THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама



Хотите, перезвоним Вам за 26 секунд?
с :00 до :00

Отлично! Давайте мы перезвоним Вам завтра

К сожалению, мы не в офисе. Давайте мы перезвоним Вам
в рабочее время и обсудим детали?

Отлично! Хотите, мы сейчас Вам перезвоним

Хотите, мы сейчас Вам перезвоним
за 26 секунд и обсудим детали?

Заявка успешно отправлена, ожидайте ответа!

Bы были у нас на сайте мин. Вы нашли то, что искали?

Свободных операторов на линии: 2
Свободных операторов на линии: 0
В процессе разговора с клиентами: 0
Обслуженных вызовов за сегодня: 4
Мы искренне ценим Вас. Нам важно Ваше мнение, чтобы стать лучше.

Приведенная ниже информация поможет Вам сориентироваться при проведении камеральной проверки отчетности и выездной налоговой проверки. Она содержит сведения о процессуальных сроках, установленных в отношении налоговых проверок.

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

1. ЧТО ТАКОЕ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).

Цель ее - определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

Камеральная проверка начинается после того, как Вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2.ВОЗМОЖНА ЛИ ПОВТОРНАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?

На практике встречаются ситуации, когда налоговый орган проводит две камеральные проверки по одной и той же декларации (расчету). И, вероятнее всего, он составит и вручит налогоплательщику два разных акта по результатам каждой из них. Нередко второй акт содержит информацию о более существенных нарушениях налогового законодательства по сравнению с первым.

Тот факт, что инспекция проверила представленную Вами отчетность дважды, может выступить основанием для отмены решения, вынесенного по итогам второй камеральной проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-10597/2009). Обосновывается это тем, что ст. 88 НК РФ не предусмотрено право неоднократно проводить камеральные налоговые проверки одной и той же декларации (расчета).

Уже проверенная отчетность не может подвергаться повторной камеральной проверке, даже если проводить ее будет другой налоговый орган. Отметим также, что проверить ее дважды нельзя и в том случае, когда об этом просит сам налогоплательщик.

3.ПЕРЕХОД ОРГАНИЗАЦИИ ИЗ ИНСПЕКЦИИ В ИНСПЕКЦИЮ В ПЕРИОД КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

На основании сведений из ЕГРЮЛ налоговый орган по прежнему адресу снимает Вас с учета, передает все документы по новому месту и на их основании новая инспекция ставит вас на учет (п. 4 ст. 84 НК РФ).

Что же будет, если в инспекции по прежнему адресу в период "переезда" идет камеральная проверка?

Из норм действующего законодательства однозначный вывод сделать нельзя. С одной стороны, как видно, налоговики должны в установленный срок передать все материалы вашего дела в новую инспекцию. А значит, у них не должно быть времени заканчивать проверку.

С другой стороны, Налоговый кодекс РФ не обязывает их завершать текущую проверку раньше установленного трехмесячного срока в связи с переездом налогоплательщика.

На практике, как правило, налоговики в старой инспекции заканчивают проверку и при обнаружении нарушений налогового законодательства составляют акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). Решение по проверке в этом случае также выносит тот налоговый орган, который ее проводил (п. 1 ст. 101 НК РФ).

4.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который вы представили отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ, Письма Минфина России от 25.03.2009 N 03-07-11/81, от 07.06.2006 N 03-02-07/1-141). То есть налоговики при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика.

Вместе с тем это не означает, что они не могут обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

5.ПРЕДМЕТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ. ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПЕРИОД

Налоговики в ходе камеральной проверки проверяют представленную налогоплательщиком отчетность (п. 2 ст. 88 НК РФ).

6.ПЕРИОД, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ПРОВОДИТСЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА.

Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Она может идти как один день, так и все три месяца (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 08.04.2010 N А55-14120/2009). Главное правило: налоговики должны завершить все процедуры по проверке в этот срок.

В ХОДЕ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

На практике в ходе углубленной камеральной проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 86, 90 - 97 НК РФ):

Истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;

Допрос свидетелей;

Назначение экспертизы;

Привлечение специалиста, переводчика;

Выемку документов;

Осмотр помещений и территорий.

8.ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ,

СОСТАВЛЕННОГО С НАРУШЕНИЯМИ

Если вы получили на руки акт камеральной проверки и обнаружили в нем нарушения (ошибки, опечатки и т.д.), допущенные налоговым инспектором, у вас могут возникнуть вопросы: отразить их в возражениях, припасти для жалобы или судебного разбирательства либо, возможно, вообще не придавать им значения? Для ответа на эти вопросы вы прежде всего должны тщательно изучить акт камеральной проверки и понять, согласны ли вы с выводами налогового инспектора, изложенными в акте. Если полученный акт по существу не вызывает у вас никаких возражений, то, по нашему мнению, предпринимать какие-либо действия в отношении выявленных формальных нарушений практического смысла нет. Но если впоследствии вы решите добиваться отмены решения в суде, то несущественные формальные нарушения могут быть дополнительными аргументами, подтверждающими вашу правоту.

9.НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ НА АКТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Возражения на акт камеральной проверки - один из важнейших инструментов, который закон предоставляет налогоплательщику, чтобы он имел возможность влиять на принятие решения по итогам проверки.

Как правило, возражения на акт камеральной проверки представлять необходимо. Особенно если Вы намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.

10.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ ОРГАН ИЛИ СУД

Конечно, лучше, чтобы документы, которые подтверждают Вашу правоту в споре с налоговиками, были приложены непосредственно к возражениям либо представлены в инспекцию в согласованные сроки до рассмотрения материалов проверки. Тогда у вас есть реальный шанс повлиять на принятие решения по итогам проверки. Однако может случиться так, что вы будете располагать документами только после вынесения решения. Можно ли представить их непосредственно в вышестоящий орган или суд? Суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы. Такая позиция изложена в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. При этом ВАС РФ отметил, что налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Правильность этого вывода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 12.07.2006 N 267-О.

Одно из направлений деятельности «АзимутБизнесКонсалтинг» - оказание помощи в налоговых спорах. Обратитесь к нам, мы обязательно Вам поможем.

11.ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

В отношениях с налоговиками налогоплательщик наделен различными правами, например:

Представлять свои интересы в отношениях с налоговиками лично либо через своего представителя (пп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 НК РФ);

На сохранение налоговой тайны (ст. 102 НК РФ).

На обжалование действий и решений налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

Кроме того, Налоговый кодекс РФ закрепляет права налогоплательщика, осуществление которых позволяет ему защитить свои интересы в ходе камеральной проверки и при принятии решений по ее результатам.

12.ПОДАЧА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

На всем протяжении камеральной проверки и после нее у налогоплательщика есть возможность представить в инспекцию уточненную декларацию или расчет.

В ряде случаев это может помочь налогоплательщику избежать неблагоприятных последствий ошибок, которые допущены им при составлении отчетности.

13.КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА)

Если налогоплательщик в ходе камеральной проверки налоговой отчетности представляет за этот же период уточненную декларацию (расчет), проверка первичной отчетности прекращается и начинается новая - уже по уточненной (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

1.КАК ОТБИРАЮТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Согласно Концепции отбор налогоплательщиков для выездных проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике.

Налоговики анализируют разд. 3 Концепции:

1) суммы исчисленных и уплаченных налогов.

Такой анализ проводится, прежде всего, чтобы проверить, все ли налоги и вовремя ли Вы уплатили в бюджет. Но, кроме того, данный вид анализа несет в себе еще одну нагрузку: выявление налогоплательщиков, у которых суммы начислений со временем уменьшаются;

2) показатели отчетности налогоплательщиков (налоговой, бухгалтерской).

Этот вид анализа предназначен для выявления:

Значительных отклонений от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам;

Противоречий (несоответствия) между данными в отчетности, представленных документах и информацией, имеющейся у налоговиков;

3) факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

В процессе анализа имеющейся информации налоговики проверяют налогоплательщика на соответствие так называемым критериям оценки рисков.

2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Выездная проверка - это всегда серьезное испытание для налогоплательщика.

И не только потому, что по итогам проверки могут доначислить налоги или привлечь к ответственности. Но и потому, что она, как правило, связана с продолжительным присутствием проверяющих на территории (в помещениях) налогоплательщика, необходимостью обеспечивать им доступ ко всей нужной документации и возможностью проведения самых разных мероприятий налогового контроля.

3.НАЛОГОВЫЙ ОРГАН, ПРОВОДЯЩИЙ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ

По общему правилу выездную проверку проводит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ).

4.МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

По общему правилу выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, что следует из ее названия (п. 1 ст. 89 НК РФ).

5.ПРЕДМЕТ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ.

Предметом выездной проверки выступает проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговики вправе проверять все или несколько налогов одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

6.ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ.

У налоговиков по общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки. Причем вне зависимости от времени нахождения проверяющих на территории налогоплательщика.

Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Общая продолжительность выездной проверки с учетом этого может составить год и три месяца.

Срок начинает исчисляться с даты вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о проведении выездной проверки. Окончание срока определяется днем составления справки о проведенной выездной проверке (п. п. 1, 8 ст. 89 НК РФ).

7.МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ХОДЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

В ходе выездной проверки налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 89, 90 - 97 НК РФ):

Истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;

Допрос свидетелей;

Назначение экспертизы;

Выемка документов и предметов;

Инвентаризация имущества;

Привлечение специалиста, переводчика.

8.ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ

Выемка документов и предметов производится налоговиками для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства. Осуществить ее налоговый орган может в двух случаях.

1. Если Вы отказываетесь представить запрошенные у вас в порядке ст. 93 НК РФ документы или не представляете их в установленный срок. Право налоговиков осуществить выемку при таких обстоятельствах предусмотрено п. 4 ст. 93 НК РФ.

2. Если есть достаточные основания полагать, что документы, которые свидетельствуют о нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, а они необходимы для проведения проверки. Право налоговиков на выемку в этих случаях установлено пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ. Чтобы осуществить выемку по данному основанию, проверяющие не обязаны направлять налогоплательщику требование о представлении документов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2010 N А05-17032/2009).

9.НАРУШЕНИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ВЫЕМКИ .

Постановление о производстве выемки, которое составлено с нарушениями ст. 94 НК РФ, может быть обжаловано в порядке ст. ст. 137, 138 НК РФ в вышестоящий налоговый орган или суд.

10.ПОВТОРНАЯ ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА

Повторная выездная проверка - это проверка, которая проводится по уже проверенным в рамках предыдущих выездных проверок налогам за уже проверенные периоды. Такая проверка может проводиться независимо от того, какая это по счету выездная проверка данного налогоплательщика в текущем календарном году. Ограничения, которые установлены п. 5 ст. 89 НК РФ, не действуют. В результате повторной проверки проверяющие вправе переоценить выводы первоначальной выездной проверки и принять новое решение. В том числе могут быть выявлены недоимки по налогам и начислены соответствующие пени. В то же время привлечь Вас к ответственности за новое правонарушение, которое не было выявлено в ходе первоначальной проверки, налоговики не вправе. На это прямо указано в абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ. Исключение случаи, когда в ходе повторной проверки выявляется сговор налогоплательщика с первыми проверяющими. Повторная выездная проверка может быть назначена: - в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вышестоящим налоговым органом (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ); - в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

11.СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

По общему правилу выездная проверка налогоплательщика (в том числе организации с обособленными подразделениями) проводится в течение двух месяцев. А самостоятельная выездная проверка филиала или представительства - в течение одного месяца (п. 6, абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ).

12.ТРЕБОВАНИЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ

Как известно, выездная проверка, по общему правилу, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Проверяемый налогоплательщик обязан предоставить налоговикам возможность ознакомиться на месте с любыми документами, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом выездной проверки (абз. 1 п. 12 ст. 89 НК РФ, Письма Минфина России от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395, от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228, от 25.03.2009 N 03-02-08-20).

13.ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЙ ПРИ ВЫСТАВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ. ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ С НАРУШЕНИЯМИ

Несмотря на то что форма Требования о представлении документов утверждена нормативным правовым актом (Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@), формальные нарушения в большинстве случаев не влияют на правомерность данного документа.

Иначе говоря, если Вы получили требование, которое составлено в произвольной форме и, к примеру, не содержит предупреждения об ответственности за его невыполнение, то это не означает, что у Вас есть основания его не исполнять.

14.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ.

Результаты выездной проверки оформляются актом. Однако до его оформления проверяющие должны составить справку о проведенной выездной проверке (п. 15 ст. 89, п. 1 ст. 100 НК РФ). Такой порядок применяется ко всем выездным проверкам, в том числе и повторным.

15.НАРУШЕНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ СПРАВКИ О ПРОВЕДЕННОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ. ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СПРАВКИ, СОСТАВЛЕННОЙ С НАРУШЕНИЯМИ

Предположим, что при составлении справки в ее содержании были допущены ошибки. Каковы их последствия? Можно ли оспорить решение, принятое по итогам выездной проверки, на том основании, что в справке допущены ошибки?

16.НАРУШЕНИЯ (ОШИБКИ) ПРИ СОСТАВЛЕНИИ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Иногда работники налоговых органов допускают ошибки и нарушения при составлении акта выездной проверки. Можно ли оспорить решение по результатам проверки на основании несоблюдения налоговиками требований к содержанию акта?

17.ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ, СОСТАВЛЕННОГО С НАРУШЕНИЯМИ

Если Вы получили на руки акт выездной проверки и обнаружили в нем нарушения (ошибки, опечатки и т.д.), допущенные проверяющими, то у Вас могут возникнуть вопросы: отразить их в возражениях, припасти для жалобы или судебного разбирательства либо, возможно, вообще не придавать им значения?

18.НЕСОГЛАСИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА С АКТОМ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Если Вы не согласны с актом выездной проверки, то Вы можете подать письменные возражения на него (п. 6 ст. 100 НК РФ) или изложить доводы в свою защиту непосредственно при рассмотрении материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

19.НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ НА АКТ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Как правило, возражения на акт выездной проверки представлять необходимо. Особенно если Вы намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.

Обратитесь к специалистам «АзимутБизнесКонсалтинг». Мы вовремя окажем Вам профессиональную помощь.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой - вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков ?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.

Отдел камеральных проверок в налоговой службе

В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами - налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок , не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:

  • прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
  • проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
  • проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
  • рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
  • сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:

  • проверка поступившей отчетности,
  • по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
  • отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.

Этапы камеральной налоговой проверки

Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  1. данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
  2. проводится сверка , показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
  3. проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
  4. выявляются причины и основания для углубленной проверки;
  5. если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению , отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.

Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки , экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).

На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.
28 сентября 2018 Отправить на почту

Главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Выездные проверки наводят ужас абсолютно на всех налогоплательщиков. Однако о камеральных проверках, с которыми сталкиваются абсолютно все компании и предприниматели и гораздо чаще, большинство руководителей компаний и собственников бизнеса знают лишь понаслышке.

Между тем от того, насколько качественно компания подготовилась к проверке, зависит ее финансовое благополучие и отсутствие необходимости вести оправдательную переписку с ИФНС, давать пояснения на налоговых комиссиях и сдавать уточненные декларации после акта камеральной проверки.

В данной публикации мы расскажем все о камеральной налоговой проверке.

Общая информация о камеральной проверке

Вы сдали в инспекцию налоговую декларацию – все, камералка началась.

Камеральная проверка – что это?

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и других документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются в распоряжении ИФНС.

Другими словами, камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц. Камералка начинается сразу после того, как организация, предприниматель или физлицо представили в ИФНС налоговую декларацию.

Камеральная проверка ИП и компании проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

В отличие от выездной налоговой проверки, для «камералки» не требуется какого-либо решения руководителя ИФНС. Проверка начинается по факту сдачи налоговой декларации. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику также не направляется.

Периодичность камеральных проверок зависит от частоты сдачи отчетности.

Важно!

Диаграмма 1



Где проходит проверка

Камералка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Такие проверки проводит отдел камеральных проверок в ИФНС.

Этапы камеральных проверок

Основные этапы камеральной проверки следующие:

  1. Проверка правильности исчисления налоговой базы.
    На этом этапе проводится анализ, который включает в себя:
    • проверку логической связи между отдельными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
    • проверку сопоставимости данных декларации с аналогичными показателями предыдущего периода;
    • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
    • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в ИФНС данным о финансово-хозяйственной деятельности компании.
  2. Проверка правильности арифметического подсчета данных в декларации , исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой.
  3. Проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов .
  4. Проверка правильности примененных ставок налога и льгот , их соответствие действующему законодательству.

Диаграмма 2



Как проходит камеральная проверка, правила и порядок

Регламент проведения камеральной проверки подробно прописан в статье 88 Налогового кодекса РФ.

Ход камеральной проверки можно коротко описать следующим образом.

  1. Налогоплательщик (компания или ИП) сдает декларацию.
  2. Данные сданного отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС.
  3. Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – для каждого налога они свои.
  4. Показатели текущего периода анализируются в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.
  5. Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.
  6. Если после вышеназванных действий налоговики не выявили ошибок. Противоречий или нарушений – у инспекции нет оснований для проведения углубленной камеральной проверки. На этом «камералка» успешно заканчивается.
  7. Если в декларации по тому или иному налогу выявлены противоречия, ошибки, нарушения – высылают требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.

Когда камеральная налоговая проверка проходит с истребованием документов и пояснений

В отличие от выездных налоговых проверок, на камеральных проверках инспекторы ограничены в своих правах по истребованию документов и запросу пояснений.

Инспекторы вправе требовать документы и пояснения не на каждой камеральной проверке, а только в определенных случаях.


Важно!

Какие пояснения требуют инспекторы на камеральных проверках

Когда инспекторы просят пояснения

Что делать компании

Нестыковки

Расхождение выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС

Расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются.

Компания сама вправе решать, отвечать на запрос или отказать.

Не стыкуются данные в декларациях по НДС поставщика и покупателя.

На требование ИФНС надо сдать пояснения или уточненную декларацию. Иначе инспекторы оштрафуют на 5 тыс. (а то и 20 тыс. рублей) по статье 129.1 Налогового кодекса.

Льготы

Инспекторы запрашивают документы, если компания использует льготы. Например, по налогу на имущество. Тогда инспекторы требуют акты приема-передачи, накладные на покупку льготных основных средств.

Представить документы или пояснения. Если ИФНС запросила документы – на ответ дается 10 рабочих дней. Если пояснения – представить их в ИФНС надо в течение 5 рабочих дней.

Динамика расходов

У проверяющих возникнут вопросы, если расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы заподозрят компанию в завышении расходов и попросят предоставить расчет затрат на материалы по каждому товару.

Итак, если во время камеральной проверки ИФНС находит в сданной декларации ошибки, расхождения либо несоответствие сведений, она сообщает об этом компании или ИП и присылает требование представить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию (т.е. представить уточненную декларацию по тому или иному налогу).

Пояснения можно представить в письменном виде лично, по почте либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

Срок на дачу пояснений – 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений. На представление документов отводится 10 рабочих дней.

Важно!

С января 2017 г. представлять пояснения для камеральной проверки по НДС нужно будет только в электронном виде по ТКС по установленному ФНС формату. Бумажные будут считаться несданными, а значит, наступит ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа – 5 тыс. руб. за первичный проступок и 20 тыс. – за повторный. Таковы положения п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

В любом случае, если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, речь идет уже об углубленной камеральной проверке. Процедура такой проверки зависит от ее оснований.

Во время углубленной камеральной проверки налоговики изучают и оценивают представленные документы и пояснения, а также проводят дополнительные мероприятия налогового контроля.

Диаграмма 4



Какие контрольные мероприятия проводит ИФНС на камеральной проверке

Во время камеральной налоговой проверки инспекторы вправе проводить следующие мероприятия:

Мероприятие налогового контроля

Вызов в ИФНС для дачи пояснений

В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется уведомление о вызове для дачи пояснений. В нем подробно указывается цель вызова организации. Вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи.

Требование дачи пояснений

В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется требование о даче необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений

Истребование документов у проверяемой компании

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Запрашивать документы по телефону ИФНС не вправе. В требовании о представлении документов должно быть указано:

  • в соответствии с какой статьей ИФНС требует документы;
  • в какой срок они должны быть представлены;
  • наименование и реквизиты документов, а также период, к которому они относятся;
  • полное и сокращенное наименование проверяемой компании, ее ИНН, КПП;
  • конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого ИФНС требует документы (например, камеральная проверка по НДС за II квартал 2017 года).

Образец требования можно скачать в тексте статьи (под таблицей).

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц

В рамках камеральной проверки ИФНС вправе запросить документы или информацию о проверяемой компании у контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков).

Допрос свидетелей

Налоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей в рамках камеральных проверок. Протоколы допросов свидетелей ИФНС вправе использовать в качестве доказательств при принятии решения по итогам камеральной проверки.

Проведение экспертизы

Инспекция вправе назначить проведение экспертизы в рамках камеральной проверки. Например, почерковедческую экспертизу подписей счетов-фактур, которые затребованы в ходе камеральной проверки.

Привлечение специалиста, переводчика

НК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста или переводчика для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью привлечения специалиста. Допускается лишь в той мере, в какой не хватает навыков, знаний и умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль.

Осмотр документов и предметов

В ходе камеральной проверки ИФНС осматривать помещения организации:

  • если организация подала декларацию по НДС с возмещением;
  • если в декларациях по НДС компании и ее контрагента ИФНС обнаружила расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении вычета.

Кроме того, имеются судебные решения, которые подтверждают проведением осмотров на камеральных проверках по другим налогам.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камерная проверка в налоговой проводится в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации в ИФНС. При этом ИФНС может завершить камеральную проверку раньше, чем истекут отведенные на это три месяца, если успеет провести полный комплекс требуемых мероприятий налогового контроля (письмо ФНС от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24606).

В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.

Конечно, инспекторам нельзя выходить за 3 месяца, но бывает, что ИФНС допускает нарушение сроков. Это по факту ничем не грозит, т.е. если решение по камеральной проверке вынесено за сроками проверки, то это не будет являться основанием для его отмены.

Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки и увеличивают его. По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г. по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 указано, что пропуск срока в 2-3 месяца не является основанием для отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и Налоговый кодекс не предусматривает последствий его пропуска.

Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ

Налогоплательщиков-физлиц больше всего интересует камеральная проверка декларации 3-НДФЛ. Ее подают граждане, которые хотят получить налоговый вычет на обучение, лечение, при покупке жилья и т.д.

Статус проверки и срок выплат по результатам проверки 3-НДФЛ . С запуском сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» появилась возможность отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций 3-НДФЛ. Статус камеральной проверки может быть одним из следующих: завершена или в процессе, результат камеральной проверки, сведения по решениям на возврат, сумма налога к возврату.

Камеральная проверка завершена, когда перечислят деньги? Срок возврата налогового вычета после камеральной проверки 3-НДФЛ зависит от того, как долго длится в реальности камеральная проверка декларации 3-НДФЛ. По закону инспекции отводится на проверку стандартные три месяца, однако на практике этот срок может быть меньше (если представлены все документы и у инспекции нет вопросов к сумме заявленных вычетов), а может и затянуться. Срок выплаты налогового вычета после камеральной проверки составляет один месяц. То есть 1 месяц отводится ИФНС непосредственно на возврат налога на банковский счет, указанный налогоплательщиком в заявлении на возврат.

Таким образом, назвать конкретный срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки невозможно. Максимально он может составить 4 месяца плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Результат и возражение на результат проведения камеральной проверки

Если в ходе камеральной проверки инспекторы не выявили никаких ошибок, расхождений в отчетности либо нарушений налогового законодательства, то камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Никаких уведомлений об успешном окончании «камералки» налогоплательщику не отправляют (за исключением камеральных проверок по НДС с возмещением).

В случае если на камеральной проверке выявлены нарушения:

  1. Составляется акт камеральной налоговой проверки ( Налогового кодекса РФ) – в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки
  2. Акт камеральной проверки вручается налогоплательщику – не позднее 5 рабочих дней с даты составления;
  3. Если налогоплательщик согласен с выявленными ошибками и противоречиями, которые привели к занижению суммы налога к уплате, он вносит исправления либо добровольно уплачивает сумму доначислений по решению налогового органа. Если подается уточненка. После подачи уточненной налоговой декларации по ней начинается новая проверка.
  4. В случае несогласия с ошибками и недочетами, выявленными в ходе камеральной проверки, налогоплательщик подает возражение на акт камеральной проверки. Вместе с ним, как правило, в ИФНС предоставляются пояснения и оправдательные документы – на это дается 1 месяц.
  5. Руководитель ИФНС рассматривает материалы проверки, возражения на акт камеральной налоговой проверки и выносит решение: о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений.

Важно!

Инспекторы обязаны уведомить проверяемую компанию или ИП о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Также руководитель инспекции может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Чаще всего такое происходит на камеральной проверке по НДС.

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Проверка декларации по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, – это отельная категория камеральных проверок.

Камеральная проверка по НДС к возмещению – это более глубокая, детальная и проблематичная для компании проверка по сравнению с камеральной проверкой по любому другому налогу или проверкой декларации по НДС с налогом к уплате.

Когда в декларации по НДС налог к уплате, инспекторы запрашивают меньше документов и изучают их не так тщательно и предвзято. Все просто: НДС возмещается компаниям из бюджета, и самая большая часть налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере связано именно с незаконным возмещением НДС.

Особенности возмещения НДС

(проверка декларации по НДС с возмещением)

В чем особенности проверки декларации НДС с возмещением?

Как мы уже говорили выше, сложность такой камеральной проверки состоит в том, что налоговики вооружены полным комплектом контрольных мероприятий:

  • могут прийти в компанию, наведаться на ее склад и производство с осмотром;
  • могут проводить опросы и допросы свидетелей;
  • могут запрашивать документы у контрагентов организации, у которой проходит проверка (проводить встречные проверки);
  • могут проводить экспертизу почерка на счетах-фактурах и других документах;
  • могут проводить выемку документов и т.д.

Практически на любой камеральной проверке по НДС надо быть готовым к тому, что ИФНС запросит большое количество документов и потребует пояснения. Если в первичных документах и счетах-фактурах ИФНС найдет расхождения и недочеты, возмещение НДС получить не удастся.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, – в течение 7 дней после окончания камеральной проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС. Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании.

Важно!

Такие беспроблемные случаи возмещения НДС на практике почти не встречаются. Особенно, если речь идет о многомиллионных суммах налога к возмещению. Специалисты нашей компании имеют богатый опыт в вопросах сопровождения камеральных проверок по возмещению НДС. Мы регулярно помогаем нашим клиентам получить возмещение НДС на десятки и сотни миллионов рублей.

Сроки проведения камеральной проверки по НДС - 2017

Летом 2017 года срок проведения камеральной проверки по НДС был сокращен с трех до двух месяцев. Поручение о сокращении срока камеральной проверки НДС ФНС направила нижестоящим инспекциям письмом от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@ . Новый порядок действует в отношении проверки декларации по НДС, представленных после 1 июля 2017 года за налоговые периоды с 2015 года.

Нововведение рассчитано только на добросовестных налогоплательщиков. Таковых, по данным ФНС, всего 12 тыс. компаний (или 60% от общего числа организаций, заявивших НДС к возмещению). Впервые новый, ускоренный, порядок камеральных проверок по НДС налоговики начали применять при проверке деклараций по НДС за II квартал 2017 года.

Сокращение срока проведения камеральной проверки по НДС стало возможным благодаря системе «АСК НДС-2», которая позволяет инспекторам проводить автоматизированный контроль операций как самого налогоплательщика, так и его контрагентов, и применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок деклараций по НДС к возмещению.

FAQ по камеральным проверкам

Рассмотрим самые популярные вопросы, связанные с камеральными налоговыми проверками.


Ответ: Вправе, при наличии оснований. Налоговым кодексом не установлено ограничений по частоте истребования пояснений или документов на камеральной налоговой проверке. Ограничения наложены лишь на ситуации, в которых налоговики вправе высылать требования. Например, налоговики вправе требовать пояснения на камеральной проверке, если обнаружили противоречия или ошибки в сведениях, если компания сдала «уточненку» с уменьшением налога. Если инспекторы высылают требования законно, то на них нужно отвечать. Даже если компания получает их каждый день. Если требование незаконно, – надо сообщить об этом в ИФНС. Но в любом случае необходимо как-то отреагировать на запрос инспекции.

Ответ: Проводить осмотры на складах и в других помещениях налогоплательщика инспекторы вправе. Но чаще всего это происходит, если идет камеральная проверка по НДС, и в декларации налог заявлен к возмещению, либо налоговики нашли противоречия в декларации по НДС или расхождения с декларациями поставщиков. Инспекторам важно убедиться, что компания реально ведет деятельность, у нее есть товары на складе, штат сотрудников или оборудование, необходимое для производства товара. На проведение осмотра у инспекторов должно быть постановление, подписанное руководителем ИФНС или его замом.

Ответ: Да, вправе. Налоговый кодекс не содержит ограничений на проведение таких проверок. Поэтому налоговики могут одновременно провести камеральную налоговую проверку и выездную ревизию по одним и тем же налогам за одинаковый период. Ведь эти ревизии регулируют разные статьи – статья 88 и статья 89 Налогового кодекса РФ.

Ответ: ИФНС вправе оштрафовать компанию за каждый документ, который не был представлен на камеральной проверке. Но только при том условии, что эти документы просто обязаны быть у компании. Если запрошены «необязательные» бумаги, компания не обязана их предоставлять, а ИФНС – штрафовать за их непредставление. Однако обязательно стоит сообщить налоговикам, что компания не ведет документы, которые затребовала ИФНС.

Отдел камеральных проверок в ИФНС

Отдел камеральных проверок есть в каждой ИФНС, и, как правило, не один. Каждый отдел камеральных проверок в налоговой службе имеет свое направление работы. Например, один занимается камеральными проверками возмещения НДС, а другой – специализируется на налоге на прибыль.

Основные задачи отдела камеральных проверок:

  • проверка налоговых деклараций,
  • отбор деклараций и налогоплательщиков для углубленных камеральных проверок;
  • истребование документов и пояснений в рамках углубленных камеральных проверок;
  • проверка уточненных налоговых деклараций;
  • первичный отбор компаний и ИП, в отношении которых может быть назначена выездная проверка.

Помимо всех названных функций, сотрудники отдела камеральных проверок НДС в ходе проверки обоснованности возмещения НДС могут:

  • истребовать документы у контрагентов в рамках встречных проверок;
  • направлять запросы в таможню, правоохранительные органы, банки, регистрационную палату и т.д.);
  • проводить осмотры;
  • проводить опросы свидетелей;
  • проводить экспертизу документов и т.д.

Наши эксперты готовы провести анализ требования, которые выставляет отдел камеральных проверок, и дать рекомендации о дальнейших действиях, а при необходимости, представлять интересы вашей компании в налоговой инспекции.

Связаться с экспертом

В современном мире работающие граждане, равно как и предприятия, обязаны платить в государственный бюджет налоги. Государство же в свою очередь предоставляет им возможность зарабатывать, занимаясь тем или иным видом деятельности. Однако ни для кого не секрет, что отчисления в казну делаются зачастую весьма неохотно, а во многих случаях бизнес и вовсе пытается уклониться от их уплаты. Для того чтобы пресечь такое желание, налоговой службой проводятся соответствующие мероприятия.

Основной отличительной чертой такого мероприятия, как камеральная проверка, является очень высокая эффективность, поскольку в процессе ее проведения можно охватить до 90 процентов налогоплательщиков, и проводится она инспекторами по месту нахождения фискального органа. Основанием для ее проведения считается отчетность – как налоговая, так и бухгалтерская. Камеральная проверка проводится налоговой службой для того, чтобы:

  • контролировать правильность применения норм налогового права;
  • оценить достоверность указанных в отчетах показателей;
  • пресечь возможные правонарушения;
  • проверить обоснованность всех вычетов и льгот, указанных в поданной декларации.

Камеральная проверка налоговой характеризуется четко оговоренным периодом проведения данного мероприятия. Согласно Налоговому кодексу, она не может продолжаться более 3-х месяцев. Однако здесь бывают исключения – в случае возникновения определенных обстоятельств, у инспектора есть право на продление проверки. В большинстве эпизодов проверяется соответствие действующему законодательству только лишь одного налога, то есть предмет контроля ограничен. Инспекторам предоставлены достаточно широкие права.

Мероприятие охватывает деятельность юрлица за последние 3 года. Документация, касающаяся более раннего периода, проверке не подлежит, поскольку здесь вступает в силу исковая давность. Если со стороны налоговой есть требование предъявить не соответствующие законодательно определенному периоду документы, налогоплательщик вправе оспорить данное требование инспектора, обратившись либо к руководству налоговой, либо обжаловав его в судебных органах.

Процедура, в соответствии со статьей 88 Трудового кодекса, может проводиться сотрудником налоговой без участия налогоплательщика, на основании данных представленной им отчетности. Зачастую проверяемое лицо узнает об этом только лишь тогда, когда инспектор запрашивает у него дополнительные документы или просит предоставить объяснения по тому или иному поводу.

Впрочем, проводиться камеральная проверка может также и с участием налогоплательщика – это усугубленный вариант. Мероприятие в данном случае осуществляется при предъявлении плательщику налогов решения и требования, подписанных либо руководителем налоговой службы, либо равнозначными ему должностными лицами, то есть заместителями руководителя ИФНС.

Документы юридического лица, ставшего объектом проверки, предоставляются только по письменному требованию со стороны фискалов. В ситуации когда плательщик налогов не уведомлен о проведении в отношении его проверки, у инспектора есть право предложить проверяемому предоставить лишь объяснения.

Для того чтобы запустить процедуру камерального контроля, не требуется соответствующего приказа руководителя налоговой службы. Помимо этого, здесь не нужно уведомлять налогоплательщика, равно как и получать согласие с его стороны. Камеральная проверка осуществляется в 3-месячный срок с момента предоставления фискальным органам декларации и пакета документов – как отправленной по почте, так и врученной лично в руки инспектору.

Говоря о самом процессе, следует отметить, что первый этап здесь – это принятие регистрации и иных документов, а также их регистрация. Далее визуально проверяется правильность оформления поданных бумаг, а на следующем этапе осуществляется уже арифметический контроль предоставленной налогоплательщиком информации: иными словами, налоговики тщательно пересчитывают все цифры. Следующий этап – это камеральный контроль документов (если потребуется – то и нормативный), и, наконец, завершение процедуры проверки.

Следует отметить, что камеральный контроль – это достаточно сложный процесс, в ходе которого выявляется множество различных нарушений, таких, например, как завышение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость или занижение выручки при определении налога на прибыль. При расчете последнего, кстати, нередки случаи завышения расходов.

Если камеральная проверка выявляет несоответствие между данными в документах и в поданной декларации или какие-то ошибки, то у проверяемого затребуют дополнительные бумаги либо данные. Их также могут попросить предъявить, если в поданной декларации заявлен убыток, а также в ситуации, когда стоит сумма НДС к возмещению. Затребовать дополнительные документы или сведения могут и в ситуации, когда в уточненной декларации сумма налога будет меньшей, чем указано в первичной, либо при наличии отмеченных налоговых льгот.

Камеральная проверка: права фискалов

Налоговая, проводя камеральную проверку, имеет право потребовать необходимые документы – как у самого налогоплательщика, так и у контрагентов и иных лиц. В данной ситуации действия инспекторов регламентируются статьей 93 Налогового кодекса. В рамках такой процедуры, как камеральная проверка, сотрудникам налоговой также разрешается проведение экспертиз и допрос свидетелей. К процессу можно привлечь эксперта или переводчика. Данный вид контроля предусматривает возможность проведения осмотра документов, однако в данном случае следует получить согласие на такие действия со стороны налогоплательщика.

Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих, когда налоговой проводится камеральная проверка. Например, при выявлении неточностей в декларации, поданной физическим лицом, которому организацией были предоставлены налоговые льготы и вычеты, то сотрудники фискальной службы могут также проверить и налогового агента, то есть юридическое лицо.

Достаточно часто работодатель не выплачивает за сотрудника-почасовика НДФЛ. В такой ситуации инспекторы налоговой пытаются привлечь к ответственности не юридическое, а физическое лицо, однако такие действия фискалов противоречит нормам действующего законодательства. Согласно закону, к ответственности за допущенные нарушения должен быть привлечен налоговый агент.

Повторная камеральная проверка, на проведении которой настаивают некоторые сотрудники налоговой, заявляя о «вновь открывшихся обстоятельствах», также противоречит нормам действующего Налогового кодекса. Статья 81 НК РФ разрешает фискалам только лишь повторная проверка уточненных деклараций.

Как завершается камеральная проверка

После завершения камеральной проверки, инспектором налоговой службы составляется соответствующий акт и справка о завершении мероприятия. В случае если никаких нарушений выявлено не было, никаких бумаг налогоплательщику не вручается. В акте инспектор должен отобразить все найденные им несоответствия и расхождения: на его составление, равно как и на подготовку справки, сотруднику налоговой отводится 10 суток. Документ предписывается вручить налогоплательщику не позднее, чем через 5 суток. Если объект проверки не является в налоговую для получения акта, документ пересылается ему по почте. Следует отметить, что датой вручения здесь считается 6-й день с момента, когда была отправлена корреспонденций.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама