THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В рыночной экономике, как известно, каждый хозяйствующий субъект преследует свои цели: фирмы стремятся к максимизации прибыли, домохозяйства – к максимально возможному удовлетворению своих потребностей. Цели эти противоречивы, но могут быть обеспечены только из одного источника – результата производственной деятельности в форме ВВП, а потому достижение конкретных целей одних субъектов наталкивается на противоположность целей других субъектов. Например, противоположностью максимизации прибыли является минимизация заработной платы, что может вызвать трудовой конфликт, остановить производство и снизить, а не повысить прибыль. Противоположностью максимизации выпуска продукции, повышающей прибыль фирмы, может стать чрезмерное загрязнение окружающей среды, ухудшающей условия жизни людей, протесты которых могут привести к остановке предприятия. Очевидно, что каждый хозяйствующий субъект для достижения своих целей должен считаться с целями других субъектов. Стремление одних экономических субъектов добиться своих целей, за счет ущемления интересов других субъектов, может привести к ухудшению общих условий жизни в обществе. Хотя экономические цели у всех хозяйствующих субъектов разные, они могут быть достигнуты без каких-либо социальных потрясений только при общем улучшении условий жизни в обществе.

Исходя из этого можно сказать, что конечной целью эффективной экономической деятельности людей в самом широком смысле является создание материальной базы для улучшения условий жизни каждого человека. А согласованная деятельность всех экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни населения выражает содержание социальной политики. Социальную политику, следовательно, могут проводить: на микроуровне – фирмы и муниципалитеты, создавая благоприятные условия труда и жизни для работающего персонала и жителей соответствующих поселений; на макроуровне – региональные и федеральные органы власти. Материальная обеспеченность социальной политики не складывается сама по себе, автоматически, а базируется на определённых правилах и нормативах. Координирующую роль в такой деятельности всех экономических субъектов выполняет государство, определяющее направления и источники формирования материальной обеспеченности социальной политики.

Основными направлениями социальной политики являются:

– повышение благосостояния всех членов общества;

– улучшение условий труда и жизни людей;

– осуществление принципов социальной справедливости в сочетании с экономической эффективностью.

Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Под уровнем жизни понимают степень обеспеченности населения экономическими благами. Для количественной оценки уровня жизни используют такие показатели, как потребление основных продуктов питания (хлеб, картофель, овощи, фрукты, мясо и т.п.) и предметов личного потребления (одежды, обуви, гигиены и т.п.) в расчёте на одного работника или одного жителя страны, или обеспеченность предметами длительного пользования (мебель, холодильники, телевизоры и т.п.) в расчёте на 100 семей.


Для оценки реального уровня жизни необходимо иметь эталон или стандарт, с которым сравнивается фактический уровень потребления. В качестве такого эталона используют "потребительскую корзину", включающую установленный набор товаров и услуг. Сравнение фактического уровня потребления с "потребительской корзиной" и оценивает реальный уровень жизни. "Потребительская корзина", используемая для оценки уровня жизни, может быть рациональной, минимальной и физиологической. Приближение фактического уровня потребления к набору товаров и услуг соответствующей "потребительской корзины" характеризует соответственно рациональный, минимальный и физиологический уровень потребления.

Наполняемость рациональной "потребительской корзины" определяется, исходя из удовлетворения разумных и научно обоснованных потребностей человека. Входящий в неё набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие человека, а фактическое потребление, приближающееся к рациональному, характеризует рациональный уровень потребления.

Объём минимальной "потребительской корзины" рассчитывается, исходя из экономически возможного набора товаров и услуг, сокращение которого социально неприемлемо. Структурно такая корзина учитывает потребности неквалифицированного работника и его иждивенцев и включает товары и услуги первой необходимости. Стоимость набора товаров и услуг минимальной "потребительской корзины", исчисленная по самым низким ценам, используется для определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум характеризует минимальный уровень потребления.

Физиологический уровень потребления определяется таким набором товаров и услуг, ниже которого человек не может существовать физически. С ним связано состояние бедности населения. Бедность – это такое положение жителей страны, при котором они не располагают средствами существования на минимальном уровне для данного общества и в данное время. Иначе говоря, бедность – это пограничное состояние между минимальным и физиологическим уровнем потребления. Абсолютная бедность определяется как минимальный уровень стоимости жизни, исчисленный на базе физиологических потребностей людей в продуктах питания, жилье, одежде, удовлетворяющих основные потребности человека.

Наиболее полно, или всесторонне, результативность социальной политики проявляется в качестве жизни людей. Под качеством жизни понимается степень обеспеченности населения не только экономическими благами, но и благами неэкономического порядка, включающими довольно широкий круг конкретных потребностей и интересов:

– условия труда и отдыха;

– социальная обеспеченность и социальные гарантии;

– охрана правопорядка и соблюдение прав личности;

– наличие свободного времени и возможности его рационального использования;

– природно-климатические условия и состояние окружающей среды;

– ощущение стабильности и комфортности во всех сферах жизни.

Основными индикаторами качества жизни населения, позволяющими оценить его уровень в стране и сравнить с другими странами, являются:

· индекс развития человеческого потенциала;

· индекс интеллектуального потенциала общества;

· человеческий капитал на душу населения;

· продолжительность предстоящей жизни людей.

Индекс развития человеческого потенциала представляет собой среднюю арифметическую из трёх индексов: 1) ожидаемой продолжительности жизни; 2) уровня образования; 3) ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности национальной денежной единицы). Индекс развития человеческого потенциала определяется ООН с 1990 г. В настоящее время он варьирует от 0,25 в Эфиопии до 0,96 в Канаде. В России он составляет 0,76.

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояние науки в стране. При его расчёте учитываются: 1) уровень образования взрослого населения; 2) удельный вес студентов в общей численности населения; 3) доля расходов на образование в ВВП; 4) доля занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых; 5) доля затрат на науку в ВВП. По оценкам специалистов, за время рыночных реформ в России интеллектуальный потенциал общества снизился с 0,71 в 1989 г. до 0,37 в 2003 г.

Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Оценить его величину довольно трудно, но чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала.

Самым простым и одновременно обобщающим показателем качества жизни является продолжительность предстоящей жизни людей . Средняя продолжительность жизни людей в развитых странах мира в 2005 г. составляла от 70 до 80 лет, а разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин от 2 до 6 лет. В России средняя продолжительность жизни в 2005 г. составляла 65,3 г., в том числе: мужчин – 58,9 г., женщин – 72,4 г. Разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин в 13,5 лет свидетельствует об угрозе сохранения генофонда нации.

18.2. Доходы населения в рыночной экономике и принципы
их распределения. Измерение неравенства в распределении доходов

Одним из основных направлений социальной политики государства является разработка и проведение в жизнь правил (юридических норм и нравственной среды), на основе которых происходит формирование доходов в обществе.

Доходы населения – это деньги или материальные ценности, поступающие в распоряжение домохозяйства (семьи или гражданина) из различных источников и используемые на удовлетворение текущих потребностей и накопление сбережений.

Формирование целенаправленной политики доходов предполагает систематический анализ их динамики по разным признакам.

По источникам получения доходы делят на факторные и трансфертные.

Факторные доходы (они же первичные или прямые) получают домохозяйства от переработки или продажи каких-либо ресурсов, принадлежащих им, или от какого-либо вида деятельности. Результатом такого использования ресурсов или вида деятельности являются дополнительно произведённые продукты и услуги, часть выручки от продажи которых собственники ресурсов получают в виде заработной платы, прибыли, процента, ренты, дивидендов, арендной платы.

Трансфертные доходы (они же вторичные или косвенные) – это выплаты органами власти или фирмой домохозяйству денег (или предоставление товаров и услуг), взамен которых их получатель не производит дополнительной продукции и не оказывает дополнительных услуг. Трансфертные доходы выплачиваются в виде пенсий, стипендий, пособий на детей, по безработице, временной нетрудоспособности или инвалидности.

В зависимости от материального содержания все доходы делят на натуральные и денежные , а в зависимости от способа получения – на легальные, нелегальные и криминальные.

Независимо от вида, материальной формы и способа получения доходы оцениваются в номинальном и реальном исчислении. Номинальный доход – это сумма денег, полученных человеком, за определённый период времени. Реальный доход – это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальный доход при данном уровне цен. Для сравнения величины номинального дохода за разные периоды времени, его пересчитывают в реальный доход, учитывая характер изменения цен по формуле

Д р = Д н / И ц,

где Д р и Д н – величина дохода реального и номинального в рублях; И ц – индекс цен за соответствующий период времени.

При анализе динамики доходов очень важно различать функциональное и персональное их распределение. Функциональное распределение означает разделение национального дохода между собственниками различных факторов производства. В этом случае определяется, какая доля национального дохода присваивается собственниками каждого вида ресурса – труда, капитала, земли, предприимчивости.

Персональное распределение – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцем каких факторов они являются или, напротив, не являются. В данном случае определяется доля национального дохода, приходящаяся, например, на 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан страны.

В связи с этим в проблеме распределения возникает дилемма эффективности и справедливости. Суть её заключается в том, что стремление к большему равенству (справедливости) может обернуться для общества потерями в эффективности. Так, например, растущее финансирование социальных программ, с целью поддержания равенства и справедливости, требует повышения налогов и их перераспределения. Если таким образом часть дохода, скажем Иванова, через налог получит в виде пособия Петров, то это снизит стимулы к труду у обоих. Для Иванова – зачем много работать, если значительную долю заработка придётся отдать в виде налога, а для Петрова – зачем много работать, если есть приличное пособие. Возникает опасность подрыва стимулов к эффективной деятельности, что может повлечь за собой снижение производственной активности и уменьшение национального дохода, подлежащего распределению. Кроме того, в процессе перераспределения доходов возникают потери, которые называют "дырявыми вёдрами" социальной помощи. Это потери, связанные с дорогостоящей бюрократической системой управленческого аппарата социальных органов. По подсчётам известного экономиста Оукена, из 350 дол., взятых у богатых в виде налогов, 250 дол. теряются в процессе передачи бедным. А это очень большая плата за равенство.

Со стремлением разрешить дилемму эффективности и справедливости связан поиск принципов справедливого распределения, который ведут учёные на протяжении нескольких столетий. За это время предлагались разные концепции распределения, но практически значимыми оказались уравнительная и рыночная, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Уравнительная концепция не предлагает делить национальный доход поровну между всеми членами общества, а предлагает положить в основу распределения равный для всех принцип: за одинаковый трудовой вклад – равное вознаграждение. Трудноразрешимой для данной концепции стала проблема определения равноценности трудового вклада разных видов труда или труда одного вида, но разного качества. Поэтому принцип "равное вознаграждение за одинаковый труд" не исключает неравенства в распределении национального дохода.

Рыночная концепция считает справедливым распределение доходов, основанное на конкурентном механизме спроса и предложения на разные ресурсы и виды деятельности. Такой способ распределения никем не придумывался и специально не создавался, а возник в процессе эволюции товарных форм организации производства, обеспечивая только равенство возможностей. При этом равенство возможностей сохраняется лишь в условиях свободной конкуренции. Между тем, развиваясь, свободная конкуренция формирует условия для своего собственного отрицания, порождая монополию и олигополию, вместе с которыми утрачивается равенство возможностей и порождается неравенство.

Неоспоримым фактом рыночной экономики является неравномерность распределения доходов, для измерения степени которой используются графики и коэффициенты. Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является кривая Макса Лоренца (рис. 18.1)

Рис. 18.1. Кривая Лоренца

На рисунке линия ОА, являющаяся биссектрисой прямого угла, показывает абсолютное равенство распределения доходов, так как точки, лежащие на ней соответствуют равным долям населения и доходов. Кривая, расположенная под биссектрисой, называется кривой Лоренца и показывает фактическое распределение доходов, которое является неравномерным. Степень неравномерности распределения доходов будет тем больше, чем дальше кривая Лоренца отклоняется вниз от биссектрисы.

Количественно степень неравномерности распределения доходов на основе кривой Лоренца измеряется с помощью коэффициента Джини , или индекса концентрации доходов, величина которого определяется по формуле

Коэффициент Джини Площадь сегмента под биссектрисой

или индекс = -------------------.

концентрации доходов Площадь треугольника ОАБ

В странах с развитыми рыночными отношениями коэффициент Джини находится на уровне 0,35. В России в 1991 г., т.е. в год начала рыночных реформ, коэффициент Джини был равен 0,26, а в 2005 г. – 0,405. Это значит, что за годы рыночных преобразований в экономике неравномерность распределения доходов выросла в 1,6 раза.

Наиболее распространённым измерителем степени неравномерности распределения доходов является децильный коэффициент , или коэффициент дифференциации доходов , величина которого определяется по формуле

Децильный коэффициент Доходы 10% населения с высшими доходами

или коэффициент = ───────────────────────────────.

дифференциации доходов Доходы 10% населения с низшими доходами

Для стран с развитыми рыночными отношениями значение децильного коэффициента находится в пределах 6-8 кратной величины. В России величина децильного коэффициента выросла с 13,5 в 1995 г. до 15 в 2005 г. и, к сожалению, продолжает расти.

Зависимость между величиной дохода и количеством получающих его лиц выражает и закон распределения Парето , графическая интерпретация которого показана на рис, 18.2.

Рис.18.2. Закон распределения Парето

Согласно закону распределения Парето, по мере роста абсолютной величины дохода относительно уменьшается число лиц, получающих максимальный доход. Закон Парето часто называют "законом 80/20", так как 80% ВВП присваивают примерно 20% населения.

Неравномерность распределения доходов, присущая рыночной экономике, вынуждает государство как субъекта, целью которого является создание условий благоприятных для развития общества, проводить политику регулирования доходов.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Социальная политика

государства в рыночной экономике»

Кемерово, 2009

ПЛАН

Введение

Глава 1. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике

1.2 Задачи социальной политики

Глава 2. Модели социальной политики стран Западной Европы

2.1 Классификация моделей социальной политики стран Западной Европы

2.2 Социальная политика в Германии

2.3 Социальная политика в Швеции

Глава 3. Использование опыта Западных стран в экономике России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

В России на сегодняшний день идут широкие дискуссии относительно того, по каким моделям должно строиться и функционировать общество в условиях рыночной экономики.

Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ. Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения и о правах личности в частности.

Наряду с необходимостью решения традиционных социальных проблем, таких как безработица, обеспечение самых бедных семей, образование и т.п., на передний план выдвигаются так же проблемы, связанные с инновациями - проблемы социальной безопасности, социальной экологии, нейтрализации негативных последствий глобализации. Можно констатировать факт изменения наполнения социальной политики. Ее задача - не только поддержка наиболее социально ущемленных групп общества, но и предоставление возможности для каждого реализоваться, внести свой вклад в создание общественного богатства, имея гарантии обеспечения своих интересов.

Модели социальной политики стран Западной Европы - объект пристального внимания, тщательного анализа, порой критики. Основные принципы, на которые они опираются: социальная справедливость, социальная безопасность, социальное сплочение, конкурентоспособная экономика. Следует признать, что пока нет единой, четко сформулированной концепции европейской социальной политики, а социальная интеграция в Европейском Союзе отстает от интеграции экономической. Принципы социальных моделей Западной Европы позволяют на их основе строить систему организации общества, где были бы обозначены задачи каждого из социальных партнеров.

Реализация данных моделей предполагает совершенствование структуры общества и управления им. Важную роль здесь играют совместные усилия, как институтов государственной власти, так и политических партий, профсоюзов, неправительственных организаций.

Модели социальной политики – это не есть нечто застывшее, сформулированное раз и навсегда. Это скорее идеал, к которому стремится общество, в который вносятся изменения, соответствующие вызовам времени. Не случайно, что социальные модели стран Западной Европы вызывают такой интерес и за пределами континента. Ведь они простроены в соответствии с непреходящими человеческими и цивилизованными ценностями.

Наша страна вступила в широкую полосу демократических реформ и не только в социальной сфере. Далеко не всегда и не все сразу получается, так же, как и не все идеи моделей социальной политики, могут быть у нас использованы. Говорить просто об экспорте социальных моделей каких-либо стран не приходится.

В частности, когда речь идет о социальном государстве и его роли в социальной политике, решающую роль играют особенности страны и ее традиции. Если последние европейские реформы в социальной сфере направлены на сокращение ответственности государства и привлечение иных источников финансирования социальных услуг, то перед Россией встал вопрос: нужна ли либеральная политика в социальной сфере? В течение многих десятилетий государство в России выступало практически монополистом в области социальной политики. Преждевременное увлечение либерализмом привело ко многим трудностям и провалам при реформировании социальной сферы. Региональные дисбалансы и ослабление централизованного подхода привели к серьезным негативным последствиям при реализации национальных социальных проектов.

При этом изучение опыта стран Западной Европы, его реальные достижения в области социально-экономического развития могут послужить серьезным поводом для размышлений и стать возможностью извлечь реальную пользу для разработки концепции социального государства в России и ее стратегии в области социально-экономического развития.


Глава 1. Проблема справедливого распределения

1.1 Концепция справедливого распределения доходов

Наличие неравенства между людьми является непременной чертой человеческого общества на любой стадии его развития. На всем протяжении истории человечества не существовало единой социальной структуры, только отличались критерии социального деления в разные эпохи. Социальное расслоение – это процесс образования слоев и его результат.

Для рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальное расслоение населения. В свободной рыночной экономике богатство достается только собственникам экономических факторов – труда, капитала и земли. Те же многочисленные члены общества, которые лишены производственных факторов (пожилые люди, переставшие работать по найму, инвалиды, дети), а так же лица, имеющие рабочую силу, но не способные найти ей применение в какой-либо период (безработные, временно потерявшие работоспособность по болезни), не имеют возможностей для обеспечения своего достойного уровня жизни.

В условиях становления рыночной экономии в России существенно усилилась дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности - до таких масштабов, которые свидетельствуют об остром социальном неблагополучии. Низкая оплата труда значительной части работников явилась важнейшей причиной падения в России престижа профессиональной компетенции, квалификации и качества работы. В сложившихся условиях уровень дохода работников фактически не зависит непосредственно от личных способностей, квалификации и самоотдачи. Больше сказывается в каком секторе экономики трудится человек и какова его степень близости к тому или иному каналу привилегированного распределения.

Низкий средний уровень доходов свидетельствует о почти полном отсутствии в России так называемого «среднего класса». С момента начала экономических преобразований в стране размер личных (семейных) доходов населения становится наиболее существенным фактором социальной дифференциации (Таблица №1).

Сложившаяся на сегодняшний день в России модель социальной стратификации характеризует в высшей степени дифференцированное общество, на одном полюсе которого находится небольшой по численности слой предпринимателей, сосредоточивший в своих руках значительную часть собственности и дохода, а на другом – большая часть населения страны, живущая в бедности.

Таблица №1

Распределение общего объема денежных доходов населения РФ

Произошедшие изменения в доходах населения и углубление его имущественного расслоения породили следующие негативные социальные процессы:

Создаются значительные слои населения, находящиеся за «чертой бедности» (прежде всего пенсионеры старших возрастов, многодетные семьи, инвалиды);

Происходит отток квалифицированных кадров из обрабатывающей промышленности, социальной сферы и науки в сферы приложения труда, не требующих соответствующих знаний (мелкая торговля, ремонтные работы и т.п.);

Ухудшается состояние здоровья населения, выраженное в первую очередь в снижении продолжительности его жизни и т.д.

Данные изменения, большое неравенство и реакция людей на такие изменения могут стать барьером на пути дальнейшего социально – экономического развития страны. Именно поэтому одной из важнейших функций государства является проведение социальной политики, обеспечение необходимого уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп. Вмешательство государства должно быть активным в те важные области, где рыночные структуры не могут обеспечить эффективного размещения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей является не справедливым. Задача государства – сокращение бедности и неравенства, а для этого необходимо поддерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, которая опирается на принцип всеобщей доступности.

Главный ориентир социальной политики на современном этапе – всемерное стимулирование экономической активности, формирование предпосылок, при которых каждый человек сможет своим трудом, энергией, инициативой и талантом обеспечивать достаточные условия жизни для себя и своей семьи. Это отвечает как требованиям эффективности, так и принципу социальной справедливости общества.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и понятие социальной политики

Важным элементом государственного регулирования на современном этапе развития является социальная политика. Механизм рынка не идеален и не может обеспечить решение социально-экономических вопросов.

Актуальность данной темы определяется необходимостью регулирования социально-экономических условий жизни общества, его стабильным развитием и движением к модели “социальной экономики”.

Цель темы – рассмотреть понятие, виды и функции социальной политики государства во взаимосвязи с поддержанием стимулов к эффективной экономической деятельности. Традиционные образовательные задачи дополняются воспитательными - формированием у студентов активной позиции по обеспечению субъекта различными видами доходов в процессе экономической деятельности.

Это достигается постановкой основной проблемы - как сочетать рыночные методы и социальные гарантии?

Понятие “социальный” (от лат. – общественный) характеризует все, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе, с их благосостоянием.

Либеральная рыночная экономика не обеспечивает гарантированного уровня благосостояния для всех членов общества, как говорят, не обладает “совестью”. Рынок - это социально нейтральный механизм распределения экономических ресурсов на основе законов спроса и предложения.

Проблема либеральной экономики – по мере роста богатства углубляется социальное неравенство , те существует дифференциация доходов различных групп населения.

В целях актуализации данного тезиса поставим вопрос о том, какие школы и направления в экономической науке акцентировали эту проблему.

Например, марксизм в XIX в., кейнсианское направление в 30-егг. XX века, как теоретическая основа осуществления экономической политики.

В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г., записано, что каждый человек имеет:

Право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи;

Право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Под влиянием демократической общественности во второй половине ХХ века государства начали более активно осуществлять экономическое регулирование, в том числе социальную политику. Рыночная экономика получила социальную ориентацию, сформировалась новая модель – смешанная экономика, предполагающая гарантированность стандарта благосостояния.

Социальная политика – вид государственного регулирования, включающий меры по обеспечению условий для повышения благосостояния общества и стабильности отношений между социальными группами.

В узком смысле, социальная политика состоит в перераспределении доходов различных групп общества. В широком смысле - это меры по созданию равных стартовых возможностей для граждан страны.

Государство через социальную политику трансформировало рыночную систему в социальное рыночное хозяйство, в частности в развитых странах.

Виды и функции социальной политики

Реализация социальной политики осуществляется в каждой стране исходя из ее экономических возможностей. Различия по странам определяются в основном уровнем показателя ВВП на душу населения, размером государственного бюджета.

Разные виды экономической политики требуют различных финансовых вложений.

Выделим наиболее важные виды социальной политики :

Регулирование доходов, создание условий для трудовой активности и занятости (рассчитано на экономически активное население);

Развитие социальной инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной, спорта и культуры (для всех граждан страны);

Социальное обеспечение и социальная защита (в первую очередь, нетрудоспособных и малообеспеченных граждан).

С точки зрения сохранения рыночных стимулов развития, именно первый вид социальной политики является наиболее важным. Он включает:

Законодательное определение, гарантии условий труда и механизмы развития рынка труда, в том числе социальное партнерство, поддержка малого бизнеса.

Социальное партнерство - система взаимоотношений между властью, профсоюзами, работодателями для согласования интересов, смягчения конфликтов.

Поддержание уровня и эффективной структуры занятости (организация переквалификации, льготы на создание рабочих мест), программы уменьшения безработицы;

Создание центров занятости, оказывающих бесплатные консультационные, профориентационные услуги и помощь безработным гражданам;

Установление и гарантирование минимального размера оплаты труда (МРОТ) , периодический пересмотр его размера;

Создание условий для роста доходов (инновации, качественные рабочие места) с целью уменьшения их дифференциации, то есть различий в уровне дохода на душу населения,

Создание среднего класса (60-80% населения)

Второй вид социальной политики направлен на создание и развитие социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура представляет собой совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству всех сторон его жизни.

Развитие социальной инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной, спорта и культуры направлено в первую очередь на развитие человеческого капитала всех граждан страны.

Человеческий капитал представляет собой накопленные человеком в результате обучения и трудовой деятельности знания и навыки, влияющие на уровень его зарплаты, характер трудоустройства и возможность реализации творческих способностей. Необходимо обеспечить заинтересованность людей в развитии своего человеческого капитала, увеличивать долю граждан, активно нацеленных на повышение качества своей жизни и благосостояния, то есть выбирающих активный путь борьбы с бедностью.

Наиболее затратным видом социальной политики является третье направление - социальное обеспечение и социальная защита. Именно это направление ассоциируется с понятием социальной политики в узком смысле слова. Оно направлено, в первую очередь, на организацию прямой поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан за счет механизма перераспределения доходов, на борьбу с бедностью.

Официальный подход к определению бедности – сопоставление денежных доходов с региональным прожиточным минимумом.

В экономической науке разработана модель Кривая Лоренца, которая позволяет оценить уровень дифференциации доходов 20-процентных групп населения и более эффективно разрабатывать меры, регулирующие распределение доходов (график представлен на слайде презентации). При сопоставлении фактической кривой с линией полного равенства можно определить отклонение от состояния равновесия. Чем ближе индекс Джини к 1, тем меньшей долей дохода располагают беднейшие слои. Предполагается, что по мере повышения среднемирового благосостояния, коэффициент Джини в мире приблизится к среднему уровню развитых стран и составит 0,40.

Государство, реализуя функцию социальной защиты, создает систему социального обеспечения на основе принципов обязательного государственного страхования.

Социальное обеспечение - комплекс социально-экономических мер, включая, пенсионную систему; систему пособий и компенсаций лицам с низкими доходами, выплачиваемых взамен утраченного заработка; систему социального обслуживания определенных групп граждан.

Основные элементы финансовых источников социального обеспечения должны формироваться на основе взаимодействия:

Страхования (обязательное социальное; корпоративное). Принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным подходам, личному вкладу и ответственности субъектов.

Социальной помощи (комбинация бюджетных трансфертов и социальных услуг)

Попечительства.

Конкретная политика доходов, которая разрабатывается в разных странах на основе анализа модели, различна и зависит от многих факторов, в том числе от уровня социально-экономического развития, темпов производительности труда, социальной напряженности в обществе.

В статье 7, п.1 Конституции РФ записано: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ с 90-х гг. началась разработка модели социальной политики.

В 90-гг. реализация этой модели ограничивалась скромными размерами общественного “пирога”, дефицитом государственного бюджета, олигархической структурой экономики. Так, в конце 90-х гг. в РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составлял 10-20% прожиточного минимума (МРОТ в 2000г. 132 руб., прожиточный минимум – 1210руб.). В результате проводимой политики обеспечения социального качества экономического роста к 2006г. МРОТ в РФ достиг 1100 рублей (33% прожиточного минимума, 3382 руб.), к 2009г. - 4330 руб. (более 50%). На 01.01. 2015гг. МРОТ составляет 5965 рублей. Последовательное ежегодное повышение размера МРОТ обеспечивает реализацию статьи 133 Трудового кодекса РФ о соответствии МРОТ и прожиточного минимума.

Справедливость и развитие

Понятие “социальная справедливость” имеет много аспектов, в первую очередь, морально-этический, и носит конкретно-исторический характер.

В исследовании ООН “Справедливость и развитие” справедливость оценивается с точки зрения равных возможностей. Необходимо выравнивать обстоятельства, над которыми субъекты не властны, их стартовые возможности, уменьшать негативные факторы, влияющие на достижение результата.

Необходимо компенсировать “пробелы” рыночной справедливости мерами государственной социальной политики.

Механизм социальных гарантий должен:

Обеспечить блага и услуги (бесплатно или со скидкой) на минимально достаточном уровне в целях выравнивания личных доходов и поддержания социального статуса;

Быть основан на сложившемся в обществе представлении о справедливости (уравнительность или индивидуальная дифференциация);

Минимизировать формирование пассивных, иждивенческих отношений, когда выгоднее не работать (антистимулы).

Примером активного подхода к борьбе с бедностью является деятельность лауреата Нобелевской 2006 года премии Мухаммада Юнуса, банкира из Бангладеш, которого называют “банкир для бедных”. В 1983 году он создал Грамин Банк (с бенгальского - сельский банк) с целью давать микро-кредиты (до 100 долларов) беднейшим семьям и продолжает делать это более тридцати лет. Его модель работает более чем в ста странах мира, помогая людям выбраться из бедности. У Грамин банка более 7 млн. заемщиков, что, по мнению Юнуса, поможет преобразовать экономику. 2005 год был назван ООН международным годом микрокредитования как составной части усилий по достижению целей развития.

Важным результатом социальной политики и проявлением выравнивания уровней жизни является формирование среднего класса, что способствует однородности общества, росту доли граждан, активно использующих “социальные лифты” и нацеленных на повышение качества своей жизни.

“Социальный лифт” - способы, позволяющие человеку подниматься по социальной лестнице, чтобы достичь высокого положения в обществе и благосостояния.

Существует несколько видов социальных лифтов: получение хорошего образования, карьера в государственном аппарате, успех в бизнесе, политическая карьера, участие в деятельности политических партий, научная деятельность, творческая литературно-художественная деятельность, спортивные достижения, привлечение к себе внимания средств массовой информации.

Важная задача современной политики РФ - создание условий для запуска новых социальных лифтов, для повышения равных возможностей по их использованию.

Эффективная социальная политика гарантирует стандарт благосостояния. Она исходит из принципа: “Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным”. В целях сохранения рыночных принципов и трудовой мотивации субъектов следует сочетать бюджетные трансферты и возможности социального партнерства.

В заключении приведу цитату лауреата премии А. Нобеля по экономике 1970 года Пола Самуэльсона: “Сплоченные общества, в которых различные группы избирателей обеспечивают население всеобъемлющей системой социального страхования на случай, если кто-либо может оказаться безработным, бедным, потерять здоровье, стать нетрудоспособным в старости, эти общества в конечном итоге одержат победу над обществом, состоящим из эгоистических одиночек, бросающих песок в сахар, если только они могут обманным путем всучить его на конкурентном рынке, над теми, кто озабочен в деловой жизни лишь своими собственными интересами.”

1. Конституция РФ, Статья 7

2. Всеобщая декларация прав человека.

3. Доклад ООН о мировом развитии 2006г. Справедливость и развитие. Пер. с англ. – М.: изд. “Весь мир”, 2006г. 685с.

4. Курс экономической теории: учебник. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– Киров: АСА, 2009г.-832с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама