THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дизайн, локации, трюки и спецэффекты

«Мы проектируем здания, а затем они проектируют нас». Эта цитата Уинстона Черчилля стала определяющей для художника-постановщика Джеймса Бисселла в работе над дизайном фильма НЕБОСКРЕБ . «И каждое отдельное здание, и план всего города отражают культуру, - считает Бисселл. - Архитектура нашего небоскреба напрямую зависела от культурного наследия места, где мы собирались его построить. Кроме того, он должен был быть достаточно реалистичным и красивым. У нас было всего пять месяцев на то, чтобы закончить дизайн всего здания и подготовиться к съемкам. Несмотря на это «Жемчужина» выглядит так, словно на разработку ушло много лет».

Бисселл и его команда начали изучать китайскую культуру в поисках ключевой темы, которая могла бы воодушевить архитекторов. Была найдена древняя легенда «Жемчужина дракона». Выяснилось, что в китайской культуре жемчуг ассоциируется с просвещением или с путешествием души к просветлению. Художник отправился в Гонконг. Чем больше он изучал местную географию, тем больше убеждался в том, что «Жемчужину» необходимо расположить на полуострове Коулун, а не на острове Гонконг. Таким образом, сам Гонконг стал бы выгодным фоном.

Утвердив в качестве ключевых элементов дракона и жемчужину, группа Бисселла приступила к проектированию здания. «Нам обязательно была нужна большая смотровая площадка в виде сферы, - рассказывает художник. - Беда в том, что если традиционную прямоугольную башню украсить подобной сферой, очертания получаются чересчур фаллическими. Поэтому нам нужно было поэкспериментировать с другими формами. Меня осенило, что для демонстрации истинной силы необходим извилистый дизайн. Мы начали прикидывать различные варианты и в конечном итоге остановились на похожем на дракона дизайне, который увенчивает сама жемчужина». Совокупными усилиями команда Бисселла разработала дизайн здания, состоящего из трех колонн, которые переплетаются, формируя своеобразную треногу, которая поддерживает сферу, ассоциирующуюся с жемчужиной.

Дракон тянется за жемчужиной в небе, поэтому Бисселл хотел создать иллюзию, будто сфера зависла в воздухе. Художник черпал вдохновение в знаменитом боливийском солончаке Уюни. Во время сезона дождей солончак покрывается тонким слоем воды и превращается в самую большую в мире зеркальную поверхность. В нем отражается небо, и создается ощущение бесконечности. «Я подумал, что если на 225 этаже пол с зеркальным покрытием будет отражать небо, возникнет та же иллюзия, - объясняет Бисселл. - Поэтому мы оснастили сферу выступом, попадая на который вам может показаться, что вы смотрите в бесконечность. Появляется нереальное ощущение, что вы попали в рай».

На ранних стадиях работы над сценарием Бисселл заручился поддержкой Эдриана Смита, архитектора Бурдж-Халифы, самого высокого здания в мире. Флинн вспоминает, как связался со Смитом, и тот предложил несколько дельных идей, которые впоследствии были реализованы на съемках картины. «Эдриан рассказал о нескольких нюансах при строительстве небоскребов, - говорит продюсер. - Одним из камней преткновения становятся кабели в лифтовых шахтах - им просто не хватает длины, чтобы дотянуться до вершины. Эдриан предложил: «Представьте себе, что лифты работали бы на электромагнитной тяге, позволявшей кабинам преодолевать огромные расстояния без кабелей». Это чистой воды фантастика, но мы учли эту идею и реализовали в фильме».

Когда работа над экстерьерным дизайном была завершена, осталось решить, где в Гонконге разместить «Жемчужину». Сейчас самым высоким зданием в Гонконге является 108-этажный Международный коммерческий центр. «Жемчужина», в которой по сценарию 225 этажей, вдвое выше этого здания. Бисселл привез в Гонконг модель будущего здания и начал прикидывать, где бы оно выгоднее смотрелось. В результате место было найдено. «Жемчужина» идеально будет смотреться прямо посередине города», - вынес свой вердикт художник.

Одной из самых сложных задач для декораторов стало создание нефритового парка. В отличие от обычного парка, который мог быть разбит, скажем, на плоской крыше здания, нефритовый парк занимал тридцать этажей. Сначала требовалось спроектировать его, а затем прикинуть, с каких ракурсов можно снимать те или иные сцены.

Сцена в начале фильма оказалась самой сложной. Действие происходит в дневное время и при естественном освещении, проникающем через окна, поэтому нужно было продумать, как подстроить свет. Операторская группа столкнулась с несколькими дилеммами. Использовать ли хромакей на натуре или впоследствии создать весь парк на компьютере? Выстроить парк снаружи и потом занести декорацию по частям в павильон? Или снимать сцену в настоящем парке, а затем достраивать отсутствующие части наравне с визуальными эффектами? Третий вариант предоставлял кинематографистам большую свободу творчества и был проще с технической точки зрения. В результате для съемок сцен в нефритовом парке был выбран Сесил Парк в Университете Британской Колумбии в Канаде.

Важным элементом стал водопад высотой в 30 этажей. Декораторы создали уменьшенную, однако, не менее впечатляющую копию этого чуда природы для съемок фильма. За строительство огромного фонтана, который качал воду со скоростью 7,5 кубометров в минуту, отвечал супервайзер по специальным эффектам Джоэль Уист. Под сценой находился резервуар с водой, который, по словам Уиста, должен был быть «пуленепробиваемым для обеспечения полной безопасности актеров и съемочной группы. Подача воды должна была включаться и выключаться моментально и гарантировано».

Это было не так легко. За потоком должна была спрятаться героиня Джорджии, когда она убегала от людей Боты. Это значило, что насос должен был иметь функцию контроля скорости подачи воды, которая требовала тщательного тестирования. После этого требовалось определить объем воды, находящейся в движении - в резервуаре должно было находиться в два с половиной раза больше воды, чтобы система работала бесперебойно. «На то, чтобы придумать декорацию, нарисовать, подсчитать, встретиться со специалистами по насосам, просчитать динамику подачи воды, учесть все размеры и вес, продумать систему закрепления всех деталей и украшения самой декорации, у нас ушло несколько недель», - говорит Уист.

Столь же сложно было поджечь нефритовый парк. В некоторых сценах разводить огонь было слишком опасно, поэтому использовался хромакей, однако, были и сцены с реальным пламенем. Их готовил и контролировал супервайзер по трюкам Аллан Поппелтон. «Мы хотели, чтобы зрители почувствовали страх, как и наши герои, - объясняет режиссер второй съемочной группы Джей Джей Перри, - поэтому немного настоящего пламени было необходимо, но ровно столько, чтобы актерам ничего не угрожало. Найти этот баланс было очень непросто. Для каждой сцены мы делали превизуализацию и тестировали ее, чтобы добиться максимальной безопасности. Многие подвижные части придирчиво осматривались нашими каскадерами. Иногда мы привлекали к работе дублеров, словом, стремились сделать так, чтобы все были довольны и счастливы. Приступая к работе над очередной сценой, мы прикидывали, можно ли ее снять при помощи реальных эффектов. Несколько раз мы разводили настоящий огонь, поэтому Аллан со своей командой всегда были начеку. В целом, мне кажется, что самые травмоопасные ситуации решались при помощи лейкопластыря».

Дальше за дело взялся супервайзер по визуальным эффектам компании Motion Picture Company (MPC) Эрик Нэш, который свел воедино реальные эффекты и компьютерную графику. «Всякий раз, когда в столь масштабных сценах используется хромакей, необходимо учитывать освещение, - отмечает он. - Отражения и тени могут многое сказать о том, что не попадает в кадр. В нашем случае это был свет от пожара, который бушевал несколькими десятками этажей ниже главных героев. Кроме того, через окна комнаты освещала луна. Нам приходилось постоянно учитывать различные факторы и менять освещение сцены соответственно. Роберт Элсвит и его команда осветителей отлично справилась с этой задачей, к отблескам пожара было не придраться».

Большая часть действия фильма происходит внутри здания, в сюжете просто недостаточно моментов, в которых кинематографисты могли бы продемонстрировать зрителям красоты Гонконга. Первая сцена за пределами небоскрёба - ограбление. По сюжету Уилл и Бен должны были есть в некой лапшичной в ничем не примечательной аллее где-то в городе. Однако художник-постановщик Джеймс Бисселл предложил оригинальное решение - оператор мог бы снять весь город, если перенести сцену на борт знаменитого гонконгского Звездного Парома (Star Ferry), курсирующего между островом и материком. Бисселл озвучил свою идею режиссеру, и тот сразу же согласился попробовать.

Однако в реальности все оказалось не так просто. Идея задрапировать паром в Ванкувере и полностью перестроить гавань, чтобы создать иллюзию Звездного Парома (не говоря уже о том, чтобы снимать динамичную сцену), с треском провалилась. Вскоре кинематографисты были вынуждены смириться с реалиями. «Мы не сможем это сделать, давайте вернемся к лапше», - со смехом вспоминает Бисселл. - Мне на глаза попался навес, и тут меня осенило: «Почему бы не превратить край этого навеса в погрузочную площадку? А затем мы могли бы выстроить верхнюю часть Звездного Парома». Я понимал, что если бы мы установили конструкцию на рельсы, потом просто могли бы катить декоративный паром, а на заднем плане поместить терминал переправы. Масштабность добивается довольно легко, особенно если мы покажем кадры Гонконга, снятые с вертолета. Кроме всего прочего, мы могли бы полностью контролировать поведение декоративного парома, не заботясь о приливах, качке, причалах и всём прочем. Мы бы просто выкатывали его из точки А в точку Б. И это сработало!»

Звездный Паром был собран воедино во время монтажа под руководством Петры Холторф-Стрэттон. «Главная сложность с паромом заключалась в том, что мы снимали на ванкуверской реке Фрейзер, по которой ходили местные суда и над которой проезжали местные поезда. Во время монтажа нам нужно было все это как-то исправить. Кроме того, у нас была всего четверть парома. Декораций хватило только на то, чтобы разместить в них ключевых актеров и нескольких человек из массовки. Нос и корма парома были дорисованы на компьютере. Мы создали трехмерную модель по фотографиям знаменитого Звездного Парома, а во время путешествия в Гонконг сделали массу снимков настоящих, действующих паромов. Затем художники из компаний ILM и Iloura создали компьютерную модель парома, который мы вставляли в кадры фильма».

Паром, водопад и практические эффекты в сценах пожара - лишь некоторые примеры творческих решений, найденных режиссером Тёрбером на съемках фильма НЕБОСКРЕБ . «Пан или пропал, - объясняет свой подход режиссер. - Да, это было непросто с технической стороны и, вне всяких сомнений, стало сложной творческой задачей. Нам приходилось снимать часть сцены на натуре, другую часть - в павильоне, следить за тем, чтобы иллюзия не прерывалась. Это был большой фильм с масштабными декорациями. Но у меня была замечательная команда. Место за камерой занимал получивший премию «Оскар» Роберт Элсвит, а уже это для меня стало сбывшейся мечтой. Кроме того, у меня был один из лучших художников-постановщиков в мире Джим Бисселл, который оживил нашу историю».

Способность Тёрбера красочно описать воображаемое была очень кстати, ведь действие немалой части фильма происходит в виртуальной реальности. Джонсон давно работает с режиссером и доверяет ему практически безоговорочно. Особенно это пригодилось на съемках батальной сцены в сфере. Единственной реальной частью декорации стал пол, все остальное актерам пришлось представлять. Сцена снималась на пять камер, находившихся в разных точках. Позднее изображения со всех пяти камер переносились на виртуальные мониторы с высоким разрешением и корректировались во время монтажа. В результате получилась очень сложная сцена, в которой актёры играли в полностью компьютерном мире.

Холторф-Стрэттон говорит: «Сейчас, когда появилось много профессиональных студий, можно добиться всего, чего угодно. Технологии очень помогают нам в работе. Раньше нужно было ждать 20 часов для того, чтобы кадр прогрузился. Теперь же это время сокращено до 20 секунд. Повышение эффективности позволяет быстрее вносить правки. Роусон помогал нам во время постпродакшена. Мы приезжали в ILM и беседовали с художниками, и если требовалось внести какие-то правки, это не было проблемой. Специалисты ILM целиком и полностью осознали видение нашего режиссёра. Нам очень повезло работать с настоящими мастерами своего дела».

Продюсер Бо Флинн считает, что визуальные эффекты небоскреба «Жемчужина» стали подлинными произведениями искусства сами по себе. «Наша удивительная команда по разработке визуальных эффектов создала иллюзию того, что герой парит в воздухе на немыслимой высоте, - говорит продюсер. - Просто дух захватывает, насколько всё получилось реалистично. Наш супервайзер по визуальным эффектам Крейг Хэммак и продюсер Петра Холторф отлично справились со своими задачами. Увиденное не только поразит зрителей фильма, но и воодушевит других кинематографистов, которые будут работать над зданиями для других фильмов».

«ОКО» – это уникальный и первый в своем роде строительный проект, реализованный на территории ММДЦ. Он представляет собой 2 объединенные платформой-кристаллом башни, имеющие скошенные фасады, что придает им эффект бесконечного стремления ввысь. Особая внешняя отделка с углублениями придает им вид пчелиных сот.

Структура комплекса Башня ОКО

Первая башня комплекса отведена под жилые апартаменты различного уровня, а также включает в себя самый высокий по европейским меркам ресторан, расположенный на крыше здания, откуда открывается прекрасный вид на город.
В башне всего 85 этажей, общая высота – 354 метра.
Вторая высотка представляет собой 49-этажный бизнес-центр, оборудованный по последнему слову техники и относящийся к самому высокому классу – «А».
Общая площадь продаваемых и сдаваемых помещений составляет 110 000 кв. м.

Оснащение башни:

Система центрального кондиционирования;
оптико-волоконная связь;
современная система пожаротушения;
31 скоростной лифт с максимальным интервалом ожидания в 45 секунд;
15 система надземно-подземного паркинга;
круглосуточная охрана и видеонаблюдение.

На сегодня башня «ОКО» офисы в аренду сделала доступными всем желающим и предлагает площади со свободной планировкой и черновой отделкой. Также здесь есть роскошный конференц-зал для проведения конференций и больших собраний, общей площадью 2000 квадратных метров, признанный самым большим в Москве, а также все для комфортного времяпрепровождения элитных посетителей и служащих офисного центра: магазины, просторная столовая, сеть ресторанов и банкоматов, а также фитнес-центр.

Престижные условия аренды в ОКО


Инфраструктура башен «ОКО» разработана таким образом, чтобы включать в себя все для комфортной жизни и работы. Здания имеют панорамное остекление и расположены перпендикулярно по отношению друг к другу, чтобы не закрывать обзор. Благодаря этому обитатели, гости и сотрудники могут круглосуточно любоваться различными видами на город и другие высотки «Москва-Сити».

Условия аренды в БЦ «ОКО» следующие:
минимальная площадь свободных помещений – от 1063 кв. м.;
1 кв. м. стоит от 7500 в долларовой валюте;
планировка свободная;
высота помещений от 4.2 м до 6.2 м.

Комплекс оборудован 16-уровневым (признанным самым большим в Европе) и 2-хуровневым паркингами общей площадью на 3579 машиномест, связанных между собой 2 подземными коридорами и проездом, через которые можно быстро попасть из жилого здания в офисное и обратно.

По уровню обслуживания комплекс приравнивают к пятизвездочному отелю.
Новейшие инженерные решения, использованные при проектировании и возведении «ОКО», а также лаконичность и строгость внешнего оформления подчеркивают деловой статус башен.

Раньше, даже в самом странном сне, я не мог себе представить, что в одном из самых высоких небоскребов Москвы вдруг появится не какой-то панорамный бар или очередные элитные апартаменты, а там появится самый обыкновенный хостел...


Хотя обыкновенным этот хостел назвать, конечно, нельзя. Но обо всем по порядку...
Я думаю, что многие из вас были в ММДЦ «Москва-Сити» и разглядывали самые высокие столичные небоскребы. Но, конечно же, вы не знали, что в одном из этих небоскребов находится бюджетный хостел.

1. Для тех кто считает, что "Москва-Сити" это одна большая стройка и жить там очень неудобно, скажу, что это не совсем так. А точнее, совсем не так. Станция метро находится всего в нескольких минутах ходьбы, а инфраструктура "Афимолла" предоставляет бесчисленное количество кафе, ресторанов, магазинов и прочих развлечений.

2. Хостел расположен на 43 этаже башни "Империя". Это примерно 160 метров над землей.

Сотрудники хостела утверждают, что это единственный в мире хостел расположенный в небоскребе, но это не единственное его отличие. Основной задачей является предоставление услуг высочайшего качества. Например, работники хостела разговаривают на 9 языках, какждому гостю предоставляется услуга "Персональный консьерж" то есть, вам в любое время суток вызовут такси, забронируют столик в ресторане или купят билет на спектакль или концерт.

3. Ну что же, пройдем вовнутрь.

4. Основным центром притяжения является общая зона.

5. Здесь находится кухня, зона отдыха с телевизором и игровой приставкой и огромное панорамное окно.

6.

7.

8.

9.

10.

11. Всем гостям предоставляется бесплатный Wi-Fi.

12. Чаек, кофеек.

13.

14. И прочие плюшки.

15.

16. Плюшек, кстати, хватит всем.))

17. Удивительно, но каждому гостю предоставляется бесплатный завтрак.

18. Но главное блюдо - это, конечно же, вид из окна.

19. Вот так выглядит любимая игрушка всех гостей.)

20. Тут даже микроволновка с потрясающим видом на город.)

21. Хостел готов принять 24 постояльца. Сами спальные комнаты мало чем отличаются от комнат в других хостелах.

22. Хотя, по заверениям сотрудников, в каждой комнате имеется двухзонный климат-контроль.

23. В хостеле три санузула.

24.

25. Все душевые с гидромоссажными лейками - особая городость сотрудников.)

26. Не очень понял предназначение вот этой красоты.

27. Есть тут и своя живность.)

28. В общем, место замечательное. С очень теплой, домашней и уютной атмосферой.

Вот такой он, первый в мире хостел в небоскребе...

Что вы об этом думаете?

В Нью-Йорке живёт больше 380 000 человек, у которых доходы превышают миллион долларов в год. Богатых людей очень много, поэтому на шикарные пентхаусы в небоскрёбах всегда есть спрос.

Как я рассказывал в прошлом году, сейчас продаётся более чем за 100 миллионов долларов. Но недавно в городе построили жилой небоскрёб, где сразу несколько супердорогих квартир. Это 432 Park Avenue, третье по высоте здание США - выше башни Трампа и Эмпар-стейт-билдинг, например - и самое высокое жилое здание в Западном полушарии.

В Нью-Йорке выше лишь здание 1 World Trade Center (Башня Свободы), но и то только по шпилю. Обзорная площадка 1 WTC, которую посещают миллионы туристов, находится на уровне высоте 382 метров. Жильцы пентхаусов в 432 Park Avenue окажутся выше.

В 2006 году гостиница Drake Hotel, которая стояла на месте небоскрёба, была продана строительной компании за $440 миллионов. Через год отель был снесён, и кусок земли под ним стал одним из самых дорогих участков под строительство за всю историю Нью-Йорка. Строительство башни началось в 2012 и закончилось в конце 2015 года.

В здании 104 квартиры. Это жилой кондоминиум, и все квартиры были выставлены на продажу. Сейчас большинство квартир распродано. Цены варьировались от $6,5 млн за квартиру с одной спальней до $82 млн за пентхаус с 6 спальнями на 82-м этаже. Это самый дорогой дом Нью-Йорка. Три самые дорогие квартиры, проданные в Нью-Йорке в 2016 году, находятся именно в этом доме.

Некоторые владельцы уже выставили свои квартиры на аренду. Сейчас самая дешёвая квартира в этом доме (с двумя спальнями) сдается за $35 000 в месяц. Самая дорогая (с 4 спальнями) - за $69 500 в месяц.

Кстати, только покупкой квартиры расходы собственника не ограничиваются! Владелец должен будет платить дому за услуги $8241 в месяц, и ещё $7745 в месяц в качестве налога на недвижимость! Вот так...

Это в фойе сидит Дмитрий Стасюк , который устроил для меня экскурсию по самому дорогому небоскрёбу Нью-Йорка. Сейчас мы с ним поднимемся на 71-й этаж (это примерно 350 метров), где недавно сдали квартиру за $60 000 (3 392 000 рублей) в месяц.

К сожалению, с погодой в этот раз не повезло, дождь и туман не позволили показать, какие тут виды открываются из окон размерами 3 на 3 метра.

Это квартира площадью 375 кв. метров, которая занимает половину этажа. В ней 3 спальни, 4 с половиной ванных комнаты. Квартиру недавно сдали за $60 000 в месяц, она также выставлена на продажу за $33 750 000.

Квартиру сейчас ремонтируют перед въездом жильцов. Работают мексиканцы)

Скоро здесь будет как-то так.

Высота потолков - 3,8 м, размеры окон - 3 х 3 метра.

Дом начали распродавать ещё на этапе фундамента. В офис продаж поставили это самое окно 3 на 3 метра, чтобы клиенты приходили и впечатлялись.

Вид из окна

Как я уже сказал, все квартиры в небоскрёбе распроданы. Большинство жителей - американцы и, более того, нью-йоркцы. Из России, Китая, арабских стран покупатели если и есть, то их доля невелика.

Кухня уже готова, но закрыта защитными панелями.

Кстати, в квартире есть газ. Да, на 71-м этаже! А в пентхаусах есть даже газовые камины. С точки зрения безопасности это ни у кого беспокойства не вызывает. А ещё в квартире есть мусоропровод, прямо как в московских сталинках! Когда-нибудь жильцы пентхаусов смогут на практике проверить, доберутся ли тараканы до 82-го этажа (если они вообще заведутся в доме).

Ванная комната

Я, конечно, ничего не понимаю в жизни миллионеров, но, как по мне, такая ванная очень неудобная) Зато красиво!

Зато вид!

Небоскрёб на самом деле стоит не на Парк-авеню, а в глубине квартала. Просто иметь адрес Парк-авеню считается престижно, поэтому владельцы здания заплатили городу за возможность присвоить его себе. Недвижимость на Парк-авеню на 10% дороже, инвесторы этим пользуются как могут.

Кстати, даже для жильцов не все этажи открыты. На лифте ты можешь приехать не куда угодно, а только на те этажи, которые тебе доступны по ключу. У владельца квартиры есть брелок, и компьютер лифта считывает с него данные об этажах, куда можно свободно попасть. Сделано это в большей степени ради владельцев пентхаусов, у которых лифт приходит прямо в квартиру - чтобы никто к ним случайно не заехал.

На 16-м этаже есть общественный бассейн, единственный в здании.

Вряд ли все 200-300 жителей небоскрёба когда-нибудь соберутся здесь вместе, но всё равно кажется маленьким.

Нырять нельзя, глубина всего 1 м 21 см.

В джакузи тоже нырять нельзя (Тут на всякий случай предупреждающая надпись плиточкой выложена.

Массажный кабинет. Массаж, говорят, в стоимость аренды не входит.

Финская баня

Турецкая баня

Здесь душевые

На 2-м этаже есть кинотеатр для жильцов. В нём крутят кино про дом, где показывают, как будет смотреться голая женщина в неудобной ванной) Смотрится неплохо!

Это всё общие зоны для жильцов, то есть вы можете прийти с друзьями и вставить свой DVD с фильмом. Все общие зоны (бассейн, кино, бани и т.д.) бесплатны.

Здесь же можно арендовать переговорную.

Тренажёрный зал

Библиотека

Этот рабочий стол раскладывается и превращается в бильярдный.

А на 12-м этаже есть столовка для миллионеров!

Банкетный зал, который можно арендовать для какой-нибудь вечеринки. Кстати, у небоскрёба есть свой повар! Можно на местной кухне заказать еду, и её принесут к тебе в квартиру. Ресторан готов к приходу жильцов.

Несмотря на то, что все квартиры проданы, в доме пока никто не живёт. Я встретил только одну девушку в тренажёрном зале.

Что-то готовят как раз.

Здесь же есть винный погреб)))

Общественное пространство перед небоскрёбом

Его создали владельцы здания, они же платят за его обслуживание, получая за это от города льготы.

Кстати, архитектура здания понравилась не всем: в народе его называют и мусорной корзиной, и Middle Finger building. А потом архитектор Рафаэль Виньоли признался, что действительно вдохновлялся дизайном мусорной корзины 1905 года.

Ну что? Хотели бы так жить?

Более 40% офисов в «Москва-Сити» сейчас пустует. Однако это позитивный сигнал для делового района – из-за снижения ставок сюда могут переехать многие компании, арендующие офисы в центре Москвы

Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев

Московский международный деловой центр (ММДЦ) «Москва-Сити» - одна из самых спорных современных строек столицы. В свое время мэр Москвы Сергей Собянин назвал проект серьезной градостроительной ошибкой. «Я считаю, что «Сити», построенный практически в самом центре Москвы, самым серьезным образом осложняет трафик и создает дополнительную нагрузку на центр, - говорил он в 2011 году. - Но что сделано, то сделано. Надо оперативно доводить эту стройку до конца».

Коротко о теме - видео-комментарии (04:57)
"РБК-Недвижимости" на РБК-ТВ

С другой стороны, по мнению депутата Госдумы РФ Владимира Ресина - одного из главных инициаторов проекта в 1990-е годы, - с точки зрения городского развития «Москва-Сити» стал первой удачной практикой редевелопмента в столице. «ММДЦ, появившийся на месте свалки, - это пример достаточно успешного освоения депрессивных территорий», - убежден депутат, который в 1990-2011 годах возглавлял Стройкомплекс Москвы.

«Проект в глобальном плане представляет собой комплексную реконструкцию . И для такого формата у него очень неплохие показатели», - считает директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci Александр Аверкин.

«Москва-Сити» стоит особняком в ряду деловых кластеров Москвы и представляет собой локальный субрынок с небольшой территорией. Однако он оказывает существенное влияние на сегмент коммерческой недвижимости столицы в целом - ввод объекта, крупная сделка по аренде или продаже помещений способны изменить конъюнктуру рынка.

Так, по данным консалтинговой компании S.A. Ricci, из построенных в прошлом году 52 современных бизнес-центров (всего 1,3 млн кв. м) около 13% - это доля «Москва-Сити», где в 1-м квартале 2014 года было завершено строительство башни «Евразия» (83 тыс. кв. м), а в 4-м квартале ввели в строй деловую часть многофункционального комплекса «ОКО» (87 тыс. кв. м). Совокупная площадь офисных площадей «Москва-Сити» достигла 863 тыс. кв. м.

Значительное влияние на рынок недвижимости в целом также оказала по покупке в конце 2014-го корпорацией «Транснефть» 80 тыс. кв. м в башне «Эволюция». Это значительно улучшило статистику поглощения офисных площадей.

По словам регионального директора по развитию бизнеса международной консалтинговой компании Colliers International Владимира Сергунина, «Москва-Сити» постепенно становится одним из доминирующих деловых кластеров столицы, а разговоры о сложной транспортной ситуации и нехватке инфраструктуры уходят в прошлое.

Впрочем, у «Москва-Сити» по мере реализации комплексных проектов редевелопмента промышленных территорий на офисном рынке Москвы будут появляться конкуренты. Уже сейчас в качестве таких примеров можно привести реконструированную территорию завода «Арма», где высококачественные офисы класса Б+ предлагаются в среднем по 23 тыс. руб. за 1 кв. м в год. По такой же цене сдаются аналогичные помещения в бизнес-комплексе «Новоспасский двор».

По словам управляющего партнера компании Blackwood Константина Ковалева, серьезным конкурентным преимуществом инвесторов, которые работают не в премиальных классах офисной недвижимости, является то, что они, в основном, строили свои объекты на рублевые кредиты или даже за счет собственных средств. И у них есть возможность вести очень гибкую арендную политику.

Мощные деловые кластеры в перспективе могут сформироваться на территориях многофункциональной застройки АМО ЗИЛ, где согласно планам девелопера ЗАО «ЛСР. Недвижимость-М» появится около 170 тыс. кв. м офисных помещений, а также «Серп и молот» - по данным Департамента градостроительной политики города Москвы, планируется, что площадь общественно-делового центра здесь составит более 200 тыс. кв. м.

Сколько стоит аренда в наиболее престижных деловых кластерах Москвы

Деловые кластеры

Класс А

Класс Б+

Класс Б-

Ставка, $ за 1 кв. м в год

Уровень вакантных площадей, %

Ставка, $ за 1 кв. м в год

Уровень вакантных площадей, %

Ставка, $ за 1 кв. м в год

«Москва-Сити»

Центральный деловой район

Ленинградский

Ленинский

Западный

Юго-Западный

*предложение преимущественно в состоянии «под отделку»

** предложение преимущественно в состоянии «с отделкой»

Источник: Colliers International


Офис в небоскребах Москвы сегодня можно арендовать за 27 тыс. руб. (Фото: Depositphotos/photopotam)

Перспективы «Москва-Сити»

Появление в «Москва-Сити» 170 тыс. кв. м новых офисных площадей привело к тому, что на конец января доля свободных офисов, по данным компании Blackwood, составляла 43%.

В 2015 году планируется завершить строительство еще трех крупных объектов:

  • МФК «Эволюция» (ввод в эксплуатацию которого был перенесен с конца 2014 года);
  • БЦ «IQ-квартал»;
  • башня «Восток» (МФК «Федерация»).

В общей сложности это 275 тыс. кв. м офисных площадей - порядка 30% всего нового предложения офисов, ввод которых запланирован в столице на 2015 год.

По прогнозам, такой рост предложения не будет обеспечен достаточным спросом, что приведет к еще большему повышению уровня не востребованных арендаторами площадей в «Москва-Сити». Большинство аналитиков называют цифру 45-50%.

Увеличение предложения в «Москва-Сити» привело к падению арендных ставок в среднем на 29% за 12 месяцев - до $530 за 1 кв. м в год. Как говорят в S.A. Ricci, это самый высокий показатель среди деловых районов Москвы. «Если арендные ставки в «Москва-Сити» полтора года назад составляли от $700-900 за 1 кв. м в год, то сейчас они значительно снизились - по заполненным объектам на 15-20%, по незаполненным - до 35%», - отмечает директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci Александр Аверкин.

«По пустующим площадям цена аренды снижается практически еженедельно, - отмечает коммерческий директор компании «Р7 Групп» (управляющая компания БЦ «Северная башня») Антон Смирнов. - Если на середину января средняя ставка предложения в «Москва-Сити» составляла примерно 45 тыс. руб. за 1 кв. м в год, то сейчас это уже 27-30 тыс. руб., при желании можно найти и ниже».

По его словам, похожая ситуация наблюдается и по действующим арендным контрактам. Практически все арендаторы просят скидок, отсрочек платежей, фиксации курса валютных ставок. Владельцы небоскребов неохотно рассматривают такие просьбы, ссылаясь на условия договоров.

Ставки «Москва-Сити» манят арендаторов

Директор по развитию ОАО «СИТИ» (управляющая компания в «Москва-Сити») Татьяна Вольцингер утверждает, что средний уровень свободных площадей в высотном комплексе - условный критерий. «Это комплексный и многоэтапный проект, - уточняет она. - Тем временем показатель вакантных помещений в объектах, которые были построены до конца 2011 года, сейчас не превышает 10,6%. В БЦ «Башня на Набережной» заполнено 89% площадей, в БЦ «Северная башня» - 93%, БЦ «Город Столиц» - 91%, БЦ «Империя» - 87%».

«Москва-Сити» - это субрынок со своими сроками заполняемости объектов, которые составляют не менее трех лет», - напоминает Татьяна Вольцингер. Региональный директор по развитию бизнеса международной консалтинговой компании Colliers International Владимир Сергунин подтверждает, что девелоперский цикл у офисных небоскребов значительно более длительный, чем у небольших бизнес-центров, и составляет около четырех-пяти лет против двух-трех.

Между тем понижение арендных ставок может в ближайшей перспективе привести к росту популярности «Москва-Сити» среди арендаторов и переманить их из других офисных локаций столицы. «Сейчас ставки во многих проектах «Москва-Сити» сопоставимы с ценами в бизнес-центрах класса Б, Б+. При этом качество офисных помещений, инфраструктуры, управления, сервиса в «Москва-Сити» значительно выше. Я знаю, что сейчас очень многие компании имеют явные намерения перебраться в ММДЦ. Таким образом, в скором времени мы можем услышать о новых крупных сделках», - рассказал Владимир Сергунин. Озвучивать конкретные названия потенциальных арендаторов он не стал, но сказал, что в основном это строительные компании и представители IT-бизнеса.

«К 2018 году, когда будут достроены все проекты, у «Москва-Сити» есть все шансы стать полноценной альтернативой всему центральному деловому району и составить ему серьезную конкуренцию, - подтверждает руководитель отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE Клавдия Чистова. - Причем у «Москва-Сити» будет очевидное преимущество - большой выбор качественных офисных площадей и более низкие арендные ставки, которые если и станут расти по мере стабилизации экономических условий, то меньшими темпами, чем в центре. Нетрудно предположить, что многие компании начнут рассматривать варианты перебазирования своего офиса в «Москва-Сити». Особенно, на наш взгляд, это может заинтересовать арендаторов в прайм-зоне от Кремля до Белорусского вокзала. Одними из первых, кто может посмотреть на такую альтернативу, - консалтинговые и финансовые структуры».

Впрочем, с перспективой масштабного переезда в «Москва-Сити» арендаторов из других районов согласны не все участники рынка. «По нашим наблюдениям, арендаторы, которые снимают офисы в других районах, пока чаще все же предпочитают договариваться со своими арендодателями о дисконтах, о пересмотре условий на более выгодные, чем переезжать в друге офисы, - рассказывает старший директор, заместитель руководителя офисной группы Cushman & Wakefield Ксения Ревенко. - Далеко не все готовы нести затраты на переезд и на ремонт вновь арендованных помещений, которые, как правило, предлагаются в недавно построенных офисных зданиях. К тому же многие арендаторы обременены действием долгосрочных договоров».

Константин Ковалев предупреждает, что отдельные девелоперы в «Москва-Сити» ограничены в своих возможностях по предоставлению дисконта арендаторам. «Все зависит от того, в какой валюте владельцы бизнес-центров в «Москва-Сити» брали кредит в банке, - объясняет глава консалтинговой компании. - Если в иностранной, то, по нашим подсчетам, понижение арендной ставки более чем на 20% (с учетом уже произошедшего падения) не позволит им обслуживать кредит. И тогда объект придется отдавать банку». Поэтому объекты, которые строились за валютные кредиты, ближе всего к зоне риска.

По словам директора департамента коммерческой недвижимости Capital Group Марии Сергиенко, в такой ситуации владельцы объектов готовы идти на различные уступки арендаторам: фиксировать курс на срок более одного года, увеличивая ежегодную индексацию до уровня официальной инфляции, самостоятельно выполнять отделочные работы, стоимость которых будет учтена в расчете арендной ставки. «В отдельных случаях девелоперы соглашаются на частичную компенсацию стоимости отделочных работ», - признается она. Финальные условия договоренностей с арендаторами - это предмет конкретных договоренностей.

Хостелы и коворкинги вместо офисов

Низкие ставки на аренду площадей в «Москва-Сити» привели к появлению в небоскребах необычных форматов коммерческой недвижимости. Так, в 2014 году на 43-м этаже башни «Империя» открылся хостел под названием High Level (фото 1). На сайте мини-гостиницы утверждается, что это первый в мире хостел, расположенный в небоскребе. В High Level есть шестиместные (от 1,1 тыс. руб.), четырехместные (от 1,3 тыс. руб.) и двухместные (от 2,8 тыс. руб.) номера. В эту цену включен завтрак, чай и кофе, свободное пользование библиотекой, а также доступ в интернет. Персонал хостела владеет английским, немецким, французским, норвежским, испанским и китайским языками, а также ивритом.

Фрилансеры и стартаперы могут арендовать рабочее место в , которые открыты в высотках «Федерация-Восток» (24-й этаж), «Москва» (19-й этаж) и «Империя» (39-й этаж). Незакрепленное рабочее место со стандартными опциями в коворкинге SM Moscow-City (фото 2), к примеру, стоит от 1 тыс. руб. в день или 18,9 тыс. руб. в месяц. В небоскребе можно арендовать и мини-офис (23 кв. м) до пяти рабочих мест за 150 тыс. руб. в месяц.

Реализованные и строящиеся объекты ММДЦ «Москва-Сити»

Объект

Девелопер/инвестор

Сроки ввода, год

Площадь, тыс. кв. м

Этажи и высота, м

Общая

Офисы

Ретейл

Гостиницы

Апартаменты или жилые помещения

МФК «Меркурий-Сити»

LLC Liedel Investments Limited

МФК «Федерация»

«АЕОН-Девелопмент»

Башня «Запад» - 63 (242,4), Башня «Восток» - 95 (373,7)

Деловой комплекс «Империя»

БЦ «Башня на Набережной»

«Энка Иншаат ве Санайи А. Ш.»

Башня «С» − 61, Башня «В» − 27, Башня «А» − 17

БЦ «Башня 2000»

«Стройгазконсалтинг»

Деловой центр «Евразия»

«МосСитиГрупп»

МФК «ОКО»

120,3 (жилые)

МФК «Evolution Tower»

«Снегири»

БЦ «Город Столиц»

БЦ «Северная башня»

«Северная башня»

МФК на уч. № 15

ООО «ГрандТитул»

МФК на уч. № 4

МФК «IQ - квартал»

«Галс-Девелопмент»

Башня 1 - 33, Башня 2 - 42, Башня 3 - 21

Гостиница «Novotel Москва Сити»

ЗАО «Согласие», ГК «Ташир»

360 номеров

МФК на уч. № 20

ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити»

3,9 - выставочные площади

МФК на уч. № 17-18

«Ренейссанс Девелопмент»

Владимир Миронов

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама