THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Контакты эксперта-техника Эксперт-техник Задать вопрос Телефон и адрес Нормативные акты, законы Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колёсных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки

Расчет утраты товарной стоимости (УТС)

Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

УТС может быть рассчитана для автомобилей:

Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.

  • При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение :
  1. устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  2. замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  3. ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  4. полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
  5. полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло более 5 лет с даты выпуска легкового ТС ;

Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: "...Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта..."

"...Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации..."

"Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости " (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 "О страховых выплатах при ДТП").

Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии :

  1. Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова 1 , которые ранее не ремонтировались.
  2. Стоимость ремонта не должна быть менее 5% стоимости транспортного средства на момент аварии.
  3. Срок эксплуатации транспортного средства не превышает пяти лет;
  4. На момент аварии величина износа транспортного средства составляет не более 40%;
  5. Транспортное средство не имеет коррозионных разрушений.

УТС определяется коэффициентами зависящими от объёма ремонта, в % от стоимости автомобиля.

Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.

УТС может составлять более 12% процентов от стоимости автомобиля. (Пример расчёта УТС)

Под утратой товарной стоимости (УТС) подразумевается снижение действительной рыночной стоимости автомобиля в результате ухудшения его потребительских качеств. При расчете УТС предметом оценки является преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств транспортного средства по причине износа его отдельных деталей, защитных покрытий, узлов и соединений вследствие ДТП. УТС относится к реальному ущербу и учитывается при определении размера страховой выплаты.

Наиболее распространёнными методиками оценки автомобиля на предмет УТС на сегодняшний день являются:

Метод Минюста РФ;
- метод Хальбгевакса.
Методика Минюста РФ применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до 5 лет, с износом менее 35 %. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, с износом не более 40 %. УТС автомобиля может достигать 10 % по отношению к его рыночной стоимости.

Метод Хальбгевакса широко распространен среди европейских бюро независимой оценки и экспертизы. Согласно этой методике УТС рассчитывается по следующей формуле:

УТС = (К/100)*(ЦР+СО)

- УТС – утрата товарной стоимости;
- К – коэффициент, определенный по таблице Хальбгевакса;
- ЦР
- СО – общая стоимость ремонта.

Прежде чем приступить к расчету УТС, следует рассчитать его экономическую целесообразность по формуле:

(ЦР/ЦН)*100 %

- ЦР – рыночная цена подержанного автомобиля;
- ЦН – цена нового автомобиля на момент выпуска.
Если полученный результат ниже 40 %, то УТС рассчитывать нецелесообразно. При результате свыше 40 % УТС рассчитывается.

А = (СО/ЦР)*100 %

В = (СР/СМ)*100 %

- СР – стоимость работ;
- СМ – стоимость материалов и запасных частей.
При А < 10 % (т.е. когда стоимость ремонта значительно ниже цены подержанного автомобиля) УТС рассчитывается только в исключительных случаях.

При А > 90 % (т.е. когда стоимость запасных частей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС рассчитывать нецелесообразно.

При В < 40 % (т.е. когда стоимость запчастей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС также рассчитывается только в исключительных случаях.

Если произведённые вычисления подтвердили целесообразность расчета УТС, следует определить по таблице Хальбгевакса значение коэффициента К и подставить его в исходную формулу.Таблица Хальбгевакса для определения максимальной величины УТС для легковых автомобилей

А-соотношение В-соотношение до 2 месяцев до 6 месяцев до 12 месяцев до 24 месяцев до 36 месяцев до 48 месяцев до 60 месяцев
I 10-20% a >130 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
b <130-100 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
c <100-70 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
d <70-50 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,10 0,50
e <50-40 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 -
II 21-33% a >130 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
b <130-100 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75
c <100-70 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25
d <70-50 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75
e <50-40 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75 0,25
III 34-45% a >130 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
b <130-100 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
c <100-70 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
d <70-50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
e <50-40 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,5
IV 46-65% a >130 5,75 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75
b <130-100 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
c <100-70 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75
d <70-50 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25
e <50-40 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75
V 66-90% a >130 6,00 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00
b <130-100 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
c <100-70 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
d <70-50 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
e <50-40 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
Данный метод не применим для автомобилей, участвовавших в двух или более ДТП.

С = Ц х SUM К / 100% (руб.), (8.25) утс ок утс i где: Ц - окончательная цена АМТС, руб.; ок К - коэффициент УТС по i-му элементу АМТС, ремонтному утс i воздействию, %. 8.2.2. Величина УТС зависит от вида, характера и объема повреждений (ремонтных воздействий). Значения коэффициентов УТС К по отдельным позициям определены по результатам утс i экспертной практики и приведены в Приложении 5 (таблица 5.13). 8.2.3. При замене сопряженных несъемных элементов кузова, соединенных между собой с помощью сварки, для исключения двойного учета влияния одного и того же воздействия сумма коэффициентов УТС К по позиции "Замена" для группы этих элементов должна быть утс i уменьшена на 20%.

8.2.4. При ремонте съемной детали АМТС сумма стоимости ремонта (включая стоимость разборки для ремонта и при необходимости снятия детали для ремонта) и величины УТС (без учета УТС вследствие окраски) не должна превышать суммы стоимости этой детали (с учетом эксплуатационного износа) и стоимости работ по ее замене.

8.2.5. Значение коэффициента УТС К по позиции "Перекос утс кузова" не должно превышать 50% установленного значения, если при осмотре АМТС в поврежденной части кузова были обнаружены следы устранения перекоса (документально установлен факт устранения перекоса), не относящегося к данному происшествию.

8.2.6. УТС при полной, наружной или частичной окраске кузова (кабины) рассчитывается для АМТС с заводским лакокрасочным покрытием и сроком с момента выпуска для АМТС отечественного производства (СССР, СНГ) до 3 лет включительно, <...> ранного производства (в том числе произве <...> СНГ по лицензии или на совместном предпр <...> тельно, не имеющим коррозионных или други <...> транения которых требуется окраска элеме <...> целом.

8.2.6.1. Значение коэффициента УТС К при поэлементной утс окр окраске наружных поверхностей кузова АМТС рассчитывается пропорционально количеству окрашиваемых элементов N (позиция "Окраска одного наружного элемента кузова" - Приложение 5, таблица 5.13, строка 28) по формуле: К = К + К х (N - 1) (%), (8.26) утс окр утс окр (1) утс окр (N-1) где: К - коэффициент УТС по окраске первого наружного утс окр (1) элемента кузова АМТС, %; К - коэффициент УТС по окраске второго утс окр (N-1) и каждого следующего наружного элемента кузова АМТС, %; N - количество окрашиваемых наружных элементов кузова АМТС, по которым рассчитывается УТС (см. п. 8.2.7).

Следует учитывать, что при наличии на окрашенных элементах кузова АМТС, находящихся как в зоне полученных повреждений, так и вне зоны полученных повреждений, возникших до момента происшествия дефектов и повреждений и/или следов их устранения (следов ремонта, окраски), необходимо в расчете принимать:

К = К (%). (8.27) утс окр (1) утс окр (N-1) 8.2.6.2. При выполнении наружной или полной окраски АМТС при наличии дефектов и повреждений лакокрасочного покрытия наружных элементов кузова (и/или следов их устранения), возникших до момента происшествия, величина коэффициента УТС К по утс окр наружной или полной окраске уменьшается пропорционально количеству таких элементов (например, при наличии 2 поврежденных элементов при общем количестве 14 величина коэффициента составит К = 5% - 5% х 2 / 14 = 4,29%). утс окр

8.2.7. УТС не рассчитывается:

А) по замене и ремонту отдельных элементов:

Незначительное повреждение элемента, требующее ремонта без нагрева и реставрации (ремонт 1-й категории сложности);

Поврежденный в результате происшествия элемент ремонтировался (заменялся) ранее или требовал ремонта (замены) по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, неустраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);

Б) по окраске:

Поврежденный в результате происшествия элемент окрашивался ранее или требовал окраски по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, повреждения неаварийного характера (сколы, царапины и т.п.), неустраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);

АМТС ранее подвергалось полной или наружной окраске или требовало окраски по причинам, не связанным с данным происшествием.

Время чтения: 5 минут

Какой бы надежной ни была ваша страховая компания, каким бы ни был размер покрытия, причиненного вашему имуществу ущерба, участие в ДТП все равно крайне нежелательно. Да, вы можете быть уверенным в том, что ваш автомобиль полностью отремонтируют и он будет выглядеть, как новенький. Но он уже совсем не новенький, а битый, крашеный, поведенный. И если сейчас вас это не беспокоит, то при попытке продать транспортное средство все последствия аварии выплывут на поверхность, сильно сократив ожидаемый от продажи доход. Рассмотрим, как учитывается утрата товарной стоимости или УТС по ОСАГО в 2020 году.

Что такое УТС и как его определить

Каким бы качественным и полным ни был ремонт автомобиля, участвовавшего в столкновении, все появившиеся конструктивные изъяны исправить не получится. Даже закрашивание содранной краски, как бы умело ее не подбирали и не наносили, легко обнаружит более или менее разбирающийся автолюбитель. Экспертом для этого быть не нужно, как не нужно быть и юристом, чтобы понимать, как учитывается утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО. Нужно уметь отстаивать свои права, ведь даже небольшое ДТП может грозить вам убытками в будущем.

Но для начала необходимо разобраться с системой оценки УТС. Нельзя же требовать от страховщика приблизительные суммы, которые, по вашему мнению, вы потеряете в будущем. Так как страховые компании редко добровольно производят возмещения по запросу клиента, обычно приходится , доказывая и обосновывая свою претензию. В страховой сфере РФ используются несколько способов, по которым проводят расчет потери товарного вида автомобиля по ОСАГО.

Метод Министерства юстиции

Первым и основным способом является метод, разработанный Минюстом РФ. Именно он используется судебными экспертами; метод определяет утрату товарной стоимости в процентном соотношении к первоначальной стоимости автомобиля. Использование данного расчета может применяться только для ТС:

  • не старше 5 лет (3 года – для продукции отечественного автопрома);
  • амортизация которых не превышает 35%.

В расчете используется несложная формула:

C = S * ∑ Ki / 100

Чтобы понимать, как считают УТС автомобиля по ОСАГО, нужно разобрать составляющие формулы:

  • C – это утерянная после ДТП доля от первоначальной стоимости ТС;
  • S – адекватная цена на ТС в прежнем (до аварии) состоянии;
  • Ki – экспертно определенный коэффициент для каждого элемента, требующего восстановления.

В итоге получается, что УТС будет зависеть от требующихся восстановительных работ. К коэффициентам на поврежденные элементы, в свою очередь, должны применяться некоторые правила:

  • если замене подлежат сваренные между собой элементы, то ∑ Ki нужно уменьшить на 20%;
  • стоимость ремонта съемной детали вместе с покрытием УТС не должна быть больше, чем покупка и замена на новую деталь;
  • обнаружение устраненного до аварии кузовного перекоса снижает коэффициент вдвое;
  • если необходимо полное или частичное покрытие кузова автомобиля лакокрасочным покрытием, то это снижает цену автомобиля.

Как вы понимаете, утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2020 году требует не только теоретических знаний, но и практики.

Даже зная формулу и все ее составляющие, без экспертных оценок и помощи специалистов самостоятельно расчет автовладелец провести не сможет.

Метод Хальбгевакса

Несмотря на то, что метод, разработанный Министерством юстиции, является основным, эксперты вправе сами выбирать. Рассмотрим еще один популярный и широко используемый способ, как рассчитать УТС по ОСАГО. Метод Хальбгевакса, как и уже описанный, может быть применим только к машинам не старше 5 лет (3 года для отечественных), но вместо амортизации учитывается пробег, который не должен быть больше 100 тыс. км (50 тыс. км соответственно).

В этом расчете применяются специальные калькуляторы, которые должны учитывать следующие показатели:

  • цена на ваш автомобиль, когда он был новым (ЦН), и на момент аварии (ЦР);
  • возраст ТС;
  • стоимость на новые детали и материалы (СМ) и ремонтные работы (СР);
  • общая сумма (СО) восстановительного ремонта.

Сначала нужно определить экономическую целесообразность на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2020 году. Для этого используется формула:

ЦР / ЦН * 100%

Если полученный результат больше 40%, то можно продолжать расчет по следующим формулам:

A = СО / ЦР * 100%

B = СР / СМ * 100%

Показатели A и B нужны для определения величины коэффициента K с помощью специальной таблицы значений. Далее можно переходить к последней, самой важной формуле:

УТС = K / 100 * (ЦР+СО)

Для многих экспертов данный способ более удобен, но и он не позволит вам самостоятельно без помощи специалистов произвести расчет. Да и для того, чтобы требовать возмещение убытков, необходимо экспертное заключение.

Как получить компенсацию

Методы расчета теперь более или менее понятны, разберемся, как получить УТС по ОСАГО и что для этого нужно.

Согласно Закону “Об ОСАГО”, застрахованное лицо должно получить возмещение за реально причиненный ущерб. Несмотря на то, что формулировка «утрата товарной стоимости» в законе не указана, она точно является убытком и подлежит возмещению.

Тем не менее страховые компании всячески пытаются игнорировать дополнительные компенсации и играют на всеобщем незнании. Именно поэтому мало кто знает, как выплачивается УТС по ОСАГО, и что это вообще такое.

То, что утрата товарной стоимости подлежит возмещению по обязательному страхованию, установлено Постановлением Президиума Верховного Суда еще в 2005 году. Поэтому при соблюдении всех необходимых условий вы имеете полное право требовать от страховщика возместить дополнительные убытки.

Действуйте на упреждение:

  1. Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
  2. Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
  3. Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
  4. В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
  5. Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).

Судебная практика выступает на стороне автовладельцев, поэтому вопрос возмещения часто может решаться и без суда. Поэтому, зная, как взыскать УТС по ОСАГО, бывает достаточно дать понять страховщику, что вы готовы отстаивать свои права.

УТС по КАСКО

КАСКО не относится к обязательному страхованию и не регулируется на законодательном уровне. Поэтому многие нормы и права, касающиеся ОСАГО, не могут быть применены к добровольному страхованию. Однако возмещение утраты товарной стоимости в добровольном страховании также имеет место.

В каких случаях на взыскание УТС можно не рассчитывать

Мы уже упоминали некоторые условия, когда можно рассчитывать на возмещение УТС (возраст авто не более 5 лет, амортизация до 35%, пробег до 100 тыс. км). Так как это обязательная автогражданка, то вам также не полагается никаких выплат, если вы являетесь виновником ДТП. Существует еще ряд случаев, по которым в 2020 году УТС по ОСАГО не взыскивают. К ним относятся:

  • легкий ремонт или замена деталей, не требующая восстановительных работ по конструктивной части;
  • в страховом случае были повреждены элементы, которые уже имели дефекты;
  • необходимость полной или частичной окраски кузова при наличии ранее нанесенных дефектов, коррозии, факта замены заводского покрытия.

Изучайте свои права и учитесь правильно ими пользоваться.

Как взыскать со страховой компании УТС: Видео

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама