THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Российская Федерация – государство с сущест­венными межтерриториальными различиями в экономическом развитии, обеспеченности объ­ектами социальной инфраструктуры, инвестиционных возможностях обще­ственного и частного сектора, природно-климатических условиях.

В этой связи основой федеральной политики в области социально-экономического развития территорий должно стать выравнивание условий для обеспечения экономического роста на всей территории страны с одновременным сокра­щением межтерриториальных различий в уровне благосостояния населения.

Усилия федеральных властей по созданию условий для максимально полного использования возможностей роста благосостояния населения и экономического роста на базе роста конкурентоспособности в регионах должны основываться на реализации механизмов партнерства между уров­нями государственной власти и сконцентрированы на следующих направле­ниях:

ü содействие процессу разработки на уровне субъектов Федерации про­грамм социально-экономического развития (разработка нового типового ма­кета программ, методических рекомендаций по их составлению), способст­вующих в том числе решению задач федеральной программы социально-эко­номического развития;

ü содействие внедрению в регионах системы программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, встраивание регионов в систему достижения целей исполнительной власти (Правительства);

ü разработка с участием федеральных властей модельных законов и нормативных актов для регионов и муниципальных образований, направлен­ных на создание в регионах и муниципалитетах благоприятного предприни­мательского климата;

ü изучение и распространение лучшей региональной практики по сти­мулированию экономического роста на региональном и муниципальном уровнях;

ü разработка и введение дополнительных мер поддержки инвестиций в отдельных регионах путем создания технико-внедренческих зон с федераль­ным участием.

Особое место в создаваемой системе федеральной поддержке соци­ально-экономического развития территорий в среднесрочной перспективе займет Фонд регионального развития, который предстоит сделать основным каналом федеральной финансовой поддержки региональных инвестиционных проектов. При этом порядок распределения средств данного Фонда пред­стоит коренным образом усовершенствовать, положив в его основу конкурс­ную процедуру оценки заявок субъектов Российской Федерации на финанси­рование проектов по инвестициям в социальную инфраструктуру.

Политика в области социально-экономического развития территорий будет построена на использовании различных подходов к решению стоящих перед органами власти задач и масштаба решаемых проблем. На основании создаваемой системы мониторинга показателей социально-экономического развития территорий и результатов типологизации проблем, стоящих перед различными территориями, Правительством Российской Федерации будут использоваться различные механизмы и инструменты, направленные на ре­шение этих проблем.

России предстоит усовершенствовать систему мер федеральной поли­тики в отношении отдельных регионов и территорий – Северного Кавказа, Калининградской области, Дальнего Востока. В ближайшее время федераль­ные целевые программы регионального развития будут сосредоточены ис­ключительного на поддержке перечисленных территорий с одновременным коренным пересмотром механизмов федеральной поддержки развития терри­торий даже при наличии особых условий геополитического характера. По­мимо оказания федеральной поддержки на указанных территориях необхо­димо применение особых мер в области миграционной политики, междуна­родных и внешнеэкономических отношений и т.д.

В среднесрочной перспективе необходимо сокращать предоставление особых условий ведения хозяйственной деятельности и дополнительной фе­деральной финансовой помощи. Поддержка должна оказываться не через прямые финансовые вливания, а через создание стимулов для собственных усилий региональных и местных властей, а также нормативно-правовую, ме­тодическую и методологическую помощь в проведении реформ, направлен­ных на улучшение предпринимательского климата, развитие социально-эко­номической сферы, обеспечивающих рост благосостояния населения, прожи­вающего на указанных территориях.

С учетом вступления в силу федеральных законов о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федера­ции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления представляется целесообразным повы­сить возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные направления расходова­ния (объекты финансирования) средств, получаемых из Фонда регионального развития.

Для этого необходимо на основании единого порядка распределения средств Фонда регионального развития утвердить общие суммы инвестици­онной финансовой помощи между субъектами Российской Федерации, уста­новив при этом минимальные требования и доли софинансирования за счет региональных бюджетов.

Распределение Фонда регионального развития должно производиться в рамках единой системы межбюджетных отношений с учетом бюджетной обеспеченности территорий.

Требуется утвердить четкую систему критериев для определения уров­ней софинансирования региональных и муниципальных объектов, средства которые выделяются из Фонда регионального развития, а также порядок реа­лизации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности предоставления этих средств как источника доходов регио­нальных фондов муниципального развития.

В ближайшие сроки по результатам предоставления субвенций на вы­полнение федеральных полномочий, передаваемых из Фонда компенсаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, потребуется на основе анализа выявленных недостатков внести изменения в порядок предоставления отчет­ности о реализации этих полномочий, в том числе определив возможные на­правления уточнения федерального законодательства.

3. Социально-экономическое развитие территории

В настоящее время г. Белый является хозяйственным центром местного значения. Основу промышленного производства составляют предприятия деревообработки . Также хозяйственная деятельность представлена предприятиями пищевой индустрии, производством и распределением электроэнергии и воды.

Таблица 3.1.

Объем отгруженной продукции организаций по видам деятельности , млн. рублей

2011г.

2012г.

Обрабатывающие производства

35,66

35,74

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

12,96

12,67

Обработка древесины и производство изделий из дерева

22,71

23,07

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

15,12

16,33

Всего по г. Белый

50,78

52,07

Промышленность.

На территории г. Белый ведут хозяйственную деятельность 3 крупных и средних предприятия: ООО «Леспромсервис», ООО «Бельские двери» (оба – «Обработка древесины и производство изделий из дерева») и ПО «Хлебопек» («Производство пищевых продуктов»).

Таблица 3.2.

Показатели деятельности промышленных предприятий в 2008 году

Наименование предприятия

Основные виды деятельности

Объем продукции, тыс. руб.

Среднесписоч - ная численность работников

ПО «Хлебопек»

Производство хлебобулочных, макаронных, кондитерских, сухарных изделий

10709

Леспромсервис»

Древесина деловая;

Древесина дровяная

4079

Двери»

Производство дверей (более 50 видов) и столярных изделий

Нет данных

В последние годы на территории Бельского района растут объемы лесозаготовки . Однако, бóльшая часть леса перерабатывается на остальной территории района, в связи с чем объемы производства лесоматериалов в г. Белом сокращаются. В связи с этим, приоритетом является внедрение современных технологических линий деревообрабатывающих производств г. Белый.

Несмотря на снижение объемов лесопереработки, объем отгруженных товаров и услуг собственного производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства» ежегодно растет. Так, в 2006 году объем производства в действовавших ценах составил 14,5 млн. рублей, в 2007 году – 15,4 млн. рублей. Основной причиной роста объемов выпускаемой продукции в денежном выражении является удорожание конечной продукции при снижениях объемов реального производства.

Среднесписочная численность занятых на обоих предприятиях в последние три года существенно не изменялась и составляла от 34 до 37 человек в ПО «Хлебопек» и 36-33 человек в ООО «Леспромсервис».

В настоящее время Администрацией Бельского муниципального района проводится работа по привлечению инвестиций и созданию новых предприятий на базе современных технологий и оборудования, в том числе по переработке молока и выпуску молочной продукции, предприятия по переработке отходов лесопиления и производству новых видов топлива (гранулы, брикеты).

В г. Белый компания «ЭкоПауэр» реализует инвестиционный проект по созданию предприятия по производству биотоплива из древесных отходов и несортовой древесины. Объем инвестиций более 70 млн. рублей. Количество новых рабочих мест 50-60 человек.

Торговля . Сеть объектов розничной торговли г. Белый, согласно данным администрации района, в настоящее время состоит из 58 торговых объектов.

Действующими документами стратегического и территориального планирования проектное развитие хозяйственной деятельности определяется по следующим направлениям:

- Туристско-рекреационная деятельность.

- Деревообрабатывающая промышленность.

- Пищевая промышленность.

Так, согласно схеме территориального планирования Бельского муниципального района (далее – Схема) промышленное развитие г. Белый основывается на двух инвестиционных проектах – компании «ЭкоПауер» и -Гранул» (проект заморожен). Схемой отмечается, что «дальнейшее развитие промышленности в г. Белый должно проходить с учетом того, что он является селитебной зоной». Основные мероприятия должны быть направлены на экологическую модернизацию существующих производств, т. е. на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, биологическую очистку сточных вод ».

Основу промышленного развития муниципального района по материалам Схемы должны составить лесопереработка с выпуском конечной продукции, добыча полезных ископаемых и производство строительных материалов (кирпич).

Размещение кирпичного завода предлагалось в д. Демяхи на базе местного месторождения кирпичных глин.

Гипотеза хозяйственного развития генерального плана .

Природно-ресурсный потенциал и демографическая ситуация Бельского муниципального района определяют проектную хозяйственную функцию города. Генеральным планом функция города определена как промышленный узел с размещением средних и малых предприятий. Основной специализацией города на перспективу сохранится деревообработка и производство конечной продукции (пиломатериалы, двери и т. д.). Сопутствующей специализацией генеральным планом выделяется производство строительных материалов и пищевая промышленность . Также генеральным планом прогнозируется размещение трудно предсказуемого спектра машиностроительных производств.

Предусматривается дальнейшее развитие деревообработки на территории г. Белый с созданием новых технологических линий и расширением номенклатуры выпускаемой продукции. По данным лесохозяйственного регламента Западно-Двинского лесничества имеются перспективы увеличения объемов рубок главного пользования, что создает перспективы для дальнейшего развития переработки. Основной ориентацией новых технологических линей должна стать конечная продукция (напр., сборные конструкции для индивидуального строительства).

Переработка ископаемого сырья в Бельском районе может базироваться на базе ряда месторождений и перспективных площадей кирпичных глин и суглинков, разведанных в окрестностях г. Белый, на расстоянии 6-15 км от него. Все они характеризуются хорошими условиями транспортной доступности.

В схеме территориального планирования Бельского муниципального района размещение кирпичного завода на базе месторождения кирпичных глин в д. Демяхи. Однако, генеральным планом определяется, что населения в трудоспособном возрасте поселения (200-250 человек) будет недостаточно для реализации намеченного проекта. Показательно, что в г. Белый ранее работал кирпичный завод на базе Бельского месторождения суглинков, но производство было прекращено из-за низкого качества сырья.

Наиболее перспективным объектом является месторождение суглинков «Бокачевское», на базе которого и рекомендуется организация производства производительностью около 5 млн. шт. кирпича в год. Также в качестве сырьевой базы кирпичного производства могут быть вовлечены в эксплуатацию перспективные площади распространения глинистого сырья в Бельском районе, наиболее крупной из которых является Демяховская с прогнозными ресурсами категории Р-1 42,8 млн. м3.

Подробная характеристика месторождений и прогнозных площадей приведены в главе 2.3.

Развитие пищевой промышленности в городе ограничено малым количеством тяготеющих к городу сельского населения и сельскохозяйственных предприятий. Основным направлением развития переработки сельскохозяйственной продукции может стать создание небольших производств по переработке мясомолочной продукции.

Размещение малых и средних машиностроительных производств (напр., по производству оборудования) возможно обосновать прежним хозяйственным профилем города - наличием квалифицированных кадров и обеспеченных инфраструктурой промзон.

Приоритетной площадкой для размещения новых производств генеральным планом выделяется южная промзона. В качестве резервных территорий под промышленное освоение рассматривается также промзона в северной части города.

3.3. Численность населения

Численность постоянного населения г. Белый по состоянию на 01.01.2013г. составила 3558 человек. Начиная с 1990 года, наблюдается стабильное снижение численности населения города. Так, за последние 20 лет численность постоянного населения сократилась в 1,5 раза.

Рисунок 3.1. Динамика численности населения г. Белый.

Основной причиной снижения численности постоянного населения г. Белый является естественная убыль . За последние 15 лет средний уровень естественной убыли составил -15 ‰. Вместе с естественным снижением, с 1997 года сальдо миграции является стабильно отрицательным.


Рисунок 3.2. Естественное движение численности городского населения
Бельского района (гг.)

В структуре естественного движения населения г. Белый в последние годы смертность превышает рождаемость в среднем в 2,5 раза. За последние 15 лет демографические показатели города являются одними из худших среди большинства городов и поселков городского типа Тверской области .

В 2012 году родилось – 43 человека (11,9 ‰), умерло – 67 человек (18,6 ‰), прибыло – 22 человека (6,1 ‰) и выбыло – 94 человека (26,1 ‰).


Рисунок 3.3. Динамика движения населения г. Белый за период гг.

Современная возрастная структура населения г. Белый несбалансированна. В последние десять лет наметилась устойчивая тенденция старения населения и значительное сокращение доли населения младше трудоспособного возраста. Данная специфика движения населения внутри возрастных групп характерна для всей Тверской области, однако в г. Белый старение населения имеет более выраженный характер. Средний возраст населения г. Белый составляет ~42 года.

По статистическим данным 2009 года, возрастная структура населения г. Белый выглядела следующим образом: младше трудоспособного населения – 15,2%, в трудоспособном возрасте – 57,9%, старше трудоспособного населения – 26,9%.

Таблица 3.3.

Динамика возрастной структуры населения, %

1990 г .

2000 г .

2007 г .

г. Белый

18,3

18,2

13,4

В трудоспособном возрасте

64,1

59,0

61,7

17,6

22,8

24,9

Тверская область

Моложе трудоспособного возраста

21,3

16,1

14,4

В трудоспособном возрасте

57,1

60,2

60,4

Старше трудоспособного возраста

21,6

23,7

25,2

По половой структуре населения в г. Белом отмечается превышение численности женщин над численностью мужчин – 130 женщин на 100 мужчин, как и в целом по Тверской области – 126 женщин на 100 мужчин. Среди населения в трудоспособном возрасте на 100 мужчин в городе приходится 103 женщины (по области 98 женщин). В возрастной группе населения «старше трудоспособного возраста» на 100 мужчин в г. Белый приходится 339 женщин, в то время как по области – 208 женщин.

В целом, демографические процессы г. Белый за последние 20 лет привели к тому, что в настоящее время имеются ярко выраженные тенденции к снижению населения как из-за характера естественного и миграционного движения, так и процесса старения населения.

Однако, убыль населения определяется естественным движением только на 25 %, а на 75 % – механическим оттоком. В связи с этим, прогнозируемое социально-экономическое развитие города может способствовать существенному снижению темпов убыли населения.

Современная возрастная структура населения и сложившаяся тенденция миграционного движения населения определяют следующие особенности демографической ситуации на период реализации генерального плана:

- сохранение превышения смертности над рождаемостью;

- сохранение отрицательного сальдо миграции;

- сохранение тенденции старения населения города;

- при этом - сравнительное выравнивание коэффициентов естественного и миграционного движения населения;

Тем не менее, неизбежно общее снижение численности населения города.

Прогноз численности населения г. Белый подтвержден протоколом рабочего совещания о ходе разработки генплана г. Белый при Администрации муниципального района от 01.01.2001 г. Согласно указанным материалам численность постоянного населения поселка составит:

· на 2024г. – 3200 человек;

· на 2034г. – 3000 человек.

Таблица 3.4.

Движение населения по проектным этапам в год, человек

2012 г .

2024 г .

2034 г .

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост (+) / убыль (-)

-24

-15

-15

Прибытие

Выбытие

Сальдо миграции

-72

-20

-5

Численность населения

3600

3200

3000

Таблица 3.5.

Прогнозируемая возрастная структура населения г. Белый, человек

2009 г .

2024 г .

2034 г .

Младше трудоспособного возраста

15,2

16,6

17,4

В трудоспособном возрасте

2073

1740

1570

Доля в структуре всего населения, %

57,9

54,4

52,3

Старше трудоспособного возраста

Доля в структуре всего населения, %

26,9

29,0

30,3

Современный жилищный фонд г. Белый составляет около 100 тыс. м2, в том числе муниципальный – 50,45 тыс. м2. Средняя жилищная обеспеченность населения оценивается в 28 м2 на одного жителя, что является достаточно высоким показателем, свойственным для населенных пунктов данного масштаба.

Жилищный фонд города преимущественно представлен индивидуальной застройкой. Так, общая площадь индивидуального фонда составляет около 80 тыс. м2, а капитального многоквартирного фонда - ~20 тыс. м2.

В ветхом и аварийном жилом фонде в настоящее время проживает 117 человек: в ветхом – 85 человек, в аварийном – 32 человека. Общая площадь ветхого и аварийного фонда оценивается в 15 тыс. м2. Данные по благоустройству жилищного фонда отсутствуют.

Современная плотность жилой застройки составляет:

- индивидуальный фонд ~ 550 м2/га.

- многоквартирный капитальный фонд ~1500 м2/га.

Низкий показатель плотности многоквартирного капитального жилищного фонда объясняется тем, что в нем представлены малоэтажные дома .

Новое строительство в городе ведется низкими темпами и представлено исключительно индивидуальным фондом. За 2012 год было построено менее 0,5 тыс. м2. Низкие темпы строительства объясняются достаточно высокой существующей жилищной обеспеченностью населения.

Проектные предложения

При определении объемов нового строительства за основу были приняты показатели в соответствии с Протоколом от 01.01.2001 г. Однако, с учетом проведенных обмеров, анализа существующего характера и плотности застройки, проектные показатели были уточнены. В проекте принято:

- необходимость увеличения жилищной обеспеченности по проектным этапам до 36 м2/чел.;

- соотношение нового многоквартирного и индивидуального строительства на уровне 10/90 %% соответственно.

Для нового строительства в проекте приняты следующие показатели плотности застройки:

- индивидуальное строительство – 700 м2/га. Рекомендуемый размер участка – 12 соток;

- капитальное многоквартирное строительство – 2500 м2/га Рекомендуемый тип застройки – 3 этажные секционные дома.

Таблица 3.6.

Расчет потребности в новом жилищном строительстве

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2024 г .

2034 г .

Проектная численность населения

чел.

3200

3000

Жилищная обеспеченность

м2 общ. пл./1 чел.

Требуемый жилищный фонд

тыс. м2

102,4

Существующий жилищный фонд на начало периода

–//–

Убыль жилищного фонда

–//–

Существующий сохраняемый жилищный фонд

–//–

92,5

Новое строительство

–//–

Жилищный фонд на конец периода

–//–

102,4

Территории новой застройки

га

13,4

30,5

Многоквартирное строительство реализуемо в рамках федеральных и региональных целевых программ ; генпланом резервируются участки для строительства трех многоквартирных домов в течение расчетного срока реализации проекта в юго-восточной и южной частях города суммарной площадью ~2300 м2.

Территории для индивидуального строительства намечены с резервом, преимущественно в юго-западной и северо-восточной частях города; также будет осуществляться выборочная реконструкция существующей застройки.

Современное состояние учреждений обслуживания

Здравоохранение. На территории г. Белый располагается Центральная районная больница (далее – ЦРБ), в состав которой входят стационар и поликлиника. Коечный фонд составляет 58 коек, а поликлиника рассчитана на 101 посещение в смену.

Общая численность медицинских кадров составляет 56 человек, из них: врачей всех специальностей – 10 человек, среднего медицинского персонала – 46 человек. ЦРБ ориентирована на предоставление медицинских услуг населению Бельского муниципального района.

Образование. На территории г. Белый действует 7 учреждений образования:

- МОУ Бельская средняя общеобразовательная школа.

- МДОУ «Детский сад № 2».

- МДОУ «Детский сад № 3».

- МОУ ДОД Дом школьников.

- МОУ ДОД Детская юношеская спортивная школа.

- МБОУ ДОД «Бельская детская школа искусств».

- ГБОУ СПО «Нелидовский техникум» (филиал).

Физическая культура и спорт. На территории г. Белый по материалам формы государственного статистического наблюдения № 1-МО «Сведения об объектах инфраструктуры муниципальных образований » за 2011 год располагается 36 спортивных сооружений:

- 1 стадион с трибунами;

- 19 плоскостных спортивных сооружений;

- 16 спортивных залов.

Данные по мощности объектов физической культуры и спорта и физическом износе их зданий и сооружений отсутствуют.

Социальное обслуживание. В городе расположено ГБУ «Социальный приют для детей и подростков» Бельского района.

Культура. Учреждения культуры на территории г. Белый представлены1:

- МУК «Бельский районный межпоселенческий центр культуры и досуга».

- МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Бельского района».

- МБОУ «Бельская детская школа искусств».

- Бельский краеведческий музей.

Кинотеатр.

Данные по емкости учреждений культуры и физическом износе их зданий и сооружений отсутствуют.

Коммерческие виды обслуживания включают:

11 объектов бытового обслуживания, оказывающих услуги по ремонту и пошиву одежды, ремонту машин и оборудования, парикмахерские и косметические услуги, фото-услуги, ритуальные услуги, баню на 28 мест;

58 объектов торговли торговой площадью 2744 кв. м.;

5 предприятий общественного питания общей емкостью 228 мест.

Проектные предложения

Перечень и номенклатура учреждений социальной сферы города соответствует статусу районного центра и его положению в системе расселения. Приоритетными мероприятиями по развитию сферы являются плановый ремонт и развитие материально-технической базы существующих объектов.

В связи со стесненным расположением существующей больницы целесообразно строительство нового комплекса ЦРБ в южной части города, однако данный объект капитального строительства регионального значения не предусмотрен документами стратегического и территориального планирования. Генпланом указанная территория резервируется для размещения ЦРБ при условии последующего включения в перечень ОКС регионального значения.

В таблице приведены нормативные показатели емкости учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Таблица 3.7.

Нормативная емкость учреждений социального и культурно-бытового обслуживания г. Белый на расчетный срок

Наименование объектов

Ед. изм.

Норматив на 1000 жителей

Сущ. мощность

Проектная потребность

Городская больница:

Стационар

коек

13,47

57

Поликлиника

пос./смена

18,15

Дошкольные учреждения

мест

н/д

Общеобразовательные учреждения

мест

435 обучающихся

Спортивные залы

м2 пола

н/д

1050

Плоскостные сооружения

га

н/д

Бассейны

м2 зеркала воды

Учреждения культуры клубного типа

зрит. мест

н/д

Библиотеки

тыс. томов

н/д

13,5

Также генеральным планом на расчетный срок предусматривается строительство плавательного бассейна с площадью зеркала воды до 200 м2.

Городское население

Данные официального сайта Администрации Бельского муниципального района

Приведен расчет для численности обслуживаемого ЦРБ населения. По оценке генерального плана численность сопряженного населения к 2034 году составит ~1200 человек.

Как известно, термины «движение населения» и «миграция» не однозначно трактуются в современной научной литературе, отдельные авторы их употребляют как синонимы. При этом оба термина употребляются тогда, когда речь идет о вопросах воспроизводства населения и ресурсов для труда.

Попытаемся разобраться в этом вопросе. Термин «миграция» (латинское migration), означающий переселение, перемещение, движение, в настоящее время широко используется для обозначения различных социальных явлений, неоднозначных по своему характеру, обусловливающим факторам и последствиям. Словосочетание «миграция населения» используется как в широком, так и в узком смысле слова.

В наиболее широкой трактовке к миграциям относят все виды движения населения, имеющие общественную значимость, то есть не только пространственные перемещения населения, но и текучесть кадров, профессиональное движение, различные социальные перемещения.

Согласно другому подходу, миграция – это «такой процесс пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведет к его территориальному перераспределению».

По поводу того, какие виды движения населения следует выделить и что относить к каждому из них, в литературе так же не существует единого мнения.

И.С. Матлин в 70-е годы прошлого столетия в своей книге «Моделирование размещения населения» утверждал, что движение населения и трудовых ресурсов подразделяется на такие типы, как демографическое, межотраслевое, межпрофессиональное и территориальное. В данной классификации отсутствуют перемещения, связанные с изменением социального статуса, образовательного уровня и так далее.

Г.И. Касперович выделял территориальные, производственные и социальные перемещения.

Российский демограф В.А. Борисов различает всего два вида движения населения: естественное и механическое (миграционное). В данной типологии отсутствует социальное движение, включающее профессиональное, образовательное, межотраслевое и т.д. движение населения.

Наиболее приемлемым считается выделение трех видов движения населения : естественное, миграционное и социальное (рисунок 1).

В данной схеме социальное движение объединяет все то, что не входит в естественное и миграционное движение. При этом естественное, миграционное и социальное движение населения тесно взаимосвязаны.

Движение населения приводит к его качественным и количественным изменениям. Причем, если естественное и миграционное движение влечет за собой как количественные, так и качественные изменения, то социальное меняет в первую очередь качественные характеристики.

Миграционное движение занимает в этой схеме центральное место, поскольку оно оказывает влияние и на естественное и на социальное движение.

Используя различные признаки, выделяют несколько видов миграции населения . По целям, которые преследует население при перемещении из одного населенного пункта в другой, выделяют эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную миграции.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. В деловых поездках участвует трудоспособное население. Данный вид миграции отличается разнообразием состава участников и превосходит все остальные по масштабам.

Маятниковые (челночные) миграции представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учёбы) и обратно, расположенных в разных населенных пунктах. Участниками маятниковых миграций во многих странах является значительная часть городского и сельского населения. В основном, перемещения происходят между пригородами и городами.

В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений и даже превышают их. Этот вид миграции влияет количественно и качественно на трудовые ресурсы поселений - центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения.

В то же время маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых ограничен выбор рабочих мест.

Сезонные миграции - это перемещения, главным образом, экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции повышают реальный жизненный стандарт и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы.

Безвозвратный вид миграции (переселение) может быть назван миграцией в узком смысле этого слова. Ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной. Выделяют два условия, которым отвечает безвозвратная миграция:

  • население перемещается из одних населенных пунктов в другие (из миграции исключаются перемещения населения внутри населенных пунктов);
  • перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства (исключает возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные пункты).

В отличие от других видов миграции безвозвратная миграция является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.

Не всегда можно разграничить разные виды миграции, поскольку один из них может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. Так эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции могут быть предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства.

В соответствии с тем, совершается ли перемещение населения внутри страны или между странами, выделяют внутреннюю и внешнюю.

Внутренние миграции не влияют на общую численность населения страны, так как в них участвуют граждане данного государства, не меняя своего подданства, при этом, однако изменяется территориальное распределение населения.

Под воздействием внутренних миграций меняется так же демографическая структура. Они оказывают влияние на этнические процессы, воспроизводство населения, социальное движение и другие стороны жизнедеятельности населения различных территорий.

Внешние миграции оказывают влияние и на численность и на территориальное размещение населения, то есть на демографическую ситуацию, социальную обстановку, на рынок труда и другое. Это влияние является более сильным, чем от внутренних миграций, так как иностранные граждане являются носителями другой культуры, ориентированы на иные, чем у жителей данной страны, ценности.

Кроме того, эпизодическая, маятниковая, сезонная и безвозвратная миграция может быть как внутренней, так и внешней.

Необходимо отметить, что миграция воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций, которые выражают ее сущность и свойства этого явления. Выделяют общие функции миграции (ускорительную, перераспределительную, селективную) и специфические функции. К последним относятся экономическая и социальная функции, которые способствуют изменению условий жизнедеятельности населения.

Экономическая функция миграции населения в самом общем виде сводится к соединению со средствами производства рабочей силы и ее носителя - трудоспособного населения.

Социальная функция миграции населения всецело определяется уровнем экономического развития страны и проводимой ею политики. В этих рамках мигранты решают свои жизненные задачи - путем переселения стремятся улучшить свою жизнь.

Серьезным фактором социально-экономического развития территории является внешняя миграция. Она не только изменяет территориальное распределение, но и количественные и качественные характеристики населения, а, следовательно, и трудовых ресурсов, определенным образом влияет на экономику рассматриваемой территории.

При этом внешняя миграция может способствовать изменению возрастной структуры населения, поскольку среди мигрантов, как правило, преобладает население трудоспособного возраста, она воздействует на рынок труда региона, изменяя не только количественные характеристики трудовых ресурсов, но и качественные (рисунок 2).

Несомненно, внешняя миграция вносит изменения и в профессиональную структуру населения. Поскольку в миграцию вовлечены люди разнообразной квалификации, то изменяется и образовательный уровень трудовых ресурсов территории. Внешняя миграция воздействует и на подвижность местных трудовых ресурсов, поскольку может способствовать усилению конкуренции на рынке труда. Таким образом, внешняя миграция способна, так или иначе, изменить все основные характеристики трудовых ресурсов региона.

Воздействие миграции на социально-экономическое состояние территории может быть следующим :

Привлечение на работу высококвалифицированных иностранных специалистов позволяет экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых. По некоторым оценкам, чистый выигрыш от привлечения в страну «среднего» ученого, скажем, в области естественных наук составлял в 90-е годы более 500 тысяч долларов США.

Отток высококвалифицированной рабочей силы, напротив, может иметь негативные экономические последствия, которые связаны с потерей человеческого капитала, утраченными возможностями научно-технических достижений, упущенной экономической выгодой и др.

Трудовые мигранты, способствующие устранению дефицита рабочей силы, помогают осваивать новые территории и их природные ресурсы, осуществлять прогрессивные структурные изменения в экономике.

Приток рабочей силы в страну может повысить уровень концентрации трудовых ресурсов, способствовать кластеризации экономики, развитию территориально-производственных комплексов. В то же время, эмиграция способна уменьшить напряженность на рынке труда.

Рост занятости иммигрантов стимулирует увеличение числа квалифицированных рабочих мест еще и потому, что все они являются и потребителями. Переселенцам нужны дома и квартиры для проживания - значит, понадобится дополнительное строительство. Им необходимо питаться - возникнут новые рабочие места в сфере производства и реализации продуктов. Они добираются до места работы на общественном транспорте - нужны дополнительные водители и так далее. Так внешняя миграция воздействует и на размещение производительных сил общества.

В условиях трудодефицитной экономики иммиграция способствует конкуренции на рынках труда, повышению уровня требований к работнику и росту его образовательной и профессиональной подготовки, снижению уровня издержек производства и повышению конкурентоспособности национальной экономики благодаря привлечению более дешевой рабочей силы.

Когда миграция носит массовый характер - это свидетельствует не только о несоответствии между уровнем развития экономики и ростом численности населения, но также является и отражением внутренних противоречий общества, постоянно усугубляемых периодически повторяющимися кризисными ситуациями.

В экономическом смысле миграция представляет собой перемещение собственно рабочей силы, то есть «производительного богатства» страны, затратившей средства на профессиональную подготовку и обучение, в другие страны, которые используют эту рабочую силу, присваивая себе результаты ее труда.

Миграция рабочей силы, достигшая сегодня невиданных масштабов, - это не только особенность современного рынка труда, но и определенная черта мировой экономики в целом . В поисках лучших условий труда и более высокой его оплаты люди покидают родные места и ищут счастья в других странах.

Внешнюю миграцию традиционно рассматривают как фактор восполнения недостающих трудовых ресурсов, который способствует экономическому развитию принимающей территории. В то же время, существующие негативные социально-политические последствия миграции ставят под сомнение это позитивное воздействие.

В первую очередь, к таким последствиям относятся угроза терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма. Кроме того, с миграцией населения связывают увеличение безработицы, падение заработков коренного населения, повышение социальных расходов и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Реферат по дисциплине Теоретические основы экономической безопасности

На тему: Устойчиво-безопасное социально-экономическое развитие территории

Студента Мироненко Валерии

Научный руководитель

Резник Константин Николаевич

Москва, 2014

Определение устойчивого развития территории

XX век, ставший периодом беспрецедентного роста городов и систем расселения, выявил также потребность человечества в разработке и внедрении принципов устойчивого развития в области градостроительства и территориального планирования. Соответствующая концепция получила название «устойчивое развитие территорий», подразумевающее под собой обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Социально-экономическое развитие (СЭР) территории в основном смысле --это процесс повышения уровня жизни населения.

· Это увеличение количества и качества общественных и частных благ (товаров, работ, услуг) предоставляемых населению, в том числе и полученных при взаимовыгодном обмене с другими территориями.

· Кроме того, СЭР может предполагать увеличение количества и качества благ, предоставляемых этой территорией для целей более высоких уровней территориальной организации власти (на безвозмездной основе). Например, перераспределение финансовых средств между территориями при межбюджетных отношениях.

То есть, СЭР может предполагать конфликт между интересами территории и более высоких уровней власти.

Устойчивое социально-экономическое развитие территории предполагает выбор такого способа развития, при котором достижение его целей в настоящий момент способствует их достижению в будущем.

· Это рациональное и обоснованное использование потенциала территории, сохраняющее ресурсы, производственную базу и т.д. для будущих поколений.

· Кроме того, необходимы меры по развитию и увеличению потенциала территории.

То есть, возможен конфликт между текущим производством благ и сохранением ресурсного потенциала на будущее, между текущим потреблением и увеличением экономического потенциала территории.

Основные компоненты социально-экономического развития территории

Территория , чаще всего, представляет собой административно-территориальное образование в рамках государства (федеральный округ, группа субъектов федерации, субъект федерации, муниципальное образование) или муниципалитета (район города, отдельное поселение в муниципальном образовании и т.п.).

Потенциал территории --это способность природных и общественных структур на этой территории производить различные блага, необходимые для СЭР. Включает совокупность всех видов природных, материально-технических, человеческих и информационных ресурсов территории, а также потенциал их сочетания на территории и взаимодействия.

Критерий социально-экономического развития --это показатели, характеризующие уровень и степень достижения целей СЭР. Прежде всего, это уровень обеспеченности населения различными благами и мнение населения о достаточности этого уровня.

Субъекты социально-экономического развития --государства, их административно-территориальные единицы, муниципалитеты, коммерческие и некоммерческие организации и предприятия, общественные организации граждан и отдельные граждане, реализация целей которых ведет к СЭР территории.

Административно-территориальное устройство происходит по «принципу матрешки», вышестоящий уровень включает нижестоящий. СЭР вышестоящих уровней включает:

· СЭР нижестоящих уровней,

· выполнение целей СЭР, присущих только вышестоящему уровню.

Программа социально-экономического развития территории --это правовой документ, содержащий принципы, цели, задачи и мероприятия по СЭР территории. Программа обычно включает в себя следующие компоненты, структурированные по отраслям экономики и социальной сферы:

· анализ социально-экономического положения,

· социально-экономические проблемы,

· цели и задачи, критерии СЭР,

· стратегия СЭР --долгосрочные принципы, методы и приоритеты,

· мероприятия по СЭР и субъекты, ответственные за их реализацию,

· ресурсы, необходимые для реализации мероприятий СЭР и их источники,

· механизм контроля достижения целей СЭР и корректировки программы.

Уровень программы социально-экономического развития --это административно-территориальный уровень власти, реализующий программу СЭР (международный, государственный (федеральный и субъекта федерации), муниципальный (городской, районный, уровень территориального общественного самоуправления). Программа СЭР определенного уровня включает развитие нижестоящих уровней, и отдельные блоки по выполнению целей вышестоящего уровня.

Основные методологические проблемы разработки программ СЭР территории заключается в сочетании следующих принципов:

· федерализма, самостоятельности территорий и иерархического построения административно-территориальной системы,

· самодостаточности (автономии) территории и развития связей между ними,

· развития потенциала территории и увеличения уровня потребления,

· внутреннее использование ресурсов территории и перераспределение ресурсов в пользу других территорий и уровней административно-территориальной системы.

Взаимосвязь экономической безопасности и социально-экономического развития территории

градостроительство финансовый планирование

Экономическую безопасность можно рассматривать как одну из составляющих (подсистем) системы обеспечения устойчиво-безопасного социально-экономического развития территории.

В свою очередь, под устойчиво-безопасным социально-экономическим развитием (УБСЭР) территории понимается способность экономики территории сохранять устойчивую положительную динамику и векторность развития основных социально-экономических показателей без резких «скачков» и колебательных процессов, обеспечивать в ходе такого развития приемлемые показатели уровня экономической безопасности, поддерживать сбалансированность развития различных сфер жизнедеятельности на территории без «перекосов» в сторону отдельных сфер и иметь конечной целью постоянный рост благосостояния, а также улучшение качества и условий жизни проживающего на территории населения.

Список используемой литературы

Электронные ресурсы:

1. Wikipedia, статья «Устойчивое развитие».

2. Dissercat.ru, статья «Безопасность как фактор устойчивого развития».

4. Moluch.ru, статья « Интеллектуальные ресурсы как фактор обеспечения социально-экономического развития общества».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные проблемы развития сельской территории. Выработка мер, направленных на рост сельской экономики, улучшение экологической ситуации, уровня, качества жизни в сельской местности, преодоление социально-экономических различий между городом и деревней.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2013

    Понятие концепции устойчивого развития. Особенности устойчивого развития Тюменского региона. Основные проблемы в обеспечении устойчивости социально-экономического развития Тюменской области. Сценарии и прогноз социально-экономического развития области.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2015

    Основные принципы территориального планирования, его сущность и содержание, направления реализации на современном этапе. Базовые принципы и этапы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований, главные требования к ним.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2012

    Необходимость применения инструментов активизации инвестиционной деятельности на горных территориях как одного из ведущих факторов их устойчивого развития. Сохранение и развитие этнокультурного наследия. Приоритетные направления развития экономики.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2013

    Тенденции и динамика социально-экономического развития России в 2006-2008 гг. Анализ страны с точки зрения размещения ресурсов, климатических условий, эффективности экономического развития. Характеристика населения и основных экономических показателей.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2010

    История образования Елыкаевской территории, мероприятия среднесрочного плана социально-экономического развития. Задачи и виды экономической деятельности муниципального образования, структура органов местного самоуправления и динамика кадрового состава.

    отчет по практике , добавлен 17.12.2010

    Мировой финансово-экономический кризис и обострение проблем и противоречий в социально-экономическом развитии Украины. Необходимость системного перехода к инвестиционно-инновационной модели развития. Совершенствование регулятивной функции государства.

    реферат , добавлен 21.07.2010

    Концепт устойчивого развития: понятие, история. Проблема определения путей развития Украины. Воспроизводство национальной хозяйственной системы. Капитализация природного капитала в систему, ориентированную на управленческую парадигму устойчивого развития.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2013

    Миссия и приоритеты социально-экономического развития Томской области до 2030 года. Создание инновационного территориального центра "ИНО Томск". Повышение качества жизни и развитие социальной сферы. Оптимистический сценарий и его реализация в жизнь.

    реферат , добавлен 30.03.2016

    Понятие и сущность социально-культурных услуг. Изучение исторического аспекта развития сферы оказания услуг. Рассмотрение проблемы повышения экономической эффективности некоммерческих организаций в системе социально-экономических отношений Росии.

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Управление развитием ……………………………………………..5

1.1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы………………….5

1.2 Особенности управления развитием…………………………………..10

1.3 Факторы развития регионов……………………………………………13

Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов ……………15

2.1 Современные тенденции социально-экономического развития..…....15

2.2 Социально-экономическая устойчивость развития регионов………..20

Глава 3 Методы управления развитием территорий ...…………………..27

3.1 Управление развитием социальной сферы регионов…………....…....27

3.2 Мониторинг социально-экономического развития региона…………35

Заключение…………………………………………………………………......38

Список литературы…………………………………………………………….40

Введение.

Тема данного реферата была выбрана мной не случайно. В настоящее время экономика нашей страны находится в переходном, кризисном состоянии, однако следует констатировать тот факт, что этому состоянию уже приходит конец. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене. Социально-экономическое состояние российских регионов требует пристального и непрерывного наблюдения и изучения. Очевидно, что это состояние определяется многочисленными факторами, как объективными (макроэкономическими условиями, положением региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условия выхода из кризиса преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, расширяет возможности для тех видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:

Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются устаревшими и неадекватными методами, (сказывается наследие административно-командной системы управления). Наше государство вступило в совершенно новый этап экономических отношений, требующий пересмотра бывших традиций управления. Будущее процветание России заключено в грамотной и продуманной политике управления развитием регионов.

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.

Цель реферата - рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в реферате мною решаются следующие задачи:

1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов.

2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.

3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.

4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.

Глава 1 Управление развитием

1.1. Региональное развитие: цели, критерии, факторы.

Развитие - это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование.

Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Основной, интегральной целью социально-экономического раз­вития региона является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:

Повышение доходов, улучшение здоровья населения и по­вышение уровня его образования;

Создание условий, способствующих росту самоуважения лю­дей в результате формирования социальной, политической, эко­номической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

Увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учи­тываются при оценке степени социально-экономического разви­тия стран и регионов, однако в последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической науке и политичес­кой практике.

В качестве конкретных целей социально-экономического раз­вития региона также могут быть определены: уменьшение нище­ты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздо­ровление окружающей среды, обеспечение равенства возможно­стей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они мо­гут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель здоро­вье людей.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию.

Стандартным, наиболее традиционным способом оценки эко­номического развития региона является оценка уровня производ­ства (как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс разви­тия человека, разработанный в рамках "Программы развития " ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. Для расчета используются три показателя эко­номического развития:

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого насе­ления и средняя продолжительность обучения);

Величина душевого дохода с учетом покупательной способ­ности валюты и снижения предельной полезности дохода.

Индекс развития человека можно с успехом использовать для оценки развития регионов. Наряду с этим и другими крупномас­штабными показателями можно использовать более частные по­казатели развития региона. Среди них:

Национальный доход на душу населения;

Уровень потребления отдельных материальных благ;

Степень дифференциации доходов;

Продолжительность жизни;

Уровень физического здоровья;

Уровень образования;

Степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития реги­она. Среди долгосрочных целей обычно выделяются становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уров­ня жизни населения, включая уровень здравоохранения, образо­вания и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рас­сматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, как и меры по их достижению. Достижение краткосрочных целей, как правило, имеет отношение не столько к развитию, сколько к фун­кционированию, в то время как долгосрочные цели имеют непос­редственное отношение к развитию. В связи с этим целесообраз­но рассматривать задачи по достижению устойчивого функцио­ нирования и устойчивого развития региона.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактичес­ ких целей регионального развития выступают промежуточные зада­чи по изменению ситуации, неблагоприятной для развития, и созда­нию условий, необходимых для успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

Привлечение новых видов бизнеса;

Расширение существующего бизнеса;

Развитие малого бизнеса;

Развитие промышленности;

Развитие сферы услуг;

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического раз­вития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный продукт ВНП, валовой внутренний продукт - ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама