18 июля 2018 года состоялось экспертное совещание новой рабочей группы Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) рабочей группы по вопросам создания и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности.
В 2018 году Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям (СПК) решается задача отработки механизмов систематизации квалификаций, признаваемых в конкретной отрасли (секторе) экономики и на национальном уровне в целом. Для этого потребуется единый инструментарий разработки рамок квалификации. Национальным агентством была разработана концепция и дан старт разработки информационного ресурса. Создаваемый ресурс сможет обеспечить визуализацию структурированных данных о квалификациях, автоматизацию процессов разработки проектов квалификаций и управления ими, выработки предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов, формировать профили квалификаций для конкретных инвестиционных проектов. Информационный ресурс также будет работать в режиме конструктора квалификаций, формирования диаграмм карьерных (образовательных) траекторий, перечней квалификаций и компетенций, результатов освоения образовательных программ. Тем самым этот информационный ресурс обеспечит перевод управления квалификациями в цифровой формат.
С приветственным словом к членам новой рабочей группы обратилась Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства. О задачах реализации пилотного проекта по созданию и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности рассказали Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства, Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России.
Вице-президент РСПП по вопросам информационных и коммуникационных технологий Сергей Мытенков выступил с сообщением о разработке информационной системы «Отраслевая рамка квалификаций». Он отметил: «Цель проекта – это цифровизация и упрощение работы с документами национальной системы квалификаций, перевод их в электронный вид, который будет намного удобнее. Также хотел отметить, что мы в настоящий момент поработали над дизайном, загрузили справочники, движемся по графику и не планируем никаких задержек и отклонений».
Представители СПК агропромышленного комплекса, СПК в наноиндустрии, СПК в сфере атомной энергии, СПК в области управления персоналом, СПК в машиностроении, СПК в отрасли судостроения и морской техники, СПК в области ракетной техники и космической деятельности, СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве обсудили предлагаемые подходы к формированию отраслевых рамок квалификаций, а также промежуточные результаты разработки проектов рамок квалификаций, в том числе межотраслевых.
В ходе обсуждения Алла Факторович уточнила: «…В процессе предварительной работы мы договорились о новом подходе к разработке инструментария, о том, что это будет информационная система, которая позволит не только каталогизировать квалификации, но и работать с ними, создавать различные «пакеты» квалификации, не только отраслевого, но и межотраслевого характера, вырабатывать общие требования к сквозным квалификациям, проводить статистический анализ, сопоставительные исследования и увязывать систему квалификаций с системой подготовки кадров, давая внятные и, в том числе, опережающие запросы системе образования, выстраивая карьерные и образовательные траектории. Мы мыслим этот ресурс как ресурс проницаемый для разных отраслевых сегментов с тем, чтобы можно было его использовать как конструктор квалификаций, поскольку по ряду бизнес-процессов, по ряду инновационных проектов возникает необходимость сборки квалификаций из разных отраслей».
Развивая тему о принципах классификации квалификаций, Алексей Перевертайло, руководитель департамента систем оценки квалификаций Национального агентства в своем выступлении подчеркнул: ««Важно сохранить маркирование ВПД (вида профессиональной деятельности) по этапам жизненного цикла продукции. Не соотнося ВПД с основными бизнес-процессами, мы не будем знать сколько профессиональных стандартов нужно, сколько нужно квалификаций. Мы не будем знать, какие профстандарты и квалификации пересекаются из уже созданных, какие претендуют на роль сквозных. Это очень важно. Нужно технологически предусмотреть в конструкторе также сложные квалификации, когда квалификация «набирается» из разных трудовых функций разных ВПД».
Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России в ходе дискуссии обозначила ряд вопросов: «Во-первых, говоря о жизненном цикле продукта, необходимо определить, что понимается по терминов «продукт». Во-вторых, для формирования отраслевой рамки квалификаций необходима классификация ВПД».
Также она обратила внимание собравшихся на важный момент: «…Когда мы говорим с вами о сквозных квалификациях, мы должны понимать, какие квалификации мы будем выделять, в каких областях деятельности они будут действовать. Предположим, маркетолог в сфере сельского хозяйства, маркетолог в сфере железнодорожного транспорта или еще какой-то другой отрасли – это разные маркетологи? Как будут признаваться «отраслевые» свидетельства о квалификации в других отраслях? Этот вопрос надо решать сейчас. Окажется, что выдано свидетельств для конкретных маркетологов достаточно много, но как их сопоставлять с друг другом - не понятно».
Практическая отработка IT-инструментария представителями СПК стартует с сентября 2018 года.
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ
СОЮЗ
ПРОМЫШЛЕННИКОВ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
НАЦИОНАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКВА
УДК 37.001.76
ББК 65.24 – 6
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / ,
[и др.] - М.: Федеральный институт развития образования,
2008. - 14 с.
ISBN 978-5-85630-021-4
Представлен текст Национальной рамки квалификаций Российской Федерации как совместный рекомендательный документ Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Адресован разработчикам профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования , отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций.
Национальная рамка квалификаций является одним из элементов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования в условиях рыночной экономики.
УДК 37.001.76
ББК 65.24 – 6
ISBN 978-5-85630-021-4 Ó Федеральный институт
Ó Национальное агентство
развития квалификаций, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран - участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем по инициативе Координационной комиссии, сформированной сторонами Соглашения, в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования.
Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
Как обобщенное описание квалификационных уровней, НРК может служить базой для создания отраслевых квалификационных рамок, обеспечивая тем самым межотраслевую сопоставимость квалификаций. При этом специфика отраслевых квалификационных требований может быть отражена путем введения дополнительных показателей и подуровней.
Национальная рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
· формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
· описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
· разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
· создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.
В основу разработки НРК положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран:
· непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
· прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
· соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;
· учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.
Национальную рамку квалификаций образуют представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.
Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности : широту полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоемкость деятельности (табл. 1).
Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).
Таблица 1
ТАБЛИЦА ДЕСКРИПТОРОВ НРК РФ
Сложность | Наукоемкость деятельности |
||
Действия под руководством. | Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации | Применение простейших фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение информации в процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов |
|
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач. Индивидуальная ответственность | Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения | Применение фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им. Планирование Собственной деятельности, исходя из оставленной руководителем Индивидуальная ответственность | Решение типовых практических задач. Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий условий их выполнения | Применение практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления из известных. Планирование собственной деятельности и/или деятельности других, исходя из поставленных задач. Наставничество. Ответственность за решение поставленных задач | Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Выбор путей осуществления деятельности из известных. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности | Применение профессиональных знаний и информации, их получение в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Самостоятельная деятельность. Постановка задач подразделения. в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность на уровне подразделения | Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности | Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимо для решения поставленных профессиональных задач |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации | Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности |
профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений | Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных) | Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности |
|
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур | Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов | Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности |
Окончание табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне | Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов | Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление информационных потоков |
Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта (табл. 2). Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т. п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали.
Таблица 2
Основные пути достижения
квалификационных уровней
Продолжение табл. 2
Квалификационный уровень | Пути достижения квалификации соответствующего уровня |
Практический опыт / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования |
|
Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт |
|
Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт |
Окончание табл. 2
Квалификационный уровень | Пути достижения квалификации соответствующего уровня |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НРК РФ - ИНСТРУМЕНТ ЦЕЛЬ ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ сопряжение сфер труда и образования обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых в РФ, и основных путей их достижения Задачи в области образования и управления персоналом: - разработка ПС, ФГОС, программ ПО - создание отраслевых квалификационных и тарифных систем - разработка процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций - ФГОУ - разработчики ФГОС и ПС - органы управления образованием субъектов РФ - руководители корпоративных объединений - членов РСПП
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НРК РФ НРК разработана на основе принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран: преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему; прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей; соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системе образования Российской Федерации; учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ФРАГМЕНТ) Квалифика- ционные уровни Пути достижения квалификации соответствующего уровня 1 Практический опыт Краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего 5 Среднее профессиональное образование (на основе освоенной программы основного общего или среднего (полного) общего, или начального профессионального образования) и практический опыт 8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт работы) Освоенная программа подготовки магистра или специалиста и дополнительное профессиональное образование и практический опыт (программы МВА и др.)
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК РФ включены дескрипторы: общей компетенции умений знаний которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность сложность деятельности наукоемкость деятельности
ПОКАЗАТЕЛЬ 2 «СЛОЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Определяет требования к умениям от множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач от необходимости выбора или разработки этих способов от степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития ЗАВИСИТ
ПОКАЗАТЕЛЬ 3 «НАУКОЕМКОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Определяет требования к знаниям, используемым в ПД ЗАВИСИТ от объёма и сложности используемой информации от инновационности применяемых знаний от степени абстрактности знаний (соотношения теоретических и практических)
Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 5 Самостоятельная деятельность и участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках заданных регламентов. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения Деятельность, Предполагающая Решение практических задач, предполагающих выбор способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная профессиональна деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, предполагающая решение задач технологического или методического характера, в условиях многообразия способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональ- ных знаний и опыт (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
ЕТКС КСД ОКЗ ПС ОПИСАНИЕ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ -Тарифный разряд -Нет единства в принципах описания -? Отражение современных требований Критерий: уровень образования и стаж -Характеристики разного уровня обобщенности -Неполнота описания -? Отражение современных требований -Единые принципы описания -Системность описания -Критерий: качественные характеристики (результат образования и профессиональ- ного опыта) АНАЛИЗ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (21 АВГУСТА) БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ? БУХГАЛТЕР ОТЛИЧИЕ: СТАЖ И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ: ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ …Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 5 уровень НРК РФ Самостоятельная деятельность и участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках заданных регламентов. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения. Решение поставленных практических задач, предполагающих выбор известных способов решения. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Деятельность, требующая сочетания профессиональных знаний, практического опыта… БУХГАЛТЕР …Осуществлять учет первичных документов …Осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… …Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 6 уровень НРК РФ Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Деятельность, требующая синтеза профессиональных знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта… БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Разрабатывать рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы… КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 7 уровень НРК РФ Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Решение задач развития, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных) Деятельность, основанная на синтезе профессиональных и самостоятельно создаваемых новых знаний прикладного характера и опыта в определенной области и/или на стыке областей БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять контроль работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Руководить разработкой рабочего плана счетов, форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы… Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…
Национальная система квалификаций отраслевые рамки квалификаций профессиональные и образовательные стандарты Единые механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях Национальная система оценки результатов образования и сертификации НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ
Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 09.11.2015 № 851 и Министра образования и науки РК от 25.11.2015 № 656. В соответствии со статьей 138-3 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
Министр И.О. Министра труда и
Утверждена Национальная рамка квалификацийСноска. Национальная рамка квалификаций в редакции совместного приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 18.12.2013 № 665-ө-м и Министра образования и науки РК от 10.01.2014 № 6 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 1. Общие положения1. Национальная рамка квалификаций (далее – НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании». 2. Структура Национальной рамки квалификаций6. НРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре Национальной рамки квалификаций согласно приложению 1 к Национальной рамке квалификаций. Приложение 1 Структура Национальной рамки квалификаций
Приложение 2 Варианты путей достижения уровня квалификации
В качестве эрзаца национальной рамки квалификаций Министерство труда РФ приняло уровневую структуру квалификаций. При этом в стране еще даже не сформирован дискурс в этой области, в отличие от Европы, где уже есть существенные достижения в построении национальных рамок и систем квалификации. Прежде всего следует подчеркнуть, что в Европе разработка национальных рамок и систем квалификаций была спровоцирована не сугубо научным интересом, а объективной необходимостью, выразившейся в серьезном качественном разрыве между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе и с возрастающей мобильностью рабочей силы. В ходе поиска путей устранения этого разрыва было проведено большое количество различных исследований, определены ключевые понятия для формирования механизмов регулирования квалификаций (их проектирования, структурирования, сравнения и оценки и разработки систем обеспечения качества квалификаций). Анна МУРАВЬЕВА,
Введите ключевые слова. |