THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

"В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов" (Бенджамин Франклин). Грустно, но очень жизненно. Действительно, каждый социально и экономически активный человек, получающий зарплату, прибыль от ведения бизнеса, приобретающий какие-либо товары и услуги, обязан делиться частью своего денежного блага с государством. Принудительно изъятые органами госвласти средства у юридических и физических лиц составляют основную часть доходов государства, которые в дальнейшем направляются на покрытие расходов, связанных с осуществлением им политики по различным направлениям: экономическая, социальная, демографическая и пр.

Мы пользуемся различными благами и услугами, которые оплачиваются за счет налогов. Однако это не единственная их функция. Благодаря гибкой налоговой системе государство воздействует на экономику в нужном направлении: поощряет те или иные виды деятельности, способствует развитию тех или иных отраслей, влияет на предпринимательскую активность, платежеспособность спроса и предложения и т. д. Таким образом, от эффективности налоговой системы зависит благополучие всего государства и каждого его гражданина в отдельности. Сегодня мы разберем регрессивные налоги, их роль и целесообразность взимания в условиях высокодифференцированных доходов населения страны.

Существующие системы налогообложения

Различные типы налогообложения обусловлены двумя его главными принципами: эффективность и справедливость (люди с разными доходами не должны платить равные налоги). В зависимости от того, как устанавливается ставка налога к доходу, выделяют следующие налоги: прогрессивный, регрессивный, пропорциональный.
Давайте разберемся, чем они отличаются.

Пропорциональные налоги

В том случае, если налоговая ставка не меняется в зависимости от величины налоговой базы, речь идет о пропорциональной системе (налог прямо пропорционален доходу). В нашей стране данный метод применяется при расчете огромного количества платежей: пропорциональными являются прямые (кроме подоходного) и практически все косвенные налоги. В наибольшей степени такой подход бьет по карманам среднестатистических граждан и оказывает существенную нагрузку на свободный доход.

Прогрессивные налоги

В случае прогрессивной системы тот, кто больше зарабатывает, больше и отдает. Очень простой и понятный подход. Примером может служить подоходный налог. Применение данного метода при взимании платежей в пользу государства позволяет эффективно перераспределять доходы, но не всегда. Нередко такая система расчетов способствует активному уклонению от налогов (сокрытие реальной прибыли).

Регрессивное налогообложение

Регрессивные налоги с первого взгляда могут показаться нелогичными, так как ставка в данном случае уменьшается по мере роста налоговой базы и увеличивается при ее снижении, однако это не так. Именно данный подход нередко оказывается наиболее эффективным в целях стимулирования декларации реальной прибыли или заработка.

При регрессивном налогообложении доходы, как правило, делятся на части. Каждая из этих частей облагается по определенной ставке: пониженный процент действует только для той части дохода, которая превышает заданную. Например, такая схема применяется при уплате в Пенсионный фонд: до определенной суммы ставка одна (22%), все, что свыше, облагается по ставке 10%.

Государство применяет в своей работе различные виды налогов (регрессивный, прогрессивный, пропорциональный) для более гибкого регулирования экономики и обеспечения наиболее эффективного поступления платежей в бюджет. Такой подход оправдывает себя, хотя и не всегда является справедливым (оптимальным) для разных категорий населения.

Регрессивные налоги в РФ

В современной мировой экономике данная схема начисления налогов встречается довольно редко. На сегодняшний день практически не существует регрессивных налогов в явном виде, то есть прямых. Однако все косвенные налоги можно к ним отнести, и чем больше ставка, тем в большей степени они регрессивны. Яркий пример - акцизные платежи, пошлины, НДС.

Регрессивная система в РФ с 2001 года используется для рассчета единого социального налога. Применение данного метода имеет конкретную цель: выведение из тени заработных плат в конвертах (серый доход) путем снижения налоговых ставок по мере роста расходов, приходящихся на фонд оплаты труда.

Регрессивная система уплаты налогов: примеры

Как работает регрессивная схема уплаты налогов? Разберем на примере сигарет. Если на пачку сигарет установлен акцизный налог в размере 15 рублей, то для покупателя, имеющего доход 10 000 рублей, доля его в бюджете будет больше, чем для того, кто зарабатывает 25 000 рублей (0,15 и 0,06).

Налог с оборота с экономической точки зрения - тоже регрессивный налог. Пример: допустим, две семьи покупают одинаковые стиральные машины стоимостью 12 000 рублей и ставкой налога 18%. Семья с низкими доходами (30 000 рублей) заплатит те же 2 160 рублей налога с оборота, что и семья с высокими (70 000 рублей). Однако доля платежа в бюджете в первом случае будет гораздо выше: 7,2 против 3,09. Таким образом, покупатели, зарабатывающие больше, платят в конечном итоге меньший процент, нежели менее обеспеченные граждане.

Регрессивная система налогов: хорошо или плохо?

В российском законодательстве напрямую не говорится о применении регрессивной схемы уплаты налогов. Многие оценивают данную систему как несправедливую, однако если обратиться к мировому опыту, то можно найти ряд положительных моментов, которым поспособствовали именно регрессивные налоги.

Именно такой подход обеспечивает в ряде стран наиболее полноценный сбор налогов. Граждане с высоким заработком охотнее раскрывают свои доходы, если уверены в том, что существенная часть их денег не будет изъята в пользу государства. Грамотное понижение процентной ставки по мере роста налоговой базы способствует привлечению в бюджет значительного объема денежных ресурсов. Фактический размер выплат высокообеспеченной части населения будет все равно больше, чем у граждан с низкими доходами. В случае же прогрессивного или пропорционального налогообложения этот объем может оказаться в разы ниже (утаивание реального дохода).

При этом для малообеспеченных граждан регрессивные налоги - более тяжелое бремя, чем для богатых. Это касается и косвенных налогов, уплата которых ложится непосредственно на конечного потребителя (носителя налогового бремени). Так, если рассматривать экономическую ставку, а не номинальную, то НДС составляет большую долю заработка тех, кто беднее.

Заключение

В настоящее время налоговая система нашей страны далека от совершенства. Большим вопросом остается эффективность применения различных налоговых ставок. В России очень большая доля непрямых, косвенных налогов, которые тяжелым бременем ложатся на самую большую часть населения страны - средний класс. В конечном итоге это те же самые регрессивные налоги, доля которых в доходах малообеспеченных граждан высока. При этом существует другая, не менее важная проблема, связанная с сокрытием существенной части прибыли при декларации доходов. В такой ситуации применение регрессивной ставки налога на прибыль может быть весьма эффективным решением. Данный подход будет показывать прибыль в полном объеме, ведь по мере ее роста ставка налога снижается. Безусловно, здесь тоже имеется ряд нюансов, а также требуется повышение контроля со стороны налоговых органов.

Глава II. Ставки и расчет налога


Ставки налога. Шкала регрессии


Однако Минфин России неоднократно высказывал другую точку зрения (письма Минфина РФ от 26 мая 2006 г. N 03-05-02-04/71 , от 15 ноября 2005 г. N 03-05-02-04/201). Глава 24 Налогового кодекса, посвященная ЕСН, не содержит специальных норм, регулирующих порядок расчета суммы налога при реорганизации компании. Поэтому в данном случае должны применяться общие правила исчисления налогов при реорганизации, установленные статьей 50 Налогового кодекса. Из положений пункта 5 данной статьи следует, что присоединившая фирма обязана уплатить те налоги, которые были начислены, но не уплачены присоединенными компаниями. А правопреемства в части формирования налоговой базы и применения пониженных налоговых ставок эта статья не предусматривает. Поэтому фирма-правопреемник, определяя налоговую базу по ЕСН, не включает в нее выплаты, начисленные присоединенной фирмой до ее реорганизации.

Аналогично Минфином РФ решается вопрос в случае присоединения в форме выделения (письмо УФНС по г. Москве от 22 января 2007 г. N 21-11/004569@). Согласно пункту 8 статьи 50 Налогового кодекса, при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства в части исполнения его обязанностей по уплате налогов по отношению к реорганизованному юридическому лицу не возникает. А порядок правопреемства в этой ситуации в части применения ставок (льгот и т.п.) по тому или иному налогу законодательством не предусмотрен.

Следовательно, компания, которая образовалась в результате реорганизации, формирует налоговую базу по ЕСН для расчета права на применение регрессивной шкалы налогообложения без учета налоговой базы, начисленной другим налогоплательщиком в период до реорганизации.

Ниже приведены таблицы ставок для различных категорий налогоплательщиков.


Таблица 1


Ставки ЕСН для обычных организаций и предпринимателей, которые выплачивают доходы своим работникам
Налоговая база
на каждое физи-
ческое лицо на-
растающим ито-
гом с начала
года
Федеральный
бюджет
Фонд социального
страхования РФ

страхования
Итого
Федеральный
фонд обязатель-
ного медицинско-
го страхования
Территориальные
фонды обязатель-
ного медицинско-
го страхования
1 2 3 4 5 6
До 280 000 руб. 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
От 280001 руб.
до 600 000 руб.
56 000 руб. +
7,9% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
8120 руб. + 1% с
суммы, превышаю-
щей 280 000 руб.
3080 руб. + 0,6%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
5600 руб. + 0,5%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
72 800 руб. +
10% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
Свыше 600 000
руб.
81 280 руб. +
+ 2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.
11 320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104 800 руб. +
2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.

Таблица 2


Ставки ЕСН для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных
промыслов, а также родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера
Налоговая база
на каждое физи-
ческое лицо на-
растающим ито-
гом с начала
года
Федеральный
бюджет
Фонд социального
страхования РФ
Фонды обязательного медицинского
страхования
Итого
Федеральный фонд
обязательного
медицинского
страхования
Территориальные
фонды обязатель-
ного медицинско-
го страхования
1 2 3 4 5 6
До 280 000 руб. 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20%
От 280 001 руб.
до 600 000 руб.
44 240 руб. +
7,9% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
5320 руб. + 0,9%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
3080 руб. + 0,6%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
3360 руб. + 0,6%
с суммы, превы-
шающей 280 000
руб.
56 000 руб. +
10% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
Свыше 600 000
руб.
69 520 руб. +
2% с суммы, пре-
вышающей 600 000
руб.
8200 руб. 5000 руб. 5280 руб. 88 000 руб. +
2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.

К сельскохозяйственным производителям относятся юридические лица, основными видами деятельности которых являются сельское хозяйство и рыболовство.

При этом они должны заниматься либо производством и реализацией, либо производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции.

Причем доля от реализации сельхозпродукции должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме выручки за предыдущий год.

А вот организации, которые только перерабатывают сельхозпродукцию и продают результаты переработки (мясокомбинаты, молокозаводы и т.д.), к сельскохозяйственным производителям не относятся.


Таблица 3


ЕСН для организаций и предпринимателей, являющихся резидентами технико-внедренческих особых эконо-
мических зон (ОЭЗ)
Налоговая база на каждое физи-
ческое лицо нарастающим итогом
с начала года
Федеральный бюджет Итого
1 2 3
До 280 000 руб. 14% 14%
От 280 001 руб. до 600 000 руб.
вышающей 280 000 руб.
39 200 руб. + 5,6% с суммы, пре-
вышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб.
шающей 600 000 руб.
57 120 руб. + 2% с суммы, превы-
шающей 600 000 руб.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются в России в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ.

Технико-внедренческие ОЭЗ созданы на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Томска (постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 779 , , и ).

Для организаций и предпринимателей, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, установлен льготный режим по ЕСН. Работодатели, производящие выплаты работающим на территории такой зоны сотрудникам, освобождаются от уплаты ЕСН в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. Они обязаны уплачивать ЕСН только в федеральный бюджет по регрессивной шкале.


Таблица 4


Ставки ЕСН с доходов предпринимателя
Налоговая база на-
растающим итогом
Федеральный бюджет
хования
Итого
Федеральный фонд
обязательного ме-
дицинского страхо-
вания
Территориальные фон-
ды обязательного ме-
дицинского страхова-
ния
1 2 3 4 5
До 280 000 руб. 7,3% 0,8% 1,9% 10%
От 280 001 руб. до
600 000 руб.
20440 руб. + 2,7% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
2240 руб. + 0,5% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
5320 руб. + 0,4% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
28 000 руб. + 3,6%
с суммы, превышаю-
щей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 29 080 руб. + 2% с
суммы, превышающей
600 000 руб.
3840 руб. 6600 руб. 39 520 руб. + 2% с
суммы, превышающей
600 000 руб.

Ставки, по которым платят единый социальный налог предприниматели со своего дохода (таблица 4), отличаются от ставок, по которым облагается доход наемных работников (таблица 1).

Кроме того, предприниматели не перечисляют ЕСН в Фонд социального страхования.


Таблица 5


Ставки ЕСН для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой
Налоговая база на-
растающим итогом
Федеральный бюджет Фонды обязательного медицинского стра-
хования
Итого
Федеральный фонд
обязательного ме-
дицинского страхо-
вания
Территориальные фон-
ды обязательного ме-
дицинского страхова-
ния
1 2 3 4 5
До 280 000 руб. 5,3% 0,8% 1,9% 8%
От 280 001 руб. до
600 000 руб.
14 840 руб. + 2,7%
с суммы, превышаю-
щей 280 000 руб.
2240 руб. + 0,5% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
5320 руб. + 0,4% с
суммы, превышающей
280 000 руб.
22 400 руб. + 3,6%
с суммы, превышаю-
щей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 23 480 руб. + 2% с
суммы, превышающей
600 000 руб.
3840 руб. 6600 руб. 33 920 руб. + 2% с
суммы, превышающей
600 000 руб.

Ставки для адвокатов еще ниже, чем для предпринимателей. Шкала регрессии для адвокатов совпадает с регрессией для остальных категорий налогоплательщиков ЕСН.


Таблица 6


Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
Налоговая база
на каждое физи-
ческое лицо на-
растающим итогом
с начала года
Федеральный
бюджет
Фонд социально-
го страхования
РФ
Фонды обязательного медицинского
страхования
Итого
Федеральный фонд
обязательного
медицинского
страхования
Территориальные
фонды обязатель-
ного медицинско-
го страхования
1 2 3 4 5 6
До 75 000 руб. 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
От 75 001 руб.
до 600 000 руб.
15 000 руб. +
7,9% с суммы,
превышающей
75 000 руб.
2175 руб. + 1%
с суммы, превы-
шающей 75 000
руб.
825 руб. + 0,6%
с суммы, превы-
шающей 75 000
руб.
1500 руб. + 0,5%
с суммы, превы-
шающей 75 000
руб.
19 500 руб. +
10% с суммы,
превышающей
75 000 руб.
Свыше 600 000
руб.
56 475 руб. + 2%
с суммы, превы-
шающей 600 000
руб.
7425 руб. 3975 руб. 4125 руб. 72 000 руб. +
2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (IT-компаний), установлены пониженные ставки ЕСН и специальная регрессивная шкала. Если большинство фирм может применять пониженную ставку ЕСН в 10 процентов с доходов, превышающих 280 000 рублей, то IT-компаниям законодатели разрешили применять пониженную ставку, начиная с доходов в 75 000 рублей.

IT-компании - это фирмы, которые занимаются разработкой, продажей, сопровождением программ для ЭВМ и баз данных.

Для того чтобы применять указанную шкалу, IT-компания должна соблюдать следующие условия:

Иметь государственную аккредитацию;

Получать от реализации компьютерных программ и сопутствующих услуг более 90 процентов доходов, причем не менее 70 процентов - от иностранных покупателей;

Иметь среднесписочную численность работников не менее 50 человек.

Эти показатели рассчитывают по итогам 9 месяцев года, предшествующего переходу на пониженные ставки. При выполнении всех условий для такой компании порог регрессивной шкалы снижен почти в четыре раза по сравнению с обычными фирмами. Воспользоваться специальной регрессивной шкалой могут только крупные специализированные фирмы, ориентированные на зарубежных заказчиков.


Налоговые вычеты


Вычет по ЕСН к уплате в федеральный бюджет


Понятие "налоговый вычет" определено в пункте 2 статьи 243 Налогового кодекса как сумма, на которую уменьшают ЕСН, начисленный к уплате в федеральный бюджет:

"...сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет)".

Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), начисленную к уплате в федеральный бюджет за тот же период.

На практике это означает следующее. Допустим, фирма уплатила страховые взносы на пенсионное страхование в сумме, меньшей, чем начислила и заявила в декларации (расчете авансовых платежей) по ЕСН. В такой ситуации налоговая инспекция доначислит налогоплательщику ЕСН на сумму положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами.

Доначисление ЕСН в федеральный бюджет на сумму разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами по итогам отчетных периодов производится по 15-е число месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам налогового периода - не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации.

В этом случае пени по ЕСН начисляются с 16-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.


Уменьшение ЕСН к уплате в ФСС РФ


Сумма ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, уменьшается на сумму расходов, которые компания самостоятельно произвела на цели социального страхования. К таким расходам относятся:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Социальное пособие на погребение;

Пособие при усыновлении ребенка;

Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет;

Оплата путевок на оздоровление детей.

Уменьшить сумму ЕСН на расходы за счет средств ФСС РФ можно на дату начисления пособий в каждом календарном месяце. Сумму превышения произведенных расходов фирма засчитывает в счет предстоящих платежей по ЕСН в части уплаты в ФСС РФ.

Возмещение расходов на обязательное социальное страхование производится на основании следующих документов:

Письменного заявления страхователя;

Расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ) за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;

Копий платежных поручений, подтверждающих уплату ЕСН за соответствующий период.


Пример.

В фирме работают 26 человек. За год им была выплачена зарплата в общей сумме 2 080 000 руб. Сумма ЕСН, начисленная на годовой фонд оплаты труда, составила 540 800 руб., в том числе:

в федеральный бюджет - 416 000 руб. (2 080 000 руб. х 20%);

в ФСС - 60 320 руб. (2 080 000 руб. х 2,9%);

в ФФОМС - 22 880 руб. (2 080 000 руб. х 1,1%);

в ТФОМС - 41 600 руб. (2 080 000 руб. х 2,0%).

В течение года фирма выплачивала своим работникам пособия по временной нетрудоспособности. Общая сумма пособий (исключая первые два дня, которые оплачиваются за счет средств работодателя) составила 47 000 руб.

Эти пособия должны оплачиваться за счет средств ФСС. Поэтому фирма может уменьшить сумму ЕСН, подлежащую перечислению в этот фонд, на 47 000 руб. Таким образом, в ФСС нужно перечислить не 60 320 руб., а 13 320 руб. (60 320 - 47 000).

Сумму ЕСН в части уплаты в федеральный фонд нужно уменьшить на сумму начисленных за тот же период страховых взносов в ПФР.


Расчет налога


Общий порядок расчета


Работодатели, которые выплачивают работникам зарплату и иные вознаграждения за труд, рассчитывают и уплачивают ЕСН отдельно:

в федеральный бюджет;

в Фонд социального страхования РФ (ФСС);

в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Сумма налога определяется умножением налоговой базы на соответствующую каждой части налога ставку в процентах.

Затем сумму налога, начисленную в федеральный бюджет, уменьшают на сумму начисленных фирмой за тот же период взносов на обязательное пенсионное страхование.

Сумму налога в части, зачисляемой в ФСС России, уменьшают на сумму самостоятельно произведенных фирмой расходов на цели государственного социального страхования. Ее определяют, исходя из данных, отраженных в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ).

При этом надо также учесть, что налогом, подлежащим уплате в ФСС России, не облагают любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, а также авторским договорам.

Затем из полученной суммы вычитается сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговой льготы.

Оставшуюся сумму нужно перечислить в бюджет.

При расчете нужно учесть, что сумма налога (авансового платежа) в части уплаты в федеральный бюджет уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При годовом доходе менее 280 000 рублей взносы в ПФР рассчитываются исходя из ставки 14%. Эта сумма в месяц равна 2800 руб. (20 000 х 14%). Учтем также, что сумма ежемесячного авансового платежа к уплате определяется с учетом ранее перечисленных сумм.

Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН с заработной платы каждого сотрудника составили:


Период, за
который
начислен
доход
В федеральный бюд-
жет
В Фонд социального
страхования
В федеральный фонд
обязательного медицин-
ского страхования
В территориальный фонд
обязательного медицин-
ского страхования
начислено причита-
ется к
уплате
начислено причитает-
ся к упла-
те
начислено причитается
к уплате
начислено причитает-
ся к упла-
те
январь 20 000
руб. х
20% -
20 000
руб. х
14% =
1200 руб.
1200 руб. 20 000
руб. х
2,9% = 580
руб.
580 руб. 20 000
руб. х
1,1% =
220 руб.
220 руб. 20 000 руб.
х 2% = 400
руб.
400 руб.
январь-
февраль
40 000
руб. х
20% -
40 000
руб. х
14% =
2400 руб.
2400 руб.
- 1200
руб. =
1200 руб.
40 000
руб. х
2,9% =
1160 руб.
1160 руб.
- 580 руб.
= 580 руб.
40 000
руб. х
1,1% =
440 руб.
4400 руб. -
220 руб. =
220 руб.
40 000 руб.
х 2% = 800
руб.
800 руб. -
400 руб. =
400 руб.
январь-
март
60 000
руб. х
20% -
60 000
руб. х
14% =
3600 руб.
3600 руб.
- 2400
руб. =
1200 руб.
60 000
руб. х
2,9% =
1740 руб.
1740 руб.
- 1160
руб. = 580
руб.
60 000
руб. х
1,1% =
660 руб.
660 руб. -
440 руб. =
220 руб.
60 000 руб.
х 2% = 1200
руб.
1200 руб.
- 8 000
руб. = 400
руб.
... ... ... ... ... ... ... ... ...
Итого 14 400
руб.
6960 руб. 2640 руб. 4800 руб.

Общая сумма налога равна 288 000 руб. (14 400 + 6960 + 2640 + 4800) х 10 чел.

В данном примере доходы сотрудников не различались по видам и суммам выплат, поэтому легко можно проверить итоговую сумму налога за год, исходя из общей суммы налоговой базы.

Налоговая база по ЕСН для каждого сотрудника равна сумме начисленных за год выплат - 240 000 руб. (20 000 руб. х 12).

Сумма начисленных пенсионных взносов (налоговый вычет) равна 336 000 руб. (240 000 х 14% х 10 чел.) По итогам года общая сумма ЕСН составит:

В федеральный бюджет - 480 000 руб. (240 000 х 20% х 10 чел.);

В ФСС - 69 600 руб. (240 000 х 2,9% х 10 чел.);

В ФФОМС - 26 400 руб. (240 000 х 1,1% х 10 чел.);

В ТФОМС - 48 000 руб. (240 000 х 2% х 10 чел.) Уменьшив сумму федеральной части налога на налоговый вычет, получим сумму для перечисления в федеральный бюджет. Она будет равна 144 000 руб. (480 000 - 336 000).

Фирма заплатит налог в сумме:

144 000 + 69 600 + 26 400 + 48 000 = 288 000 руб.

Если доход отдельного сотрудника в течение года превысит 280 000 рублей, то при расчете ЕСН с его заработной платы фирма обязана применять регрессивную шкалу.


Пример.

В ООО "Пассив" генеральному директору В.М. Васильеву установлен оклад 60 000 руб. в месяц. Поскольку доход Васильева в календарном году превысил 280 000 руб., то к расчету ЕСН с его заработной платы применим регрессивные ставки (таблица 1). Для упрощения примера уменьшение суммы налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на сумму страховых взносов (налоговый вычет) рассматривать не будем. В настоящее время существует три ступени шкалы регрессии:

До 280 000 руб.;

От 280 001 руб. до 600 000 руб.;

Свыше 600 000 руб.

В мае месяце сумма заработной платы Васильева превысила 280 000 руб. (60 000 руб. х 5 мес. = 300 000 руб.). Налоговая база попадает во второй интервал регрессивной шкалы - от 280 001 до 600 000 руб. Поэтому с этого месяца она облагается налогом по пониженной ставке - 10% с суммы выплат, превышающей 280 000 руб.

В ноябре месяце сумма заработной платы станет больше 600 000 руб. (60 000 х 11 = 660 000 руб.) и для расчета ЕСН бухгалтер "Пассива" должен использовать ставку 2% к той части заработной платы, которая превышает 600 000 руб.

Ежемесячные суммы авансовых платежей по заработной плате В.М. Васильева составят:


Период, за кото-
рый начислен до-
доход
Сумма авансовых платежей по ЕСН в федеральный
бюджет, рассчитанная нарастающим итогом с начала
года с выплат В.М. Васильеву

читающаяся к уплате по итогам
месяцев
расчет сумма руб. расчет сумма руб.
январь 60 000 руб. х 20% 12 000 - 12 000
январь-февраль 60 000 руб. х 2 мес. х 20% 24 000 24 000 - 12 000 12 000
январь-март 60 000 руб. х 3 мес. х 20% 36 000 36 000 - 24 000 12 000
январь-апрель 60 000 руб. х 4 мес. х 20% 48 000 48 000 - 36 000 12 000
январь-май 56 000 руб. + (60 000 руб. х 5 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
57 580 57 580 - 48 000 9580
январь-июнь 56 000 руб. + (60 000 руб. х 6 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
62 320 62 320 - 57 580 4740
январь-июль 56 000 руб. + (60 000 руб. х 7 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
67 060 67 060 - 62 320 4740
январь-август 56 000 руб. + (60 000 руб. х 8 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
71 800 71 800 - 67 060 4740
январь-сентябрь 56 000 руб. + (60 000 руб. х 9 мес.
- 280 000 руб.) х 7,9%
76 540 76 540 - 71 800 4740
январь-октябрь 56 000 руб. + (60 000 руб. х 10
мес. - 280 000 руб.) х 7,9%
81 280 81 280 - 76 540 4740
январь-ноябрь 81 280 руб. + (60 000 руб. х 11
мес. - 600 000 руб.) х 2%
82 480 82 480 - 81 280 1200
январь-декабрь 81 280 руб. + (60 000 руб. х 12
мес. - 600 000 руб.) х 2%
83 680 83 680 - 82 480 1200
Итого в федеральный бюджет за год 83 680

Период, за кото-
рый начислен до-
доход
Сумма авансовых платежей по ЕСН в Фонд
социального страхования, рассчитанная нарастающим
итогом с начала года с выплат В.М. Васильеву
Сумма авансовых платежей, при-
читающаяся к уплате по итогам
месяцев
расчет сумма руб. расчет сумма руб.
январь 60 000 руб. х 2,9% 1740 - 1740
январь-февраль 60 000 руб. х 2 мес. х 2,9% 3480 3480 - 1740 1740
январь-март 60 000 руб. х 3 мес. х 2,9% 5220 5220 - 3480 1740
январь-апрель 60 000 руб. х 4 мес. х 2,9% 6960 6960 - 5220 1740
январь-май 8120 руб. + (60 000 руб. х 5 мес. х
280 000 руб.) х 1%
8320 8320 - 6960 1360
январь-июнь 8120 руб. + (60 000 руб. х 6 мес. х
280 000 руб.) х 1%
8920 8920 - 8320 600
январь-июль 8120 руб. + (60 000 руб. х 7 мес. х
280 000 руб.) х 1%
9520 9520 - 8920 600
январь-август 8120 руб. + (60 000 руб. х 8 мес. х
280 000 руб.) х 1%
10 120 10 120 - 9520 600
январь-сентябрь 8120 руб. + (60 000 руб. х 9 мес. -
280 000 руб.) х 1%
10 720 10 720 - 10 120 600
январь-октябрь 8120 руб. + (60 000 руб. х 10 мес.
- 280 000 руб.) х 1%
11 320 11 320 - 10 720 600
январь-ноябрь 11 320 руб. 11 320 - -
январь-декабрь 11 320 руб. 11 320 - -
Итого в ФСС РФ за год: 11 320

Период, за кото-
рый начислен до-
доход
Сумма авансовых платежей по ЕСН в ФФОМС,

выплат В.М. Васильеву
Сумма авансовых платежей, при-
читающаяся к уплате по итогам
месяцев
расчет сумма руб. расчет сумма руб.
январь 60 000 руб. х 1,1% 660 - 660
январь-февраль 60 000 руб. х 2 мес. х 1,1% 1320 1320 - 660 660
январь-март 60 000 руб. х 3 мес. х 1,1% 1980 1980 - 1320 660
январь-апрель 60 000 руб. х 4 мес. х 1,1% 2640 2640 - 1980 660
январь-май 3080 руб. + (60 000 руб. х 5 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
3200 3200 - 2640 560
январь-июнь 3080 руб. + (60 000 руб. х 6 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
3560 3560 - 3200 360
январь-июль 3080 руб. + (60 000 руб. х 7 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
3920 3920 - 3560 360
январь-август 3080 руб. + (60 000 руб. х 8 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
4280 4280 - 3920 360
январь-сентябрь 3080 руб. + (60 000 руб. х 9 мес. х
280 000 руб.) х 0,6%
4640 4640 - 4280 360
январь-октябрь 3080 руб. + (60 000 руб. х 10 мес.
х 280 000 руб.) х 0,6%
5000 5000 - 4640 360
январь-ноябрь 5000 руб. 5000 - -
январь-декабрь 5000 руб. 5000 - -
Итого в ФФОМС за год: 4800

Период, за кото-
рый начислен до-
доход
Сумма авансовых платежей по ЕСН в ТФОМС,
рассчитанная нарастающим итогом с начала года с
выплат В.М. Васильеву
Сумма авансовых платежей, при-
читающаяся к уплате по итогам
месяцев
расчет сумма руб. расчет сумма руб.
январь 60 000 руб. х 2% 1200 - 1200
январь-февраль 60 000 руб. х 2 мес. х 2% 2400 2400 - 1200 1200
январь-март 60 000 руб. х 3 мес. х 2% 3600 3600 - 2400 1200
январь-апрель 60 000 руб. х 4 мес. х 2% 4800 4800 - 3600 1200
январь-май 5600 руб. + (60 000 руб. х 5 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
5700 5700 - 4800 900
январь-июнь 5600 руб. + (60 000 руб. х 6 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
6000 6000 - 5700 300
январь-июль 5600 руб. + (60 000 руб. х 7 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
6300 6300 - 6000 300
январь-август 5600 руб. + (60 000 руб. х 8 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
6600 6600 - 6400 300
январь-сентябрь 5600 руб. + (60 000 руб. х 9 мес. х
280 000 руб.) х 0,5%
6900 6900 - 6600 300
январь-октябрь 5600 руб. + (60 000 руб. х 10 мес.
х 280 000 руб.) х 0,5%
7200 7200 - 6900 300
январь-ноябрь 7200 руб. 7200 - -
январь-декабрь 7200 руб. 7200 - -
Итого в ТФОМС за год: 7200

Общая сумма налога, которую надо уплатить с доходов Васильева по итогам года, составит: 83 680 + 11 320 + 5000 + 7200 = 107 200 руб., в том числе:

По ставке 26% - 72 800 руб. (280 000 х 26%);

По ставке 10% - 32 000 руб. ({600 000 - 280 000} х 10%);

По ставке 2% - 2400 руб. ({720 000 - 600 000} х 2%).

Порядок расчета налога в случае применения льгот по ЕСН на работника-инвалида имеет свою особенность.

Плательщики ЕСН, которые имеют право на льготы согласно статье 239 Налогового кодекса, вправе уменьшить авансовые платежи в бюджет на сумму страховых взносов в ПФР (налоговый вычет) и на суммы льготы.

Однако здесь надо иметь в виду, что льготы, установленные в пункте 1 статьи 239 Налогового кодекса, не применимы при исчислении взносов в ПФР - закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит такой нормы.

Поэтому суммы страховых взносов в ПФР, начисленные на выплаты в пределах льготы в 100 000 руб., не могут являться налоговыми вычетами по ЕСН.

Для расчета ЕСН с выплат, начисленных в пользу работников-инвалидов, применяется следующий порядок:

Сначала определяется налоговая база по каждому работнику-инвалиду без учета льгот;

Начисляется ЕСН на эту базу по соответствующим ставкам с учетом регрессии;

Из суммы платежа в федеральный бюджет вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов в ПФР (налоговый вычет);

Затем из полученной суммы вычитается сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговой льготы (при этом льготы, предусмотренные статьей 239 Налогового кодекса, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование);

Определяется сумма, подлежащая уплате в бюджет.

Если выплаты по договору отнесены к расходам, не уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ);

Если договор заключен с индивидуальным предпринимателем (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Эти правила применимы и к выплатам по гражданско-правовым договорам.

Поскольку страховые взносы в ПФР начисляют с той же базы, что и ЕСН, со всех выплат по указанным гражданско-правовым договорам пенсионные взносы уплачивают в полном объеме. Соответственно, величину ЕСН, которую зачисляют в федеральный бюджет, уменьшают на сумму этих взносов. Однако здесь могут быть исключения, например, при заключении гражданско-правового договора с иностранцем, временно пребывающем на территории РФ, или постоянно проживающим за границей и оказывающим услуги за пределами РФ. В этом случае иностранное физическое лицо не является застрахованным лицом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты ему не начисляют, и права на применение налогового вычета по ЕСН не имеется.

Начисление ЕСН на выплаты по гражданско-правовым договорам имеет свои особенности. А именно: вознаграждения, выплаченные физическим лицам по гражданско-правовым договорам, не включаются в налогооблагаемую базу в части ЕСН, подлежащей уплате в ФСС РФ.

То есть сумма ЕСН, начисленного на выплаты по таким договорам, будет меньше, чем сумма налога, начисленного на выплаты по трудовым договорам.


Пример.

ЗАО "Актив" начислило вознаграждение А.И. Иванову за выполнение работ по договору подряда. Иванов не является индивидуальным предпринимателем и не состоит в штате ЗАО "Актив". Сумма вознаграждения составила 3700 руб. Затраты на выплату вознаграждения по договору "Актив" включает в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 21 ст. 255 НК РФ). "Актив" уплачивает ЕСН по ставке 26%. С суммы вознаграждения Иванова "Актив" должен уплатить ЕСН:

в федеральный бюджет - 740 руб. (3700 руб. х 20%);

в федеральный ФОМС - 40,7 руб. (3700 руб. х 1,1%);

в территориальный ФОМС - 74 руб. (3700 руб. х 2%).

Общая сумма ЕСН, начисленная с дохода Иванова, составит: 740 + 40,7 + 74 = 854,7 руб.

В ФСС ЕСН не уплачивают. Сумма, которую нужно перечислить в федеральный бюджет, уменьшается на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование (3700 руб. х 14% = 518 руб.) и будет равна: 740 - 518 = 222 руб.

Выплаты вознаграждений по договорам гражданско-правового характера лицам, состоящим в штате компании, также могут являться объектом налогообложения единым социальным налогом. Для этого расходы на выплату этих вознаграждений должны быть экономически обоснованными. Тогда их можно отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса и заплатить с них в общеустановленном порядке ЕСН (письмо Минфина от 26 января 2007 г. N 03-04-06-02/11).

Обратите внимание: принимая человека на временную работу, фирма может сэкономить на налогах, если заключит с ним гражданско-правовой договор. В этом случае она сэкономит не только за счет взносов в ФСС. С вознаграждений по гражданско-правовым договорам также не начисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если такая обязанность работодателя отдельно не оговорена в договоре. Кроме того, в случае заболевания работника организации не нужно оплачивать больничный лист, а также начислять отпускные. В связи с этим проверяющие органы обращают особое внимание на гражданско-правовые договоры. Желание переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые чаще всего появляется у сотрудников ФСС РФ, поскольку именно они при этом недополучают взносы. Чтобы не возникали спорные ситуации с проверяющими органами, гражданско-правовой договор должен быть правильно оформлен, а расходы по нему - экономически обоснованы.


Начисления на отпускные


Основной ежегодный отпуск


Трудовым законодательством установлено, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

В исключительных случаях допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. На время ежегодного оплачиваемого отпуска за работником сохраняется средний заработок. Для расчета средней заработной платы учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются выплаты, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Средняя заработная плата, начисленная работнику за время отпуска, облагается ЕСН. Сумма отпускных за весь отпуск должна быть целиком начислена и выплачена не позднее чем за 3 дня до начала отпуска (ст. 136 ТК РФ). Одновременно со всей суммы отпускных надо начислить единый социальный налог.


Дополнительный отпуск


Кроме очередного ежегодного отпуска некоторые категории граждан имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ).

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

Работники, имеющие особый характер работы;

Работники с ненормированным рабочим днем;

Работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

Работники, предоставление дополнительных отпусков которым предусмотрено федеральными законами (например, "чернобыльцы").

На сумму отпускных, выплаченную работнику за время дополнительного отпуска, предусмотренного законодательством РФ, нужно начислять ЕСН. Это следует из пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса.

Исключением из этого правила являются дополнительные отпуска, которые предоставляются гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск "чернобыльцам" фирмы обязаны в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Расходы на их оплату возмещаются из федерального бюджета (ст. 5 Закона РФ N 1244-1). Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Поскольку суммы на оплату дополнительно предоставляемых работникам по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков в соответствии с пунктом 24 статьи 270 Налогового кодекса не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, на них ЕСН не начисляют (п. 3 ст. 236 НК РФ).


Учебный отпуск


На время учебных отпусков работникам сохраняется средняя заработная плата. Сохранение средней заработной платы за работником, находящимся в учебном отпуске, предусмотрено Трудового кодекса и Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Однако оплачиваемый отпуск предоставляется только при выполнении следующих условий:

Образовательное учреждение должно иметь государственную аккредитацию;

Работник должен учиться на заочном или вечернем отделении;

Работник не должен иметь задолженностей по изучаемым дисциплинам.

Кроме того, сотрудник должен получать образование данного уровня впервые.

Сохранение среднего заработка на время учебного отпуска не относится к компенсациям и, следовательно, облагается ЕСН.

Обратите внимание: к компенсационным выплатам относят расходы на повышение профессионального уровня работника (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). В пункте 5 информационного письма ВАС РФ от 14 марта 2006 года N 106 сделан вывод, что выплаты, производимые работодателем на обучение работников, не подлежат обложению ЕСН в случае, если обучение осуществляется по инициативе работодателя в целях более эффективного выполнения работником трудовой функции. ФАС Уральского округа в своем постановлении от 27 февраля 2006 года N Ф09-857/06-С7 сделал аналогичный вывод относительно выплат во время учебного отпуска. По мнению судей, в том случае, если обучение производится по инициативе работодателя и вызвано производственной необходимостью, средний заработок за время учебного отпуска также не облагается ЕСН.

Если фирма оплатит своему сотруднику дополнительный учебный отпуск, не предусмотренный трудовым законодательством (например, сотрудник получает второе высшее образование), то в этом случае начислять ЕСН не нужно. Ведь учесть эту сумму при расчете налога на прибыль фирма не может (п. 24 ст. 270 НК РФ).


Начисления на прочие выплаты


Начисление ЕСН на суммы выплаченных премий напрямую зависит от источника выплат.

Если премия учитывается в составе расходов по налогу на прибыль, то налог на нее начисляют. А если нет - то не начисляют. Это следует из пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса.

Премии можно разделить на два вида: премии за производственные результаты и премии непроизводственного характера.

Однако даже если в договорах перечислены премии к праздникам, юбилейным датам, за участие в конкурсах и т.п., такие выплаты не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, так как не являются выплатами стимулирующего характера (письмо Минфина РФ от 17 октября 2006 г. N 03-05-02-04/157).

Следовательно, эти выплаты не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса не облагаются ЕСН.


Дивиденды


Доходы учредителей от распределения чистой прибыли не облагают ЕСН. Во-первых, из-за того, что выплата дивидендов не является объектом налогообложения единым социальным налогом, поскольку они не признаются вознаграждениями, начисляемыми обществом в пользу физических лиц-акционеров по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Во-вторых, дивиденды - это доля чистой прибыли общества. А выплаты, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, освобождены от уплаты ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ).


Материальная помощь


Фирма может выплатить сотрудникам, а также лицам, которые на фирме не работают, материальную помощь по самым разным основаниям: покупка жилья, обучение сотрудников или их детей, отпуск, чрезвычайные обстоятельства, смерть члена семьи и т.д.

Однако, поскольку выплата материальной помощи в любом случае представляет собой безвозмездную передачу имущества нуждающимся (в денежной или вещественной форме), то и для сотрудников фирмы она никак не связана с исполнением трудовых обязанностей. Следовательно, не может быть квалифицирована как оплата труда или вознаграждение по договору гражданско-правового характера. Поэтому она, в принципе, не должна облагаться ЕСН.

Для организаций-плательщиков налога на прибыль - любые суммы материальной помощи работникам не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, так как данные выплаты не связаны с деятельностью организации, направленной на получение дохода, следовательно, они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 23 ст. 270 НК РФ). Поэтому они не облагаются ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Таким образом, любая материальная помощь не облагается ЕСН, даже если возможность ее выплаты в конкретных ситуациях оговорена в трудовом договоре.


В налоговой системе существуют разные типы ставок. Они используются комбинированно, чтобы достичь наибольшей эффективности. Какие бывают типы налоговых ставок, которые можно встретить современному человеку? Чем они отличаются? Как они влияют на налоговую нагрузку, которую ощущает население страны? Чем является налоговая ставка с макроэкономической точки зрения? Какой у них функционал и рычаги влияния?

Что такое налоговая ставка?

Сначала необходимо определится с терминологией. Так, налоговой ставкой (нормой обложения податями) называют величину начислений, которые идут на одну дополнительную единицу изменения базы. Когда она выражена к доходу налогоплательщика в процентном отношении, её называют квотой. Ставка является обязательным элементом налога.

Налоговая нагрузка

Под налоговой нагрузкой понимают процентный уровень отношения податей к валовому внутреннему продукту страны. Другими словами, под это понятие подпадает отношение всех обязательных платежей к ВВП государства. Нагрузка может рассчитываться отдельно по каждому субъекту или в целом по объекту (предприятию или заработной плате человека). Чтобы посчитать её, необходимо использовать формулу: СНЧ/Д, где СНЧ - сумма начисленных налогов, Д - доходы.

Для слаборазвитых стран, где нет сильной системы социального обеспечения, является характерной низкая налоговая нагрузка, в развитых государствах она, наоборот, очень высока. Для последней показателен пример Швеции, где она в отдельные годы составляла выше 60%. Также необходимо отметить в рамках статьи разницу между фактической и номинальной нагрузкой. Они полезны с той точки зрения, что позволяют примерно оценить степень уклонения от уплаты налогов. Так, с увеличением номинальной нагрузки увеличивается количество случаев ухода от платежей. Когда она достигает определённого уровня, явление уклонения становится массовым, таким образом, фактическое положение дел меняется в сторону уменьшения получаемых денег. Когда государство получает наибольшее количество денег, считается, что ставка находится в точке Лаффера. Но до неё стараются не доходить. Теперь перейдём к основной теме и рассмотрим типы налоговых ставок. Косвенная система сбора податей рассматриваться будет только в общих чертах, а основное внимание будет уделено прямой.

Какие бывают типы налоговых ставок?

Так какое разнообразие существует? На данный момент используются следующие типы налоговых ставок. Список их легок для запоминания:

  1. Пропорциональный.
  2. Регрессивный.
  3. Прогрессивный.

Каждый из них имеет свои особенности, которые сейчас будут рассмотрены. Существует ещё 4-й тип: твердая ставка. Смысл её заключается в том, что устанавливается определённая сумма налога, который необходимо уплатить, независимо от доходов. Но ввиду отсутствия его экономической гибкости сейчас твердая ставка не используется в государственном масштабе, а только в виде ренты, например за тонну нефти или железной руды (независимо от прибыли).

Пропорциональная налоговая ставка

При действии такого механизма забирается одинаковая часть от всех типов доходов. Чтобы спрогнозировать, как он повлияет на получаемые людьми суммы денег, делают небольшие расчеты. Так, из чистого дохода следует вычесть обязательные траты, которые идут на питание, одежду, медицинское обслуживание, жилье и транспорт. Всё, что останется (при условии, что вообще что-то будет), составит дискреционную прибыль. Она может увеличиться или упасть после изменения уже имеющихся ставок (или введения новых). Следует заметить, что пропорциональная налоговая система является довольно неудобной при применении к бедным слоям населения. Так, 500 рублей из 10 тысяч и 5000 из 100 000 имеют разное значение для владельцев этих сумм, поэтому в ряде государству используются другие типы налоговых ставок. Пропорциональная система используется при работе с крупным бизнесом.

Регрессивная налоговая ставка

Под регрессивной налоговой ставкой понимают такой порядок обязательств, когда с ростом облагаемой базы уменьшается процент, который необходимо оплатить от своих доходов. Пример реализации: когда фиксируется часть от полученных прибылей, а определённая сумма, которую и нужно оплатить. Для удобства весь доход делится на отдельные части. Каждая из них облагается своей ставкой. Поэтому уменьшение суммы платежа происходит не для всего дохода, а для его части. Регрессивная многим кажется несправедливым способом налогообложения, и в чистом виде она мало используется. Есть более популярные типы налоговых ставок. Прямая регрессивная - одна из самых популярных в данной категории. В качестве практического примера реализации можно привести Так, при увеличении трат на оплату труда происходит снижение налоговой ставки. Данный механизм создан для вывода заработных плат из тени. Кстати, про типы налоговых ставок. Прямая регрессивная занимает здесь исключительное положение. Как вы убедились, она используется для мотивации определенных действий и используется государствами для повышения уровня законности.

Прогрессивная налоговая ставка

Прогрессивное налогообложение строится на доходах, которые используются по собственному усмотрению. Наибольший интерес представляет разница между совокупными средствами и тратами на первоочередные потребности. Этот принцип положен в основу прогрессивной налоговой ставки. Ведь с количественным ростом доходов уменьшается общая доля средств, которые идут на нормальное функционирование человека (траты на еду, оплату жилья и другие первоочередные платежи). И одновременно растут суммы, которые идут на покупку предметов роскоши или удовольствий. Данная налоговая ставка является решением случаев, когда менее богатый налогоплательщик испытывает более сильное бремя налогов, чем состоятельный человек. Дополнительно она делится на подтипы, которые отличаются между собой:

  1. Простая поразрядная.
  2. Одноступенчатая.
  3. Относительная поразрядная.
  4. Многоступенчатая.
  5. Линейная.
  6. Комбинированная.

Функции ставки

Как бы это странно ни показалось, но налоговая ставка, кроме основного предназначения, выполняет ряд функций экономического плана. Некоторые из них:

  1. Спасение экономики от "перегрева". При капитализме существует такое негативное явление, как периодические системные кризисы, которые обрушивают часть хозяйственного сектора страны. При росте экономики в условиях низких налоговых ставок в большем объеме осуществляется насыщение рынка. И при достижении порога кризиса придётся падать «с большей высоты». Чтобы избежать этого, правительства стран проводят политику увеличения налогового бремени, для уменьшения скорости и интенсивности насыщения рынка.
  2. Регулирование торговых потоков. Дело в том, что любая инфраструктура имеет ограниченные возможности своего использования. И если загруженность подходит к максимуму, можно увеличить транспортный или транзитный налоги, чтобы косвенно повлиять на данную ситуацию и дополнительно пополнить бюджет государства.

Влияние ставки на экономику с макроэкономической точки зрения

Государство в качестве причины установления налога может использовать всё что угодно, начиная с перераспределения доходов для создания справедливости и заканчивая устранением негативных внешних экономических эффектов. А для того, чтобы лучше провести свою политику и достичь максимальной эффективности, используется в качестве инструмента ставка. Следует отметить, что с макроэкономической точки зрения её уменьшение стимулирует рост совокупного спроса у граждан и одновременно мотивирует предпринимателей наращивать совокупное предложение. Это вытекает из такой закономерности: чем меньше гражданам необходимо платить налогов и чем ниже ставка по ним, тем больше может быть потрачено для потребления и приобретения новых товаров. Таким образом, создаётся цикл повышения активности в экономике, который хотя и не является бесконечным, может позитивно отразиться в кратчайшей перспективе на срок в несколько лет. Данным принципом пользуются государства при проведении стимулирующей хозяйственной политики. При увеличении ставок налогов фирмы и предприятия вынуждены поднимать цены, терять и сокращать своё присутствие. Таким образом, осуществляется переход к циклу сокращения роста. Можно заметить, что сокращение совокупного предложения на рынке обратно пропорционально величине налоговой ставки. Такая зависимость была описана в работах экономического советника президента США Рональда Рейгана Артура Лаффера, который стал основателем теории «экономики предложения».

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что на данный момент не существует универсальной налоговой ставки, которую можно было бы применить где угодно. Возможно, она будет разработана в будущем. Как бы там ни было, сейчас мы имеет только то, что есть.

Регрессивный налог

РЕГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ

(regressive tax) Налог, характеризующийся снижением ставки при увеличении облагаемого дохода. К категории регрессивных налогов относятся косвенные налоги. Считается, что бремя регрессивных налогов тяжелее для бедных, нежели для богатых; бедные, например, тратят большую, по сравнению с богатыми, долю своих доходов на оплату НДС. Пропорциональный налог (proportional tax) также может быть регрессивным; в соответствии с теорией предельной полезности денег (гласящей, что каждый последующий фунт стерлингов обладает для бедных большей ценностью, чем для богатых) принято считать, что более тяжким для бедных является налог с единообразными ставками.


Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

Регрессивный налог

Налог, характеризующийся снижением ставки при увеличении облагаемого дохода. К категории регрессивных налогов относятся косвенные налоги. Считается, что бремя регрессивных налогов тяжелее для бедных, нежели для богатых; бедные, например тратят большую, по сравнению с богатыми, долю своих доходов на оплату НДС. Пропорциональный налог также может быть регрессивным: в соответствии с теорией предельной полезности денег (гласящей, что каждый последующий фунт стерлингов обладает для бедных большей ценностью, чем для богатых) принято считать, что более тяжким для бедных является налог с единообразными ставками.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .


Смотреть что такое "Регрессивный налог" в других словарях:

    - (regressive tax) Налог, характеризующийся снижением ставки при увеличении облагаемого дохода. К категории регрессивных относятся, в частности косвенные налоги. Считается, что бремя регрессивных налогов тяжелее для бедных, чем для богатых;… … Словарь бизнес-терминов

    - (regressive tax) Налог, характеризующийся снижением ставки по мере роста дохода. Наиболее регрессивным считается подушный налог (poll tax), взимаемый с физического лица в твердо установленной сумме независимо от размера дохода. Налоговая система… … Экономический словарь

    Регрессивный налог - см. Налог регрессивный … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Регрессивный налог - ставка налога уменьшается с увеличением дохода … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    налогообложение по убывающей шкале, регрессивный налог - (1) Налоговая система, в которой ставка налогообложения понижается по мере увеличения облагаемой налогом суммы. Например, суммы от 1000 до 5000 долл. облагаются налогом в 5%, а суммы от 5000 до 10 000 долл. налогом в 4% и т.д. Налогообложение по… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    Налог, ставка которого уменьшается с ростом величины объекта налогообложения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Регрессивная шкала для Единого социального налога
и Пенсионных взносов

Елизавета Титаренко
Бухгалтер, Alinga Consulting Group

Все организации в Российской Федерации должны начислять и уплачивать Пенсионные взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также, организации, работающие на общем режиме налогообложения должны начислять и уплачивать Единый социальный налог.

Единый социальный налог дает право гражданам на получение различных пособий, оплачиваемых больничных, путевок за счет Фонда социального страхования. Пенсионное страхование предназначено для предоставления гражданам права на получение трудовой пенсии.

Для единого социального налога установлена ставка в размере 26% от фонда оплаты труда, но это не фиксированный тариф. Законодательством РФ предусмотрены варианты ее снижения путем регрессивной шкалы. Регрессивная шкала создана правительством для стимулирования организаций к выводу заработной платы и «тени». Регрессивная шкала работает таким образом, что чем выше оклад сотрудника, тем меньше налога платит предприятие. Она непрерывно работает в пределах одного налогового периода (года), нарастающим итогом.

Единый социальный налог включает в себя отчисления в:

  1. Федеральный бюджет (20%);
  2. Фонд социального страхования (2,9%);
  3. Фонды обязательного медицинского страхования
    - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (1,1%)
    - Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (2,0%)

Tаблице 1.
Регрессивная шкала для Единого социального налога

Налоговая база
на каждое
физическое лицо
нарастающим итогом с начала
года

Федеральный
бюджет

Фонд
социального страхования

Фонды
обязательного
медицинского
страхования

Итого

ФФОМС

ТФОМС

< 280 001
600 000 <

56 000 +
(ЗП-280 000)*7,9%

8120 +
(ЗП-280 000)
*1,0%

3080 +
(ЗП-280 000)*0,6%

5600 +
(ЗП-280 000)
*0,5%

72 800 +
(ЗП-280 000)*10,0%

81 280 +
(ЗП-600 000)*2,0%

11 320

5000

7200 руб.

104 800 +
(ЗП-600 000)*2,0%



Когда достигается сумма, выделенная красным цветом , то до конца года по этому сотруднику прекращается начисление в Фонд.

Пенсионный фонд Российской Федерации
Единый социальный налог в части Федерального бюджета может быть уменьшен на 14 %, которые компания уплачивает в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взносы в Пенсионный фонд уплачиваются как на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, так и только на финансирование страховой части. Это зависит от даты рождения застрахованного лица:

    на сотрудников, дата рождения которых раньше 1966 год, уплачиваются взносы на финансирование только страховой части трудовой пенсии (14%);

    на сотрудников, дата рождения которых с 1967 год и позднее, уплачиваются взносы на финансирование страховой (10%) и накопительной (4%) частей трудовой пенсии.

Таблица 2
Регрессивная шкала для Пенсионных взносов.

Налоговая
база
на каждое
физическое
лицо
нарастающим итогом с
начала
года

Дата рождения
с 190Х-1966

Дата рождения
с 1967 - 200Х
(2005-2007 гг.)

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование страховой части пенсии

На финансирование накопительной части пенсии

< 280 001
600 000 <

39 200 +
(ЗП-280 000)
*5,5%

28 000 +
(ЗП-280 000)
*3,9%

11 200+
(ЗП-280 000)
*1,6%

56 800

40 480

16 320

ЗП = заработная плата сотрудника
Все цифры, где не указан процент, указаны в рублях.
Когда достигается сумма, выделенная красным цветом , то до конца года по этому сотруднику прекращается начисление в Фонд.

Таким образом, всем организациям выгодно пользоваться регрессивной шкалой для Единого социального налога и Пенсионных взносов, и нет существенных преград, со стороны законодательства, для установления высоких окладов своим сотрудникам.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама