THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Современные проблемы строительства…………………………………………4

Заключение ………………………………………………………………………14

Список литературы ……………………………………………………………...15

Введение

Строительством является формирование зданий , сооружений и строений , а так же на месте сносимых объектов капитального строительства .

Объектами строительства являются:

  • здания - объемные строительные системы, имеющие надземную и (или) подземную части, включающие в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенные для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных,
  • сооружения - объемные, плоскостные или линейные строительные системы, имеющие наземную, надземную и (или) подземную части, состоящие из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенные для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов:
  • башни , вышки , градирни ,
  • резервуары ,
  • линии электропередачи ,

Строительство во все времена было трудоемким и сложным процессом, который имеет множество проблем.

Каковы же проблемы нынешнего, современного строительства? Поскольку спрос на жилье сегодня растет практически с каждым днем, это порождает и повышенное предложение со стороны компаний-застройщиков, что приводит к серьезной конкуренции на рынке недвижимости и строительства.

Это касается как городского многоквартирного строительства, так и строительства загородного жилья, причем проблемы и в первом и во втором случае очень схожи между собой.

Одна из основных проблем, с которой сегодня сталкиваются многие строительные компании - это недостаток высококвалифицированных кадров, в особенности так называемых универсальных специалистов, а также специалистов по рабочим строительным специальностям.

В результате этого строительным компаниям приходится прибегать к использованию рабочей силы так называемых гастарбайтеров, что не всегда хорошо отражается на качестве выполнения строительных работ, а также их сроках.

Однако многие застройщики продолжают использовать труд приезжих, поскольку для компании- застройщика это очень выгодно в экономическом плане.

Современные проблемы строительства

Строительство всегда было сложным процессом, отличающимся трудоёмкостью.

И всегда оно имело множество различных проблем. А что же насчёт сегодняшнего строительства, в современных условиях жизни? Об этом расскажет данная статья.

Так как спрос на жилплощадь на сегодняшний день растёт, как говорится, не по дням, а по часам, то появляется и высокое предложение от различных компаний-застройщиков, а это, в свою очередь, ведёт к жёсткой конкуренции, которая присутствует на рынке строительства и недвижимости. Это относится как к многоквартирному строительству в городе, так и к строительству домов за городом. При этом проблемы в обоих случаях довольно похожи между собой.

Основной проблемой, с которой на сегодняшний день встречаются строительные фирмы – это нехватка действительно квалифицированных и компетентных в своём деле кадров, особенно «универсальных» профессионалов, специалистов рабочих строительных специальностей. В итоге строительные компании прибегают к применению рабочей силы «гастарбайтеров», а это часто выливается в низком качестве проведённых строительных работ и в сроках выполнения этих работ. Но многие из застройщиков продолжают тенденцию использования труда приезжих на заработки людей из ближнего зарубежья. Это связано с финансовыми выгодами для компании в этом плане. 1

Довольно негативным образом на современное строительство повлияла и сегодняшняя сложная экономичная ситуация.

Из-за финансового кризиса многие из строительных фирм сократили часть своего персонала, а это, естественно, повлекло за собой определённые проблемы в работе компании.

Те сотрудники, которых уволили в связи с кризисом, не могли найти работу, и стали искать заработок, играя в различные игровые автоматы, в онлайн-казино и так далее, таким образом проигрывая свои последние деньги для существования.

Думается, что ни для кого не является великой тайной то, что официальные действия властей по закрытию казино и ликвидации игровых автоматов в целях решить проблему игромании, ничем не помогли. Вместо казино появились азартные игры в интернете, в онлайн режиме. На них «помешались» миллионы людей, которые пользуются интернетом, и среди них, к большому сожалению, множество заслуженных инженеров, а также профессиональных и компетентных с воём деле строителей.

Строительство сегодня проживает довольно сложный этап своего развития.

Хотя, в принципе, как и множество других сфер современной промышленности. Рядом с крупными компаниями, которые занимаются строительством, в настоящий момент также появляются бригады строителей – «шабашников». Они являют собой хоть и небольшую, однако довольно сплочённую группу, которая предлагает выполнение практически всех разновидностей ремонтных и строительных работ, и в довольно непродолжительные сроки.

Такие бригады строителей предлагают свои услуги строительства «под ключ».

На сегодняшний день их можно увидеть, наверное, абсолютно в любом городе.

Но в случае, если Вы желаете нанять на строительные работы к себе домой именно такую бригаду, Вам следует подойти к выбору бригады-подрядчика со всей серьёзностью и вниманием. Кроме того, Вы должны быть готовы к тому, чтобы постоянно и в полной мере контролировать процесс строительных работ на всех стадиях.

В ином случае Вы просто-напросто рискуете остаться с некачественно возведённым жильём.

Эта современная проблема строительства является очень и очень актуальной для населения страны на сегодняшний день. 2

Если рассматривать современное строительство и современные проблемы строительства в масштабе городского строительства в стране, то следует отметить проблему развития и реконструкции центральных территорий в городах, которые требуют перепрофилирования их функций для сегодняшних нужд.

К подобным территориям относятся складские портовые пространства в городах-портах, территории, которые заняты различными промышленными предприятиям или же обветшавшими зданиями, которые имеют историко-архитектурную ценность.

С тотальной урбанизацией и развитием городов в стране, те территории, которые когда-то были окраинами, становятся центральными частями городов. Потому, из-за расположения таких территорий появляется множество факторов, которые формируют концепции развития и реконструкции.

Первый такой фактор – это экономическая ценность земельного участка, ведь чем дороже стоит земля, тем больше денежных средств инвестор стремится получить от строительства на нём.

Следующим фактором является плохая экологическая обстановка в центрах городов, особенно крупных.

Центры всех крупных городов на сегодняшний день – то урбанизированные территориальные участки, которые являют собой сети узких улиц, маленьких двориков, которые не освещаются, и там отсутствует зелень.

Во дворах, из-за того, что дома слишком тесно застроены, не попадают солнечные лучи.

В связи с этим там всегда тень и там всегда сыро. На улицах всё время образуются автомобильные пробки и заторы, которые порождают высокий уровень загазованности.

Та парочка деревьев, которые здесь есть, просто не способны поглотить все эти выхлопные газы и выделить достаточно чистого кислорода. Потому там, где есть возможность реконструкции, экологи желают увидеть островки зелёной растительности, парки, которые привлекательны с точки зрения здоровья городских жителей и их отдыха. 3

Борьба между урбанистами, которыми выступают инвесторы, и дезурбанистами, которыми выступают экологи, является очень актуальной проблемой на сегодня. Ведь в развитых странах в настоящее время уже серьёзно занялись экологичностью архитектуры, а в развивающихся странах всё ещё стремятся получить как можно более высокую выгоду из земельного участка.

Таковы основные современные проблемы строительства и те, которые порождены строительством.

Власти нашей страны, вне всякого сомнения, должны обратить на них своё пристальное внимание.

Строительство - производство, связанное с созданием новых и модернизацией имеющихся основных фондов производственного и иного назначения.

Конечным продуктом строительной деятельности являются объекты недвижимости в виде домов или сооружений.

Эксплуатация объектов возможна, когда обеспечивается их надлежащее качество при производстве. Параметры качества на сегодняшний день устанавливаются системой актов технического нормирования, в виде пока еще действующих строительных норм и правил, ГОСТов и технических условий.

Регулирование отношений в строительстве сегодня осуществляется актами технического нормирования, не содержащими правовых норм. Процесс регулирования отношений основан на применении норм технических, а не норм права. Правовой нормой в юридической муке называется правило поведения, санкционированное, установленное государством и защищаемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Правовая норма разновидностью общественной нормы, регулирующей социально значимое поведение членов общества. 4

Технические нормы не являются социальными и не имеют юридического значения, так как определяют порядок обращения людей с орудиями и предметами труда, иными объектами материального мира или силами природы.

Нарушение технических норм само по себе не приводит к наступлению юридической ответственности.

Основной формой изложения таких норм являются государственные стандарты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства и т.д.

Пункт 3.4 письма Министерства юстиции России от 03.06.1993 г. № 08-09/307, п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции от 17 апреля 1998 г. № 42, указывается, что ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - акты нормативно-технического характера, не содержащие правовых норм.

Юридическая ответственность возникает только тогда, когда нарушены нормы права.

Только социально-правовые нормы способны регулировать общественные отношения, технические же нормы относятся лишь к области техники и являются предметом различного рода технической науки.

Ключевые слова

КОНТРОЛЬ; КАЧЕСТВО / ИНЖЕНЕР / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ / СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / ПРОБЛЕМА / МОНИТОРИНГ / ОБСЛЕДОВАНИЯ / НАРУШЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЗАКАЗЧИК / CONTROL / QUALITY / ENGINEER / CONSTRUCTION / ARTIFICIAL CONSTRUCTIONS / BUILDING AND CONSTRUCTION WORKS / PROBLEM / MONITORING / INSPECTIONS / VIOLATIONS / TECHNICAL SUPERVISION / CUSTOMER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы - Дмитриев Александр Сергеевич, Квитко Александр Владимирович

Контроль качества работ в строительстве-это слова, знакомые каждому инженеру . Но все ли должным образом разбираются и, что самое главное, применяют это на практике? В этой статье я попытался разобраться с этим вопросом. Статья основана на моем личном опыте и наблюдениях за строительным процессом, будучи непо-средственным его участником. В ней приведены основные узловые моменты в данной сфере строительства , трудности, сопровождающие ее в современном мо-стостроении, а так же основные пути для решения проблемы контроля качества. Вместе с контролем качества попутно рассмотрена тема мониторинга искусствен-ных сооружений и актуальности ее применения в более широких форматах, чем это ведется в настоящее время. Не обойден стороной и вопрос взаимоотношений между техническим надзором заказчика и подрядчиками. В разобранном в конце статье отвлеченном примере я постарался провести прямую зависимость итогового качества работ и длины жизненного цикла от контроля качества работ на этапе строительства . Также параллельно с этой зависимостью проведена мысль о допол-нительных трат времени и ресурсов на устранение этих замечаний и дефектов.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре, автор научной работы - Дмитриев Александр Сергеевич, Квитко Александр Владимирович

  • Современные направления информационного моделирования в аспекте дорожно-транспортного строительства

    2017 / Кожевников М.М., Гинзбург А.В., Кожевникова С.Т.
  • Задачи обеспечения качества процессов строительства

    2012 / Белов Александр Вячеславович
  • Моделирование и оценка зарубежного опыта повышения качества строительных работ и услуг хозяйствующих субъектов

    2015 / Романова А.И., Добросердова Е.А.
  • Концепция контроля качества организации строительных процессов при проведении строительного надзора на основе использования информационных технологий

    2019 / Топчий Д.В., Токарский А.Я.
  • Разработка организационно-технологических решений в строительстве с использованием технологий информационного моделирования (тим)

    2016 / Вайсман Станислав Михайлович, Байбурин Альберт Халитович
  • Контроль качества работ при содержании, ремонте и реконструкции мостов

    2006 / Шестериков В.И.
  • Порядок проведения контроля в строительстве

    2016 / Ковалёва А.М., Семёнов А.С., Ряховский Ю.А.
  • Управление качеством как эффективный инструмент регулирования конкурентной позиции строительной продукции на рынке

    2018 / Левицкий Тимур Юрьевич, Эсетова Аида Махмудовна
  • Современное обеспечение эффективного управления реализации авторского надзора в проектных организациях

    2017 / Самофеев Никита Святославович, Гареева Земфира Анисовна
  • Потенциал эффективности комплексной оценки качества строительства от этапа проектирования до ввода объекта в эксплуатацию

    2019 / Савушкина Т.Ю., Зенов В.С., Зеленцов А.С., Лапидус А.А.

Problems of quality control of works in modern construction

Quality control of works in construction are the words familiar to each engineer . Whether but all properly understand and, what the most important, put it into practice? In this arti-cle I tried to deal with this question. Article is based on my personal experience and su-pervision over construction process, being its direct participant. In it the main focal points are given in this sphere of construction , the difficulties accompanying it in a modern bridge building, and also main ways for a solution of the problem of quality control . To-gether with quality control the subject of monitoring of artificial constructions and rele-vance of its application in wider formats is in passing considered, than it is conducted now. Also the question of relationship between technical supervision of the customer and contractors isn"t avoided. In the abstract example sorted at the end to article I tried to car-ry out direct dependence of total quality of works and length of life cycle on quality con-trol of works at a construction stage. Also in parallel with this dependence the thought about an additional waste of time and resources on elimination of these remarks and de-fects is carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы контроля качества работ в современном строительстве»

УДК 69.007-05

Проблемы контроля качества работ в современном строительстве

Дмитриев А.С., Квитко А.В.

Аннотация: Контроль качества работ в строительстве-это слова, знакомые каждому инженеру. Но все ли должным образом разбираются и, что самое главное, применяют это на практике? В этой статье я попытался разобраться с этим вопросом. Статья основана на моем личном опыте и наблюдениях за строительным процессом, будучи непосредственным его участником. В ней приведены основные узловые моменты в данной сфере строительства, трудности, сопровождающие ее в современном мостостроении, а так же основные пути для решения проблемы контроля качества. Вместе с контролем качества попутно рассмотрена тема мониторинга искусственных сооружений и актуальности ее применения в более широких форматах, чем это ведется в настоящее время. Не обойден стороной и вопрос взаимоотношений между техническим надзором заказчика и подрядчиками. В разобранном в конце статье отвлеченном примере я постарался провести прямую зависимость итогового качества работ и длины жизненного цикла от контроля качества работ на этапе строительства. Также параллельно с этой зависимостью проведена мысль о дополнительных трат времени и ресурсов на устранение этих замечаний и дефектов.

Ключевые слова: Контроль; качество; инженер; строительство; искусственные сооружения; строительно-монтажные работы; проблема; мониторинг; обследования; нарушения; технический надзор; заказчик.

Problems of quality control of works in modern

Dmitriev A.S., Kvitko A.V.

Annotations: Quality control of works in construction are the words familiar to each engineer. Whether but all properly understand and, what the most important, put it into practice? In this article I tried to deal with this question. Article is based on my personal experience and supervision over construction process, being its direct participant. In it the main focal points are given in this sphere of construction, the difficulties accompanying it in a modern bridge building, and also main ways for a solution of the problem of quality control. Together with quality control the subject of monitoring of artificial constructions and relevance of its application in wider formats is in passing considered, than it is conducted now. Also the question of relationship between technical supervision of the customer and contractors isn"t avoided. In the abstract example sorted at the end to article I tried to carry out direct dependence of total quality of works and length of life cycle on

quality control of works at a construction stage. Also in parallel with this dependence the thought about an additional waste of time and resources on elimination of these remarks and defects is carried out.

Keywords: Control; quality; engineer; construction; artificial constructions; building and construction works; problem; monitoring; inspections; violations; technical supervision; customer.

В эпоху возрастающего восприятия необходимости рационального, а главное качественного строительства транспортной инфраструктуры, как никогда ранее встает вопрос об оптимизации системы контроля качества при возведении этих самых объектов дорожного комплекса. Однако, при этом возникнет ряд проблем, решение которых требуется незамедлительно.

Да, бесспорно, сейчас многие крупные фирмы активно развивают штат отдела контроля качества работ своего филиала и субподрядчиков. При этом, некоторые из них готовы вкладывать деньги в развитие этого самого штата и обучение сотрудников последним нормам и стандартам, действующим ныне на территории нашего государства. Это, безусловно, важный шаг в решении вопросов контроля качества строительно-монтажных работ.

К сожалению, обучение персонала вопросам качества СМР на объекте могут позволить себе в настоящее время только крупные фирмы. Для небольших фирм это считается непозволительной роскошью и первая проблема контроля качества СМР заключается именно в этом. Решить ее без обоснованной законодательной базы практически невозможно. Здесь следует обозначить и вторую проблему, которая распространена в строительных организациях-очень часто инженер по качеству выполняет работу не входящую в круг его прямых обязанностей и привлекается в помощь инженерно-техническому составу ПТО (оформление всевозможных актов, разработку ППР и технологических карт, оформление геодезических схем и т.д.), а иногда по совместительству является инженером ПТО. Решить данную проблему можно только изменив мировоззрение руководящего персонала организации, повернув их «лицом» к контролю качества СМР. Если же этого не произойдет, то на лицо будут все тенденции ухудшения качества СМР в результате отсутствия внутреннего контроля в организации.

Следующая проблема заключается в отсутствии на должном уровне подготовки нижней ступени руководящего состава (мастеров, прорабов) строительной организации в вопросах качества выполнения СМР. К тому же существует зависимость данной категории от среднего руководящего звена, которыми зачастую являются менеджеры, не связанные со стройкой. Им, в первую очередь, нужны такие вещи, как: вы-

полненные в сроки работы (поставленные такими же менеджерами), минимальные затраты на материал, максимальные объемы работ. В результате, зачастую, бездумных действий таких управляющих страдают все сферы непосредственного строительства: в первую очередь-качество работ, затем в зависимости от ситуации зарплата (нарушение технологического регламента не несет никаких дивидендов для работников), текучка кадров, неверное представление о работе тех или иных структур. В итоге -недоверие со стороны заказчика к подрядчику (потому что мастера и рабочие меняются, а ошибки остаются), отношение к заказчику, как к карательному элементу строительства (приедет технический надзор, найдет нарушения, придерется и потом опять необходимо исправлять). Все это создает неблагоприятную среду для строительства транспортных объектов, значимость которых несомненно велика для развития транспортной инфраструктуры страны.

От проблемы взаимоотношений перейдем к другой, не менее актуальной проблеме-мониторинга искусственных сооружений. Сейчас этот вопрос, бесспорно, поднят на достаточно высокий уровень, однако проблемы имеются и здесь, и заключаются они в следующем:

1). В настоящее время «львиная» доля обследуемых мостов-это мосты, построенные в 60-х-80-х годах прошлого века. Как правило, в выводах по обследованию ставится диагноз о капитальном ремонте или реконструкции таких объектов. Здесь правомочен вопрос: «как и что послужило доведению этих мостов до критического состояния?». Кроме банального ответа «время», других ответов нет. И это потому, что по результатам таких обследований зачастую можно сделать только фактический анализ, а не постепенный. Так почему бы не избежать этих недочетов и не начать мониторинг и обследование искусственных сооружений сразу после их возведения? Для этого необходимо предусмотреть затраты на проведение обследований уже на стадии проектирования в разделе обеспечение жизненного цикла и, кстати, сейчас делаются такие попытки.

2). К обследованию искусственных сооружений привлекаются далеко не специализированные организации, не имеющие в своем штате профильных работников (но имеющих допуск СРО к проведению подобных работ). От непрофессионального подхода страдает качество проводимых обследований.

3). Организации, проводящие тендер или торги на работы по обследованию, порой осуществляют эту работу бездумно, устанавливая нереальные сроки (зависящие от освоения денежных средств) выполнения работ, с непрофессионально составленным техническим заданием, отдавая предпочтения не профессионализму организаций, а ценовому критерию. В результате-некачественно выполненное обследование и как след-

ствие-некачественное выполнение СМР. Это изменит отношение к складывающейся картине о качестве работ, описанной выше. Ведь увеличение срока службы конструкций (в том числе и не только исследуемых) это больше половины успеха в строительстве мостовых сооружений.

Для решения этих проблем должна быть разработана законодательная база, регламентирующая выполнение работ по мониторингу и техническому обследованию искусственных сооружений.

Таким образом, оба вопроса, мониторинг и качество работ, необходимо решать параллельно и не только на законодательном уровне. Качество работ-увеличение (или создание) штата инженеров по качеству в приказном порядке (с объяснением руководителям организации в необходимости таковых), повышение квалификации этого самого штата, составление верных должностных инструкций, где не менее 70 процентов рабочего времени должно уходить именно на контроль качества работ, правильная постановка данных сотрудников в иерархической структуре организации и адекватного отношения других сотрудников к ним. Ведь главная цель государственного строительного надзора, технического надзора заказчика, инженера по качеству едина. Это-реальное улучшение качества работ, а не «карающий меч» в виде предписаний, остановок работ, недопонимания и конфликтных ситуаций. Как только строители это поймут и примут, то работа пойдет совсем на иной лад. В мостостроительной сфере появятся и деньги за качественно выполненные объемы работ, заключающиеся в сдаче объектов транспортной инфраструктуры, которые реально прослужат обещанные 80-100 лет.

В сфере мониторинга тоже произойдут видимые результаты буквально за несколько сезонов. Взять хотя бы методы «лечения» бетона различными ремонтными составами. В большинстве своем не до конца изучены и требует доработки для местных условий применения. Многие способы и качество окраски также требуют дополнительного освидетельствования. Что мы получим на выходе после такого постоянного мониторинга? Во-первых, буквально с самого начала будет ясна картина общего качества работ на объекте, соответственно, можно составить список подрядчиков, чья работа внушает доверие и возможно дальнейшее сотрудничество. Во-вторых, будет определено качество используемых материалов и ремонтных составов. Наверняка, не все используемые подходят для местного климата. Можно будет провести собственную жесткую, независимую градацию. В-третьих, объединяя с предыдущим пунктом, будет дан анализ поведения конструкции и развивающихся в ней процессах на ближайшее время.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется отметить, что у нас есть недоработки в области качества СМР, но есть и понимание происходящего, и примерный путь следования вперед.

В заключении можно привести условный пример улучшения работ при привлечении инженера по качеству в штат работников.

Пусть некую условную фирму ООО «М» берут на субподряд на транспортный объект- двухпролетный мост через реку N. Рассмотрим вариант без должного операционного контроля и отсутствия инженера по качеству.

При проведении работ в летний сезон были допущены следующие ошибки:

Защитные слои не соответствуют проектным-на монолитных бортиках карнизных блоков. В результате, весной произошли сколы бетона, обнажение арматуры, начальная стадия ее коррозии. Заказчик обязал исправить это-необходимо обнажение арматуры в эти участках минимум на два сантиметра (или полторы фракции щебня), далее зачистка или замена арматуры, отжатие ее для достижения необходимого проектного защитного слоя, затем устройство местной опалубки и только в конце добетонирование этих участков.

Закладные детали, установленные под барьерное ограждение были не проектные, заводские, а кустарные-покрытые на месте цинолом. В результате, цинол, нанесенный к тому же некачественно, «отлетел», начались процессы коррозии. Заказчик обязал разработать регламент по ремонту и окраски закладных деталей и замену тех, чья коррозия имеет необратимые последствия

Окраска мостового сооружения выполнена с нарушениями-так же сошла краска, при тщательном осмотре были обнаружены несрезан-ные тяжи от опалубки на сточных треугольниках ригеля промежуточной опоры, которые вначале были не видны, так как были тщательно закрашены и замаскированы. Естественно, за полгода краска с них частично осыпалась и они стали заметны. Вертикальная поверхность шкафной стенки перед непосредственной окраской не была обеспылена, что вначале было скрыто от заказчика. Само собой, через полгода это все проявилось. Заказчик обязал вырезать тяжи, заделать отверстия ремонтной смесью, очистить поверхность шкафной стенки, выполнить повторную покраску этих участков.

Эти три нарушения на условном мосту, работы на котором выполняла условная фирма, взяты, естественно, из реальной жизни. Этих дефектов можно было бы без труда избежать, если вовремя были бы замечены ошибки в защитных слоях, не было бы экономии на закладных деталях, проведена добросовестная подготовка поверхности перед покраской и обеспыливание ее. Отсутствие операционного контроля и инженера по качеству дало свой отрицательный результат. Несомненно при наличии инженера по качеству и грамотном подходе этих дефектов можно было бы избежать.

Здесь, конечно, правомерен вопрос-а где же технадзор заказчика?? Он же принимает работы, значит сам виноват, недоглядел. Да, но зачастую физически невозможно осмотреть каждый конструктив перед бетонированием. Или, скажем, проконтролировать исправление всех указанных ошибок. Да и те из строителей, которые недобросовестны, могут утаить какие-либо огрехи тем более в уже забетонированных конструкциях. Визуально-измерительного контроля порой недостаточно. Отсюда и возникают вопросы ко взаимному уважению и профессиональному доверию. Только один небольшой пример показывает как много зависит от качества выполнения СМР. Обозначенные проблемы требуют незамедлительного решения. Только решив их, можно говорить о качественном строительстве объектов транспортной инфраструктуры, увеличения их «жизненного цикла», доверительных отношений между заказчиком и подрядчиком.

В заключении хочется обратиться ко всем участникам, задействованным в создании транспортной инфраструктуры страны. Вы-двига-тель, реальный механизм, от которого зависит что будет с мостостроением в ближайшем будущем. И его реально обратить в лучшую сторону.

Дмитриев Александр Сергеевич - Магистр СПб ГАСУ Россия, Санкт-Петербург

Квитко Александр Владимирович - Заведующий кафедрой «Автомобильные дороги, мосты и тоннели» СПб ГАСУ Россия, Санкт-Петербург. [email protected]

About the authors:

Dmitriev Alexander Sergeevish - Master, SPb GASU, Russia, Saint-Petersburg.

Kvitko Alexander Vladimirovish - Head of the Department of «highways, bridges and tunnels» SPb GASU, Russia, Saint Petersburg [email protected].

Российские строительные компании в своей работе сталкиваются с тремя основными проблемами: срыв сроков, конфликты с проектировщиками и непрозрачные сметы. О том, как справиться с этими трудностями и урегулировать конфликты, рассказывает Евгений Киряев, генеральный директор «Трест №7» (NAI Becar).

Первая проблема - это срыв сроков. 80% компаний готовы взяться за проект с директивными сроками, только бы получить заказ. Особенно часто невыполнимыми бывают графики государственных строек - это связано со сроками освоения бюджетных средств. У строителей в этой ситуации просто нет выбора, они не могут попросить другие условия, и это самое страшное. Чтобы получить проект, они вынуждены врать, обещая выполнить невыполнимое.

С коммерческими объектами немного проще. В этом случае с заказчиком можно наладить диалог и хоть немного скорректировать проект.

Перенос сроков работ может быть связан с элементарной безалаберностью. Помню, в Мурманской области при сносе завода проектировщики не учли или просто забыли включить в план работ перенос действующих коммуникаций в одном цехе. Как следствие, строительство нового производственного объекта затянулось на два года. По причине простоя превысили смету по демонтажу на 100%! Никто не хотел брать на себя ответственность - ни проектировщики, ни местный инженерный состав.

Еще одна проблема - отсутствие взаимосвязи между проектировщиком и строителем. В чем это выражается? В начале строительства проектировщик не предоставляет подрядчику всю необходимую информацию.

Строитель не может в полном объеме проанализировать проект, не успевает его изучить, надеясь, что даже если возникнут проблемы и потребуются дополнительные расходы, удастся, так сказать, «разобраться в бою». В итоге проект зачастую сильно меняется, одни работы приходится заменять другими, бюджет полностью пересматривается.

Конфликт интересов неизбежен: проектировщик считает, что его все обманывают, а строитель входит в стройку и начинает вытаскивать «скелеты в шкафу». Мало того, российская специфика предполагает, что согласовать проект, пройти экспертизу нужно любой ценой. В первую очередь это касается, опять же, государственных проектов с бюджетным финансированием. Зачастую происходит так: проект готовится специально под согласование, какие-то добавления, замена работ происходят потом, главным становится сохранение цены проекта. И строитель вновь оказывается практически в безвыходной ситуации.

Третья проблема непосредственно связана со второй - это закрытость подрядчика и непредоставление заказчику честных и открытых расценок. Предъявляются какие-то серые, завуалированные сметы, а открытой работы с заказчиком нет.

Наши решения

Решение №1: Честный график

Во-первых, мы смотрим на график производства работ как строители, во-вторых, анализируем расписание функций заказчика, которые в процессе стройки он должен осуществлять. Исходя из данных анализа, мы четно говорим, приемлемы эти сроки или их нужно скорректировать. Согласовав реальный график, и мы, и заказчики понимаем, что если по графику и произойдет сдвиг, то только из-за форс-мажорных обстоятельств и не больше, чем на месяц-два. За проект с директивным графиком, например, в шесть месяцев, мы, проведя анализ, никогда не возьмемся.

Решение №2: Тщательный анализ

Как мы решаем конфликты с проектировщиками? Тут все конкретно: внутри нашей компании есть достаточно квалифицированные проектировщики - «ТрансТерминалПроект». Это отдельное юридическое лицо, наши партнеры, с которыми мы взаимодействуем. Перед тем, как войти в какой-либо проект, мы отдаем проектную документацию, технические решения или любую другую информацию об объекте нашим проектировщикам, садимся за общий стол, начинаем обсуждать, находим подводные камни, понимаем, какие потребуются изменения. И заказчик знает, что когда мы приступим к строительству, воплотим эти поправки в жизнь. Благодаря нашим проектировщикам мы можем приступить к работе еще до того, как все документы будут согласованы. Пока мы работаем на объекте, проектировщики отдают наши предложения заказчику. Все происходит параллельно со стройкой, поэтому удается соблюсти все сроки.

Решение №3: Предварительный прайс

Наша компания сейчас находится на начальном этапе разработки расценок на основные виды работ. По небольшим проектам мы сейчас работаем следующим образом: при входе на объект даем заказчику свои уже сложившиеся расценки. Он может сравнить их с рыночными ценами.

Если куб бетона в среднем по Москве стоит 20 тысяч рублей, то мы говорим, что готовы продавать его по 18 тысяч рублей. Из таких расценок на основные виды работ получается некий прайс. И заказчик хотя бы на начальной стадии может заключить с нами контракт. Он знает, что если потребуются какие-то уточнения, их можно будет сделать уже в ходе стройки.

Допустим, средняя траншея два-три метра глубиной, труба 250 см диаметром, мы кладем ее по определенной расценке за погонный метр. Если возникают нюансы, например, нужна нестандартная водопроводная камера в земле, то это мы обсуждаем отдельно, не прерывая основных работ и не сдвигая сроки.

Все эти способы решения основных проблем выработаны компанией за годы успешной работы на строительном рынке.

1

Строительная отрасль задает темп экономического развития, является весьма весомым сектором в экономике многих стран мира. Актуальность данной темы обусловлена динамичным развитием строительных услуг в последние несколько десятилетий в мировой экономике. Вместе с тем, эта отрасль весьма болезненно реагирует даже на незначительные изменения конъюнктуры мирового рынка. В статье "Некоторые тенденции и перспективы развития строительной отрасли в России" рассматривается существующее положение строительства в стране. Это одна из ключевых отраслей, которая играет немаловажную роль в экономике России. Анализ состояния рынка строительных услуг показывает необходимость поддержки развития данной сферы. Российская строительная отрасль имеет ряд серьезных трудностей, которые существенно тормозят развитие данного рынка услуг. Освещены основные проблемы, с которыми сталкивается отрасль, и представлены пути их решения.

строительная отрасль

экономическое развитие

стратегическая отрасль

1. Андриевская К.И. Основные тенденции на рынке жилищного строительства в России // К. И. Андриевская // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: науч. электрон. журнал. – 2017.- № 5(42) - Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/5(42).

2. Ворожбит О.Ю. Особенности разработки стратегии развития строительной отрасли [Элек-тронный ресурс] / О.Ю. Ворожбит // Проблемы современной экономики: электрон. журнал. – 2016. - №3 – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27321732.

3. Ишекенова М. Краткий обзор строительной отрасли США, Турции, КНР и стран ЕС [Электронный ресурс] / М. Ишенкова // АО «Рейтинговое Агентство Регионального Финан-сового Центра города Алматы» (РА РФЦА). – 2016. – Режим доступа: http://rfcaratings.kz/.

4. Косарева Н. Б., Полид Т. Д., Пузанов А. С., Туманов А. А. Рынок жилищного строитель-ства в России: современное состояние и перспективы развития / Н. Б. Косарева, Т.Д. Политд, А.С. Пузанов, А.А. Туманов // Вопросы экономики: науч. электрон. журнал. – 2013. - № 3.

5. Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/11870/.

Учитывая современные тенденции развития мирового хозяйства, для экономики каждой страны жизненно важно иметь конкурентные преимущества, благодаря которым она будет развиваться, как на национальном уровне, так и на международной арене.

Строительная отрасль задает темп экономического развития, является весьма весомым сектором в экономике многих стран мира. Актуальность данной темы обусловлена динамичным развитием строительных услуг в последние несколько десятилетий в мировой экономике. Вместе с тем, эта отрасль весьма болезненно реагирует даже на незначительные изменения конъюнктуры мирового рынка.

Анализируя состояние рынка строительных услуг в мире, можно выделить несколько стран-лидеров, такие как Китай, США, Турция, страны ЕС. Об этом свидетельствует положительная динамика доли строительного сектора в ВВП в этих странах (Рисунок 1).

Определяющее значение для развития современного мирового рынка строительных услуг играет ценовая конкуренция, явившаяся основным фактором успеха для строительных компаний ряда стран, таких как Китай, Турция. Как мы видим из данных таблицы, строительная отрасль Китая является крупнейшей в мире. Китайские строительные компании занимают лидирующие позиции в рейтинге Топ-250 Международных строительных компаний уже не первый год.

В России доля строительства составляет менее 3% ВВП. Российская экономика в целом сегодня характеризуется снижением инвестиционной активности за счет оттока иностранного капитала, а также сокращения инвестиционных программ отечественных финансовых организаций. Высокий уровень инфляции привел к росту процента за кредит, который превысил уровень рентабельности по возводимым объектам. В такой ситуации многим России стало невыгодно возводить объекты .

Рисунок 1 - Доля строительного сектора от ВВП в странах мира на 2016 год., в %.

Источник: Atradius, National Bureau of Statistics of China, РА РФЦА

После резкого обвала в 2009 году, когда темп роста упал до 88,3%, последовала тенденция роста объемов строительного производства и продолжалась следующие два года, показатели выросли до 115,4%. Затем в 2013 году произошел спад, и к 2015 году показатель составил 97,1%. Этот год не только для строительного сектора, но и для экономики всей страны прошел под знаком неопределенности. Объем строительных работ составил 5945,5 млрд рублей, что ниже показателя 2014 года на 180 млдр рублей или на 2,9%.За данный период отрасль окончательно перешла в состояние вялотекущей рецессии.

Динамика показателя представлена на рисунке 2 .

Рисунок 2 - Сравнительная динамика объемов строительных работ в 2005-2015 гг., млрд рублей

Так в разные периоды российской экономики, рынок строительных услуг испытывал подъемы и спады, но при этом данное направление является наиболее интересным и привлекательным для инвестирования.

Строительная отрасль по праву считается одной из стратегических отраслей экономики России. Строительная сфера играет особую роль в экономики государства. По своим характеристикам она является достаточно капиталоемкой, позволяет предоставлять значительное количество рабочих мест, а производимый ею продукт служит для удовлетворения основных запросов общества, таких как жилье, городская инфраструктура, дороги и д.р. Наличие научно-технического, производственного потенциала, способствует формированию заказа на поиск оптимальных технологических решений, инновационных технических разработок, что влияет на эффективность всей экономики в целом.

В статье «Особенности разработки стратегии развития строительной отрасли» О. Ю. Ворожбит пишет, что «на современном этапе строительный комплекс по форме — это достаточно раздробленное множество самостоятельно функционирующих хозяйствующих субъектов, обладающих своими специфическими особенностями. По экономическому содержанию строительный комплекс обладает разнородностью, представляет собой систему живого и овеществленного труда организаций и предприятий, обеспечивающих создание новых и модернизацию действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения, и выражается в присутствии набора признаков. Выделенная раздробленность не способствует эффективному развитию отрасли в целом. В настоящее время основным инструментом развития строительной отрасли в современном государстве является стратегическое планирование, ключевым элементом, которого является стратегия» .

Это еще раз подтверждает то, что российская строительная отрасль имеет ряд серьезных проблем, которые существенно тормозят развитие данного рынка услуг. К ограничивающим факторам также можно отнести следующие:

Нехватка квалифицированных кадров;

Низкое качество отечественных строительных материалов;

Неудовлетворительный уровень технического оснащения строительных предприятий;

Слабая инфраструктура в инженерной сфере;

Нехватка инвестиций, финансовых вложение в отрасль;

Высокий уровень инфляции в стране;

Недоступность кредитных займов для населения

Высокие цены на жильё;

Отсутствие достаточных гарантий со стороны государства;

Высокое налогообложение.

Требуются количественные и качественные преобразования, способствующие более эффективному решению задач наращивания объемов строительства жилья, реализации масштабных инфраструктурных проектов, открывающие возможности для развития промышленно-экономического потенциала Российской Федерации в целом.

Существующие проблемы обусловили создание такого проекта как «Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года». Разработан этот документ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации . Основной акцент делается на внедрение в строительную отрасль инноваций, которое предполагает формирование конкурентоспособного рынка строительных услуг. Это поможет нарастить не только долю в ВВП страны, но и послужит толчком к развитию смежных отраслей экономики. Но к сожалению, это не решает всех поставленных задач.

Успех результата от реализации стратегической цели развития строительной отрасли России зависит от множества факторов, которые также нельзя не учитывать. Необходима разработка такой экономической модели, которая позволяла бы охватить широкий спектр проблем в самых различных условиях. Надлежит выявить основные причины и своевременно воздействовать на них.

Несмотря на определенный кризис в строительной отрасли, вопрос развития остро стоит на повестке дня. Сейчас перед правительством стоит необходимость внести некоторые корректировки и поправки в законодательство, усилить государственное воздействие и регулирование данной отрасли. Так как рынок находится в прямой зависимости от рынка жилищного строительства, следует активизировать развитие именно этого направления, что позволит расширить объем отделочных и ремонтных работ, а также решить множество социальных проблем, касающихся обеспечения людей безопасным и достойным жильем.

Меры для решения указанных проблем также во многом зависят от поддержки потребителей со стороны государства, установлении неизменных норм технического регулирования, разработки методик управления рисками в строительстве, принятие государством под свой контроль и осуществление первоочередных социальных и жилищных программ. Строительная отрасль нуждается в целом комплексе мероприятий по обновлению воспроизводственного потенциала страны, формированию производственной и социальной инфраструктуры.

Кроме этого, улучшить состояние отрасли можно посредством эффективной интеграции российского рынка строительных услуг в мировой, для чего необходимы как повышение его внутренней конкурентоспособности, так и встраивание российских компаний в организационное поле международно-правового регулирования в исследуемой отрасли. Особенно стратегически значимым является развитие экономического сотрудничества российских хозяйствующих субъектов строительного рынка с ведущими строительными компаниями мира. Вдобавок такая интеграция позволит привлечь иностранный капитал для финансирования российских проектов.

Во всём многообразии видов коммерческой деятельности строительство было и остаётся одной из ведущих отраслей. Оно оказывает решающее влияние на развитие огромного количества смежных отраслей материального производства. Несмотря на определенные сложности, строительный сектор имеет множество перспектив для дальнейшего развития. Но наличие серьезных проблем существенно его тормозят. Строительная отрасль как никогда нуждается в незамедлительной помощи, направленной на поддержание ситуации. Своевременные действия являются необходимыми для успешного функционирования не только это сферы, но и экономики в целом.

Библиографическая ссылка

Кан Д.-. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17144 (дата обращения: 15.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Основные проблемы, замедляющие развитие строительного комплекса в России, таковы: недостаток финансирования, отсутствие во многих регионах площадок с подготовленной инфраструктурой, низкий уровень менеджмента в строительстве, плохая организация работ, технологическая отсталость российского строительного комплекса.

Под недостатком финансирования понимается низкий платежеспособный спрос населения, нехватка средств у девелоперов на этапе строительства, отсутствие поддержки строительства социальных и инфраструктурных объектов за счет бюджета. Фактор бюджетного финансирования жилищного строительства значим лишь в отдельных регионах: Москве, республиках Башкортостан и Татарстан. В остальных регионах бюджеты играют куда более скромную роль в финансировании отрасли. При анализе ситуации в отрасли необходимо учитывать специфику производства продукции. С момента принятия решения о застройке до ввода объекта в действие может пройти два года и даже больше. Очевидно, что для осуществления строительных проектов нужны «длинные» деньги. Как следствие, наиболее конкурентоспособными здесь оказываются крупные организации, имеющие доступ к долгосрочным источникам финансирования. В городах отмечается недостаток площадей, готовых для строительства. В этом случае инвестиционный цикл может длиться пять-шесть лет и требует больших вложений. Как правило, частные инвесторы не берутся за освоение площадей, где необходимо создавать инфраструктуру. Одновременное наличие проблем с финансированием и подготовленными для строительства площадями практически исключает возможность ускоренного развития отрасли в среднесрочной перспективе.

Оптимальная организация регионального строительства - это небольшое количество крупных организаций, выступающих в роли генеральных подрядчиков, и возможность свободного входа для строителей из других регионов. Высокий уровень монополизации отрасли и наличие входных барьеров для предприятий из других регионов уменьшают экономические стимулы для участников рынка и, как правило, свидетельствуют о спайке интересов бизнеса и местной власти.

Эксперты отмечают, что в отрасли практически нет специалистов, которые обладали бы знанием строительных технологий и навыками менеджмента. Нехватка рабочих строительных специальностей вынуждает большинство строительных фирм использовать труд гастарбайтеров. Дело не только в дешевизне их труда, но и в элементарной нехватке рабочих рук.

Изношенность основных фондов предприятий стройиндустрии составляет 30%-60%. Обновление фондов необходимо практически всем строительным компаниям, иначе с увеличением темпов строительства, загрузка местных предприятий так и останется на уровне 30-35%. Все остальное будут выпускать более конкурентоспособные иностранные и иногородние компании.

Многие проблемы строительного комплекса решаются на региональном уровне. Особенности отрасли и существующий уровень развития экономики страны не позволяют государству уйти со строительных рынков. Развитие сектора возможно за счет улучшения работы строительных предприятий. Для строительных организаций приоритетными направлениями деятельности должны стать совершенствование управления, расширение горизонта планирования и более точный учет требований рынка. Органам местной и региональной власти необходимо разработать долгосрочные программы расширения возможностей финансирования строительства.

Кондюкова Е.А. Набережночелнинский филиал ИЭУП

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама