THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут иметь и локальный, и всеобщий характер. Локальные изменения постоянно свойственные любой развивающейся экономике. Например, изменяется форма собственности предприятий, появляются новые формы доходов и т.д. Всеобщие изменения характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются исходные отношения системы или формируется новая экономическая система вместо прежней.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой.

Основными чертами переходной экономики являются следующие:

    Формирование основы новой экономической системы, включающей новые формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также господствующий тип собственности.

    Многоукладность экономики.

Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, характеризующийся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. В любой экономике, даже развитой, существуют различные типы экономических отношений. Однако все они складываются и развиваются на базе господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. В переходной экономике многоукладность существует как элемент основы. Например, в России, наряду с формирующейся рыночной системой, присутствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, в том числе неэкономические и незаконные. Преодоление многоукладности в основе экономики – одна из целей переходного периода.

    Неустойчивость развития как внутреннее свойство.

В переходной экономике постоянно происходят изменения отношений при отсутствии новых институтов, правил и норм, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов, происходит столкновение старых и новых экономических интересов, обострение экономических и политических отношений. Это требует создания особых способов поддержания стабильности при устранении экстремальных условий перехода.

    Длительность преобразований в переходной экономике.

Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов, это следствие инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, кадры, структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты.

По форме и переходная, и смешанная экономики имеют общие черты: соединение разнородных элементов – рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т.п. Однако смешанная экономика – это характеристика современной экономической системы, которая в своей основе соединяет данное противоречие элемента как целостное единство, определяющее другие формы. Смешанная экономика – это устойчивая современная экономическая система, преобладающая в большинстве развитых стран мира. Переходная экономика – это переход от одной системы к другой. От смешанной экономики ее отличают неустойчивость, изменчивость. В переходной экономике состояние равновесия поддерживается не как средство воспроизводства системы на собственной основе, а как средство устранения самой переходной экономики по мере решения ее задач. Переходная экономика охватывает исторически ограниченный период времени, а смешанная экономика – это постоянное состояние воспроизводящейся на современной основе экономической системы.

Выделяют следующие разновидности переходной экономики:

    Экономика переходного периода от капитализма к социализму. Исторически составляла особый период от социалистической революции 1917 года до 30-х годов. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода основывалось на положениях о противоположности капиталистических и социалистических систем, теории социалистической революции, основными чертами которой были следующие:

    теория переходного периода исходила из концепции "чистых" экономических систем, не включающих в себя никаких других инородных элементов и отношений. Сущностью такого подхода является революционная замена капиталистических отношений социалистическими;

    многоукладность экономики рассматривалась как присущее лишь этапу переходной экономики свойство. В развитой системе наличие укладов не допускалось, и задачей переходного периода было превращение экономики в одноукладную экономическую систему;

    особая роль и значимость в переходный период государственной и политической власти как проводника и гаранта преобразований, что нашло выражение в положении о диктатуре пролетариата;

    необходимость сокращения продолжительности переходного периода. Отсюда и название данного типа переходной экономики как экономики переходного периода.

Теория экономики переходного периода представляет собой крайне радикальный вариант переходной экономики. Издержки радикального преобразования общества были огромными: полное устранение рыночных отношений, огосударствление экономики, перекосы в ее структуре, разрушение сельского хозяйства.

    Коренные изменения в способах координации экономики. Необходимость в таких изменениях наступает тогда, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать, старые институты не справляются с изменившимися условиями и возможностями субъектов экономики, нарастают элементы непредсказуемости в развитии системы. Выход из этого положения невозможен путем изменения характера действия прежних институтов и методов воздействия на экономику. Необходимы их замена, выработка новых способов регулирования, переход к новым теоретическим концепциям развития. Примером переходных экономических изменений подобного рода служит реформирование экономики Запада после кризиса 1929-32 гг. Новый этап капиталистической системы характеризуется возникновением методов государственного регулирования всей экономики страны, признанием необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рынка, но и на регулирование поведения субъектов экономики.

После нефтяного кризиса 70-х годов в качестве объекта регулирования стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств – "семерки", роль международных организаций и институтов. С точки зрения внутренней экономики эти преобразования ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новому этапу научно-технического прогресса.

Исторически сложившаяся экономическая система и структура народного хозяйства в новых условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных и политических связей.

    Ликвидация деформаций в экономике стран в связи с изменением положения на международной арене. Примером подобных преобразований является преобразование экономики бывших колониальных стран. Во всех этих странах переходные процессы сопровождались политической нестабильностью, частыми изменениями экономического курса. Сейчас эти страны переживают очередной этап трансформации, связанный с поисками ими наиболее эффективного места в системе международного разделения труда.

    Преодоление длительного периода нестабильности в развитии экономики. Эти периоды, как правило, связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств на путях реформирования рыночной системы. Примером служат страны Латинской Америки, которые на протяжении свыше 20 лет постоянными спутниками развития имели высокую инфляцию, низкие темпы роста, увеличивающийся внешний долг, нерациональное использование внешних заимствований, резкую поляризацию доходов и социальной структуры.

Таким образом, в XXвеке имели место несколько разновидностей переходной экономики, причем каждая страна или регион отличались своими особенностями.

Переходная экономика России и других постсоциалистических стран составляет особый исторический тип переходной экономики, отличный от ее прежних разновидностей.

Рыночная экономика и ее становление в современном мире - очень сложный вопрос, так как необходимо полностью трансформировать и менять сложившуюся за многие десятилетия систему. Но нельзя быстро это все поменять, сформировать обновленное мировоззрение субъектов хозяйства, создать нормативную и правовую базу. Переходная экономика - это стадия развития, реформирования и трансформации. Это всегда занимает длительное время, в течение которого экономическая система будет представлять собой смесь элементов современной рыночной и административно-командной. Это изменения развития, а не устоявшегося функционирования.

Основные черты

Переходная экономика - это всегда изменчивость и нестабильность, которые носят «безвозвратный» характер. Это не просто нарушает устойчивость системы с тем, чтобы затем она смогла вернуться в равновесие, а существенно ослабляет ее. Экономика необратимо должна привести к некой другой, более стабильной, экономической системе. Эта неустойчивость обуславливает необратимость и особый динамизм развития. Однако рост неопределенности, смешение нового и старого - это всегда противоречия. В социально-политической сфере это ведет к обострению противоречий и общественным потрясениям.


Историчность как характерная черта

Именно историческая закономерность - важная особенность любой страны с переходной экономикой, список которых можно найти в конце статьи. Ранее входившие в Советский Союз восточноевропейские, ныне независимые, государства столкнулись с проблемами, которые сложнее на порядок, чем у латиноамериканских стран, так как в Латинской Америке много где существовали довольно развитые рыночные институты. Соответственно, и число приватизированных предприятий исчислялось не тысячами, а сотнями. Особенности переходной экономики - разные формы ее проявления в разных условиях. Это все нужно учитывать правительствам при разработке планов реформирования экономических систем.


Особенности функционирования: инерционность

Страны с переходной экономикой обладают многими особенностями. Первая и наиболее важная - преемственность (инерционность) воспроизводительных процессов, которые исключают возможность быстро заменить существующие экономические формы на другие, более желательные. Именно благодаря инерционности воспроизводства сохраняются в течение длительного времени старые и формы.


Повышенная интенсивность

Переходная экономика - это всегда очень стрессовый период. Его еще одной ключевой особенностью является очень быстрое и интенсивное развитие новых отношений между субъектами рынка. Необратимость эволюции ускоряет осуществление многих реформ. Экономика переходного периода обречена на успех и ускорение своих переходных процессов, если реформы не произвольны, а основаны на закономерной эволюции и выверенной системе действий.

Локальный тип

Существуют разные типы переходной экономики, которые отличаются по характеру происходящих процессов и их масштабами. Локальный характеризуется тем, что переходное состояние просматривается в масштабах какого-то одного региона. В его основе лежат особенности и неравномерности развития разных регионов. Локальная переходная экономика - это воплощение единства общего, особенного. В неодинаковом виде такая форма развилась в Великобритании, Германии и Франции.


Глобальный тип

Это единый процесс множества изменений в рамках всей цивилизации (западной и восточной), мирового хозяйства. Изначально такие движения провоцируют развитые страны с переходной экономикой. Тенденции, которые возникают при этом, влияют на развитие уже мегаэкономических процессов.


Эволюционно естественный тип

Этот тип выделяется по своему характеру протекания переходных процессов в глобальном плане. Однако локальные переходные экономики также могут формироваться под влиянием закономерной эволюции. В целом все типы переходной экономики подчиняются закону естественной эволюции.


Эволюционно-реформаторский тип

Подобного рода переходная рыночная экономика - это связь разнообразных трансформационных процессов с программами реформирования социума. Однако закономерности хода эволюции полностью сохраняются при этом. Данный тип пытается ее непроизвольно ускорить путем внедрения реформ и преобразований. В качестве примера можно привести реформы Столыпина в царской России.


Базовые векторы закономерностей

Постепенное отмирание социалистических рудиментов - командной экономики, тоталитаризма, уравниловки, подпольного капитализма. Также важный вектор - это генезис отношений капиталистического хозяйства (современной экономики, основанной на рынке и частной собственности). Тенденция социализации (возвращение общенациональных, групповых и интернациональных ценностей экономического поведения) и общая гуманизация - фундамент фактически любых трансформационных процессов.

Неизбежные изменения

Есть три основные перемены, которые носят необратимый характер и происходят в переходной период: утрата функции единоличного распоряжения всеми экономическими ресурсами органами государственной власти, спад трансформации и кризис бюджета. Эти закономерности в целом носят довольно-таки отрицательный характер и выражаются в кризисах. Так как огромная часть имущества становится частной, государство теряет власть на монополию принятия экономических решений.

Основные задачи на пути становления

Переходная экономика - это сложный процесс создания системы нового типа, преодоления недостатков прежней и обеспечения эффективного роста хозяйства. Такие кризисные явления, как сокращение производства, рост инфляции и безработицы, обусловлены изменениями хозяйственной системы. Поэтому необходимо искать пути решения следующих задач:
1. Финансово-кредитная стабилизация экономики путем проведения кредитно-денежной политики.
2. Приватизация и разгосударствление предприятий в разных секторах производства и развитие конкуренции и предпринимательства.
3 Демонополизация - важнейшая предпосылка для формирования рыночной конкуренции. Разработка системы ограничений на слияние, разукрупнение существующих монополий.


Либерализация

Развитые особое внимание должны уделять которые бы уравновесили предложение и спрос, ликвидировали дефицит, создали условия для конкурентной борьбы. Возможно два способа таких реформ:
1. Постепенный, то есть рассчитанная на долгое время либерализация.
2. Радикальный, то есть широкомасштабное и быстрое внедрение новых реформ, что носит название «шоковая терапия».
Также необходимо позаботиться о рыночной инфраструктуре как о системе экономических институтов, создать сильную социальную защиту населения.


Особенности структуры переходной экономики

Права собственности являются определяющими в развитии экономики свободного рынка, это особенности переходной экономики. Только собственник способен самостоятельно принимать нужные решения и следить за результатом. Предприниматели стараются приумножить собственность, так как она обеспечивает более широкий спектр выбора сферы бизнеса и установления цен, что влияет на доход. Переходная экономика - это определенная структура отношений:
- главные рычаги влияния находятся в руках крупных акционеров с высокой концентрацией вложенного капитала;
- далее идут многие мелкие и средние хозяйства с частной или акционерной собственностью;
- важную роль играют муниципальные и государственные собственности.


Страны с переходным типом экономики

В таких странах происходят все вышеописанные перемены и изменения. Страны с переходным типом экономики в Восточной Европе - это в основном бывшие члены Советского Союза. К ним принадлежат: Россия, Беларусь, Украина, Латвия, Молдова, Литва, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан. Также в Центральной Европе есть страны с переходным типом, которые были членами социалистического лагеря: Чехия, Польша, Словакия, Румыния, Венгрия, Сербия, Болгария, Черногория, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Албания, Словения. В политической жизни такие страны играют роль подчиненных. Некоторые страны вступили в Евросоюз, некоторые даже стали членами НАТО. Страны с переходной экономикой, список которых приведен выше, на данный момент в большинстве своем находятся в предкризисном состоянии. В начале девяностых годов был взят курс на переход к рыночной экономике от плановой. Очень быстро эти реформы вводились в Польше, более постепенно в Венгрии, Чехии, Эстонии, Словении, медленно - в Украине, Румынии, Болгарии и Беларуси.


Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом ЭКОНОМИИ! из одного состояния в другое.
В нашей стране происходит переход от административно- командной экономики к рыночной.
Переходная экономика - экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.
Основные черты переходной экономики:
  1. формирование новой экономической системы;
  2. многоукладность экономики;
  3. неустойчивость развития (стабильных переходных экономик не существует);
  4. относительная длительность преобразования в переходной экономике.
Переход от административно-командной к рыночной экономической системе в разных странах имеет общие закономерности (тенденции). Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие изменения в отношениях собственности, структурные преобразования, а также финансовую стабилизацию (рис. 20.1).
Главные направления формирования рыночной экономики:
X) либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни;
  1. демократизация экономики и создание конкурентной
среды, предполагающая создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;
  1. институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых- бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики;
  2. структурные преобразования, направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики - производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;
  3. формирование новой системы социальной защиты населения. Эго система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
К числу общеэкономических закономерностей переходной кономики относятся следующие.
/. Неустойчивость экономической системы. Переходная -кономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется очетанием как старых, так и новых форм и отношений.
  1. Альтернативный характер развития экономики. Пере- од от одной экономической системы к другой может прохо- ить с использованием различных вариантов действий.
  2. Проявление и функционирование особых переходных орм (например, коллективно-долевая собственность на зем- ю в РФ при переходе к постиндустриальному обществу).
  3. Особый характер противоречий. Экономические проти- оречия представляют собой противоречия развития (между но- ыми и старыми элементами производственных отношений).
  4. Историчность, т.е. преходящий характер переходной кономики, которая сменяется периодом зрелости экономичес- ой системы.
Становление рыночной экономии! в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:
  1. высокие социальные издержки (более 30% населения живет
за чертой бедности);
  1. высокий уровень безработицы;
  2. криминализация экономики (теневой сектор экономики
производит до 35-50% ВВП);
  1. технологическая деградация.
Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности.
  1. Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыночной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.
  2. Продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.
  3. «Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзиторных экономических систем, скорость подавления которой зависит от последовательности и темпов рыночных преобразований.
  4. Аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов на аграрном рынке.
  5. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22%, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды - около 35%; государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера.
Опыт стран по трансформации экономических систем выделяет следующие этапы переходной экономики:
  1. этап 1 (1991 г.) - создание политических и институциональных предпосылок;
  2. этап 2 (1992 г.) - либерализация экономики;
  3. этап 3 (1992-1994 гг.) - приватизация;
  4. этап 4 (1996 - первая половина 1998 гг.) - финансовая стабилизация;
  5. этап 5 (вторая половина 1998 г. - настоящее время) - структурная перестройка.
В нашей стране переход от административно-командной экономики к рыночной проходит в пять этапов (табл. 20.1).
Шamp;мщаШй
Основные этапы переходной экономики к России
  1. Экономическая политика государства в переходный период в России
Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Переходная экономика выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и организации принципиально новой схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит государству.
В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:
  1. обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.);
  2. ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
  3. разработка нового хозяйственного законодательства;
  4. демонополизация и поощрение конкуренции;
  5. приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:
  1. требованием устранения внешних факторов;
  2. производством общественных благ;
  3. обеспечением экономики необходимым количеством денег;
  4. осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики. Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике"(рис. 20.2).
В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

Основные этапы разгосударствления собственности в РФ:

  1. в транзитарный период:
  2. полный хозрасчет (полное хозяйственное ведение);
  3. аренда;
  4. аренда с выкупом;
  5. коммерциализация деятельности государственных предприятий;
  6. приватизация.
Приватизация - передача имущества (предприятий, цехов, производственных участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные производства, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, жилых и нежилых помещений и т.д.), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Для понимания современной природы процессов приватизации необходимо учитывать особенности двух типов приватизации.
Первый тип приватизации связан со структурой перестройки стран Запада в конце 1970-х гг., с переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике стран с большой долей госсектора. Мотивы приватизации данного типа:
  1. увеличение доходов бюджета;
  2. оздоровление государственных финансов;
  3. повышение эффективности экономики;
  4. оживление конкуренции;
  5. специализация и демонополизация.
Второй тип приватизации формировался с 1989 г. в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль данного типа приватизации отведена переходу от административно-командного типа экономической системы к рыночному. Цели приватизации:
  1. исходная - создание слоя частных собственников (в РФ - посредством ваучеризации);
  2. аккумулирование средств в государственном бюджете;
  3. основной мотив в странах с рыночной экономикой;
  4. обеспечение экономической и имущественной самостоятельности;
  5. повышение эффективности экономики.
Особенности российского процесса приватизации.
  1. Директивность. Решения о приватизации принимались не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технического состояния предприятий, а Госкомимуществом.
  2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную.
  3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критериев экономической эффективности, что привело к расточительности.
Этапы российской приватизации.
Х.Доваучернаяприватизация в форме выкупа арендованного имущества охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры (торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и др.).
  1. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основой ста-
  1. ли преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа малых предприятий.
  1. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа самих предприятий и их акций.
  2. Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита госбюджета отдает в залог"под кредиты коммерческим банкам пакеты акций крупных предприятий.
Различают малую и большую приватизацию. Различие в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы, небольшие хозяйственные товарищества и ООО, во втором - акционерные общества.
В ходе приватизации во всех странах с переходной экономикой проявились примерно одинаковые важнейшие тенден-

ции, проблемы и противоречия. Приватизация охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание, при этом использовались схожие методы передачи имущества. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационными ведомствами, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования. Акции этих предприятий частично предоставлялись коллективам предприятия, а оставшаяся часть акций приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или конкурсах.
В нашей стране малая приватизация не достигла главной экономической и социальной цели - создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой для общества, гарантом его стабильного развития.
Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий (а не крупные фирмы и концерны) обеспечивают занятость большей части населения.
Российское законодательство регламентирует условия создания малых предприятий. Налоговая, финансовая и кредитная политика государства поддерживает малый бизнес России.
Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности, весьма сомнительными оказались льготы коллективам и предприятиям.
В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг. Бывшие колхозы и совхозы пошли по пути преобразования в общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Краткие выводы

  1. Переход крынку сопровождается либерализацией экономики - отказом государства о!" монополии на те или иные

виды хозяйственной деятельности. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и денежно-налоговую системы).

  1. Переход от административно-командной крыночной экономике создает необходимость финансовой стабильности. Ее главная цель - подавление высокой инфляции.
  2. Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
  3. Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением, изменение отношений собственности, формирование хозяйствующих субъектов рыночного типа, создание новой системы управления народным хозяйством.
  4. Приватизация в странах с переходной экономикой характеризуется сочетанием общих тенденций и национальных особенностей.
  5. В российской приватизации выделяются два этапа, что главным образом обусловлено протеканием процессов большой и малой приватизации.
  6. Итоги приватизации в России оказались противоречивыми, скорее негативными, чем позитивными.

Экономические развитие общества неизбежно связано с пере­ходом экономики из одного состояния в другое.

В нашей стране происходит переход от административно-командной экономики к рыночной.

Переходная экономика - экономическая система, в ко­торой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся систе­мам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вы­теснению первой и утверждению последней в качестве гос­подствующей.

Основные черты переходной экономики:

1) формирование новой экономической системы;

2)многоукладность экономики;

3)неустойчивость развития (стабильных переходных эконо­мик не существует);

ной экономике.

Переход от административно-командной к рыночной эконо­мической системе в разных странах имеет общие закономерности (тенденции). Этот процесс включает либерализацию экономики глубокие изменения в отношениях собственности, структурные преобразования, а также финансовую стабилизацию.

. Общие закономерности перехода от административно-командной экономики к рыночной

Главные направления формирования рыночной эконо­мики:

1) либерализация экономики. Это система мер, направлена на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений

а также государственного контроля во всех сферах собственной жизни;

2) демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающая создание равных условий для дело­вой активности всех экономических агентов, доступ на ры­нок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;

3) институциональные преобразования, включающие изме­нения отношений собственности (создание частного секто­ра), формирование рыночной инфраструктуры (коммерче­ских банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регу­лирования экономики;

4) структурные преобразования, направленные на устране­ние или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяй­ства. Главная цель перестройки структуры экономики - производство продукции, пользующейся платежеспособ­ным спросом на внутреннем и внешнем рынках;

5) формирование новой системы социальной защиты населе­ния. Это система мер, направленная на переход к адресной со­циальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие.

1. Неустойчивость экономической системы. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется сочетанием как старых, так и новых форм и отношений.

2. Альтернативный характер развития экономики. Пере­ход от одной экономической системы к другой может прохо­дить с использованием различных вариантов действий.

3. Проявление и функционирование особых переходных форм (например, коллективно-долевая собственность на земле в РФ при переходе к постиндустриальному обществу).

4. Особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений).

Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелости экономической системы.

Становление рыночной экономики в России с такими негативными тенденциями, как:

1) высокие социальные издержки (более 30% населения за чертой бедности);

2) высокий уровень безработицы;

3)криминализация экономики (теневой сектор эконом производит до 35-50% ВВП);

4) технологическая деградация.

Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности.

Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыноч­ной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, иму­щества) и создание новых коммерческих структур.

2. Продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.

3. «Открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзиторных экономи­ческих систем, скорость подавления которой зависит от после­довательности и темпов рыночных преобразований.

4. Аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообра­зия экономических субъектов на аграрном рынке.

5. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22%, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды - около 35%; государственные расходы - ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера.

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей ак­цент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального об­щества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансфор­мации. Транзитология (экономика переходного периода) - эконо­мическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к каче­ственно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представ­ляет собой преобразование всей системы экономических отно­шений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере­ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть вариантны. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама