THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сизова И. Ю.

8.2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ

Сизова Ирина Юрьевна, д.э.н., профессор, завкафедрой. Место работы: ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс» (г. Орел).

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы финансирования расширенного воспроизводства в условиях перехода к устойчивому развитию. Определены важные факторы, препятствующие эффективному распределению финансовых средств в воспроизводственном процессе. Предложены меры по совершенствованию механизма финансирования расширенного воспроизводства, основанного на экологических инновациях.

Ключевые слова: финансирование, расширенное воспроизводство, устойчивое развитие, экологизация производства.

THE FINANCIAL PROVISION OF THE NEEDS OF THE EXTENDED REPRODUCTION IN CONDITIONS OF TRANSITION TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

Sizova Irina Yurievna, D.Sc., Professor, head of Department. Place of work: State University - educational - scientific-production complex (d. Orel).

[email protected]

Annotation: The article considers the problems of financing the expanded reproduction in conditions of transition to sustainable development. Identify important factors that impede the efficient allocation of financial resources in the production process. Proposed measures for improvement of the mechanism of financing of the extended reproduction, based on environmental innovation. Keywords: financing, extended reproduction, sustainable development, ecologization of production.

На современном этапе развития рыночной экономики России возникло реальное противоречие между объективной необходимостью финансирования расширенного воспроизводственного процесса, обновления основных производственных фондов и технологий для обеспечения экономического роста и одновременным переходом к устойчивому развитию, под которым мы понимаем одновременное удовлетворение потребностей общества в настоящем времени, не создавая угроз способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Несмотря на множество проблем, концепция устойчивого развития уже получила широкое признание в экономической науке и прочно воплотилась в международной практике.

Не случайно устойчивое развитие на основе экологизации общественной жизни стали рассматривать как новую философию управления экономикой, производством и обществом по целям, критериям и приоритетам развития эколого-экономических процессов. Дан-

ная концепция, демонстрирующая возможность достижения положительных результатов в экономике, должна выступать в качестве базовой концепции в сфере обеспечения устойчивого экологизированного производства с высокой долей добавленной стоимости, изменяющего формирование структуры и качества ВВП.

Учет экологических требований в производстве крупных российских компаний становится такой же необходимой имиджевой составляющей как и в промышленно развитых странах мира, что позволяет им уверенно конкурировать между собой.

В текущем периоде накоплено много противоречий и сложнейших проблем развития, что ставит перед обществом вопрос о необходимости кардинальной смены факторов экономического роста, трансформации механизма социально-экономического развития на основе перехода к устойчивому развитию, сбережения ресурсного потенциала для будущего развития экономики.

Во многих странах ЕС в рамках национальных планов на экологические проекты в 2008-2009 годах выделены значительные суммы. Например, в Бельгии доля экологических инвестиций в общих средствах, предназначенных для стимулирования экономики, превысила 50%, а во Франции приблизилась к 40%. В 2009 г. в Китае было объявлено, что в ближайшие пять лет в защиту окружающей среды будет инвестировано 454 млрд. долл. по оценке экспертов, по этому показателю Китай скоро обгонит США и Японию.1

Необходимыми условиями расширенного воспроизводства является постоянное обновление основных производственных фондов, воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы и качественный рост производительных сил. Все эти факторы имеют своей целью рост производительности труда и совершенствование технологических процессов. Однако без финансовых ресурсов невозможно осуществить практическую реализацию задач по техническому перевооружению, совершенствованию технологий, экономическому стимулированию повышения производительности труда в расширенном воспроизводстве. Именно на основе совершенной грамотной финансовой политики, в арсенале которой имеется широкий спектр экономических, товарно-денежных, кредитных и финансовых отношений, возможно выстраивать сложную систему современного производства, базирующегося на ресурсосберегающих и экологически чистых технологиях.

При анализе эффективности использования финансовых инструментов в расширенном воспроизводстве необходимо учитывать, что финансы, в зависимости от их источника, имеют свою определенную специфику. Согласно оценкам специалистов, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП. Систематически снижается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу, происходит ухудшение как воспроизводственной, так и технологической структуры капитальных вложений.

В настоящее время из-за высокой конкуренции большинство предприятий испытывают потребность в инновациях, в том числе экологических, но эта потребность находится в разрыве со спросом на инновации в силу ряда причин: высоких рисков, административных барьеров, проблем получения долгосрочных

1 Успенская С, Арланцева Д., Умарова З. Мировые тенденции развития экологических инвестиций и инноваций // Экологический вестник, № 4, 2011[Электронный ресурс].- Режим доступа http://www. econews.uzZrndex.php

Бизнес в законе

финансовых ресурсов при неразвитости механизмов финансирования инноваций. Это приводит к такому положению, когда спрос на инновации в основном сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора и других высокодоходных отраслях экономики.

Вместе с тем переход к устойчивому развитию экономической системы предусматривает общее и повсеместное конкурентоспособное производство на основе экологически чистых технологий. При этом роль финансов в расширенном воспроизводстве, включающем непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений сводится к трем основным направлениям:

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства за счет собственных средств, заемных или привлеченных источников;

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов, обращенное на изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для модернизации производства в соответствии с переходом к устойчивому развитию;

Финансовое стимулирование эффективного использования всех производственных ресурсов;

Важными элементами в механизме финансирования являются экономические рычаги и стимулы, товарноденежные, финансовые, кредитные отношения и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Особенная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственному финансированию и финансам предприятий. Государственное финансирование осуществляется в виде прямого бюджетного финансирования (субсидий, грантов) или государственного заказа и финансы предприятий, которые также в свою очередь можно разделить на собственные средства предприятия и привлеченные средства (кредиты, предоплаты). Помимо прямого финансирования государство также оказывает косвенное влияние на воспроизводственный процесс через установление системы налоговых льгот и преференций, осуществление социальной политики в отношении регионов, территорий и муниципальных образований, созданием систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров и реализацию государственной стратегии по переходу к устойчивому развитию. За последние пять лет с 2007 по 2011 год финансирование воспроизводственного процесса выглядит следующим образом (Рис. 1). Общий объем финансовых средств по данным «РосБизнесКонсалтинг» за этот период увеличился на 4060,8 млрд. руб. или на 60,5%2.

Государственная финансовая поддержка процесса полного обновления или модернизации оборудования предприятий, экологизации производства, приоритетных направлений экономики, развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориального распределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов при переходе к устойчивому развитию играет важное значение.

2 .[Электронный ресурс].- Режим

доступа:Ьійр://\«\«\«^иоІе.гЬс.ги/тасго/іп<іісаІог/1/168/раде_4.8Ьі ^//"РосБизнесКонсалтинг" Quote.ru

2007 2008 2005 2010 2011

Рисунок 1. Финансирование воспроизводственного процесса за 2007-2011 гг. (млрд. руб.)

Механизм государственного экономического регулирования работает с помощью системы налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне.

Что касается стратегии финансирования, механизмов и инструментов в условиях перехода к устойчивому развитию, то они, как показывает реальное положение в экономике, являются пока еще несовершенными, недостаточно структурно сбалансированными, недостаточно дифференцированными и эффективными с точки зрения объективных потребностей общества. Отсюда следует необходимость совершенствования финансовой системы стимулирования расширенного воспроизводства в соответствии с принципами финансирования экологизации в рыночной экономике.

На данном этапе развития экономики вскрыты существенные факторы, препятствующие устойчивому финансированию расширенного воспроизводства на принципах экологизации в России: низкий спрос российских компаний на экологические инновации; ограничение корпоративной конкуренции в бюджетном финансировании; несоответствие кредитных инструментов российской банковской системы схемам финансирования процессов экологизации; недостаточное по относительным объемам развитие инструментов «юнитизации» (долевого участия граждан в финансировании экологизированных проектов); недостаточное качественное и количественное развитие инструментов «секьюритизации» (выпуска ценных бумаг для финансирования экологических инноваций); неблагоприятный (по сравнению с международным) налоговый режим прямых иностранных инвестиций в основной капитал.

Разрешение этих проблем требует совершенствования механизма привлечения финансовых средств в расширенное воспроизводство с учетом экологических требований. Он должен включать в себя поиск и разработку финансово кредитных отношений, к которым можно отнести: использование льготных кредитов, выделяемых под гарантии региональной администрации или федеральных органов власти; беспроцентный кредит, который можно предоставить предприятиям региона, внедряющим безотходные или малоотходные, ресурсосберегающие технологии; налоговые послабления, инвестиции федерального бюджета; штрафные санкции в региональный бюджет, которые могли быть частично переданы в специально учрежденный инвестиционный экологический Фонд для реализации экологоориентированных проектов предприятиями и организациями; ускоренная

Сизова И. Ю.

амортизация; льготы по НДС, которые могли повлиять на снижение загрязнения окружающей среды и продовольствия благодаря содействию указанного Фонда.

Наряду с этим необходимо осуществлять одновременное институциональное развитие и привлечение внебюджетных источников финансирования. Кроме того можно подключить экологическое страхование, предоставление на конкурсной основе более выгодных экологических услуг на развивающемся рынке, предоставление государством гарантий инвесторам, осуществляющим вклады в основной капитал, базовой основой которого является обеспечение экологически безопасного производства.

Стратегию и практические механизмы финансового стимулирования процесса создания нового качественного уровня основных производственных фондов и производительных сил в целом, с учетом перехода к устойчивому развитию, необходимо развивать в следующих направлениях:

Исключить административные ограничения конкуренции в привлечении финансовых средств, осуществить совершенствование рыночного (административного, экономического и налогового) регулирования финансирования расширенного воспроизводства;

Институционально обеспечить развитие диверсифицированных инструментов финансирования (конкурентное возвратное банковское, бюджетное финансирование с использованием механизмов государственных гарантий инвестирования в капитальные вложения);

Активизировать развитие финансовых услуг на рынке экологических услуг.

Концептуально на предприятиях необходимо осуществить такое обновление основных производственных фондов, которое обеспечило бы требования экологизации производства на инновационной основе. Здесь важно применить следующий методологический подход к финансированию мер по обновлению техники и технологий - выделение средств только в направлении экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий, позволяющих бороться не с последствиями, негативно влияющими на окружающую среду и здоровье человека, а с причинами такого воздействия, при этом выводить предприятие на новые рынки и обеспечивать его конкурентоспособность.

Кроме того, возникла необходимость сопоставлять имеющиеся ресурсы (персонал, технологии, производственные фонды, финансы) со стратегическими целями, просчитывать возможность достижения этих целей при располагаемом организационно-экономическом и техническом потенциале, поскольку переход к устойчивому развитию, когда потребности современного периода удовлетворяются, но при этом возможность будущих поколений удовлетворять их потребности не подвергается риску3.

Принимая решения о выборе источников финансирования расширенного производства предприятия традиционно необходимо решать не только такие традиционные задачи как: определение потребности в кратко- и долгосрочном капитале, выявление возможных изменений в составе активов и капитала в целях определения их оптимального состава и структуры, обеспечение постоянной платежеспособности и, следовательно, финансовой устойчивости, максимизация прибыли от использования собственных и заемных средств, снижение расходов на финансирование хо-

3 Сизов В.Е., Сизова И.Ю. Экономико-правовой механизм управления природопользованием: теория и практика.- Екатеринбург: УРО РАН, 2007. - С.28

зяйственной деятельности, но и такие, которые позволят соотносить каждодневную деятельность с соображениями относительно долгосрочных целей и последствий, ориентировать предприятие не на существующие условия хозяйствования, а на те, которым еще только предстоит сложиться. Здесь ставится задача предвидения возможных изменений и заблаговременного приспособления к ним.

При этом принятие эффективного финансового решения по обеспечению расширенного воспроизводства при переходе к устойчивому развитию предусматривает системный подход к изучению вопросов распределения денежных средств с учетом фактора времени, набора количественных показателей и моделей инновационного развития, с помощью которых оцениваются все альтернативные варианты результативности финансовых вложений, что отразится на повышении эффективности экономики и отдельных видов экономической деятельности, а также социально значимых проектов в новом формате расширенного воспроизводства.

Список литературы:

1. Успенская С, Арланцева Д., Умарова З. Мировые тенденции развития экологических инвестиций и инноваций // Экологический вестник, № 4, 2011[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. econews.uz/index.php (дата обращения28.03.2012).

2. Электронный ресурс.- Режим досту-

па:http://www.quote.rbc.ru/macro/indicator/1/168/page_4.shtml//,Ро сБизнесКонсалтинг" Quote.ru (дата обращения 23.03.2012).

3. Сизов В.Е., Сизова И.Ю. Экономико-правовой механизм управления природопользованием: теория и практика.- Екатеринбург: УРО РАН, 2007. -262 с.

1. Uspenskay S., Arlanzeva D., Umarova Z. World trends in the development

of environmental investment and innovation //the Ecological Bulletin, no.4, 2011.- Mode of access: http://www.

econews.uz/index.php

2. Electronic resource.- Mode of access:

3. http://www.quote.rbc.ru/macro/indica-tor/1/168/page_4.shtml//"RosBusinessConsulting" Quote.ru

4. Sizov V.E., Sizova I.YU. Economic-legal mechanism of environmental management: theory and practice.- Ekaterinburg: URORAN, 2007. -262 p.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная статья является актуальной в современных условиях изменения типа экономического и социального развития. Автором обосновывается необходимость перехода к устойчивому развитию, выявляются спорные вопросы при осуществлении данного процесса и определяются факторы, препятствующие эффективному финансированию расширенного воспроизводства. Предлагаются меры по совершенствованию механизма привлечения финансовых средств в основной капитал предприятий.

Результаты исследования состояния финансового обеспечения расширенного воспроизводства показали в динамике их увеличение за последние годы на 60 процентов с 2007 по 2011 год, но вместе с тем, остаются проблемы нехватки собственных денежных средств предприятий, направляемых в обновление основных производственных фондов, в новые технологии и экологизацию производства.

Рассматриваемые в статье методологические подходы определения приоритетов финансирования процесса воспроизводства имеют важное теоретическое и практическое значение по принятию оптимальных финансовых решений на предприятиях.

Зав.кафедрой « Финансы, денежное обращение,

кредит и банки»

Государственного университета - УНПК,

д.э.н.,доцент

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

финансы и цена:

цена – основа стоимостного распределения совокупного общественного продукта по элементам, т е с помощью цены происходит первичный процесс формирования стоимости общественного продукта. Распределительные отношения в сфере ценообразования вкл. в себя: 1) отношения между юр. лицами по поводу определения цены на товар, 2) между юр. и физ. Лицами по поводу определения тарифных ставок, 3) между гос-вом и юр. лицами по поводу регулирования цен для монополистов, 4) между бюджетом и физ. лицами.

Взаимосвязь состоит в том, что:

цена является основой финансового распределения стоимости,

финансы корректируют пропорции установленные ценами в условиях экономического развития общества.

Отличие в том, что цена осуществляет формирование стоимости на стадии производства, а с помощью финансов происходит превращение скрытых форм собственности в денежные средства.

финансы и кредиты:

кредит – распределительные отношения по поводу распределения временно свободных денежных средств для покрытия определенных потребностей

Появление временно свободных средств обусловлено следующими причинами: 1) наличное кол-во денежных средств превышает потребность в ресурсах, 2) наличных средств недостаточно для удовлетворения определенных целевых потребностей и эти ресурсы должны накапливаться, 3) несовпадение срока платежа и срока получения денежных средств.

Отношения могут быть: 1) между юр. лицами по поводу вексельного кредита, 2) между банком и юр. лицом по поводу кредита, 3) между банком и физ. лицом по поводу ссуды на стр-во, 4) между юр. и физ. лицами по поводу потребительского кредита, 5) между гос-вом и юр. лицом по поводу выдачи казначейских ссуд, 6) между бюджетными фондами, 7) между физ. лицами по поводу векселей под проценты, 8) между банками по поводу межбанковского кредита.

Взаимосвязь:

комплексное использование финансовых и кредитных ресурсов, при недостатке финансовых средств предприятие берет кредит, а при их излишке хранит на депозитных счетах,

сочетание финансовых и кредитных методов обеспечения ресурсами расширенного воспроизводства.

Отличия: 1) объектом распределения финансов является национальный доход ВНП, объектом распределения кредита – только часть ВНП (временно свободные средства), 2) принципы финансирования основаны на безвозмездности, бессрочности, безвозвратности, но на целевой основе и не требуют никокого обеспечения, а принципы кредитования основаны на принципах срочности, возвратности, платности и обеспечения, 3) назначение финансов – формирование доходов, накопление и использование этих средств по целевому назначению, а основное назначение кредита – аккумулирование денежных средств и их использование на неотложные нужды в виде ссуд, 4) финансы имеют только одностороннее движение стоимости, а кредит – разорванное во времени движение стоимости, 5) перераспределение кредитных ресурсов происходит только между субъектами распределительных отношений, а финансовое распределение охватывает не только субъектов, но и распределяет еще в рамках каждого субъекте по целевому назначению, 6) кредитные ресурсы тесно связаны с денежным оборотом и с их помощью осуществляется регулирование объема денежных средств, финансы такой тесной связи не имеют.



финансы и зарплата:

зарплата – распределительные отношения по поводу распределения и перераспределения вновь созданной стоимости для создания индивидуальных доходов в соответствии с условиями труда, кол-вом и качеством затраченного труда, то есть зарплата – мера стоимости труда

Зарплата включает в себя систему отношений:

между юр. и физ. лицами по поводу установления дохода,

между бюджетом и юр. лицами по поводу формирования ФОТ,

между бюджетом и физ. лицами по поводу пособий и льгот.

Взаимосвязь: 1) с помощью финансов формируется ФОТ и отделяются от других временно свободные средства, а с другой стороны ФОТ выступает устойчивым источником финансовых ресурсов для формирования оборотных средств, покрытия потребностей запасов, 2) в результате распределения ФОТ формируется финансовыми методами, а распределение полученных доходов осуществляется через механизм оплаты труда.

ВОПРОС №4 Финансовые ресурсы, резервы, капитал, фонды денежных средств. Понятие, классификация, особенности, функции, методы формирования, источники.

Финансовые ресурсы, как экономическая категория, представляют собой совокупность доходов и расходов, сущностью которой являются методы и формы образования доходов и направления их использования. Формой материализации финансовых ресурсов являются денежные средства целевого назначения, которые образуются за счет собственных источников, заемных и привлеченных средств, часть которых подлежит перераспределению государством, а часть остается у предприятия для удовлетворения собственных нужд. Другими словами, финансовые ресурсы – это денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий или субъектов хозяйствования, которые используются для покрытия затрат и образования разных фондов и резервов.

Состав финансовых ресурсов изменяется в зависимости от уровня хозяйствования (государство, отрасль, предприятие), от направления деятельности (коммерческое, некоммерческое, общественное). По составу финансовые ресурсы, несмотря на различия, имеют общие признаки и формы.

На уровне доходов финансовые ресурсы включают:

доходы от основной деятельности;

доходы от специализированных видов деятельности;

прочие доходы.

На уровне расходов финансовые ресурсы включают в себя:

расходы на основную деятельность;

расходы на инвестиции;

прочие расходы.

Основные признаки финансов:

денежный характер отношений

распределительный характер финансовых отношений

преимущественно фондовый характер (может быть бесфондовое распределение, но на целевой основе)

финансовые отношения имеют государственно-властную или принудительную форму проявления. Финансовые отношения связаны с существованием государства

финансовые отношения в качестве материального носителя используют финансовые ресурсы.

Финансовые источники делятся на:

1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);

2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль).

V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям:

налоги (из зарплаты должны выплачиваться);

страховые платежи;

прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)

Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (первая группа финансовых источников).

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.).

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне:

1. Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия):

Внешняя экономическая деятельность предприятия;

- Богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать).

2. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении):

- зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов);

- отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия).

3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.):

- заемные средства;

- путем продажи акций и облигаций.

4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств:

- от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета;

- страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).


Финансовые ресурсы делятся на:

1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)).

2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

Они направляются на следующие цели:

a) капиталовложения;

b) увеличение оборотных средств;

c) финансирование НТП;

d) проведение природоохранных мероприятий;

e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

f) прочие аналогичные цели.

Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий делятся на:

собственные и приравненные к ним доходы и поступления:

доходы от основной деятельности, от финансовых операций, от строительно-монтажных работ, выполненных хозспособом;

поступления от продаваемого и выбывшего имущества, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы, целевые поступления;

финансовые ресурсы, мобилизуемые на фондовом рынке:

продажа ценных бумаг;

кредитные инвестиции;

финансовые ресурсы, поступающие в порядке распределения:

страховые возмещения по наступившим случаям;

финансовые ресурсы, поступившие от вышестоящих организаций;

финансовые ресурсы, получаемые на паях и долевых началах;

дивиденды и другие ценные бумаги других эмиттентов.

расходы на пополнение фонда возмещения;

расходы на финансирование обновления производства;

расходы на формирование фондов социального назначения;

косвенные и прямые налоги;

формирование финансовых резервов;

прочие расходы.

Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий.

(бюджетные на основе сметного финансирования):

выручка от сдачи помещений и оборудования в аренду;

безвозмездные взносы от юридических лиц;

прочие доходы.

расходы на зарплату;

оплата материальных и приравненных к ним затрат;

расчеты с юридическими лицами за выполненные услуги;

затраты на развитие, обновление, реконструкцию;

прочие расходы.

Финансовые ресурсы общественных организаций:

вступительные и членские взносы;

отчисления на благотворительные цели;

доходы от хозяйственных подразделений;

доходы от проведения платных мероприятий;

поступления от платных услуг населению;

прочие доходы.

расходы, связанные с основной деятельностью;

административно-управленческие расходы;

средства на капвложения и ремонты;

прочие расходы.

Финансовые резервы. Понятие, особенности, функции, классификация и источники образования

Принцип обеспеченности фин. резервами – один из принципов организации финансов коммерческих организаций и предприятий. Он диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рынка последствия риска ложатся на предпринимателя. Кроме того, предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата платежа (экон. борьба за покупателя). Фин. вложения предприятия также связаны с риском невозврата вложенных ден. средств или получения дохода ниже предполагаемого. Также могут иметь место прямые экон. просчеты в разработке производственной программы.

Реализацией этого принципа является формирование фин. резервов и др. аналогичных фондов, способных укрепить фин. положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Фин. резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и др. обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать фин. резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких фин. возможностей, не все предприятия образуют фин. резервы, необходимые для их фин. устойчивости.

Финансовые ресурсы, изъятые из обращения, формируют финансовые резервы. Порядок формирования резервов определяется законодательными актами, а на уровне коммерческих предприятий – либо не более 25% от уставного капитала либо не более 50% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Резервы используются в следующих случаях:

восполнение недостатка собственных оборотных средств

финансирование работ, связанных с открытиями, инновациями

погашение платежей в бюджет и во внебюджетные фонды при недостатке собственных источников

покрытие убытков от стихийных бедствий

покрытие различных коммерческих рисков, когда невозможно страхование или отсутствует возможность кредитования

погашение долгосрочных кредитов

КАПИТАЛ - (лат. capitalis - главный) - в широком смысле - это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.

Собственный капитал предприятия – разница между суммой активов и суммой внешних обязательств предприятия. Он подразделяется на постоянный (уставный) и переменный. За счет переменной части формируется резервный и добавочный капитал, и нераспределенная прибыль. Уставный капитал – часть капитала предприятия, вложенная в текущие активы. Одна часть формирует производственные фонды, а другая – образует фонды обращения.

Фонды денежных средств образуются за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ.

При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая - остается в рас­поряжении предприятий на образование фондов оплаты тру­да, экономического стимулирования и финансирования зат­рат по расширению и развитию производства.

Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использовани­ем фондов денежных средств в процессе производства и реа­лизации продукции.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовоерегулирование экономических и социальныхпроцессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использова­ния всех видов экономических ресурсов.

1) Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспро­изводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресур­сов. Различаютследующие основные источники финансовыхресурсов:

Собственные средства (уставный капитал, прибыль и др.);

Заемные средства - это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы;

Привлеченные средства - это денежные средства, которые не принадлежат предприятию, но используются в его обороте (задолженность перед бюджетом, работниками предприятия, поставщиками и т. п.).

2) Финансовое регулирование экономических и социальных про­цессов - второе направление воздействия финансов на разви­тие экономики. Регулирование экономики - это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для пере­стройки производства в соответствии с изменившимися потреб­ностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики.

Саморегулирование;

Государственное регулирование экономики;

Регулирование экономики через финансы самого предприятия.

1) Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов , которое осуществляется через:

2) эффективное вложение финансовых ресурсов;

3) создание поощрительных фондов;

4) использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

3. Сущность и структура финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

Государственные финансы;

Местные финансы;

Финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отноше­ния по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные фи­нансы включают в себя государственный бюджет и государст­венные внебюджетные фонды.

Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты по­селков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты - в городах.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенно­го воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно вы­делить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев, а система, которая представля­ет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономичес­ких связей и отношений.

Финансовые отношения очень многообразны, и для дальнейшего изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между составными элементами.

Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой
связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение.

Кроме того, все многообразие финансовых отношений в обществе обладает органической целостностью, способной к развитию. В процессе выделения составных частей финансовых отношений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием. Первым таким критерием является роль субъекта в общественном воспроизводстве, которая определяет способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Именно в соответствии с ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах. Так, непосредственные участники общественного воспроизводства - организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства нужной суммой денежных средств. Для субъектов хозяйствования будут характерны финансовые отношения, обеспечивающие непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: осуществление капитальных вложений, амортизационные отчисления, восполнение недостатка оборотных средств и др. Органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовые ресурсы необходимы для выполнения своих функций - экономической, социальной, политической, для финансирования конституционных прав граждан и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления, будут характерны другие формы и методы организации финансов.

Таким образом, первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве , в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, - финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы .

Финансовые отношения в обществе, которые объединяются в группу с похожими свойствами, существуют объективно, поскольку порождены потребностями общества на определенной ступени его исторического развития. Вместе с тем на название сфер и звеньев финансовой системы отдельного государства, на ее состав, на наличие в ней тех или иных элементов финансовых отношений влияет государство, которое устанавливает так называемые организационно-правовые формы функционирования финансовых отношений. Государство в соответствующем законодательстве устанавливает конкретные их виды, определяет названия сфер и звеньев финансовой системы, осуществляет различные виды и методы регулирования, иногда устанавливает запреты на определенные виды финансовых отношений. Например, в бывшем Советском Союзе была запрещена предпринимательская деятельность граждан, поэтому в финансовой системе не присутствовали в качестве отдельного звена финансовые отношения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Поэтому далее сначала будут рассмотрены общие подходы к функционированию финансовой системы как совокупности всех финансовых отношений, приведены общие группы финансовых отношений, а затем рассмотрены сферы и звенья финансовой системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В общем виде финансовая система представлена на рис 1.2. Она определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений .

Рис. 1.2 Сферы и звенья финансовой системы

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

Часть организаций в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации.

Кроме юридических лиц участниками товарного производства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов . Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей .

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством 1 . Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финансовой ответственности перед другими субъектами, в некоторых коммерческих организациях нормативно-правовыми актами предусмотрено создание специальных финансовых фондов (например создание резервного фонда акционерными обществами).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий . Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий . Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений , прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством 2 . Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений, ввиду их специфики, рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства 3 . Тем не менее финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления).

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке 4 .

В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления Требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы , посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов. Конституция Российской Федерации, а также Федеральные законы от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 5 провозгласили принцип самостоятельности местного самоуправления. В 1998 г. Федеральным Собранием Российской Федерации была ратифицирована принятая Советом Европы Хартия местного самоуправления, которая вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. 6 . Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Как выражение народовластия местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ. Вследствие этих изменений рассматриваемая сфера финансовых отношений стала называться «государственные и муниципальные финансы», что подчеркивает самостоятельность последних 7 .

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов встране.

Любые органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов , в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами , создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды .

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и местные бюджеты .

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.

Различия в статусе разных субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей и т.д.), определенных Конституцией Российской Федерации, определяют различные виды видов бюджетов субъектов РФ. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе России, краевые бюджеты, областные бюджеты, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящее время в результате объединения ряда субъектов РФ общее количество бюджетов субъектов Федерации составляет 83.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации — местные бюджеты. В связи с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего двухзвенную структуру муниципальных образований, изменилась и структура бюджетной системы Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации функционирует два звена местных бюджетов: первое звено - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второе звено - бюджеты городских и сельских поселений.

В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР. Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы - внебюджетных фондов. В 1990-х гг. в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права, средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (который был упразднен в 2001 г.).

Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления, появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства и т. п. Введенный в действие Бюджетный кодекс РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования. Так, в настоящее время в России функционируют только Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи.

В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.

Одним из основных правовых актов, регламентирующих функционирование государственных внебюджетных фондов в РФ, является Бюджетный кодекс РФ. Он устанавливает общие вопросы функционирования государственных внебюджетных фондов, порядок кассового обслуживания, контроля за их средствами и другие вопросы. Для определения количественных параметров фондов, их доходов и расходов, в Бюджетном кодексе РФ применяется термин «бюджет государственного внебюджетного фонда».

В бюджетах соответствующих внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) утверждаются общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств. Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы не остается неизменной, претерпевая изменения под влиянием революционных преобразований, появления новых видов собственности. По мере развития экономики, изменения форм финансовых связей внутри страны и на международной арене, совершенствования методов хозяйствования в обществе также могут появляться новые виды финансовых взаимосвязей. Несмотря на то, что финансовая система - это совокупность объективно существующих финансовых отношений, тем не менее, на состав ее сфер влияют степень развития этих отношений в обществе и развитие научных взглядов по вопросам сущности финансов . Так, в составе финансовой системы СССР в качестве одной из сфер выделялось стра хование 8 . Это объяснялось тем, что в тот период страхование рассматривалось в составе финансов как экономической категории. С развитием рыночных отношений в стране развивались и
сами страховые отношения, усилилась потребность в страховании в качестве метода страховой защиты имущества и доходов физических и юридических лиц, появились новые виды страхования, произошла демонополизация страхового дела. Поэтому нами поддерживается та точка зрения, что страхование рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории, несмотря на тесную связь финансовых и страховых отношений, и не включается в состав финансовой системы Российской Федерации 9 .

Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами — при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета в бюджеты внебюджетных фондов на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств бюджетов внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органовместного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования - при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансовых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.

Следует отметить, что под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране 10 , т.е. имеются два значения понятия «финансовая система». В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений. Органы управления финансами будут рассмотрены в главе 3.

1 Организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйствования определены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
2 Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), ст. 6, 69.1, 70, 161, 221.
3 См.: Финансы / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. - М.: Перспектива, 2000. - С. 364
4 В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной иласти.
5 В настоящее время эти федеральные законы утратили силу.
6 Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».
7 До этих преобразований в обществе данная сфера финансовой системы называлась «государственные финансы», (см.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — С. 218.
8 См.: Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - С. 20, 167.
9 См.: Страхование / Под ред. В.В. Шахова. - М.: ЮНИТИ, 1997. -С. 17, 18.
10 См.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 1021-1023; Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. -С. 36.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

Государственный бюджет - государственных

Внебюджетные фонды - муниципальных

Государственный кредит - акционерных

Фонды страхования - частных

Фондовый рынок - общественных

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на 2 подсистемы:

q общегосударственные финансы (обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне);

q финансы хозяйствующих субъектов (используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне).

На уровне государственных финансов происходят разработка и реализация единой финансовой политики страны, от которой во многом зависит и эффективность деятельности предприятий.

Общегосударственные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль:

¨ в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

¨ перераспределении финансовых ресурсов м/у отраслями экономики и регионами страны, а также формами собственности и отдельными слоями населения.

Основой единой финансовой системы служат финансы ПП. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами ПП. С одной стороны, главным источником доходов госбюджета является НД, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские кредиты.

Объектом управления финансами являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти и хозяйствующие субъекты.

На макроуровне органами управления финансами являются:

Федеральное собрание;

Президент;

Правительство;

Министерство финансов;

Государственный таможенный комитет;

Министерство по налогам и сборам;

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Исполнительные органы внебюджетных фондов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама