THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

При изучении изменений, происходящих в организме под влиянием совокупности экологических (природных и антропотехногенных) факторов, применяют термин «адаптация». Под адаптацией понимают все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности, которые обеспечиваются физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. В этой главе рассмотрены подходы к изучению адаптации, эволюция и формы адаптации, теории адаптации, адаптогенные факторы, механизмы адаптации.

Подходы к изучению адаптации

При изучении адаптации применяют системный и индивидуальный подходы.

Системный подход к адаптации (рис. 2-1) предполагает необходимость изучения адаптации и как процесса, и как состояния системы, для которой характерно подвижное равновесие, сохраняющее постоянство структур лишь при непрерывном движении всех компонентов системы. В итоге уравновешивание со средой происходит за счёт приобретения нового системного качества.

Рис. 2-1. Системный характер адаптационных изменений

Индивидуальный подход к адаптации человека можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования индивидуума в конкретной экологической среде обитания. Другими словами, для всякого организма существует оптимальная эндогенная (внутренняя) и экзогенная (внешняя) экологическая среда, причём среда обитания не только с оптимальными характеристиками физических условий, но и с конкретными производственными и социальными условиями. По обе стороны от оптимума трудовая и биологическая активность постепенно снижаются, пока, наконец, условия не станут такими, в которых организм вообще не сможет существовать.

Эволюция и формы адаптации

Адаптация тесно связана с эволюцией организмов и устойчиво адаптированными считаются те, которые приспособились к изменён- ным условиям, размножаются и дают в новой среде обитания жиз- нестойкое потомство. Существуют две принципиально различные формы адаптации: генотипическая и фенотипическая.

Генотипическая адаптация, в результате которой на основе наследственности, мутаций и естественного отбора формировались современные виды животных.

Фенотипическая адаптация формируется в процессе взаимодействия конкретного организма с окружающей его средой обитания.

Структурные следы адаптации имеют важное биологическое значение, так как защищают человека от предстоящих встреч с неа- декватными и опасными факторами среды. В то же время результаты фенотипической адаптации не передаются по наследству, что следует считать выгодным для сохранения вида, поскольку следующее поколение адаптируется заново к широкому спектру иногда совершенно новых факторов, требующих выработки новых специализированных реакций.

Типы приспособительного поведения. Различают три типа приспособительного поведения живых организмов в ответ на действие неблагоприятного раздражителя: бегство от неблагоприятного раздражителя, пассивное подчинение раздражителю либо активное противодействие за счёт развития специфических адаптивных реакций.

Гомеостаз и гомеокинез. Система жизнеобеспечения организма, наряду с механизмами поддержания равновесия внутренней среды

(гомеостаз), представлена и генетическими программами развития, осуществление которых невозможно без постоянного изменения этой внутренней среды (гомеокинез), реализуемого посредством многообразных адаптивных процессов (реакций, механизмов, ответов и т.д.). Именно на поддержание генетических программ развития, являющихся ведущей движущей силой в живом организме, направлена деятельность систем репродуктивного, энергетического и адаптационного гомеостата (рис. 2-2). Оптимальное функционирование систем, обеспечивающих три ведущих гомеостата, реализуется через посреднические системы (кровообращение, дыхание, кровь) и регуляторные механизмы вегетативной и эндокринной систем.

Рис. 2-2. Обеспечение деятельности основных гомеостатических систем

Другими словами, под адаптацией понимают все виды врож- дённой и приобретённой приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определёнными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Это универсальное определение адаптации отражает необходимость соблюдения в живом мире фундаментального закона биологии, сформулированного ещё Клодом Бернаром, - закона постоянства внутренней среды.

Теории адаптации

При формировании адаптивного гомеостата обеспечивающие адаптацию физиологические процессы развёртываются поэтапно. Например, В.П. Казначеев процесс адаптации при переездах подразделяет на последовательно происходящие фазы: начальную, стабилизации, переходную и истощения.

1-я фаза - начальная - характеризуется дестабилизацией функций организма. Она может обеспечить приспособление к действию неадекватных факторов лишь в течение короткого промежутка времени, длительностью, как правило, не более одного года. В ряде случаев явления дестабилизации, характерные для первой фазы адаптации, остаются на многие годы, что, в частности, служит одной из причин возвращения мигрантов на прежнее место жительства.

2-я фаза - стабилизации - продолжается от 1 года до 4 лет. В этот период наблюдается синхронизация всех гомеостатических процессов, сопровождающаяся не только функциональной, но и структурной перестройкой биосистемы.

3-я фаза - переходная, продолжительностью от 4 до 5-10 лет. В это время у большинства переселенцев происходит стабилизация соматических и вегетативных функций.

4-я фаза - истощения, возможна при длительном проживании на Севере, является следствием перенапряжения в гомеостатических системах организма при недостаточности генетически запрограммированных механизмов долговременной адаптации к возмущающим факторам среды обитания.

В обобщённом виде рассматриваемые физиологические процессы на организменном уровне содержатся в экспериментально обоснованной теории «общего адаптационного синдрома», или стресс-реакции (Ганс Селье, 1936).

Стресс - комплекс неспецифических реакций организма в ответ на действие сильных или сверхсильных раздражителей.

Стресс в классической интерпретации протекает в три стадии (рис. 2-3), или фазы, а именно «тревоги», переходную, устойчивой адаптации.

Первая фаза - «тревоги» - развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора или изменённых условий внешней среды. При этом реагируют висцеральные системы (кровообращения, дыхания), реакциями которых управляет ЦНС с широким вовлечением гормональных факторов (в частности, гормонов мозгового вещества надпочечников - глюкокортикоидов и катехоламинов), что в свою очередь сопровождается повышенным тонусом симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Рис. 2-3. Фазы стресса по Г. Селье

Переходная фаза. Часто выделяют фазу, переходную к устойчивой адаптации. Она характеризуется уменьшением общей возбудимости ЦНС, формированием функциональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к возникшим новым условиям. В ходе этой фазы приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевый уровень.

Фаза устойчивой адаптации, или резистентности. Формируются новые координационные соотношения, осуществляются целенаправленные защитные реакции. Подключается гипофизарно-надпочечниковая система, мобилизуются структуры, в результате деятельности которых ткани получают повышенное энергетическое и пластическое обеспечение. Эта стадия и является собственно адаптацией - приспособлением - и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых, клеточных, мембранных элементов, перестроившихся благодаря временной активации вспомогательных систем, которые при этом могут функционировать практически в исходном режиме, тогда как тканевые процессы активизируются, обеспечивая гомеостаз, адекватный новым условиям существования.

Несмотря на экономичность - выключение «лишних» реакций, а следовательно, и излишней затраты энергии, - переключение реактивности организма на новый уровень осуществляется при определённом напряжении управляющих систем. Это напряже-

ние названо «цена адаптации». Поскольку эта стадия связана с постоянным напряжением регуляторных механизмов, перестройкой соотношений нервных и гуморальных механизмов, формированием новых функциональных систем, то эти процессы при сверхпороговой интенсивности стрессорных факторов могут вызвать развитие стадии истощения.

Адаптогенные факторы

Селье назвал факторы, воздействие которых приводит к адаптации, стресс-факторами. Другое их название - экстремальные факторы. Экстремальными могут быть не только отдельные воздействия на организм, но и изменённые условия существования в целом (например, перемещение человека с юга на Крайний Север и т.д.). По отношению к человеку адаптогенные факторы могут быть природными и социальными, связанными с трудовой деятельностью.

Природные факторы. В ходе эволюционного развития живые организмы адаптировались к действию широкого спектра природных раздражителей. Действие природных факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов, всегда является комплексным, так что можно говорить о действии группы факторов того или иного характера. Например, все живые организмы в ходе эволюции прежде всего приспособились к земным условиям существования: определённому барометрическому давлению и гравитации, уровню космических и тепловых излучений, строго определённому газовому составу окружающей атмосферы и т.д.

Социальные факторы. Помимо того, что человеческий организм подвержен тем же природным влияниям, что и организм животных, социальные условия жизни человека, факторы, связанные с его трудовой деятельностью, породили специфические факторы, к которым необходимо адаптироваться. Их число растёт с развитием цивилизации. Так, с расширением среды обитания появляются совершенно новые для человеческого организма условия и воздействия. Например, космические полёты приносят новые комплексы воздействия. К их числу относится невесомость - состояние, абсолютно неадекватное для любого организма. Невесомость сочетается с гипокинезией, изменением суточного режима жизни и т.д.

Механизмы адаптации

Адаптация начинает развиваться на фоне генерализованной ориентировочной реакции, активации неспецифического, а также специфического ответа на причинный фактор. В последующем формируются временные и функциональные системы, обеспечивающие организму либо «уход» от действующего чрезвычайного агента, либо преодоление патогенных его эффектов, либо оптимальный уровень жизнедеятельности, несмотря на продолжающееся влияние этого агента, т.е. собственно адаптацию.

Аварийная фаза адаптации (тревоги) заключается в мобилизации компенсаторных, защитных и приспособительных механизмов. Это проявляется триадой закономерных изменений - активации, гиперфункции, мобилизации.

Активация «исследовательской» поведенческой деятельности индивида, направленная на получение максимума информа- ции о чрезвычайном факторе и возможных последствиях его действия.

Гиперфункция многих систем организма, но преимущественно тех, которые непосредственно (специфически) обеспечивают приспособление к данному фактору. Эти системы (физиологические и функциональные) называют доминирующими.

Мобилизация органов и физиологических систем (сердечнососудистой, дыхательной, крови, системы иммунобиологи- ческого надзора, метаболизма и др.), которые реагируют на воздействие любого чрезвычайного для данного организма фактора.

В основе развития аварийной фазы адаптации лежит несколько взаимосвязанных механизмов, запуск которых осуществляется в результате активации под действием чрезвычайного фактора вегетативной нервной (симпатического отдела) и эндокринной систем и как следствие - значительного увеличения в крови и других жидкостях организма так называемых стрессорных, активирующих функцию и катаболические процессы гормонов и нейромедиаторов - адреналина, норадреналина, глюкагона, глюко- и минералокортикоидов, тиреоидных гормонов.

Биологический смысл реакций, развивающихся в аварийную фазу адаптации (несмотря на их неспецифичность, несовершенство, высокую энергетическую и субстратную «стоимость»), заключается в создании условий, необходимых для того, чтобы

организм «продержался» до этапа формирования его устойчивой адаптации (резистентности) к действию экстремального фактора.

Переходная фаза адаптации характеризуется уменьшением возбудимости ЦНС, формированием функциональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к новым условиям. Снижается интенсивность гормональных сдвигов, постепенно выключается ряд систем и органов, первоначально вовлечённых в реакцию. В ходе этой фазы приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий - тканевый - уровень. Гормональный фон видоизменяется, усиливают своё действие гормоны коры надпочечников - «гормоны адаптации».

Стадия устойчивой, или долговременной адаптации организма к действию чрезвычайного фактора реализуется следующим образом. Происходят:

Формирование состояния специфической устойчивости организма как к конкретному агенту, вызвавшему адаптацию, так нередко и к другим факторам - перекрестная адаптация;

Увеличение мощности и надёжности функций органов и доминирующих физиологических систем, обеспечивающих адапта- цию к определённому фактору. В таких системах наблюдается увеличение числа и/или массы структурных элементов (т.е. гипертрофия и гиперплазия), желёз внутренней секреции, эффекторных тканей и органов.

Комплекс таких изменений обозначают как структурный след процесса адаптации. Устраняются признаки стрессорной реакции, формируется эффективное приспособление организма к чрезвычайному фактору, вызвавшему процесс адаптации. В результате формируется надёжная и устойчивая адаптация организма к меняющимся социально-биологическим условиям среды. Реализуются процессы как активировавшиеся ранее, так и включающиеся дополнительно. К числу последних относятся реакции, обеспечивающие преимущественное энергетическое и пластическое обеспечение клеток доминирующих систем. Это сочетается с лимитированием снабжения кислородом и субстратами метаболизма других систем организма и осуществляется за счёт реакций двух категорий:

Перераспределения кровотока - увеличения его в тканях и органах доминирующих систем за счёт снижения в других;

Активации генетического аппарата длительно гиперфункционирующих клеток и последующей гипертрофии и гиперплазии субклеточных структурных элементов при одновременном торможении экспрессии генов в клетках недоминирующих систем и органов (например, пищеварения, мышечной системы, почек и др.).

Дизадаптация. В большинстве случаев процесс адаптации завершается формированием долговременной устойчивости организма к действующему на него чрезвычайному фактору. И в то же время фаза стойкой адаптации связана с постоянным напряжением управляющих и исполнительных структур, что может привести к их истощению. Истощение управляющих механизмов, с одной стороны, и клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, с другой стороны, приводит к дезадаптации.

Незавершённая адаптация возникает при истощении функциональных резервов организма и включает централизацию управления и повышение реактивности механизмов вегетативной регуляции. Состояние незавершённой адаптации свойственно не только значительной части лиц, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях, экспедиционно-вахтовым рабочим, но и части населения мегаполисов средней климатической полосы, экологическая обстановка в которых неблагополучна.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение адаптации.

2. Какие вы знаете формы адаптации?

3. В чём суть индивидуального подхода к адаптации?

4. Какие теории адаптации существуют?

5. Назовите фазы общего адаптационного синдрома.

6. Какие вы знаете адаптогенные факторы?

7. Что такое незавершённая адаптация?


В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.
Адаптационный синдром - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.
Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал.
В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, тантомима, хорео-терапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.
Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).
Профессиональная адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.
Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.
Характерным признаком человека является то, что он существо общественное. У человека с поступательным развитием цивилизации не исчезают приспособительные функции, присущие биологическим системам, а появляются новые, социальные, качественно особые способы и средства адаптации. Здесь уже не просто влияние определенно заданных биологических параметров, определенный продукт природы - человек, а высокоорганизованная развивающаяся система, отличительной чертой которого является эффективная связь телесного и психического, как основы становления личности.
Безусловно, биологическое, физиологическое, психическое и социальное развитие человека взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, которые постоянно обогащаются и изменяются посредством активной деятельности человека. Заданные природные особенности человека составляют важнейшую предпосылку, необходимые условия для его социального развития, которые в свою очередь зависят от психических, интеллектуальных и других особенностей человека. Подчеркивая эти стороны развития человека, его связь с внутренним и внешним миром, мы этим самым показываем многозначность проблемы адаптационных процессов, важность выбора действий самого индивида и его связь с социальной практикой.
Проблема исследования процесса становления человека, его формирования и развития является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Эффективное воздействие субъектов, всей системы социальной работы на процессы становления человека, формирования определенных социальных свойств и качеств предполагают знание закономерностей, механизмов функционирования разнообразных социальных явлений, влияющих на становление и развитие самого человека.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, его врастание в социальный мир, которое предполагает активное участие как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды. В понятии социализации характеризуется способность человека усвоить изменяющиеся условия, его адаптационная сущность. Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связана с социальной адаптацией. По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом, специфической формой социализации человека.
Однако, если процесс социализации человека идет как правило эволюционным путем, посредством накопления и усвоения предыдущего опыта, приобретения в конкретно-исторических условиях новых навыков в труде, быту, политических отношениях, культуре, то механизм социальной адаптации носит более быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшиеся социальные прецеденты.
Вместе с тем процесс социальной адаптации - это процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путём использования принятых способов социального поведения, действия. В этом процессе есть две характерные стороны, которые можно назвать объективной и субъективной.
Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда (родители, друзья и т.д.), а также различные социальные институты.
Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно не связан с общественным положением человека или поло-возрастными особенностями, а с его личными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития. И здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.
По этой причине эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих: это и объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень и т.д.); условия непосредственной среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т.д.) и, конечно, сама личность, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, его способностей и творческой деятельности, природных задатков.
Вычленяя в общечеловеческой деятельности ее социально-профессиональную направленность, мы подчеркиваем важность социальной работы, где ценностной ориентацией является то, что отличает ее от других профессий человека - это постоянное стремление к полезности и умению оказать помощь каждому индивиду в зависимости от его социальных потребностей и интересов.
В основе понимания развития механизмов социальной адаптации, ее сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной деятельности. По этой причине сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. В этой триаде происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности.
Социальность деятельности - ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие его составляющие сторон, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включенность, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет свои закономерные этапы, которые в основном свойственны остальным видам деятельности. Эта схема примерно такова: нужда индивида - потребности - мотивы принятие решения - реализация и подведение итогов - ее оценка. Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов. Проблема социального работника заключается в том, что в случае какой-то неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы.
Социальное общение - важнейший механизм социальной адаптации человека, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами. Процесс общения - это не только потребность и самостоятельный вид деятельности отдельного человека, но и определенное взаимодействие социальных работников со своими клиентами, которое необходимо расширять в системе социальной практики.
Социальное самосознание личности - механизм социальной адаптации личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Здесь роль социального работника понимается во многом как психолога-педагога, стремящегося через различные аспекты обращения сознания сформировать личность неравнодушной к человеческой беде, выступающей активно против социального равнодушия.
Таким образом, представляя механизмы социальной адаптации личности как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности индивидов, мы подчеркиваем единство и определенную систему функционирования системы социальной помощи населению, значимость профессиональной подготовки социальных работников.

Существуют два типа приспособлений к внешним факторам. Первый заключается в формировании определенной степени устой­ чивости к данному фактору, способности сохранять функции при изменении силы его действия. Это адаптация по типу толерант­ ности (выносливость) - пассивный путь адаптации. Второй тип приспособления - активный. С помощью особых специфических адаптивных механизмов организм человека компенсирует измене­ ния воздействующего фактора таким образом, что внутренняя среда остается относительно постоянной. Происходит адаптация по ре­ зистентному (сопротивление, противодействие) типу.

Помимо специфики фактора (влияние на те или иные процес­ сы в организме), зависящей от его физико-химической природы, характер воздействия на организм и реакция на него со стороны организма человека во многом определяются интенсивностью фак­ тора, его <<дозировкой>>. Количественное влияние условий среды определяется тем, что такие факторы как температура воздуха,

наличие в нем кислорода и других жизненно важных элементов, в той или иной дозе необходимы для нормального функционирова­ ния организма, тогда как недостаток или избыток того же фактора тормозит жизнедеятельность. Количественное выражение факто­ ра, соответствующее потребностям организма и обеспечивающее наиболее благоприятные условия для его жизни, рассматривают как оптимальное.

Специфические адаптивные механизмы, свойственные челове­ ку, дают ему возможность переносить определенный размах от­ клонений фактора от оптимальных значений без нарушения нор­ мальных функций организма (рис. 2.1). Диапазон между этими дву­ мя значениями называется пределами толерантности (выносливо-


Рис. 2.1. Принuипиальная схема вли­

яния количественного выражения 2

факторов окружающей среды на

жизнедеятельность организма:

1 - степень благоприятствования фак­ торов для организма; 2 - энергозатра­ ты на адаптацию

Количественное выраЖение фактора

сти), а кривая, характеризующая зависимость переносимости от величины фактора, называется кривой толерантности.

Зоны количественного выражения фактора, отклоняющегося

от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определя­

ются как зоны нормы. Таких зон две, соответственно отклонению от оптимума в сторону недостатка дозировки фактора и в сторо­ ну его избытка. Дальнейший сдвиг в сторону недостатка или из­ бытка фактора может снизить эффективность действия адаптив­ ных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке или избытке фактора, приводящем к патологическим изменениям в организме, выделяют зоны песси­ мума (причинять вред, терпеть ущерб). Наконец, за пределамИ, этих зон количественное выражение фактора таково, что полное напряжение всех приспособительных систем оказывается мало­ эффективным. Эти крайние значения приводят к летальному ис­ ходу, за пределами этих значений жизнь невозможна.

Адаптация к любому фактору связана с затратой энергии. В зоне

оптимума адаптивные механизмы не нужны и энергия расходуется

только на фундаментальные жизненные процессы, организм на­

ходится в равновесии со средой. При выходе значения фактора за пределы оптимума включаются адаптивные механизмы, требую­ щие тем больше энергозатрат, чем дальше значение фактора от­ клоняется от оптимального. Нарушение энергетического баланса организма, наряду с повреЖдающим действием недостатка или избытка фактора, ограничивает диапазон переносимых человеком

изменений.

Если внешние условия в течение достаточно длительного вре-

мени сохраняются более или менее постоянными, либо изменя­ ются в пределах определенного диапазона вокруг какого-то сред­ него значения, то жизнедеятельность организма стабилизируется на уровне, адаптивном по отношению к этому среднему, типич­ ному состоянию среды. Смена средних условий во времени или пространстве влечет за собой переход на другой уровень стабили­ зации (сезонные, температурныt! адаптации и др.).

2 ]

Г. Селье, подошедший к проблеме адаптации с новых пози­ ций, назвал факторы, воздействие которых приводит к адапта­ ции, стресс-факторами. Другое их название- экстремальные фак­ торы, т. е. необычные факторы окружающей среды, оказывающие неблагаприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здо­ ровье и работоспособность человека. Причем это могут оказывать не только отдельные воздействия на организм, но и измененные условия существования в целом (например, переезд человека с юга на Крайний Север). Он же установил четыре стадии фазового

1. Срочная, включающая стресс. Под термином «СтресС>> (на­ пряжение) понимаются неспецифические психофизиологические проявления адаптивной активности при действии любых, значи­ мыхдля организма факторов. Примерами проявления срочной адап­ тации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообра­ щения в ответ на недостаток кислорода.

2. Формирование долговременной адаптации -переходная фаза к устойчивой адаmации. Она характеризуется формированием функ­ циональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к возникшим новым условиям.

3. формированная долговременная адаптация, или фаза устой­ чивои адаптации, резистентности, когда системы саморегуляции гамеостаза функционируют на новом уровне. Основными условия­ ми долговременной адаптации являются последовательность и не­ прерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адап­ тации и характеризуется тем, что в результате постоянного коли­ чественного накопления изменений организм приобретает новое качество - из неадаптированного превращается в адаптирован­ ный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физи­ ческой работе (тренировка), развитие устойчивости к холоду, теп­

4. Истощение, которое может развиться в результате сильного и длительного воздействия экстремальных факторов. При сильном и длительном стрессе такое воздействие может привести к болезни или смерти.

Комплекс адаптивных реакций организма человека обеспечи­ вающий его существование в экстремальных услови х, получил название нормы адашивной реакции. Процесс индивидуальной адап­ тации обеспечивается формированием изменений в организме, не­ редко носящих характер предпатологических или даже патологи­ ческих реакций. Эти изменения, как следствие общего стресса или напряжения отдельных физиологических систем представляют со­ бой своеобразную <<цену адаптации>>. Например, роцесс адаптации к условиям Крайнего Севера может длиться десятки лет. При этом


возможны временные срывы адаптации - повышенная заболевае­ мость органов дыхания, язвенная и сердечно-сосудистые болезни.

Если уровни воздействия факторов окружающей среды выхо­

дят за пределы адаптационных возможностей организма, и адап­

тация переходит в четвертую стадию - стадию истощения, вклю­

чаются дополнительные защитные механизмы. Это механизмы ком­ пенсации, противодействующие возникновению и прогрессиро­

ванию патологического процесса, т. е. ответные силы организма на изменения окружающей среды в зависимости от степени этих из­ менений качественно различны и колеблются от физиологически

оптимальных до патологических.

Таким образом, если адаптация обеспечивает гомеостаз в усло­

виях здоровья, то к о м п е н с а ц и я - это борьба организма за гомеостаз в измененных условиях - условиях болезни. Если воз­ действие факторов среды на организм количественно превышает уровень нормы адаптации организма, то он теряет способность в дальнейшем адаптироваться к среде, так как возможность пере­ стройки структурных связей системы исчерпана.

В естественных условиях обитания организм человека всегда подвержен влиянию сложного комплекса факторов, каждый из которых выражен в разной степени относительно своего оптималь­ ного значения. В природе сочетание всех факторов в их оптималь­ ных значениях - явление практически невозможное. Это означа­ ет, что в естественных условиях организм всегда затрачивает ка­ кую-то часть энергии на работу адаптивных механизмов. Важно и то, что при комплексном воздействии между отдельными факто­ рами устанавливаются особые взаимоотношения, при которых действие одного фактора в какой-то степени изменяет (усилива­ ет, ослабляет и т.п.) характер воздействия другого. Например, тренировка к физическим нагрузкам вызывает устойчивость к гипоксии (кислородному голоданию), и наоборот, тренировка к гипоксии создает устойчивость к большим мышечным нагрузкам.

Важен не только качественный критерий фактора, но и режим воздействия этого фактора на организм. Реакция организма значи­ тельно возрастает, если фактор воздействует не в виде непрерыв­ ного сигнала, а дискретно, т. е. с определенными интервалами. Этот прерывистый характер воздействия широко используется в прак­ тике при выработке адаптации к холоду, гипоксии, физическим

2.3. Общие меры повышения устойчивости организма

Управлять адаптацией, сnособствовать повышению выносли­ вости своего организма - эту цель должны ставить перед собой люди. Самое главное условие для по;::держания устойчивого гамео­ стаза организма, а следовательно, и механизма адаптационных про-


цессов, - гармонизация жизнедеятельности человека со средой его обитания. Одно из необходимых условий для этого- своевре­ менное и рациональное питание. Недостаточность или избыточ­ ность питания и нарушение соотношений питательных веществ в рационе питания сказываются на деятельности организма, снижа­ ют его сопротивляемость и, следовательно, способности к адапта­ ции. Благоприятные условия труда и отдыха, в том числе режим сна и бодрствования, отдыха и труда - также необходимое усло­ вие нормального функционирования организма.

Особую роль играет физическая активность. Она формирует не­ рвные механизмы управления, активизирует взаимодействие орга­ низма с внешней средой, способствует развитию организма в це­ лом. Движение -обязательный компонент работы всех анализато­ ров, оно необходимо для получения информации, развития пси­ хики. Особенности двигательной деятельности делают ее средством повышения тренированности обмена веществ, достаточно эконо­ мичной траты энергии в покое, способности организма наиболее совершенно утилизировать кислород, усиления функционирова­ ния ферментативных систем. Резистентность как результат физи­ ческой активности обусловлена также повышением координации и более тонкой регуляцией в деятельности систем кровообраще­ ния, дыхания и т. д. Все эти механизмы в значительной мере явля­ ются неспецифическими. Благодаря их наличию облегчается ста­ новление адаптационных реакций по отношению к широкому спек­ тру факторов.


Жизнь современного человека весьма мобильна, и в обычных условиях его организм непрерывно адаптируется к целому комп­ лексу природно-климатических и социально- производственных факторов (рис. 2.2). <<Цена адаптации» зависит от дозы воздейству­ ющего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переносимость зависят от наследственных - гене­ тических - особенностей организма, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия фактора. Стресс из звена адаптации может при чрезмерно сильных воздействиях среды трансформиро­ ваться в развитие разнообразных заболеваний.

Разработка и применение методов и средств повышения неспе­

цифической и специфической устойчивости организма, его адап­

тационных возможностей, а также разработка методов и средств,

повышающих компенсаторные возможности организма к действию чрезмерных, выходящих за пределы адаптационных возможностей,

уровней и концентраций повреждающих факторов среды, приве­

дет к улучшению жизнедеятельности организма.

Контрольные вопросы

1. Объясните, что такое гомеостаз?

2. Адаптация - благо или вред?

3. Расскажите о периодах развития адаптации.

4. Какую роль играет физическая активность в повышении выносливо­

сти организма?

Контроль за уровнем здоровья и заболеваемостью


Управление здоровьем и трудовыми ресурсами

Контроль


Факторы среды:


Управление


за средой природно-климатические, производственные


факторами среды


Рис. 2.2. Адаптация к условиям окружающей среды и управление здоро­ вьем человека


НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (СРЕДЫ ОБИТАНИЯ)


Похожая информация.


Поскольку адаптация является очень сложным явлением, то и классифицировать различные ее виды можно по разным основаниям.

По времени протекания адаптация:

Быстрая - кратковременная, например адаптация к ходьбе против ветра; в теплом помещении все признаки такой адаптации исчезнут.

Медленная - долговременная, например привыкание к жизни в другой стране или привыкание к учебе в вузе; такая адаптация формируется очень медленно, но сохраняется надолго.

По механизмам протекания адаптация:

Физиологическая - общая адаптация организма, его органов и клеток к изменяющемся условиям среды; такая адаптация в принципе протекает одинаково и у животных, и у человека.

Сенсорная - приспособительное изменение чувствительности органов чувств к интенсивности раздражителя, например, зайдя с улицы в темную комнату, мы некоторое время плохо видим предметы, но постепенно зрение восстанавливается; при этом изменяется ширина зрачка. Еще один пример: слепые люди обычно слышат лучше, чем зрячие, так как они адаптируются к нехватке зрительной информации из внешнего мира. Для исследования такой адаптации большое значение имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов.

Сенсорную адаптацию принято разделять на положительную и отрицательную. В первом случае чувствительность рецепторов повышается, для того, чтобы лучше воспринимать информацию из внешнего мира при ее ограниченности (глаз привыкает к темноте). Во втором случае чувствительность рецептора снижается, чтобы оградить человека от слишком сильного воздействия большого количества информации (люди, долго живущие возле железной дороги, перестают просыпаться по ночам от звука проезжающих поездов).

Производственная - приспособление к условиям труда, графику работы, используемым орудиям.

Социальная - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Социальная адаптация зависит от целей и ценностных ориентаций человека и от возможностей их достижения в социальной среде. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

Важный аспект социальной адаптации - принятие индивидом определенной социальной роли (студента, сына, друга). Этим обусловлено отнесение адаптации социальной к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением чего служит аутизм.

Примерами социальной дезадаптации являются: алкоголизм, наркомания, девиантное и делинквентное поведение, постоянное чувство вины, собственной неполноценности, суицидальное поведение, отсутствие друзей, неспособность взрослого человека создать полноценную семью и т.п.

Как отмечает С.Ю. Головин, в зависимости от особенностей протекания социальной адаптации всех людей можно разделить на два типа: 1) активный тип - характерен преобладанием активного воздействия на социальную среду, он скорее не сам приспосабливается к среде, а делает ее удобной для себя; 2) пассивный тип - определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы, изменяется сам под воздействием окружающих, даже если это не всегда идет ему на пользу.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек - это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека А.Г. Маклаков выделяет три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный. Он пишет, что в науке обычно говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях.

Выделенные нами три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации.

Рассмотрим более подробно механизмы адаптации.

В книге «Экология человека» подробно рассмотрены физиологические механизмы адаптации. Первое соприкосновение организма с измененными условиями или отдельными факторами вызывает ориентировочную реакцию, которая может перейти в генерализованное возбуждение параллельно. Если раздражение достигает определенной интенсивности, это приводит к возбуждению симпатической системы и выделению адреналина.

Такой фон нейрорегуляторных соотношений характерен для первой фазы адаптации - аварийной. На протяжении последующего периода формируются новые координационные отношения: усиленный эфферентный синтез приводит к осуществлению целенаправленных защитных реакций. Гормональный фон изменяется за счет включения гипофизарно-адреналовой системы. Глюкокортикоиды и выделяемые в тканях биологически активные вещества мобилизуют структуры, в результате деятельности которых ткани получают повышенное энергетическое, пластическое и защитное обеспечение. Все это составляет основу третьей фазы (устойчивой адаптации).

Важно отметить, что переходная фаза стойкой адаптации имеет место только при том условии, что адаптогенный фактор обладает достаточной интенсивностью и длительностью действия. Если он действует кратковременно, то аварийная фаза прекращается и процесс адаптации не формируется. Если адаптогенный фактор действует длительно или повторно прерывисто, это создает достаточные предпосылки для формирования так называемых «структурных следов». Суммируются эффекты действия факторов, углубляются и нарастают метаболические изменения, и аварийная фаза адаптации превращается в переходную, а затем и в фазу стойкой адаптации.

Поскольку фаза стойкой адаптации связана с постоянным напряжением управляющих механизмов, перестройкой нервных и гуморальных соотношений, формированием новых функциональных систем, то эти процессы в определенных случаях могут истощаться. Истощение управляющих механизмов, с одной стороны, и клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, с другой стороны, приводит к дезадаптации.

Симптомами этого состояния являются функциональные изменения в деятельности организма, напоминающие те сдвиги, которые наблюдаются в фазе острой адаптации.

Вновь в состояние повышенной активности приходят вспомогательные системы - дыхание, кровообращение, неэкономично тратится энергия. Однако координация между системами, обеспечивающими состояние, адекватное требованию внешней среды, осуществляется неполноценно, что может привести к гибели. Дезадаптация возникает чаще всего в тех случаях, когда действие факторов, явившихся основными стимуляторами адаптивных изменений в организме, усиливается, и это становится несовместимым с жизнью.

Психологические механизмы адаптации в литературе четко не выделены. Если обобщить все найденное, можно сделать следующие выводы. Основным механизмом является появление у человека субъективного чувства дискомфорта, негативных эмоций. Эти переживания являются сигналом для начала изменений либо в самом человеке, либо в окружающей среде.

Чувство дискомфорта на первых этапах приводит к увеличению скорости мышления, возрастает объем памяти, обостряется внимание и увеличивается его объем. То есть человек оказывается способным обработать гораздо больше информации, чем в тех ситуациях когда адаптация является незначительной и протекает как бы автоматически. За счет изменения гормонально фона у человека повышается работоспособность. Если на этом этапе человеку удается найти способ преодолеть дискомфорт, избавиться от факторов, нарушающих его динамическое равновесие со средой, то процесс адаптации к этим факторам будет завершен. В результате у человека может появиться чувство удовлетворения, положительные эмоции.

Если же воздействие дезадаптирующих факторов продолжается длительное время, то ресурсы организма и психики, направленные на их преодоление, истощаются. Это сопровождается ощущением усталости, часто даже не физической, а эмоциональной; возникает чувство измотанности, собственной неспособности к чему-либо. Иногда человек начинает испытывать чувство вины за несделанное, переживает свою ущербность. В результате повышается тревожность, которая может временами выражаться в явной агрессии против себя или окружающей среды. При наличии всех этих признаков говорят о дезадаптации человека. Для того, чтобы им помогли справиться с психологической, социальной дезадаптацией, люди и ходят к психологу.

Таким образом, в процессе адаптации можно выделить три фазы:

1) Стадия тревоги или аварийная фаза - развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора или измененных условий внешней среды и продолжается от нескольких часов до двух суток. При этом реагируют висцеральные служебные системы: кровообращение, дыхание. Этими реакциями управляет центральная нервная система с широким вовлечением гормональных факторов, в частности гормонов мозгового вещества надпочечника (катехоламинов), что в свою очередь сопровождается повышенным тонусом симпатической системы. Следствием активации симпатико-адреналовой системы являются такие сдвиги вегетативных функций, которые обеспечивают организм нужной ему энергией как бы в предвидении необходимых в скором будущем затрат. Эти предупредительные меры являются яркой иллюстрацией проявления «опережающего» возбуждения.

В аварийной фазе реакции генерализованы и неэкономны и часто превышают необходимый для данных условий уровень. Число измененных показателей в деятельности различных систем неоправданно велико. Управление функциями со стороны нервной системы и гуморальных факторов недостаточно синхронизировано, вся фаза в целом носит как бы поисковый характер и представляется как попытка адаптироваться к новому фактору или к новым условиям, главным образом за счет органных и системных механизмов.

Аварийная фаза адаптации в основном протекает на фоне повышенной эмоциональности (чаще отрицательной модальности). Следовательно, в механизмы протекания этой фазы также включаются все элементы центральной нервной системы, которые обеспечивают именно эмоциональные сдвиги в организме.

Аварийная фаза адаптации может быть выражена по-разному, в зависимости не только от индивидуальных особенностей организма, но и от силы раздражающих факторов (чем они сильнее, тем эта фаза выраженнее). Соответственно она может сопровождаться сильно или слабо выраженным эмоциональным компонентом, от которого, в свою очередь, зависит мобилизация вегетативных механизмов.

  • 2) Стадия сопротивляемости или переходная к устойчивой адаптации. Она характеризуется уменьшением общей возбудимости центральной нервной системы, формированием функциональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к возникшим новым условиям. Снижается интенсивность гормональных сдвигов, постепенно выключается ряд систем и органов, первоначально вовлеченных в реакцию. В ходе этой фазы приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевый уровень. Гормональный фон видоизменяется, усиливают свое действие гормоны коры надпочечников - «гормоны адаптации».
  • 3) Стадия стабилизации, устойчивой адаптации или резистентности. Она и является собственно адаптацией - приспособлением - и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых клеточных мембранных элементов, перестроившихся благодаря временной активации вспомогательных систем, которые при этом могут функционировать практически в исходном режиме, тогда как тканевые процессы активизируются, обеспечивая гомеостазис, адекватный новым условиям существования.

Основными особенностями этой фазы являются: мобилизация энергетических ресурсов; повышенный синтез структурных и ферментативных белков; мобилизация иммунных систем.

В третьей фазе организм приобретает неспецифическую и специфическую резистентность - устойчивость организма. Управляющие механизмы в ходе третьей фазы скоординированны. Их проявления сведены к минимуму. Однако в целом и эта фаза требует напряженного управления, что и обусловливает невозможность ее бесконечного протекания. Несмотря на экономичность переключение реактивности организма на новый уровень протекает при определенном напряжении управляющих систем. Это напряжение принято называть «цена адаптации». Любая активность в адаптируемом к той или иной ситуации организме обходится ему много дороже, чем в нормальных условиях.

Если же воздействие факторов, к которым человек вынужден адаптироваться оказывается слишком длительным или слишком интенсивным, то адаптационные возможности организма и психики истощаются. Затянувшаяся третья стадия адаптации может перейти в дезадаптацию.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама