THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты. Общие принципы и условия переноса сроков уплаты налогов содержатся в ст. 61-64 НК РФ, а сам порядок получения отсрочки регулируется приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

Так, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка может быть предоставлена на срок до трех лет. То же самое касается и страховых взносов. По всем другим налогам срок не может быть перенесен более, чем на 1 год. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога или ее части.

Рассрочка предоставляется в заявительном порядке. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты.

2. Право на перенос срока уплаты налогов и страховых взносов гарантировано налогоплательщикам главой 9 НК РФ.

3. Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.

4. Рассрочка предоставляется в заявительном порядке.

5. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

6. У плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога.

7. Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Например, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению.

8. Решение по заявлению об отсрочке/рассрочке уплаты налогов принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения.

При этом полного пакета документов еще недостаточно для переноса сроков уплаты налога. Налоговики могут потребовать от плательщика предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате долга и процентов. Таким обеспечением является имущество, которое может быть предметом залога, поручительство или банковская гарантия (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).

По общему правилу предоставление отсрочки/рассрочки не порождает для плательщика никаких новых обязанностей. Но в заявлении, подаваемом в налоговую, плательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по налогам (п. 5.2 ст. 64 НК РФ). Проценты начисляются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Обязанность по уплате процентов напрямую зависит от оснований предоставления отсрочки/рассрочки. Если невозможность уплаты налога обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо неуплатой плательщику денег государственным/муниципальным заказчиком, проценты на сумму долга не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Основания для предоставления рассрочки по уплате налогов

Отсрочку могут дать только тому плательщику, чье финансовое положение действительно временно не позволяет уплатить какой-либо налог в установленный срок. При этом у плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога. К числу таковых относится:

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление бюджетных ассигнований/неперечисление из бюджета средств в счет оплаты оказанных услуг для государственных, муниципальных нужд;
  • угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
  • невозможность единовременной уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки;
  • производство и реализация товаров, работ или услуг плательщика носит сезонный характер.

Для получения отсрочки/рассрочки достаточно наличия одного из вышеуказанных условий. Поэтому к заявлению, подаваемому в налоговый орган, плательщик должен приложить перечень документов, подтверждающих то или иное основание.

Что касается невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), то это новое основание, введенное в действие Федеральным законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ. Для него предусмотрены специальные правила.

Изменение срока уплаты налога и сбора по данному основанию осуществляется только в форме рассрочки. Рассрочка в данном случае может быть предоставлена только при соблюдении следующих условий:

  • сумма начисленных по результатам проверки налогов, сборов, пеней и штрафов составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предыдущий год;
  • со дня создания организации, регистрации ИП прошло не менее одного года;
  • в отношении организации, ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

Кто не может рассчитывать на рассрочку по уплате налогов

Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Так, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика:

  • возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов;
  • имеются достаточные основания полагать, что плательщик скроет деньги, имущество, либо уедет из РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки.

Кроме того, срок не может быть изменен по заявлению налоговых агентов, а также в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков.

Подача заявления на отсрочку/рассрочку по уплате налогов

Чтобы получить рассрочку/отсрочку, нужно подать соответствующее заявление. Рекомендованная форма заявления приведена в приложении № 1 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-8/683@.

Уполномоченное ведомство, в которое подается заявление, зависит, опять же, от вида налога, по которому плательщик просит предоставить рассрочку.

По федеральным налогам и страховым взносам таким уполномоченным органом является ФНС России, по региональным и местным – налоговые органы по месту регистрации плательщика, по налогам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможню – ФТС России.

В заявлении указываются данные плательщика, вид налога, а также сумма и срок, на которой требуется отсрочить/рассрочить платеж.

Рис. 1 Образец заполнения заявления на предоставление отсрочки по налогу

В течение 5 дней со дня подачи заявления в соответствующий уполномоченный орган его копию необходимо будет направить в налоговый орган по месту учета плательщика.

К заявлению нужно приложить следующий комплект документов (п. 5 ст. 64 НК РФ):

  • справки банков об оборотах по счетам плательщика за каждый из предшествующих подаче заявления 6 месяцев, а также о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов (если в картотеке такие документы отсутствуют, то – справку об их отсутствии);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов - дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (физлица, не являющиеся ИП, данный документ не представляют);
  • письменное обязательство плательщика соблюдать условия отсрочки/рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности.

Это обязательный комплект документов. Кроме него, нужно представить еще документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Так, если невозможность уплаты налога возникла вследствие стихийного бедствия, к заявлению прикладывают:

  • заключение о факте наступления в отношении плательщика обстоятельств непреодолимой силы;
  • акт оценки причиненного плательщику ущерба в результате указанных обстоятельств (составляется МЧС или организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС).

Конкретный перечень дополнительных документов, прилагаемых к заявлению для различных ситуаций, приведен в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

Если рассрочка предоставляется по причине невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки, плательщик обязан будет предоставить банковскую гарантию. Гарантия должна соответствовать требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ.

Решение по заявлению принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения. Его копия направляется заявителю в течение 3 дней. При этом решение вступает в действие только с указанного в нем момента. Если рассрочка предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Если налоговики отказывают в удовлетворении заявления, такой отказ должен быть мотивирован. Часто отказ бывает обусловлен банальной неполнотой пакета предоставленных документов, поэтому к сбору сведения и справок следует отнестись обстоятельнее.

Если у налогоплательщика есть обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, но он не может уплатить их в установленный срок, тогда он имеет право обратиться в налоговый орган за отсрочкой или рассрочкой по их уплате.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налоговым органом на срок, не превышающий 1 год с момента установленного срока уплаты.

Отсрочка или рассрочка на срок до 3-х лет может быть предоставлена только по страховым взносам и федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Для получения отсрочки или рассрочки необходимо иметь соответствующие основания, а также представить необходимые документы и обеспечение (залог, поручительство или банковская гарантия).

Перечень оснований, при наличии которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка, закреплен пунктом 2 статьи 64 НК РФ .

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки, определен пунктом 5 статьи 64 НК РФ и Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ .

По требованию налогового органа необходимо представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Для рассмотрения вопроса о возможности получения отсрочки или рассрочки необходимо обратиться в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица либо в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам .

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) отсрочки или рассрочки принимается в течение 30 рабочих дней* со дня получения заявления уполномоченным налоговым органом.

* по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, решение принимается в течение 45 рабочих дней.

С более подробным порядком и условиями изменения сроков уплаты налогов и сборов можно ознакомиться в следующих разделах

Для индивидуальных предпринимателей Главная страница/Индивидуальные предприниматели/ Меня интересует/ Наличие задолженности или переплаты/ Жизненные ситуации/ У меня есть задолженность, но в данный момент я не могу её погасить

Для юридических лиц Главная страница /Юридические лица/Меня интересует/ Наличие задолженности или переплаты/ Жизненные ситуации/ В компании есть задолженность, но в данный момент нет возможности её погасить

Ответственность индивидуального предпринимателя по своим обязательствам, по сравнению с ответственностью юридического лица, можно назвать двойной. Взыскание по долгам ИП может быть обращено на все его имущество (за некоторым исключением), в том числе и на то, которое не использовалось им в предпринимательской деятельности. Кроме того, в отличие от ликвидации фирмы, не спасет его от задолженности по налогам, и срок исковой давности в три года по ним не действует. Прекратить ответственность бывшего предпринимателя перед государством может только его , а это сложная и дорогая процедура.Уклонение от уплаты налога либо сокрытие денежных средств или имущества ИП, за счет которых должна производиться уплата налога, грозит и уголовной ответственностью, поэтому такую ситуацию нельзя пускать на самотек.

За неуплату налога может быть начислен штраф по ст. 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы, а если налоговики посчитают, что неуплата налога совершена умышленно, то штраф может достигать 40% от этой суммы. Обычно, как только на лицевом счете налогоплательщика отражается недоимка по налогу, инспекция выписывает штраф за его неуплату.

Надо знать, что в этом случае суды часто встают на сторону налогоплательщика, исходя из того, что нарушение срока уплаты налога и его неуплата – это разные деяния, и ответственность по ним тоже разная. Ответственность по ст. 122 НК РФ может наступить, если налог не был уплачен вообще, и неуплата произошла в результате занижения налоговой базы или другого неправильного исчисления налога. А за нарушение срока уплаты налога предусмотрена только пеня по статье 75 НК РФ. Решение налоговиков о штрафе можно в этих случаях оспорить, но, разумеется, сам налог должен быть оплачен.

Конечно, лучшим выходом было бы заплатить налоги и спать спокойно, но предпринимательская деятельность потому и названа рисковой, что, даже имея благие намерения вести бизнес честно, предприниматель всегда может оказаться в ситуации, когда обстоятельства сильнее его.

Что делать, если у индивидуального предпринимателя нет денег на уплату налога в данный момент?

Если критическая финансовая ситуация ИП вызвана задолженностью дебиторов (которыми, в том числе, могут быть государственные и муниципальные органы), форс-мажорными обстоятельствами, стихийными бедствиями, сезонностью бизнеса, можно обратиться за помощью к государству. Глава 9 НК РФ предусматривает возможность изменить срок уплаты налога, пени и штрафа. Сопровождается такая возможность множеством условий, но шанс получить у государства отсрочку или рассрочку на уплату налога все-таки есть.

Под отсрочкой понимают перенос уплаты налога на срок до одного года, с единовременной уплатой суммы задолженности, а под рассрочкой — поэтапную уплату задолженности по налогу, тоже на срок до года. По федеральным налогам этот срок может быть продлен и до трех лет, но это решение должно быть вынесено Правительством РФ. Инвестиционным налоговым кредитом до 5 лет, который тоже является одним из способов изменить срок уплаты налога, может воспользоваться только организация, ИП на него права не имеют.

Возможность изменить срок уплаты налога не предусмотрена для налоговых агентов, поэтому получить право на отсрочку или рассрочку по уплате НДФЛ с выплат работникам нельзя.

Условия предоставления отсрочки или рассрочки по налогам

Такую отсрочку или рассрочку не могут получить индивидуальные предприниматели, в отношении которых:

— было возбуждено уголовное дело по нарушению налогового законодательства;

— заведено дело о налоговом правонарушении или дело, связанное с нарушением уплаты таможенных платежей;

— есть основания полагать, что заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленной возможностью по изменению срока уплаты налога для сокрытия денежных средств или имущества или выезда за пределы России на ПМЖ;

— в течение трех лет, прошедших до подачи заявления об изменении срока уплаты налога, уже выносилось решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки в связи с нарушением условий.

Но и это не всё. Основания для получения предпринимателем отсрочки или рассрочки по налогам должны быть вескими, такими как:

— ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или форс-мажорных обстоятельств;

— существует угроза банкротства ИП в случае единовременной уплаты им задолженности по налогу;

— предпринимателю должно государство в счет оплаты оказанных им услуг, работ, поставленных товаров для государственных или муниципальных нужд;

— имущественное положение физлица исключает возможность единовременной уплаты налога;

— бизнес предпринимателя носит сезонный характер.

Порядок получения отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Этот порядок предусмотрен не только статьей 64 НК РФ, но и специальным Приказом ФНС от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки, которое подается в уполномоченный орган (ст. 63 НК РФ), надо приложить следующие документы:

— справка налогового органа по месту учета предпринимателя о состоянии расчетов с бюджетом;

— справка этого же налогового органа с перечнем всех открытых предпринимателем счетов в банках;

— справки банков о ежемесячных оборотах по счетам предшествующих шести месяцев со дня подачи заявления и об остатках денежных средств на всех счетах;

— перечень контрагентов — дебиторов ИП с указанием сумм задолженности и сроков исполнения ими обязательств;

— обязательство предпринимателя, желающего получить отсрочку или рассрочку, соблюдать условия изменения срока уплаты налога и некоторые другие документы (полный список в ст. 64 НК РФ).

На сумму задолженности по налогу будут начислены проценты, исходя из? ставки рефинансирования ЦБ, за исключением причин, связанных со стихийными бедствиями, форс-мажором и задолженностью государства по государственным или муниципальным нуждам. Кроме того, в обеспечение взятых предпринимателем обязательств по погашению задолженности, налоговая инспекция может потребовать залог или поручительство третьего лица.

Можно ли получить отсрочку по страховым взносам?

Для индивидуального предпринимателя нет особой разницы между долгами по налогам и долгами по , т.к. и те и другие платежи – это задолженности перед государством, которые надо погасить. Суды же считают, что нельзя проводить аналогию между налогами и взносами, потому что у них принципиально разная правовая природа.

Право ПФР и ФСС предоставлять отсрочку или рассрочку на погашение задолженности по страховым взносам предусмотрено ст. 29 N 212-ФЗ, но законодательный механизм по их предоставлению до сих пор не разработан. В связи с этим ни органы исполнительной власти, ни внебюджетные фонды не имеют права самостоятельно определять такой порядок (Постановление Президиума ВАС РФ от 16. 04.13 г. N 16929/12).

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 475271-6, предлагающий внести изменения в закон от 24. 07.09 № 212-ФЗ, в которых рассмотрен механизм погашения задолженности по страховым взносам. В случае принятия законопроекта, изменения вступят в силу с 1 января 2015 года. На сегодняшний день отсрочку или рассрочку по страховым взносам получить нельзя.

Как получить отсрочку по платежам в бюджет? обновлено: Январь 24, 2017 автором: Все для ИП

При любом положении дел на рынках (как отдельных, так и глобальных) всегда находятся игроки, готовые обращаться к государству с просьбой об . Особо ярко вопрос для бизнеса встает в годы финансовой турбулентности. Порой все зависит от политики конкретного государства. Перенос оплаты даже части налога или совокупности налогов помогает стабилизировать состояние отдельной компании, а иногда и отрасли в целом. Это дает в ситуации кризиса уверенность, что компании в любом случае удастся избежать банкротства и ликвидации. В условиях рынка это дорогого стоит.

В соответствии с п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка (или рассрочка) по уплате налога есть всего лишь отложенный платеж, отсроченный максимум на год, с последующей единовременной оплатой или поэтапными выплатами налоговой задолженности , как она определена в редакции Федеральных законов от 26.11.2008 N 224-ФЗ и от 27.07.2010 N 229-ФЗ. По решению Правительства РФ рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть продлена на срок более одного года, но не превышающий три года. А согласно ст. 64.1 НК РФ министр финансов может отсрочить уплату налоговой задолженности на срок до пяти лет. Правда, последнее относится только к федеральным налогам и вряд ли коснется субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку рассрочка (отсрочка) от министра финансов может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о ее предоставлении превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Между тем надо сразу пояснить: обращаться за отсрочкой по уплате налогов стоит лишь тем, кто точно сможет доказать свою потенциальную платежеспособность и возможность вернуть бизнес к хорошим результатам, т.е. рассчитаться с государством по налоговым долгам. Побудить вас воспользоваться отсрочкой уплаты налогов могут :

Полученный вред в силу произошедшего стихийного бедствия, техногенной катастрофы либо иных обстоятельств непреодолимой силы, описываемых обычно в полисах страхования как форс-мажор;

Недополучение, несвоевременность получения, неперечисление, недоведение, непредставление положенных бюджетных ассигнований или лимитов средств бюджетных обязательств, покрывающих размеры налогового долга их получателем. Сюда же относят и недополучение из бюджета денежных средств, в т.ч. в счет оплаты оказанных этим лицом работ (услуг, поставки) товара по государственному и муниципальным заказам;

Вероятность наступления первых признаков банкротства, т.е. несостоятельности в случае фактического единовременного исполнения обязательств по уплате налога.

Напомним, что ранее отсрочка могла быть выдана по решению арбитражного суда при мировом соглашении или утверждении графика погашения задолженности в ходе реализации плана по финансовому оздоровлению бизнеса.

Вступили в силу послабления для разных полезных для государства организаций с принципом ведения сезонного бизнеса (например, буровики-изыскатели). Список компаний, чья деятельность носит сезонный характер, т.е. обладает временным бездействием, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 677).

Рассматривая обновленный список отраслей, можно четко отследить тренд на защиту интересов как компании из числа стратегических отраслей для государства, так и тех, кто представляет интерес для государственных холдингов и монополий, например в связи с появлением Объединенной судостроительной корпорацией;

Если есть основания, базирующиеся на уплате налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и, соответственно, установленных российским таможенным законодательством.

С 1 января 2011 г. вступает в силу следующее положение: согласно пп. 1, 3 - 6 п. 2 ст. 64 НК РФ "отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание" (Закон N 229-ФЗ).

В НК РФ сейчас сказано, что "отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам". Кроме того, установлено: если отсрочка или рассрочка по уплате налога "предоставлена по основаниям, указанным в пп. 3, 4, 5 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. п. 1 и 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются".

Заявитель должен обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заявителем - заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приложены следующие документы :

Справка налогового органа по месту учета обращающегося лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

Справка налогового органа по месту учета обращающегося лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам обращающегося лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах обращающегося лица в банках;

Перечень контрагентов - дебиторов обращающегося лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами, размеров иных обязательств и оснований их возникновения, сроков их исполнения, а также копии соответствующих договоров, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства;

Обязательство обращающегося лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности.

Решение ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07 с требованием справки налогового органа по месту учета об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, признано не соответствующим НК РФ и, соответственно, недействующим.

Решения о предоставлении отсрочки, рассрочки или отказе в этом принимаются уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления. По ходатайству заинтересованного лица орган также вправе принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. Оно может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган обязан направить копию решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении в течение трех дней после вынесения решения собственно лицу и в налоговый орган по месту его нахождения.

Необходимо помнить: в решении о предоставлении отсрочки должны быть указаны сумма задолженности, сам налог, время и суммы задолженности, а также проценты. При необходимости перечисляются документы об имуществе, которое стало предметом залога или поручительства.

Кроме того, при отсрочке под залог имущества решение по рассрочке вступает в силу лишь по факту заключения договора о залоге имущества.

С 1 января 2011 г. вводится в силу п. 5.1 ст. 64 НК РФ. В соответствии с данной нормой к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю (а скорее, недополучателю) бюджетных средств необходимо будет представить документ финансового органа и (или) главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены заинтересованному лицу. Там также должна указываться сумма предельных объемов финансирования произведенных расходов, полученных этим лицом в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога. Аналогичная ситуация и с получателями средств по государственным и муниципальным контрактам, которые в случае неисполнения обязательств контрагентов должны представить документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, не перечисленной заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, не перечисленной либо несвоевременно перечисленной в необходимом объеме.

В случае возникновения угрозы несостоятельности предприятия вследствие единовременного погашения налога данное состояние устанавливается по результатам анализа финансового положения хозяйствующего субъекта, проведенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

При рассмотрении варианта с недвижимым имуществом физического лица им самим или его представителями прилагаются необходимые сведения о его движимом и недвижимом имуществе, кроме того, на которое по законодательству Российской Федерации не может быть наложено взыскание.

"Сезонщики" также должны представить документ, подтверждающий, что доля сезонных работ приносит им не менее 50% общего дохода от реализации. Пункт 5.1, который внес такую новеллу в НК РФ, введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и вступает в силу с 1 января 2011 г.

Подписывая заявление на отсрочку уплаты налога, вы принимаете обязательство платить проценты, начисленные на сумму задолженности, а по первому требованию уполномоченного органа обязаны представить необходимые документы об имуществе, которое может выступать предметом залога или поручительства.

Нужно отметить, что эти нововведения облегчают жизнь неплательщиков: ранее для защиты своей позиции кроме постановления арбитражного суда требовалось как минимум представить в вышеперечисленном порядке пояснительную записку "как все было", в т.ч. определение арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и одобренного графика погашения задолженности в результате финансового оздоровления, или аналогичные бумаги по мировому соглашению.

В НК РФ появилась ст. 64.1, рассматривающая случаи, когда рассрочка предоставляется по личному решению министра финансов РФ. По мнению законодателей, министр может помочь в рассрочке уплаты одного или нескольких налогов, когда их объемы на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении рассрочки больше 10 млрд руб., а погашение налогов создаст угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Организациям, претендующим на такую рассрочку, при обращении в Минфин России стоит запастись следующими документами:

Справкой налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам.

Потенциально-реализуемым графиком погашения задолженности;

Документами, сведениями, всей информацией, свидетельствующей о возможности наступления "негативных социально-экономических последствий" в случае единовременного погашения задолженности;

Письменным согласием организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением ее заявления;

Копией заявления в налоговый орган по месту учета организации.

Срок рассмотрения и вынесения решения - один месяц со дня получения заявления .

В соответствии со ст. 64.1 НК РФ решение об отсрочке или рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта и (или) муниципального образования. А на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, по-прежнему начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. При этом самый важный пункт указан в самом конце статьи: для предприятий, соответствующих требованиям ст. 64.1 НК РФ, предусмотрено, что "отсрочка может представляться без способов ее обеспечения".

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

Абзац утратил силу.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) - 2) утратили силу.

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со настоящего Кодекса.

7. Утратил силу.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Абзац утратил силу.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

НК РФ Статья 64 Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама