THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
(введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.


Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Часть третья утратила силу с 1 января 2017 года. - Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ.
Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)
Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

(часть пятая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

Статья 359. Налоговая база

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;


1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
2,5
3,5
5
7,5
15
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 1
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 2
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 4
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 6,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 2,5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 5
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 307-ФЗ)

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ)

Статья 361.1. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ)

1. Освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее в настоящей главе - реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее в настоящей главе - плата), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

2. Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.

3. Физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ)

1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ)

1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ)

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ)

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ)

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ)

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ)

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ)

Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

В случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ)

Сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

(в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

4 - 5. Утратили силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

(п. 6 введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ)

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 N 334-ФЗ, от 23.11.2015 N 320-ФЗ)

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ абзац второй пункта 2 статьи 363 признается утратившим силу.

Налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ)

3. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 62-ФЗ)

Статья 363.1. Налоговая декларация

(введена Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

С помощью калькулятора вы можете расcчитать стоимость налога на автомобиль. Для этого вам требуется выбрать нужный вам расчетный год, регион, марку, модель и год выпуска авто, а также указать мощность в лошадиных силах (л.с.). После этого нажать на кнопку "Расcчитать налог".


Транспортный налог – это региональное взыскание. Его размер, сроки погашения и дополнительные льготы формируются в зависимости от места регистрации транспорта. Для того чтобы понимать базовый объем денег, следует учитывать ряд параметров, которые отражены в нормативно-правовых актах.

Как рассчитать налог на машину

Чтобы получить представление о усредненной стоимости взысканий по тому или иному виду легкового автомобиля, следует помнить, что при формировании транспортной пошлины учитываются следующие параметры:

  • мощность двигателя;
  • категория авто по количеству лошадиных сил;

Это неполный перечень учитываемых параметров, однако, при формировании платежа, указанные пункты встречаются чаще всего. Эта информация позволит сориентироваться при покупке средства передвижения.

Точная сумма налoга на авто

Если же вы уже являетесь владельцем транспорта, то необходимо точно знать размер оплаты, для того, чтобы производить погашение в нужное время и указанном объеме. Оптимальным решением служит калькулятор транспортного сбора. Это удобное средство, которое в режиме онлайн позволяет сделать нужные вычисления и получить результат. Чтобы узнать сумму и срок уплаты, потребуется ввести данные по машине и указать регион регистрации. Программа в автоматическом режиме произведет необходимые расчеты и выведет сумму автоналога на экран компьютера. Помимо итоговой стоимости, вы также сможете быстро получить информацию по крайним срокам для платежей, наличию льгот, задолженность.

Налог на автомобиль – это обязательный пункт при эксплуатации транспорта. Несоблюдение законодательства ведет к крайне негативным последствиям – штрафам, пени, ограничению использования авто и административной ответственности. Если вы хотите быстро и с комфортом получить сведения о количестве денежных средств к оплате, то система расчетов в режиме онлайн на нашем сайте позволит вам получить нужную информацию прямо сейчас. Помимо точной цены, вы также приобретете данные о том, как оплатить и какой временной промежуток отведен для этого.

Купили машину и удовлетворённо «выдохнули»? Не расслабляйтесь, безвозмездно наслаждаться покупкой не получится. За сам факт владения автомобилем придётся платить государству – в экономике эти отчисле­ния называются налогами и сборами. А те, кто этого не делают, рано или поздно попадают в списки должников. Им государство запрещает выезжать за границу, производить регистра­ционные действия и вообще всячески осложняет жизнь.

Причём обойтись одной квитанцией не всегда получится – платежей может быть несколько. Первый, касающийся почти всех автомобилей и владельцев…

Транспортный налог

Его ещё называют «дорожным» – предполага­ется, что сборы направляются на содержание российских дорог. Давно идут разговоры, что транспортный налог нужно включить в цену топлива – тогда реализу­ется справедливый принцип «кто больше ездит, больше и платит». Но пока налог начисляют за сам факт обладания транспортным средством.

Статья 358 Налогового Кодекса РФ гласит: «объектом налого­обложения признаются автомобили, мотоциклы, мото­роллеры..., зарегистри­рованные в установ­ленном порядке». Проще говоря, налоговый механизм запуска­ется при постановке машины или любого другого транс­портного средства на учёт в ГИБДД – информация оттуда оперативно передаётся в ФНС.

Используете вы автомобиль ежедневно, исключи­тельно по выходным для поездок на дачу или, как в случае с мотоциклом, только летом, – не важно. Ставка налога не изменится, его начислят за каждый полный и неполный год владения транспортным средством. А вот от самой машины сумма сбора зависит суще­ственно.

Давайте посчитаем

Хотя рядовому владельцу рассчитывать транспортный налог имеет смысл только перед покупкой автомобиля – если его сумма может повлиять на решение. А дальше уже Налоговая служба сама и посчитает сумму, и выставит счёт.

Ставка налога зависит прежде всего от мощности двигателя. А ещё от субъекта Российской Федерации, где зарегистри­рован владелец (не автомобиль!): статья 361 НК РФ разрешает местным властям увеличивать или уменьшать ставку в десять раз.

Для Москвы транспортный налог сейчас определен так:

    до 100 л.с. включительно - 12 руб. за лошадиную силу,

    до 125 л.с. включительно - 25 руб.,

    до 150 л.с. включительно - 35 руб.,

    до 175 л.с. включительно - 45 руб.,

    до 200 л.с. включительно - 50 руб.,

    до 225 л.с. включительно - 65 руб.,

    до 250 л.с. включительно - 75 руб.,

    свыше 250 л.с. - 150 руб.

Сумма налога на автомобиль за год получается умножением количества «лошадей» на соответствующую ставку. Пример:

Kia Rio 1.4 с двигателем мощностью 100 л.с. – транспортный налог: 100 х 12 = 1200 рублей;

Kia Rio 1.6 с двигателем мощностью 123 л.с. – транспортный налог: 123 х 25 = 3075 рублей.

Такая разница получается из-за того, что 1,6-литровый Rio попадает в следующий налоговый класс. По той же причине мощность многих двигателей специально для российского рынка ограничивают на отметках 149, 199 или 249 л.с.

Если же транспортное средство поставлено на учёт в середине года, нужно пользоваться более подробной формулой: размер ставки умножаем на мощность двигателя и на количество месяцев владения, оставшихся до конца года, деленных на общее число месяцев в году. Если тот же 123-сильный Rio был куплен в мае, налог за прошедший год будет: 123 * 25 * 8/12 = 2050 рублей.

Транспортный налог платят почти все (об исключениях ниже). Но части автовладельцев ограничиться им не получится. Ведь есть ещё…


Налог на роскошь

Так принято называть дополнительную плату за обладание дорогим автомобилем – от 3 миллионов рублей. На самом деле «налог на роскошь» – это повышающий коэффи­циент для транспортного налога. И он одинаковый для всех регионов РФ: его устанавливает Минпромторг.

При определении повышающего коэффициента в расчёт берут не мощность автомобиля, а его цену и возраст. В 2019 году сетка «налога» выглядит так:

Пример: Bentley Continental GT 2017 года выпуска и стоимостью более 15 млн. рублей. Стандартный транспортный налог: 635 л.с. * 150 руб./л.с. = 95 250 рублей - нужно умножить на три. Итого получается: 95 250 * 3 = 285 750 рублей за каждый год владения.

По достижении указанного в таблице возраста автомобиль из «роскоши» превращается в средство пере­движения, и транспортный налог рассчитыва­ется уже без коэффи­циента.


Какие автомобили считаются роскошными

Сколько кровных лично вы отдали за машину, никого не интересует. Минпромторг ориентируется на каталожные цены, то есть те, что объявлены производителем для каждой модели и её модификации. Перечень таких автомобилей ведомство публикует ежегодно, с разбивкой по перечисленным выше категориям. Список постоянно растёт, вслед за ценами на машины – сегодня в нем числятся 1194 модифи­кации дорогих моделей. Посмотреть его можно .

Соответственно, факт покупки автомобиля со скидкой, по итоговой цене ниже пороговой, не спасает от повышающего коэффи­циента. С другой стороны, и опции, порой увеличивающие стоимость автомобиля раза в полтора, тоже на налого­обложение не влияют.

Более того, повышенного налога может не быть, даже когда базовая цена автомобиля зашкали­вает далеко за 3 миллиона. Просто потому, что Минпромторг не включил эту модель в свой «роскошный» список. Например, там нет минивэна Chrysler Pacifica, ценой почти в 5 миллионов (но есть прямой конкурент, Toyota Alphard примерно за те же деньги).

Также в поле зрения ведомства пока не попадают машины, официально не продающиеся в России – владельцы моделей Tesla, Bugatti или McLaren платят транспортный налог без повышающих коэффици­ентов. Другое дело, что он и так получается немаленьким.

Цифры транспортного налога пугают настолько, что хочется побыстрее расстаться с автомобилем? Не забудьте про…


Налог с продажи

Ставка налога с продаж для автомобиля такая же, как для подоходного - 13 процентов от вырученных за реализацию средств. Под действие налога попадают как новые, так и подержанные машины. Но не все.

Продажа не облагается налогом, если с момента предыдущей покупки автомобиля прошло как минимум три года. Точнее, со дня подписания договора купли-продажи, договора дарения или со дня смерти прошлого владельца, если машина перешла к нынешнему собственнику по наследству. В этих случаях даже уведомлять налоговую инспекцию не требуется – всю информацию ФНС получит из ГИБДД после пере­оформ­ления автомобиля.

В первые три года на отчислении в бюджет тоже можно сэкономить. Во-первых, налог не начисля­ется, если цена при продаже не превысила 250 тысяч рублей. Во-вторых, если она оказалась равной или ниже, чем при покупке. Но тут уже придётся предоставить в налоговую подтверж­дающие документы.

Умудрились «сдать» машину дороже, чем купили? Можно воспользоваться преду­смотренным законо­дательством налоговым вычетом в те же 250 тысяч из полученной от покупателя суммы (способ работает не чаще раза в год) или заплатить «подоходный» только с разницы между ценами покупки и продажи.


А есть же ещё утилизационный сбор?

Да, но с ним большинству автовладельцев сталкиваться не приходится. Неочевидная для налого­плательщиков дань государ­ству лежит на плечах автопро­изво­дителей и импортёров – она едино­временно взимается с каждого реализо­ванного автомобиля. И, естественно, закладыва­ется в цену машины.

Физическому лицу утилизацион­ный сбор приходится платить только в том случае, если он само­стоятельно ввозит автомобиль из-за границы. В этом случае базовая ставка сбора – 20 000 рублей (для легковых автомобилей) умножа­ется на коэффи­циент в зависи­мости от возраста ТС:

    0,17 – для машин младше 3 лет;

    0,26 – для машин старше 3 лет.

Кстати, для автопроизводителей коэффициенты утилиза­ционного сбора уже повышающие – и суммы, соответ­ственно, намного выше. Например, за любой новый автомобиль Lada (от 1000 до 2000 см 3) государ­ство взымает 20 000 * 2,21 = 44 200 рублей.

Льготы при уплате транспортного налога

Не всем нужно платить транспортный налог в полной мере, а часть автовладельцев вообще от него освобождена. Поскольку налог – региональный, льготы по нему в каждом субъекте РФ отличаются друг от друга.

Кроме того, иногда налог за машину снимается вне зависимости от личности владельца. В некоторых регионах послабление дают маломощным (например, в Москве нижний порог – 70 л.с., а в Тюмени – уже 150 сил), отечественным или очень пожилым автомобилям, возрастом 30–50 лет.

Наконец, есть и единые для России причины обнуления транспортного налога:

    пока автомобиль числится в угоне;

    если автомобиль куплен и передан владельцу через органы социальной защиты, а также имеет мощность менее 100 л.с.;

    легковые автомобили для инвалидов, в том числе предназначенные для их перевозки.

Кстати, помните, что «налог на роскошь» - это повышающий коэффициент транспортного налога? Поэтому на него тоже есть льготы – для тех же категорий граждан (инвалиды, многодетные и проч.). С одной важной поправкой: мощность «роскошного» автомобиля не должна превышать 200 л.с.

Сроки уплаты налогов

Согласно Налоговому Кодексу, информацию для расчёта платежей в бюджет за прошедший год необходимо подать до 30 апреля текущего. В случае с транспортным налогом делать этого обычно не требуется: все данные передаются в ФНС из ГИБДД. Хотя случаев, когда налоговики требуют заплатить за давно проданный автомобиль, немало. Тут уже визита в Налоговую инспекцию не избежать.

По имеющимся данным ФНС должна прислать владельцу расчёт налога до 1 ноября, а тот в свою очередь заплатить его – до 1 декабря. Не получили квитанцию? Нужно идти в налоговую и писать заявление, ибо штрафы и пени вам начислить точно не забудут. Альтернативные варианты - внести оплату через личный кабинет налогоплательщика или самостоятельно сформировать квитанцию на официальном сайте ФНС. Форма доступная, процесс недолгий.


Санкции за неуплату налогов

До Соединённых Штатов с их маниакальным отношением к налогам России пока далеко, но и безнаказанной неуплата налогов на автомобиль тоже долго не останется. Если до 1 декабря необходимая сумма не появится на счетах ФНС, то сперва за каждый календарный день просрочки будет начисляться пеня. Формула расчёта пени следующая: сумма налога умножается на 1/300 часть ставки рефинанси­рования ЦБ РФ (сегодня это 7,25%) и на количество дней просрочки.

А если владелец игнорирует и уплату пени, на него дополнительно наложат штраф в размере 20 процентов от налога, а когда задолжен­ность превысит 30 000 рублей – запретят выезд за границу. Если и это не подей­ствует, ФНС обратится в суд, который арестует имущество должника и принуди­тельно спишет долг с его банковских счетов.


Материал по теме

Что лучше выбрать: новый автомобиль или подержанный

С 1 января 2014 года при расчете транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей нужно применять повышающие коэффициенты. Размер коэффициента зависит от года выпуска транспортного средства и его средней стоимости. Как определить эти показатели? Нужно ли повышающий коэффициент использовать при расчете авансовых платежей?

Общие нормы НК РФ

На основании п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по нему самостоятельно. По общему правилу (п. 2 указанной статьи) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Если организация по истечении каждого отчетного периода (I, II и III кварталов) должна уплачивать авансовые платежи (отменить данную обязанность может субъект РФ), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

В отношении дорогостоящих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн руб.) исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента. Следовательно, формула расчета транспортного налога по дорогостоящему автомобилю выглядит так:

Значение повышающего коэффициента, как мы уже указали, зависит от средней стоимости автомобиля и года его выпуска.

Показатели по легковому автомобилю

Значение повышающего коэффициента

Средняя стоимость

Период, прошедший с года выпуска

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 2 до 3 лет

От 1 года до 2 лет

Не более 1 года

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

Не более 5 лет

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

От 15 млн руб.

Не более 20 лет

Таким образом, на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн руб. рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3) в зависимости от года выпуска автомашины.

О средней стоимости легкового автомобиля

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга в Интернете. Поэтому перечень легковых автомобилей, размещенный на указанном сайте 28.02.2014, применяется для налогового периода 2014 года, перечень легковых автомобилей от 27.02.2015 – для налогового периода 2015 года, перечень от 26.02.2016 – для налогового периода 2016 года, перечень от 28.02.2017 – для налогового периода 2017 года. С целью установления факта включения Минпромторгом конкретного автомобиля в перечень нужны такие входные данные:

    марка и модель (версия) ТС;

    тип двигателя (бензиновый, дизельный или гибридный);

    объем двигателя;

    количество лет, прошедших с года выпуска.

В перечне не приводится средняя стоимость каждого автомобиля по отдельности. ТС с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, объединены в группы по показателю «Средняя стоимость», заданному Налоговым кодексом. Автомобили «раскидываются» по группам на основании средней стоимость ТС, процедура расчета которой закреплена в Порядке расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316.

Количество позиций в перечне год от года все возрастает (Минпромторг проводит работу по уточнению перечней), поэтому налогоплательщику нужно проверять свой дорогостоящий автомобиль на предмет включения в очередной перечень ежегодно.

Группа по показателю «Средняя стоимость»

Количество позиций в группе для налогового периода

2017 года

2016 года

2015 года

От 3 млн до 5 млн руб.

От 5 млн до 10 млн руб.

От 10 млн до 15 млн руб.

Свыше 15 млн руб.

Итого

В случае отсутствия легкового автомобиля в перечне (в том числе с учетом типа и объема двигателя транспортного средства) или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю перечня повышающий коэффициент применяться не должен.

Вывод от ФНС: если приобретенный легковой автомобиль отсутствует в перечне, размещенном на официальном сайте Минпромторга, транспортный налог по данному ТС нужно исчислять без учета повышающего коэффициента (Письмо от 11.01.2017 № БС-4-21/149).

О годе выпуска легкового автомобиля

В Налоговом кодексе указано, что в целях определения периода, прошедшего с года выпуска ТС, отсчет начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Финансисты уточняют: срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисляется с года выпуска транспортного средства по , за который уплачивается . Допустим, при расчете транспортного налога за 2016 год в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска следует исходить из того, что с года выпуска ТС прошло три года.

Вывод от Минфина: в отношении транспортного средства 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2016 год применяется повышающий коэффициент 1,1 (Письмо от 18.05.2017 № 03-05-05-04/30334).

Соответственно, в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2017 год применять повышающий коэффициент не нужно (ведь с года выпуска в этом случае прошло уже четыре года).

Повышающий коэффициент и авансовые платежи

В силу п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если только законами субъектов РФ не предусмотрено иное. В ситуации, когда авансовые платежи уплачивать нужно, возникает вопрос, надо ли при определении их величины в отношении дорогостоящих автомобилей учитывать повышающий коэффициент. Ответ можно найти в п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ.

Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, формула расчета авансового платежа по транспортному налогу в отношении дорогостоящего автомобиля выглядит так:

Транспортный налог, а также авансовые платежи по нему (если уплата таковых не отменена на уровне региона) в отношении дорогостоящих легковых автомобилей исчисляются с применением повышающего коэффициента в том случае, если конкретный автомобиль с учетом срока, прошедшего с года его выпуска, включен Минпромторгом в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. на соответствующий налоговый период.

Льготы по транспортному налогу в Московской области

Льготы по транспортному налогу устанавливают регионы. Льготы по транспортному налогу в Московской области в 2016 году перечислены в законе от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области». Например, налог не платят резиденты технико-внедренческой экономической (за исключением легковых авто, водных и воздушных транспортных средств).

Сроки уплаты транспортного налога для юридических лиц 2016

Компании Московской области платят авансы по транспортному налогу. Перечислить аванс нужно в течение месяца после окончания квартала. Годовой транспортный налог 2016 в Московской области можно заплатить до 28 марта.

Если срок уплаты налога или аванса выпал на выходной или праздник, то компания может отправить платежку в ближайший рабочий день.

Сдать декларацию за год нужно до 1 февраля. Промежуточной отчетности по транспортному налогу 2016 в Московской области нет.

Ставки (транспортный налог 2016, Московская область)

Транспортный налог - региональный. Кодекс устанавливает ставки, разрешая субъектам увеличивать или уменьшать их. Но не более чем в 10 раз. Ставки транспортного налога 2016 в Московской области - в таблице.

Ставки (транспортный налог 2016) - Московская область

Транспортное средство

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

Свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

Свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с количеством лет, прошедших с года выпуска, до 5 лет включительно с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

Автобусы с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше 5 лет с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

Свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с количеством лет, прошедших с года выпуска, до 5 лет включительно с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

Свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Грузовые автомобили с количеством лет, прошедших с года выпуска, свыше 5 лет с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

Свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

Свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама