Запоминающееся здание в Настасьинском переулке было выстроено в 1913-1916 годах для Ссудной казны по проекту выдающегося архитектора В.А. Покровского, одного из основоположников неорусского стиля. Его архитектурное решение близко к решению здания Государственного банка в Нижнем Новгороде, выстроенного Покровским незадолго до этого (также совместно с Б. Нилусом, много строившим для банков).
Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.
Стилистику здания определило широко отмечавшееся в 1913 г. 300-летие дома Романовых. Архитектор создал узнаваемый образ, стилизуя (и иногда почти напрямую цитируя) образы архитектуры нарышкинского стиля с характерными белокаменными деталями - к ним отсылают наличники второго этажа с висячими гирьками, «лежачие» окна и белокаменные гребни, завершающие аттик, украшенный двуглавыми орлами, чередующимися с московским гербом. Алмазный руст на фасаде, вероятно, цитирует знаменитую церковь Знамения в Дубровицах, однако общая симметрия фасада создает образ репрезентативного общественного здания. Эффектный силуэт здания формируют также венчающая его небольшая башенка со шпилем и шатровая сень над входом, особенно интересные в ракурсах, открывающихся со стороны Тверской ул. Под окнами на центральной части фасада расположена стилизованная надпись «Российская ссудная казна» и даты постройки - 1913-1916.
Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.
В 1920 г. на базе Московской ссудной казны декретом СНК было создано Государственное хранилище ценностей (Гохран), в целях создания единого аппарата для учета и хранения ценностей вещного характера, изъятых из ликвидированных торговых предприятий (производивших торговлю ими), из банков (где ценности находились в виде вкладов на хранении или в сейфах), из частных городских и казенных ломбардов.
Украшавшие здание двуглавые орлы были сбиты (их восстановили только в постсоветский период).
О жизни здания в это время сохранилось красочное свидетельство Г.А. Соломона, привлеченного к реализации национальных ценностей: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...»
С 1941 года здание занимает Госбанк , ныне Центробанк .
Настасьинский пер., 31913-1914, арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус
Обидно, когда ты, москвич, не можешь сходу назвать точное местоположение дома в районе Тверской. Вдвойне обидно, если тебя спрашивает девушка. Да ещё жительница Петербурга, которая свой город ззнает весьма неплохо! Хорошо, что есть гугл и прочие современные примочки.
Так, отвечая на вопрос из Питера, я узнал про здание Ссудной казны в Настасьинском переулке. "Ну и что, что до этого не знал, - успокаивал я себя, - всё равно я не большой любитель петровской архитектуры!"
Впоследствии мне как будто специально стали попадаться картинки с изображением Ссудной казны, и стало понятно, что это никакая не петровская эпоха. Видимо, неоруский стиль.
А ведь чуть больше года назад, гуляя по Нижнему Новгороду и обнаружив местный , я восторженно бегал вокруг него и повторял, что в Москве ничего подобного нет. Да и про архитектора В.А. Покровского я тогда ничего не знал. Не знал, что он чуть ли не самый плодовитый романтик неорусского стиля. Не знал, что он строитель сказочных храмов и теремов общественных зданий. Наконец, не знал, что палаты Ссудной казны в Настасьинском тоже проектировал он. Правда, совместно с Б. Нилусом.
Я не случайно причислил казну к памятникам петровского времени. Всё-таки именно на основе переработки московско-ярославского наследия XVII в. возникла та ветвь неорусского стиля, в которой банковские здания проектировал Покровский. Образ и элементы декора казны в Настасьинском переулке стилизуют храмы нарышкинского барокко и отчасти - хорошо известную церковь в Дубровицах.
Неорусский стиль часто считают национально-романтическим ответвлением модерна. Действительно, существуют неорусские здания, несущие в себе все стилеобразующие черты модерна и являющиеся своеобразной сказочной импровизацией на тему древнерусского искусства. Однако многие постройки начала XX в., возведенные с использованием русских традиций, тяготели к более привычному русскому стилю и лишь внешне использовали некоторые приемы и декоративные элементы модерна. Зачастую наследие древнерусского зодчества, русский стиль и модерн сочетались в неорусском стиле в самых различных пропорциях и комбинациях.
В данном случае боярские палаты должны были маскировать деловое предназначение здание. Большие теремные окна служили для освещения пространства операционного зала. Как отмечают искусствоведы, "это находилось в противоречии с принципами модерна, где выявление реальной струкутры играло бо льшую роль в достижении выразительности архитектурного образа".
Кому-кому, а В.А. Покровскому в выразительности не откажешь. И конечно, здание Ссудной казны - один из ярких примеров национально-романтического направления московского зодчества наравне с малютинским домом Перцова, васнецовской Третьяковкой, кузнецовским подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. И я рад, что знакомая из Петербурга открыла для меня этот памятник.
на зеркальном поле диска – рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, над ним вдоль канта – надпись полукругом: "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ", обрамленная с обеих сторон сдвоенными ромбами, внизу под гербом: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора, внизу в центре в три строки – надпись: "БАНК РОССИИ", номинал монеты: "3 РУБЛЯ", год выпуска: "2016 г.".
Реверс
на зеркальном поле диска – рельефное изображение здания Ссудной казны, внизу на фоне декоративного элемента, повторяющего узор на фасаде здания, – надпись: "МОСКВА", вверху слева вдоль канта надпись: "ЗДАНИЕ ССУДНОЙ КАЗНЫ".
Авторы
Художники: Е.В. Крамская (аверс), С.А. Козлов (реверс).
Скульпторы: А.А. Долгополова (аверс), Э.А. Тользин (реверс).
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Оформление гурта: 300 рифлений.
Дата выпуска:
01.08.2016
Каталожный номер:
5111-0339
Историко-тематическая справка
Историко-тематическая справка
Серия: Памятники архитектуры России
Здание Ссудной казны в Настасьинском переулке, г. Москва
Каталожный номер: 5111-0339
Здание Ссудной казны ‑ достопримечательность в Москве, находится в Настасьинском переулке и является объектом культурного наследия федерального значения.
Здание, построенное по проекту архитектора В.А. Покровского и инженера Б.М. Нилуса в 1913 ‑ 1916 годах, выдержано в неорусском стиле, состоит из двухэтажного квадратного корпуса, выходящего фасадом в переулок, и примыкающих к корпусу прямоугольных кладовых. Здание Ссудной казны венчает высокая шатровая кровля с башенкой и шпилем. Фасад здания украшен множеством декоративных деталей. Нижняя часть здания облицована гладким и алмазным рустом, в верхней части фасада присутствуют белокаменные гребни, двуглавые орлы, узорный барельеф. Под окнами на центральной части фасада расположена надпись «РОССИЙСКАЯ ССУДНАЯ КАЗНА» и даты постройки – «1913 – 1916». Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Популярность неорусского стиля в архитектуре этого времени связана с празднованием в 1913 году 300-летия дома Романовых. Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функцию ломбарда. В 1920 году здание отошло к новообразованному Государственному хранилищу ценностей (Гохрану). С 1941 года в здании Ссудной казны находился Госбанк СССР. В настоящее время в здании располагаются структурные подразделения Центрального банка Российской Федерации.
Строение возвели в период с 1913 по 1916 годы. Проект, одобренный лично императором Николаем II, выполнили архитекторы и Владимир Александрович Покровский.
Роскошный по исполнению дом-терем построили в духе лучших традиций изящного древнерусского зодчества. Работы приурочили к празднованию трехсотлетнего юбилея царского Дома Романовых.
Внешние контуры здания Ссудной казны зрительно напоминают роскошно исполненную старинную шкатулку. Изящная лепнина и витиеватый декор, которые использовали русские зодчие при оформлении первых царских палат на Руси, притягивают взгляд прохожих.
Стоит отметить, что творение более напоминает стиль не величественного ампира или классицизма, а «нарышкинского» барокко.
Ссудная казна в Москве продолжила устоявшиеся традиции, которые были присущи первым подобным заведениям, созданным после середины восемнадцатого столетия в городе Санкт-Петербурге.
Главное назначение этих учреждений состояло в выдаче денежных средств в кредит, под залог материальных ценностей: золота, серебра или оригинальных украшений. Именно ссудные кассы заложили основу банковского дела на Руси.
Собственного бюджета у государственной ссудной казны не было, а ее функционирование обеспечивалось за счет установленной процентной ставки, составлявшей в ту пору 5% годовых.
Изначально, учреждение начали открывать, дабы потеснить обнаглевших ростовщиков и таким образом помочь нуждающимся.
История Ссудной казны в Настасьинском переулке, 3 в городе Москве непродолжительна. Пришедшие к управлению страной в 1917 году большевики сразу национализировали заведение. Чтобы ничто не напоминало о былом назначении здания, с его шпиля была демонтирована эмблема императорского двора, которая, впрочем, к настоящему времени уже восстановлена.
Стоит отметить, что внутреннее убранство помещений практически не пострадало в годы Советской власти: из интерьеров, дизайнером которых являлся художник Иван Яковлевич Билибин, убрали лишь портретные изображения бывших правителей Российской Империи.
В первые годы правления новых хозяев страны, в здании Ссудной казны разместился Гохран (государственное хранилище). Именно в эти помещения свозили конфискованное имущество из культовых заведений города и особняков богатых горожан. Кроме этого, здесь хранились шедевры московского Кремля.
Со временем здание перешло в ведение Госбанка, а затем и Центробанка.
Интересно, что до 2002 года сюда привозили все вновь отпечатанные российские банкноты и помещали в местное хранилище. Затем, при надобности, их пересчитывали в помещениях верхнего этажа и далее уже отправляли по всей стране.
Сначала казначейства работали при воспитательных домах, не для обогащения воспитательного дома, но человеколюбия ради, к помоществованию терпящим нужду.
Собственных капиталов у этих заведений не было - источником ссуд служили капиталы сохранной казны под 5% годовых. При этом Московская ссудная казна выдавала ссуды на сумму до 1 000 рублей сроком на 12 месяцев под 6% годовых и под залог золота, серебра или ценных вещей. Так зарождалась привычная нам банковская система.
Здание ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве стало памятником 300-летию Дома Романовых. Его построили в 1913-1916 годах мастера исторической стилизации В.А. Покровский и Б.М. Нилус.
Путеводитель по архитектурным стилямСреди архитекторов иногда упоминают Владимирова. Проект здания утверждал лично император. Зодчие использовали во внешнем убранстве ссудной казны мотивы русского зодчества второй половины XVII века.
Фасад облицован гладким и алмазным рустом с декоративной резьбой. Венчает постройку башенка со шпилем. На ней раньше размещался двуглавый орел. Вход в здание ссудной казны украшает шатровая сень. Симметричная композиция повторяет принцип, который В.А. Покровский использовал для аналогичного здания в Нижнем Новгороде.
Внутреннее оформление соответствовало внешнему: операционные залы, парадная лестница и вестибюль украсили лепнина и роспись по эскизам Ивана Билибина. А билибинского двуглавого орла с коронами не только многократно повторили в декоре интерьеров и фасада здания, но и сделали символом Госбанка. Он до сих пор присутствует на денежных знаках России.
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементамЗдание в Настасьинском строили для ссудной кассы, но в Советское время здесь разместилось Государственное хранилище ценностей (Гохран). Сюда свозили конфискат. Привозимое не успевали описывать и размещать. И многое быстро и дешево продавали за границу.
Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без справы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...
Здание ссудной казны используется для банковских нужд и сейчас - здесь, в самом большом несгораемом хранилище в Москве, размещается хранилище Центробанка.