THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Муниципальные облигации - ценные долговые бумаги, выпускаемые местными органами исполнительной власти для устранения бюджетного дефицита или финансирования инфраструктурных проектов региона.

Процентную ставку, сроки погашения и другие параметры инвестиционного актива определяет эмитент. Ликвидность муниципальных облигаций обеспечивается собственностью администрации субъекта РФ.

Классификация

Муниципальные облигации отличаются по:
  • Сроку обращения. Бумаги бывают краткосрочными с периодом выплат до одного года, среднесрочными — до 10 лет и долгосрочными, рассчитаны на погашение займа в течение 10-15 лет.
  • Возможности свободной купли-продажи. Именные облигации выпускают для конкретного инвестора, другие лица выкупить их не могут. Ограниченным оборотом отличаются и нерыночные бумаги.
  • Способу обеспечения. Обязательства выпускают под залог имущества или под долю прибыли от проекта, для которого привлекались средства.
  • Валюты размещения. Внутренними называют муниципальные облигации в национальной денежной единице страны, внешними — валютные обязательства.
  • Ставки. Бумаги, выпускаемые под проценты, и инвестиционные активы, выкупаемые по номиналу (беспроцентные).
  • Наличию купона. Под купоном понимают отрезную часть облигации определенной стоимости, которую держатель бумаги имеет право предъявить эмитенту к выплате без уменьшения номинальной стоимости бумаги. Купонный процент начисляется ежеквартально или по итогу каждого полугодия, налоги по нему не взимаются.
  • Цели выпуска. Облигации, эмитируемые для привлечения средств на реализацию конкретных проектов, классифицируют как целевые бумаги. Займы, оформляемые для покрытия дефицита или уплаты налогов в казну, относятся к нецелевым долговым обязательствам.
  • Наличию амортизации. Указывает на постепенное снижение стоимости номинала бумаги по мере приближения окончания срока ее обращения. Амортизация уменьшает выплаты по купонам, если таковые предусмотрены, и прибыль от продажи бумаги.
При размещении муниципальным облигациям присваивают рейтинги, которые позволяют покупателям оценить инвестиционную привлекательность бумаг.

Особенности выпуска муниципальных облигаций

Эмиссию ценных бумаг органы исполнительной власти обязаны согласовать с вышестоящими инстанциями: местным представительством Минфина или Центробанком. Ценная бумага должна содержать следующие данные:
  • объем привлекаемых средств;
  • максимальную сумму выплат инвесторам;
  • сроки выплат и порядок подсчета.
Наличие других данных определяется видом документа в соответствии с классификацией.

Муниципальные облигации рассматриваются инвесторами как надежное направление вложения средств. Это объясняется низкими рисками дефолта по бумагам и отсутствием налогообложения прибыли, получаемой по купонам.

Органы самоуправления осуществляют экономическую политику, направленную на повышение жизненного уровня граждан. Дефицит финансов для реализации государственных программ покрывается за счет привлечения займов. Один из способов наполнения местных бюджетов - продажа муниципальных облигаций.

Что такое муниципальные облигации

Муниципальные облигации - это эмитируемые органами местного самоуправления ценные бумаги, предназначенные для привлечения займов. Они представляют собой долговые обязательства с обозначенным сроком возврата займа, гарантирующим держателям получение вознаграждения - купонного или дисконтного дохода. В качестве эмитента выступают городские органы управления, губернии или штаты, округа или даже платные автодороги, находящиеся в госсобственности.

Инвесторы могут купить муниципальные облигации во время размещения на фондовом рынке или приобрести их у держателей на вторичном рынке.

Дополнительную привлекательность этим ценным бумагам придает освобождение купонного дохода от налогообложения на государственном и местном уровне.

Муниципальные облигации, купить которые можно на российском фондовом рынке, приравниваются по статусу к государственным. Выполнение обязательств по ним обеспечивается за счет сбора местных налогов и доходами от дорог, мостов, домов и других инвестиционных проектов.
Муниципальные ценные бумаги отличаются от федеральных (государственных) субъектом эмиссии и уровнем обеспечения. Правительства стран не гарантируют обеспечение муниципальных облигаций, если только это не оговорено отдельно. Поэтому они считаются более рискованными вложениями, где гарантией возврата долга служит залоговое имущество или репутация муниципалитета.

Особенности муниципальных облигаций

Для тех, кто желает купить облигации, муниципальные ценные бумаги выступают выгодным направлением инвестирования. Они имеют конкретные сроки погашения и заранее оговоренную ставку дохода. Решение об эмиссии принимается местными органами самоуправления. В зависимости от наличия залога, ЦБ делятся на обеспеченные и необеспеченные.

Выделяют следующие виды муниципальных облигаций:

  • целевые и специальные;
  • купонные и бескупонные;
  • процентные и беспроцентные;
  • реализуемые по номиналу и с премией.

Классификация займов производится по нескольким признакам:

  • срок действия;
  • внутренние (в валюте страны) и внешние;
  • рыночные и нерыночные.

Облигации муниципального займа могут иметь следующее назначение:

  • устранение бюджетного дефицита;
  • защита сметы от нехватки средств (стабилизация проекта);
  • развитие инфраструктуры региона.

Примеры

Рынок муниципальных (субфедеральных) облигаций наиболее развит в США. На эти ценные бумаги приходится чуть меньше половины гособлигаций, находящихся в обращении. Этот рынок на своем пике в 2010 году составлял 3,8 триллиона долларов, что превышало 50% ВВП США.

Первые муниципальные ценные бумаги США появились в XIX веке. Привлеченные средства позволили построить канал Эри (Нью-Йорке) и порт в Новом Орлеане. С окончанием гражданской войны началось строительство трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Работы оплачивались из средств, собранных за счет эмиссии облигаций.

Муниципальные облигации США: виды

Рынок муниципальных облигаций делится на две примерно равные части, с общими и ограниченными гарантиями погашения. В первом случае погашение обеспечивается всеми доходами местного бюджета. Для этого местные власти используют дополнительные налоги и сборы. Облигации с ограниченной гарантией погашения погашаются лишь за счет отдельных статей бюджетных поступлений. Это может быть налог с продаж, сборы с улучшенной инфраструктуры. Примером этого служат поступления от использования электросетей, систем газо- и водоснабжения. Цены на недвижимость при улучшении инфраструктуры растут, вместе с ними растет налогооблагаемая база и сборы с нее.

Законодательство большинства штатов предусматривает проведение референдума для получения согласия на выпуск бумаг с общими гарантиями. Для избежания сложной дорогостоящей процедуры референдума используется упрощенная схема, при которой муниципалитет арендует объект для городских нужд. Строится же он за счет сертификатов участия. Прибыль от них, как и поступления от гособлигаций, освобождаются от федерального налогообложения.

Муниципальные облигации в России

Рынок облигаций субъектов РФ начал развитие в 1992 году. К концу 90-х количество выпусков приблизилось к 100 и в дальнейшем стабилизировалось на уровне этой цифры.

Тем не менее, многие субъекты РФ активно используют облигации для привлечения займов на развитие. Список регионов-лидеров рынка выглядит следующим образом:

  • облигации Томской области;
  • Москвы;
  • Санкт-Петербурга.

Например, облигации Томской области в 2018 году оцениваются в 9,5 миллиарда рублей.

Дефолты по муниципальным облигациям

История дефолтов по муниципальным облигациям содержит немного случаев, вызвавших серьезные опасения инвесторов. В истории Российского рынка ценных бумаг памятным остался дефолт облигаций Республики Саха в 1998 году. С него начались дефолты по муниципальным, а затем и федеральным займам. Для борьбы с кризисом был принят Бюджетный кодекс РФ и Закон об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Однако дефолты продолжались до середины 1999 года. Часть регионов, которые допустили дефолты, приступили к добровольному урегулированию обязательств.

В начале 2000 года регионы, сумевшие добросовестно обслуживать займы, получили доступ к рефинансированию задолженности на внутреннем рынке. Полностью избавиться от последствий кризиса удалось лишь к 2002 году.

В современных условиях инвесторы используют эффективные инструменты снижения риска инвестиций в муниципальные облигации:

  • исследования кредитных рейтингов;
  • покупка страховых и кредитных гарантии.

Видео по теме статьи

В этом видео с сайта «Новосибирские новости» рассказывается о выпуске муниципалитетом Новосибирска облигаций в 2016 году.

Обновлено 22.08.2019. Большинство опытных инвесторов рекомендуют начинать с ОФЗ. Насколько это оправданно? Есть ли ОФЗ разумные альтернативы?

Вначале договоримся о терминах:
ОФЗ - облигации, выпускаемые Министерством финансов РФ. Не путаем с КОБР, выпускаемыми ЦБ - их частным инвесторам не продают.
Муниципальные (субфедеральные) облигации - облигации, выпускаемые правительством субъектов РФ и муниципальных образований.
Квазигосударственные облигации (квази) - облигации, выпускаемые предприятиями и организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
Корпоративные облигации - все облигации, за исключением ОФЗ и муниципальных. Квази - тоже относятся к корпоративным..

ОФЗ - очень хорошие бумаги. Не только для новичков. Они обладают высочайшей надежностью, среди прочих, весьма ликвидны и обеспечивают приемлемый уровень доходности. При этом, среди ОФЗ есть достаточное разнообразие и по дюрации, и по условиям формирования купонного дохода (ПД, ПК, ИН), есть даже амортизационные. То есть они идеальны в качестве "учебного материала", а так же для того, кто не хочет рисковать, или кто не хочет влезать в дебри биржевых торгов.

В самом деле - открыл человек ИИС, выбрал ОФЗ под срок погашения, и спит спокойно, раз в полгода реинвестируя купонный доход в тот же выпуск. Или "проедая" его, если выбрал брокера с выводом купона на банковский счет.

Но вот новичок немного освоился. Если есть желание, можно подумать о покупке более длинных (прибыльных) ОФЗ. Например, для ИИС можно покупать не один и тот же выпуск все три года. Ведь когда до погашения остается год-два, доходность, обычно, сильно снижается. Но можно каждый год покупать трехлетки. После погашения бумаг, купленных в первый год, ИИС можно закрыть. Деньги переложить на новый ИИС (400 тыр), а оставшиеся бумаги перевести на брокерский счет. По мере погашения очередного выпуска, деньги можно перекладывать с брокерского счета на ИИС.

А можно подумать и о совсем длинных ОФЗ, типа 26224 или 26218. Но тут уже нужно иметь в виду возможность просадок цены, а стало быть, потерь, если вдруг придется срочно продавать бумаги, разбираться в том, как влияет дюрация облигации на размер "просадки"...

Переход к муниципальным облигациям означает новый этап в совершенствовании профессионализма биржевого инвестора. Главное их отличие (кроме практически обязательной амортизации) - относительно небольшая ликвидность. Купить сразу на миллион, и даже на 400 тыр, выходит далеко не всегда. Аналогично продать сразу много по нормальной цене не выйдет. Тут уже нужна несколько иная тактика отслеживания ситуации на рынке, мониторинг "проливов" (когда кому-то нужно срочно продать свои облигации и он их продает дешевле рынка), умение покупать регулярно, но понемногу, где-то подождать, от чего-то отказаться, где-то действовать решительно, а на чем-то, возможно, и спекульнуть. За всю историю существования муниципальных облигаций было только три случая технического дефолта (причем все три - в 2009-2010 годах с одной и той же облигацией Клинского района Московской области). При этом выплату задержали не более чем на 10 дней. И всё же брать бумаги совсем уже из конца списка (см. прилагаемый файл) я бы не рекомендовал. Доходность у муниципальных бумаг выше, чем у ОФЗ, но только при условии профессиональной с ними работы. Если вы хотите просто "прийти и купить", то, скорее всего, доходность окажется не намного выше, а то и ниже ОФЗ. Кстати, для отслеживания рынка муниципальных бумаг агрегаторы, вроде русбондса годятся не очень. Они плохо работают при одиночных сделках. Могут показывать результаты какой-то одной сделки, при том, что повторить её условия не получится. Смотришь - о как выгодно, заходишь в QUIK, а там ничего подобного и нет. Тут малость удобнее финам, позволяющий смотреть не только результаты, но и "Bid" и "Ask" (спрос и предложение). Но и он показывает с запаздыванием, и для практической торговли бесплатная версия малопригодна.

Принципиальное отличие "квазигосударственных" бумаг - это то что они относятся к разряду "копроративных". То есть на них уже распространяются другие правила налогообложения и у них широко распространены . И, порой не только Put-оферты, но и Call-оферты, когда досрочное погашение возможно по инициативе эмитента. Впрочем, есть совсем неприятный способ принудительной Put-оферты, когда купон на следующий период назначается 0,01%. И не дай тебе Бог прозевать это - останешься без купонного дохода, а продать такую облигацию после прохождения оферты можно только с очень большим дисконтом. При наличии оферт долговременное планирование сильно затруднено. И, представляете, насколько может быть обидно купить квази существенно выше номинала, а потом попасть на досрочное погашение по номиналу...

При этом, как и с муниципальными облигациями, бумаги квази, как правило, малоликвидны. А потому, чтобы получить у них доходность выше, чем у ОФЗ, нужно работать: мониторить, отслеживать проливы и т.д. И, опять-таки, получить очень хорошую доходность, существенно превышающую доходность ОФЗ, на качественных квази почти невозможно.

Будьте осторожны, иногда под "квази" маскируются компании, никакого к ним отношения не имеющие. Например, потерпевшая дефолт ОАО "РЖД - Развитие вокзалов" не имеет никакого отношения к ОАО "РЖД", а ЦППК (Акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания»), на данный момент вполне себе процветающая, дай ей Бог процветать и дальше, изначально принадлежащая ОАО "РЖД" и правительству ряда областей, в настоящий момент - 100% частная компания.

Если же говорить о работе с частными компаниями, то это удел профессионалов. Дилетантам здесь можно запросто потерять свои деньги. Причем речь идет не только о сомнительных компаний, типа "Мясничий", "Ливенгук", "Дядя Дёнер", "Сибирский гостинец" и иже с ними. Зачастую, компании выглядящие очень внушительно вдруг оказываются банкротами. Вспомним, хотя бы крупнейшую в России МФО "Домашние деньги", Международную финансовую компанию "О1 Груп", или одну из ведущих авиакомпаний "ЮТэйр". При том, что профессионалы успешно делают деньги на самых мусорных, даже дефолтных компаниях, соваться туда новичкам, крайне не советую.

Да и вообще, в нынешней обстановке надвигающегося кризиса, международной политической напряженности, продолжающейся чистки банковской сферы, покупка ценных бумаг, не имеющих серьёзных государственных гарантий - дело рискованное.

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Выпуск муниципальных облигаций осуществляется на основе ФЗ от 29.07.1998г. №1Э6-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Эмиссия муниципальных облигаций обычно осуществляется по согласию уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население. Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%. В отличие от корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли, (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

Облигации могут выпускаться:

  • а) на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение,
  • б) на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами, не используются).

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае из валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике нет (хотя определенные правовые сложности возникнуть могут). Устанавливается приоритетность в направлении конкретных доходов на погашение данной облигационной эмиссии или других облигационных займов.

Например, если на строительство аэропорта выпущено 3 облигационных займа, то нужно решить вопрос о последовательности их погашения из доходов от его эксплуатации. Могут устанавливаться также ограничения на выпуск новых облигационных эмиссий с тем, чтобы они не привели к нехватке ресурсов для покрытия долга, к невозможности для эмитента обслуживать суммарный облигационный долг из доходов, предназначенных на эти цели. С этой целью используется коэффициент "доходы/выплаты по обслуживанию суммарного долга", который должен составлять не менее 1,0 2,0.

В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета

Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются равномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, в сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения: а) за счет будущих налогов, б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей, в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов, г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности, д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

Другие условия выпуска муниципальных облигаций. Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться: - именными и на предъявителя (в США, например, с 1983 г. выпуск муниципальных облигаций на предъявителя запрещен с тем, чтобы прекратить отмывание денег через них и обход налогового законодательства); - на любые сроки (в т.ч. сроком до 1 года); - без ограничений или с ограничениями по возможности обращения; - под залог имущества или без совершения залога (залог - при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов); - купонные и бескупонные;

  • - в качестве серийных (погашение сериями внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения; с фондом погашения или без него);
  • - с фиксированным и колеблющимся процентом (в российской практике конструирование облигационного займа с колеблющейся ставкой затруднительно); - отзывные и без права отзыва эмитентом;
  • - с фондом погашения и без такового;
  • - с правом обратной продажи и без таковой;
  • - в качестве зеро-купонов;
  • - с застрахованными обязательствами перед инвесторами и без таковых; - с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков муниципальных облигаций.

Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга Российской Федерации и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства РФ.

Все приведенные ниже виды облигаций, распространенные в мире, можно использовать в российской практике, правовых препятствий к этому нет.

Виды муниципальных облигаций:

1). Облигации под общее обязательство о погашении задолженности Облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги.

Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета, поступлений, сборов и т.д. (как источника погашения займа). Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие источники будут обращены на это погашение в первую очередь и т.д.) Облигации под общее обязательство (о погашении задолженности), с ограниченным покрытием по налоговой способности.

  • 2). Облигации, выпускаемые без обеспечения , под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - вниманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.
  • 3). Облигации под целевые поступления (от конкретных объектов, находящихся в муниципальной собственности). К этой же категории можно отнести целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов или реализацию иных проектов, доходы от которых будут идти на погашение займа.
  • 4). Облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию которого направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа).

Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования), строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проекты в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.

В международной практике часто долевым или исключительным источником погашения местных займов выступает финансирование, получаемое от центрального правительства (на цели, под которые ранее авансировались средства через выпуск облигаций).

Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов. Обычно доход от муниципальных облигаций освобожден от государственного и местного налогов.

Муниципальные облигации включают в себя ценные бумаги, выпущенные штатами, городами, округами, городскими органами управления, платными автодорогами .

Американская практика

К муниципальным относят облигации, выпущенные штатами, округами, городами и другими административными образованиями. Проценты, выплачиваемые по большинству из выпусков таких облигаций, освобождены от федеральных налогов, а также от налогов штатов и местных налогов, если облигации выпускаются в налоговой зоне штатов и муниципалитетов. В этом состоит наиболее важная особенность муниципальных облигаций.

Муниципальные облигации, которые имеют полную гарантию правительств штатов и муниципалитетов, называются облигациями, обеспеченными общей гарантией . Выплаты процентов и основной суммы долга по таким облигациям защищены финансовыми и налоговыми ресурсами органов региональной и местной власти. Иными словами, проценты, выплачиваемые держателям облигаций, неограниченно обеспечиваются налоговыми поступлениями в бюджет эмитента, однако в действительности эта провозглашенная «неограниченность» не всегда может обеспечить надежную защиту инвестиционного капитала.

Например, в 1975 г. власти города Нью-Йорка объявили дефолт по своим обязательствам с общей гарантией. Не все облигации, обеспеченные общей гарантией, одинаковы. Их надежность с точки зрения кредитного риска зависит от финансовой мощи эмитентов.

Доходными облигациями называют муниципальные облигации, по которым процентные платежи и выплаты в погашение основной суммы долга осуществляются только при наличии у эмитента прибыли , достаточной для проведения таких выплат.

Надежность доходных облигаций зависит от того, насколько востребованными являются услуги, оказываемые их эмитентом, насколько велика получаемая при этом прибыль, что наблюдается - ее рост или снижение, а также от наличия иных финансовых обязательств эмитента, которые должны быть погашены ранее обязательств перед держателями облигаций. Финансовое положение эмитента доходных облигаций, его способность осуществлять процентные платежи определяют кредитный рейтинг этих облигаций.

Рынок муниципальных облигаций

Первичный рынок муниципальных облигаций в США основан на андеррайтерах - институте, который лишь в последние несколько лет начал формироваться в России благодаря развитию рынка корпоративных облигаций. Стоит отметить, что при большом сходстве андеррайтинга на рынке акций и облигаций в США на этих сегментах доминируют разные инвестиционные банки.

Андеррайтинг на рынке, где более или менее активно работают примерно 25 тыс. эмитентов и около 5 тыс. эмитентов размещают облигации в течение года, оказывается достаточно специфическим бизнесом. Определенный отпечаток на участников первичного рынка накладывают и сравнительно небольшие объемы эмиссии облигаций (которые могут составлять менее 1 млн долл.), что даже по меркам российского рынка считается очень небольшим выпуском.

Вторичный рынок любых облигаций в США исторически складывался почти полностью внебиржевым (хотя корпоративные облигации даже имеют листинг на NYSE), и муниципальные облигации не являются исключением из этого правила. Обращение облигаций на вторичном рынке и поддержание ликвидности на последнем осуществляются благодаря маркет-мейкерам.

Муниципальные облигации в РФ

Муниципальные облигации в России выпускаются различными муниципальными органами (областными, городскими) и их финансовыми институтами (например, казначейством области) и предполагают привлечение средств в регион.

Информацию о их размещении, особеностях эмиссии вы можете найти на сайте www.rusbonds.ru .

Например, как видно из рисунка ниже, лидеры рынка на 13 ноября 2014 года: облигации Белгородской области, Югры, Костромской области и Правительства Москвы.

В России муниципальные бумаги не облагаются подоходным налогом для физических лиц, а для юридических - облагаются по льготной ставке.

В соответствии с Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц” физические лица освобождаются от уплаты подоходного налога по процентам и выигрышам по облигациям и другим ценным бумагам субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Однако из-за того, что ставки налогообложения являются одинаковыми для облигаций федерального правительства и муниципальных бумаг, последние не имеют тех налоговых преимуществ для инвесторов, которые существуют в США. Тем самым в России налоговое стимулирование развития рынка муниципальных облигаций заметно слабее, чем в США.

Рынок муниципальных облигаций в России

Российская структура инвесторов на рынке муниципальных облигаций прямо противоположна американской - на этом рынке доминируют коммерческие банки, в то время как на долю населения даже с учетом вложений в паевые фонды приходится не более 10-12% рынка.

В России первичный рынок лишь в последнее время начал обращать внимание на андеррайтинг. В основном эмитенты предпочитают размещать облигации на аукционах, проводимых на организованных торговых площадках.

Вторичный рынок в России является скорее биржевым, хотя внебиржевые сделки также не исключены, а в отдельных регионах (например, в Волгоградской области) являются вообще единственным доступным вариантом.

Сопоставление российского рынка муниципальных облигаций с аналогичным рынком США позволяет выявить некоторые слабые стороны первого:

  • неразвитую инфраструктуру финансового рынка;
  • бюджетную систему, опирающуюся на доходы федерального центра;
  • слабые возможности регионов и муниципалитетов по привлечению средств инвесторов (в первую очередь частных), неэффективное налоговое стимулирование.

Поэтому привлечение средств на рынке муниципальных ценных бумаг для российских регионов и муниципалитетов на практике оказывается намного более сложным и трудоемким, чем в США, процессом из-за весьма различного характера самих рынков. Именно эти возникающие сложности и предопределяют сложившуюся в России структуру муниципального долга, где преобладают банковские кредиты и бюджетные ссуды.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама