THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
  • 9. Международное производство.
  • 10 Распределение богатства. Бедность.
  • 11. Глобализация хозяйственной деятельности. Уровень глобализации.
  • 12. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.
  • 13. Глобализация и экономическое развитие национальных хозяйств.
  • 14. Саудовская Аравия с мировой экономике, особенности развития, социальная структура хозяйства, вэс.
  • 15. Региональная экономическая интеграция.
  • 16.Южная Корея: специфика социально-экономической модели и интеграции в мировую экономику.
  • 17. Финансирование мирового хозяйста
  • 18. Структурные сдвиги в мировом хозяйстве.
  • 19. Экономический рост и социальный прогресс.
  • 20. Международная задолженность, её воздействие на экономическое развитие
  • 21. Продовольственная безопасность. Голод. Его масштабы и пути решения.
  • 22. Демократическая республика Конго в мировом хозяйстве.
  • 23. Минеральные ресурсы и экономическое развитие.
  • 24. Особенности социальной структуры хозяйства кнр
  • 25. Численность и динамика населения мира, его распределение по странам и регионам. Понятие демографического перехода.
  • 26. Бразилия в мировой экономике.
  • 27. Экономическое развитие России. Место страны в мировой экономике.
  • 28. Использование рабочей силы, ее характерные черты. Безработица.
  • 29. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.
  • 30. «Теневая экономика». Масштабы и влияние на социально-экономическое развитие.
  • 31. Развитие сельского хозяйства мира в 1980-2000-е годы
  • 32.Япония: сравнительная характеристика модели развития, динамика и структура экономики, место в мировой экономике.
  • 33. Милитаризация мирового хозяйства.
  • 35. Обрабатывающая промышленность в мировом хозяйстве. Роль, динамика, структура.
  • 36. Мировой экономический порядок, его эволюция.
  • 37. Ниокр в мировой экономике. Их показатели, распределение по группам стран. Влияние.
  • 38. Сбережения и накопления в мировом хозяйстве. Роль. Динамика. Прибыли.
  • 39 Основные признаки развитых стран
  • 40. Индия в мировой экономике. Показатели развития. Социально-экономическая структура хозяйства.
  • 41. Характерные черты экономического развития ес в 1990-2000-е годы.
  • 42. Дифференциация экономического развития развивающихся стран.
  • 43. Основные черты хозяйственного механизма ес.
  • 44. Развивающиеся страны в мировой экономике. (смотри на листочке моем лучше)
  • 45. Сша в мировом хозяйстве. Особенности и факторы развития.
  • 46. Структура предложения на внутренних рынках развивающихся стран.
  • 47. Характерные черты социально-экономической структуры хозяйства сша.
  • 48. Развивающиеся страны в мэо в 1990-2000е годы.
  • 49. Индия в мировой экономике. Показатели развития. Социально-экономическая структура хозяйства.
  • 50. Механизм мирового хозяйства, его функции, инструменты.
  • 51. Экономическое развитие России. Место страны в мировой экономике.
  • 52. Развивающиеся страны в международном движении капитала.
  • 53. Рф в международных экономических отношениях.
  • 54. Основные направления экономической стратегии и геополитики развитых стран.
  • 55. Основные черты хозяйственного механизма Японии.
  • Вопрос 56. Внешняя торговля развивающихся стран. Новая география торговли.
  • 57. Развитие человека. Качество жизни.
  • 58.Основные направления внешнеэкономической стратегии сша
  • 59. Международная миграция рабочей силы. Виды и последствия международной трудовой миграции.
  • 60. Машиностроение мира
  • 61. Показатели мирового развития и участия страны в мировом хозяйстве
  • 29. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.

    Экономическое развитие стран во многом определяется характером и глубиной общественного разделения труда, в процессе которого происходит развитие внутренних рынков. Условия их функционирования влияют на эффективность производства как отдельных его видов, так и экономической системы в целом. Внутренний рынок, под которым подразумевают систему обмена внутри национального хозяйства без экспортно-импортного сектора, выступает первичным элементом всей системы функционирования мирового хозяйства. Он включает внутренние связи, которые характеризуют масштабы и формы взаимодействия различных видов производства, входящих в состав хозяйства. Внешние связи обслуживают участие национального хозяйства в мировой экономике.

    Объем и уровень развития внутренних рынков

    1. Масштабы внутренних рынков большинства развитых стран, определяемых по величине ВВП, выделяются среди всех стран мира. Они входят в число 50 ведущих рынков. Только при подсчете валового продукта на базе покупательной способности валют, при котором учитывается нерыночный сектор развивающихся стран, позиции развитых государств выглядят несколько слабее. В этом случае в число десяти крупнейших экономик мира входят только шесть национальных хозяйств. Отмечая величину ВВП как один из показателей объема внутреннего рынка, следует отметить, что целый ряд малых стран отличается высокой степенью интернационализации их хозяйствен-, ной деятельности.

    2. Другим обобщающим показателем объема и степени развития внутреннего рынка служит доход на душу населения. В целом этот показатель по развитым странам в зависимости от методов подсчета в 3,5 - 5 раз превосходит среднемировой уровень. Все страны рассматриваемой подсистемы мирового хозяйства входят в число 35 ведущих по этому показателю стран мира.

    3. Величина рынка зависит от числа обслуживаемых потребителей. Чем больше общество, на потребности которого рассчитано внутреннее производство, тем шире возможности для его развития, хотя определенная часть потребителей выступает в качестве производителей. Поэтому численность населения служит определенным ориентиром потребительного и производительного потенциала общества, хотя прямой связи между размерами населения и объемом внутреннего рынка нет.

    4. Характерная черта рынков развитых стран - удовлетворение спроса почти всего населения товарным производством. Это обусловлено распространением наемного труда, качественным характером найма. Соответственно важной чертой внутренних рынков выступает тесная взаимосвязь сферы производства и потребления.

    5. Одним из важнейших показателей развития внутренних рынков выступает уровень развития денежных отношений рынка, выразителем которого может служить отношение кредитных обязательств внутри страны к ВВП.

    Производственный спрос определяется состоянием производственной сферы, а совокупный потребительский спрос - денежными требованиями в основном физических лиц.

    30. «Теневая экономика». Масштабы и влияние на социально-экономическое развитие.

    Теневая экономика.

    Теневая экономика обозначает всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. Теневая экономика – это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни.

    Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности включает в себя три самостоятельных сегмента: 1) неформальная («неофициальная») экономика – легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место нефиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг; часто наблюдается при сокрытии этой деятельности от налогов, но также охватывает неоформленную трудовую деятельность в личных подсобных хозяйствах, строительстве, торговле и других отраслях; 2) криминальная («нелегальная», «подпольная » ) экономика – все запрещенные международным и национальным правом виды экономической деятельности; к этому сегменту относятся экономические агенты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, врачи, практикующие без лицензии); 3) фиктивная экономика – экономика приписок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег; сюда же включается и деятельность, направленная на получение необоснованных выгод и льгот экономическим агентами на основе организованных коррупционных связей.

    На масштабы и динамику теневой экономики определяющее влияние оказывают следующие факторы: роль и величина государственного сектора в национальной экономике; размеры налогового бремени ; официальные процедуры регистрации и видения бизнеса ; масштабы безработицы и бедности в стране ; уровень этики (общественной морали) в стране, а также уровень социально-экономического развития страны.

    В развитых странах неформальный сектор составляет 10-30% ВВП. Он занимает видное место в ряде отраслей промышленности (швейной, обувной, мебельной), а также в строительстве и сфере обслуживания. В сфере заняты в основном иммигранты и местные работники, которые стремятся увеличить свой доход, выполняя обычную работу и уклоняются при этом от уплаты налогов. Все происходило с молчаливого согласия центральных и местных властей. Причиной тому является заинтересованность властей в смягчении социальной напряженности.

    В развивающихся странах сложилась дуалистическая(двойственная) экономическая и социальная структура: современный «формальный» сектор индустриальных предприятий и «неформальный» сектор в услугах, мелком ремесленном и сельскохозяйственном производстве. Темпы роста занятости в неформальном секторе выше, чем в легальном производстве. В неформальном секторе занято 35-60% рабочей силы и производится 30-60% ВВП. 300 млн. человек в неформальном секторе, в том числе 75 млн. – на мельчайших промышленных предприятиях.

    Главные факторы, препятствующие легальному бизнесу и тем самым, способствующие разрастанию неформального сектора, - это высокие налоги, громоздкие, и дорогие регистрационные процедуры, трудности доступа к легальному кредиту.

    Ввиду невозможности получить банковский кредит почти весь неформальный сектор финансируется за счет семейных сбережений, займов друзей, ростовщиков и неформальных кредитных кооперативов. Условия работы в неформальном мелком бизнесе неудобны, регулярная заработная плата отсутствует, так же как пенсии и охрана труда. В то же время спонтанная деятельность неформальных предпринимателей обеспечивает постепенный переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу.

    В странах с переходной экономикой неформальный сектор выполняет две важные позитивные функции: во-первых, удовлетворяет спрос на потребительские товары и услуги, по которым определяющим фактором для покупателя является не качество, а цена, и, во-вторых, обеспечивает занятость, хотя и нерегулярную, низкодоходную, лишенную социальных гарантий.

    В неформальной экономике этой группы стран можно выделить два сектора. Первый – сфера вторичной занятости, многие работают по совместительству в нескольких местах без официального оформления с уклонением от налогообложения дополнительных заработков. Вторая сфера – стихийная торговля, примитивные услуги, что обусловлено спадом производства в современных отраслях. Одновременно это показатель низкого дохода значительных слоев населения.

    Криминальная экономика . Важнейшими составными частями этого сегмента теневой экономики, являются: производство товаров и услуг преступного типа, наркобизнес, секс-индустрия, игорный бизнес, контрабанда, незаконная миграция, легализация (отмывание доходов, полученных преступном путем.

    Криминальная экономика складывается из двух компонентов: 1) «перераспределительная преступность» - преступные действия, сводящиеся исключительно к перераспределению доходов и имущества вне связи с каким-либо производством (кражи, грабежи, рэкет и т.д.) 2) «производительная преступность» - преступный бизнес, приносящий доходы от производства и продажи запрещенных законом товаров и услуг (наркотики, проституция и др.).

    Складывающаяся мировая криминальная экономика находится под контролем мощных транснациональных преступных группировок, которые действуют прежде всего в США, Италии, Японии, Колумбии, Нигерии, Китае. Это ведет к образованию криминальных транснациональных корпораций.

    Фиктивная экономика. Данный сегмент теневой экономики тесно связан со стремлением экономических агентов получить «ренту», т.е. выгоды, обусловленные особым положением в системе экономических связей. Важнейшее место в фиктивной экономике занимает административная рента – извлечение прибыли за счет использования субъектом своего положения в системе государственного регулирования. Коррупция среди чиновников – самая массовая по числу участников разновидность фиктивной экономики.

    Доля неформального сектора теневой экономики в России в 2002 году оценивалась в 20% ВВП и, по данной статистики снизилась с середины 90-х гг., когда она достигала 25%. По отношению к ВВП объем криминальной и фиктивной экономики еще 15-20% к ВВП.

    Как и у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам рынка относится :

    — эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

    — гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970-х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

    — оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

    — свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;

    — способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

    Но рынок имеет и негативные стороны :

    · не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

    · не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

    · не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, милиция и т.д.;

    · не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;

    · не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;

    · подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.

    Решение перечисленных выше проблем, решить которые рыночная система не в состоянии, берет на себя государство.

    Важнейшим аргументом критиков рыночной системы является то обстоятельство, что рынок допускает и даже стимулирует угасание своего главного регулирующего механизма – конкуренции . Они выделяют два основных довода при обосновании своей позиции:

    — конкуренция досаждает индивидуальному производителю своим жестким повседневным воздействием. Предприниматели, стремясь получить максимальную прибыль и улучшить свое экономическое положение, пытаются освободиться от действия конкурентных отношений. Недобросовестные действия предпринимателей и монополизация рынков способствуют ослаблению конкуренции. А.Смит сформулировал этот тезис следующим образом: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены»;

    — предполагается, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования больших объемов инвестиций; б) крупных рынков; в) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология предопределяет существование огромных по своим масштабам фирм-производителей, которые обеспечивают своей продукцией целые регионы, страны и международные рынки. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно малых.

    Внешние эффекты . Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда его побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. Например, предприниматель, стремясь избежать дополнительных расходов на очистные сооружения, при производстве своей продукции загрязняет окружающую среду. Загрязненная атмосфера и неочищенные стоки оказывают вредное воздействие на всех жителей данной местности, в том числе и на тех, которые не имеют отношения к сделкам купли-продажи произведенного предпринимателем продукта. Другими словами, издержки производства в данном случае перекладываются на людей, не вовлеченных в процесс производства или торговли; таким образом, процесс для них будет внешним .

    24 октября в Ереване состоялся круглый стол «Перспективы формирования единого рынка органической продукции ЕАЭС: выработка согласованных подходов нормативно-правового регулирования». Дискуссия прошла в рамках III Международного форума «Евразийская неделя»

    Целью Круглого стола было выработать предложения по наднациональной координации политики государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в области регулирования органического сельского хозяйства в целях обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции.

    Участники встречи обсудили такие вопросы, как перспективы формирования единого рынка органической продукции, нормативно-правовое обеспечение развития органического производства и обращения органической продукции в рамках ЕАЭС на национальном и наднациональном уровнях, задачи повышения экспортного потенциала органического сельского хозяйства в ЕАЭС.Модератором круглого стола выступил Олег Мироненко, исполнительный ди⁠ректор Национального органического союза России.

    Законы должны благоприятствовать производству органической продукции, а не ставить барьеры

    Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия) Александр Субботин поприветствовал участников Круглого стола, отметив важность того, что данное мероприятие получило такой успех среди стран-участников, и отметил актуальность темы.

    «Популяризация здорового питания ведет к росту спроса на органические продукты, — заметил Александр Субботин, — Кроме того, по экспертным оценкам, по итогам 2017 года международный оборот органических продуктов составил порядка 90 млрд долларов США и ожидается его ежегодное увеличение на 10-15%: до 130 млрд долларов к 2020 году, а к 2024 году он может достичь 324 млрд долларов. Экологическая ситуация в мире требует внимания. Наконец, производство органики считается одной из стратегических и приоритетных задач ЕЭК».

    Очень важно, заметил спикер, создание общей благоприятной законодательной ситуации, чтобы не существовало препятствий для бизнеса в сфере органики в странах ЕАЭС и для перемещения органической продукции. Сейчас, напомнил Александр Субботин, в трех странах существует закон об органическом производстве – в 2008 году закон принят в Армении, в Казахстане в 2015 году, а теперь и в России, закон был подписан президентом в 2018 году. В Белоруссии закон сейчас отправлен на одобрение в Совет республики, в Кыргызстане законопроект рассматривается парламентом. В принятых и планируемых к принятию законах разных стран есть различия, в том числе в сфере аккредитации и стандартизации. Александр Субботин подчеркнул, что для повышения экспортного потенциала стран нужно добиться единых подходов в законодательстве стран ЕАЭС. «Возможно рассмотрение нескольких концептуальных направлений межгосударственного взаимодействия. Первое — унификация и гармонизация требований в отношении производства, обращения, сертификации, маркировки органической продукции для взаимного признания в рамках Союза. Второе – взаимное признание национальных систем сертификации и товарных знаков органической продукции, чтобы не подтверждать соответствие в каждой стране отдельно», — высказался Александр Субботин, предложив участникам подискутировать на эту тему и выразить свои мнения.

    Опыт стран-участников Круглого стола по развитию рынка органики

    Артак Камалян, заместитель Министра сельского хозяйства Республики Армения, заметил, что на сегодняшний день развитие органического сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений развития как мирового сельского хозяйства, так и евразийского рынка сельхозпродукции. А для Армении это еще более важно. «Армения не обладает тем потенциалом, как, например, США, Европа, Россия, не имеет таких ресурсов и не может зарабатывать за счет объема. Поэтому делать упор на качество – одно из наших приоритетных направлений, — заметил Артак Камалян. – Мы как государство должны разрабатывать ту государственную политику, которая должна быть направлена на популяризацию органического сельского хозяйства».

    Глава офиса ФАО по партнерству и связям в Казахстане Кайрат Нажмиденов напомнил, что закон об органике работает в республике уже 3 года. Сегодня подготовлены и приняты Требования к процессу производства органической продукции, Требования к органам по сертификации производства органической продукции и органической продукции, Национальный знак соответствия органической продукции. Технические требования и порядок маркирования органической продукции. Спикер рассказал, как Казахстане развивается органическое производство: «Мы проводили анализ производства органической продукции, изучили правовую базу, как обстоит дело в других стран мира, оценили возможности развития органического хозяйства в Казахстане. Часть производителей считают, что надо ориентироваться на внутренний рынок, часть – что надо ориентироваться на экспорт. Мы решили, что, конечно, надо развивать экспорт, но не забывать и о внутреннем рынке». Важно было также обеспечить сферу информационной поддержкой, а также в республике было выпущено и руководство по тому, как развивать органическое сельхозпроизводство. Органическое сельское хозяйство в Казахстане входит в цели стратегического развития страны.

    В 2018 году был запущен проект технической поддержки по внедрению систем достоверности учета и прослеживаемости органической продукции в Казахстане. Эта система обеспечит прозрачность рынка органической продукции в стране и укрепит доверие к местным производителям и поставщикам экологически чистой продукции. Проект реализуется совместно с Naturland e.V./Organic Services GmbH (Германия) и Центром прикладных исследований «ТАЛАП» (Казахстан). «Если фермер произвел 1000 тонн пшеницы, он отмечается в системе. Мы тестируем сейчас ее в Казахстане», — пояснил Кайрат Нажмиденов, отметив, что это помогает бороться с лжепроизводителями.

    На данный момент ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) активно поддерживает Министерство сельского хозяйства Казахстана в разработке Проекта Концепции развития органического сельского хозяйства республики и Дорожной карты развития органического сельского хозяйства РК (2018-2021 годы).

    Сегодня ФАО активно участвует в процессах формирования единого рынка стран ЕАЭС. В 2017 году в Москве прошел международный семинар «Перспективы развития органического сельского хозяйства в ЕАЭС» Департаментом агропромышленной политики ЕЭК совместно с Региональным отделением ФАО для Европы и Центральной Азии при содействии Национального органического союза России. В результате семинара было резюмировано, что в странах Союза уже сегодня ведут активную работу по нормативно-правовому регулированию органического производства на уровне государств.

    «Органическое сельское хозяйство в перспективе станет стабильным драйвером экономики агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),- подвел итог спикер, — а развитие органического производства во всех государствах-членах отнесено к числу стратегических и приоритетных задач».

    Опыт России и Беларуси в развитии органического сельского хозяйства

    Олег Мироненко, исполнительный ди⁠ректор Национального органического союза России, рассказал участникам Круглого стола, как развивается сектор органики в Российской Федерации: «В России органическое производство начало развиваться активно примерно с 2010 года, и за 8 лет произошел хороший скачок вперед, мы выросли с одного органического производителя до 90». Однако на 140 млн населения эта цифра очень маленькая, заметил спикер, поэтому стоит задача стимулировать развитие сектора органики. «Наша цель расти минимум на 10-20 процентов в год», — заметил Олег Мироненко.

    Объем российского рынка также небольшой и составляет порядка 160 млн. евро. При этом Россия сама производит только чуть более 20 процентов потребляемой ею органической продукции, а 80 процентов – это импорт. Однако из стран ЕАЭС в Россию импортируется крайне мало органических товаров, менее 1% импортного объема. «У нас есть большое желание, чтобы при дальнейшем росте органики в России страны ЕАЭС принимали в этом более активное участие», — заметил Олег Мироненко.

    «На сегодня рынок органической продукции в России формируется довольно быстро. Был некоторый спад потребления в 2014-15 годах, но мы его быстро преодолели. Сейчас рынок растет примерно на 10-15 процентов в год, — рассказал Олег Мироненко. – И благодаря наличию ресурсов мы можем расти гораздо быстрее. Из более чем 30 млн га брошенных пашен в России порядка 12 млн га можно ввести в органику довольно быстро».

    «Изначально мы понимали, что органический рынок ЕАЭС надо формировать единый, поэтому Россия была инициатором создания межгосударственного стандарта для всех стран ЕАЭС. Данный стандарт был утвержден и введен в действие с 1 января 2018 года и у нас была надежда, что к этому межгосударственному стандарту присоединятся другие страны,- сказал Олег Мироненко. — К сожалению, на сегодня мы констатируем, что только Кыргызстан и Россия ввели этот стандарт у себя в качестве национальных стандартов, другие страны находятся пока в периоде ожидания. Мы бы хотели, чтобы в этом активное участие приняли и другие страны ЕАЭС, поскольку это было бы интересно с точки зрения развития единого рынка и свободного хождения товаров. Мы призываем другие страны присоединиться к этому стандарту и уже вместе вырабатывать в рамках этого стандарта единые правила и технологии производства органической продукции. В противном случае мы вынуждены будем запускать процесс взаимопризнания». Исполнительный ди⁠ректор НОС напомнил, что процесс взаимопризнания США и Европы в сфере органики, например, занял 12 лет. «Вы понимаете, какие это ограничения для рынка, если мы пойдем на взаимопризнание, поэтому лучше работать по единому стандарту», — высказался Олег Мироненко.

    Сейчас, сообщил Олег Мироненко участникам дискуссии, в России принят закон об органическом производстве, который вступит в силу с 1 января 2020 года, и на данный момент перед российским органическим сообществом стоит задача отработать целый ряд внутренних вопросов в связи с этим: «Идет большая работа по формированию сертификационной системы. В отличие от большинства стран ЕАЭС в России есть собственные сертификаторы. Мы хотим создать внутренний сертификационный рынок, и для нас в этом важна тесная работа с Росаккредитацией. Мы хотим также ввести графический знак органики. У нас по этому вопросу была большая дискуссия с коллегами из Беларуси, должна ли каждая страна иметь свой знак, или стоит сделать один общий знак для стран ЕАЭС, который может присваиваться в рамках межгосударственного стандарта. Это подлежит обсуждению. Важный вопрос также – создание реестра производителей органики в России. Это будет создаваться под эгидой государства. Такие же реестры планируют создавать и другие страны ЕАЭС. Нам бы хотелось, чтобы эти реестры были взаимопересекаемые, чтобы потребитель мог по единому реестру проверить производителя продукта, стоящего на полке».

    К дискуссии подключился представитель Беларуси. Рассказывая о том, как развивается рынок органики в стране, заместитель начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Татьяна Карбанович заметила, что Беларусь находится пока на начальном этапе становления рынка органики, однако процесс движется активно. «У нас разработан проект закона о производстве и обращении органической продукции, в эти минуты он рассматривается в Совете республики. Развитие сектора органики важно с точки зрения обеспечения населения качественными продуктами питания, развития малых и средних форм бизнеса, развития экспортного потенциала. Сейчас в Беларуси 20 крупных производителей, включая фермерские хозяйства. Общая площадь органических земель составляет 1,5 тысяч гектаров. Пока отсутствует национальное законодательство в сфере органики, однако уже есть сертификационные в Евросоюзе организации, которые уполномочены выдавать сертификаты производителям органики на территории Беларуси».

    Рынок органики нужно разнопланово исследовать

    Мы задались вопросом, для кого создается рынок органической продукции? Возникла необходимость провести социологическое исследование среди потребителей и фермеров, чтобы понять, насколько население информировано и готово потреблять органические товары, рассказала Татьяна Карбанович. «Мы выяснили, что общая степень осведомленности жителей – средняя. Что-либо об органике знают 35-48 процентов. Есть и ошибочные представления об органической продукции», — сообщила эксперт. Выявились также такие сложности, как трудности сбыта органической продукции, недостаточный спрос, нехватка профессиональных кадров, квалифицированных специалистов, недостаточная маркетинговая стратегия. В результате исследования были сделаны выводы о том, что недостаточность осведомленности в сфере органики во многом связано с отсутствием законодательной базы». Далее спикер отметила, что нужно также развивать технологии, готовить кадры, а также уделять много внимания информационному ресурсу, просветительской работе.

    Сегодня исследования выполняются в рамках Государственных научно-технических программ «Агропромкомплекс-2020», «Промышленные биотехнологии» 2016 – 2020 г., а также при поддержке средств инновационных фондов (Минсельхозпрода и местных бюджетов). Разработки охватывают вопросы растениеводства (улучшение почвенного плодородия, биологическая защита растений, регламенты по возделыванию сельскохозяйственных культур), разработка микробиологических препаратов, продуктов переработки, специализированной техники, изучение общих экономических вопросов и т.д.

    «Начиная с 2009 года целенаправленная работа по подготовке кадров велась в вузах страны для сельхозпроизводителей, включая фермеров-студентов. Активность проявлена со стороны всех государственных и общественных структур в ходе разработки законопроекта. Несмотря на то, что ведется такая многовекторная работа, она требует комплексного подхода», — отметила спикер. Для этого разработана Стратегическая карта развития органического сельского хозяйства в Беларуси, включающая как законодательное и институциональное развитие, так и научно-методическое обеспечение и подготовку кадров. Важной составляющей этой карты является взаимодействие стран ЕАЭС по развитию внутреннего рынка.

    В Кыргызстане, рассказал, в свою очередь, ди⁠ректор Кыргызагробиоцентра Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Жаныбай Туманов, уделяется большое внимание продовольственной безопасности – и большое значение для этого имеет органическое сельское хозяйство: «Сейчас в Кыргызстане более 1000 хозяйствующих субъектов в сфере органики, органическая продукция выращивается на площади более 7,5 тысяч гектаров. Министерство сельского хозяйства республики уделяет большое внимание помощи фермерам страны в овладении навыками ведения органического производства». Большую помощь в разработке национального стандарта органического производства в республике оказывает принятый Евразийским союзом межгосударственный стандарт, подчеркнул Жаныбай Туманов, выразив благодарность его разработчикам. Сейчас в Кыргызстане законопроект об органическом сельхозпроизводстве одобрен правительством, а также парламентом в первом чтении. Представитель Кыргызстана подчеркнул важность взаимного признания для гармонического развития органического производства в странах ЕАЭС.

    «В 2002 году в Армении в сельхозсекторе впервые появилось представление об органике, — рассказал участникам дискуссии генеральный ди⁠ректор ООО «ЭКОГЛОБ» Филип Ашикян. В этом году была создана компания «ЭКОГЛОБ». – Мы принимаем участие в разработке частных и национальных органических стандартов. Мы сертифицируем растительное производство, корма, виноделие, алкоголь и другие производства, ведущие деятельность в сфере органики». Компания признана в Армении официальным аккредитованным сертификатором, также признана государственными и частными сертифицирующими органами ряда других стран, в частности, Швеции и Швейцарии. «ЭКОГЛОБ» — член IFOAM international, соучредитель IFOAM Евразия, Армянского фонда органического сельского хозяйства.

    Важным является то, что уже сейчас компания работает на рынках стран ЕАЭ С, а также сертифицирует производителей в Украине и Грузии. Сегодня реализуется 93 проекта по сертификации. Продукция, сертифицированная «ЭКОГЛОБ», экспортируется в 14 стран мира.

    В Армении, рассказал Филип Ашикян, 730 гектаров сертифицированных органических земель, еще 700 гектаров находится в процессе конверсии, около 5000 гектаров – территория дикого сбора, 1800 ульев, 36 фермеров находятся в процессе сертификации, 22 переработчика. «На нашем рынке переработчики стимулируют развитие органического рынка. Сырьевая база пока хромает, хотелось бы больше», — заметил эксперт.

    Важным с точки зрения использования опыта для стран ЕАЭС, отметил эксперт, является реализация совместного проекта «ЭКОГЛОБ» с ООО «КАВКАЗСЕРТ» по сертификации в рамках стандарта «ГРИН Кавказ», который признан эквивалентным стандарту ЕС и прошедшего международную аккредитацию по ИСО 17065.

    Эксперт Международной службы по аккредитации в сфере органического сельского хозяйства (IOAS) Нуне Дарбинян, один из попечителей Армянского фонда органического сельского хозяйства, один из разработчиков закона об органике в Армении, поделилась недостатками и плюсами развития органики в республике. В Армении мало угодий и фермерских и переходных хозяйств, единственной мотивацией развития органики в стране является возможность экспорта, считает Нуне Дарбинян. Но этого недостаточно. Проблема также в отсутствии cформированного спроса, во многом из-за наличия сомнительных игроков на рынке, отметила эксперт. И еще одна важная проблема – отсутствие государственной поддержки и стимулирования органического сельского хозяйства. В Европе, где государства поставили себе приоритетной целью поддерживать органическое производство, оно активно развивается.

    Плюсы и минусы развития единого органического рынка стран ЕАЭС

    С точки зрения развития единого рынка стран ЕАЭС, сегодня существуют определенные реалии, которые влияют на развитие такого рынка как положительно, так и наоборот.

    К минусам спикер отнесла неразвитость рынка органической продукции, ограниченные цепочки производства, разрозненность реализуемых проектов и мотивационные проблемы. Плюсы же, которые помогают сектору органики развиваться, заметила Нуне Дарбинян, – это объединение усилий, законодательные инициативы в Армении, Казахстане, России, добровольные и частные национальные стандарты, возникновение независимой сертификации. И важно также извлечь опыт из полученных уроков. «Одним из важных компонентов является то, чтобы были финансовые потоки, частные инвестиции, государственное стимулирование для поддержки органического рынка. Важно создание условий стимулирования фермеров», — считает эксперт.

    Есть пути и возможности для интеграции и создания внутреннего рынка и объединения с внешними рынками. Нужно выращивать доверие к органической маркировке со стороны потребителя – это важно для развития внутреннего рынка органики. Нужен также и ассортимент органической продукции. «Одними соками и сухофруктами не сформировать внутренний рынок. Нужны мясо, молоко, яйца. Пока этого нет, не будет того потребителя, который будет иметь свой постоянный, стабильный интерес к органической продукции», — заметила Нуне Дарбинян. А для развития внешнего рынка нужно сотрудничество, использование уже существующего опыта взаимопризнания, международная аккредитация органов сертификации.

    По ее словам, для обеспечения финансовых потоков в органическое сельское хозяйство, в том числе частных инвестиций, донорского финансирования и государственного стимулирования, необходимо создать привлекательные инвестиционные механизмы: льготное налогооблажение, предоставление субсидий, создание рынков, например, средств, применимых только в органике, поддержка фермеров в процессе сертификации.

    Что касается продвижения органической продукции, производимой в СНГ и ЕАЭС, здесь необходимо создать интегрированное нормативно-правовое поле как для стран- участников ЕАЭС, так и с международным законодательством. Нужно также взаимопризнание органов сертификаций и международная аккредитация этих органов.

    «Вместе с тем, ЕАЭС должна обеспечить свободный оборот органической продукции между своими странами, создать единый рынок, сформировать доверие к органическому статусу и создать региональный стандарт для всех игроков. При этом государства должны понять, что развитой органики не будет, если в ней не будет интегрировано сельское хозяйство, природоохранная система и экономика»,- отметила Нуне Дарбинян.

    Представитель автономной некоммерческой организации «Российская система качества» Андрей Лысенков рассказал о том, что их организация была учреждена правительством РФ в 2015 года, задача – сертифицировать продукцию в магазинах на соответствие тем или иным стандартам. «Наиболее качественным образцам мы присуждаем «Знак качества», который является правопреемником Знака качества советского периода. Мы сотрудничаем с сертифицированными лабораториями России, планируем начать это сотрудничество и с зарубежными лабораториями, — рассказал Андрей Лысенков. — Всего за время нашей работы мы исследовали уже более 4000 товаров продовольственной корзины российского рынка».

    Подводя итоги дискуссии, Александр Субботин выразил надежду, что для каждого участника встреча прошла с пользой.

    Справка . Форум «Евразийская неделя» ежегодно проводится странами ЕАЭС и ЕЭК. Мероприятие включает в себя деловую и выставочную части, способствует установлению B2B- и B2G-контактов. Впервые форум прошел в октябре 2016 года в Москве, второй в 2017 году в Астане, нынешний форум прошел в Ереване. на площадке Московского международного форума «Открытые инновации». Второй форум прошел в августе 2017 года на площадке ЭКСПО в Астане. Событие ежегодно собирает более 2 000 участников из государств ЕАЭС и третьих стран.

    К началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции.

    В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления.

    При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами .

    И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества.

    Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов — минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

    России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада , что позволяет получать транспортную и туристическую ренты .

    Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

    Существуют и противодействующие факторы , препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел , что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат.

    Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

    В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий.

    По данным Всемирного банка , внешний долг увеличился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП. Выплаты долга с процентами отягощали государственный бюджет. Однако по состоянию на 1 сентября 2013 года внешний государственный долг России сократился до 49,54 млрд долл.

    Весьма низка инвестиционная привлекательность российской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. составили всего 4,4 млрд долл., однако в 2012 году они возросли до 51,4 млрд долл.

    ВВЕДЕНИЕ

    Имеет место одно понятие, которое характеризует политику многих стран в сфере внутренней рыночной политики - это протекционизм. Протекционизмом называют политику государства, когда оно защищает своего национального производителя путём установления более высоких расценок на ввоз товара. Также протекционистская политика может осуществляться за счёт действий государства, направленных на установление более низких цен на национальные продукты, нежели импортную продукцию, завезенную из-за границы и других стран.

    Россия является ярким примером страны, которая активно ведёт борьбу и постоянно защищает свой рынок, поддерживая отечественных производителей. Российская власть пытается сделать всё, чтобы установить промышленность и производство на высоком уровне, которое могло бы обеспечивать все нужды населения в товарах и услугах.

    Но если говорить о сегодняшней ситуации, то Россия вследствие санкций Евросоюза получила огромные убытки около 5-6%, которые приводят к упадку экономики. Для Евросоюза даже миллиарды евро являются мелочью по сравнению с данной возможностью уничтожить российскую мощную промышленность. В первую очередь упадок российских сил может привести к убыткам не целому Евросоюзу, а отдельным предприятиям, которые сотрудничали с ним.

    В связи с этим, особую важность приобретает задача создания диверсифицированной экономики, решение которой становится возможным в рамках инвестиционно-технологического типа развития национальной экономики.

    Целью данной работы является исследование развития внутреннего рынка в стране.

    1.Импортозамещение продукции как основа развития внутреннего рынка страны

    Российская экономика сегодня переживает не самые стабильные времена. В значительной мере это связано с большой зависимостью отдельных отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. В связи с этим в экономическом развитии страны становится особенно актуальным импортозамещение.

    Импортозамещение - это, согласно распространенной трактовке, процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны. Данный процесс может носить упреждающий или же реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок. Во втором же происходит вытеснение иностранцев с соответствующих сегментов.

    В свою очередь, оба варианта импортозамещения могут осуществляться на базе преимущественно рыночных механизмов или же посредством административного вмешательства различных политических структур. В первом случае успешное импортозамещение - это справедливый результат конкурентной борьбы. Отечественный производитель таким образом доказывает своему покупателю, что он выпускает товары лучше и дешевле, чем зарубежный поставщик. Возможен, однако, вариант, при котором данный процесс будет осуществляться в силу административных запретов на ведение деятельности, наложенных в отношении иностранцев.

    В 2014 г. возникли судьбоносные для России вызовы, потребовавшие мобилизации потенциальных возможностей ее экономики.

    Назовем некоторые из этих вызовов. Вдвое снизилась мировая цена на нефть. Далее можно ожидать соответствующего удешевления газа, поскольку методика ценообразования на природный газ зависит от цены на нефть. Между тем сегодняшнее благополучие страны в решающей мере связано с экспортной выручкой от продажи нефти (около 280 млрд. долл. в год) и природного газа (свыше 60 млрд. долл.) . За счет доходов от экспорта нефти и газа Россия оплачивает импорт машин и оборудования, лекарств, продовольствия и др. Поэтому, если не прибегать к расходованию валютных резервов, следствием снижения экспортной выручки неизбежно становится необходимость замены импорта продукцией отечественного производства, даже с некоторой допустимой потерей качества, но выигрышем в цене.

    Понижение кредитных рейтингов в сочетании с санкциями закрывает доступ к дешевому зарубежному капиталу, способствует вывозу российского капитала. В 2014 г. отток капитала составил около 150 млрд. долл. . Следствием этого является свертывание инновационной деятельности, производственного строительства, источников быстрого подъема экономики.

    Негативные экономические вызовы 2014 г. для России (если «вынести за скобки» санкции) стали результатом снижения темпов экономического роста, начавшегося в 2013 г., под влиянием падения роста цен на нефть, в сочетании с неблагоприятными последствиями недоинвестирования 2009 г. вследствие мирового кризиса. В 2015 г. и в ближайшей перспективе темпы экономического роста по-прежнему в решающей мере будут зависеть от цен на нефть.

    Как отмечено выше, Россия ежегодно выручала от экспорта нефти и нефтепродуктов около 280 млрд. долл. При снижении цены вдвое выручка составит 140 млрд. долл. При существующем валютном курсе рубля потери от двукратного снижения мировых цен на нефть приблизятся к 9 трлн. руб. Это примерно соответствует золотовалютным резервам страны от продажи сырья в предшествующие годы. Полученная оценка потерь предельно завышена. По оценкам Минэкономики, обвал на рынке нефти обойдется федеральному бюджету в 2,35 трлн. руб. .

    В апреле 2014 года была разработана Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, разработанная Минпромторгом при участии Министерства энергетики РФ. В докладе о стратегии для РСПП химический комплекс представляется как «локомотив мировой экономики и драйвер экономического развития». Определение дано на основе множества статистических сопоставлений и трендов.

    В России темпы роста химпрома в 2012 году составили всего 1,3 %, а в 2013-м - уже 4,5 %, заметно превысив индекс промышленного производства в целом по стране, значение которого составило 100,3 %.

    Импорт продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья в РФ в январе 2015 года упал на 41,9 % - до 1,474 миллиарда долларов по сравнению с январем прошлого года.

    Прежде всего, обвалился импорт мяса и субпродуктов - на 75,6 %. Ввоз свинины упал на 91 %, говядины - на 66,4 %, птицы - на 33,1 %.

    Импорт рыбы в январе снизился на 58,2 %, молочных продуктов - на 78,4 %, овощей - на 40,6 %, алкогольных и безалкогольных напитков - на 48,9%.

    Вырос только импорт табака - на 26,3 %.

    В России до 2013 года не было технологии дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, при которой продукция получала определённые эластичные свойства. В связи с этим качество рельсов российского производства не в полной мере удовлетворяло требованиям ОАО «Российские железные дороги», в особенности для высокоскоростного движения. В 2013 году из 950 тыс. тонн рельсов, которые закупила компания «РЖД», 20 % были импортными.

    На данном этапе импортозамещения все, что конкурентоспособно иностранным аналогам, при прочих равных будет получать приоритет. Это открывает перед предпринимателями огромные возможности, стимулирует конкуренцию между ними. Конечно, некоторые экономисты утверждают, что протекционизм редко приводит к росту конкурентоспособности и качества товаров. Обычно - наоборот.

    При этом в России немало примеров успешного импортозамещения. Достаточно вспомнить ту же Калужскую область, где создан автомобильный кластер и размещены сборочные производства Volkswagen, Volvo и Peugeot-Citroen. А также производства компонентов для других заводов и автомобилей. Samsung недавно открыл в области производство телевизоров и стиральных машин. Сборочные цеха ведущих мировых автопроизводителей есть и в других регионах страны.

    Процесс импортозамещения в России имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, за счет дешевизны некоторых природных ресурсов. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется в основном в сфере ВПК. При этом при необходимости, как считают многие аналитики, можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

    Экономическая ситуация в России сегодня такова, что в нашей стране импортозамещение необходимо, как считают многие аналитики, сразу в нескольких ключевых отраслях. При этом в каких-то сегментах соответствующий процесс может идти при более или менее рыночных условиях, в других же российские производители будут иметь преимущества в силу административного фактора. Таким образом, импортозамещение в России, вероятно, будет происходить в рамках обоих сценариев, в зависимости от конкретной отрасли.

    Продовольственное эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции - активнейший стимул развития отечественных бизнесов в соответствующей сфере. Российские аграрии получили невиданный шанс осуществить масштабное импортозамещение. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень широкий. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Рыночная емкость некоторых сегментов торгового оборота между Россией и западными странами в аграрной отрасли оценивается экспертами в миллиарды долларов.

    Конечно, в этой сфере будет и конкуренция: в частности, поставки продуктов из стран Азии, Южной Америки, Африки, а также из государств Таможенного Союза могут осуществляться в Россию свободно - никаких санкций в отношении соответствующих активностей нет. Но, несмотря на наличие альтернативной европейским поставщикам сельскохозяйственной продукции, для России импортозамещение в сельском хозяйстве - в числе самых приоритетных направлений экономического развития в ближайшем будущем. Главный вопрос, в том, насколько эффективным окажется взаимодействие фермеров и торговых точек на практике.

    Касательно промышленности необходимость в альтернативе продукции зарубежных поставщиков у российских потребителей возникла главным образом в силу падения курса рубля. Импортные товары стали дороже. Во многих сегментах промышленности это предопределило также и повышение цен на производимую продукцию внутри страны. Импортируя, скажем, станки или какие-то радиоэлектронные детали, российский производитель столкнулся со значительно выросшими издержками, компенсировать которые во многих случаях стало возможно одним способом - повышая цены для внутренних потребителей.

    Вместе с тем импортозамещение в промышленности, если говорить о российском сценарии, может носить далеко не только вынужденный характер. Падение рубля сыграло, по мнению многих экспертов, в определенной степени положительную роль для экономики. Дело в том, что по факту обесценивания российской национальной валюты многие производственные издержки, а также зарплата в долларовом выражении, равно как, впрочем, соотносительно с большинством других крупнейших мировых валют, снизились очень существенно. В российскую промышленность, как результат, стало выгодно инвестировать.

    Если посмотреть на отчеты Минфина за 2014 год, касающиеся трендов в экономике, то можно увидеть, что в РФ ощутимо выросло промышленное производство - примерно на 1,4%. В то время как ВВП, согласно предварительным подсчетам, в 2014 году вырос примерно на 0,6%. Также некоторые эксперты отмечают: даже в ряде совсем нехарактерных, казалось бы, для нашего национального производства сегментах происходит импортозамещение. Список товаров, которые активно производятся в России, формируют, в частности, предметы бытовой техники, электроника, в то время как большинство обывателей привыкли, что выпускается она в Азии. Хотя есть и версия, что подобные цифры вызваны ситуационным всплеском спроса на ту или иную продукцию. И потому нужно подождать, чтобы удостовериться в фундаментальности данного тренда.

    Импортозамещение в промышленности России, таким образом, выражается в двух аспектах. Во-первых, это желание потребителей иметь доступ к более дешевой продукции. Во-вторых, это привлекательность российской экономики с точки зрения производственных издержек.

    В числе в наибольшей мерезависимых от внешних поставок отраслей - станкостроение. В ней доля импорта, по подсчетам некоторых аналитиков, - порядка 90%. В тяжелом машиностроении ненамного меньше - около 80%. Сильна зависимость от импорта также и в легкой промышленности - цифры в некоторых ее сегментах также доходят до 90%. В фармацевтике, в пищевой индустрии зависимость сопоставима.

    Касательно производства, нужна масштабная программа импортозамещения, в значительной мере поддерживаемая государством. Работа в этом направлении в целом ведется. Если она будет успешно реализована компетентными ведомствами, то в течение ближайших лет вполне возможно, как считают некоторые аналитики, снизить показатели зависимости каждой из отраслей промышленности примерно на 30%, а может быть, и больше.

    Российская IT-отрасль - одна из самых динамично растущих в экономике. Также можно отметить тот факт, что многие IT-продукты из РФ хорошо известны за рубежом. И потому наша IT-школа вполне конкурентна. Вместе с тем, как подсчитали некоторые аналитики, зависимость российской сферы информационных технологий от западных решений весьма значительна. Порядка 70% софта, используемого пользователями, как частными, так и на уровне корпораций, поставляется иностранными разработчиками. И это при том, что в очень многих сегментах ПО есть российская альтернатива, которая, как полагают многие эксперты, ничем не уступает зарубежным образцам по функционалу и качеству.

    Одним из ключевых аргументов в пользу того, чтобы использовать отечественные IT-решения, аналитики называют необходимость в обеспечении безопасности задействования ПО в большинстве сегментов бизнеса. Работа многих предприятий связана с передачей секретных данных. Многие из руководителей российских фирм склонны испытывать сомнения по поводу использования зарубежного ПО в таких случаях. Также работа многих фирм связана с необходимостью поддержания исключительно бесперебойной работы серверных систем, обеспечить которую подчас могут только те поставщики, которые расположены непосредственно в РФ.

    Соответствующая программа импортозамещения в России, имеет все ресурсы для успешной реализации. Даже в таких технологически сложных сегментах IT-индустрии, как разработка операционных систем, программистам из РФ есть что предложить в качестве альтернативы западным поставщикам.

    Таким образом, импортозамещение - это процесс, который может касаться любой отрасли. Экономическая ситуация в России требует скорейшего импортозамещения во многих сегментах национального хозяйства, однако осуществить ее на практике не всегда легко.

    2.Проблемы импортозамещения

    Импортозамещение - это многофакторный, непростой в плане практической реализации процесс. Успешное его осуществление зависит от решения ряда проблемных нюансов, характерных для российской экономики.

    Прежде всего это весьма ограниченный, как считают многие эксперты, доступ российских бизнесов к кредитам. Дело в том, что санкции, наложенные ЕС и США в адрес многих компаний из РФ, не позволяют осуществлять займы за рубежом, которые во многом выручали в прошлом. В свою очередь, кредиты внутри России сейчас не очень выгодны: ставка рефинансирования ЦБ сейчас - 15%, и получить займ предприятие, вероятнее всего, сможет при процентах, которые будут не меньше этого значения. Развивать производство с рентабельностью, которая позволит закрывать кредитные платежи на таких условиях, будет проблематично.

    Каким может быть возможное решение проблемы с доступностью кредитов? Некоторые эксперты считают, что многие российские бизнесы могли бы освоиться на рынке проектного финансирования или же, например, в сфере венчурных инвестиций, тем самым получая доступ к кредитам на более выгодной основе или же к капиталу на условии уступок по долям во владении компанией.

    Такая перспектива, конечно, устроит не все бизнесы, однако это, вероятно, лучше, чем ждать каких-то новостей из стана ЦБ. Возможны варианты с государственным субсидированием некоторых проектов. Также многие бизнесы могут развивать направления, связанные с производством новых товаров под контракты в рамках госзакупок.

    Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, - недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 годы многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во многих сегментах сейчас дефицит кадров. Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный - переобучение. К счастью, в российских учебных заведениях в целом сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Другой вариант - привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в России для человека будет выгоднее работать. Вместе с тем правительство РФ предпринимает существенные шаги по облегчению иммиграции в страну. В частности, открыта программа получения упрощенного гражданства для людей, имеющих значительные связи с Россией - родственные, языковые, культурные.

    Еще один возможный барьер к успешному импортозамещению - обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешательством в экономические процессы правительственных структур, которое может быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков.

    Поэтому вариантов с тем, чтобы получить больше полномочий, у правительства РФ не очень много. Есть совершенно радикальный - выйти из ВТО. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, государства в рамках текущих норм, прописанных в соглашениях ВТО, наделены в целом значимым объемом инструментов для защиты интересов внутреннего производителя. Вопрос в том, чтобы грамотно задействовать данный ресурс. Например, в 2015 году Россия, как отмечают некоторые аналитики, может воспользоваться правом откорректировать тарифные обязательства так, чтобы достаточно эффективным образом защитить ряд сегментов внутреннего рынка и при всём этом не нарушить действующие нормы ВТО.

    Политика импортозамещения в России, несмотря на отмеченные сложности, имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий в большинстве случаев нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, в силу относительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также в России довольно дешевая электроэнергия. О преимуществах по зарплате, возникших в связи с падением курса рубля, мы уже сказали. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется на практике в небольшом количестве отраслей - в основном в сфере ВПК, в освоении космоса. При этом при необходимости, как считают многие аналитики, всегда можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

    То, насколько успешным будет план импортозамещения в России в той или иной отрасли, во многом зависит от позиции государства. В какой степени власти РФ готовы выполнить столь нужную для экономики страны функцию? В целом правительство России подходит в вопросу импортозамещения в достаточной мере серьезно.

    В частности, в августе 2014 года вышло Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым была создана новая структура - Фонд промышленности. Ключевая задача, которую данное учреждение будет выполнять, - как раз предоставление бизнесам необходимых кредитов. Предполагается, что условия в рамках этих займов будут выгоднее, чем при обращении предприятия в коммерческий банк.

    Программа импортозамещения, разрабатываемая государством, включает также ряд иных примечательных инициатив. Так, например, в июне 2014 года Правительством был разработан новый закон «О промышленной политике в РФ». Содержащиеся в нем положения, как считают эксперты, могут стать базисом для реализации ключевых стратегических направлений в развитии производственной отрасли в стране. Промышленная программа импортозамещения в России, таким образом, будет реализовываться при заметном участии государства.

    Заключение

    Импортозамещение представляет собой особый тип экономической стратегии и промышленной политики государства, которая направлена на защиту внутреннего производителя и должна обеспечить население страны всеми необходимыми товарами народного потребления, сельскохозяйственным сырьем и продовольственными товарами путем замещения импортируемых товаров товарами национального производства.

    Введенные экономические санкции против Российской Федерации со стороны западных стран, вынуждают страну ставить по новому вопросы об импортозамещении, а так же необходимости исследования социальных и экономических последствий этих мер, преимущества рисков, возможностей угроз для экономики региона.

    Применение санкции в отношении России со стороны многих западных стран это реальный шанс для отечественных аграриев в плане того, что в первую очередь они могут завоевать отечественный рынок. Зарубежная продукция, которая заполняет прилавки российских магазинов, далеко не лучшего качества.

    Большую часть продукции, которую ввозят из других стран, отечественные аграрии способны производить самостоятельно. Исключением могут быть экзотические фрукты и ягоды, орехи, некоторые виды морской рыбы. То есть достичь максимального уровня импортозамещения при сложившихся природно-климатических условий наша страна в состоянии.

    С учетом последних изменений на мировом рынке приоритетом развития российского сельского хозяйства, становится обеспечение продовольственной безопасности при одновременном активном импортозамещении.

    Изменение геополитической обстановки выявило, что следует обеспечить доступность продовольствия за счет внутреннего производства. Ориентация на импортозамещение и связанную с ним модернизацию должна заменить сырьевую направленность экономики РФ.

    Таким образом, импортозамещение выгодно как государству, так и потребителям. Для государства это развитие предпринимательской деятельности и самой экономики в целом, строительство заводов, птицефабрик и других зданий, а так же снижение безработицы в стране, а для потребителей это качественные продукты питания, без каких - либо добавок и вреда здоровью.

    Список использованной литературы

    2.Баевская С. С., Сотина А. И. Импортозамещение как реальное средство для промышленного роста [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 246-248.

    3.Березинская О., Ведев А. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения //Вопросы экономики. 2015. - № 1.- С. 23 - 29.

    4.Елецкий Н. Д., Столбовская А. Г. Импортозамещение в России: не проблема, а задача // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 406-408.

    5.Мамикоян М. Сильные компании увеличивают производство даже без субсидий // Бизнес России. 2014. - № 12 - С.16 - 22.

    6.Сафиуллин А. Умное регулирование в экономике, основанной на знаниях // Проблемы теории и практики управления. 2015. - № 5. - С. 135-142.

    7.Содружество независимых государств в 2015 году. Стат. ежегодник. М., 2015.

    8.Фальцман В. Импортозамещение в ТЭК и ОПК//Вопросы экономики. 2015. - № 1. - С. 12 - 18.

    9.Фальцман В.К. Конкурентоспособность России на рынках большой Европы и мира. Колл. монография Института Европы РАН. - М.: Весь мир, 2014.- 123с.

    10.Федоляк Ф. С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России / Ф.С.Федоляк - М.: НИЦ Инфра-М.-2014.-320 с.

    11.Филатов В. И. Импортозамещение и формирование новой модели экономического роста российской экономики // Вестник Института экономики РАН. - 2015. - № 2. - С. 76-86.

    12.Яловенко Я. В. Импортозамещение как фактор обеспечения устойчивого развития национальной экономики // Экономика и эффективность организации производства. 2015. - № 22. - С. 35-37.

    13.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.gks.ru.

    14.Портал РБК Инновации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://i.rbc.ru.

    15.Портал информационного агентства Regnum [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regnum.ru.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама