THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Население и хозяйство которой будут описаны далее, представляет собой обширный географический регион. Он расположен на территории Евразии.

Общие сведения

С юга Сибирь граничит с сопредельными РФ государствами: Китаем, Монголией, Казахстаном. С севера к нему примыкает Ледовитый океан. Западная часть Сибири ограничивается Уральскими горами, восточная - водораздельными хребтами Тихого океана. Письменные источники, накопленные этнографические, археологические, фольклорные материалы позволяют связать название территории с наименованием этнической группы, которая расселилась на части лесостепной территории Прииртыша в конце 1 000 до н. э. В нее входили предки угров, которые вступили в продолжительное взаимодействие с прочими общностями Казахстана и Западной Сибири.

Происхождение названия

В топониме "Сибирь" воспроизводится имя кагана Шибирь-хан тюрк-шада. Название позднее закрепилось и за поселением сипыров, проживавших на берегу р. Иртыш.

В первой половине 13-го столетия монгольские военачальники знали лесной народ, именовавшийся "шибир". Со 2-й половины 13-го и в 14-м веках Сибирь уже достаточно широко встречается в качестве названия определенной территории, протянувшейся к северу от границ золотоордынских владений. Наименование использовалось и в русских летописях. Так, в 15-м столетии в рукописях встречается "Сибирская земля". В летописях достаточно точно описывается ее расположение. Она характеризуется как территория в нижнем течении Тобола и среднем Иртыша. Там, вероятно, проживали потомки сипыров. Они были в значительной степени ассимилированы тюркскими элементами. Это отличало их от прочих групп угров на нижнем Иртыше и Приобье. В конце 15-го века возникла государственность тобольских татар, а также тюркизированных угров-сипыров. В результате появилось Вместе с ним в 16-м веке были известны Мангазея, Югра и Тюменское ханство. После того как Московская Русь завоевала Астраханское и Казанское ханства, начались перемещения в сторону Сибири. Продвижение пошло с в 1582-м году.

Дальнейшие периоды

В царское время Сибирь стала аграрной провинцией. Она также была местом каторги и ссылки. На рубеже 19-20 вв. была сооружена Транссибирская магистраль. Ее строительство позволило переселить на территорию более 3-х млн человек. За счет притока людей стало формироваться хозяйство Западной и Восточной Сибири. В советский период аграрное производство снизилось. Это повлияло на повышение значения территории в качестве источника гидроэнергии и полезных ископаемых.

Ресурсы и природные особенности

Климат региона резко-континентальный. Большая часть территории занята Западно-Сибирской равниной. В южной части находятся горные массивы Алтая, хребты Шории, а также В связи с тем, что регион проходит по всем природным зонам, от тундровой и до степной, то здесь представлено все разнообразие почв, вплоть до чернозема. Специализация хозяйства Западной Сибири выражена достаточно четко. Она обуславливается качеством, составом и объемом существующих здесь топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. По уровню обеспеченности различными полезными ископаемыми, показателям их добычи регион находится на ведущем месте в стране.

Топливно-энергетический комплекс

Именно за счет него происходило активное развитие хозяйства Западной Сибири. На территории находятся почти все известные виды топливно-энергетических ресурсов. Здесь встречаются бурый и каменный уголь, газ, нефть, торф. Территория богата также энергетическими ресурсами нетрадиционных видов. Углеводородные месторождения располагаются в нефтегазоносной провинции Западной Сибири. Она находится в пределах Омской, Новосибирской, Томской и Тюменской областей, а также Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского АО. В этой части сосредоточено порядка 58 % государственных начальных запасов нефти и более 60 % залежей газа. В Западной Сибири уже добыто больше 7-ми млрд тонн первого и 8 трлн м 3 второго ресурса. Однако провинция отличается огромным потенциалом нефтегазоносности. На территории есть и неразведанные запасы газа и нефти. Их объемы составляют 45 % и 56 % (соответственно) от общего начального. Это говорит о сравнительно низкой геологической изученности региона.

НХК

Действующие Западной Сибири поставляют около 14 % общего валового продукта в стране. Среди существующих экономических районов государства эта территория находится в первой пятерке. За счет высокой обеспеченности качественными ресурсами в регионе хорошо сформировано промышленное хозяйство. Западная Сибирь выпускает порядка 12 % продукции. На территории сосредоточено более 14 % основного фонда страны и 20 % продукции, выпускаемой строительным комплексом России.

Промышленность

На ней базируется хозяйство Западной Сибири. На долю промышленного комплекса приходится 74 % от суммарного объема ВРП региона. Этот сектор отличается четко выраженной специализацией. Отсюда поставляется большая часть топлива (угля, нефти и газа) в остальные регионы. Хозяйство Западной Сибири немыслимо без электроэнергетики, нефтехимической и химической промышленности, машиностроения. Все они тесно связаны с топливной добычей. Химический комплекс представлен предприятиями Тобольска, Томска и Омска, а также Кемеровской области. Машиностроительные заводы выпускают продукцию для энергетического комплекса, для угольной промышленности и станкостроения. Несмотря на уникальность своей структуры, хозяйство Западной Сибири понесло значительные потери в 90-е годы. Промышленная продукция снизилась почти вдвое. Около 30% приходится сейчас на грузооборот автотранспорта. 65 % дореформенного уровня занимает сельское хозяйство Западной Сибири.

Электроэнергетика

По уровню потребления регион занимает третью позицию в стране. Основной сферой использования электроэнергии выступает промышленный комплекс. Снабжение потребителей осуществляется за счет станций ОЭС Урала и ОЭС Сибири. Основа электроэнергетики территории - крупные ТЭЦ и КЭС. Они работают на в Томской и Тюменской областях, а также угле (в Новосибирской и Кемеровской обл. - на местном, в Омской - на дальнепривозном). Район считается практически самосбалансированным по электроэнергии.

Актуальные направления работы

Западно-Сибирская территория в перспективе остается основой для формирования России. Из этого следует, что первоочередными направлениями для района должны стать:

  • Совершенствование угольного и нефтегазового комплексов.
  • Социальное обеспечение работников промышленности.
  • Совершенствование ТЭБ в регионе. В первую очередь эта задача реализуется за счет электрификации, газификации, выполнения технологического и технического перевооружения почти всех действующих экономических сфер.
  • Решение экологических вопросов в основных угле-, газо- и нефтедобывающих отраслях региона.

Заключение

Западная Сибирь считается одним из богатейших по природным ресурсам регионом страны. Здесь представлено огромное разнообразие запасов. Исследование и освоение территории, однако, затрудняется в первую очередь климатическими условиями. Отдаленность региона от административного центра государства не позволяет в полной мере изучить и решить все проблемы территории. Тем не менее в планах Правительства заложены программы развития хозяйства Западной Сибири. Усилия в первую очередь будут направлены на привлечение рабочей силы в регион. Для этого разработаны специальные социальные программы, создаются соответствующие условия для людей. Идет и постепенная модернизация оборудования предприятий.

Занимает значительное пространство (2633 тыс. км 2 ) к востоку от , доходя до . Экономико-географическое положение района достаточно благоприятно. Район обеспечен системой транспортных магистралей широтного и меридионального направления.

Природно-ресурсный потенциал

а) Большая часть территории района - . Около 90% территории занято Западно-Сибирской низменностью, в недрах которой залегает . На юге территория гористая. Здесь в горах залегают (Горная Шория), руды цветных металлов, имеются запасы солей (Кулундинские озера). В Кузнецкой котловине Алтая располагается Кузнецкий бассейн, богатый .

б) , несмотря на суровость, отличаются обилием солнца и умеренным количеством осадков, что благоприятно для жизни и хозяйственной деятельности людей. Малый уклон поверхности района, замедленный сток рек, относительно малое испарение и неглубокое залегание водоупорных способствуют тому, что большая часть территории района занята .

в) Западно-Сибирский район очень богат лесными и водными ресурсами. Лесостепные и степные районы с давно распаханы.

Население

На территории Западно-Сибирского экономического района проживает около 10% населения страны. Основное население сосредоточено на юге страны. На территории района располагаются два города-миллионера - Омск и Новосибирск. Большая часть жителей Западной Сибири проживает в городах.

Хозяйство

Главная отрасль специализации района - добыча нефти и газа и поставка их в Европейскую часть России. «Столицами» нефтяного края стали Сургут и Нижневартовск.

Значение в связи с уменьшением доли угля в топливном балансе постепенно снижается.

Со времен Великой Отечественной войны в Западной Сибири возникала оборонная промышленность : авиационные заводы, предприятия по выпуску радиотехники и средств связи расположены в ; заводы по производству танков и предприятия, выпускающие аэрокосмическую продукцию, расположены в Омске; авиационные двигатели производят в Тюмени.

Гражданское машиностроение представлено предприятиями по производству горно-шахтного оборудования, оборудования для энергетики, станкостроения и приборостроения. За пределами района хорошо известны Бердский радио-, Рубцовский тракторный и Новоалтайский вагоностроительный заводы.

Центром черной и цветной металлургии Западной Сибири считается Новокузнецк, где действуют два ведущих предприятия отрасли. Цветные металлы производятся из привозных концентратов с Дальнего Востока на Новосибирском и Беловском цинковом заводах.

Сельское хозяйство сосредоточено в степной зоне района и специализируется на зерноводстве и мясо-молочном скотоводстве.

В структуре вывоза из Западной Сибири преобладают сырье и материалы, а в район поступают овощи, фрукты, консервы из и , шерсть, хлопок, руда и уголь из и государств Средней Азии, сельскохозяйственная техника из Восточной Сибири, бумага, машины и оборудование из северо-запада России, товары народного потребления из Центра, Урала и .

Проблемой развития Западно-Сибирского экономического района является кризисное состояние топливной промышленности - ведущей отрасли района: упала добыча нефти и газа, недостаточно развита комплексная переработка сырья, а также социальная и рыночная инфраструктуры. Серьезную проблему представляет и состояние окружающей среды. Всю южную часть района фактически можно отнести к зоне экологического бедствия, поэтому так необходимо выработать комплекс мер по обеспечению экологической безопасности населения, проживающего здесь.

  1. 1. ХОЗЯЙСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
  2. 2. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ - ГЛАВНАЯ ТОПЛИВНАЯ БАЗА СТРАНЫ Добыча нефти, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год, к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений. Новые месторождения, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране. На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (Томске и Тобольске). Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.) Добыча газа, достигнув 500 млрд м3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж. Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижается, но запасы угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.
  3. 3. Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы. Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун. Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.
  4. 4. ВЫВОДЫ Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно- ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.
  5. 5. Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага. Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство. В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.

Какое значение имеет топливная промышленность района?

Как уже отмечалось, Западная Сибирь - главная топливная база страны.

От стабильной работы нефте- и газодобытчиков Приобья напрямую зависит не только отопление зимой домов россиян, работа электростанций Европейской России, снабжение топливом автомобильного, авиационного, морского транспорта, но и наполнение бюджета страны (то есть выплата зарплаты врачам и учителям, содержание армии и т. д.).

От их работы зависит и импорт в Россию: возможность ввоза продовольствия, лекарств, радиоэлектроники, оборудования для промышленности и т. д., ведь все это покупается за валюту, которую в основном дает топливная промышленность Западной Сибири.

Добыча нефти здесь, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год (как в крупнейшей нефтедобывающей стране мира - Саудовской Аравии), к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений (например, гигантское Самотлорское месторождение близ Нижневартовска давало до 150 млн т в год, а сейчас только 15 млн т; всего из него было добыто более 2 млрд т нефти!). Новые месторождения, как правило, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже; в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране.

На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (в Омске, Томске и Тобольске).

Рис. 142. Хозяйство Западной Сибири

Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.)

Добыча газа, достигнув 500 млрд м 3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж.

Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижалась; закрывались старые шахты; но запасы хорошего угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.

Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии?

Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Как вы помните, Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага (и этот расчет оказался верным, он помог нашей стране выиграть Великую Отечественную войну). Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны (на предприятиях ВПК и гражданского машиностроения) именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство.

В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.

Какое место занимает Западная Сибирь в ВПК России?

Военная промышленность, как уже говорилось, появилась в Западной Сибири в 1930-е гг. Во время Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано из прифронтовой зоны почти 250 крупных заводов и фабрик, развернувших производство оборонной продукции. Так, завод, эвакуированный из Ленинграда в Омск, начал выпуск легендарных танков Т-34, а в Барнауле было организовано производство дизелей для них. Заводы, эвакуированные в Омск, делали также истребители и авиационные двигатели. Авиационный завод, построенный в Новосибирске в 1930-е гг., отправил на фронт более 16 тыс. истребителей Як.

В послевоенные годы в Омске освоили выпуск мощных танков нового поколения. Омское объединение «Полет» - одно из крупнейших предприятий ракетно-космической промышленности (выпускает ракеты-носители, космические аппараты).

В Новосибирске готовится серийное производство суперсамолета Су-34. Налаживается и производство гражданской продукции - самолета для местных авиалиний Ан-38.

Завод в Юрге (Кемеровская область) в последние годы существования СССР производил пусковые установки для уникальных «ракетных поездов» с межконтинентальными баллистическими ракетами.

В 1950-е гг. в крупнейшем закрытом городе «ядерного архипелага» Томске-7 (теперь он называется Северск) началось обогащение урана и производство оружейного плутония для ядерных боеголовок. Сейчас западносибирские атомщики обогащают уран для электростанций (в том числе и для зарубежных АЭС).

Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы.

Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун.

Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.

Выводы

Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно-ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.

Вопросы и задания

  1. Приобье часто образно называют «русским Кувейтом». Что дает основание для такого сравнения? Согласны ли вы с таким утверждением?
  2. Нефть - исчерпаемый природный ресурс. Как вы думаете, какие структурные изменения в развитии экономики Западной Сибири и почему должны происходить уже сейчас?
  3. Развитие нефтяной и газовой промышленности приводит к серьезным экологическим проблемам. Каким? Предложите пути их решения.
  4. Какую роль могут сыграть отрасли ВПК, учитывая их высокий технический уровень, в решении проблем перспективного развития основных отраслей Западной Сибири?
  5. Западная Сибирь занимает огромную территорию. Выявите территориальные различия в развитии ее хозяйства. Какие районы вы могли бы выделить?

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.

В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4 / 5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.

Западная Сибирь – один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России. Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Основная культура – яровая пшеница. По площади посевных культур в Западной Сибири, а также в целом по России лидирует Алтайский край, где под посевными культурами находилось на 2009 год 5219,3 тыс га. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. Но эти площади с каждым годом убывают, в основном, из-за опустынивания и засухи.

В Горном Алтае разводят лошадей. Хорошо здесь развито и животноводство. Алтайский край занимает третье место по России по поголовью крупного рогатого скота, на 2009 год насчитывалось 865 голов (но это ровно в 2 раза меньше, чем в Республике Башкортостан). На юге Западной Сибири занимаются также разведением верблюдов, яков, а на Крайнем Севере, в пределах тундры и лесотундры, развиты оленеводство и звероводство.

Ковроделие – старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске – механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья – Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.

Рыбопромышленный комплекс – добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.

    1. Транспорт и экономические связи

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

На западг.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама