THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Речь идёт об экономической, социальной, политической, правовой, духовной сферах общественной жизни.

1) Экономическая сфера жизни общества

Она включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Эта сфера функционирования промышленного и с/х произ-ва, товарного обращения, банковской деятельности, реализации всех совокупных экономических отношений между людьми. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, на котором организуется хоз-ная жизнь страны, взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное, эконом. сотрудничество. Она предстает как сфера функционирования способа произ-ва материальных благ, которая оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества. Речь идет не только об производстве пищи, одежды, жилища, средств передвижения и связи, без которых не мыслима жизнь общества, но и материального обеспечения существования социальной сферы (здравоохранения, народного образования, быта, отдыха), а также полит. и духовной сфер жизни общества.

Материальное произ-во лежит в основе развития социальной структуры общества, т.е. определяет существование классов и других социальных слоев общества и групп. Материальное произ-во оказывает существенное влияние на развитие духовной жизни общества, не только в плане ее материального обеспечения, но и в том плане, что экономич. отношения воздействуют в определенном образе на развитие морали, искусства, науки. Так рыночная экономика порождает рыночное сознание – эконом., полит., моральное и т.д.

Вывод: Способ произ-ва материальных благ (прямо или косвенно) воздействует на все стороны жизни общества. Исходя из этого можно сказать, что значение эконом. сферы для развития общества является основополагающей.

2) Социальная сфера жизни общества

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющих в обществе социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежь, лиц пожилого возраста), а также национ. общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Эта сфера воспроизводства общественной жизни и каждого человека. Речь идет: а) о создании здоровых условий произ-ной дея-ти людей; б) об обеспечении уровня жизни всех слоев населения; в) о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения; г) о соблюдении соц. справедливости при реализации каждого человека своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ; д) о распределении противоречий вытекающих из соц. расслоения общества; е) о соц. защите соответствующих слоев населения.


Имеется ввиду регулирования всего комплекса соц-классовых и национальных отношений, касающихся труда, образования, быта и уровня жизни людей.

Это обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования соц. сферы на это должна быть направлена социальная политика государства.

3) Политическая сфера жизни общества

Политическая сфера есть пространство полит. деятельности классов, других соц. групп, национ. общностей, политич. партий и движений, разного рода обществ. организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся полит. отношениях и направлены на реализацию их полит. интересов. Эти их интересы касаются прежде всего полит. власти, а также реализации их полит. прав и свободы. В интересах одних субъектов упрочнение существ. власти, другие пытаются ее устранить, третьи стремятся к тому, что бы разделить пол. власть с другими субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказать влияние на полит. события в собств. интересах.

Политическая дея-ть людей и в целом полит. жизнь общества осуществляются в рамках сформировавшихся в ней полит. системы . Наиболее важные элементы системы это институты полит. власти (дума, правительство), права и идеологии. Ведущим звеном полит. жизни общества является государство. Ведь главное в полит. отношениях людей – вопрос о власти прежде всего государства. Органы гос-ва могут воздействовать на все звенья полит. системы общества. Гос-во выступает прежде всего как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою дея-ть в интересах господствующих в обществе соц- классовых сил. Стоит задача демократизировать, т.е. подчинить интересы народа деятельности гос-ва.

4) Правовая сфера жизни общества

Правовая сфера – это сфера правовых отношений между людьми, а также между личностью и гос-вом, регулированных действующим правом.

Право представляет собой систему правовых норм и правил поведения людей запрещающих или разрешающих им определенную деят-ть. В одних случаях следует запретительных причин: «Запрещено всё, что не разрешено». В других случаях в основу правовых норм положено разрешительный принцип: «Разрешено всё, что не запрещено». Данный принцип в большей степени обеспечить свободу личности, хотя может привести к проявлениям своеволия и произвола. Важно во время законодательно закрепить то, что наносит вред интересам людей и общества.

Право выступает как мера свободы личности в пределах того, что разрешено правом и законом личности и защищены гос-вом. За этим пределом она обязана следовать запретам установленные законом. Право выражает интересы общества различных соц. групп, прежде всего классов. Правовые нормы устанавливается гос-во, которое обеспечивает их выполнение. Сами они направлены на поддержание в обществе формального юридического равенства или равенства всех людей перед законом, а также свободы и справедливости. В этом заключается роль и значение права. Особое значение имеет права людей на жизнь, свободу мысли и дея-ти на собственность, а также на свободу перемещения, свободу слова, печати, вероисповедания. Гос-во, в котором обеспечивается верховенство закона называется правовым.

5) Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей и их создания, распространения и усвоения разных слоями общества. Под духовными ценностями подразумевается: а) предметы живописи, музыки, литературные произведения; б) знания людей, наука; в) моральные нормы поведения; г) религиозные сознания и т.д. Словом всё то, что составляет духовное содержание обществ. жизни или духовной общность. Важнейшее значение имеет духовное общение людей.

Большое значение в развитии духовной жизни общества имеет: а) дея-ть учреждений, выполняющих функции образоват. воспитания от начальной школы до института; б) атмосфера семейного воспитания человека; в) круг его друзей.

Одна из фундаментальных проблем развития соврем. общества заключается в том, чтобы сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подленным духовным ценностям и отвратить от ложного, разрушающее челов. душу и общество.

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

    производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

    производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

    религия- форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

    мораль- система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

    искусство- художественное освоение мира;

    наука- система знаний о закономерностях существования и развития мира;

    право- совокупность норм, поддерживаемых государством;

    образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

На основе выше приведенных интерпретаций общества можно заключить, что общество представляет собой целостную самоорганизующуюся систему отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения представляют собой наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Согласно системному подходу общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе совместной деятельности многообразные иерархически выстроенные отношения между людьми составляют структуру общества.

Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой: обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая среда. Для того чтобы общество функционировало как некое устойчивое социальное образование, для поддержания и сохранения целостности необходимо постоянное удовлетворение потребностей общества, и в первую очередь материальных потребностей людей. Степень удовлетворения этих потребностей – материальных, социальных, духовных – выступает главным показателем эффективного функционирования общества как системы.

Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно объективно стремиться к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей. Так, выводы, сделанные в науке в 50-60-е гг. ХХ вв., когда общество как целостная самоуправляемая система стало предметом изучения с информационно-кибернетических позиций, подтверждают, что поведение общества, его конкретные действия подчинены определенной цели.

Осуществление в обществе следующих типов деятельности определяет основные его элементы, или сферы общественной жизни – устойчивые области человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера:

экономическая деятельность , выражающаяся в производстве материальных благ и услуг;

социальная деятельность , проявляющаяся в воспроизводстве людей и человеческой жизни;

организационно-управленческая деятельность , представляющая собой создание и оптимизацию общественных отношений путем социального управления, политической деятельности и т.д.;

духовная деятельность , заключающаяся в производстве и потреблении разнообразной информации, необходимой для жизни: как обыденной, так и научной.



Таким образом, вышеупомянутые типы деятельности обусловливают функционирование в рамках общества четырех больших сфер: экономической, социальной, политической и духовной, взаимосвязанных, но вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. Каждая из общественных сфер способствует удовлетворению определенных потребностей человека. Например, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении. Потребность в организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере, в то время как потребности самореализации и развития собственных способностей удовлетворяются посредством духовной сферы.

Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или не справедливого, и понимание того, что необходимо сделать для установления существующей несправедливости.

Экономическая сфера жизни общества представляет собой систему, обеспечивающую производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:

производительные силы , или экономические факторы производства;

производственные отношения , основа которых – отношения собственности.

Развитие общества от первобытного до современного осуществилось лишь за счет развития труда. По мере усложнения процесса материального производства совершенствовались и появлялись новые орудия труда, развивались трудовые навыки и умения людей. Современное производство значительно отличается от производства первобытных людей, но без труда, материального производства общество не смогло бы существовать. Остановка материального производства привела бы к гибели человечества.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в результате их совместной деятельности.

Главной производительной силой выступает человек – источник и носитель экономической инициативы, физические и умственные способности которого вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги.

Экономическая сфера общества непосредственно связана с политической сферой: отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство – центральный элемент политической системы – оказывает значительно влияние на экономические процессы. Уместно утверждать, что не только экономика продолжает политику и право, но и они в свою очередь оказывают влияние на экономическую сферу. Вместе с тем беспредельное вмешательство государства блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.

Итак, «производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям, наконец в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления».

Социальная сфера общества это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношения различными видами общности людей. Элементами социальной сферы выступают различные формы человеческой общности. Традиционно выделяют три основных типа общностей:

естественно-исторические – раса, поколение, пол;

этно-исторические – род, народность, нация, этнос;

социально-исторические – сословие, каста, класс, страта.

Социальная сфера связанна прежде всего с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья и т.д. В широком смысле под социальной сферой понимают сферу общественного производства самого человека с его интересами и их проявлением в различных формах. В нее входят быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, то есть все, что направленно на обслуживание жизненных потребностей человека.

Анализ социальной сферы в рамках социальной философии позволяет раскрыть механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, сконцентрированные вокруг вопроса о власти. Политическая сфера охватывает властные структуры: государство, политические партии, политические организации и движения и т.д. Термин «политика» образован греческим словом «politike» – искусство управления. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.

Целостный процесс управления включает следующие элементы. Во-первых, центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является власть – субъект управления . Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества. Во-вторых, управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности – объекты управления – в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. В-третьих, управление невозможно без наличия обратной связи , то есть без получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. В-четвертых, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов , чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью результаты.

Политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д. Первичным моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти: в чьих руках находится власть, чьи интересы защищает власть и как осуществляется управление обществом? Целью политической деятельности являются не только овладение и удержание власти, но и удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защита и реализация интересов данного общества по отношению к другим обществам, например, защита интересов страны на международной арене.

Элементами политической системы выступают не только государство, политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты, но и политическое сознание , или политическая идеология, как совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп.

Осуществление государством властных функций невозможно без права – совокупности общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей; и правосознания как необходимой составляющей правовой системы, представляющей собой совокупность представлений и понятий, выражающих отношение людей к действующему праву, правовым теориям и правовой идеологии. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии.

Духовная сфера – это подсистема общества, обеспечивающая производство, распределение и хранение ценностей общества, способных удовлетворять духовные потребности человека, воспроизводить его духовный мир. Духовная сфера имеет сложную структуру, представляющую совокупность элементов, находящихся в диалектическом единстве: философия, наука, искусство, религия, право, мораль.

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной: с одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особое положение занимает религия, которая может занимать ту или иную сторону. В этом дуализме заключена духовная движущая сила общественного развития, поскольку раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Стержнем духовной сферы является общественное сознание, представляющее собой совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном историческом этапе его развития.

Духовная сфера общественной жизни тесно связана с экономической: ее структура также включает потребности, интересы и производство ценностей, однако соотношение между этими элементами различное. Если в материальной сфере первичны потребности, на основе которых формируются интересы, то в духовной сфере сначала должен сформироваться интерес к каким-либо ценностям, а затем возникает потребность их потребления. Так, например, сначала возникает интерес к музыке, а затем потребность ее воспроизводить, слушать. Духовное производство также отличается от материального: в духовном производстве небольшое количество произведенного продукта может удовлетворить большое количество потребителей, в то время как в материальном производстве, наоборот, необходим труд большого количества работников для того, чтобы удовлетворить потребности немногих. Таким образом, в материальное производство ограничен доступ потребителей, в духовное – производителей; в материальном производстве работники не будут работать без оплаты их труда, духовное – самодостаточно.

С понятием общества тесно связано понятие социальной действительности как общественной жизни во всем многообразии ее проявлений – жизнь человечества, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Социальная действительность складывается из множества разнообразных аспектов деятельности людей и результатов их деятельности и качественно отличается от природной. Это отличие определяется особенностями человека. Человеческая деятельность качественно отлична от поведения животных тем, что:

– человеку присуща сознательная постановка цели, у него есть свободное целеполагание, чего нет у животных;

– человек создает и совершенствует средства деятельности, в то время как животные пользуются данными от природы средствами (зубы, когти и др.) или же изредка – взятыми из окружающей среды предметами.

Социальная действительность состоит из социальных субъектов – людей, социальных групп, общественных учреждений, созданных людьми техники, предметов быта и др. Принципиальное отличие социальных объектов от материальных состоит в том, что социальные объекты представляют собой совокупность объективного и субъективного; в социальных объектах присутствует то, чего нет в природных объектах, – сознание, духовная жизнь людей.

Общество представляет собой самодостаточную систему, не нуждающуюся ни в каких внешних толчках или силах. Источники изменения и функционирования находятся внутри самого общества. Будучи саморазвивающейся системой, общество имеет три основных источника саморазвития, не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий объективно, то есть независимо от воли и сознания человека, подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктами человеческой деятельности, и прежде всего труда. И в-третьих, это человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Таким образом, общество – это целостная система, все элементы которой находятся в тесной связи друг с другом и существуют в единстве. Нарушения в функционировании одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Более того в обществе действуют общие закономерности, реализующиеся во всех сферах общества и определяющие их характер. Вместе с тем, каждую сферу жизни общества следует рассматривать как целостную, образованную множеством взаимодействующих элементов.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основедуховной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Общество - это система упорядоченной целостности. Это является залогом ее постоянной функциональности, все компоненты системы занимают внутри нее определенное место и связаны с другими компонентами общества. И важно отметить, что по отдельности ни один элемент таким качеством целостности не обладает. Общество - это своеобразный результат взаимодействия и интеграции абсолютно всех компонентов этой сложной системы.

Государство, экономика страны, социальные слои общества не могут обладать таким качеством, как общество само по себе. А многоуровневые связи между экономической, политической, духовной и социальной сфер жизни образуют такое сложное и динамичное явление, как общество.

Легко отследить взаимосвязь, например, социально-экономических отношений и правовых норм на примере законов Киевской Руси. В своде законов были указаны меры наказания за убийство, и каждая мера определялась место человека, которое он занимает в обществе - по принадлежности к той или иной социальной группе.

Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Изменения в одной из них, как правило, влекут перемены в других. Например, взаимосвязь экономической и политической сфер, демонстрирует отставка правительства из-за обострения экономического кризиса.

Следовательно, каждая сфера общественной жизни - сложное образование, находящееся в органическом единстве с другими сферами. В силу их взаимосвязи и взаимообусловленности общество предстает как целостная система и поступательно развивается.

а) характеристика сфер;

б) институты общества;

Общественные отношения и их формы.

Социальные нормы.

1.Понятие «общество».

Термин «общество» многозначен. Обычно указывают несколько значений этого термина.

*Общество – группа лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество автомобилистов, дворянское общество). Синонимы – организация, союз, объединение, сословие, класс.

*Общество – определённый этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, советское общество). Синоним – стадия, этап, период.

*Общество – объединение людей, проживающих на исторически сложившейся территории и обладающие общей культурой, языком, традициями и обычаями (английское общество, российское общество). Синонимы – народ, этнос, нация.

*Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Синоним – человечество.

*Общество – это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.

Общество можно рассматривать как

Способ существования человека (производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация);

Функциональную динамичную систему (различные сферы в жизни общества);

Трансформационную систему (ПОС---рабовладельческое общество----феодальное общество);

О.Конт: «Все многообразные явления общественной жизни представляют разновидность совместной деятельности людей».



М.Вебер: «Основа жизни общества человеческое поведение, ориентированное на другого человека».

К.Маркс: «Общество- продукт взаимодействия людей, всё многообразие общественных явлений представляет тот или иной вид жизнедеятельности».

2.Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

а) характеристика сфер;

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиции, оборот капиталов, всё то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы использовать, запускать в производство и создавать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей – в пище, жилье, досуге и т.д.

Политическая сфера включает в себя государственную систему управления обществом. К ней относятся президент и его аппарат, правительство и парламент, местные органы власти, армию, милицию, налоговую полицию, таможенную службу, а также негосударственные объединения – политические партии.

Социальная сфера включает классы, социальные группы, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком значении – это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения и нормальное взаимодействие разных слоёв населения. В узком значении социальная сфера подразумевает только незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения как местного, так и федерального подчинения.

Духовная сфера включает в себя культуру, образование, науку, религию. К ней относятся университеты, академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины.

В обществе все сферы взаимосвязаны между собой.

б) институты общества;

Общественный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определённых нормах и стандартах поведения.

Характерные черты социальных институтов:

Объединение всех лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности;

Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

Наличие учреждёний, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

Чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий высокий уровень регуляции и контроля;

Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней;

Виды социальных институтов:

Производство;

Государство (парламент, суд, правительство, органы самоуправления, милиция, прокуратура и т.д.);

Образование (школа, училища, ВУЗы);

Культурные учреждения;

Религия;

Эти социальные институты направлены на удовлетворение следующих человеческих потребностей:

Воспроизводство рода;

Безопасность и социальный порядок;

Получение средств существования;

Получение знаний, социализации подрастающего поколения, подготовка кадров;

Решение духовных проблем и смысла жизни;

Социальные институты делают связь меду людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными и устойчивыми.

3.Общественные отношения и их формы.

Общественные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности, т.е. многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них по ходу в процессе их экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности.

Общественные отношения носят исторический характер и изменяются по мере развития общества.

Формы общественных отношений:

Материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека (производственные отношения, экологические отношения, продолжение рода).

Духовные отношения определяются духовными ценностями людей, они возникают и складываются, предварительно проходя через сознание человека (моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения).

Межличностные отношения включают отношения между отдельными индивидами (персонифицированная форма общественных отношений).

Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами.

4.Социальные нормы.

Социальные нормы – нормы, принятые в обществе и регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы – это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается при помощи санкций.

Виды социальных норм:

Традиции и обычаи;

Религиозные нормы;

Моральные (нравственные) нормы;

Эстетические нормы;

Этические нормы;

Экономические нормы;

Политические нормы;

Правовые нормы;

Обычаи – это правила социального поведения, передающиеся из поколения в поколение, воспроизводящиеся в определённом обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определённых обществах, социальных группах в течении длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы – это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения.

Моральные нормы – это требования определённого поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Эстетические нормы – нормы, показывающие представления общества о прекрасном и безобразном.

Этические нормы – нормы, утверждающие систему правил поведения в данном обществе.

Религиозные нормы – нормы, основанные на религиозных догмах. Поддерживаются верой людей в неизбежность вознаграждения за праведную жизнь и наказания за греховные действия. Очень устойчивые социальные нормы.

Английский. Компьютерные технологии разносят одни те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

* на глобальном уровне человеческое общество превращается в мировую систему , которую ещё называют мировым сообществом. Оно включает все ныне существующие на планете страны. Известный американский политолог У.Валлерштайн разделил мировую систему на три части:

- ядро;

- полупериферия;

- периферия;

Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой;

Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра, большая роль иностранного капитала. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты;

Полуперифирия – это страны, которые занимают промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны;

Если перевести классификацию У.Валлерштайна в теорию Д.Белла, то мы получим такое соотношение:

Ядро – постиндустриальные общества;

Полупериферия – индустриальные общества;

Периферия – традиционные (аграрные общества);

Существует ещё один подход к разделению мировой системы: постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, интенсивно развивающийся новый Восток, сырьевой Юг.

2.Причины многообразия.

- различие природных условий и физической среды обитания людей.

Природная среда-----хозяйственная деятельность-----политическое устройство государства-----отношения между людьми (Древняя Греция и Древний Восток):

- историческая среда обитания общества , которая складывается в результате взаимодействия с другими народами, государствами (Русь и монголо-татары, франки и Римская империя);

3.Противоречия современного мира.

Целостность современного мира подтверждается процессом глобализации, но наряду с этим чётко проявляются противоречия современного мира.

В сфере экономики важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его ещё называют противоречием между развитым Севером и сырьевым Югом. Север потребляет большую часть энергии, производимую на планете эксплуатирует большую часть её ресурсов. Юг может предложить лишь сырьё для промышленности, с/х продукцию, дешёвый труд рабочих, рынок для сбыта продукции не самого высокого качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции, проблемы одних и других становятся делом общим.

Противоречие между ростом населения и ограниченным количеством средств существования . Ещё в 1968 году была создана международная ассоциация учёных промышленников для обсуждения противоречий и проблем человеческого развития – «Римский клуб». Основатель и первый президент клуба А.Печчеи в своей книге «Человеческие качества» приходит к выводу, что только через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей, ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать её огромный потенциал для благих целей.

В сфере культуры существует противоречие между тенденциями к интернационализации культуры и к сохранению национальных культур, между традицией и новаторством, между высоким уровнем развития науки и техники и проблемой здоровья и нравственной деградации (компьютерные зомби).

4.Глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, создающие угрозу для его настоящего и будущего, и требующие для решения объединённых усилий всех государств.

Глобальные проблемы появились во второй половине XX века (применение ядерного оружия в августе 1945 года).

Причины появления глобальных проблем:

Развитие экономических связей, усиление политических и культурных контактов, появление новейших средств массовой коммуникации, что привело к возникновению всемирной общности людей и целостности современного мира;

Перерастание проблем из локальных рамок в общемировой характер (Чернобыль, озоновые дыры, инфекции и эпидемии);

Активно-преобразующая деятельность человека, сравнимая с грозными силами природы (взрывы ядерного оружия, осушение болот, ГЭС);

Глобальные проблемы очень взаимосвязаны между собой.

Экологическая проблема: исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, истребление флоры и фауны (Красная книга).

Решение этой проблемы лежит в создании безотходного производства, развитие и построение заповедников и природовосстановительных отраслей (рыбное хозяйство, лесное, водное – заповедники), экологическая экспертиза всех проектов;

Проблема войны и мира – угроза III мировой войны.

Решение этой проблемы заключается в создании такого миропорядка, который основывается на следующих принципах:

· признание приоритета общечеловеческих ценностей;

· отказ от войны как средства решения спорных вопросов;

· признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

· понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

Демографическая проблема – проблема увеличения численности населения Земли, которое в 2090 году может составить 12 млрд. человек. Всё это вызовет перенагрузку экосистемы и деградации природных систем жизнеобеспечения.

Решение проблемы лежит в изменении неблагоприятных социально-экономических условий в развивающихся странах, преодолении их отсталости.

Проблема разрыва в уровне экономического развития между Севером и Югом;

Проблема международного терроризма;

Предотвращение СПИДа и наркомании, различных инфекционных заболеваний;

Проблема возрождения культурных и нравственных ценностей;

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама