сверху отменит постановление без Вашего участия, я бы не стал.

Я думаю, на сегодня достаточно. Буду выдавать информацию порционно по темам, чтобы сформировать хороший и понятный учебник по теме исполнительного производства. Краткое изложение узких вопросов будет во-первых, удобным, во-вторых, Вам не придется читать то, что Вам не нужно. Я не люблю создавать кашу из повествования, тем более в письменном виде. Именно по этой причине весь курс разбит на много маленьких, ну, относительно маленьких статей. Когда я закончу, Вы поймете, что такое дробление было оправдано.

Задавайте свои вопросы, пишите в комментариях, оставляете хвалебные отзывы, шучу, оставляйте любые отзывы. Но, имейте ввиду, что я приветствую только конструктивную критику. Необоснованные нападки и оскорбления модерацию традиционно не проходят.



Главная > Лекция

4. Правила документального оформления действий

судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве

Юридические действия судебного пристава-исполнителя оформ-ляются различными процессуальными документами. К их числу отно-сятся постановления, акты, заявления, уведомления. Характер и содержание выносимого процессуального документа в основном определяется в нормах Федерального закона «Об исполнительном про-изводстве», а также в ГПК, иных актах исполнительного законода-тельства.

Особое значение имеет представление судебного пристава-испол-нителя, составляемое в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 87 Феде-рального закона «Об исполнительном производстве». Представление выносится при установлении судебным при ставом-исполнителем в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не вы-полняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном произ-водстве, признаков состава преступления. Представление вносится судебным приставом-исполнителем в соответствующие органы, в дан-ном случае по подведомственности в органы прокуратуры (ст. 315 УК и ст. 126 УПК). Представление не имеет значения процессуального документа, влияющего на динамику исполнительного производства, а является формой реагирования судебного пристава-исполнителя на правонарушения, некий аналог частного определения суда.

Постановления судебного пристава-исполнителя. Основным юриди-чески значимым процессуальным актом, выносимым судебным при-ставом-исполнителем, является постановление. Постановления вы-носятся по наиболее существенным вопросам исполнительного про-изводства, разрешаемым судебным при ставом-исполнителем и затрагивающим интересы сторон и иных лиц. Отдельные постановле-ния подлежат утверждению старшим судебным приставом, который таким образом осуществляет предварительный оперативный контроль за решениями судебного пристава-исполнителя. Письменное оформ-ление юридических действий судебного пристава-исполнителя путем вынесения постановлений обеспечивает их фиксацию, возможности контроля и последующего обжалования.

В ст. 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указаны основные реквизиты постановления судебного пристава-ис-полнителя:

1) дата и место вынесения постановления;

2) должность, фамилия, имя и отчество судебного пристава-исполни-теля, вынесшего постановление;

3) исполнительное производство, по которому выносится постановле-ние;

4) рассматриваемый вопрос;

6) вывод по рассматриваемому вопросу;

7) порядок и срок обжалования постановления.

В частности, постановления судебного пристава-исполнителя вы-носятся:

    о возбуждении исполнительного производства (п. 2 ст. 9 Федерально-го закона «Об исполнительном производстве», здесь и далее до осо-бых пояснений имеется в виду данный Закон) и одновременном взыскании исполнительского сбора (п. 5 ст. 81);

    о возращении исполнительного документа взыскателю (п. 3 ст. 10); . об отказе принятия к исполнению исполнительного документа, по которому истек срок предъявления к исполнению (п. 1 ст. 16);

    об отложении исполнительных действий (п. 3 ст. 19);

    о замене стороны исполнительного производства ее правопреемни-ком (ст. 32);

    о назначении переводчика (п. 2 ст. 3);

    о назначении специалиста (п. 1 ст. 41);

    об отводе переводчика или специалиста (п. 3 ст. 43);

    о продаже банком или иной кредитной организацией иностранной валюты либо о переводе валюты в банк, который пользуется правом продажи валюты (п. 2 ст. 47);

    о наложении на должника штрафа за неисполнение решения, обязывающего должника к совершению определенных действий или воз-держанию от их совершения (п. 1 ст. 85);

    о наложении на граждан и должностных лиц (не являющихся взыс-кателями) штрафа за невыполнение законных требований судебно-го пристава-исполнителя и нарушение законодательства об испол-нительном производстве, за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных све-дений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства (п. 1 ст. 87);

    о принудительном приводе к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий граждан, должност-ных лиц, должника (п. 1 ст. 87).

Следует иметь в виду, что перечень решений судебного пристава-исполнителя, фиксируемых в форме постановления, не является ис-черпывающим. Так, согласно п. 4 Порядка наложения ареста на ценные бумаги, утвержденного постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 12 августа 1998 г. № 934 , решение судебного пристава-исполнителя об ограничении владельца ценных бумаг в праве пользо-вания ими выносится в форме постановления. Поэтому в других слу-чаях судебные приставы-исполнители также вправе выносить постановления по вопросам распорядительного характера.

Некоторые вопросы распорядительного характера в исполнитель-ном производстве могут одновременно разрешаться процессуальны-ми актами различных субъектов исполнительных отношений. Напри-мер, вопрос о правопреемстве в исполнительном производстве может быть разрешен как постановлением судебного пристава-испол-нителя (ст. 32 Федерального закона «Об исполнительном производ-стве»), так и определением суда общей юрисдикции (ст. 40 ГПК) либо арбитражного суда (ст. 40 АПК) в зависимости от вида исполни-тельного документа.

Акты судебного пристава-исполнителя . Акты составляются судеб-ными приставами-исполнителями в случае необходимости фиксации совершаемых ими юридических действий как форма закрепления ус-тановленных ими фактических обстоятельств. В актах содержатся по-ложения, фиксирующие как установленные факты (например, пере-чень описанного имущества), так и совершение связанных с этим действий, например о разъяснении прав участникам исполнительно-го действия, о передаче арестованного имущества на хранение долж-нику либо другим лицам, назначенным судебным приставом-испол-нителем.

В ряде случаев закон устанавливает квалифицированную форму составления акта, связанную с участием понятых. Так, согласно ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (здесь и да-лее до особых пояснений имеется в виду данный Закон) присутствие понятых является обязательным при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимае-мых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей иму-щества должника.

Акты составляются судебным приставом-исполнителем в следую-щих случаях:

    при производстве описи имущества должника и наложении на него ареста (п. 5 СТ. 9 ИСТ. 51);

    при установлении невозможности исполнения в данном месте в свя-зи с изменением места жительства должника, места его работы или места его нахождения либо отсутствия имущества у должника или его недостаточности для исполнения (п. 3 ст. 11);

    при необходимости совершения исполнительных действий на тер-ритории за пределами его территориальной компетенции (п. 4 ст. 11);

    при невозможности взыскания по основаниям, указанным в пп. 3- - 6 П. 1 ст. 26, и возвращении исполнительного документа взыскателю (п. 1 ст. 26);

    при изъятии предметов, указанных в исполнительном документе, у должника, и передаче их взыскателю (ст. 56);

    при принудительном выселении после исполнения исполнительно-го документа о выселении (п. 6 ст. 75);

    при вселении после исполнения исполнительного документа о все-лении (п. 3 ст. 76).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не со-держит формы и реквизитов актов судебного пристава-исполнителя, поэтому здесь можно руководствоваться как сложившимися обыкно-вениями практики, так и приказами, методическими материалами Министерства юстиции Российской Федерации. Кроме того, во мно-гих субъектах Российской Федерации Службы судебных приставов Российской Федерации разработали собственные формы таких доку-ментов, например интересная практика в этом плане есть в Нижего-родской и Свердловской областях. Вполне применимы для практики все ранее использовавшиеся формы актов, в частности вполне при-менима ст. 372 ГПК, устанавливающая содержание акта об аресте имущества.

Следует иметь в виду, что в целом ряде случаев акты составляют-ся одновременно с описью имущества, например при аресте имуще-ства. В некоторых случаях опись упоминается в качестве отдельного документа, например, согласно п. 4 ст. 75 Федерального закона «Об исполнительном производстве» выселение производится с обязатель-ной описью имущества, производимой судебным приставом-испол-нителем. В подобном случае практика идет таким образом, что опись как процессуальный документ составляется одновременно с актом о выселении и является взаимосвязанным с актом документом. Поэто-му опись не выделяется в качестве самостоятельного документа су-дебного пристава-исполнителя.

Заявления судебного пристава-исполнителя . Заявления судебного пристава-исполнителя составляются в тех случаях, когда имеющейся в его распоряжении информации недостаточно для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа. В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном произ-водстве» заявления судебного пристава-исполнителя составляются в следующих случаях:

    при обращении в суд или другой орган, выдавший исполнительный

документ, за разъяснением судебного или иного акта (п. 1 ст. 17);

    при обращении в суд или другой орган с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения исполнительного документа, R также об изменении способа и порядка исполнения (ст. 18);

    при обращении (после получения извещения Федеральной службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению о действиях по возбуждению дела о банкротстве) в арбитражный суд с ходатайством об отсрочке исполнения исполнительного документа до возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве (п. 3 ст. 60);

    при обращении в суд с ходатайством о вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного про-гула или разницы в заработке за все время со дня вынесения реше-ния о восстановлении на работе по день исполнения исполнитель-ного документа при неисполнении должником исполнительного до-кумента о восстановлении на работе (ст. 74).

Уведомления судебного пристава-исполнителя . Уведомления носят информационный характер с целью извещения участников исполни-тельного производства и других заинтересованных лиц о совершен-ных или планируемых исполнительных действиях. Закон специально оговаривает в ряде случаев необходимость такого извещения для за-щиты прав, принятия своевременных мер по реализации полномо-чий органов исполнительной власти. Соответствующий документ мо-жет носить различное название - уведомление, письмо, но незави-симо от названия неизменно его сугубо информационное значение. Уведомления в соответствии с Федеральным законом «Об исполни-тельном производстве» выносятся в следующих случаях:

    при извещении сторон о приостановлении или прекращении судом исполнительного производства (п. 3 ст. 24);

    при уведомлении Федерального управления по делам о несостоя-тельности (банкротстве) (далее - ФУДН), а в копии – налогового органа, о произведенном аресте судебным приставом-исполнителем принадлежащего должнику-организации имущества третьей очере-ди (п. 1 ст. 60);

    при сообщении взыскателю о направлении исполнительного доку-мента ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 61);

    при извещении должника о дне и времени принудительного выселе-ния (п. 2 ст. 75).

Перечень оснований для уведомления не является исчерпываю-щим, в связи, с чем они могут направляться и в других случаях. Одна-ко в тех случаях, когда необходимость уведомления прямо указана в законе, то соответствующее действие должно быть произведено су-дебным приставом-исполнителем. В отдельных случаях некоторые документы исполнительного производства выполняют одновременно различные функции и юрисдикционного, И уведомительного харак-тера так, постановление о возбуждении исполнительного производ-ства одновременно является юридическим фактом, оформляющим начало данного производства, и одновременно уведомляет должника о принудительном исполнении требований взыскателя по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

5. Фиксация юридических действий старшего судебного пристава

Целый ряд постановлений и актов судебного пристава-исполни-теля вступают в силу только после их утверждения старшим судеб-ным приставом. В частности, старший судебный пристав утверждает

следующие постановления судебного пристава-исполнителя:

    о возвращении исполнительного документа взыскателю и возврате ему авансового взноса (п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об исполни-тельном производстве», здесь и далее до особых пояснений имеется в виду данный Закон);

    о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, поста-новление о взыскании расходов по розыску с должника (п. 1 ст. 28);

    по результатам рассмотрения вопроса об отводе переводчика или

специалиста судебным приставом-исполнителем (п. 4 ст. 43);

    о возвращении исполнительного документа суду или другому орга-ну, его выдавшему, при невозможности исполнения исполнитель-ного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения (п. 4 ст. 73);

    о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (п. 4 ст. 84);

    о наложении на должника штрафа за неисполнение решения, обя-зывающего должника к совершению определенных действий или воз-держанию от их совершения (п. 4 ст. 85);

    о наложении на граждан и должностных лиц (не являющихся взыс-кателями) штрафа за невыполнение законных требований судебно-го пристава-исполнителя и нарушение законодательства об испол-нительном производстве, за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства;

    о принудительном приводе к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий граждан, должност-ных лиц, а также, по смыслу данной статьи Закона, и должника (п. 2 ст. 87).

Кроме того, старший судебный пристав:

    в соответствии с п. 1 ст. 26 утверждает акт судебного пристава-ис-полнителя о невозможности взыскания по основаниям пп. 3-6 п.1 ст. 26 указанного Закона;

    на основании ст. 74 утверждает заявление судебного пристава-ис-полнителя в суд о вынесении определения о выплате работнику сред-него заработка за время вынужденного прогула или разницы в зара-ботке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа при неис-полнении должником исполнительного документа о восстановлении на работе:

    в соответствии с п. 3 ст. 43 разрешает вопросы об отводе судебного пристава-исполнителя;

    согласно п. 4 ст. 12 разрешает совершение исполнительных действий в нерабочие дни и в ночное время.

Все указанные действия старшего судебного пристава фиксиру-ются в виде резолюции на соответствующих актах, подготовленных судебным приставом-исполнителем.

Ряд юридически значимых действий для развития исполнитель-ного производства совершаются только с санкции Главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и Главного судебного приста- ва Российской Федерации . В частности, с разрешения Главного судеб-ного пристава субъекта Российской Федерации на основании п. 2ст. 55 решаются вопросы консолидации и объединения отдельных ис-полнительных производств в сводное исполнительное производство в отношении одного должника на территории субъекта Российской Фе-дерации, а с санкции Главного судебного при става Российской Фе-дерации разрешаются на основании п. 3 ст. 55 вопросы консолидации и объединения исполнения в отношении одного должника на терри-тории нескольких субъектов Российской Федерации. Закон не опре-деляет процессуальную форму такой санкции. Полагаем, что в подоб-ных случаях должно выноситься постановление либо должен прини-маться приказ соответствующего Главного судебного пристава.

6. Общие правила фиксации юридических фактов

в исполнительном производстве

Подробное изложение правил фиксации совершаемых действий содержится при рассмотрении особенностей отдельных видов испол-нения. В то же время можно сформулировать несколько общих правил фиксации юридических действий судебного пристава-исполнителя.

Первое правило . Обязательной фиксации подлежат те обстоятель-ства, на необходимость закрепления которых в письменной форме прямо указано в законе. Например, арест и опись имущества оформ-ляются актом описи и ареста. В случае обязательного участия понятых

при совершении исполнительного действия согласно п. 1 ст. 40 необ-ходимо в акте удостоверить подписью понятых факт, содержание и результат исполнительных действий, при совершении которых они присутствовали. Если подпись понятых в акте будет отсутствовать, то будет сделан вывод о том, что понятых не было, что повлечет за собой в случае спора признание данного исполнительного действия несовершенным. Поэтому ненадлежащая фиксация исполнительных действий лишает соответствующие документы какого-либо доказа-тельственного значения. Всякое сомнение в совершении конкретных исполнительных действий при их ненадлежащей фиксации трактует-ся в судебной практике не в пользу судебного при става-исполнителя.

Второе правило . Определенные обстоятельства подлежат фиксации в определенных юридических документах. Например, возбуждение исполнительного производства должно оформляться только путем вынесения соответствующего постановления: судебного пристава-ис-полнителя, а не путем, например, наложения резолюции на заявле-нии взыскателя либо путем регистрации поступления исполнительного листа в канцелярии территориального подразделения судных приставов. Таким же образом оформляется возвращение исполнитель-ного документа взыскателю, если в силу оснований, указанных в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», исполнительное производство не может быть возбуждено.

Третье правило . Содержание соответствующего процессуального документа, фиксирующего исполнительные действия, должно содер-жать реквизиты, указанные в законодательстве, что придает ему юри-дическую значимость. Ведь юридическая сила документа определяет-ся не только его названием, но и наличием всех необходимых рекви-зитов, перечисленных в соответствующем нормативном акте, либо тех данных, которые должны содержаться в документе судебного при-става-исполнителя, исходя из анализа исполнительного и иного за-конодательства. В отдельных случаях юридическая сила документа свя-зывается с фактом его утверждения другим должностным лицом. Так, целый ряд постановлений судебного пристава-исполнителя вступает в силу только после их утверждения старшим судебным приставом.

Таким образом, нарушение правил фиксации исполнительных и иных юридических действий судебным при ставом-исполнителем может привести к признанию самого процессуального акта исполни-тельного производства ничтожным, действия - несовершенным, что приведет к отмене всего сделанного судебным приставом-исполните-лем, нарушению прав сторон, может дать основания для привлече-ния судебного пристава-исполнителя к дисциплинарной и иной юридической ответственности. Как видно, деятельность судебного при-става- исполнителя является разновидностью процедурно- процессу-альной деятельности, в силу чего подчиняется строгому регламенту ее осуществления.

Сроки и время в исполнительном производстве

1. Сроки совершения исполнительных действий

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не со-держит специальной главы о сроках в исполнительном производстве, в связи, с чем положения о сроках применяются с учетом аналогич-ных правил, содержащихся в процессуальном законодательстве. На-пример, если последний день соответствующего срока для соверше-ния действий в исполнительном производстве приходится на нерабо-чий день, то тогда днем окончания срока рассматривается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполне-ны судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, который в соответ-ствии с п. 2 ст. 9 может не совпадать с днем вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако согласно п. 1 ст. 13 срок совершения исполнительных действий исчисляется со дня по-ступления к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, а не со дня вынесения указанного постановления . По общему правилу совершение исполнительных действий должно завершаться оконча-нием исполнительного производства, о чем судебный пристав-испол-нитель выносит соответствующее постановление (п.2 ст. 27 указанно-го Закона). Период между поступлением к судебному приставу-исполни-телю исполнительного документа и вынесением постановления об окончании исполнительного производства не может превышать двух ме-сяцев .

Следует иметь в виду, что данный двухмесячный срок по смыслу закона распространяется на исполнение тех исполнительных доку-ментов, которые не связаны с реализацией имущества. Данный вы-вод следует, исходя из п.1 ст. 54 Федерального закона «Об исполни-тельном производстве», согласно которому реализация арестованно-го имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом. При реализации имущества срок на реализацию исчисляется не с момента поступления исполнительного документа, а с момента наложения на имущество ареста.

Кроме того, большинство сроков в исполнительном производ-стве не носят пресекательного характера, в случае их пропуска по уважительным причинам они подлежат восстановлению.

2. Время совершения исполнительных действий

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном произ-водстве» исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени. Конкретное время соверше-ния исполнительных действий определяется судебным приставом- исполнителем. Стороны, участвующие в исполнительном производ-стве, вправе предложить удобное для них время совершения испол-нительных действий.

В нерабочие дни, установленные федеральным законом или ины-ми нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно. Вместе с тем в данное время могут совершаться испол-нительные действия и в тех случаях, когда это прямо предусмотрено судебным решением.

Например, в решении об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка может быть определено время общения с ребен-ком по субботам или воскресеньям с 14 до 17 часов.

Совершение исполнительных действий с 22 часов до 6 часов по местному времени допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Для совершения исполнительных действий в нерабочие дни и с 22 часов до 6 часов судебный пристав-исполни-тель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава.

Учебно-методический комплекс

Рецензенты – зав. кафедрой гражданского и социального права Волго-Вятской академии государственной службы (ВВАГС) к.ю.н., доцент А.И. Некрасов, заслуженный юрист РФ;

  • Лекция Предмет и методология теории государства и права

    Лекция

    1. Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения о предмете познания.

  • Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования (2)

    Документ

    Иванова С.А., Короткова М.В. Фонд оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030500.

  • Возможны случаи, когда постановление судебного пристава-исполнителя может стать основанием для возбуждения самостоятельного исполнительного производства, и в этой ситуации рассматриваемое постановление приобретает силу исполнительного документа,

    Исполнительное производство

    114 так как имеет целью осуществление имущественного взыскания за пределами уже возбужденного исполнительного производства.

    В соответствии с Законом об исполнительном производстве к таким постановлениям могут быть, например, отнесены:

    Постановление о взыскании исполнительского сбора (ст. 112);

    Постановление о наложении штрафа (ст. 115);

    Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (ст. 116).

    Действующее законодательство устанавливает определенные требования к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя. Более того, представляется важным обратить внимание на то, что общие требования, предъявляемые к исполнительным документам, на постановления судебного пристава-исполнителя не распространяются. Такой вывод следует из буквального толкования части 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Здесь необходимо руководствоваться специальной нормой части 2 ст. 14 названного Закона, в соответствии с которой в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:

    наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

    дата вынесения постановления;

    должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

    наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

    вопрос, по которому выносится постановление;

    решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

    порядок обжалования постановления.

    При этом возникает вопрос: распространяются ли данные требования на все постановления судебного пристава-исполнителя или же только на те из них, которые являются исполнительными документами? С одной стороны, вводящая подобные требования к содержанию статья 14 Закона об исполнительном производстве находится в главе 2 «Исполнительные документы», однако с другой - статья 14 сформулирована таким образом, что сферой своего применения имеет постановление судебного пристава-исполнителя как таковое. Представляется вполне обоснованным рассмотрение статьи 14 Закона об исполнительном производстве в качестве общей правовой нормы, распространяющей свое действие на все случаи вынесения судебным приставом-исполнителем постановления.

    Еще по теме §4.8 Постановление судебного пристава-исполнителя:

    1. 9.1. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
    2. §6.7 Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
    3. Вопрос 3. Права и обязанности судебных приставов-исполнителей
    4. Заявление об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
    5. § 3. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ. Полномочия и правовой статус судебных приставов
    6. Вопрос 2. Задачи органов принудительного исполнения. Требования, предъявляемые к судебным приставам
    7. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама