THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На сайте http://www.minfin.ru опубликован проект приказа, которым планируется внести изменения в Инструкцию № 157н . Какие коррективы в методологию учета предполагает внести Минфин путем издания этого документа? Поговорим об этом сегодня. Заметим, что данный документ уже подвергался корректировке (Приказ Минфина РФ от 12.10.2012 № 134н, который вступил в силу с 1 января 2013 года). Между тем Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, и Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н остались прежними, хотя проекты приказов, предполагающих внесение в эти документы поправок, были размещены на том же сайте. Поскольку об изменении Инструкции № 157н активно говорят финансисты на проводимых ими семинарах, полагаем, что в скором времени выйдет в свет очередной документ - и бухгалтерам опять придется изучать новые правила ведения бухгалтерского учета.

Общие положения по ведению бухучета

После внесения предполагаемых изменений в п. 3 Инструкции №  157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо будет учитывать, что:
  1. к бухучету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление;
  2. информация в денежном выражении о состоянии государственного (муниципального) имущества, активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, с учетом существенности влияния таковой на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование;
  3. данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год (далее - событием после отчетной даты).
Применяемый сейчас п. 3 названной инструкции эти нормы не содержит.

Учетная политика

Согласно п. 6 Инструкции №  157н субъект учета - учреждение в целях организации бухучета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими такой учет, Инструкцией № 157н, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. В этом же пункте приведен перечень положений, которые утверждаются учетной политикой учреждения. В данный список предполагается внести порядок отражения в учете событий после отчетной даты, а также обязанность приводить в приложении к учетной политике формы не только первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, но и регистров бухгалтерского учета и иных бухгалтерских документов, для которых законодательством РФ не установлены обязательные формы. Причем проект изменений Инструкции № 157н предполагает внесение уточнения о том, что государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие по законодательству РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, осуществляющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, при формировании учетной политики должны предусматривать особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий в соответствии с положениями Инструкции № 157н.

Регистры учета и первичные документы

Пункт 7 Инструкции №  157н определяет перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать неунифицированная форма первичного учетного документа. Информация о наличии в регистрах учета, разрабатываемых субъектом учета - учреждением, обязательных реквизитов не содержится в Инструкции № 157н. Новая редакция п. 11 инструкцииуказывает обязательные реквизиты для тех регистров бухгалтерского учета, форма которых не унифицирована. Исходя из положений этого пункта такие регистры устанавливаются субъектом учета в рамках формирования учетной политики и должны содержать следующие обязательные реквизиты:
  • наименование регистра;
  • наименование субъекта учета, составившего регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Синхронизацию проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов предполагается проводить в хронологическом порядке не только по дате совершения операций, но и по дате принятия к учету первичного документа.

По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, хронологически подбираются и сброшюровываются. В новой редакции п. 11 Инструкции №  157н сказано, какая информация должна указываться на обложке дела:

  • наименование субъекта учета;
  • наименование главного распорядителя средств бюджета, полномочия которого исполняет субъект учета;
  • название и порядковый номер папки (дела);
  • период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (журнал операций), с указанием года и месяца (числа);
  • наименование регистра бухгалтерского учета (журнала операций) с указанием при наличии его номера и количества листов в папке.
На практике случается, что в ходе проверки (иных мероприятий) регистры бухгалтерского учета изымаются у учреждения. В этом случае учреждение делало копию всех изымаемых документов и регистров учета и оставляло у себя копии. Однако в самой Инструкции № 157н не были прописаны действия бухгалтера при возникновении в учреждении такой ситуации. Рассматриваемый нами проект документа содержит норму о том, что если в соответствии с законодательством РФ изымаются регистры бухучета, в том числе в виде электронного документа, заверенные руководителем субъекта учета либо лицом, им уполномоченным на то, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Интерес представляет и внесение изменений в п. 18 Инструкции №  157н . Сейчас все больше и больше применяются электронные документы и регистры учета, а о порядке внесения в них изменений Инструкции № 157н никаких указаний не содержала. Предполагается добавить в п. 18 инструкции такой абзац: «Отражение исправлений в электронном регистре бухгалтерского учета осуществляется лицами, ответственными за ведение регистра в порядке, предусмотренном положениями настоящего пункта, записями, подтвержденными Справками».

Балансовая стоимость объектов нефинансовых активов

По нормам новой редакции п. 27 Инструкции №  157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения , модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов. Соответственно, затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию осуществляются в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объекта нефинансового актива.

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке (ф. 0504031, 0504032) соответствующего объекта ОС путем внесения записей о произведенных изменениях (без оформления бухгалтерских записей).

Инвентаризация

Согласно п. 20 Инструкции №  157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, установленном нормативным актом - Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №  49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее - Приказ № 49). Новая редакция этого пункта предполагает порядок ведения инвентаризации закрепить в учетной политике учреждения и проводить контрольные мероприятия в соответствии с этим порядком. Порядок проведения инвентаризации, закрепленный в учетной политике учреждения, разрабатывается с учетом норм названного Приказа № 49.

Здесь же следует заметить, что планируется неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимать к бухгалтерскому учету не по их текущей рыночной стоимости, а по оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции №  157н ). Вообще по всей Инструкции № 157н рыночная стоимость заменена на оценочную стоимость. Порядок определения оценочной стоимости такой же, какой ранее применялся в отношении рыночной стоимости.

Консервация объектов основных средств

Пункт 34 Инструкции №  157н планируется дополнить положениями о том, что консервация объекта основных средств на срок более трех месяцев (расконсервация) оформляется первичным учетным документом - актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также о причинах и сроке консервации.

Объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта ОС.

Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более трех месяцев отражается путем внесения в инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Улучшение арендуемых объектов недвижимости

Согласно изменениям в п. 42 Инструкции №  157н нужно будет принимать в состав основных средств законченные капитальные вложения арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендуемых (используемых) объектов имущества, производимые не только в рамках договора аренды или лизинга (сублизинга), но и в рамках договора безвозмездного пользования.

Непроизведенные активы

Земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), после вступления в силу новой редакции п. 71 Инструкции №  157н будут учитываться на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ).

Сейчас такие объекты учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Соответствующие коррективы произошли и в рамках забалансового учета в п. 333 Инструкции №  157н .

Расчеты по ущербу имущества

Согласно нормам новой редакции п. 220 Инструкции №  157н на счете 209 00, который будет называться не «Расчеты по ущербу имуществу», а «Расчеты по ущербу и иным доходам», будут учитываться не только суммы выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей, другие суммы причиненного имуществу учреждения ущерба, подлежащие возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, но и суммы:
  • предварительной оплаты, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
  • задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • излишне произведенных выплат;
  • принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев;
  • ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.
Корректировке подверглась и группировка расчетов по ущербу имуществу. Согласно ныне действующей редакции п. 221 Инструкции №  157н группировка расчетов по ущербу имуществу осуществляется по группам поступлений за причиненный имуществу ущерб по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

80 «Расчеты по прочему ущербу».

Новая редакция этого пункта предполагает производить группировку расчетов по ущербу и иным доходам по следующим аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам».

На счетах расчетов по ущербу (счет 209 70) и иным доходам (счет 209 80) будут учитываться расчеты:

  • по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого ими уже получен ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам ущерба в виде произведенной предварительной оплаты в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах 205 00 «Расчеты по доходам».
Расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах 205 00 «Расчеты по доходам», учитываются на счете 209 80 «Расчеты по иным доходам».

Налог на добавленную стоимость

Новая редакция Инструкции № 157н предполагает вместо счета 210 01 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» использовать счет 210 10 «Расчеты по налоговым вычетам». Данный счет предназначен для учета расчетов по суммам НДС:
  • по полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;
  • предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, когда налог начислен и уплачен учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Расчеты с прочими дебиторами

Минфин планирует внести изменения в назначения применения счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами». Предполагается, что данный счет будет применяться:

1) для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления обеспечений:

а) заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе;

б) исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;

2) для отражения в учете администраторами доходов ожидаемых к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых в соответствии с действующим законодательством считается исполненной (согласно представленным декларациям, расчетам, иным документам);

3) по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах Единого плана счетов.

Расчеты с прочими кредиторами

Проект приказа Минфина, вносящего изменения в Инструкцию № 157н, уточняет правила применения счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». Предполагается, что данный счет будет применяться для учета расчетов с кредиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах Единого плана счетов, в том числе расчетов:
  • по операциям по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов;
  • по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения;
  • при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное или при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное.

Резервы предстоящих расходов

ВИнструкцию № 157нпланируется введение нового счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов». По мнению Минфина, на данном счете следует отражать (п. 302.1 Инструкции №  157н ) расходные обязательства:
  1. возникающие у учреждения вследствие принятия других обязательств (оплаты отпусков за фактически отработанное время, выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т. д.);
  2. возникающие у учреждения в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);
  3. оспариваемые в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени этого образования в качестве представителя ответчика по искам к этому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
  4. по понесенным расходам, по которым своевременно не поступили расчетные документы (на коммунальные услуги, услуги связи);
  5. в иных случаях, предусмотренных при формировании учетной политики учреждения.
Порядок формирования резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально признан.

Принятие обязательств

Новая редакция п. 318 Инструкции №  157н предполагаетразграничить понятия «принятые обязательства» и «принимаемые обязательства».

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие согласно перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом. В свою очередь, учет принимаемых обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих планирование обязательств учреждения либо планирование изменений ранее принятых обязательств в текущем финансовом году, в очередных финансовых годах, в том числе за пределами планового периода. К принимаемым обязательствам для целей Инструкции № 157н относятся обязательства, принятие которых планируется в соответствии с планом-графиком закупок.

Учет принимаемых обязательств будет вестись на счете 502 30 «Принимаемые обязательства».

Получается, что сначала учреждения должны в учете отразить на основании плана-графика закупок принимаемые обязательства, затем на основании заключенного договора отразить принятие обязательств, а на основании документов, представляемых для оплаты принятых обязательств (договора), осуществить учет денежных обязательств.

Забалансовый учет

Про изменения, которые чиновники намерены внести в забалансовый счет 01, мы уже говорили, сейчас остановимся на применении других забалансовых счетов.

Счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Предполагается, что данный счет дополнительно будет использоваться для учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции №  157н ).

Счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Планируется ввести норму о том, что списание дебиторской задолженности с забалансового учета 04 осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности, согласно действующему законодательству (п. 339 Инструкции №  157н ).

Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Минфин предполагает в п. 349 Инструкции №  157н внести норму о том, что при выбытии транспортного средства материальные ценности, установленные на них, списываются с забалансового счета.

Счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». Данные счета предполагается вести и при отражении движения денежных средств на счете 0 201 34 «Касса» (п. 365 , 367 Инструкции №  157н ).

Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Новая редакция Инструкции № 157н предполагает появление нового забалансового счета, на котором будет вестись учет расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий, иных выплатах физическим лицам через отделения Почты России, платежных агентов).

В заключение статьи хотелось бы отметить, что изменения, которые предполагается внести в Инструкцию № 157н, существенно меняют методологию ведения учета отдельных операций. Они напрямую затрагивают и нормы инструкций №  174н , 183н ,  162н . Введение этих норм неминуемо должно привести к изменению данных инструкций. Надеемся, что законодатель все же внесет коррективы в инструкции № 174н и № 183н и тем самым устранит имеющиеся сегодня недоработки некоторых их норм, делающие их применение затрудненным, если не абсурдным. Например, счет 210  06 «Расчеты с учредителем» применяется учреждениями не так, как прописано в инструкциях № 174н и № 183н, а так, как разъяснено в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 №  02-06-07/3798 .

Каждая организация сразу после создания обязана вести бухгалтерский учет. Согласно закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуется руководителем ООО. На директоре лежит ответственность за постановку учета в организации, и даже бухгалтерская отчетность признается составленной после подписи руководителя, а не главного бухгалтера. Предпринимателям в этом смысле повезло больше - законом не требуется.

Ведение бухгалтерского учета - это организация сбора информации о состоянии имущества и обязательствах компании, а также непрерывное отражение этой информации в специальных бухгалтерских документах. Но бухгалтерия ООО - это не только регистры, книги учета и бухгалтерская отчетность. Это еще и документы налогового учета, договоры, кадровая и первичная документация, документы по движению денежных средств (касса и банк). Весь обширный перечень документов, которые необходимо вести в ООО, мы собрали в статье " ".

Обратите внимание: за нарушение правил бухгалтерского учета. Услуги бухгалтерского сопровождения - это не то, на чем стоит экономить, тем более, что особых расходов они не потребуют.

Сложно ли вести бухгалтерию ООО? Ответ на этот вопрос будет зависеть от нескольких факторов:

  1. Выбранный налоговый режим. Достаточно просто вести учет на УСН Доходы и ЕНВД. Сложнее - на УСН Доходы минус расходы. Самым сложным будет учет на общей системе налогообложения.
  2. Наличие работников. Отчетность за работников сложная и объемная, кроме того, необходимо каждый месяц оформлять расчет зарплаты и уплату страховых взносов, а по необходимости, еще и отпускные, больничный, декретные выплаты. Но даже если работников нет, а единственный учредитель руководит организацией без трудового договора, необходимо сдавать нулевую отчетность. Кроме того, все органицации даже без работников должны ежегодно сдавать сведения о . А новые организации должны сдать не позже 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации.
  3. Количество операций. Это любые хозяйственные действия, которые изменили соотношение доходов и расходов организации: поступление оплаты от покупателей, выплата зарплаты, закупка товара и т.д. Чем больше операций, там больше времени будет уходить на их оформление.
  4. Разнообразие направлений деятельности организации. Существует своя специфика учета в отдельных сферах бизнеса (торговля, производство, услуги, строительство и др.). Однотипные операции учитывать проще, чем совмещать учет разных направлений.
  5. Категория ваших партнеров. Если вы и ваш контрагент работаете на разных налоговых режимах, если вы планируете вести внешнеэкономические сделки или работать с бюджетными или государственными предприятиями, то в учете будут свои особенности.

Но даже в самом простом варианте - отсутствии работников, небольшом количестве операций, выборе режима УСН Доходы или ЕНВД - ведение бухгалтерии ООО потребует профессиональных знаний или использования специализированных программ. Бухгалтерское обслуживание ООО можно поручить штатному работнику или специализированной компании. - это полная или частичная передача обязанностей по ведению учета профессиональному независимому исполнителю.

Бухгалтерская отчетность ООО

Бухгалтерский учет в ООО должен обеспечивать полноту сбора и учета информации о финансовой деятельности организации. С чего начать ведение бухгалтерского учета ООО?

Шаг 1. Определите ответственного за ведение бухгалтерского учета на предприятии. Часто после регистрации общества директор возлагает обязанности бухгалтера ООО на себя. На первое время это вполне допустимая ситуация, но как только подойдут сроки сдачи любой отчетности, необходимо либо самому разобраться в этом вопросе, либо передать обслуживание специалистам.

Шаг 2. Выберите, вы будете работать. Это необходимо сделать сразу после регистрации ООО, а лучше - еще до того, как вы подадите документы в ИФНС. Мы рекомендуем вам при выборе режима получить бесплатную консультацию по налогообложению, что поможет вам существенно сэкономить на платежах в бюджетах. На разных режимах налоговая нагрузка одного и того же предприятия может отличаться в разы!

Шаг 3. Изучите налоговую отчетность вашего режима. На УСН надо сдавать всего одну декларацию по итогам года, на ЕНВД декларации ежеквартальные, на ОСНО каждый квартал сдают декларации по прибыли и НДС и годовую по налогу на имущество.

Шаг 4. Разработайте и утвердите организации.

Шаг 5. Утвердите рабочий план счетов. За основу документа надо брать план счетов, разработанный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н.

Шаг 6. Организуйте учет первичных документов и отражение содержащихся в них сведений в регистрах бухгалтерского учета.

Шаг 7. Соблюдайте выбранной системы налогообложения и отчетов за работников.

Наши пользователи могут получить бесплатный месяц оказания бухгалтерских услуг специалистами 1С:БО с передачей бухгалтерской информационной базы 1С Бухгалтерия после окончания пробного периода.

К бухгалтерской отчетности ООО закон № 402-ФЗ относит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним: отчеты об изменениях капитала; движении денежных средств; о целевом использовании полученных средств (если они были получены).

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия

Формы бухгалтерского баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках ООО утверждены Приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н. Позднее, приказом Минфина России от 06.04.2015 № 57н отчет о прибылях и убытках был переименован в отчет о финансовых результатах. Организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность по итогам года, не позднее 31 марта следующего года. Но запросить отчет о финансовых результатах в течение года вправе инвесторы, кредиторы, банк, контрагенты, поэтому можно сделать срез финансового состояния ООО по итогам квартала или месяца.

Форму бухгалтерского баланса ООО можно найти в прил. № 1 к Приказу Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н. Это так называемый полный баланс на двух страницах.

Бухгалтерская отчетность ООО на УСН в 2019 году

Как вести бухгалтерию ООО при УСН Доходы 6% и при УСН Доходы минус расходы? Упрощенная система налогообложения предусматривает сдачу всего одной годовой налоговой декларации. Ее форма одинакова для обоих вариантов упрощенной системы.

Какую бухгалтерскую отчетность сдают ООО на УСН в 2019 году? Ведение бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения позволяет сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме (прил. 5 к Приказу Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н). В нее входит только баланс и отчет о финансовых результатах. Если организацией на УСН были получены целевые средства, то по ним тоже нужно отчитаться. Сдавать же отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств необязательно.

Пример заполнения упрощенного бухгалтерского баланса ООО на УСН:



Услуги бухгалтера для ООО

Подведем итоги. Бухгалтерское обслуживание ООО обязательно на всех налоговых режимах и даже при отсутствии реальной деятельности компании. Вести бухгалтерию может сам руководитель, штатный специалист или специализированная аутсорсинговая компания. для ООО будет зависеть от объема работы: количества хозяйственных операций, сложности выбранного режима, численности работников, способа ведения учета.

Для наших пользователей, желающих самостоятельно вести бухгалтерию ООО, мы хотим предложить онлайн-программу 1С Предприниматель. Это абсолютно новый инструмент для повышения эффективности бизнеса, который позволяет:

  • вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет;
  • проводить расчеты с контрагентами;
  • выставлять и оплачивать счета и платежные поручения;
  • рассчитывать любые выплаты работникам;
  • сохранять все документы ООО в единой базе;
  • анализировать продажи, доходы и расходы;
  • выбирать минимально возможную налоговую нагрузку и др.

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений Приложение N 2. Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2016 г., 27 сентября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

4. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный номер 14524; Российская газета, 2009, 2 сентября);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2010 г., регистрационный номер 16247; Российская газета, 2010, 19 февраля).

Регистрационный N 19452

Утвержден Единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных органов и учреждений, государственных академий наук, органов управления государственными внебюджетными фондами. Он вводится вместо Плана счетов бюджетного учета.

Определено, как применяется Единый план. Инструкция по бюджетному учету утрачивает силу.

Ведение бухучета разрешается передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Первичные и сводные учетные документы можно составлять в электронном виде. При этом используется электронная цифровая подпись. В определенных случаях субъект учета должен за свой счет изготавливать бумажные копии таких документов.

Необходимо утвердить рабочий план счетов государственных (муниципальных) учреждений. В нем должны содержаться счета, применяемые для синтетического и аналитического учета.

К числу регистров бухучета отнесен Журнал по санкционированию. Их, а также бухотчетность нужно хранить не менее 5 лет.

Все счета - пятизначные. Появились новые графы (наименования группы и вида).

Дополнительно предусмотрены следующие забалансовые счета. N 24 - имущество, переданное в доверительное управление. N 25 - в аренду. N 26 - в безвозмездное пользование.

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19452


Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 г.


Изменения вступают в силу с 8 мая 2018 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 г.


Минфин давно настаивает, чтобы "упрощенцы" вели полноценный бухгалтерский учет. И вот с 1 января 2013 года все они будут обязаны делать это. В связи с этим событием мы публикуем инструкции, необходимые для ведения бухучета организацией на УСН в полном объеме.

Закон №402-ФЗ

Ранее фирмы на УСН имели право вести частичный бухучет, используя в качестве счета, корреспондирующего со счетами ОС и НМА, вспомогательный счет 00. С 1 января 2013 года им придется восстанавливать показатели, которые будут участвовать в составлении бухгалтерской отчетности в 2013 году (подпункты 1 и 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Как отражаются основные средства с точки зрения ведения полноценного бухгалтерского учета?

Основные средства – это имущество, которое организация в течение более чем 12 месяцев использует в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, а также для управленческих нужд фирмы, и не предполагает его перепродавать. Кроме того, к основным средствам относят имущество, предназначенное для сдачи в аренду.

Приобретение основных средств при УСН

Если фирма приобрела основные средства, их нужно учесть их на балансе по первоначальной стоимости – сумме фактических затрат пошедших на это:

  • суммы, уплаченные продавцу в соответствии с договором
  • суммы, уплаченные за доставку и монтаж
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплаченные при приобретении основных средств
  • суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств
  • таможенные пошлины и сборы, уплаченные при ввозе основных средств на территорию России
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднику, через которого приобретен объект основных средств
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

Предметы стоимостью не более 40 000 рублей за единицу можно не отражать в составе основных средств, а учитывать их как материально-производственные запасы на счете 10 «Материалы».

Затраты по приобретению основных средств нужно учитывать по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76...)

– учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

«Упрощенец» должен учитывать входной НДС в стоимости купленного объекта (подпункт 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ), поскольку не имеет права на его вычет и не может оперировать им как «общережимник». Входной НДС по приобретенным основным средствам нужно отнести в дебет счета 08:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (76...)

– учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением объекта основных средств.

Если ваша фирма вводит в эксплуатацию объект основных средств, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– введен в эксплуатацию объект основных средств.

Купив основное средство, фирма должна определить, нуждается ли оно в госрегистрации. Обычно ей подлежат сделки с землей и недвижимостью, а также определенными видами движимого имущества подлежат регистрации (статья 164 ГК). Подобное основное средство учитывают на специальном субсчете, открытом к счету 01. Объекты недвижимости, находящиеся во временной эксплуатации, необходимо отражать в составе основных средств, даже если документы на госрегистрацию не поданы. Если они числились на счете 08, их следует перевести на счет 01 (субсчет «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы»).

Создание основных средств при УСН

Фирма может создать основные средства подрядным или хозяйственным способом.

В первом случае весь цикл строительных работ выполняет подрядная организация, окончание которого актом с указанием договорной (сметной) стоимости строительства. На его основании делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– отражена стоимость строительных работ;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре подрядной организации.

По некоторым основным средствам амортизацию не начисляют. Например, по тем, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (земельные участки, объекты природопользования).

При хозяйственном способе строительные работы фирма выполняет самостоятельно. В этом случае все затраты, связанные со строительством (стоимость строительных материалов, заработная плата рабочих и т. п.), также учитывают по дебету счета 08:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10 (02, 70, 69...)

– отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами.

Поступление основных средств при УСН

Документы, которые нужно оформить при поступлении основных средств, утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. При приемке одного предмета составляют акт приема-передачи объекта основных средств по форме № ОС-1, а при поступлении группы объектов – акт по форме № ОС-1б. Для учета зданий или сооружений предусмотрен специальный акт (форма № ОС-1а).

Принятый к учету объект основных средств учитывают в инвентарной карточке (форма № ОС-6), а группу предметов – в карточке группового учета (форма № ОС-6а). Малые предприятия ведут единую инвентарную книгу по форме № ОС-6б.

Амортизация основных средств при УСН

Амортизация – это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции, работ или услуг. Начисление идет по каждому объекту ежемесячно в течение всего срока его полезного использования. Начало операции приходится на месяц, следующий за тем, в котором основное средство было введено в эксплуатацию. а конец – на первое число месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса: продан, ликвидирован и т. п.

Примерный срок службы основных средств приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Если в ней не указан срок полезного использования для приобретенного Вами основного средства, его можно установить самостоятельно, например, исходя из ожидаемого срока службы основного средства. Если оборудование полностью самортизировано, но продолжает использоваться, то начислять амортизацию на него не нужно.

Переоценке подлежат только однородные группы основных средств, например, все здания, принадлежащие фирме. Если она была проведена единожды, то в дальнейшем ее придется делать каждый год.

Начисление амортизации в учете вы должны отражать по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат (расходов):

ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91G2, 97) КРЕДИТ 02

– начислена амортизация основных средств.

Существует четыре способа начисления амортизации основных средств: способ уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования или пропорционально объему продукции (работ, услуг), а так же линейный способ. Можно выбрать любой из них и, закрепив его в учетной политике, применять его в течение всего срока полезного использования (то есть срока службы) объекта основных средств.

Реконструкция и модернизация основных средств при УСН

Под модернизацией и реконструкцией принято понимать улучшение качественных характеристик основного средства, например, увеличение мощности, срока службы и т. п. Их можно провести самостоятельно или поручить сторонней организации.

Основные средства, поступившие после реконструкции или модернизации, оформляют актом о приеме-сдаче (форма № ОС-3, утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). Затраты на них относят на увеличение первоначальной стоимости.

Если фирма реконструирует или модернизирует объект самостоятельно, то достаточно заполнить один экземпляр акта. Если это делает подрядная организация, то акт составляют в двух экземплярах. Один остается в бухгалтерии заказчика, а второй передают фирме-подрядчику.

Переоценка основных средств при УСН

Фирма имеет право переоценивать объекты основных средств не чаще одного раза в год (на конец отчетного года). Если в результате переоценки стоимость основных средств увеличилась, то сумму увеличения отражают на счете 83 «Добавочный капитал».

В ходе переоценки вы можете увеличить стоимость тех объектов основных средств, которые ранее были уценены. Тогда сумму дооценки, равную сумме предыдущей уценки, относят на финансовый результат в качестве прочих доходов. Превышение суммы дооценки над суммой уценки включают в состав добавочного капитала.

Акт реконструкции и модернизации ОС подписывают члены приемочной комиссии или сотрудник, ответственный за приемку основных средств. Если объект передавали другому предприятию, то акт подписывает также его представитель. Утверждает акт руководитель фирмы.

В ходе переоценки вы можете уменьшить стоимость тех объектов основных средств, которые раньше были дооценены. Тогда сумма уценки, равная сумме предыдущей дооценки, уменьшает добавочный капитал.

Превышение суммы уценки над суммой дооценки относят на финансовый результат в качестве прочих расходов.

Выбытие основных средств

Если фирма продала, ликвидировала или передала другому предприятию объект основных средств, его стоимость нужно списать с баланса, на котором они числятся по остаточной стоимости, которая определяется так:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость - Сумма начисленной амортизации

При списании с баланса объекта основных средств сначала спишите сумму начисленной амортизации:

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01

– списана сумма начисленной амортизации объекта основных средств.

Таким образом, по дебету счета 01 будет сформирована остаточная стоимость объекта. Эту сумму вы должны отнести в дебет счета 91:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01

– списана остаточная стоимость основного средства.

Для учета выбытия объектов основных средств вы можете открыть к счету 01 отдельный субсчет «Выбытие основных средств»:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость объекта основных средств.

Такой субсчет прежде всего необходим для случаев, когда выбытие основных средств происходит достаточно долго, например, при демонтаже сложного оборудования.

Выбытие пришедшего в негодность объекта основных средств оформляют актом о списании (форма № ОС-4). Если из строя вышло сразу несколько предметов, можно составить общий акт (форма № ОС-4б). При ликвидации автотранспорта заполняют специальный акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а). Если вы продали или безвозмездно передали основное средство, акт о списании оформлять не надо. В этом случае объекты выбывают на основании акта о приеме-передаче (формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б).

Лариса Кошолкина,
руководитель департамента
методологии и контроля качества ЗАО «Руфаудит»

В последнее время все больше компаний стремятся систематизировать работу своих финансовых служб, вводя внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета. В чем заключается такая стандартизация, и какие проблемы она позволяет решить?

Успешность предприятия нередко зависит от его внутренней стабильности и устойчивости. Безусловно, роль ключевых фигур нельзя недооценивать, однако их уход из организации не должен спровоцировать кризис.

Это справедливо для любого подразделения предприятия – в том числе и для бухгалтерии. Не секрет, что каждый главбух стремится подстроить учет на предприятии «под себя». Кто-то является приверженцем автоматизации, кто-то застал социалистические времена и питает слабость к журнально-ордерной системе учета. В результате приход в бухгалтерию нового руководителя влечет за собой недели, если не месяцы, «перенастройки» всей ее работы под нового начальника. Очевидно, что это означает не только финансовые затраты, но и временное снижение эффективности деятельности бухгалтерской службы в целом.

Не удивительно поэтому, что все больше предприятий устанавливают внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета. Кроме основной цели – стабильности и прозрачности работы бухгалтерии – внутренние стандарты позволяют решить ряд других задач, например:

  • устранить противоречия, дублирование обязанностей и «белые пятна» в работе бухгалтерии;
  • формализовать и упорядочить отношения бухгалтерской службы с другими подразделениями предприятия;
  • снизить трудоемкость учетной работы.

Калейдоскоп стандартов

К внутренним стандартам бухучета могут относиться руководства, инструкции, методические разработки, пособия и другие обязательные к применению документы. Их можно разделить на три уровня: положение о системе бухгалтерского учета, руководства по ведению бухучета и должностные инструкции (см. схему 1). Это деление отражает скорее не иерархию документов, поскольку они друг другу не подчинены, а их значимость и уровень детализации.

Наиболее важным и общим является положение «О системе бухгалтерского учета». Этот документ формализует, прежде всего, методологическую работу бухгалтерии. Он устанавливает:

  • краткое описание и основныетребования к составлению документов,входящих в систему ведения бухгалтерского учета;
  • описание главных принципов классификации и группировки объектов учета;
  • глоссарий (словарь) с перечнем терминов и их определений, используемых в руководствах по ведению бухучета и в должностных инструкциях; глоссарий может быть как отдельным документом, так и приложением к данному Положению.

Руководства по ведению учета

Руководства занимают второй уровень стандартов и расписывают весь процесс ведения бухгалтерского учета на предприятии. Их можно подразделить на две группы: документы, в которых отражают способы формирования информации об объектах учета (или руководства по бухгалтерскому учету и отчетности), и документы, в которых расписана организация функционирования финансовой службы предприятия (руководства по организации ведения бухучета).

Ведение учета. Руководства по бухгалтерскому учету и отчетности целесообразно разрабатывать по отдельным элементам учета и отчетности – активам, обязательствам, капиталу, доходам и расходам в разрезе объектов и процессов бухгалтерского учета.

Руководства имеют стандартную структуру и могут состоять из:

  • общих положений;
  • ссылок на нормативные акты;
  • правил и условий признания объектов в учете;
  • оценки объектов (первоначальная стоимость,изменениеоценки и т.д.).
Текст руководств по бухучету обычно содержит проводки и примеры, иллюстрирующие бухгалтерские операции. В приложениях к руководствам можно еще больше конкретизировать методы учета. Допустим, в приложении к «Учету основных средств» раскрыть специфику учета:
  • отдельных видов основных средств (например, «Учет зданий и сооружений», «Учет технологического оборудования» и т.д.);
  • в отдельных операционных сегментах (например, «Учет основных средств филиалов, осуществляющих производственную деятельность», «Учет основных средств филиалов, осуществляющих снабженческо-заготовительную деятельность» и т.д.);
  • по географическим сегментам (например, «Учет основных средств филиалов, расположенных в Дальневосточном регионе», «Учет основных средств филиалов, расположенных в Центральном регионе» и т.д.).
Отдельно следует утвердить «Руководство по бухгалтерской отчетности», установив в нем требования к составу и формам отчетности с указаниями по их заполнению.

К группе руководств, посвященных ведению бухучета, относится и учетная политика предприятия. Она является своего рода «мостиком» между бухгалтерским законодательством и внутренней нормативной базой предприятия.

В приказе об учетной политике отражают:

  • выбор одного способа учета из нескольких, допускаемых законодательством;
  • разработанные и обоснованные предприятием способы ведения бухгалтерского учета, которые отсутствует в нормативной базе;
  • специфику формирования своих активов (основных средств, производственных запасов и т.п.);
  • выбор определенного способа учета, если есть противоречия в нормативной базе.
Организация учета. Документы этой группы должны раскрывать:
  • цели, задачи и функции бухгалтерской службы;
  • организационную структуру бухгалтерии;
  • порядок взаимодействия отдельных участков службы;
  • порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями компании;
  • правила документирования хозяйственных операций;
  • организацию документооборота, порядок хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
Примерами положений по организации учета могут быть «Положение о бухгалтерской службе организации», «Положение об организации первичного учета», «Положение о документообороте» и т.д. К этим документам в качестве приложений можно разработать классификаторы и справочники.

В классификаторах объекты учета можно сгруппировать и определить способы их кодирования для однозначной идентификации. Например, можно разработать классификаторы и справочники основных средств, нематериальных активов, мест возникновения затрат, элементов и статей затрат и т.д.

Рабочий план счетов, в котором следует определить и систематизировать перечень синтетических и аналитических счетов предприятия, также относится к классификаторам. К нему можно приложить корреспонденцию счетов с указанием содержания операций и первичных документов, на основании которых делают проводки.

К этой же группе относится г рафик документооборота, устанавливающий порядок движения первичных документов организации (создание или получение от других предприятий, принятие учету, обработка, передача в архив).

Должностные инструкции

Документы третьего уровня – это инструкции, которые расписывают конкретные операции в учетной работе бухгалтерских служб и персонала. В отличие от документов второго уровня, они регламентируют работу конкретных исполнителей. Инструкции можно подразделить на:
  • рабочие инструкции, содержащие пошаговый алгоритм действий для каждого исполнителя (например, «Инструкция по отражению в учете поступления и выбытия основных средств», «Инструкция по расчету амортизационных отчислений» и т.д.);
  • должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы.

Выбор за вами

Но так ли необходимо разрабатывать все эти документы? Рассмотрим, для каких целей служит каждый уровень системы ведения бухгалтерского учета.

Положение «О системе ведения бухучета» формализует методологическую работу бухгалтерии, позволит добиться логической стройности всей системы.

Руководства по ведению учета позволят полнее соблюдать требования законодательства и нормативных актов по бухучету, сделают технологию учета более рациональной, уменьшат трудоемкость учетных работ. При разработке любого Руководства предприятие будет вынуждено подойти к решению вопросов учета конкретного объекта комплексно: определить порядок сбора и обработки первичной информации, ее систематизации в регистрах бухгалтерского учета и внутренней отчетности, отражения на счетах бухгалтерского учета, раскрытия в финансовой отчетности. Эта цепочка неизбежно затронет все структурные подразделения компании и, таким образом, будет достигнуто единообразие порядка учета всего предприятия.

Руководства по организации учета упорядочат работу бухгалтерии с другими подразделениями предприятия, повысят ответственность исполнителей за формирование и представление необходимых документов в бухгалтерию. Инструкции повысят ответственность учетных работников и позволят исключить дублирование обязанностей.

В целом же система ведения бухгалтерского учета позволит предприятию организовать «прозрачный учет», исключить ряд рисков, связанных с недостаточной квалификацией некоторых учетных работников, повысить внутренний контроль.

Вопросами стандартизации бухгалтерского учета в организации может заниматься структурное подразделение, специально созданное для этих целей. Оно будет разрабатывать стандарты и поддерживать их в актуальном состоянии. Но создание и содержание постоянного штата высококвалифицированных специалистов-методологов по карману не каждой организации. Сегодня услуги по постановке, организации бухгалтерского учета, его стандартизации оказывают многие аудиторские и консалтинговые компании. Специалисты этих компаний помогут решить вопросы по организации системы ведения бухгалтерского учета организации в целом или какой-либо его составной части.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама