Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое.
В нашей стране происходит переход от административно-командной экономики к рыночной.
Переходная экономика - экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.
Основные черты переходной экономики:
1) формирование новой экономической системы;
2)многоукладность экономики;
3)неустойчивость развития (стабильных переходных экономик не существует);
ной экономике.
Переход от административно-командной к рыночной экономической системе в разных странах имеет общие закономерности (тенденции). Этот процесс включает либерализацию экономики глубокие изменения в отношениях собственности, структурные преобразования, а также финансовую стабилизацию.
. Общие закономерности перехода от административно-командной экономики к рыночной
Главные направления формирования рыночной экономики:
1) либерализация экономики. Это система мер, направлена на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений
а также государственного контроля во всех сферах собственной жизни;
2) демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающая создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;
3) институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики;
4) структурные преобразования, направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики - производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;
5) формирование новой системы социальной защиты населения. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие.
1. Неустойчивость экономической системы. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется сочетанием как старых, так и новых форм и отношений.
2. Альтернативный характер развития экономики. Переход от одной экономической системы к другой может проходить с использованием различных вариантов действий.
3. Проявление и функционирование особых переходных форм (например, коллективно-долевая собственность на земле в РФ при переходе к постиндустриальному обществу).
4. Особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений).
Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелости экономической системы.
Становление рыночной экономики в России с такими негативными тенденциями, как:
1) высокие социальные издержки (более 30% населения за чертой бедности);
2) высокий уровень безработицы;
3)криминализация экономики (теневой сектор эконом производит до 35-50% ВВП);
4) технологическая деградация.
Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности.
Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыночной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.
2. Продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.
3. «Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзиторных экономических систем, скорость подавления которой зависит от последовательности и темпов рыночных преобразований.
4. Аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов на аграрном рынке.
5. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22%, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды - около 35%; государственные расходы - ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера.
Т Е М А 8
Основные понятия и положения
Экономическая система.
Структурные элементы экономической системы.
Классификация экономических систем.
Критерии выделения типов экономических систем.
Формационный подход к классификации экономических систем.
Общественно-экономическая формация.
Закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений.
Основные положения формационного подхода к анализу.
Типы экономических систем при формационном подходе.
Технократический подход к классификации экономических систем.
Критерии классификации при технократическом подходе.
Типы экономических систем при технократическом подходе.
Стадии роста У. Ростоу.
Цивилизационный подход к классификации экономических систем.
Критерии классификации при цивилизационном подходе.
Типы экономических систем (цивилизаций) при цивилизационном подходе.
Координационный подход при классификации экономических систем.
Традиционная экономика.
Рыночная экономика.
Административно-командная экономика.
Смешанная экономика.
Трансакционные издержки.
1. Переходная экономика: сущность, основные черты, разновидности, необходимость. Цель и задачи переходного периода.
2. Пути перехода к рыночной экономике: эволюционный и «шоковая терапия».
3. Проблемы переходной экономики Республики Беларусь.
1. Переходная экономика: сущность, основные черты,
разновидности, необходимость. Цель и задачи переходного периода
Переходная экономика – это состояние экономики, когда происходит переход от одного типа экономической системы к другому. Следует подчеркнуть, что переходная экономика не является типом экономической системы.
В период перехода к новому типу экономической системы происходит преобразование основ
существующей экономической системы:
1) изменяется господствующая форма собственности на средства производства, т. е. меняется характер социально-экономических отношений; 2) изменяется хозяйственный механизм, т. е. способы координации хозяйственных связей: методы и формы организации производства, управления, принципы распределения и т. д.; 3) изменяются организационно-правовые формы хозяйственной жизни (изменяется конституция, законы, учреждения).
Сущность переходной экономики раскрывается в ее основных чертах .
1. Основополагающая черта переходной экономики заключается в том, что для нее характерен переход к новому типу экономической системы, а не переход к новому способу регулирования экономики в рамках той же экономической системы. Подобное изменение способа регулирования экономики имело место в середине XX в. в США и странах Западной Европы, когда ряд стран переходил на кейнсианский тип регулирования экономики в рамках капиталистической экономической системы.
Однако если использовать технократический подход к классификации экономических систем, то можно утверждать, что период перехода на кейнсианский тип регулирования экономики – это вид переходной экономики, к постиндустривальному обществу. При анализе социально-эконо-
мических процессов важно определить подход к анализу.
Вторая черта переходной экономики заключается в том, что для нее характерно сочетание элементов предыдущей экономической системы и вновь возникающей. К примеру, в Республике Беларусь наблюдается сочетание элементов командно-административной системы и рыночной (на некоторые товары цены «отпущены», а на некоторые – регулируются правительством).
Третья черта – неустойчивость, состояние неравновесия экономики, что продолжается до тех пор, пока не завершится переход к новой экономической системе. Выражением этой неустойчивости являются кризисные явления в производстве, торговле, финансах, денежной системе и т. д.
Четвертая черта – качественные изменения производственных отношений, т. е. отношений в производстве, распределении, обмене и потреблении. Это выражается в изменении господствующей формы собственности, отношений между хозяйствующими субъектами, между производителями и потребителями и т. д.
Пятая черта – многоукладность. Экономический уклад – это сектор экономики, который характеризуется особым типом экономических отношений, определяемым формой собственности на средства производства. Переходная экономика может иметь разные уклады: мелкотоварный (частная трудовая собственность), капиталистический (с использованием наемного труда), государственный, муниципальный и т. д.
Такая многоукладность характерна и для смешанной экономической системы стран Запада.
Напрашивается вопрос: чем отличается многоукладность переходной экономики от многоукладности смешанной экономической системы?
Смешанная экономика – это тип экономической системы , где существует господствующая форма собственности с присущим ей принципом координации хозяйственных связей и на этом фоне существуют различные другие уклады.
Переходная экономика – это промежуточное состояние между одной экономической системой и другой, и еще не ясно, какой тип экономической системы победит. Здесь еще нет (или почти нет) одной господствующей формы собственности (частной или государственной) происходит ее становление, и многоукладность существует в условиях отсутствия одной общей основы . Происходит борьба, столкновение старых и новых экономических интересов, постоянно обостряются экономические, политические, социальные отношения, что является внутренним свойством переходной экономики.
Шестая черта – относительная длительность периода преобразований старой экономической системы в новую (не менее 10 – 15 лет). Это вызвано сложностью процесса перехода. Нельзя мгновенно изменить технологический базис, заменить кадры и сложившиеся взгляды, изменить структуру народного хозяйства, создать новые экономические и политические институты (законы, учреждения, организации). Необходимо создать для всего периода переходной экономики особый механизм согласования интересов.
Исходя из всего вышеизложенного следует вывод, что для перехода к новой экономической системе необходимо время, которое называется переходным периодом.
Переходный период – это время, в течение которого происходит переход от одной экономической системы к другой. А наука, которая изучает реформы переходного периода, т. е. наука о переходном периоде, называется транзитологией.
Группы стран с переходной экономикой
2. Особенности переходной экономики России:
Экономика страны накануне радикальных реформ
2.2. Рыночные преобразования в России:
Механизм российских реформ
Совокупные спросы совокупное предложение в переходной экономике
Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики
Российский рынок труда. Безработица
Предпринимательство в России
2.3. Источники и распределение денежных доходов россиян:
Источники денежных доходов
Неравенство в распределении доходов
Проблема бедности в России
Социальная политика в России
Экономический рост в России: проблемы и перспективы
2.4. Формирование открытой экономики России:
Открытая экономика: сущность и показатели
России: от автаркии к открытой экономике
Переходная экономическая система
Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.
1.1. Переходная экономика: сущность и особенности
Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации.
Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.
Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.
Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.
Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.
Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.
Во-вторых , неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.
В-третьих , альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий.
Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.
В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).
В-пятых , историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.).
Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.
1.2. Современная переходная экономика: основные направления и проблемы, модели реформирования
В настоящее время в центре внимания экономики переходного периода (транзитологии) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Почти 30 странам предстояло осуществить переход от системы, основанной на тотальном огосударствлении экономической и политической жизни, к основам рыночной демократии. Причем если в ряде государств это было возвращение к относительно недавнему прошлому, то на постсоветском пространстве речь шла о восстановлении практически заново хозяйственно-политических принципов рыночной экономики.
Общепризнанной теоретической концепции перехода от плановой экономики к рыночной на сегодняшний день не существует. Это тот случай, когда создание научной теории переходного периода следует за практикой преобразований.
Основные направления и проблемы перехода к рынку
Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача - переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.
Выделяют следующие основные направления перехода к рынку.
Во-первых , либерализация экономики. Либерализация экономики - система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики - либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен - это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций - отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, предоставление возможностей для осуществления предпринимательства. Либерализация внешней торговли - отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.
Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка - формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % - государственная; 8,7 % - колхозная; 1,5 % - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промышленности (преобладало производство средств производства) и недоразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специалистов, оптимальным считается, если военное производство составляет примерно 1-2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление - процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление экономики опирается на проведение денационализации и приватизации. Денационализация собственности - переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация представляет лишь один из многих вариантов денационализации. Приватизация - переход государственной собственности в частные руки. Демонополизация - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.
В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринимательства и конкуренции.
Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований - создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития.
Переходная экономика - это экономическая система, которая существует в период перехода из одной системы общественно-экономической системы в другую. В этот период радикально изменятся и преобразуются социальные и экономические системы, происходит общая трансформация отношений в вопросах собственности, меняются механизмы и инструменты в управленческой сфере, полностью меняются как средства так и цели экономического развития. В случае с Россией, а также стран постсоветского пространства, термин переходная экономика применим в период перехода от модели централизованного управления экономикой к новой экономике рыночного типа.
В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития. В конце ХХ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология - это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования. Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.
Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.
Классификация переходных процессов по характеру и типу
В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.
По масштабу принято разделять экономические процессы на:
- глобальные;
- и локальные.
По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране. В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов. В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.
Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации. Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера. Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества. Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в I тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдет объединение этих двух цивилизаций.
По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:
- естественно-эволюционная;
- и реформаторско-революционная.
Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй - при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.
Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики. Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции. В качестве примера можно рассмотреть реформу 1861 года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа. Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина. По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.
Конец ХХ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа. Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России). Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша 90-х годов.
Разница между этими вариантами состоит не только в сроках, за которые проведены изменения, но и объеме регулируемых секторов, избранных мер стабилизации, степени охвата отраслей. Вопреки расхожему мнению, что выбор пути перехода зависит от политической воли руководства страны, экономисты считают выбор того или иного пути обусловленным целым комплексом социальных, политических и экономических факторов. Чаще всего шоковый вариант обусловлен сложившимися тяжелыми обстоятельствами в экономике страны, финансовым дисбалансом, товарным дефицитом и структурными нарушениями по отраслям экономики, которые остались от предыдущей системы хозяйственных отношений.
Главные особенности переходной экономики
Переходная экономика - это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:
- Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
- Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.
Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики. Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми. Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.
Но поскольку процесс эволюции остановить не возможно, новые формы и новые отношения будут возникать и развиваться. Особенно интенсивно развиваются новые экономические институты в случае наличия спланированной программы реформ. Эффективность реформ возрастает в том случае, если они проводятся не спонтанно, а базируются на экономических законах. В этот период возрастает роль субъективных факторов, в конце концов, определяющих пути реализации реформ и их практическое значение.
Основные черты характерные для переходной экономики
В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.
- Изменчивость.
Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределенность перспектив процесса развития экономической системы.
- Смешение нового и старого.
Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идет и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.
- Альтернативность.
Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.
- Противоречивость.
Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.
- Историчность.
Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.
Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчетов.
Российская переходная экономика и ее особенности
Несмотря на то, что в России экономические процессы протекают по той же схеме, что и в большинстве стран мира, переходная экономика России имеет целый ряд собственных уникальных особенностей. Также существуют проблемы переходной экономики характерные только для России.
- Беспрецедентность.
Под этим термином понимают то, что переход к рыночной экономике происходит не от традиционного уклада, а от специфического, складывавшегося 70 лет особого типа «социалистической» экономики. Российская переходная экономика как экономическая и социальная система, бесспорно, накладывает свои отпечатки на ход преобразований. Более того, ход процесса не до конца предсказуем, поскольку аналогов в мировой истории попросту нет. Россия вновь, как и после 1917года, выступает как первопроходец.
- Возвратность.
Дело в том, что основные понятия рыночной экономики для России не совсем чужды. Многие понятия были попросту «вытравлены» из сознания людей советской идеологией и способом жизни. Сегодня происходит возврат к утраченным ценностям.
- Глобализация.
Особенности переходной экономики усиливаются процессами глобализации. Мировые процессы попросту не могут не влиять на Россию, на сами переходные процессы и на главные ориентиры. Поэтому российская переходная экономика представляет собой уникальное переплетение локальных тенденций и направлений развития.
- Территориальность.
Переходная экономика России связана с географическим положением, как звена связывающего экономики западной и восточной цивилизации. Эта особенность накладывает свой отпечаток не только на стили хозяйствования, но и на ментальность жителей.
Задачи переходной экономики России
Переход на новую экономическую систему процесс тяжелый и требует четко поставленных задач:
- Либерализация экономической системы. Для России трудно, но жизненно необходимо отказаться от запретов и ограничений, а также от чрезмерного государственного контроля во всех экономических сферах. Поэтому государство в переходной экономике играет важную и сложную роль.
- Демонополизация. Суть заключается в создании в стране среды истинной конкуренции, то есть равных условий для ведения бизнеса абсолютно всеми субъектами хозяйствования.
- Структурные преобразования. Такие преобразования, которые устранят диспропорции как в экономической системе в целом, так и в отдельных ее отраслях в частности.
- Стабилизация макроэкономических параметров. Под этим подразумевается контроль над инфляцией, денежной эмиссией, сбалансированности государственного бюджета.
- Социальная защита. Поскольку от не всегда популярных экономических реформ страдают простые люди, необходима четко функционирующая по установленным прозрачным правилам социальная сфера. Главная задача социальных служб должна заключаться в облегчении адаптации населения к новым экономическим условиям.
- Институциональные преобразования включают в себя создание частного сектора, действующей рыночной инфраструктуры, создание эффективного законодательства адаптированного под условия рынка.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
Сущность переходной экономики. Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических преобразований и экспериментов, однако все эти попытки не шли дальше совершенствования существующей административно-командной системы. В итоге улучшения экономической ситуации не происходило. Напротив, положение в экономике еще более осложнялось по мере исчерпания экстенсивных факторов роста.
Неэффективность функционирования административно-командной системы была связана по крайней мере с двумя негативными явлениями. Во-первых, с ее негибкостью, неспособностью быстро адаптироваться к экономическим переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых средств включались лишь тогда, когда глубина диспропорций в экономике приближалась к критической точке. Механизмы же рыночного саморегулирования не работали из-за формального существования товарно-денежных отношений и централизованного, директивного планирования.
Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность вследствие ее невосприимчивости к достижениям НТР. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. .Централизованное же, тотальное планирование подавляло хозяйственную инициативу и, как результат, - страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях.
Все это обусловило необходимость глубокого реформирования административно-командной экономики, причем требовался новый, качественно иной подход, затрагивающий саму основу административно-командной системы. Действительно, если страна располагает значительным экономическим и интеллектуальным потенциалом, но нет нужных результатов от его использования, причину надо искать в самой общественной системе. Именно в силу внутренней целостности создание эффективной экономической системы предполагает изменение всей совокупности экономических отношений. Это закон изменения любой системы.
Отсюда следует, что переход от неэффективной административно-командной системы к эффективной может основываться на изменении всей совокупности экономических отношений прежней системы, механизма ее функционирования. Обществу известны два основных типа механизма функционирования: на основе прямого директивного и косвенного рыночного регулирования. Следовательно, необходимость трансформации административно-командной (централизованно регулируемой) экономики не оставляет иного выбора, как экономика рыночного типа.
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему, которая по своей природе отвергала нормальные рыночные отношения. Рыночная система функционирует на механизмах экономического развития, принципиально отличных от административно-командных, а потому и сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро преобразовать отношения собственности и изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, необходимы постепенный "подрыв" коренных социально-экономических отношений прежней системы, зарождение а развитие в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, в экономике будет постепенно происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система, или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется и развивается. И те изменения, которые происходят в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Основные черты переходной экономики. Изменения, происходящие в переходной экономике, обусловливают и характерные черты, присущие ей. Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Эти черты не просто временно нарушают устойчивость системы, после чего она может вернуться в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место другой экономической системе.
Следовательно, в условиях переходной экономики неустойчивость будет сохраняться постоянно с тем, чтобы обеспечить в итоге постепенный переход к другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповторимость, а с другой - рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы. Эта вариантность итогов развития (в определенных границах, конечно) обусловлена как спецификой переходной экономики, сочетающей в себе элементы старого и нового состояний, так и многообразием факторов, влияющих на процесс развития.
Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм, например акционерной формы собственности, которая лишь внешне совпадает с той же формой в современных рыночных системах. Фактически это разновидность номенклатурно-корпоративной собственности (закрытые акционерные общества). Таковыми являются и формы распределения, противоречиво соединяющие в себе элементы социализма и рыночной экономики. Эта."нечистота" (переходность) экономических форм прежде всего свидетельствует о степени развитости, или зрелости, переходной экономика. По мере наполнения этих форм новым содержанием и уменьшения в них элементов старой системы переходная экономика все больше и больше будет соответствовать экономике рыночного типа.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. противоречия нового и старого, различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном счете к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.
В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее, чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. Кроме того, обусловливают специфику протекания переходных процессов конкретные уровни развития каждой страны, степень развитости товарно-денежных отношений и способность общества к рыночным изменениям.В Польше, например, в 80-е гг. уже существовало множество рыночных институтов и более 1/3 польской рабочей силы было занято в частном секторе. В бывшем СССР, как известно, начальные элементы рыночной экономики стали возникать лишь в конце 80-х гг. с принятием Закона о государственном предприятии и Закона о кооперативах. Поэтому общие для переходной экономики закономерности имеют разные формы проявления в различных условиях что необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.
Особенности функционирования переходной экономики. Специфика переходной экономики как смешанной, структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.
Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.
Второй особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается в случае, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.