THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Практическая работа

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

    обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;

    развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.

    воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

    Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.

    В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.

    О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007

    Интернет-ресурсы: , www .rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

Россия

350

Ирак

15,1

130

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Россия

881,9

Бразилия

488

Австралия

160

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

8,6

7,3

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

7,3

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

107

США

25,4

Бразилия

49,3

162

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

81,36

Россия

350

57,14

Ирак

15,1

130

116,15

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

6.2

Бразилия

488

186,1

2,7

Австралия

160

20,3

7,8

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

ПОНЯТИЕ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами.

Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (минеральные), либо его запасами из расчета на душу населения (лесные, водные и др.).

Конечно, на показатель ресурсеобеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.

По расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более чем на 1000 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится в несколько раз.

Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид - к исчерпаемым (невозобновимым и возобновимым) или к неисчерпаемым ресурсам.

Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают практически всеми известными природными ресурсами - территориальными, минеральными, лесными, водными, земельными и т.д. Среди них - Россия, США, Китай. Несколько уступают им, но также высоко обеспечены ресурсами страны Бразилия, Индия, Австралия.

Многие государства мира обладают запасами мирового значения одного или нескольких видов ресурсов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока выделяются значительными запасами нефти и газа; Чили, Заир, Замбия - запасами меди, Марокко и Науру славятся фосфоритами и т.д.

Задачи и тесты по теме "Понятие о ресурсообеспеченности"

  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Изучение Вселенной - Земля во Вселенной 5 класс

    Уроков: 7 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Рельеф дна океанов - Литосфера - каменная оболочка Земли 5 класс

    Уроков: 5 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Почвы - Общая характеристика природы Земли 7 класс
  • Египет - Африка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

Каталог заданий.
За­да­ния тренировочных и диагностических работ

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурообеспеченности.

А) Казахстан

Б) Австралия

Пояснение.

Ресурсообеспеченность - соотношение количества имеющихся на определённой территории природных ресурсов и того, насколько широко эти ресурсы используются. Измеряется количеством лет, за которые будут использованы природные ресурсы, имеющиеся на определённой территории.

А) В Казахстане 31 300: 111 = 281,9 лет

Б) В Австралии 76 200: 423 = 180,1 года

В) В Китае 114 500: 3240 = 35,3 года

Ответ: ВБА.

Ответ: ВБА

Пояснение.

1) Мексика 1600: 145 = 11 лет

2) Бразилия 2200: 114 = 19,3 года

3) Саудовская Аравия 36 600: 525 = 69,7 лет

Ответ: 123.

Ответ: 123

Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче, приведенных к единым единицам измерения. То есть переведем млрд.т запасов в млн. тонн. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.

Ангола 1800 (млн.т.) : 85 (млн.т.) = 21 год

Китай 2000 (млн.т) : 203 (млн.т.) = 10 лет

Габон 500: 12 = 42 года

Ответ: БАВ.

Ответ: БАВ

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурообеспеченности.

Б) Бразилия

B) Нигерия

Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче, приведенных к единым единицам измерения. То есть переведем млрд. т запасов в млн. тонн. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.

А) США 3700 млн. т. : 352 млн. т. = 11 лет

Б) Бразилия 2200: 114 = 19 лет

В) Нигерия 5000: 117 = 43 года

Ответ: АБВ.

Ответ: АБВ

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

1) Ангола - 1800: 85 = 21

2) США - 3700: 352 = 11

3) Нигерия - 5000: 117 = 43

Ответ: 213.

Ответ: 213

Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:

1) ЮАР - 30 156: 255 = 118

2) Россия - 157 010: 333 = 472

3) Казахстан - 33 600: 116 = 290

Ответ: 132.

Ответ: 132

Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:

1) Австралия - 47,2: 22,0 = 2,14

2) Бразилия - 61, 2: 196,8 = 0,31

3) Канада - 45,1: 34,5 = 1,31

Ответ: 231.

Ответ: 231

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:

Австралия - 47,2: 22,0 = 2,15

Китай - 138,6: 1338,1 = 0,10

Нигерия - 36,0: 149,2 = 0, 24

Ответ: 231.

Ответ: 231

Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран железной рудой. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Обеспеченность определяется делением запасов на добычу.

1) США 25 400: 53 = 479 лет

2) ЮАР 9400: 32 = 294 года

3) Казахстан 8800: 10 = 880 лет

Ответ: 213.

Ответ: 213

Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность определяется делением запасов на добычу.

1) Нигерия 5000: 115 = 44 года

2) Мексика 1600: 147 = 11 лет

3) Россия 10 600: 505 = 21 год

Ответ: 231.

Ответ: 231

Пояснение.

1) Ан­го­ла 1800: 85,2 = 21 год

2) Ка­зах­стан 3900: 82,4 = 48 лет

3) Китай 2000: 203,5 = 9,8 лет

Ответ: 312.

Ответ: 312

Используя таблицу, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран нефтью. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке уве­ли­че­ния по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

Запиши в ответ не­об­хо­ди­мую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение.

Ресурсообеспеченность опре­де­ля­ет­ся от­но­ше­ни­ем за­па­сов к добыче. По­лу­ча­ем ко­ли­че­ство лет, на ко­то­рые хва­тит сырья при таком уров­не за­па­сов и добычи.

1) Бра­зи­лия 2200: 114,6 = 19 лет

2) Мек­си­ка 1600: 145,1 = 11 лет

3) Ни­ге­рия 5000: 117,4 = 42 года

Ответ: 213.

Ответ: 213

Используя дан­ные из при­ве­ден­ной ниже таблицы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран ре­сур­са­ми прес­ной воды. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке уве­ли­че­ния по­ка­за­те­ля ресурообеспеченности.

Б) Мьянма

Пояснение.

Ресурсобеспеченность для воз­об­но­ви­мых видов ре­сур­сов рас­счи­ты­ва­ет­ся на душу населения.

А) Индия 2085: 1170 = 1,6

Б) Мьян­ма 1080: 50 = 21,6

В) Ка­на­да 2900: 33,7 = 88,9

Ответ: АБВ.

Ответ: АБВ

Используя дан­ные из при­ве­ден­ной ниже таблицы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран нефтью. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке уве­ли­че­ния по­ка­за­те­ля ресурсобеспеченности.

Укажите ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти бук­вен­ных обо­зна­че­ний вы­бран­ных элементов.

Б) Казахстан

B) Бразилия

Пояснение.

Ресурсообеспеченность для ис­чер­па­е­мых ре­сур­сов рас­счи­ты­ва­ет­ся на ко­ли­че­ство лет в зав­си­мо­сти от за­па­сов до­бы­чи дан­но­го вида ресурсов.

А) Китай 2100 (млн.т.) : 190 (млн.ч.) = 11 лет

Б) Ка­зах­стан 5500 (млн.т.) : 62 (млн.т.) = 88 года

В) Бра­зи­лия 1700 (млн. т.) : 84 (мл.т.) = 20 лет

Ответ: АВБ.

Ответ: АВБ

Используя таблицу, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран золотом. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

Пояснение.

1) Перу - 34 700: 171 = 203 т.

2) Австралия - 79 900: 225 = 355 т.

3) ЮАР - 125 100: 250 = 500 т.

Ответ: 123.

Ответ: 123

Используя дан­ные таблицы, срав­ни­те обес­пе­чен­ность стран па­хот­ны­ми землями. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.

Запишите в ответ по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Пояснение.

1) Турция 21,4: 76,1 = 0,3

2) Мексика 25,1: 117,6 = 0,2

3) Казахстан 24,0: 17,0 = 1,4

Ответ: 213.

Ответ: 213

Используя дан­ные из приведённой ниже таблицы, срав­ни­те ре­сур­со­обес­пе­чен­ность стран па­хот­ны­ми землями. Рас­по­ло­жи­те стра­ны в по­ряд­ке воз­рас­та­ния в них по­ка­за­те­ля ресурсообеспеченности, на­чи­ная со стра­ны с наи­мень­шим зна­че­ни­ем этого показателя.


Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Сделать выводы
Подобный материал:
  • Урок №3 10 класс Тема: Виды природных ресурсов Земли. Минеральные ресурсы. Ресурсообеспеченность , 70.32kb.
  • За курс 9 класса билет , 42.57kb.
  • Классификация природных ресурсов , 88.14kb.
  • Направления интересов бизнес-сообщества республики беларусь, потенциально возможные , 17.01kb.
  • Промышленный комплекс. Агропромышленный комплекс. Строительный комплекс. Транспорт , 35.7kb.
  • Одными ресурсами, и Россия в их числе, в процессе перехода к рынку достигли меньших , 255.42kb.
  • Методические подходы к экономической оценке природно-ресурсного потенциала Красноярского , 2188.46kb.
  • Экономическая оценка природных ресурсов как фактор повышения инвестиционной привлекательности , 359.56kb.
  • Использование современных информационно-коммуникационных технологий при проведении , 62.15kb.
  • Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка , 2195.48kb.
Тема: ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

ОЦЕНКА РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАНЫ.

Цели и задачи: познакомить с понятиями «географ.среда», «ресурсообеспеченность» видами природных ресурсов и делением их на группы. Научить

Давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и

Отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов,

Производить расчеты такой обеспеченности.

  1. Изучение нового материала.

Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или м.б. использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Природные ресурсы – категория историческая, связанная с изменением потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах.

Н-р, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов.

По происхождению выделяют : минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические, космические.

По исчерпаемости

Исчерпаемые – возобновимые (биологические, земельные, водные);

невозобновимые (минеральные); частично возобновимые (почвенные);

неисчерпаемые – климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра и т.п.

По способу использования : агроклиматические, энергетические, рекреационные и т.д.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования.

Оценить обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумя способами:

1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить количество лет, на которые данного ресурса должно хватить.

2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Сделать выводы.

Существуют заметные различия не только между странами, но и регионами. Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны – медных и полиметаллических руд. РФ, США и КНР – практически обладают всеми видами пр.ресурсов. Высокообеспеченными являются: Индия, Бразилия, Австралия. Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт – нефти, Марокко – фосфоритов.

  1. Закрепление.
  • что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются?
  • Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
  • Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно?
  • Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свой ответ.

3. Выполнить практическую работу.

Практическая работа №1

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.


Страны

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн

годы

Вариант 1 (нефть)

Россия

Великобритания

Венесуэла

Саудовская Аравия


7,5

51,5

Вариант 2 (каменный уголь)

СНГ

Германия

Австралия


280

700

Сделать выводы о ресурсообеспеченности этих стран данным видом полезных ископаемых

3. Задание на дом: тема 2, параграф 2


Страны

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн

годы

Вариант 1 (нефть)

Россия

Великобритания

Венесуэла

Саудовская Аравия


7,5

51,5

14

Вариант 2 (каменный уголь)

СНГ

Германия

Австралия


280

700

400

Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.

Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - нефти и газа. Северной Африки (Марокко, Тунис) -- фосфоритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боливия и Малайзия -- олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС - 70-80%, Япония - 90-95%.

Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира -- развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение - новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).

Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран -- развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн. долл., а прогнозные - в 140 трлн. долл.

В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% - на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).

Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.

Таким образом, природные ресурсы - это та природная база, опираясь на которую развивается хозяйство страны. Все больше элементов природы превращаются в природные ресурсы

Географическая оболочка Земли обладает разнообразными природными ресурсами. Но их запасы далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно, поэтому не только страны, но и крупные регионы мира заметно различаются между собой по уровню обеспеченности природными ресурсами.

Неравномерность размещения природных богатств на планете, с одной стороны, способствует развитию международных экономических связей, международного разделения труда. Но с другой стороны, порождает определенные экономические трудности у стран, бедных природными ресурсами.

По уровню ресурсообеспеченности все страны мира можно разделить на три группы:

  • * страны, располагающие значительными запасами разнообразных природных ресурсов (минеральных, водных, земельных, лесных и т.д.). К ним можно отнести Россию, США, Китай, Австралию, Бразилию, Индию, Казахстан, ЮАР, Канаду, Заир и др.;
  • * страны, обладающие значительными запасами одного или нескольких видов природных ресурсов. Так, государства Персидского залива богаты запасами нефти, Чили -- меди и селитры, Алжир -- природного газа и нефти, франция -- бокситами, земельными и рекреационными ресурсами;
  • * страны, бедные природными ресурсами, в первую очередь минеральными. Например, Япония, Непал, страны Балтии. Но это не означает, что у них нет никаких ресурсов. Скажем, Япония бедна минеральными и земельными ресурсами, но обладает водными, геотермальными, лесными ресурсами.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама