THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей социально-экономической статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система должна иметь обобщающий показатель, обеспечивающий методологическое единство всех ее частных показателей и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.

Следует отметить, что ни одна из существующих методик не может быть признана универсальной (по крайней мере, пока не примет силу закона), так как индикаторы в итоге должны отражать цели экономического и социального развития и прежде всего цели региональной стабилизационной политики.

Регион (подобно любой другой социально-экономической системе) находится в постоянном развитии. В связи с этим возникает необходимость в постоянном пересмотре критериев для получения объективных результатов диагностики.

Несмотря на некоторые различия в иерархии ценностей и целях развития, международные организации оценивают уровень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких является Human Development Index (НDI) – индекс человеческого развития (ИЧР) в странах и регионах мира. Ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Используется в изданиях специальной серии докладов ПРООН о развитии человека.

Индекс человеческого развития – это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий, как "качество жизни" или "уровень жизни". ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы.

  • 1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
  • 2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
  • 3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВИД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя.

В 2010 г. семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), индекс гендерного неравенства (ИГН) и индекс многомерной бедности (ИМБ).

  • 1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР.
  • 2. Страны с высоким уровнем ИЧР.
  • 3. Страны со средним уровнем ИЧР.
  • 4. Страны с низким уровнем ИЧР.

В 2011 г. Россия входила в группу стран с высоким уровнем ИЧР и занимала 66 место.

В рамках ЮНЕСКО и ВОЗ периодически проводятся исследования динамики уровня жизни населения и "жизнеспособности народов" в зависимости от социально-экономической политики правительства и экологической ситуации в той или иной стране.

Коэффициент жизнеспособности нации измеряется по пятибалльной шкале. Он характеризует возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации в условиях продолжения социально-экономической политики правительства, осуществляемой на момент обследования конкретной страны.

Поскольку частных показателей экономического и социального развития много и они имеют разную размерность, построение интегральных показателей предполагает переход к неким единообразным характеристикам. В качестве таковых могут быть использованы ранги (места) районов по каждому показателю. В этом случае районы упорядочиваются по каждому из рассматриваемых показателей от 1 до п (п – число районов). Для показателей-стимулянт (к таковым, например, относятся объем промышленной продукции, обеспеченность населения жильем и др.) ранг 1 присваивается району с наивысшим значением показателя; для показателей-дестимулянт порядок упорядочивания обратный, т.е. ранг 1 будет у того района, для которого показатель имеет наименьшее значение (примерами дестимулянт являются величина суммарной задолженности предприятий по обязательствам и число зарегистрированных преступлений). Присвоив ранги по отдельным показателям, находят средний ранг региона по всем показателям

где – ранг i -го региона по j -му показателю; т – число показателей.

Чем меньше значение , тем более развит регион с точки зрения совокупности рассматриваемых характеристик.

К недостаткам данного метода относятся: во-первых, механическое соединение исходных показателей; во-вторых, то, что полученные средние ранги не отражают фактического расстояния между объектами исследования. В этом смысле упорядочивание регионов по значениям главных компонент или главных факторов предпочтительнее.

В. Г. Алиевым для ранжирования районов по уровню их социально-экономического развития предлагается специальная методика. Для составления рейтинга использован гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели многомерного сравнительного анализа (в данном случае – сопоставление результатов деятельности муниципальных образований по широкому спектру показателей). Метод основан на установлении эвклидовых расстояний, что позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого муниципального образования, но и степень их близости (отдаленности) до показателей района, являющегося эталоном в данной совокупности.

Данная методика осуществляется в три этапа. На первом этапе обосновывается система показателей, по которым оценивается социально-экономическое состояние районов. Критерии отбора следующие: во-первых, показатели должны позволять получать объективные результаты сравнения, во-вторых, предусматривать возможность их использования как самостоятельных показателей при проведении диагностики. Сравнительная рейтинговая оценка учитывает реальные возможности всех муниципальных образований области. Система показателей характеризует состояние и развитие промышленного сектора экономики, эффективность сельскохозяйственного производства, уровень инвестиционной активности, финансовую устойчивость экономики, социальную направленность развития муниципального образования, а также динамичность развития экономики в целом. Выделенные группы показателей позволяют в силу их многоплановости и многообразия сопоставлять различные районы по степени их влияния на общеэкономическое состояние региона. Показатели сводятся в общую таблицу исходных данных.

Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние отрасли на определенную дату, так и показателей, характеризующих динамику деятельности и представленных в виде коэффициента роста (снижения). При проведении комплексной рейтинговой оценки возможно одновременное их применение.

На втором этапе создается матрица стандартизированных коэффициентов. Определяются максимальные значения показателей по всей совокупности районов, приравниваются к единице и заносятся в матрицу стандартизированных коэффициентов. Все элементы графы делятся на максимальные значения:

где – стандартизированный i- й коэффициент j- й группы; i- й показатель j- й группы.

Если с экономической точки зрения лучшим является минимальное значение показателя (например, данные по кредиторской и дебеторской задолженности, убыточным предприятиям, преступности), то шкала расчета изменяется так, чтобы эталоном являлся показатель с наименьшим результатом.

Если задача решается с учетом разного веса показателей, то полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К ), рассчитанных через коэффициенты детерминации, после чего результаты складываются по строкам (для каждой анализируемой территории) и из полученной суммы извлекается квадратный корень:

Полученные значения итоговых баллов (Qi) либо рейтинговые оценки (Ri) размещаются по ранжиру и определяется место каждого района. В первую группу включаются районы, получившие максимальные значения итогового балла, соответственно, с более низкими показателями балльной оценки – в последующие. Подобный методический подход при наличии достаточной информационной базы позволяет провести вполне объективный сравнительный анализ социально-экономического состояния районов, а также выполнить их типологию в соответствии с полученными результатами балльной оценки.

Основным достоинством методики многомерного сравнительного анализа является возможность комплексной оценки системы разнородных факторов, на базе которой осуществляется сравнение анализируемых объектов.

В качестве обобщающего показателя уровня жизни может также использоваться синтетический индекс, построенный на основе стандартизованных значений исходных показателей:

где – синтетический индекс для i -го региона;– стандартизованное значение j -го показателя для i -го региона:

Здесь – значение j- го показателя для /-го региона; – среднее значение j -го показателя;– стандартное отклонение значения j -го показателя.

При таком подходе возникают проблемы, поскольку значения могут быть как положительными, так и отрицательными. Интересный вариант преобразования исходных переменных в безразмерные величины предложен польскими исследователями М. Чесляк и Е. Октабской. По их алгоритму рассчитываются отклонения:

для стимулянт

для дестимулянт

где – значение j -го показателя для объекта k, принятого за образец ().

Затем для каждого i -го региона по каждому j -му показателю рассчитывается стандартизованное значение

Таким образом, стандартизация отклонений показателя того или иного региона от минимального производится путем деления на размах вариации значений (а не на стандартное отклонение S , как это делается обычно). На основе стандартизованных показателейдля каждого i -го региона вычисляется синтетический индекс .

Этот метод также имеет недостатки: во-первых, предполагается, что сравнение объектов по всем показателям происходит по отношению к некоторому образцу; во-вторых, принимается, что все показатели выступают как равнозначные.

Сходная технология расчета интегрального показателя предложена Н. Э. Кульбакой. По этой методике для каждой из шести выделяемых им составляющих социальной сферы вычисляются коэффициенты (индексы), основанные на сравнении достигнутого в регионе уровня с максимальными и минимальными в мировой практике показателями. Для свертки отдельных показателей в каждом из направлений используется формула

где – индекс состояния в i- й группе; – число показателей в i- й группе; – величина j -го показателя в i- й группе.

Окончательный сводный индекс социального развития будет определяться по формуле

где N – число групп показателей.

В статистике качества и уровня жизни могут быть использованы экспертные оценки. Например, американская некоммерческая организация "Комитет по демографическому кризису" на базе официальных статистических данных, результатов анкетных опросов и экспертных оценок за 1989 г. провела исследование качества жизни в 100 крупнейших городах мира. Качество жизни оценивалось по 10-балльной шкале со следующими частными показателями: стоимость питания (доля семейных расходов на питание), жилищные условия (число жителей на одну комнату), качество жилья (доля домов и квартир с водопроводом и электричеством), связь (число телефонов на 100 жителей), образование (доля детей, обучающихся в школе), здравоохранение (детская смертность на 1000 живорожденных), общественная безопасность (число убийств в год на 100 тыс. жителей), тишина (уровень наружного шума), уличное движение (средняя скорость в час пик), чистота воздуха.

Высказываются предложения о расчете обобщающего показателя в виде средней взвешенной величины частных показателей уровня жизни (групп показателей). Весами служат экспертные оценки их долевой значимости (весомости). При этом важно предварительно привести все частные показатели уровня жизни к единой размерности (единой шкале), тогда задача решается с использованием относительных величин их динамики. Примером такого показателя может служить индикатор напряженности, составляющими которого являются степень обеспеченности потребительскими товарами, уровень преступности, степень недовольства населения комплексом нерешенных социально-политических, экономических и экологических проблем.

Существуют мнения, что обобщающий показатель уровня жизни населения можно построить, используя метод главных компонент или факторный анализ. В соответствии с этим методом обобщающий показатель представляет собой линейную комбинацию приведенных к сопоставимому виду исходных показателей:

где – исходный показатель; – нагрузка i -го фактора на j -й показатель; – случайная компонента.

Обычно за обобщающий показатель уровня жизни принимают первый фактор или два фактора, дающие наибольший вклад в суммарную дисперсию. Содержательная интерпретация выделенных факторов определяется значениями факторных нагрузок , измеряющих корреляцию выделенного фактора с исходными показателями .

Все большее признание получает оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, т.е. по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах. При таком подходе к общей оценке уровня жизни устраняются многие трудности и недостатки, присущие другим методам.

Совокупность нормативов в наборе показателей уровня жизни образует вектор целей , а совокупность фактических показателей – вектор достигнутых результатов . Тогда величина угла между ними будет мерой пропорциональности развития, а произведение отношения длин векторов на cos φ (угла между векторами) – мерой степени приближения к целевому (нормативному) состоянию:

Где – длина вектора результатов; – длина вектора целей; – компоненты векторов.

Отношением скалярного произведения векторов к произведению их длин определяется

где

Закончить приведенный анализ целесообразно построением графика, на оси абсцисс которого откладывается время, а на оси ординат – величины σφ, фиксирующие степень приближения фактических показателей к нормативным, и выровненные значения этих приближений.

При таком подходе к оценке уровня жизни в задачу исследования не входит обсуждение самих норм, их считают рациональными, хотя они будут постоянно пересматриваться и совершенствоваться. Нормы воспринимаются не только как цель, но и как условия для всестороннего развития личности.

Проблема измерения и сопоставления уровней социального развития, в свою очередь, является частью более масштабной проблемы – возможности прогнозировать изменения уровня жизни, учитывая специфические особенности и разновидность каждого региона, планировать и программировать мероприятия, необходимые для его прогрессивного изменения. Успешность планирования во многом зависит от обоснованности государственных планов, но не полностью. Объектами планирования в основном пока являются показатели уровня жизни (рост реальных доходов трудящихся, доля государственной, колхозно-кооперативной и личной собственности в удовлетворении личных потребностей, занятость населения, распределение общественных фондов потребления по социальным группам, между городским и сельским населением и т.д.). Перспективно применять единый, синтетический показатель. Искомый показатель должен удовлетворять следующим требованиям: отражать конечные результаты социального развития; характеризовать обе его стороны – изменение и процесса, и результата; количественно измерять развитие, происходящее за счет внедрения социальных достижений. Таким показателем является уровень социально- экономического развития (УСЭР).

При построении УСЭР необходимо учитывать два основных момента. Первый – теоретического характера – заключается в определении его составляющих и отборе первичных (измеримых) признаков, второй – методического плана – в нахождении методов сведения различных признаков (по характеру, единицам измерения, социальной значимости) в единый показатель.

В качестве обобщающих показателей, посредством которых можно оценить уровни развития регионов в целом, экономистами предлагаются следующие: национальный доход или совокупный общественный продукт на душу населения; национальный доход в расчете на одного работающего; сводный районный индекс производительности труда; степень занятости населения и обеспеченность трудовыми ресурсами для создания эффективного хозяйственного комплекса; уровень производства материальных благ (оценивается показателем валового общественного продукта в расчете на душу населения), жизненный уровень трудящихся (уровень реальных доходов, обеспеченность населения продуктами питания и предметами широкого потребления, жильем и бытовым обслуживанием, торговой сетью) и др.

Специальную методику агрегирования признаков одним из первых стал использовать З. Хельвиг. Им был предложен так называемый таксономический показатель, который представляет собой синтетическую величину, образованную из всех признаков, характеризующих изучаемое экономическое явление. Опираясь на идеи З. Хельвига, экономисты разных стран успешно применяют в исследовательской работе методику измерения уровня развития экономических районов с помощью таксонометрических групп показателей. Уровень развития определяется близостью реального таксона к условному с максимальными значениями показателей развития региона, стимулирующих развитие (минимальными значениями показателей, сдерживающих развитие).

Управление формированием образа жизни населения в необходимом для общества направлении будем считать эффективным, если от одного периода социального планирования к другому уровень его развития возрастет, приближаясь к объективно-необходимой величине – целевому показателю. Если в качестве последнего принять уровень социального развития "идеальной" (или эталонной) группы и считать его пределом, то можно ожидать, что реальный уровень развития населения любого региона будет ниже.

Недостатка, связанного с использованием пороговых констант, лишен таксономический показатель, рассчитываемый по методу В. Плюты. В нем применяется матрица данных, составленная из стандартизованных значений признаков. Стандартизация позволяет избавиться от единиц измерения (стоимостных и натуральных). Все признаки исходной совокупности преобразовываются в стимуляторы. В. Плюта предложил рассчитывать таксономический показатель но следующей формуле:

где

И – реализация j -го свойства соответственно на i-м и эталонном объектах.

Итак, метод расчета выбран. Обоснуем систему показателей, приемлемую для анализа и прогнозирования развития регионов, а также для сравнительного межрегионального анализа. Примем во внимание, что факторы общественного развития могут играть как стимулирующую (стимулянты), так и дестимулирующую (дестимулянты) роль.

Наиболее дешевым и доступным источником надежных данных для межрегиональных анализов в новых условиях являются государственные статистические сборники-ежегодники. Но даже в этих документах состав показателей во времени меняется: перестают включаться одни, появляются другие. Из-за нестабильности структуры статистических сборников расчет интегрального показателя, возможно, придется вести по двум совокупностям первичных показателей: сокращенному их числу, в том числе и за те периоды, когда они еще включались в сборники; новому набору показателей, в котором взамен одних появлялись другие.

По мере удлинения анализируемого динамического ряда верхний полюс показателей эталона будет отодвигаться, так как уровень благосостояния даже в условиях экстенсивного развития все же возрастает. В связи с этим при проведении последующих расчетов значения интегральных индексов должны вычисляться не только на текущий момент, но и за предыдущие периоды.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов зависят от большого количества факторов, о динамике которых органы официальной статистики приводят ежегодные отчеты. Ряд показателей отражают состояние социальной сферы, уровень жизни населения и дают возможность определить достигнутый уровень социально-экономического развития (валовой региональный продукт, доходы и расходы консолидированных бюджетов, инвестиции в основной капитал, среднедушевые денежные доходы, уровень безработицы и т. п.). Другие дают более детальное представление о тех же сферах, уточняя конкретные процессы (число посещений музеев, площади сельхозугодий и пашни, число амбулаторно-поликлинических учреждений, выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений и т. п.).

Объективную количественную оценку социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени дают комплексные показатели, учитывающие одновременное влияние ряда показателей социально-экономического развития. При этом основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач на основе имеющегося потенциала и источников экономического роста, а также эффективности мер по реализации региональной политики.

Источниками информации является годовая статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики РФ, статистики федеральных ведомств: Министерства связи РФ, Министерства финансов РФ, Министерства природы РФ, Федерального казначейства и Центрального банка РФ, материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации являются:

  • валовой региональный продукт на душу населения;
  • объем инвестиций в основной капитал надушу населения;
  • объем внешнеторгового оборота надушу населения;
  • финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
  • доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
  • уровень зарегистрированной безработицы;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
  • суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
  • основные фонды отраслей экономики надушу населения;
  • коэффициент плотности автомобильных дорог;
  • показатели уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Показатели социально-экономического развития регионов отражаются в ежегодном мониторинге «Об итогах социально- экономического развития Российской Федерации», проводимом Министерством экономического развития РФ. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. В разделе мониторинга «Региональное развитие» проводится анализ и оценка следующих показателей:

промышленного производства. Приводятся перечень федеральных округов и субъектов Российской Федерации, где за отчетный период наблюдается его рост или сокращение;

объема производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, в том числе сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, населением;

объема строительных работ , в том числе его роста / снижения по регионам, а также состояния по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

оборота розничной торговли , в том числе его структуры, увеличения / снижения по федеральным округам и субъектам;

объема платных услуг населению ,

индекса потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары;

стоимости условного (.минимального ) набора продуктов питания

реальных денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации;

среднедушевых денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации; анализа бюджетной системы РФ;

уровня регистрируемой безработицы, в том числе субъектов с минимальным и максимальным значением;

суммарной задолженности по заработной плате; демографической сферы в регионах.

В целом оценка данных показателей дает представление о тенденциях регионального развития страны и используется в аналитических записках и отчетах на разных уровнях государственной власти.

Комплексная оценка региональных социально-экономических показателей используется при прогнозировании развития страны и регионов на долгосрочный период. Так, Правительством РФ утверждено постановление от 11.11.2015 № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период». Этим постановлением утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

В пункте 37 раздела III «Разработка долгосрочного прогноза» отмечено, что Министерство экономического развития РФ включает в состав долгосрочного прогноза ряд показателей и характеристик, среди которых приводятся основные показатели регионального развития на долгосрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании).

В целях типизации регионов, которая отражает политику регионального развития, выделяются основные составляющие или блоки показателей:

  • социально-экономическое развитие региона;
  • инвестиционная привлекательность региона;
  • инновационное развитие экономики региона.

Показатели, включенные в данные три блока, в отличие от

других рейтингов регионов, в максимально возможной мере охватывают ключевые сферы экономики и социальной жизни регионов прежде всего с позиции готовности их хозяйственных комплексов к инновационному пути развития. Они доступны на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из них является индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный в рамках Программы развития ООН. Он отражает основные характеристики человеческого потенциала территории и является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 г.

Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • 2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
  • 3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США).

Российская Федерация в рейтинге 2015 г. занимает 50 место с ИЧР 0,798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 70,1 лет, средняя продолжительность получения образования - 14,7 лет, валовой национальный доход на душу населения -22 352 дол. в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142,5 млн человек. В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Следует также учитывать, что нынешние показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем не менее Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Южная Африка - 116, Индия - 130.

Показатели социально-экономического развития региона используются в ходе анализа неравномерности социально-экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Большое значение имеет то, насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет скрытых потенциальных резервов. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Российские рейтинговые агентства («РИА „Рейтинг 44 », «Эксперт РА», «Профиль» и др.) на основе анализа агрегирования ключевых показателей регионального развития, формируют позиции регионов на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая очень неравномерна.

Так, рейтинговое агентство «РИА „Рейтинг 44 » определяет позиции регионов на основе рейтинга социально-экономического положения регионов, который строится на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов.

Показатели масштаба экономики: объем производства товаров и услуг, объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике.

Показатели эффективности экономики: объем производства товаров и услуг на одного жителя, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Показатели бюджетной сферы: доходы консолидированного бюджета на одного жителя, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, дефицит бюджета к налоговым и неналоговым доходам.

Показатели социальной сферы: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» анализирует конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность регионов на основе разработанной методики. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск - из шести частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.

В ходе исследования эксперты дают ретроспективу российских регионов по итогам года. По итогам анализа социально- экономического положения регионов агентство выделяет «узкие места» и новые факторы роста экономики. Например, по итогам 2014 г. отмечено, что годом ранее одним из сдерживающих факторов являлись издержки, существенно превышающие европейский уровень. Но резкое обесценение национальной валюты радикально изменило ситуацию. Резкая девальвация рубля дает новые стимулы для развития экономики страны, делая ее вполне конкурентоспособной с точки зрения издержек производства. В 2014 году российские тарифы намного снизились. Такая же или близкая к ней ситуация складывается и по другим видам затрат. Основное резюме за 2014 г. состоит в том, что в отсутствие внешних драйверов главным фактором минимизации рисков становится качество управления регионом. От профессионализма властей зависит эффективность использования таких новых шансов для развития, как девальвации рубля и санкции.

Таким образом, показатели социально-экономического развития региона, используемые в ходе анализа, оценки и прогнозирования экономики, повышают возможность информационной прозрачности субъектов Российской Федерации, а также дают возможность реализовать востребованность информации со стороны потенциальных инвесторов, власти и бизнеса о реальном положении дел в регионах и перспективах роста.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К их числу относятся следующие:

1. ВВП (ВНП) или НД в расчете на душу населения.

2. Показатели отраслевой структуры национальной экономики.

3. Показатели производства основных видов продукции на душу населения.

4. Показатели уровня и качества жизни населения.

5. Показатели экономической эффективности.

Ведущей считается первая группа показателей. Именно уровень валового производства в расчете на душу населения лежит в основе международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. В настоящее время к развитым относятся страны с душевым производством ВВП не ниже 12 тыс. дол. в год. Однако сам по себе этот показатель недостаточен. В некоторых развивающихся странах (например, странах-экспортерах нефти) в отдельные годы от выходит на уровень развитых стран. Однако, по совокупности других показателей они не могут быть отнесены к странам с высоким уровнем развития.

Последний предполагает определенный характер отраслевой структуры национальной экономики, в которой доминирующие позиции занимают обрабатывающая промышленность и сфера услуг. В свою очередь, в состав обрабатывающей промышленности важен удельный вес машиностроения и химии, как отраслей определяющих научно-технический прогресс. Уровень развития связан также со степенью диверсификации ведущих отраслей. Например, качество машиностроительных отраслей и производств в индустриально развитых странах мира достигает 150-200 и более, а в странах находящихся на раннем этапе индустриализации – порядка 10-15.

Уровень экономического развития находит отражение и в показателях производства некоторых основных видов продукции на душу населения, являющихся базисным для развития национальной экономики. К ним относят, в первую очередь, производство электроэнергии. Соотношение по этому показателю между развитыми и наименее развитыми странами составляет сегодня 500:1 и более.

Среди важнейших видов промышленной продукции статистика выделяет выплавку стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон, бумаги и ряда других товаров.

Учитывается также производство в стране на душу населения основных продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.; ряда непродовольственных потребительских товаров, таких как ткани, одежда, обувь и т. д.

Близкими к перечисленным являются показатели производства на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью товаров длительного пользования: телевизоров, холодильников, стиральных машин, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и т.п.

Уровень и качество жизни населения страны в значительной мере характеризуется структурой ВВП по использованию, прежде всего, структурой личных потребительских расходов. Так, больший удельный вес в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни и, следовательно, более высоком уровне экономического развития страны.

Важной характеристикой уровня жизни является достигнутый уровень потребления основных продуктов питания, важнейших непродовольственных товаров. Его оценивают также по показателям: состояния трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, квалификации трудовых ресурсов, численность учащихся и студентов на 10 тыс. человек населения, доля расходов на образование в ВВП); развития сферы услуг (число врачей на 10 тыс. человек населения, число больничных коек на 1 тыс. жителей, обеспеченность населения жильем, бытовыми приборами и т. п.).

В настоящее время в мировой практике для характеристики качества жизни широко используются интегральные показатели (индексы) вбирающие в себя ряд частных показателей, таких например, как производство ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, уровень образования и др.

Среди показателей экономической эффективности выделяют:

а) производительность труда;

б) капиталоемкость единицы ВВП;

в) капиталоотдачу единицы основного капитала;

г) материалоемкость единицы ВВП.

Каждый из приведенных показателей характеризует какую-то одну сторону эффективности производства. Например, высокая производительность может быть достигнута ценой чрезмерной интенсификации труда, либо огромных затрат капитальных и материальных ресурсов. Поэтому всесторонняя оценка эффективности может быть дана только на основе взаимосвязанного анализа всего комплекса перечисленных показателей.

Уровень экономического развития страны каррелирует со степенью ее интегрированности в мировую экономику. Поэтому показатели отражающие меру интегрировванности позволяют косвенно судить об уровне развития. В этих целях чаще всего используют показатели, отражающие участие страны в мировой торговле:

а) экспортная квота – отношение объема экспорта страны к ее ВВП (ВНП);

б) структура экспорта – соотношение удельного веса экспортируемых товаров с учетом их вида и степени переработки;

в) структура импорта, в особенности соотношение ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции;

г) сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве и ее доли в мировой торговле.

Если последняя значительно отстает от удельного веса страны в мировом производстве, то это может означать низкую конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках, соответственно, низкий уровень развития экономики в целом или отдельных отраслей.

Уровень развития страны отражается и в показателях вывоза капитала:

а) в объеме зарубежных инвестиций страны и его соотношении с национальным богатством;

б) в соотношении объема прямых инвестиций страны за рубежом с объемом иностранных прямых инвестиций на ее территории;

в) в объеме внешнего долга страны и его соотношении с ВВП (ВНП).

Введение

Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получены в будущем. В связи с этим, одной из наиболее актуальных задач в ходе анализа настоящего положения региона является задача по изучению социально-экономической сферы региона.

Данный вопрос интересен тем, что Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ, имеет большой потенциал для развития, так как по территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Область богата разнообразными природными ресурсами, что способствует развитию металлургии,выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Еще одна особенность области в том, что имеется условная граница между Европой и Азией, она проводится в основном по водораздельным хребтам Уральских гор. Города Златоуст, Катав-Ивановск, Сатка находятся в Европе. Челябинск, Троицк, Миасс -- в Азии, Магнитогорск -- в обеих частях света. Все эти факторы способствуют к увеличению инвестирования в область. Все это объясняет актуальность темы исследования.

Цель данной работы - изучить социально-экономические показатели положения региона. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать основные показатели социально-экономического развития региона;

Дать общую характеристику Челябинской области;

Рассмотреть социально-экономическое развитие Челябинской области.

Объект исследования - Челябинская область, предмет - социальные и экономические показатели и закономерности, характерные для Челябинской области.

Данная работа имеет следующую структуру - введение, основная часть, заключение, список литературы.

Основные показатели социально-экономического развития региона

Регион - это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М., 2010. - С.247.

Понятие «регион» объединяет разнородные объекты с относительно автономными закономерностями развития: постоянно усложняющиеся технические системы: сложные машины и оборудование, элементы инфраструктуры и т. д.; производственно-экономические системы: производственные, торговые, финансовые и другие предприятия и их объединения; объекты социальной сферы: различные формы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, науки, культуры; природные объекты: эксплуатируемые природные ресурсы, охраняемые природные объекты. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. - М., 2010. - С.85.

Существуют различные подходы для анализа положения региона:

Экономический - это подход, который характеризует состояние экономики региона, финансовую сторону развития, стратификацию населения и пр.

Географический - это подход, который рассматривает экономико-географическое положение, обеспеченность природно-экологическими и культурно-историческими ресурсами.

Демографический - это подход, характеризующий воспроизводство населения через ряд результирующих показателей, набор которых резко ограничен. Состоит из таких показателей как, уровень рождаемости, уровень смертности, миграция и т.д.

Социальный - это подход, который формируется на основе показателей уровень образования, уровень здравоохранения, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей и др. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - СПб. 2009. - С.274.

Особое значение в анализе уровня экономического положения региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения - валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей. Для анализа динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительность труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона. При рассмотрении дополнительной информации, чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить уровень социально-экономического положения региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе. Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть - непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве. Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. - СПб. 2009. - С.281. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная к своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокооплачиваемыми отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и другие обычные факторы конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются во всех странах мира в большей или меньшей степени. Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной. Новые представления об источниках и факторах экономического положения позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направления экономического положения страны в целом.

На уровне регионов можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического положения:

ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

Показатель валового регионального продукта (ВРП), являющийся основным макроэкономическим показателем и отражающим общее экономическое состояние региона в целом. Однако следует учитывать, что как номинальные, так и реальные оценки ВРП многократно пересматриваются и корректируются.

Уровень инфляции. Инфляция оказывает достаточно сильное влияние на многие экономические и хозяйственные процессы региона, в том числе и на поступление налогов в бюджетную систему;

Инвестиционный климат. Благоприятный инвестиционный климат, сложившийся в регионе, влияет на формирование налоговой базы через вовлечение в экономику дополнительных средств.

Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

Уровень образования;

Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

Состояние окружающей среды;

Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

Обогащение культурной жизни людей.

Статистические ежегодники приводят в своих изданиях следующую обязательную подборку данных:

Основные показатели уровня жизни населения

Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств, млн.рублей.

Экономическая активность населения:

1. среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек;

2. численность безработных, тыс. человек;

3. численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек.

Доходы населения и социально-экономическая дифференциация

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей.

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году.

Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, процентов.

Соотношение денежных доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения, в разах.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей.

Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в процентах к предыдущему году.

Средний размер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. - с учетом компенсации), на конец года, рублей.

Реальный размер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. - с учетом компенсации), в процентах к предыдущему году.

Жилищные условия населения

Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года), м 2 .

Число семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья (на конец года), в процентах от общего числа семей (включая одиночек).

Медицинское обслуживание

Численность врачей всех специальностей на 10000 человек населения.

Численность среднего медицинского персонала на 10000 человек населения.

Число больничных коек на 10000 человек населения.

Состояние здоровья населения

Зарегистрировано больных с впервые установленным диагнозом на 1000 человек населения

Коэффициент смертности от самоубийств (число умерших на 100000 человек населения)

Энергетическая ценность пищевого рациона на душу населения, ккал в сутки.

Образование

Число государственных дневных общеобразовательных учреждений (на конец года), единиц.

Число учреждений начального профессионального образования, единиц.

Число государственных средних специальных учебных заведений (включая филиалы), единиц.

Число государственных высших учебных заведений (включая филиалы), единиц.

Культура и отдых

Число посещений театров на 1000 человек населения.

Число посещений музеев на 1000 человек населения.

Издание книг и брошюр на 1000 человек населения, экз.

Издание журналов на 1000 человек населения, экз.

Численность лечившихся и отдыхавших в санаториях и учреждениях отдыха, человек.

Средства передвижения

Наличие собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, штук.

Демографическая ситуация

Численность постоянного населения (на конец года), тыс.человек.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет).

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения).

Коэффициент смертности (на 1000 человек населения).

Естественный прирост, убыль (-) населения.

Правонарушения

Число зарегистрированных преступлений за год.

Раскрываемость преступлений, процентов

Коэффициент смертности от убийств (число умерших на 100000 человек населения) Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. - М., 2011. - 129с.

Таким образом, вопрос определения сущности и состава социально-экономической структуры региона носит не только теоретический характер. Определение состава социально-экономической структуры является основой для реализации управленческих воздействий. Поэтому важным является нормативное закрепление единого подхода к определению состава социально-экономической структуры региона. Унифицированный подход к управлению, в данном случае, обеспечит системность и согласованность действий федеральных, региональных и местных властей, а также обеспечит повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона посредством достижения синергетического эффекта.

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально - экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально - экономическое развитие.

Социально - экономическое развитие (ЭСР) - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

Уровень начисленной заработной платы

Продолжительность жизни

Уровень физического здоровья

Уровень образования

Степень счастья населения

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

Развитие малого бизнеса

Развитие центра города

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама