Население и хозяйство которой будут описаны далее, представляет собой обширный географический регион. Он расположен на территории Евразии.
Общие сведения
С юга Сибирь граничит с сопредельными РФ государствами: Китаем, Монголией, Казахстаном. С севера к нему примыкает Ледовитый океан. Западная часть Сибири ограничивается Уральскими горами, восточная - водораздельными хребтами Тихого океана. Письменные источники, накопленные этнографические, археологические, фольклорные материалы позволяют связать название территории с наименованием этнической группы, которая расселилась на части лесостепной территории Прииртыша в конце 1 000 до н. э. В нее входили предки угров, которые вступили в продолжительное взаимодействие с прочими общностями Казахстана и Западной Сибири.
Происхождение названия
В топониме "Сибирь" воспроизводится имя кагана Шибирь-хан тюрк-шада. Название позднее закрепилось и за поселением сипыров, проживавших на берегу р. Иртыш.
В первой половине 13-го столетия монгольские военачальники знали лесной народ, именовавшийся "шибир". Со 2-й половины 13-го и в 14-м веках Сибирь уже достаточно широко встречается в качестве названия определенной территории, протянувшейся к северу от границ золотоордынских владений. Наименование использовалось и в русских летописях. Так, в 15-м столетии в рукописях встречается "Сибирская земля". В летописях достаточно точно описывается ее расположение. Она характеризуется как территория в нижнем течении Тобола и среднем Иртыша. Там, вероятно, проживали потомки сипыров. Они были в значительной степени ассимилированы тюркскими элементами. Это отличало их от прочих групп угров на нижнем Иртыше и Приобье. В конце 15-го века возникла государственность тобольских татар, а также тюркизированных угров-сипыров. В результате появилось Вместе с ним в 16-м веке были известны Мангазея, Югра и Тюменское ханство. После того как Московская Русь завоевала Астраханское и Казанское ханства, начались перемещения в сторону Сибири. Продвижение пошло с в 1582-м году.
Дальнейшие периоды
В царское время Сибирь стала аграрной провинцией. Она также была местом каторги и ссылки. На рубеже 19-20 вв. была сооружена Транссибирская магистраль. Ее строительство позволило переселить на территорию более 3-х млн человек. За счет притока людей стало формироваться хозяйство Западной и Восточной Сибири. В советский период аграрное производство снизилось. Это повлияло на повышение значения территории в качестве источника гидроэнергии и полезных ископаемых.
Ресурсы и природные особенности
Климат региона резко-континентальный. Большая часть территории занята Западно-Сибирской равниной. В южной части находятся горные массивы Алтая, хребты Шории, а также В связи с тем, что регион проходит по всем природным зонам, от тундровой и до степной, то здесь представлено все разнообразие почв, вплоть до чернозема. Специализация хозяйства Западной Сибири выражена достаточно четко. Она обуславливается качеством, составом и объемом существующих здесь топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. По уровню обеспеченности различными полезными ископаемыми, показателям их добычи регион находится на ведущем месте в стране.
Топливно-энергетический комплекс
Именно за счет него происходило активное развитие хозяйства Западной Сибири. На территории находятся почти все известные виды топливно-энергетических ресурсов. Здесь встречаются бурый и каменный уголь, газ, нефть, торф. Территория богата также энергетическими ресурсами нетрадиционных видов. Углеводородные месторождения располагаются в нефтегазоносной провинции Западной Сибири. Она находится в пределах Омской, Новосибирской, Томской и Тюменской областей, а также Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского АО. В этой части сосредоточено порядка 58 % государственных начальных запасов нефти и более 60 % залежей газа. В Западной Сибири уже добыто больше 7-ми млрд тонн первого и 8 трлн м 3 второго ресурса. Однако провинция отличается огромным потенциалом нефтегазоносности. На территории есть и неразведанные запасы газа и нефти. Их объемы составляют 45 % и 56 % (соответственно) от общего начального. Это говорит о сравнительно низкой геологической изученности региона.
НХК
Действующие Западной Сибири поставляют около 14 % общего валового продукта в стране. Среди существующих экономических районов государства эта территория находится в первой пятерке. За счет высокой обеспеченности качественными ресурсами в регионе хорошо сформировано промышленное хозяйство. Западная Сибирь выпускает порядка 12 % продукции. На территории сосредоточено более 14 % основного фонда страны и 20 % продукции, выпускаемой строительным комплексом России.
Промышленность
На ней базируется хозяйство Западной Сибири. На долю промышленного комплекса приходится 74 % от суммарного объема ВРП региона. Этот сектор отличается четко выраженной специализацией. Отсюда поставляется большая часть топлива (угля, нефти и газа) в остальные регионы. Хозяйство Западной Сибири немыслимо без электроэнергетики, нефтехимической и химической промышленности, машиностроения. Все они тесно связаны с топливной добычей. Химический комплекс представлен предприятиями Тобольска, Томска и Омска, а также Кемеровской области. Машиностроительные заводы выпускают продукцию для энергетического комплекса, для угольной промышленности и станкостроения. Несмотря на уникальность своей структуры, хозяйство Западной Сибири понесло значительные потери в 90-е годы. Промышленная продукция снизилась почти вдвое. Около 30% приходится сейчас на грузооборот автотранспорта. 65 % дореформенного уровня занимает сельское хозяйство Западной Сибири.
Электроэнергетика
По уровню потребления регион занимает третью позицию в стране. Основной сферой использования электроэнергии выступает промышленный комплекс. Снабжение потребителей осуществляется за счет станций ОЭС Урала и ОЭС Сибири. Основа электроэнергетики территории - крупные ТЭЦ и КЭС. Они работают на в Томской и Тюменской областях, а также угле (в Новосибирской и Кемеровской обл. - на местном, в Омской - на дальнепривозном). Район считается практически самосбалансированным по электроэнергии.
Актуальные направления работы
Западно-Сибирская территория в перспективе остается основой для формирования России. Из этого следует, что первоочередными направлениями для района должны стать:
- Совершенствование угольного и нефтегазового комплексов.
- Социальное обеспечение работников промышленности.
- Совершенствование ТЭБ в регионе. В первую очередь эта задача реализуется за счет электрификации, газификации, выполнения технологического и технического перевооружения почти всех действующих экономических сфер.
- Решение экологических вопросов в основных угле-, газо- и нефтедобывающих отраслях региона.
Заключение
Западная Сибирь считается одним из богатейших по природным ресурсам регионом страны. Здесь представлено огромное разнообразие запасов. Исследование и освоение территории, однако, затрудняется в первую очередь климатическими условиями. Отдаленность региона от административного центра государства не позволяет в полной мере изучить и решить все проблемы территории. Тем не менее в планах Правительства заложены программы развития хозяйства Западной Сибири. Усилия в первую очередь будут направлены на привлечение рабочей силы в регион. Для этого разработаны специальные социальные программы, создаются соответствующие условия для людей. Идет и постепенная модернизация оборудования предприятий.
Занимает значительное пространство (2633 тыс. км 2 ) к востоку от , доходя до . Экономико-географическое положение района достаточно благоприятно. Район обеспечен системой транспортных магистралей широтного и меридионального направления.
Природно-ресурсный потенциал
а) Большая часть территории района - . Около 90% территории занято Западно-Сибирской низменностью, в недрах которой залегает . На юге территория гористая. Здесь в горах залегают (Горная Шория), руды цветных металлов, имеются запасы солей (Кулундинские озера). В Кузнецкой котловине Алтая располагается Кузнецкий бассейн, богатый .
б) , несмотря на суровость, отличаются обилием солнца и умеренным количеством осадков, что благоприятно для жизни и хозяйственной деятельности людей. Малый уклон поверхности района, замедленный сток рек, относительно малое испарение и неглубокое залегание водоупорных способствуют тому, что большая часть территории района занята .
в) Западно-Сибирский район очень богат лесными и водными ресурсами. Лесостепные и степные районы с давно распаханы.
Население
На территории Западно-Сибирского экономического района проживает около 10% населения страны. Основное население сосредоточено на юге страны. На территории района располагаются два города-миллионера - Омск и Новосибирск. Большая часть жителей Западной Сибири проживает в городах.
Хозяйство
Главная отрасль специализации района - добыча нефти и газа и поставка их в Европейскую часть России. «Столицами» нефтяного края стали Сургут и Нижневартовск.
Значение в связи с уменьшением доли угля в топливном балансе постепенно снижается.
Со времен Великой Отечественной войны в Западной Сибири возникала оборонная промышленность : авиационные заводы, предприятия по выпуску радиотехники и средств связи расположены в ; заводы по производству танков и предприятия, выпускающие аэрокосмическую продукцию, расположены в Омске; авиационные двигатели производят в Тюмени.
Гражданское машиностроение представлено предприятиями по производству горно-шахтного оборудования, оборудования для энергетики, станкостроения и приборостроения. За пределами района хорошо известны Бердский радио-, Рубцовский тракторный и Новоалтайский вагоностроительный заводы.
Центром черной и цветной металлургии Западной Сибири считается Новокузнецк, где действуют два ведущих предприятия отрасли. Цветные металлы производятся из привозных концентратов с Дальнего Востока на Новосибирском и Беловском цинковом заводах.
Сельское хозяйство сосредоточено в степной зоне района и специализируется на зерноводстве и мясо-молочном скотоводстве.
В структуре вывоза из Западной Сибири преобладают сырье и материалы, а в район поступают овощи, фрукты, консервы из и , шерсть, хлопок, руда и уголь из и государств Средней Азии, сельскохозяйственная техника из Восточной Сибири, бумага, машины и оборудование из северо-запада России, товары народного потребления из Центра, Урала и .
Проблемой развития Западно-Сибирского экономического района является кризисное состояние топливной промышленности - ведущей отрасли района: упала добыча нефти и газа, недостаточно развита комплексная переработка сырья, а также социальная и рыночная инфраструктуры. Серьезную проблему представляет и состояние окружающей среды. Всю южную часть района фактически можно отнести к зоне экологического бедствия, поэтому так необходимо выработать комплекс мер по обеспечению экологической безопасности населения, проживающего здесь.
- 1. ХОЗЯЙСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
- 2. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ - ГЛАВНАЯ ТОПЛИВНАЯ БАЗА СТРАНЫ Добыча нефти, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год, к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений. Новые месторождения, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране. На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (Томске и Тобольске). Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.) Добыча газа, достигнув 500 млрд м3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж. Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижается, но запасы угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.
- 3. Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы. Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун. Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.
- 4. ВЫВОДЫ Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно- ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.
- 5. Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага. Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство. В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.
Какое значение имеет топливная промышленность района?
Как уже отмечалось, Западная Сибирь - главная топливная база страны.
От стабильной работы нефте- и газодобытчиков Приобья напрямую зависит не только отопление зимой домов россиян, работа электростанций Европейской России, снабжение топливом автомобильного, авиационного, морского транспорта, но и наполнение бюджета страны (то есть выплата зарплаты врачам и учителям, содержание армии и т. д.).
От их работы зависит и импорт в Россию: возможность ввоза продовольствия, лекарств, радиоэлектроники, оборудования для промышленности и т. д., ведь все это покупается за валюту, которую в основном дает топливная промышленность Западной Сибири.
Добыча нефти здесь, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год (как в крупнейшей нефтедобывающей стране мира - Саудовской Аравии), к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений (например, гигантское Самотлорское месторождение близ Нижневартовска давало до 150 млн т в год, а сейчас только 15 млн т; всего из него было добыто более 2 млрд т нефти!). Новые месторождения, как правило, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже; в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране.
На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (в Омске, Томске и Тобольске).
Рис. 142. Хозяйство Западной Сибири
Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.)
Добыча газа, достигнув 500 млрд м 3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж.
Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижалась; закрывались старые шахты; но запасы хорошего угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.
Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии?
Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Как вы помните, Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага (и этот расчет оказался верным, он помог нашей стране выиграть Великую Отечественную войну). Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны (на предприятиях ВПК и гражданского машиностроения) именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство.
В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.
Какое место занимает Западная Сибирь в ВПК России?
Военная промышленность, как уже говорилось, появилась в Западной Сибири в 1930-е гг. Во время Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано из прифронтовой зоны почти 250 крупных заводов и фабрик, развернувших производство оборонной продукции. Так, завод, эвакуированный из Ленинграда в Омск, начал выпуск легендарных танков Т-34, а в Барнауле было организовано производство дизелей для них. Заводы, эвакуированные в Омск, делали также истребители и авиационные двигатели. Авиационный завод, построенный в Новосибирске в 1930-е гг., отправил на фронт более 16 тыс. истребителей Як.
В послевоенные годы в Омске освоили выпуск мощных танков нового поколения. Омское объединение «Полет» - одно из крупнейших предприятий ракетно-космической промышленности (выпускает ракеты-носители, космические аппараты).
В Новосибирске готовится серийное производство суперсамолета Су-34. Налаживается и производство гражданской продукции - самолета для местных авиалиний Ан-38.
Завод в Юрге (Кемеровская область) в последние годы существования СССР производил пусковые установки для уникальных «ракетных поездов» с межконтинентальными баллистическими ракетами.
В 1950-е гг. в крупнейшем закрытом городе «ядерного архипелага» Томске-7 (теперь он называется Северск) началось обогащение урана и производство оружейного плутония для ядерных боеголовок. Сейчас западносибирские атомщики обогащают уран для электростанций (в том числе и для зарубежных АЭС).
Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?
Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы.
Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун.
Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.
Выводы
Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно-ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.
Вопросы и задания
- Приобье часто образно называют «русским Кувейтом». Что дает основание для такого сравнения? Согласны ли вы с таким утверждением?
- Нефть - исчерпаемый природный ресурс. Как вы думаете, какие структурные изменения в развитии экономики Западной Сибири и почему должны происходить уже сейчас?
- Развитие нефтяной и газовой промышленности приводит к серьезным экологическим проблемам. Каким? Предложите пути их решения.
- Какую роль могут сыграть отрасли ВПК, учитывая их высокий технический уровень, в решении проблем перспективного развития основных отраслей Западной Сибири?
- Западная Сибирь занимает огромную территорию. Выявите территориальные различия в развитии ее хозяйства. Какие районы вы могли бы выделить?
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.
Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.
В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4 / 5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.
Западная Сибирь – один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России. Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Основная культура – яровая пшеница. По площади посевных культур в Западной Сибири, а также в целом по России лидирует Алтайский край, где под посевными культурами находилось на 2009 год 5219,3 тыс га. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. Но эти площади с каждым годом убывают, в основном, из-за опустынивания и засухи.
В Горном Алтае разводят лошадей. Хорошо здесь развито и животноводство. Алтайский край занимает третье место по России по поголовью крупного рогатого скота, на 2009 год насчитывалось 865 голов (но это ровно в 2 раза меньше, чем в Республике Башкортостан). На юге Западной Сибири занимаются также разведением верблюдов, яков, а на Крайнем Севере, в пределах тундры и лесотундры, развиты оленеводство и звероводство.
Ковроделие – старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске – механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья – Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.
Рыбопромышленный комплекс – добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.
Транспорт и экономические связи
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
На запад – г.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область) – г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.